Анализ гражданско-правового регулирования отношений по перевозке пассажира и багажа

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Финансовое право
  • 84 84 страницы
  • 54 + 54 источника
  • Добавлена 09.02.2014
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика договора перевозки пассажира и багажа 6
1.1. Общая характеристика особенностей нормативно-правового регулирования транспортных обязательств 6
1.2. Перевозка пассажиров и багажа как разновидность транспортных обязательств 10
1.3. Понятие договора перевозки пассажиров и багажа. Соотношение договора перевозки пассажиров и багажа с иными гражданско-правовыми договорами 16
Глава 2. Соотношение нормативных и договорных начал в регулировании отношений по перевозке пассажира и багажа 29
2.1. Права и обязанности перевозчика 29
2.2. Права и обязанности пассажира 34
2.3. Сроки в договоре перевозки пассажиров и багажа 39
2.4. Ответственность за нарушение обязательств по договору перевозки пассажиров 42
Глава 3. Особенности регулирования отношений по перевозке пассажира и багажа отдельными видами транспорта 51
3.1. Особенности воздушной перевозки пассажира и багажа 51
3.2. Особенности перевозки пассажира и багажа железнодорожным транспортом 59
3.3. Особенности перевозки пассажира и багажа водным транспортом 63
Заключение 72
Список литературы 78
Фрагмент для ознакомления

Соответственно, как видим, условия перевозки грузобагажа должны быть окончательно согласованы заранее, при этом перевозчик может отказать в принятии грузобагажа к погрузке, если у него нет места после погрузки багажа, а также если у него отсутствует прямое сообщение с пунктом, в котором грузобагаж должен быть передан получателю (это следует из запрета перегрузки грузобагажа).
Срок доставки багажа, грузобагажа определяется временем следования поезда, которым отправлены багаж, грузобагаж, до железнодорожной станции назначения. Дата отправления багажа, грузобагажа указывается перевозчиком в перевозочных документах. Дата прибытия багажа, грузобагажа проставляется перевозчиком в перевозочных документах на железнодорожной станции назначения.
Перевозчик уведомляет пассажира о прибытии в его адрес багажа, доставленного с перегрузкой в пути следования, или получателя о прибытии в его адрес грузобагажа. Выдача багажа, грузобагажа осуществляется в течение всего времени, когда железнодорожная станция открыта для выполнения операций по приему и выдаче багажа, грузобагажа. Багаж, грузобагаж выдаются на железнодорожной станции назначения после внесения всех причитающихся перевозчику платежей.
Багаж, грузобагаж считаются утраченными и их стоимость подлежит возмещению, если они не прибудут на железнодорожную станцию назначения по истечении 10 суток после окончания срока доставки багажа, грузобагажа.
Кроме того, перевозку пассажиров железнодорожным транспортом распространяется ряд специальных норм. В частности, с 03 июня 2003 г. действуют Санитарные правила по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте, утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 марта 2003 г. № 12. Данные Правила устанавливают основные стандарты санитарного состояния вагонов и вагонов-ресторанов, привокзальной территории и зданий (сооружений) расположенных на ней.
Таким образом, перевозка пассажира и багажа железнодорожным транспортом характеризуется:
- подробной урегулированностью как законодательными так и подзаконными актами, носящими более или менее специальный характер;
- регламентацией перевозки не только пассажира и собственно багажа, но и грузобагажа;
- зависимостью условий перевозки и размера платы от вида поезда.


