Право,правосознание,правовая культура.
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 16.05.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ
1. ПРАВО В СИСТЕМЕ ЮРИДИЧЕСКИХ ПОНЯТИЙ
2. ПРАВОСОЗНАНИЕ И ЕГО РОЛЬ В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА
3. ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА: СУЩНОСТЬ И ЗНАЧЕНИЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Она охватывает все ценности, созданные деятельностью людей в области права: правосознание, степень достижений в области законодательства, прогрессивность юридической практики, культуры правового общения и поведения, профессиональной и внеслужебной деятельности судей, прокуроров, следователей и т.д. Она буквально пронизывает всю систему правовых отношений, режим правовой законности, существующий правопорядок, а также правовой менталитет нации, различных социальных групп. В целом же правовая культура – это качественная характеристика состояния правовой жизни общества. Она зафиксирована и материализована в исторических памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в поведении, образе жизни и мыслей участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы общества. Свое проявление она находит как на уровне общества в целом, так и применительно к отдельным сферам общественной жизни, конкретным видам социальной деятельности (производственной, управленческой, образовательной, культурно-воспитательной и т.д.) [12, с. 14].
М.Б. Смоленский под правовой культурой понимает процесс и результат творчества человека в сфере права, характеризующейся созданием и утверждением правовых ценностей, что в полной мере отражает суть правовой культуры. Правовая культура – необходимое условие сознательного осуществления гражданином его долга перед обществом, реализации его гражданских прав и свобод. Опосредование людьми прав, свобод и обязанностей в поведении и деятельности способствует преодолению отсталых взглядов, отклоняющегося поведения граждан, предотвращению случаев произвола и насилия над личностью. Научно обоснованные правовые представления народа являются предпосылками укрепления законности и правопорядка, без чего невозможно построить гражданское общество и правовое государство.
С точки зрения А. Цветкова, правовую культуру можно определить как совокупность устоявшихся, воспроизводимых в обществе и постоянно развивающихся правовых традиций, обычаев, норм, психологических стереотипов, привычек и образцов правового поведения и деятельности, а также общественных отношений, которые обеспечивают социализацию личности и реализацию ее интересов, стабильное развитие социума и реализацию интересов социальных групп, содержание правопорядка и законности в обществе и воспроизводство в нем устойчивых политико-правовых механизмов [3, с. 37].
Правовая культура представляет собой сложную социальную систему. Как часть общей духовной культуры она отражает прежде всего качественное состояние общества на данном этапе его развития, проявляется в способах деятельности, в общественных отношениях, поведении, языке, состоянии общественного сознания, обычаях и т.д.
Правовое воспитание призвано формировать некоторые компоненты правовой культуры. Поэтому, если рассматривать правовую культуру студентов на уровне социума в качестве целостного его состояния, то можно сделать вывод, что не правовая культура является целью правового воспитания в системе образования, а само правовое воспитание выступает средством формирования одной из подсистем правовой культуры, т.е. прежде всего правового сознания учащейся молодежи [7, с. 180].
Исследования подхода В.П. Сальникова к понятию правовой культуры заслуживают внимания. По его мнению, к понятию «правовая культура» можно отнести такие объективные социальные явления, как право, правовые нормы, общественное правосознание, права и обязанности, правовое поведение, законность и правопорядок, законодательство и юридическая практика, а также знание права, умение его применять и т.п. При таком подходе автор как бы отождествляет правовую систему с элементами правовой культуры, с чем можно не согласиться.
Таким образом, правовая культура на уровне социума вбирает в себя достижения этого общества в сфере правовой надстройки, правовой системы, цивилизованных отношений в целом.
Но при этом правовая культура может представлять собой комплекс правовых знаний; оценочного отношения к праву; умений и навыков правомерного поведения; правовой модели профессионального поведения.
В научной литературе отмечается, что правовая культура включает в себя определенный уровень правового сознания, но не сводится к нему, так как в нее входит и другой важный элемент – позитивное отношение граждан к заложенным в правовых нормах моделям поведения, их готовность и умение активно и точно исполнять требования права. Правовая культура предполагает также осознание каждым гражданином своей ответственности перед обществом, как личной, так и профессиональной [8, с. 305].
Как степень особого развития индивида правовая культура человека проявляется прежде всего в его подготовленности к восприятию прогрессивных, цивилизованных правовых идей и законов, в умениях и навыках пользоваться правом, а также в оценке собственных знаний права.
Правовая культура личности – это знание и понимание права, а также действия в соответствии с ним. Правовая культура личности означает правовую образованность человека, включая правосознание, умение и навыки пользования правом, подчинение своего поведения требованиям воспитательных норм.
