Жан Фуко - Диоген ХХ века.
Заказать уникальное эссе- 13 13 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 15.08.2012
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Тело Фуко понимает как своего рода историческую фикцию, не обладающую никакими фиксированными структурами и потребностями. Оно берется в весьма необычной функции фиксатора социальных и политических коллизий своего времени, сферы наиболее локальных, минутных проявлений социальной жизни.Общество, отмечает Фуко, заинтересовано прежде всего в складывании социального тела, но осуществляет эту задачу через посредство сексуальной классификации индивидуальных тел. Одним из основных механизмов, которым пользуется общество для контроля над сексуальностью, является ситуация «признания» в сексуальности как в грехе. Она осуществляется по типу церковной исповеди, побуждающей индивида «проговаривать» то, что скрыто.Таким образом, секс понимается Фуко как исторический феномен, связывающий между собой индивида и исторические формы проявления «биовласти». Пока он понимался как нечто естественное, натуральное, «выполнять власть было трудно», но, когда возникает возможность создать и развернуть поле «говорения» о сексе, он становится социально небезразличным, в этот момент возникает новая сфера социальной манипуляции; раскрытию механизма этой манипуляции, который действует через косвенные каналы, и посвящены все усилия Фуко в поздний период. «Сама природа наделила живые существа этим "жалом" с тем, чтобы, возбуждаякаждый из полов, соединять их друг с другом. Нет ничего более противногоестеству, ничего более пагубного, нежели попытка лишить aphrodisia природнойсилы желания; ни в коем случае нельзя допускать насилия над Природой, будьто блуд или попытка обмануть бессилие, свойственное возрасту». Таким образом, мы видим здесь три трактовки отношения бессознательного и сознания: первая являет собой свидетельство борьбы Фуко с психиатризацией бессознательного; вторая служит тому, чтобы вывести исследование бессознательного из-под власти гуманитарных наук; третья вычленяет особенности бессознательного в контексте «история—власть—тело». Результатом последней трактовки является разоблачение научной активности как борьбы за власть и тем самым «открытие» некоторого нового образа бессознательного и его новой функции исторического apriori.Итак, сознание выступает у Фуко в двух видах: это либо обыденное, перцептивное сознание, либо особые структуры, полчаемые в анализе археологом или генеалогом и выступающие аналогом процедуры «становления сознательным» Фрейда. Надо сказать, что сам Фуко неоднократно заявлял при этом, что ни та, ни другая сферы в виде сознания анализироваться не могут, что они настолько «плотно пропитаны» влиянием среды, что сознанию просто негде вклиниться и, следовательно, говорить, с одной стороны, о человеке, осуществляющем сознательное функционирование, а с другой — об авторе-исследователе этих проблем не имеет смысла.Кэто значит, что в силу особого «самоуничтожащего» характера этой концепции становится бессмысленно говорить и о самой философии.Так что же связывает философию Фуко и философией античного философа Диогена?Естественно, основная часть реконструкции «эллинистической модели» практик себя у Фуко — конкретная дескрипция этих практик. В круг рассмотрения Фуко входят практики трех школ: кинические, стоические, эпикурейские.Диоген отказался от традиционных ценностей цивилизации и призыве обратиться к «природе». Так и Фуко уже в этой ранней работе Фуко пытается сделать объектом философского исследования не сознаниеа, наоборот, ситуацию, которая в пределе граничит с утратой разума. В этом заключается отказ Фуко от традиционной философии.Как и Диоген, Фуко обличал сексуальнуюневоздерженность, пропагандировал воздержание во всём, что касается телесных потребностей.Несмотря на совершенно разные эпохи, оба философа оказывали призрение к власти и всему, что с ней связано.Фуко, как и Диоген, предлагает противоположность цинизму – кинический смех. В кинизме осуществляется принцип «воплощения», который экспонирует единство тела и «чистой» теории, между жизнью и знанием. Кинизм не дает абсолютизироваться какой–либо идее, он снимает ее посредством смеха.К сказанному необходимо прибавить следующее. Если мы ближе присмотримся к тому, на чем зиждется самоуничтожающая сила концепции Фуко, то обнаружим, что она существенным образом зависит от тех философских процедур самонаправленного анализа, на преодоление которых она претендовала. Но, как видно, от осознания несостоятельности тех или иных методов до способности их действительно пересмотреть — дистанция огромного размера. Действительно, тот медиум рациональности, который составляет питательную среду Фуко, постоянно выдает его «тайное тайных» — постоянное стремление укрыться под сенью рефлективной процедуры самонаправленности. Анализ Фуко воспроизводит, пусть на новом уровне, пусть с учетом архитектоники значений, все тот же общий схематизм, вызванный определенным состоянием философского знания на Западе. Именно поэтому Фуко все равно придется молчаливо смириться с оценкой своей работы как философской, причем на тех исходных основаниях, которые он сам пытался преодолеть.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫПроблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога и др. – М.: Наука, 1989. – 256 с.Фуко М. Интеллектуалы и власть (Избранные политические статьи, выступления и интервью) / под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2002. Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. Киев-Москва, 1998.Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы: Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.litru.ruФуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. СПб., A-cad, 1994.
