Зарубежный опыт стратегического управления городским хозяйством.
Заказать уникальный реферат- 27 27 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 17.05.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение
1 История развития стратегического управления городским хозяйством
2 Стратегическое управление городским хозяйством в США
3 Современная практика стратегического управления городским хозяйством в Западной Европе
4 Сравнительный анализ опыта организации стратегического управления за рубежом
Заключение
Список литературы
В Великобритании вопросы управления развитием городов регулируются центральным правительством и в процесс управления развитием городов могут вноситься изменения. В Великобритании стратегическое управление развитием городов еще не получило широкого распространения. В то же время, в отдельных городах наблюдается переход к элементам стратегического управления. Первыми городами Великобритании, приступившими к стратегическому планированию своего развития, стали Глазго, Эдинбург, Бирмингем.
Классическим примером организации стратегического управления развитием города является опыт г. Мюнхена (Германия). Планирование в Мюнхене способствовало послевоенному и современному развитию города. Планы развития города принимались в 1963, 1975, 1983 и 1997 гг.
В 1991 г. был образован Департамент труда и экономики, который дополнительно к общему плану развития города и согласованно с ним разработал в 1994 и 1998 гг. концепции стратегического развития экономики города.
Первоначально в конце 1950-х гг. Городским советом Мюнхена был принят ряд отдельных планов, среди которых - План экономического развития и Генеральный план развития транспорта. В виде отдельных составных частей они были интегрированы в План развития города 1963 г.
Данный план был разработан на 30 лет. Главная идея плана состояла в создании «метрополии мирового значения, являющейся высокоразвитым центром». План убедительно раскрывал перспективы развития города, а также указывал, что для этого требуется сделать.
Основная идея плана 1975 г. - «Город в равновесии»: жилье, транспорт, свободное время, занятость. План включал следующие главы, отражающие основные сферы развития города: население; оригинальность и облик города; полицентрическое развитие города; жилье; экономика; социальная сфера; образование; свободное время; отдых, спорт и культура; инфраструктура; транспорт; региональные связи.
План 1975 г. разрабатывался с учетом достижений плана 1963 г. Впервые в Германии в этом плане кроме пространственного и экономического факторов - учитывалось социальное развитие города.
Глава «Упорядочение пространства» является основной, в ней в качестве цели определено «полицентрическое» развитие города. В главе «Население» был приведен демографический прогноз, рассмотрена структура населения и прогнозы его размещения по территории города. Глава «Экономика» сдержала цели количественного, структурного и пространственного развития экономики города. В главе «Транспорт» была сформулирована идея сворачивания использования индивидуальных транспортных средств и отдавался приоритет городскому общественному транспорту. Глава «Социальная сфера» отражала политику в области городской социальной инфраструктуры. Другие главы не содержали значительных изменений в тенденциях развития и существующей стратегии развития города.
План развития города 1983 г. являлся продолжением плана 1975 г. Такие главы плана как «Пространственное оформление и облик города», «Транспорт», «Социальная сфера» базировались на идеях плана 1975 г. и не содержали принципиально новых предложений о будущем развитии города.
Таким образом, в Мюнхене сохранялась определенная преемственность в планировании городского развития, которая оказала благотворное влияние на реализацию проектов и достижение долгосрочных целей развития.
В 1994 г. впервые была разработана «Стратегическая концепция экономического развития Мюнхена». С тех пор работа над последующими экономическими стратегиями повторяется один раз в четыре года.
Первая указанная стратегия была разработана Департаментом труда и экономики, последующие — с участием торгово-промышленной палаты, научных организаций, других департаментов городского управления, представителей малого бизнеса.
Опыт Мюнхена показывает, что развитие города придерживается определенного порядка стратегического планирования. Работа над стратегией в Мюнхене была организована в несколько этапов, выполняемых в определенной последовательности (см. рис. 1.).
Рисунок 1 – Этапы разработки стратегии развития Мюнхена
Стратегические планы развития города Мюнхена разрабатывались как на короткий, так и на длительный период. Долгосрочные планы конкретизировались в краткосрочных специализированных планах. Реализация планов сопровождалась их мониторингом и корректировкой.
Таким образом, в силу наличия в зарубежных городах разных условий, приоритетные направления в стратегиях и политике отдельных городов существенно различаются. Основные направления развития в стратегиях европейских городов могут быть сведены в несколько групп.