Правовая культура предполагает:
1) определенный уровень правового мышления и чувственного восприятия правовой действительности;
2) надлежащую степень знания законов;
3) высокий уровень уважения норм права, их авторитета;
4) качественное состояние процессов правотворчества и реализации права;
5) специфические способы правовой деятельности (работа правоохранительных органов, конституционный контроль и т.д.);
6) результаты правовой деятельности в виде духовных и материальных благ (законы, судебная практика, система законодательства и т.д.) [9, с. 50].
В изучении формирования правовой культуры учащейся молодёжи необходимо сочетание диагностики и прогностики. Происходит смена парадигмы правовой культуры российского общества. В современных условиях определённое значение имеет нравственный аспект формирования правовой культуры молодёжи в процессе обучения.
Таким образом, понятие «правовая культура» для теории права и теории правового воспитания до сих пор остается актуальным и проблемным. Его методологическое исследование дает возможность определить в общей цели правового воспитания его этапные задачи для достижения этой цели.
Наше понимание правовой культуры заключается в следующем: правовая культура – это сложно организованная система, в которой последовательно взаимосвязаны правовые знания – правовое сознание – правовые умения и навыки – правовая позиция – правовая деятельность; результатом сформированности всех ее составляющих становится потребность личности в правовом самообразовании и правомерном поведении в любой деятельности.
Правовая культура общества отражается и проявляется в правовой культуре отдельной личности, которая характеризуется уважительным отношением к праву, достаточным объемом правовой информированности о содержании правовых норм, обеспечивающих правомерный характер ее действий во всех жизненных ситуациях: это знание, понимание и следование праву [3, с. 37].
Однако, как в прошлом, так и в настоящее время, общество вынуждено преодолевать и бороться с правовым нигилизмом, пренебрежительным и неуважительным отношением к праву как социальной ценности, что неизбежно приводит к правовому беспределу, анархии, коррупции, дестабилизации в обществе, утрате правовой законности, массовым нарушениям и ущемлениям конституционных прав и свобод человека и гражданина.
Следует отметить, что нигилизм нельзя назвать «чистым» российским явлением. Он имеет широкое распространение в зарубежной философии права. Ведь не случайно, например, родоначальником и ярким представителем философской теории нигилизма является Фридрих Ницше. Идеей нигилизма пронизано его учение о праве, которое носит вспомогательный характер и предназначено лишь обслуживать потребности сверхчеловека, не имея при этом самостоятельной ценности [12, с. 15].
Правовой нигилизм – продукт социальных отношений, он обусловлен множеством причин и следствий. Например, в общественном сознании россиян прочно утвердилось понимание права исключительно как веления государственной власти. Представления оправе как указаниях «начальства» настойчиво культивировались в народе: то, что исходит «сверху», от властей, то и есть право.
На сегодняшний день огромной питательной средой правового нигилизма следует считать кризисное состояние российского общества, социальную напряженность, экономические неурядицы, распад некогда единого жизненного пространства, сепаратизм, конфронтацию властей, морально-психологическую неустойчивость общества. Кроме того, правовой нигилизм подпитывается и такими реалиями наших дней, как политиканство и циничный популизм лидеров всех рангов, борьба позиций и амбиций, самолюбий и тщеславий [14, с. 190]. Дают о себе знать эгоизм и властолюбие старой и новой бюрократии, некомпетентность и бестолковость чиновников.
В целом же нигилизм, в том числе и правовой нигилизм, выступает в теоретической (идеологической) и практической формах. Он различен в различных слоях и группах общества, зависит в известной степени от таких факторов, как возраст, пол, национальное происхождение, вероисповедание, должностное положение, образование и др.
В преодолении правового нигилизма, безусловно, играет и будет играть роль правовая культура общества и личности, которая органично взаимосвязана с нравственной культурой и моралью. Вот почему в философии права мораль и право занимают особое место. Они относятся к числу наиболее важных типов нормативной регуляционной деятельности как общества в целом, так и на уровне отдельного человека. Мораль и право – необходимые взаимосвязанные, взаимопроникающие и взаимодополняющие системы регуляции общественной жизни. Они обеспечивают подчинение деятельности отдельных людей единым общесоциальным законам и возникают в силу потребности обеспечить функционирование общества путем согласования различных интересов, подчинения людей определенным правилам [14, с. 188].
Мораль и право обладают общим свойством – нормативностью, позволяющим выполнять им важнейшую социальную функцию – регулирование поведения людей. Хотя объекты их регулирования во многом совпадают, но средства этого регулирования являются различными для каждого из них. Единство общественных отношений «с необходимостью определяет общность правовой и моральной систем».