3.3. Особенности перевозки пассажира и багажа водным транспортом
Еще один вид транспорта, которым может осуществляться перевозка пассажира и багажа — это водный транспорт.
В данном случае правовое регулирование зависит от того, к какому виду вод относится тот конкретный водоем (водоемы), по поверхности которого осуществляется перевозка. Если речь идет о водоеме, находящемся на территории Российской Федерации, то перевозка регламентируется нормами Кодекса внутреннего водного транспорта; если же речь идет о морской перевозке за пределы Российской Федерации, то здесь в действие вступает Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации. Остается добавить, что вопросы, связанные с перевозкой пассажира и багажа по водоемам, которые можно отнести к внутренним водам иного государства (не Российской Федерации), то такая перевозка будет регламентироваться нормами законодательства той страны, на территории которой расположен водоем (или часть водоема, по которой осуществляется перевозка).
Обратимся к нормативно-правовому регулированию морской перевозки пассажира и багажа. Данные отношения, как уже было указано, регламентируются главой IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации.
Стороной договора морской перевозки, помимо пассажира, выступает также перевозчик. Однако статья 177 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации как бы «расщепляет» эту фигуру на возможные две ипостаси: перевозчика и фактического перевозчика. Перевозчик заключает договор с пассажиром, однако может и не осуществлять перевозку как таковую; второй, являясь кроме того и судовладельцем, фактически перемещает пассажира и багаж в пространстве, однако может и не заключать непосредственно договор с пассажиром. Также, поскольку названная норма допускает осуществление фактическим перевозчиком только части перевозки, то, при существовании единого перевозчика, саму перевозку может осуществлять несколько фактических перевозчиков. То есть данные лица соотносятся как организатор и исполнитель (исполнители) перевозки соответственно.
Особенно важным такое распределение функций является в плане установления правил об ответственности перевозчика перед пассажиром. И здесь в первую очередь необходимо упомянуть от прямо закрепленном в статье 186 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации правила об ограничении ответственности перевозчика: в качестве критериев предполагается наличие вины перевозчика (его работников или агентов), а также причинение вреда в процессе перевозки пассажира и багажа. Также данная норма устанавливает закрытый перечень случаев, когда вина перевозчика презюмируется.
Что же касается собственно распределения ответственности между перевозчиком и фактическим перевозчиком, то здесь действуют следующие правила:
- перевозчик несет ответственность за всю перевозку, фактический перевозчик -за ту часть, которую он осуществляет;
- пределы и случаи наступления ответственности перевозчика и фактического перевозчика одинаковы;
- если в отношении конкретного происшествия будет установлено, что ответственность несут и перевозчик, и фактический перевозчик, то применяются правила о солидарной ответственности;
- данные правила не затрагивают право регресса перевозчика к фактическому перевозчику и наоборот.
Также необходимо отметить, что подобное соотношение объема ответственности фактического перевозчика и перевозчика может быть изменено их соглашением в следующей части:
- фактический перевозчик принимает на себя обязанности, не закрепленные за ним законодательно;
- фактический перевозчик отказывается от прав, которые предоставляются ему законодателем.
Для такого изменения соотношения необходимо лишь одно условие — наличие согласия на то фактического перевозчика, выраженное в письменной форме.
Данное установление, предоставляющее приоритет соглашению сторон в целом находится в русле более общего правила, выраженного в статье 178 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерацией, согласно которой правила, установленные главой IX Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации, могут быть изменены соглашением сторон, если запрет на такое изменение не предусмотрен прямо в конкретной норме. То есть важной особенностью регламентации морской перевозки можно назвать приоритет договорного регулирования отношений по перевозке пассажира и багажа над законодательным.
Еще одна важная особенность нормативно-правового регулирования морской перевозки связана с четким закреплением рамок периода времени, который признается собственно перевозкой пассажира и багажа (статья 182 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации):
- в отношении пассажира и его каютного багажа таковым является период, в течение которого пассажир и (или) его каютный багаж находятся на борту судна, период посадки и высадки пассажира, а также период, в течение которого пассажир и его каютный багаж доставляются водным путем с берега на судно либо наоборот, если стоимость такой перевозки включена в стоимость билета или используемое для такой вспомогательной перевозки судно предоставлено перевозчиком в распоряжение пассажира. В отношении пассажира перевозка не включает в себя период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем;
- в отношении каютного багажа в перевозку также включается период, в течение которого пассажир находится на морском вокзале, причале или в любом ином портовом сооружении либо на нем, если этот багаж принят перевозчиком, его работником или агентом и не выдан пассажиру;
- в отношении иного багажа, который не является каютным багажом, - это период с момента принятия такого багажа перевозчиком, его работником или агентом на берегу либо на борту судна до момента выдачи такого багажа перевозчиком, его работником или агентом пассажиру.
Отметим здесь, что законодатель различает два вида багажа: собственно багаж и каютный багаж. При этом багажом является любой предмет или любая автомашина, перевозка которых осуществляется перевозчиком по договору морской перевозки пассажира, за исключением предмета или автомашины, перевозка которых осуществляется по договору морской перевозки груза, либо животных; каютным багажом является багаж, который находится в каюте пассажира либо иным образом находится в его владении, под его охраной или контролем; каютный багаж включает в себя багаж, который пассажир имеет в своей автомашине или на ней, за исключением случаев применения правил, установленных статьей 182 и пунктами 2-5 статьи 190 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации (статья 180 Кодекса торгового мореплавания Российской Федерации).
Перейдем к рассмотрению второго вида перевозки пассажира и багажа водным транспортом — перевозки по внутренним водоемам. Данный вопрос, наряду с Кодексом внутреннего водного транспорта Российской Федерации, регламентируется также некоторыми подзаконными нормативно-правовыми актами, в первую очередь, Правилами оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте.
Указанные правила вводят, наряду с перевозчиком, также такого субъекта, как исполнитель. Исполнителем признается организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, оказывающие потребителям по возмездному договору услуги, связанные с перевозкой пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте. Из данного определения следует, что исполнителем является как непосредственно перевозчик, так и организатор перевозки, лицо, оказывающее услуги, сопутствующие непосредственно перевозке.
Поскольку рассматриваемые Правила, помимо Кодекса внутреннего водного транспорта, основываются также и на законодательстве о защите прав потребителей, в их нормах закреплен перечень сведений, которые должны доводиться до потенциальных пассажиров. К ним относятся сведения об исполнителе (в том числе и о лицензии, если таковая необходима), об услугах, их стоимости (в том числе и стоимости собственно перевозки), расписание движения судов, данные о льготах и ограничениях по составу ручной клади, багажа и груза (п. 10 Правил).
Необходимо отметить, что собственно перевозку рассматриваемые Правила (несмотря на их название) практически не регламентируют. Нормы данный Правил описывают порядок оказания услуг, связанных с перевозкой (продажа билетов, предоставление льгот, организация ожидания посадки на судно и так далее), а также перевозку грузов для личных и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью. Вероятно, законодатель счел, что сама перевозка пассажира и багажа в достаточной степени регламентируется нормами Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Таким образом, можно выделить следующие особенности перевозки пассажира и багажа водным транспортом:
- дифференциация правового регулирования в зависимости от характера водоема, по поверхности которого осуществляется перевозка;
- применительно к морской перевозке такой субъект как перевозчик дифференцируется на собственно перевозчика (который осуществляет организацию перевозки в целом) и фактического перевозчика (лицо, которое непосредственно перемещает пассажира и багаж в пространстве); ответственность данные лица несут солидарно; важным является также и приоритет, отдаваемый договорному регулированию морской перевозки перед регламентацией законодательной;
- в отношении внутреннего водного транспорта действуют как нормы Кодекса внутреннего водного транспорта, так и подзаконные нормативно-правовые акты, которые, однако, регулируют преимущественно организацию перевозки, в то время как перевозка как таковая регламентируется нормами Кодекса.