Совершенствование инфраструктуры.
Поддержка промышленности.
Распространение передовых технологий и развитие новых отраслей.
Содействие занятости.
Поддержка сферы профессионального образования.
Поддержка туризма.
Внутрирегиональная кооперация.
Маркетинг города
Содействие малым и средним предприятиям.
Ранжируя рассмотренные направления экономической политики, большинство европейских городов наивысший приоритет отдали деятельности по созданию рабочих мест. Далее следует приоритет таких направлений, как привлечения международных инвестиций и реализации локальных проектов реконструкции целевых территорий. Затем по степени значимости идут обучение рабочей силы, внутрирегиональное сотрудничество, распространение технологий и поддержка малого и среднего бизнеса.
4 Сравнительный анализ опыта организации стратегического управления за рубежом
Сравнительный анализ рассмотренного опыта организации стратегического планирования зарубежных городов показывает, что организация стратегического управления развитием в различных городах имеет как значительные сходства, так и различия по многим анализируемым параметрам (табл. 2).
Таблица 2 – Сравнительные характеристики стратегического планирования зарубежных городов
Параметры для сравнения Нью-Йорк Мюнхен Вильнюс Наименование планового документа Городская политика Перспективный Мюнхен Официальный план развития г. Вильнюса Стратегическая цель развития города Цель по развитию города не устанавливается Продолжительное развитие города под лозунгом «компактный, урбанистический, зеленый» Развитие столицы как важнейшего политического, культурного, научного, образовательного, делового и туристического центра страны. Основные направления развития города План содержит три модели будущего модель сильного, слабого, умеренного роста, модель смешанного типа Содействие занятости. Компактное развитие города за счет повторного использования и уплотнения пространства. Усиление конкурентоспособности экономики. Усиление внимания к городской социальной политике. Усиление региональной кооперации. Сохранение визуального образа города. Повышение качества городских услуг. Интеграция в структуру восточно- и центральноевропейских стран. Стабильное развитие города и пригородов Развитая структура городского хозяйства. Здоровая и безопасная социальная среда. Экономическое развитие города Город как центр досуга горожан. Использование и сохранение городских памятников культуры. Повышение качества жизни. Развитие промышленной и инженерной
инфраструктуры. Развитие транспортной системы в соответствии с потребностями городского хозяйства. Горизонт планирования 10,15,20 лет Нет данных 17 лет Головной разработчик плана Группа
стратегического планирования Департамента по планированию города Департамент труда и экономики Городской совет Орган, утверждающий план Городская Комиссия по планированию Городской совет Городской совет Форма реализации плана Стратегии, планы, бюджеты Флагманские проекты Инвестиционные программы Источники финансирования реализации плана Бюджетные источники Инвестиции Инвестиции Бюджетные
источники
Инвестиции В анализируемых городах субъектами стратегического управления развитием являются исполнительные и представительные органы местного самоуправления. Горизонты планирования формируются, начиная с десятилетнего периода. Источниками финансирования планов являются как бюджеты городов, так и привлекаемые инвестиции, что требует согласования процессов управления функционированием и развитием города.
Различия в стратегическом управлении развитием городов в разных странах объясняется не только отличиями самих городов, так и тем, что на их развитие оказывают влияние экономические, социальные, культурные и другие внешние факторы, характерные для каждой отдельной страны. В целом целенаправленное управление развитием городов в настоящее время находится на стадии накопления эмпирического опыта.
Заключение
Города, как форма поселения людей, существуют с древних времен. Первые известные попытки территориального планирования городов были отмечены в Египте в начале II-го тысячелетия до н.э. и первым документом, который позволил осуществить целенаправленное управление развитием города, был план города. В дальнейшем этот метод управления развитием городов стал основным и постоянно совершенствовался. Особенности исторического развития различных государств оказали влияние на степень, разработанности и способы применения планирования при управлении развитием городов.
Сравнительный анализ рассмотренного опыта организации стратегического планирования зарубежных городов показывает, что организация стратегического управления развитием в различных городах имеет как значительные сходства, так и различия по многим анализируемым параметрам.
Различия в стратегическом управлении развитием городов в разных странах объясняется не только отличиями самих городов, так и тем, что на их развитие оказывают влияние экономические, социальные, культурные и другие внешние факторы, характерные для каждой отдельной страны. В целом целенаправленное управление развитием городов в настоящее время находится на стадии накопления эмпирического опыта.