1.Проблема сознания в современной западной философии: Критика некоторых концепций / В.А. Подорога и др. – М.: Наука, 1989. – 256 с.
2.Фуко М. Интеллектуалы и власть (Избранные политические статьи, выступления и интервью) / под общей ред. В. П. Визгина и Б. М. Скуратова. М.: Праксис, 2002.
3.Фуко М. История сексуальности-III: Забота о себе. Киев-Москва, 1998.
4.Фуко М. Надзирать и наказывать. Рождение тюрьмы: Электронный ресурс // Режим доступа: http://www.litru.ru
5.Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук / Пер. с фр. В. П. Визгина, Н. С. Автономовой. СПб., A-cad, 1994.
Вопрос-ответ:
Как Фуко понимает тело?
Фуко понимает тело как историческую фикцию, не обладающую фиксированными структурами и потребностями.
Какую функцию выполняет тело Фуко в обществе?
Тело Фуко выполняет функцию фиксатора социальных и политических коллизий своего времени, фиксируя минутные проявления социальной жизни.
Чем заинтересовано общество, по словам Фуко?
Фуко отмечает, что общество заинтересовано в складывании социального тела, но осуществляет эту задачу через сексуальную классификацию индивидуальных тел.
Как Фуко описывает классификацию тел в обществе?
Фуко описывает классификацию тел в обществе как сексуальную классификацию, через которую общество складывает социальное тело.
Как Фуко характеризует социальное тело?
Фуко характеризует социальное тело как результат классификации индивидуальных тел в обществе, выполненной через сексуальную классификацию.
Что означает выражение "тело Фуко понимает как своего рода историческую фикцию"?
Выражение "тело Фуко понимает как своего рода историческую фикцию" означает, что для Фуко тело рассматривается как конструкт, который варьируется и меняется в соответствии с социальными и политическими условиями времени. Тело не имеет фиксированных структур и потребностей, а скорее является результатом социальных взаимодействий и исторических процессов.
Какую функцию тело Фуко выполняет в обществе?
Тело Фуко выполняет функцию фиксатора социальных и политических коллизий своего времени. Оно отражает наиболее локальные и минутные проявления социальной жизни, позволяя анализировать и интерпретировать их. В своей работе Фуко уделяет особое внимание складыванию социального тела, то есть процессам формирования и структурирования общественных отношений и идентичностей.
Как общество осуществляет задачу складывания социального тела?
Общество осуществляет задачу складывания социального тела через посредство сексуальной классификации индивидуальных тел. Фуко подчеркивает, что индивиды воспринимаются и оцениваются по своей сексуальности, что становится одним из основных механизмов формирования социальных норм и иерархий. Таким образом, сексуальность становится средством социального контроля и дисциплинирования.
Какое значение имеет выражение "сексуальная классификация индивидуальных тел"?
Выражение "сексуальная классификация индивидуальных тел" означает, что общество оценивает и ранжирует людей исходя из их сексуальности. Фуко указывает, что это является одним из способов формирования социальных норм и иерархий. Сексуальность становится средством контроля и манипулирования с индивидуальными телами, а также способом формирования и регулирования социальной жизни.
Как можно охарактеризовать подход Фуко к телу и обществу?
Подход Фуко к телу и обществу можно охарактеризовать как аналитический и критический. Фуко рассматривает тело как объект социального и политического анализа, придающий значимость самым мелким и периферийным проявлениям социальной жизни. Он показывает, как общество формирует тело, определяет его смысл и ценность, а также использует сексуальность как инструмент социальной власти и контроля.
Как Фуко понимает тело? Чем оно является?
Фуко понимает тело как своего рода историческую фикцию, не обладающую никакими фиксированными структурами и потребностями. Оно берется в весьма необычной функции фиксатора социальных и политических коллизий своего времени, сферы наиболее локальных, минутных проявлений социальной жизни.
Какое задачу общества, согласно Фуко?
Фуко отмечает, что общество заинтересовано в складывании социального тела, но осуществляет эту задачу через посредство сексуальной классификации индивидуальных тел. Одним из основных способов конструирования социального тела в обществе является сексуальный дискриминация и классификация.