На основании материала, изложенного в третьей главе настоящей дипломной работы, можно сделать следующие выводы:
1. правовое регулирование воздушной переводки пассажира и багажа можно охарактеризовать следующим образом:
- особенности субъектного состава; к авиаперевозчику законодатель предъявляет более существенные требования, чем к большинству иных видов перевозчиков;
- наличие существенного объема подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих рассматриваемую сферу;
- наличие особых требований к пассажирам, связанных с необходимостью обеспечения безопасности иных пассажиров, а также воздушного судна и экипажа; при этом невыполнение данных требований (обязанности по прохождению досмотра, запрета на провоз вообще либо провоз в ручной клади каких-либо предметов и веществ) может служить основанием для отказа перевозчика исполнить договор перевозки в отношении пассажира, нарушившего или не исполнившего такие требования.
2. перевозка пассажира и багажа железнодорожным транспортом характеризуется:
- подробной урегулированностью как законодательными так и подзаконными актами, носящими более или менее специальный характер;
- регламентацией перевозки не только пассажира и собственно багажа, но и грузобагажа;
- зависимостью условий перевозки и размера платы от вида поезда.
3. можно выделить следующие особенности перевозки пассажира и багажа водным транспортом:
- дифференциация правового регулирования в зависимости от характера водоема, по поверхности которого осуществляется перевозка;
- применительно к морской перевозке такой субъект как перевозчик дифференцируется на собственно перевозчика (который осуществляет организацию перевозки в целом) и фактического перевозчика (лицо, которое непосредственно перемещает пассажира и багаж в пространстве); ответственность данные лица несут солидарно; важным является также и приоритет, отдаваемый договорному регулированию морской перевозки перед регламентацией законодательной;
- в отношении внутреннего водного транспорта действуют как нормы Кодекса внутреннего водного транспорта, так и подзаконные нормативно-правовые акты, которые, однако, регулируют преимущественно организацию перевозки, в то время как перевозка как таковая регламентируется нормами Кодекса.
Также были сделаны следующие предложения по совершенствованию действующего законодательства Российской Федерации:
1. Изложить статью 100 Воздушного кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
«Авиаперевозчик – это коммерческая организация (обладающая необходимыми лицензиями и сертификатом эксплуатанта), которая по договору воздушной перевозки, условия которого определены утвержденными Правилами воздушной перевозки, приняла на себя обязанность – с использованием авиационного транспорта общего пользования оказать услугу по воздушной перевозке любому лицу, кто к ней обратится и присоединится к условиям данных правил;»
2. Изложить определения груза, грузобагажа и багажа в статье 2 Устав железнодорожного транспорта в следующей редакции:
«груз – объект, (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый от юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;
багаж – вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде от жеезнодородной станции отправления (или промежуточной станции) до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете) пассажира;
грузобагаж – объект, предназначенный для удовлетворения личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, принятый от физического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде;».

