Проблема нравственного воспитания в книге А.Н. Радищева о человеке,о его смертности и бессмертии.

Заказать уникальное эссе
Тип работы: Эссе
Предмет: Философия
  • 14 14 страниц
  • 3 + 3 источника
  • Добавлена 15.12.2012
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Фрагмент для ознакомления

Желания и страсти берут свое начало в душе, а значит именно душа должна стать главным орудием в борьбе против морального и нравственного разложения общества.На судьбу и характер различных народом, по мнению Радищева, накладывает свой отпечаток природная среда их существования -климат, рельеф и т.д. Для человека помимо природной среды существует еще и среда социальная, которая оказывает значительное влияние на все стороны его жизни, его характер и его склад ума.Человек, живя в обществе, перенимает на себя его ценности, установки и правила общежития. Точно также как ребенок подражает своим родителям, так и отдельно взятый человек подражает своему окружению, которое целенаправленно или наоборот ненамеренно сообразовывают человека согласно своим идеалам и образцам.Сама жизнь обучает человека тому, что следует ценить в этом мире, и тому, как следует выстраивать свою судьбу, свой диалог с миром. От человека требуется не только покорно внимать советам со стороны, но и уметь анализировать, разбираться в сложившемся положении вещей. Он должен упражнять свой разум, тренировать свою волю ради того, чтобы обрести в конце концов чувство единения с собой и другими людьми.Такой антропологический подход к пониманию человека и его месте в жизни общества в целом стал определяющим для формирования идей Радищева относительно проблемы нравственного воспитания человека.Следует отметить, что Радищев сам занимал весьма активную жизненную позицию относительно судьбы и перспективы развития современного ему российского общества. За свои смелые взгляды относительно крепостного права он был отправлен в ссылку в Сибирь, но это только укрепило его дух и его уверенность в том, что молчание не спасет от несправедливости и не убережет от упреков совести.Наблюдая, как мало остается в помещике от человека, когда он истязает подвластных ему крепостных, и как равнодушно общество воспринимает его дела, как активно поддерживает и поощряет его жестокость, Радищев пришел к осознанию того, насколько тесно связаны нравственное воспитание отдельно взятого человека и коллективное нравственное сознание общества в целом. Отсюда вытекает главный тезис, который Радищев пытается представить и отстоять в своих произведениях - нравственное здоровье человека не возможно в условиях, когда все общество не здорово нравственно.Категория нравственности, по мнению Радищева, имеет место быть только тогда, когда человек разделяет свою жизнь с другими. Именно в совместности людей рождается необходимость воспитания в человеке внутренних нравственных ориентиров, которые бы направляли и обуславливали его поведение и жизнь.Воспитать человека в нравственном плане, для Радищева, значит научить его мыслить в морально-нравственных категориях, уметь считывать и различать ту информацию, которое общество вкладывает в понятия добра, зла, справедливости и т.д., а главное научить человека сообразовывать свое поведение согласно данным ценностям.Радищев исходит из общего восприятия человеческой природы как единства и гармонии (в идеале) его душевной и материальной составляющей. Как правило, в нравственных проступках человека винят и порицают его тело - именно тело является источником пагубных страстей и именно тело порождает в человеке желание обладания богатством, получения удовольствия и т.д. А значит, всякое нравственное воспитание, по сути, должно сводиться к тому, чтобы научить человека усмирять потребности тела и истязать себя суровыми запретами аскетизма.Радищев в корне не согласен с такой постановкой вопроса. По его мнению, все то, что называют диким и животным в человеке является неотъемлемой частью его природы. Природное начало в человеке отнюдь не является его наказанием, свидетельством его слабости и т.д. Радищев целенаправленно рассматривает человека в контексте общего развития и эволюции живой природы. Сказать о человеке, как части природного мира наряду с растениями и животными, не значит напомнить ему о низости его происхождения, а наоборот - значит напомнить ему о его истоках.Для Радищева, главное отличиечеловека от животных заключается в егоспособности мышления и познания. Именно разумная душа отделяет его от скота. Однако вместе с большими преимуществами, которыми наделяет человека его рациональность, она несет еще и большую опасность для него. Разум человека и его чувства способны заблуждаться, способны увести человека от блага и добра.Вообще категории добра и зла, как основные нравственные категории существованиячеловека, являются наивысшим проявлением рациональных познавательных сил человека. И тем удивительнее, насколько небрежно человек относится к ним теперь, когда достиг столь высокого уровня развития.Для того чтобы отвратить человека от зла, обществу и необходима нравственная доктрина и система нравственного воспитания, главными учителями для человека в которой становятся природа, вещи и другие люди.Нравственное воспитание человека, по сути, у Радищева сводится к тому, чтобы совершенствовать и развивать душевные силы и порывы человеческой души, установить гармоничное существование души и тела. Это возможно только тогда, когда само общество будет задаватьчеловеку нравственные ориентиры и указатели в его жизни. Таким образом, Радищев пытается подчеркнуть, что проблема нравственного воспитания человека является не индивидуальной проблемой отдельно взятого человека, а глобальной проблемой всего общества в целом.На мой взгляд, Радищев задает весьма важное направление развития отечественной философской мысли, определяя проблему нравственного становления человека универсальной стратегической задачей всякого общества. Он справедливо отмечает, что человеку свойственно перенимать на себя взгляды и убеждения тех людей, которые его окружают. Поэтому само существование общества должно подавать ему главный пример для подражания.Я полностью разделяю точку зрения Радищева относительно того, что объяснить человеку, что есть добро и зло, означает просто раскрыть содержание этих понятий, но ни в коей мере не означает научить человека жить нравственно. Урок будет усвоен только тогда, когда человек начнет применять это знание в жизни. Несмотря на столь важную роль общества в становлении нравственного самосознания человека, не стоит перекладывать всю ответственность на него. Радищев своим жизненным примером показал, что каждый человек способен быть верным своим нравственным идеалам, даже если все общество в целом не готово услышать и принять его. Активная антикрепостническая жизненная позиция Радищева, которая стала поводом для его ссылки в Сибирь, наглядно демонстрирует собой еще одну черту нравственного воспитания человека, которую он выделял особо.Радищев отмечал, что среди всех воспитателей человека, наиболее важную роль играет речь - слово. Именно речь оказывается способна не просто наладить диалог между разными людьми, она позволяет человеку систематизировать, оформить и выразить его мысли. Радищев скончался в 1802 году, а его слово живет до сих пор, и его произведения оказываются актуальны и востребованы для людей любого времени и поколения.Список литературыБарсуков Н.П. О жизни и сочинениях А.Н. Радищева // Русская старина, Т. 6. - № 11. - 1892.Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии / Полное собрание сочинений в 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1991. Т. 2.Сухомлинов М. И. К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник, Т. 35. - № 1. - 1889.