Список литературы
Анненков В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие / В.И. Анненков, Н.Н. Барчан, А.В. Моисеев, Б.И. Киселёв. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 256 с.
Ветров Г.Ю., Шанин А.А. Американский опыт разработки индикаторов социально-экономического развития городов // Городской альманах. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
Жуков В.И. Социальный фактор развития цивилизации// Общество и экономика, №9-10, 1996.
Иванова В.Н. Гузов Ю.Н., Безденежных Т.Н. Технологии муниципального правления: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003.
Иноземцев В. История и методологические основы постиндустриальной теории // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М., 1999.
Лясников Н.В. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин. — М.: КНОРУС, 2012. — 256 c.
Парахина В.Н. Муниципальное управление : учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. — 3_е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2010. — 496 с.
Управление в городском хозяйстве : учебное пособие / кол. авторов; под ред. Р.Ж. Сираждинова. — М.: КНОРУС, 2012. — 350 с.
Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Экономика города. – М.: КНОРУС, 2009. – 368 с.
Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
Жуков В.И. Социальный фактор развития цивилизации// Общество и экономика, №9-10, 1996.
Иванова В.Н. Гузов Ю.Н., Безденежных Т.Н. Технологии муниципального правления: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003.
Ветров Г.Ю., Шанин А.А. Американский опыт разработки индикаторов социально-экономического развития городов // Городской альманах. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Экономика города. – М.: КНОРУС, 2009. – 368 с.
Управление в городском хозяйстве : учебное пособие / кол. авторов; под ред. Р.Ж. Сираждинова. — М.: КНОРУС, 2012. — 350 с.
Анненков В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие / В.И. Анненков, Н.Н. Барчан, А.В. Моисеев, Б.И. Киселёв. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 256 с.
Управление в городском хозяйстве : учебное пособие / кол. авторов; под ред. Р.Ж. Сираждинова. — М.: КНОРУС, 2012. — 350 с.
Парахина В.Н. Муниципальное управление : учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. — 3_е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2010. — 496 с.
Лясников Н.В. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин. — М.: КНОРУС, 2012. — 256 c.
Иноземцев В. История и методологические основы постиндустриальной теории // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М., 1999.
Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
1.Анненков В.И. Государственная служба: организация управленческой деятельности: учебное пособие / В.И. Анненков, Н.Н. Барчан, А.В. Моисеев, Б.И. Киселёв. — 2-е изд., стер. — М. : КНОРУС, 2011. — 256 с.
2.Ветров Г.Ю., Шанин А.А. Американский опыт разработки индикаторов социально-экономического развития городов // Городской альманах. – М.: Фонд «Институт экономики города», 2003.
3.Жуков В.И. Социальный фактор развития цивилизации// Общество и экономика, №9-10, 1996.
4.Иванова В.Н. Гузов Ю.Н., Безденежных Т.Н. Технологии муниципального правления: Учебное пособие.- М.: Финансы и статистика, 2003.
5.Иноземцев В. История и методологические основы постиндустриальной теории // Новая постиндустриальная волна на Западе. Антология / Под ред. В.Л. Иноземцева. - М., 1999.
6.Лясников Н.В. Стратегический менеджмент : учебное пособие / Н.В. Лясников, М.Н. Дудин. — М.: КНОРУС, 2012. — 256 c.
7.Парахина В.Н. Муниципальное управление : учебное пособие / В.Н. Парахина, Е.В. Галеев, Л.Н. Ганшина. — 3_е изд., перераб. — М. : КНОРУС, 2010. — 496 с.
8.Управление в городском хозяйстве : учебное пособие / кол. авторов; под ред. Р.Ж. Сираждинова. — М.: КНОРУС, 2012. — 350 с.
9.Черняк В.З., Черняк А.В., Довдиенко И.В. Экономика города. – М.: КНОРУС, 2009. – 368 с.
10.Шапкин И.Н., Блинов А.О., Кестер Я.М. Управление региональным хозяйством. – М.: КНОРУС, 2008. – 400 с.
Вопрос-ответ:
Какова история развития стратегического управления городским хозяйством?
