Особенности организации предпринимательской деятельности в туризме.
Заказать уникальную курсовую работу- 35 35 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 07.02.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 Основы предпринимательской деятельности в туризме
1.1 Компоненты спроса и предложения туристского рынка
1.2 Специфика маркетинга услуг туризма
2 Специфика развития туроператорской и турагентской деятельности
2.1 Особенности туристских услуг и виды турпредпиятий
2.2 Взаимоотношение субъектов туризма
Заключение
Список использованной литературы
К примеру, планы городов, карты метро, сувениры, туристское снаряжение и т.п.
Тур - это формируемый комплекс основных и дополнительных услуг, предоставленных туристу в зависимости от целей путешествия.
За рубежом стандартный комплекс услуг, предоставляемый туристу в зависимости от цепей путешествия, называют пэкидж-туром. Следует заметить, что уровень спроса на них существенно различается по странам. Наиболее популярны пэкидж-туры в Бельгии, Люксембурге, Германии, Нидерландах, Великобритании и Дании, где их доля составляет 25-38% от общего количества путешествий. В Греции, Испании и Италии уровень спроса на них ниже и не превышает 30%.
Туристские организации по желанию клиента могут разработать и сформировать специальный тур по индивидуальному заказу. Такой комплекс услуг получил название эксклюзив-тур. Это довольно дорогостоящие и элитные услуги. В России они часто привлекают туристов благодаря действию «эффекта снобизма» или «эффекта Веблена», проявляющегося в том, что высокие цены являются стимулом спроса, демонстрацией престижа и благосостояния.
Имущественное право на тур, предназначенное для реализации туристу, называется туристский продукт (турпродукт).
Качество турпродукта формируют разнообразные факторы, что является следствием его сущности, поскольку туристский продукт - это совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предприятий.
Туристские предприятия традиционно делятся на две категории:
туроператоры
турагенты.
Организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по формированию, продвижению и реализации турпродукта, относятся к туроператорам. Организация или гражданин-предприниматель, осуществляющие на основании лицензии деятельность по продвижению и реализации туристского продукта, относятся к турагентам. Согласно определениям, приведенным выше, отличие между ними состоит лишь в том, что туроператоры, кроме деятельности по продвижению и реализации туристского продукта, еще и формируют этот продукт.
За словом «формирование» стоит огромный труд по поиску зарубежных и отечественных партнеров, выбору гостиниц, подбору экскурсий, переговорам с авиакомпаниями, работой на выставках, точный расчет количества бронируемых мест в гостиницах и на авиарейсах, выпуск каталогов, работа по поиску и отбору агентств.
Другими словами, туроператор «собирает» из различных услуг - оформление визы, перелет, трансфер, гостиница, страховка, экскурсии и т.п. - некий продукт, или турпакет, продвигает его на рынок и реализует непосредственно клиентам или турагентам. А турагентство - это фирма-посредник между туроператором и клиентом. Хотя в последнее время кроме посреднических функций они вынуждены производить свои услуги, добавляя их к основной программе тупоператора.
В законодательствах стран с развитым туризмом существуют более четкие определения турагентов и туроператоров. Например, в рекомендациях ЕС «Положения к закону, регулирующему контрактную организацию путешествий и посреднический контракт путешествия» конкретизировано, что турагент - это розничное предприятие, а туроператор - оптовое.
К основным функциям туроператора относятся:
изучение потребностей потенциальных туристов на туры и туристские программы;
составление перспективных программ обслуживания туров;
взаимодействие с поставщиками услуг;
расчет стоимости тура и определение цены;
реализация туров;
методическое обеспечение туров;
обеспечение туристов необходимым инвентарем и специальным снаряжением, сувенирной продукцией;
подготовка, подбор и назначение специалистов на маршруты путешествий (экскурсоводы, инструкторы, гиды-переводчики и т.п.);
рекламно-информационная работа по продвижению туристского продукта к потребителям;
контроль за качеством, надежностью и безопасностью туристского обслуживания.
2.2 Взаимоотношение субъектов туризма
Согласно статистике, в настоящее время в России насчитывается около 12000 турфирм (около 320 - в Санкт-Петербурге). Из них фирм, формирующих туристский пакет, или туроператоров, порядка 200-300, однако лишь единицы занимаются операторской деятельностью в классическом смысле этого слова. Подавляющее же большинство фирм выступает лишь как оптовики, покупающие у зарубежных операторов туристский продукт и прибавляющие к нему часть услуг, прежде всего транспортную составляющую. Такая ситуация вполне закономерна. Дело в том, что отечественные туроператоры действуют на мировом рынке, где их конкуренты — давно сложившиеся компании, имеющие обороты в сотни миллионов долларов.