Мораль и право – две универсальные, социально значимые ценностно-нормативные системы, занимающие относительно самостоятельные ниши в жизни общества, находятся в постоянном взаимодействии. Возникновение и развитие права подчинено тем же общим закономерностям, что и развитие общественной морали. Мораль положительно оценивает право, если его содержание соответствует нравственным ценностям и порицает нарушения правопорядка, особенно прав и свобод граждан [2, с. 105]. В свою очередь, право оказывает воздействие на формирование нравственных воззрений и нравственных норм. При этом, как отмечал Гегель, «моральная сторона и моральные заповеди не могут быть предметом положительного законодательства». Законодательство не может декретировать только нравственность. Не случайно еще Аристотель подчеркивал, что «человек, живущий вне закона и права, – наихудший из всех».
Безусловно, одним из важнейших стабилизирующих и профилактических факторов, обеспечивающих правопорядок в обществе, является правовое воспитание (юридический всеобуч), которое должно быть системным, всеохватывающим, постоянным [7, с. 183].
Сам же процесс юридического всеобуча должен быть направлен на выполнение следующих задач: во-первых, ликвидацию правовой безграмотности населения и должностных лиц государства; во-вторых, охват всех граждан, должностных лиц систематическим правовым обучением как важнейшим условием социализации человека в обществе; в-третьих, привитие каждому человеку как правовому существу внутренне осознанной потребности и способности активно использовать правовые знания для удовлетворения как личных, так и общественных интересов; в-четвертых, формирование цивилизованного отношения к нашей Конституции, действующему законодательству должно способствовать искоренению правового нигилизма; в-пятых, процесс правового всеобуча должен быть дифференцированным для различных групп населения и начинать его, видимо, надо уже с первого класса, проводя этот процесс весьма деликатно, в игровой форме, но в то же время профессионально.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Правом называют систему общеобязательных, формально определенных норм, правил поведения, которые устанавливаются и поддерживаются государством.
Право регулирует важнейшие отношения между людьми, учреждениями, организациями, государством в ситуациях, которые неоднократно повторяются и касаются многих участников общественной жизни. Право – это проявление воли государства, только оно может вводить правовые нормы.
Нормы права имеют системный характер. Нормы, закрепленные в разных правовых актах, не существуют независимо друг от друга, они согласовываются между собой, не должны противоречить, а наоборот – должны взаимодополняться. Государство не только вводит правовые нормы, а и обеспечивает их соблюдение, используя для этого в случае потребности аппарат принуждения.
Правосознание – это категория права, которая отображает отношение людей к праву, правовому образу жизни в системе правовых знаний, правовых чувств, убеждений, волевых установок; она вырабатывает оценку относительно действующей в обществе правовой теории и юридической практики, определяет возможные пути их усовершенствования, исходя из требований естественного права, общечеловеческих ценностей, прав и свобод человека и гражданина.
Чтобы подготовить граждан к восприятию демократических ценностей, необходимо воспитывать такое правосознание, которое бы отвечало не только общечеловеческим ценностям, принципам международного права, но и историческим традициям российского и менталитету российского народа.
Правовая культура, использующая все ценное, которое имеется как в отечественном, так и в мировом цивилизованных правотворческих процессах, будет способствовать успешному построению демократического правового государства, качественному проведению реформ и реализации приоритетных национальных проектов России, объединяющим центром которых являются демографическая проблема и улучшение качества жизни россиян.
Только на пути достижения органического единства российской государственности и правовой культуры можно успешно идти по пути социального прогресса, успешно решать вопросы разработки теоретико-методологической базы интенсивно развивающейся системы правовой науки. И лишь на этом фундаменте возможны формирование правосознания россиян, совершенствование правового законодательства, укрепление правовой законности и установление стабильного правопорядка.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Апиян Н.А. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура. – Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 2001. – 278 с.
Бакулов В.Д., Пащенко И.В. Дихотомия правопонимания и правосознания сущность и структура правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 6. – С. 99-108.
Болдырев С.Н. Правовая культура общества и культура юридической техники // Философия права. – 2011. – № 1. – С. 36-40.
Болдырева М.Г. Правовая культура: Лекция. – М.: МЮИ, 1998. – 35 с.
Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2010. – № 2. – С. 8-15.
Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 183 с.
Зельцер И.М. Правовая культура как фактор стабилизации отношений в обществе // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2006. – № 4. – С. 179-184.
Зубова Я.В. Правовая культура как одна из форм социальной культуры // Современные гуманитарные исследования. – 2009. – № 3. – С. 303-305.
Кожевников С.Н. Правовая система и право // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2000. – № 1. – С. 45-55.