2

Заключение
В рамках настоящей работы были исследованы вопросы, связанные с анализом гражданско-правового регулирования отношений по перевозке пассажира и багажа. По результатам анализа нормативно-правовых актов и научных работ по исследованному вопросу были сделаны следующие выводы:
1. Регулирование основных видов перевозки – перевозки пассажиров и багажа, а также перевозки грузов – осуществляется в рамках единой главы 40 Гражданского кодекса Российской Федерации. Нормы данной главы, которые посвящены как перевозке грузов и багажа, так и перевозке пассажиров, носят преимущественно бланкетный характер, что позволяет обеспечить специфику в регулировании как отношений по перевозке грузов и багажа, так и отношений по перевозке пассажиров, но уже на уровне транспортных уставов и кодексов; однако в тех случаях, когда объем и основания ответственности перевозчика установлены непосредственно в Гражданском кодексе Российской Федерации, правовое регулирование для указанных двух видов перевозок не унифицировано. При этом наряду с общими нормами, предусмотренными главой 40 Гражданского кодекса Российской Федерации, целый ряд специальных норм распределен по уставам и кодексам, регламентирующим правовое положение различных отраслей транспорта.
2. В качестве основных классификаций транспортных договоров полагаем необходимым выделить классификацию по виду транспорта, на котором осуществляется или организовывается перевозка, а также исходя из характера отношений, связывающих стороны транспортного договора (договоры перевозки и вспомогательные). Обязательство по перевозке пассажиров и багажа, наряду с договором перевозки грузов, является системообразующим для транспортных обязательств; в то же время различия в правовой природе и правовом регулировании указанных двух видов перевозок позволяет объединять их в одно обязательство по перевозке лишь в классификационном плане (как обязательство, состоящее в непосредственном перемещении кого-либо или чего-либо в пространстве); практически во всех иных аспектах, связанных с правовой природой указанных двух видов перевозок, существуют различия между ними. Также необходимо отметить, что, несмотря на наличие различных точек зрения относительно правовой природы договора перевозки багажа (в том числе признающих и относительную самостоятельность данного вида перевозки), мы полагаем, что рассматриваемый вид договора производен от договора перевозки пассажира.
3. По договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа и за провоз багажа. Данный договор является двусторонним (взаимным), возмездным, консенсуальным, публичным, по способу заключения это договор присоединения. При этом, по нашему мнению, договор перевозки пассажира и багажа, как и иные транспортные договоры, является специфической разновидностью договора возмездного оказания услуг; нормы о договоре подряда могут применяться к рассматриваемым отношениям к лишь субсидиарно, на тех же основаниях, в силу которых они применяются к иным отношениям по оказанию услуг.
4. Сторонами договора перевозки пассажира выступают перевозчик и пассажир; при этом законодательство предоставляет право выступать в качестве перевозчика как юридическому лицу, так и гражданину; основной обязанностью перевозчика является доставка пассажира и багажа в пункт назначения в установленный срок.
5. Основное право пассажира – требовать от перевозчика исполнения его обязанности по перевозке, основная обязанность – внести плату за собственную перевозку, а также за перевозку багажа; основным документом, подтверждающим факт заключения договора перевозки и его основные условия является пассажирский билет (для пассажира) и багажная квитанция (в отношении багажа)
6. Срок доставки пассажира должен определяться в порядке, устанавливаемом транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии такого регулирования – в разумный срок; однако в настоящее время такое регулирование специальными актами практически не предусматривается; вследствие этого условие о сроке является преимущественно договорным.
7. Перевозчик, в первую очередь, несет ответственность за задержку отправления пассажира или опоздание прибытия транспортного средства в пункт назначения (за исключением перевозок в городском и пригородном сообщении), в результате чего перевозчик уплачивает пассажиру штраф в размере, установленном транспортным уставом или кодексом; при этом перевозчик может освободиться от ответственности, если докажет, что задержка или опоздание имели место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности транспортных средств, угрожающей жизни и здоровью пассажиров, или иных обязательств, не зависящих от перевозчика.
8. Правовое регулирование воздушной переводки пассажира и багажа можно охарактеризовать следующим образом:
- особенности субъектного состава; к авиаперевозчику законодатель предъявляет более существенные требования, чем к большинству иных видов перевозчиков;
- наличие существенного объема подзаконных нормативно-правовых актов, регламентирующих рассматриваемую сферу;
- наличие особых требований к пассажирам, связанных с необходимостью обеспечения безопасности иных пассажиров, а также воздушного судна и экипажа; при этом невыполнение данных требований (обязанности по прохождению досмотра, запрета на провоз вообще либо провоз в ручной клади каких-либо предметов и веществ) может служить основанием для отказа перевозчика исполнить договор перевозки в отношении пассажира, нарушившего или не исполнившего такие требования.
9. Перевозка пассажира и багажа железнодорожным транспортом характеризуется:
- подробной урегулированностью как законодательными так и подзаконными актами, носящими более или менее специальный характер;
- регламентацией перевозки не только пассажира и собственно багажа, но и грузобагажа;
- зависимостью условий перевозки и размера платы от вида поезда.
10. Можно выделить следующие особенности перевозки пассажира и багажа водным транспортом:
- дифференциация правового регулирования в зависимости от характера водоема, по поверхности которого осуществляется перевозка;
- применительно к морской перевозке такой субъект как перевозчик дифференцируется на собственно перевозчика (который осуществляет организацию перевозки в целом) и фактического перевозчика (лицо, которое непосредственно перемещает пассажира и багаж в пространстве); ответственность данные лица несут солидарно; важным является также и приоритет, отдаваемый договорному регулированию морской перевозки перед регламентацией законодательной;
- в отношении внутреннего водного транспорта действуют как нормы Кодекса внутреннего водного транспорта, так и подзаконные нормативно-правовые акты, которые, однако, регулируют преимущественно организацию перевозки, в то время как перевозка как таковая регламентируется нормами Кодекса.

