Правление Екатерины II
Заказать уникальный реферат- 15 15 страниц
- 0 + 0 источников
- Добавлена 31.01.2007
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА I. ВОСШЕСТВИЕ НА ПРЕСТОЛ
ГЛАВА II. НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ
ГЛАВА III. СУЩНОСТЬ ЕКАТЕРИНИНСКИХ РЕФОРМ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Предпринята была кампания с целью завоевать народное доверие и сочувствие. Эта кампания велась выходами, поездками, разговорами, но более всего указами и манифестами.
Настоящей сенсацией стал манифест от 6 июля, объявленный Екатериной в Сенате. Ничего подобного в русской истории еще не было. В манифесте обстоятельно описывались причины ее восшествия на престол и – впервые – задачи нового царствования. «Отечество вострепетало, - говорилось в нем, - видя над собою государя и властителя, который всем своим страстям прежде повиновение рабское учинил и с такими качествами воцарился, нежели о благе вверенного себе государства помышлять начал…»
Манифест, редактором которого был Н.И. Панин, обличал и бичевал «не злосчастную случайность», а сам строй Русского государства. «Самовластие, - гласил он, - не обузданное добрыми и человеколюбивыми качествами в государе, владеющем самодержавием, есть такое зло, которое многим пагубным следствиям непосредственно бывает причиною…»
«Никогда еще русская власть с высоты престола так откровенно не вещала своему народу такой печальной истины, - писал В.О. Ключевский. - …Раньше власть только требовала от народа, используя силу и угрозу, теперь она видит свою цель в «народном благе и за славу себе вменяет жертвовать собой для народа». Общественное мнение провозглашается законным политическим фактором, органом народного голоса.…Доселе единственным двигателем этой жизни, призванном в единственном основном законе империи, в уставе Петра Великого о престолонаследии, была всевластная воля государя, личное усмотрение. Екатерина объявила в манифесте, что самодержавное самовластие само по себе без случайной, необязательной узды добрых и человеколюбивых качеств есть зло, пагубное для государства. Торжественно были обещаны законы, которые указывали бы всем государственным учреждениям пределы их деятельности. Начиная с 6-го июля настойчиво заявляется о происхождении и целях нового правительства, о его намерениях и заботах, о том, как оно понимает свои задачи и свое отношение к народу…Ее указы – чаще изложение оснований общежития, уроки политического благонравия или обличения чиновничьих и общественных пороков, чем повелительные законы; они больше просвещают умы и наклоняют волю к добру, чем предписывают действия или устанавливают отношения…Разум и совесть призываются вместо судьи и судебного пристава. Делается попытка перевоспитать государевых холопьев и граждан государства, и в воспитательных уроках с ними обходились как с благовоспитанными гражданами…»
Вступив на престол, Екатерина II видит себя в роли просвещенной монархини и. Естественно, становится проводником передовых идей французских философов в России.
В указах и манифестах все настойчивей обращаются к «разуму народа» и к «добронравию». В ход пошли слова «Отечество», «человечество», «граждане», «человеколюбие», «попечение о благе общем». Особенно любимыми стали слова «общество» и «род человеческий».
Начинается постепенный и сложный процесс смягчения государственной власти и раскрепощения населения. Резко ограничиваются пытки и ликвидируются Розыскной приказ. На невинных родственников преступника теперь не распространяются арест и другие меры наказания – отвергается причастность к преступлению лишь на основании родственных связей с преступником. Резко ограничивается и конфискация имущества на том основании, «чтобы не оставить его детей и жену без пропитания».
В корне меняется отношение к вопросам просвещения, под которым имеются ввиду не только школы, книги, образование, но и целая система реформ в экономической, политической, правовой, военной, культурной и духовной сферах. Если при Петре I вопросы просвещения носили служебный, подчиненный характер, то теперь просвещение признается нужным само по себе. Его целью является не государственная нужда в тех или иных работниках, а сам человек! В соответствии с идеями века задачей просвещения становится облагораживание человеческой природы и указывается, что истинное просвещение должно не только развивать умы, но и воспитывать добронравие. Двор Екатерины II превращается в штаб-квартиру просвещенных людей, и просветительское движение по призыву власти охватывает всю Россию.
Огромными тиражами издаются книги и учебники. Их количество достигло 85% всех изданий в XVIII веке. Разрешаются частные типографии, и появляются первые журналы. Повсеместно открываются гимназии и училища, университет в Казани, смольный институт, Академия Художеств. «Из сострадания к ближним» пышным цветом растет благотворительность, и учреждаются всякого рода воспитательные дома.