Осуществление туристских операций предполагает определенные отношения между туристами (потребителями туристских услуг) и туристскими фирмами (их производителями и реализаторами), а также отношения последних с различными организациями (гостиницами, транспортными, страховыми компаниями и т.д.), обеспечивающими исполнение услуг.
Система отношений главных субъектов международного туристского бизнеса представлена на рисунке 2.
Туроператорские предприятия чаще всего организуют связь с потребителями их продукта через турагентов. Последние на договорной основе получают права от туроператоров на реализацию сформированного турпродукта.
Рисунок 2. Взаимоотношения субъектов туризма
Набор функций турагента зависит от соглашения с туроператорским предприятием. В некоторых случаях большинство функций туроператора может выполняться агентским предприятием.
Процесс взаимоотношений между туроператором и турагентом в общем случае имеет вид:
публичная оферта туроператора;
заключение договора между туроператором и турагентом;
рассылка туроператором предложений в виде прайс-листов и рекламных материалов;
заявка турагента о бронировании туристского продукта;
подтверждение заявки туроператором и выставление счета;
оплата счета турагентом и передача туроператору заграничных документов и иных необходимых документов туриста (в случае оформления въездных виз в страну путешествия).
Следует отметить, что работа в качестве агента без организации собственных туров целесообразна лишь на начальном этапе деятельности турфирмы. По мере расширения сферы работ турфирмам экономически выгоднее одновременно заниматься агентской и операторской деятельностью. Например, санкт-петербургский турагент договаривается с московским туроператором и «поднимает» чартеры из Санкт-Петербурга в Италию. При этом другие агентства Санкт-Петербурга продают его путевки. В таком случае фирма выступает как туроператор по данному направлению. Возможен и другой вариант, он аналогичен первому с той разницей, что если фирма сама не «поднимет» весь чартер, то может его поделить с одной или несколькими турфирмами Санкт-Петербурга, выкупив не весь самолет, а только блок мест в нем.
Таким образом, как самостоятельная отрасль экономики туризм обладает своим особым продуктом – туристской услугой. Ее основными характеристиками являются: неразрывность производства и потребления, неосязаемость и несохраняемость. Реализацией этого продукта занимается на рынке два вида фирм – туроператоры и турагенты. Основной разницей между ними является то, что туроператоры, в отличие от турагентов занимаются еще и формированием турпродукта. Вся сложная сеть взаимоотношений между фирмами на рынке и между потребителями и фирмами и составляет индустрию туризма.
Заключение
В настоящее время во всем мире туристская индустрия является одной из самых перспективных и быстро развивающихся отраслей экономики, которая приносит странам немалый доход и создает огромное количество рабочих мест. Несмотря на кризис 2001 года сейчас рынок туристских услуг продолжает расти и спрос на эти услуги в будущем по прогнозам специалистов не упадет.
Россия обладает огромным потенциалом в этой области, но в настоящее время не получает всех возможных доходов от туризма. Это связано с целым рядом факторов, но в первую очередь с недостаточной развитостью и диверсифицированностью этого рынка и отсутствием достаточного уровня сервиса. Для преодоления этих проблем Правительством РФ была разработана концепция развития туризма, которая в настоящее время воплощается в жизнь. Насколько это будет успешно – нам еще предстоит увидеть.
Изначально при написании данной курсовой работы нами была поставлена цель - выявить особенности организации предпринимательской деятельности в туризме.
В рамках этой цели необходимо было решить следующие задачи:
определить компоненты спроса и предложения туристского рынка;
определить специфику маркетинга туристских услуг;
рассмотреть особенности туристских услуг и виды туристских предприятий;
В целом, туристский рынок можно охарактеризовать с двух сторон – со стороны спроса и со стороны предложения. При этом для характеристики используются сегментирование рынка (по разным признакам для предложения и спроса) и экономические характеристики, такие как объем, развитость, дифференцированность и т.д.
Как и любая другая самостоятельная отрасль экономики туризм обладает своим особым продуктом – туристской услугой. Ее основными характеристиками являются: неразрывность производства и потребления, неосязаемость и несохраняемость. Реализацией этого продукта занимается на рынке два вида фирм – туроператоры и турагенты. Основной разницей между ними является то, что туроператоры, в отличие от турагентов занимаются еще и формированием турпродукта. Вся сложная сеть взаимоотношений между фирмами на рынке и между потребителями и фирмами и составляет индустрию туризма.
Маркетинговый анализ играет очень важную роль при не только при выдвижении нового турпродукта, но и при реализации уже существующего. Без точной и полной информации о состоянии рынка, которую можно получить с помощью такого анализа фирма может недополучить прибыль или даже получить убытки.