Кроме того, нами было предложено внести следующие изменения в действующие нормы законодательства:
1. Изложить часть 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
«1. За перевозку грузов и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров должна быть указана в договоре перевозки, при ее отсутствии договор перевозки считается незаключенным.»
2. Изложить часть 1 статьи 790 Гражданского кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
«1. За перевозку грузов и багажа взимается провозная плата, установленная соглашением сторон, если иное не предусмотрено законом или иными правовыми актами. Плата за перевозку пассажиров должна быть указана в договоре перевозки, при ее отсутствии договор перевозки считается незаключенным.»
3. Внести уточнения в часть 1 статьи 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, изложив данную норму в следующей редакции:
«1. Перевозка, осуществляемая коммерческой организацией либо индивидуальным предпринимателем, признается перевозкой транспортом общего пользования, если из закона, иных правовых актов вытекает, что эта организация обязана осуществлять перевозки грузов, пассажиров и багажа по обращению любого гражданина или юридического лица.»
4. Изложить статью 100 Воздушного кодекса Российской Федерации в следующей редакции:
«Авиаперевозчик – это коммерческая организация (обладающая необходимыми лицензиями и сертификатом эксплуатанта), которая по договору воздушной перевозки, условия которого определены утвержденными Правилами воздушной перевозки, приняла на себя обязанность – с использованием авиационного транспорта общего пользования оказать услугу по воздушной перевозке любому лицу, кто к ней обратится и присоединится к условиям данных правил;»
5. Изложить определения груза, грузобагажа и багажа в статье 2 Устав железнодорожного транспорта в следующей редакции:
«груз – объект, (в том числе изделия, предметы, полезные ископаемые, материалы, сырье, отходы производства и потребления), принятый от юридического лица или индивидуального предпринимателя в установленном порядке для перевозки в грузовых вагонах, контейнерах;
багаж – вещи пассажира, принятые в установленном порядке для перевозки в пассажирском или почтово-багажном поезде от железнодорожной станции отправления (или промежуточной станции) до железнодорожной станции назначения, указанной в проездном документе (билете) пассажира;
грузобагаж – объект, предназначенный для удовлетворения личных, семейных, бытовых и иных нужд, не связанных с предпринимательской деятельностью, принятый от физического лица в установленном порядке для перевозки в пассажирском, почтово-багажном или грузопассажирском поезде;».







Список литературы
Нормативно-правовые акты
Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вместе с «Дополнительным протоколом»). Заключена в г. Варшаве 12.10.1929 г. (с изм. от 18.09.1961 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII. М., 1935. С. 326 – 339.
Конвенция о международной гражданской авиации. Заключена в г. Чикаго 07.12.1944 г. (с изм. от 26.10.1990 г.; с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000 г.) // Справочная правовая система КонсультантПлюс
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2207.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 11. Ст. 1001
Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 170.
Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 46. Ст. 5555.
Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6075.
Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2003 г. № 72 (в ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 7. Ст. 646.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 395 (ред. от 02.11.2013 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3342.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 г. № 111 (в ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 10. Ст. 851
Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 (ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 9. Ст. 1102.
Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 27 (ред. от 03.10.2011 г.) «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 4.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 г. № 134 (ред. от 18.05.2010 г.) «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 6.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 82 (ред. от 02.04.2012 г.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» // Российская газета. 2007. 10 окт. № 225.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 марта 2003 г. № 12 «Об утверждении Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 29.08.2001 г. № НА-334-р «Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации» (вместе со «Стандартом...», утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 25.04.2001 г.) // Справочная правовая система КонсультантПлюс
Проект Федерального закона № 47536-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

Научная, учебная и специальная литература
Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. 260 с.
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2011. 910 с.
Быков А. Г. Система хозяйственных договоров // Вестник МГУ. 1974. № 1. С. 4-10.
Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, К. М. Арсланов (и др.); Под ред. А. П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011. 880 с.
Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2011. 927 с.
Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Омега-Л, 2009. 1012 с.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2009. 704 с.
Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2007. 848 с.
Гуржей С. Ю. Правовое регулирование перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. 203 с.
Егиазаров В. А. Транспортное право. М.: Юстицинформ, 2008. 592 с.
Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. 880 с.
Калмыков Ю. Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. 204 с.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2011. 1069 с.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Норма, 2006. 780 с.
Красавчиков О. А. Система отдельных видов обязательств // Советская юстиция. 1960. № 5. С. 42-43.
Мейер Д. И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. 2. Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 1997. 661 с.
Микрюкова Г.А. Договор перевозки пассажира в советском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. 24 с.
Морозов С. Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Волтерс Клувер, 2011. 352 с.
Мосашвили В. В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 196 с.
Победоносцев К. П. Курс гражданского права: В 3 т. Т. 3. Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 2003. 622 с.
Покровский В. В., Сулейменов М. К., Наменгенов К. Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата: Наука КазССР, 1985. 128 с.
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2. 421 с.
Романец Ю. А. Система договоров в гражданском праве России. М.: Норма, 2006. 496 с.
Танчук И. А., Ефимочкин В. П., Абова Т. Е. Хозяйственные обязательства. М.: Юрид. лит., 1970. 216 с.
Тюпа В. В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретические и практические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 182 с.
Тютрина Н. Н. Транспортные обязательства. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. 189 с.
Хаснутдинов А. И. Понятие транспортного договора // Известия вузов: Правоведение. 1990. № 3. С. 34-42.
Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В. П. Грибанова, О. А. Красавчикова. М.: Юрид. лит., 1977. 367 с.
Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 1994. 335 с.
Шешенин Е. Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М., 2001. С. 346-352.