В результате «пробуждения умов» по призыву власти в среде дворян, купцов и разночинцев постепенно вырабатывается тот гуманный, внутренне свободный интеллектуальный слой просвещенных людей, которому предстояло сыграть выдающуюся роль в истории и культуре этого и следующего столетия.
«Пробуждение умов» дает мощный толчок развитию науки, искусства, литературы. Русская культура по праву занимает одно из первых мест в сокровищнице духовных ценностей человечества. Ни одна нация в столь короткий срок не дала миру такого созвездия выдающихся талантов. И хотя это царствование называют «золотым веком дворянства», по справедливости оно должно войти в историю как «век Просвещения».
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Нельзя не удивляться необыкновенным успехам императрицы Екатерины . В 1767 году собранное ею в Москве представительное собрание поднесло ей, между прочим. Титул «великой». Екатерина не употребляла этого титула, и он не удержался за ней в потомстве так, как удержался за Петром Великим. Но когда речь идет о великих приобретениях императрицы Екатерины, многие дают ей этот исключительный титул, потому что в своей внешней политике Екатерина была прямой продолжательницей Великого Петра.
Царствование императрицы Екатерины II было одним из самых замечательных в русской истории. Екатерину часто называют продолжательницей Петра Великого как за внутренние реформы ее времени, так и за крупные завоевания, ею совершенные. Внутри государства Екатерина вела замечательные законодательные работы, преобразовала губернское управление, дала самоуправление сословиям, дворянскому и городскому, и определила их права.
Во внешней политике Екатерина достигла огромных успехов: после ряда войн она приобрела Крым и северные берега Черного моря; возвратила России русские области Речи Посполитой и присоединила Курляндию. За ее колоссальные достижения ей присваивается иногда титул Великой.
В культурном отношении эпоха императрицы Екатерины II не менее замечательна. Правительство Екатерины было просвещенным, либеральным и гуманным. Широкое образование и философские идеи государыни оказали влияние не только на законодательство и политику, но и на литературное движение ее времени. «Век Екатерины» имеет определенную физиономию не только в государственной истории России, но и в истории русской литературы.
2
Вопрос-ответ:
Что было основной целью кампании Екатерины II после восшествия на престол?
Основной целью кампании Екатерины II после восшествия на престол было завоевание народного доверия и сочувствия.
Какова была роль указов и манифестов в кампании Екатерины II?
Указы и манифесты играли важную роль в кампании Екатерины II, они использовались для объяснения причин ее восшествия на престол и пропаганды ее реформ.
Что было особенным в манифесте от 6 июля, объявленном Екатериной II в Сенате?
Манифест от 6 июля был особенным, так как в нем детально описывались причины восшествия Екатерины II на престол. Это было впервые в русской истории, когда подобное было сделано.
Какие преимущества и недостатки могли быть у кампании Екатерины II?
Преимуществом кампании Екатерины II было то, что она позволила завоевать народное доверие и сочувствие. Однако, недостатком была возможность использования указов и манифестов для пропаганды и манипуляции.
Какие еще средства были использованы Екатериной II в кампании?
В кампании Екатерины II были использованы такие средства, как выходы, поездки и разговоры. Однако, основную роль играли указы и манифесты.
Как Екатерина II завоевала народное доверие и сочувствие?
Екатерина II провела кампанию, в которой использовала выходы, поездки, разговоры, указы и манифесты. Одним из ключевых событий этой кампании был манифест от 6 июля, объявленный в Сенате, в котором она описала причины своего восшествия на престол.
Какое значение имел манифест от 6 июля, объявленный Екатериной II в Сенате?
Манифест от 6 июля был сенсационным событием в русской истории. В нем подробно описывались причины восшествия Екатерины II на престол и впервые предлагались конкретные реформы.
Что предприняла Екатерина II для завоевания народного доверия?
Екатерина II провела обширную кампанию, которая включала выходы, поездки, разговоры и издание указов и манифестов. Одним из главных событий этой кампании был манифест от 6 июля, в котором она описала свои причины восшествия на престол и предложила реформы.
Что нового появилось в манифесте от 6 июля, объявленном Екатериной II?
Манифест от 6 июля представлял собой сенсацию в русской истории. В нем детально описывались причины восшествия Екатерины II на престол и впервые предлагались конкретные реформы.
Какие последствия привел манифест от 6 июля, объявленный Екатериной II в Сенате?
Манифест от 6 июля имел большое значение в русской истории. Он содействовал завоеванию народного доверия и сочувствия, а также предлагал конкретные реформы.