Формирование качественного турпродукта зависит от различных факторов и является следствием его сущности, поскольку туристский продукт - это совокупность сложных элементов, удовлетворяющая потребности туристов во время путешествий и представляющая собой результат усилий многих предприятий.
За словом «формирование» стоит огромный труд по поиску зарубежных и отечественных партнеров, выбору гостиниц, подбору экскурсий, переговорам с авиакомпаниями, работой на выставках, точный расчет количества бронируемых мест в гостиницах и на авиарейсах, выпуск каталогов, работа по поиску и отбору агентств. Именно это и является организацией деятельности в сфере туризма.
Список использованной литературы
Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. – М.: Феникс, 2003.
Демьяненко С. Основы бизнес-планирования туристской фирмы. – М.: Советский спорт, 2002.
Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. Пер. с польск. – М.:Финансы и статистика, 2003.
Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2001.
Жукова М. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Исмаев Д. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм. Учебное пособие для вузов. – М.: Мастерство, 2002.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. – Минск: Новое знание, 2001.
Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Котлер Ф. И др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998.
Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89, 1997.
Сенин В. С. Введение в туризм: Учебное пособие. – М., 1993.
Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
Солодухина О.И. Менеджмент туризма: Финансы и бухучет в туризме. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
16. Чудновский А. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник. – М.: Экмос, 2000.
Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2001.
Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Сенин В. С. Введение в туризм: Учебное пособие. – М., 1993.
Чудновский А. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник. – М.: Экмос, 2000.
Солодухина О.И. Менеджмент туризма: Финансы и бухучет в туризме. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89, 1997.
Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
Котлер Ф. И др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998.
Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2001.
Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Жукова М. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2003.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. – Минск: Новое знание, 2001.
Котлер Ф. И др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998.
Исмаев Д. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм. Учебное пособие для вузов. – М.: Мастерство, 2002.
Демьяненко С. Основы бизнес-планирования туристской фирмы. – М.: Советский спорт, 2002.
Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. – М.: Феникс, 2003.
Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. – М.: Феникс, 2003.
Демьяненко С. Основы бизнес-планирования туристской фирмы. – М.: Советский спорт, 2002.
Котлер Ф. И др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998.
Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. Пер. с польск. – М.:Финансы и статистика, 2003.
Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. – Минск: Новое знание, 2001.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. – Минск: Новое знание, 2001.
Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. – Минск: Новое знание, 2001.
Неосязаемость
Неразрывность производства и потребления
Несохраняемость
Авиакомпании, железные дороги, другие транспортные организации по доставке туристов к месту пребывания
Гостиница (мотель, кемпинг, гостевой дом, коттеджи, турбаза и т.п.)
Транспортные организации в местах пребывания туристов
Туроператор по приему
Туроператор
Страховщик
Гиды-переводчики, экскурсоводы, сопровождающие, проводники и т.п.
Туроператор
Турагент
Отделы виз посольств
Организация культуры, отдыха, развлечения, спорта, образования, питания, охраны и т.п.
1.Гостиничное и ресторанное дело, туризм. Сборник нормативных документов. – М.: Феникс, 2003.
2.Демьяненко С. Основы бизнес-планирования туристской фирмы. – М.: Советский спорт, 2002.
3.Енджейчик И. Современный туристский бизнес. Экостратегии в управлении фирмой. Пер. с польск. – М.:Финансы и статистика, 2003.
4.Ефремова М.В. Основы технологии туристского бизнеса: Учебное пособие. – М.: Ось-89, 2001.
5.Жукова М. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и статистика, 2003.
6.Исмаев Д. Маркетинг иностранного туризма в Российской Федерации. Теория и практика деятельности туристских фирм. Учебное пособие для вузов. – М.: Мастерство, 2002.
7.Кабушкин Н.И. Менеджмент туризма: Учебное пособие для вузов. – Минск: Новое знание, 2001.
8.Квартальнов В.А. Теория и практика туризма. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
9.Квартальнов В.А. Туризм: Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2002.
10.Котлер Ф. И др. Маркетинг. Гостеприимство и туризм. – М.: ЮНИТИ, 1998.
11.Менеджмент туризма. Туризм как вид деятельности: Учебное пособие для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2002.
12.Сапрунова В.Б. Туризм: эволюция, структура, маркетинг. – М.: Ось-89, 1997.
13.Сенин В. С. Введение в туризм: Учебное пособие. – М., 1993.
14.Сенин В.С. Организация международного туризма. - М.: Финансы и статистика, 1999.
15.Солодухина О.И. Менеджмент туризма: Финансы и бухучет в туризме. Учебник. – М.: Финансы и статистика, 2003.
16. Чудновский А. Гостиничный и туристический бизнес. Учебник. – М.: Экмос, 2000.
Вопрос-ответ:
Какие основные компоненты влияют на спрос и предложение на туристский рынок?