Судебная практика
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. № 44-Г02-10 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № КАС05-500 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. № ГКПИ05-732 // Справочная правовая система КонсультантПлюс



Тютрина Н. Н. Транспортные обязательства. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. С 27.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
Различия между указанными видами договоров будут подробнее рассмотрены в рамках второго параграфа настоящей главы
Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Омега-Л, 2009. С. 383.
Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383.
Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2207.
Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 11. Ст. 1001.
Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 170.
Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 46. Ст. 5555.
См.: Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2009. С. 30; Гражданское право. Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2007. С. 373 - 374.
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2011. С. 269.
См.: Покровский В. В., Сулейменов М. К., Наменгенов К. Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата: Наука КазССР, 1985. С. 96.
См.: Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. С. 36.
См.: Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В. П. Грибанова, О. А. Красавчикова. М.: Юрид. лит., 1977. С. 401; Калмыков Ю. Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. С. 190.
См.: Хаснутдинов А. И. Понятие транспортного договора // Известия вузов: Правоведение. 1990. № 3. С. 4.
См.: Тютрина Н. Н. Указ. соч. С. 50-51.
См.: Морозов С. Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Волтерс Клувер, 2011. С. 37-38.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2011. С. 477.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. С. 42.
См.: Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. С. 407.
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 209.
Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2011. С. 421.
Микрюкова Г. А. Договор перевозки пассажира в советском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. С. 4.
См.: Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, К. М. Арсланов (и др.); Под ред. А. П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011. С. 513.
О видах перевозок см., например: Морозов С. Ю. Указ. соч. С. 295 - 296; Тюпа В. В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретические и практические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 163.
Мосашвили В. В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. С. 85 - 86.
См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч.. С. 306.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
Справочная правовая система КонсультантПлюс
См., напр.: Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 (ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 9. Ст. 1102.
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 308.
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 308.
Мейер Д. И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. 2. Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 1997. С. 295.
Победоносцев К. П. Курс гражданского права: В 3 т. Т. 3. Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 2003. С. 394.
Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 1994. С. 212.
Шешенин Е. Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М., 2001. С. 351.
См.: Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975.
См.: Красавчиков О. А. Система отдельных видов обязательств // Советская юстиция. 1960. № 5. С. 43.
См.: Танчук И. А., Ефимочкин В. П., Абова Т. Е. Хозяйственные обязательства. М.: Юрид. лит., 1970. С. 37.
См.: Быков А. Г. Система хозяйственных договоров // Вестник МГУ. 1974. № 1. С. 9.
Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. С. 30.
Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. С. 384.
Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. С. 401.
Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. С. 403.
Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 263.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. С. 452.
Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Норма, 2006. С. 344.
Романец Ю. А. Система договоров в гражданском праве России. М.: Норма, 2006. С. 435.
См.: Романец Ю. А. Указ. соч. С. 435.
Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.
Гуржей С. Ю. Правовое регулирование перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. С. 126.
См.: Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / И. В. Бандурина, А. В. Демкина, Л. Г. Ефимова и др.; под ред. П. В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2. С. 145.
Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вместе с «Дополнительным протоколом»). Заключена в г. Варшаве 12.10.1929 г. (с изм. от 18.09.1961 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII. М., 1935. С. 326 – 339.
Данная позиция нашла отражение в судебной практике. См., напр.: Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. № ГКПИ05-732 // Справочная правовая система КонсультантПлюс, Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № КАС05-500 // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Егиазаров В. А. Указ. соч. С. 151.
Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 27 (ред. от 03.10.2011 г.) «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 4.
См., напр.: Гуржей С. Ю. Указ. соч. С. 56.
См.: Брагинский М. И., Витрянский В. В. Указ. соч. С. 312.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. № 44-Г02-10 // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. № 44-Г02-10 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
Конвенция о международной гражданской авиации. Заключена в г. Чикаго 07.12.1944 г. (с изм. от 26.10.1990г.; с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000 г.) // Справочная правовая система КонсультантПлюс
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 82 (ред. от 02.04.2012 г.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» // Российская газета. 2007. 10 окт. № 225.
Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 395 (ред. от 02.11.2013 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3342.
Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 29.08.2001 г. № НА-334-р «Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации» (вместе со «Стандартом...», утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 25.04.2001 г.) // Справочная правовая система КонсультантПлюс

Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6075.
Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 г. № 134 (ред. от 18.05.2010 г.) «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 6.
Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / под ред. П.В. Крашенинникова. С. 150.
Постановление Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 г. № 111 (в ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 10. Ст. 851
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 марта 2003 г. № 12 «Об утверждении Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2003 г. № 72 (в ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 7. Ст. 646.