Список литературы
1.Барсуков Н.П. О жизни и сочинениях А.Н. Радищева // Русская старина, Т. 6. - № 11. - 1892.
2.Радищев А.Н. О человеке, о его смертности и бессмертии / Полное собрание сочинений в 3 т. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1991. Т. 2.
3.Сухомлинов М. И. К биографии А. Н. Радищева // Исторический вестник, Т. 35. - № 1. - 1889.

Вопрос-ответ:

О чем говорит книга А.Н. Радищева в контексте проблемы нравственного воспитания?

Книга А.Н. Радищева говорит о необходимости нравственного воспитания и борьбы с моральным разложением общества. Автор утверждает, что проблема лежит в душе человека, и именно душа должна быть главным орудием в этой борьбе.

Какие факторы, по мнению Радищева, оказывают влияние на судьбу и характер народов?

А.Н. Радищев считает, что на судьбу и характер народов оказывает влияние их природная среда существования. Это включает климат, рельеф и другие факторы окружающей среды, которые накладывают свой отпечаток на людей.

Какая роль социальной среды для человека, помимо природной среды?

Помимо природной среды, для человека существует еще и социальная среда, которая оказывает значительное влияние на его судьбу и характер. Это может быть общество, в котором человек живет, его социальный статус, взаимоотношения с другими людьми и другие аспекты социальной жизни.

Какие страсти и желания берут начало в душе человека, согласно А.Н. Радищеву?

Согласно А.Н. Радищеву, все страсти и желания берут начало в душе человека. Он полагает, что душа является источником всех желаний и страстей, и именно через работу над душой можно бороться с моральным и нравственным разложением общества.

Какую роль играет природная среда в формировании характера человека, согласно Радищеву?

Радищев считает, что природная среда окружающего мира оказывает значительное влияние на формирование характера человека. Климат, рельеф и другие факторы природной среды накладывают свой отпечаток на человека и его судьбу.

Какую роль играет душа в борьбе против морального и нравственного разложения общества, согласно А.Н. Радищеву?

А.Н. Радищев считает, что желания и страсти берут свое начало в душе человека, поэтому именно душа должна стать главным орудием в борьбе против морального и нравственного разложения общества.

Каким образом природная среда влияет на судьбу и характер различных народов, по мнению А.Н. Радищева?

А.Н. Радищев утверждает, что природная среда, такая как климат и рельеф, оказывает влияние на судьбу и характер народов. Она накладывает свой отпечаток на их существование.

На какие сферы социальной среды влияет А.Н. Радищев?

А.Н. Радищев считает, что социальная среда оказывает значительное влияние на человека. Это может отразиться на его характере и развитии, а также влияет на моральное и нравственное состояние общества.

Какую проблему нравственного воспитания поднимает А.Н. Радищев в своей книге о человеке?

А.Н. Радищев говорит о проблеме нравственного воспитания и борьбе против морального и нравственного разложения общества. Он считает, что душа человека должна стать главным орудием в этой борьбе.

Какую роль играет природа в жизни человека, согласно А.Н. Радищеву?

А.Н. Радищев утверждает, что помимо природной среды существует еще и социальная среда, которая оказывает влияние на человека. Природная среда, такая как климат и рельеф, также влияет на судьбу и характер различных народов.

Какую проблему нравственного воспитания обсуждает А.Н. Радищев в своей книге?

А.Н. Радищев обсуждает проблему нравственного воспитания в своей книге, подчеркивая необходимость борьбы с моральным и нравственным разложением общества.