Основными компонентами, влияющими на спрос и предложение на туристский рынок, являются туристические услуги, туристские объекты, туристическая инфраструктура и условия пребывания. Спрос на туристические услуги зависит от многих факторов, таких как экономическое положение населения, доступность и цены на услуги, сезонность, реклама и имидж туристического направления. Предложение формируется на основе наличия туристических объектов, развитой инфраструктуры и качественных условий пребывания.
Чем особенно отличается маркетинг услуг туризма от маркетинга других видов услуг?
Маркетинг услуг туризма обладает несколькими особенностями, в отличие от маркетинга других видов услуг. Во-первых, туристические услуги имеют свою специфику, так как они нематериальны и не могут быть оценены заранее. Во-вторых, маркетинг услуг туризма связан с продвижением конкретных туристических направлений и привлечением целевой аудитории. В-третьих, маркетинг услуг туризма требует большого количества информации и распространения ее среди потенциальных туристов.
В чем заключаются особенности туристских услуг и какие виды турпредприятий существуют?
Особенности туристских услуг включают разнообразие форм и видов отдыха, индивидуальный подход к каждому клиенту, большую долю персонализации, различные дополнительные услуги (экскурсии, трансферы, проживание и т.д.) и сроки оказания услуг. Виды турпредприятий включают турагентские фирмы, туроператоры, туристические агентства, туристические информационные центры и другие.
Какие компоненты влияют на спрос и предложение на туристский рынок?
Компоненты, влияющие на спрос и предложение на туристский рынок, включают факторы, такие как экономическая ситуация, политическая стабильность, климатические условия, культурные и исторические достопримечательности, инфраструктура и уровень развития туристической отрасли в конкретной стране или регионе.
Чем отличается маркетинг в сфере услуг туризма?
Маркетинг в сфере услуг туризма отличается тем, что вместо конкретного продукта предлагается опыт или эмоциональное впечатление. Это требует более тщательного планирования и продвижения, а также учета потребностей и предпочтений разных видов туристов.
Какие особенности есть у туроператорской и турагентской деятельности в туризме?
Особенности туроператорской и турагентской деятельности в туризме включают взаимодействие с клиентами, организацию туров, бронирование и продажу туристских услуг, а также работу с различными поставщиками услуг и контроль качества предоставляемых услуг.
Какие виды туристских услуг существуют?
Виды туристских услуг включают организацию туров, бронирование и продажу авиабилетов, размещение в гостиницах, трансферы, экскурсии, аренду автомобилей, страхование, визовую поддержку и др.
Каковы взаимоотношения между субъектами туризма?
Взаимоотношения между субъектами туризма включают партнерство и взаимодействие между туроператорами, турагентами, гостиницами, авиакомпаниями, транспортными компаниями, государственными органами, местными сообществами и другими участниками туристского рынка.
Какие основные компоненты спроса и предложения в туристском рынке?
Основными компонентами спроса в туристском рынке являются потребительские запросы на различные виды туристических услуг, таких как туры, отдых на курортах, экскурсии и т.д. Основными компонентами предложения являются туристические компании, которые организуют и предоставляют эти услуги. Также важными компонентами предложения являются различные объекты туристической инфраструктуры, такие как гостиницы, рестораны, музеи, парки и т.д.
Какой спецификой обладает маркетинг услуг в туризме?
Специфика маркетинга услуг в туризме заключается в том, что он ориентирован на продвижение и реализацию туристических продуктов и услуг. Из-за особенностей туристического рынка, где спрос и предложение складываются в большей степени на основе эмоциональных и личных предпочтений потребителей, маркетинг в туризме должен быть нацелен на создание и продвижение уникальных, привлекательных и неповторимых туристических продуктов, а также на учет чувств и эмоций потенциальных клиентов.
Какие особенности имеют туроператорская и турагентская деятельность?
Туроператорская деятельность предполагает организацию и продажу туристических пакетов, которые включают различные услуги для туристов: перелеты, проживание, питание, экскурсии и т.д. Такие пакеты туристических услуг могут быть проданы через турагентов или напрямую. В отличие от туроператора, турагентская деятельность состоит в посредничестве между туристами и туроператорами, организации продажи туристических пакетов, бронирования отелей, билетов и других услуг.
Какие компоненты влияют на спрос и предложение на туристском рынке?
Спрос и предложение на туристском рынке зависят от нескольких компонентов. Спрос включает в себя такие факторы, как потребности и предпочтения туристов, их доходы, время отпуска и доступность туристической инфраструктуры. Предложение включает в себя такие факторы, как количество и разнообразие туристических услуг, наличие достопримечательностей и развитие туристической инфраструктуры в конкретной регионе.