2

I. Нормативно-правовые акты
1. Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок (вместе с «Дополнительным протоколом»). Заключена в г. Варшаве 12.10.1929 г. (с изм. от 18.09.1961 г.) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных СССР с иностранными государствами. Вып. VIII. М., 1935. С. 326 – 339.
2. Конвенция о международной гражданской авиации. Заключена в г. Чикаго 07.12.1944 г. (с изм. от 26.10.1990 г.; с изм. и доп., вступившими в силу на 01.01.2000 г.) // Справочная правовая система КонсультантПлюс
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 г. № 51-ФЗ (ред. от 02.11.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. № 32. Ст. 3301.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 г. № 14-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 5. Ст. 410.
5. Воздушный кодекс Российской Федерации от 19.03.1997 г. № 60-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 12. Ст. 1383.
6. Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 г. № 81-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 18. Ст. 2207.
7. Кодекс внутреннего водного транспорта Российской Федерации от 07.03.2001 г. № 24-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2001. № 11. Ст. 1001
8. Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 18-ФЗ (ред. от 14.06.2012 г.) «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 2. Ст. 170.
9. Федеральный закон от 08.11.2007 г. № 259-ФЗ (ред. от 28.07.2012 г.) «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 46. Ст. 5555.
10. Федеральный закон от 01.12.2007 г. № 314-ФЗ «О внесении изменения в статью 105 Воздушного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2007. № 49. Ст. 6075.
11. Федеральный закон от 04.05.2011 г. № 99-ФЗ (ред. от 02.07.2013 г.) «О лицензировании отдельных видов деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. № 19. Ст. 2716.
12. Постановление Правительства Российской Федерации от 06 февраля 2003 г. № 72 (в ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозке пассажиров, багажа, грузов для личных (бытовых) нужд на внутреннем водном транспорте» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2003. № 7. Ст. 646.
13. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.07.2004 г. № 395 (ред. от 02.11.2013 г.) «Об утверждении Положения о Министерстве транспорта Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2004. № 32. Ст. 3342.
14. Постановление Правительства Российской Федерации от 02 марта 2005 г. № 111 (в ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил оказания услуг по перевозкам на железнодорожном транспорте пассажиров, а также грузов, багажа и грузобагажа для личных, семейных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005. № 10. Ст. 851
15. Постановление Правительства Российской Федерации от 14.02.2009 г. № 112 (ред. от 14.05.2013 г.) «Об утверждении Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2009. № 9. Ст. 1102.
16. Приказ Министерства путей сообщения Российской Федерации от 18.06.2003 г. № 27 (ред. от 03.10.2011 г.) «Об утверждении Правил исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2004. № 4.
17. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 08.11.2006 г. № 134 (ред. от 18.05.2010 г.) «Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. 2007. № 6.
18. Приказ Министерства транспорта Российской Федерации от 28.06.2007 г. № 82 (ред. от 02.04.2012 г.) «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей»» // Российская газета. 2007. 10 окт. № 225.
19. Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 04 марта 2003 г. № 12 «Об утверждении Санитарных правил по организации пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте» // Справочная правовая система КонсультантПлюс.
20. Распоряжение Министерства транспорта Российской Федерации от 29.08.2001 г. № НА-334-р «Об объявлении стандарта отрасли ОСТ 54-8-233.78-2001 «Перевозочные документы строгой отчетности на воздушном транспорте. Требования и порядок их регистрации» (вместе со «Стандартом...», утвержденным Министерством транспорта Российской Федерации 25.04.2001 г.) // Справочная правовая система КонсультантПлюс
21. Проект Федерального закона № 47536-6 «О внесении изменений в части первую, вторую, третью и четвертую Гражданского кодекса Российской Федерации, а также в отдельные законодательные акты Российской Федерации // Справочно-правовая система КонсультантПлюс.

II. Научная, учебная и специальная литература
22. Брагинский М. И. Общее учение о хозяйственных договорах. Минск: Наука и техника, 1967. 260 с.
23. Брагинский М. И., Витрянский В. В. Договорное право. Книга четвертая: Договоры о перевозке, буксировке, транспортной экспедиции и иных услугах в сфере транспорта. М.: Статут, 2011. 910 с.
24. Быков А. Г. Система хозяйственных договоров // Вестник МГУ. 1974. № 1. С. 4-10.
25. Гражданское право: Учеб.: В 3 т. Т. 2 / Е. Н. Абрамова, Н. Н. Аверченко, К. М. Арсланов (и др.); Под ред. А. П. Сергеева. М.: РГ-Пресс, 2011. 880 с.
26. Гражданское право. Часть вторая: Учебник / Отв. ред. В. П. Мозолин. М.: Юристъ, 2011. 927 с.
27. Гражданское право России. Часть вторая. Обязательственное право: Курс лекций / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Омега-Л, 2009. 1012 с.
28. Гражданское право: Учебник: В 2 т. Том II. Полутом 2 / Отв. ред. проф. Е. А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2009. 704 с.
29. Гражданское право: Учебник. Часть II / Под ред. А. П. Сергеева, Ю. К. Толстого. М.: Проспект, 2007. 848 с.
30. Гуржей С. Ю. Правовое регулирование перевозок городским общественным пассажирским автомобильным транспортом: Дис. ... канд. юрид. наук. Челябинск, 2007. 203 с.
31. Егиазаров В. А. Транспортное право. М.: Юстицинформ, 2008. 592 с.
32. Иоффе О. С. Обязательственное право. М.: Юрид. лит., 1975. 880 с.
33. Калмыков Ю. Х. Правовое регулирование хозяйственных отношений. Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1982. 204 с.
34. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй / Под ред. проф. Т. Е. Абовой и А. Ю. Кабалкина. М.: Юрайт, 2011. 1069 с.
35. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный) / Отв. ред. О. Н. Садиков. М.: Норма, 2006. 780 с.
36. Красавчиков О. А. Система отдельных видов обязательств // Советская юстиция. 1960. № 5. С. 42-43.
37. Мейер Д. И. Русское гражданское право: В 2 ч. Ч. 2. Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 1997. 661 с.
38. Микрюкова Г.А. Договор перевозки пассажира в советском гражданском праве: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Свердловск, 1986. 24 с.
39. Морозов С. Ю. Система транспортных организационных договоров. М.: Волтерс Клувер, 2011. 352 с.
40. Мосашвили В. В. Договор международной воздушной перевозки пассажира и багажа: понятие, особенности, система правового регулирования: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 196 с.
41. Победоносцев К. П. Курс гражданского права: В 3 т. Т. 3. Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 2003. 622 с.
42. Покровский В. В., Сулейменов М. К., Наменгенов К. Н. Правоотношения производственных объединений и предприятий в сфере хозяйственного оборота. Алма-Ата: Наука КазССР, 1985. 128 с.
43. Постатейный комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй: в 3 т. / И.В. Бандурина, А.В. Демкина, Л.Г. Ефимова и др.; под ред. П.В. Крашенинникова. М: Статут, 2011. Т. 2. 421 с.
44. Романец Ю. А. Система договоров в гражданском праве России. М.: Норма, 2006. 496 с.
45. Танчук И. А., Ефимочкин В. П., Абова Т. Е. Хозяйственные обязательства. М.: Юрид. лит., 1970. 216 с.
46. Тюпа В. В. Договор перевозки в прямом смешанном сообщении: теоретические и практические аспекты: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2011. 182 с.
47. Тютрина Н. Н. Транспортные обязательства. Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2005. 189 с.
48. Хаснутдинов А. И. Понятие транспортного договора // Известия вузов: Правоведение. 1990. № 3. С. 34-42.
49. Хозяйственное право: Учебник / Под ред. В. П. Грибанова, О. А. Красавчикова. М.: Юрид. лит., 1977. 367 с.
50. Шершеневич Г. Ф. Учебник торгового права (по изданию 1914 г.). Серия: Классика русской цивилистики. М.: Статут, 1994. 335 с.
51. Шешенин Е. Д. Общие проблемы обязательств по оказанию услуг // Антология уральской цивилистики. 1925 - 1989: Сборник статей. М., 2001. С. 346-352.