Непомнящий А.А. Правосознание как необходимая часть жизни общества // Вестник Российского нового университета. – 2009. – № 4. – С. 41-43.
Обществознание / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
Попов М. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. – 2006. – № 6. – С. 13-18.
Реуф В.М., Сальников С.П. Правосознание как функция и функции правосознания // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 12. – С. 50-57.
Сальников В.П. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2001. – № 1. – С. 187-189.
Смолова Т.Ю. К вопросу о правосознании // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2006. – № 3. – С. 192-200.
4
1.Апиян Н.А. Правосознание, правовое воспитание, правовая культура. – Ереван: Изд-во Ереванского гос. ун-та, 2001. – 278 с.
2.Бакулов В.Д., Пащенко И.В. Дихотомия правопонимания и правосознания сущность и структура правосознания // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2009. – № 6. – С. 99-108.
3.Болдырев С.Н. Правовая культура общества и культура юридической техники // Философия права. – 2011. – № 1. – С. 36-40.
4.Болдырева М.Г. Правовая культура: Лекция. – М.: МЮИ, 1998. – 35 с.
5.Бондарев А.С. Правовая культура и продукты правовой культуры в их соотношении // Вестник Пермского университета. Юридические науки. – 2010. – № 2. – С. 8-15.
6.Демин А.В. Теория государства и права: курс лекций. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 183 с.
7.Зельцер И.М. Правовая культура как фактор стабилизации отношений в обществе // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2006. – № 4. – С. 179-184.
8.Зубова Я.В. Правовая культура как одна из форм социальной культуры // Современные гуманитарные исследования. – 2009. – № 3. – С. 303-305.
9.Кожевников С.Н. Правовая система и право // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2000. – № 1. – С. 45-55.
10.Непомнящий А.А. Правосознание как необходимая часть жизни общества // Вестник Российского нового университета. – 2009. – № 4. – С. 41-43.
11.Обществознание / Под ред. М.Н.Марченко. – М.: Изд-во Проспект, 2008. – 432 с.
12.Попов М. Правовая культура как элемент социального порядка // Власть. – 2006. – № 6. – С. 13-18.
13.Реуф В.М., Сальников С.П. Правосознание как функция и функции правосознания // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. – 2009. – № 12. – С. 50-57.
14.Сальников В.П. Правовая культура как фактор стабилизации современного российского общества // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Право. – 2001. – № 1. – С. 187-189.
15.Смолова Т.Ю. К вопросу о правосознании // Вестник Саратовской государственной академии права. – 2006. – № 3. – С.
Вопрос-ответ:
Что охватывает правовая культура?
Правовая культура охватывает все ценности, созданные деятельностью людей в области права, включая степень достижений в законодательстве, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения и поведения, а также профессиональную и внеслужебную деятельность правоохранительных органов.
Какое место занимает право в системе юридических понятий?
Право занимает центральное место в системе юридических понятий. Оно определяет правовые нормы, нормы поведения, санкции и другие аспекты правового регулирования общественных отношений.
Что такое правосознание и какую роль оно играет в жизни общества?
Правосознание - это совокупность установок, представлений и оценок, связанных с правом, которые формируются у людей в процессе их социализации и влияют на их поведение в соответствии с правовыми нормами. Оно играет важную роль в жизни общества, поскольку влияет на правопорядок, соблюдение законов и уважение к правам и свободам каждого человека.
Что значит быть правовым человеком?
Быть правовым человеком означает соблюдать законы, уважать права и свободы других людей, а также иметь правовые знания, которые позволяют различать допустимые и недопустимые действия в обществе.
Какую роль играют судьи, прокуроры и следователи в правовой культуре?
Судьи, прокуроры и следователи играют важную роль в правовой культуре, поскольку их профессиональная и внеслужебная деятельность напрямую связана с соблюдением прав и законов обществом. Они должны проявлять высокую этичность, справедливость и знание законов, чтобы обеспечить справедливость и правопорядок в обществе.
Что включает в себя понятие "право"?
Понятие "право" охватывает все значения, созданные деятельностью людей в области права - законодательство, юридическую практику, поведение судей, прокуроров, следователей и других профессионалов.
Какое значение имеет правосознание в жизни общества?
Правосознание играет важную роль в обществе, так как определяет отношение людей к праву и их понимание правовых норм. Оно обеспечивает соблюдение законов и укрепление правопорядка в обществе.
Что такое правовая культура и какое значение она имеет?
Правовая культура включает в себя ценности в области права, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения и поведения профессионалов в сфере права. Она важна, так как обеспечивает развитие и укрепление правовой системы, соблюдение прав и обязанностей граждан, а также повышение эффективности деятельности правоохранительных и судебных органов.