История развития стратегического управления городским хозяйством начинается с развития городов и формирования городского хозяйства. Ветхозаветные города и древнегреческие полисы уже имели свои управленческие структуры и планы развития. Однако формализация стратегического управления городским хозяйством началась в средние века с развитием городской инфраструктуры и образованием гильдий. В дальнейшем, в период промышленной революции, городское хозяйство стало требовать более сложных стратегий управления, включая планирование развития, инвестиции и социальное обеспечение. Современные теории стратегического управления городским хозяйством связываются с развитием городов в XX веке и принятием основных законов и политик в области городского планирования и развития.
Как осуществляется стратегическое управление городским хозяйством в США?
В США стратегическое управление городским хозяйством осуществляется на нескольких уровнях. На федеральном уровне существуют программы и организации, которые регулируют развитие городов и предоставляют финансовую поддержку. На уровне штатов и муниципалитетов создаются органы и агентства, которые разрабатывают и реализуют стратегии развития городов. Основные направления стратегического управления городским хозяйством в США включают создание инфраструктуры, привлечение инвестиций, развитие жилищного и коммерческого секторов, экологическую устойчивость и общественное благосостояние. Важным элементом стратегического управления является вовлечение граждан и заинтересованных сторон в процесс принятия решений и планирование развития города.
Как развивалось стратегическое управление городским хозяйством?
История развития стратегического управления городским хозяйством насчитывает несколько веков. Сначала управление городским хозяйством было децентрализованным и осуществлялось на уровне отдельных учреждений и комитетов. Постепенно, с развитием городов и усилением их роли в экономике, стала формироваться необходимость в стратегическом управлении, которое бы объединяло все сферы городской жизни. В настоящее время, стратегическое управление городским хозяйством является важной составляющей развития городов, и в нем задействованы как государственные, так и частные организации.
Как организовано стратегическое управление городским хозяйством в США?
В США стратегическое управление городским хозяйством осуществляется на разных уровнях – на федеральном, штатном и муниципальном. Федеральное правительство участвует в формировании общей стратегии развития городов, определяет приоритеты и выделяет финансирование. На штатном уровне разрабатываются стратегии развития отдельных регионов. Муниципалитеты, в свою очередь, разрабатывают и реализуют свои стратегии развития с учетом особенностей конкретного города.
Какова современная практика стратегического управления городским хозяйством в Западной Европе?
В Западной Европе стратегическое управление городским хозяйством также осуществляется на нескольких уровнях – на европейском, национальном и муниципальном. Европейский Союз разрабатывает программы и стратегии развития городов, регулирует финансовую поддержку и обмен опытом между городами. Национальные правительства принимают во внимание особенности своих городов и разрабатывают национальные стратегии развития. Муниципалитеты в свою очередь формируют свои стратегии развития, учитывая как общеевропейские, так и национальные приоритеты.
Как исторически развивалось стратегическое управление городским хозяйством?
История развития стратегического управления городским хозяйством весьма сложна и варьируется в разных странах. Однако можно выделить несколько ключевых этапов. В начале XX века, с развитием городов и их проблем, стало возникать осознание необходимости системного подхода к управлению городским хозяйством. В советской практике стратегическое управление городским хозяйством началось в середине 20 века и активно развивалось вплоть до распада СССР. Затем наступил период реформ и экспериментов в управлении городом. Современное стратегическое управление городским хозяйством включает такие аспекты, как планирование развития города, инфраструктура, экология, социальное развитие и другие.
Как происходит стратегическое управление городским хозяйством в США?
Стратегическое управление городским хозяйством в США основывается на принципах децентрализации и партнерства между городскими властями, общественностью и частным сектором. Один из ключевых инструментов управления - это разработка и реализация стратегических планов развития городов, которые определяют цели и приоритеты для улучшения городской инфраструктуры, экономики и качества жизни. Важную роль играют также градостроительные коды и нормативные акты, которые регулируют процесс строительства и развития городов.
Как стратегическое управление городским хозяйством осуществляется в Западной Европе?
В Западной Европе стратегическое управление городским хозяйством имеет множество аспектов и акцентирует внимание на стимулировании устойчивого развития городов. Важными инструментами являются городские стратегии развития, которые определяют приоритеты и цели для улучшения городской инфраструктуры, жизненного пространства, экологии и социального развития. Западная Европа также активно использует инструменты градостроительного планирования, экологического менеджмента и участия общественности для достижения своих целей в управлении городским хозяйством.