III. Судебная практика
52. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 18 апреля 2002 г. № 44-Г02-10 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
53. Определение Верховного Суда Российской Федерации от 17 ноября 2005 г. № КАС05-500 // Справочная правовая система КонсультантПлюс
54. Решение Верховного Суда Российской Федерации от 23 августа 2005 г. № ГКПИ05-732 // Справочная правовая система КонсультантПлюс


Вопрос-ответ:

Какие особенности имеет нормативно-правовое регулирование транспортных обязательств?

Нормативно-правовое регулирование транспортных обязательств имеет несколько особенностей: сложность правового статуса перевозчика и пассажира, наличие специальных нормативных актов, отношение к перевозке пассажиров и багажа как к особой разновидности транспортных обязательств.

Что такое договор перевозки пассажиров и багажа?

Договор перевозки пассажиров и багажа - это соглашение между перевозчиком и пассажиром о перемещении пассажиров и их багажа с одного места на другое. Он регулирует права и обязанности сторон, порядок оплаты и другие вопросы, связанные с такой перевозкой.

В чем отличие договора перевозки пассажиров и багажа от других гражданско-правовых договоров?

Договор перевозки пассажиров и багажа отличается от других гражданско-правовых договоров тем, что его предметом является перемещение людей и их багажа. Он регулирует специфические отношения, связанные с перевозкой, и имеет свои особенности и требования к условиям его заключения и исполнения.

Какие договоры могут быть связаны с договором перевозки пассажиров и багажа?

Договор перевозки пассажиров и багажа может быть связан с другими гражданско-правовыми договорами, такими как договор об оказании услуг, договор аренды транспортного средства или договор страхования. В зависимости от конкретной ситуации и условий перевозки могут быть заключены дополнительные соглашения и договоры.

Какие особенности имеет перевозка пассажиров и багажа как разновидность транспортных обязательств?

Перевозка пассажиров и багажа имеет несколько особенностей как разновидность транспортных обязательств: осуществляется с использованием транспортных средств, предоставляет пассажирам право на безопасность и комфорт, предусматривает ответственность перевозчика и т.д.

Какие особенности нормативно-правового регулирования транспортных обязательств?

Нормативно-правовое регулирование транспортных обязательств предусматривает соблюдение определенных правил и требований при оформлении и исполнении договоров перевозки. Особенности этого регулирования включают в себя установление обязательных условий договора, определение прав и обязанностей сторон, установление ответственности за нарушение условий договора и другие моменты, специфичные для транспортных отношений.

Что такое договор перевозки пассажиров и багажа?

Договор перевозки пассажиров и багажа - это соглашение между перевозчиком и пассажиром, по которому перевозчик обязуется доставить пассажира и его багаж до определенного пункта назначения, а пассажир обязуется оплатить услуги перевозки и соблюдать правила и условия перевозки.

В чем отличие договора перевозки пассажиров и багажа от других гражданско-правовых договоров?

Договор перевозки пассажиров и багажа отличается от других гражданско-правовых договоров тем, что он регулирует отношения, связанные с перевозкой людей и их багажа, и имеет свои особенности, такие как обязательные условия договора, особые права и обязанности сторон, ответственность за нарушение условий договора и другие.

Какие особенности перевозки пассажиров и багажа?

Перевозка пассажиров и багажа имеет свои особенности, такие как необходимость соблюдения правил и норм, связанных с безопасностью, определение ответственности перевозчика за сохранность пассажира и его багажа, определение условий перевозки и обязанностей сторон. Также перевозка пассажиров и багажа может быть осуществлена различными видами транспорта и иметь свои специфические требования.

Какие договоры связаны с договором перевозки пассажиров и багажа?

Договор перевозки пассажиров и багажа связан с другими гражданско-правовыми договорами, такими как договоры купли-продажи билетов, договоры аренды транспорта, договоры страхования и другие. Эти договоры дополняют и уточняют условия перевозки и имеют важное значение при оформлении и исполнении договора перевозки пассажиров и багажа.