Информационное обеспечение предпринимательской деятельности:правовой аспект
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 06.06.2011
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Общие положения о регулировании информационных положений
1.1. Правовое регулирование информационных отношений
1.2. Понятие информации, правовой режим информационных ресурсов
1.3. Документирование информации
Глава 2. Особенности информационного обеспечения предпринимательской деятельности
2.1. Право собственности на информационные ресурсы
2.2. Виды информационных ресурсов. Порядок пользования информацией
2.3. Защита информации и прав субъектов в области информационного обеспечения
2.4. Государственное регулирование информационных отношений
Заключение
Список литературы
При предоставлении предпринимателем информации, составляющей коммерческую тайну, государственным (муниципальным) органам последние должны создать условия, обеспечивающие охрану ее конфиденциальности. Должностные лица или служащие указанных органов без согласия обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, не вправе разглашать или передавать другим лицам ставшую известной им в силу выполнения должностных (служебных) обязанностей информацию, составляющую коммерческую тайну, а также не вправе использовать эту информацию в корыстных или иных личных целях (ст. 13 Закона о коммерческой тайне).
В рамках гражданско-правовых отношений режим конфиденциальности может регулироваться договором, в котором должны быть определены условия охраны коммерческой тайны. Если иное не установлено соглашением сторон, контрагент самостоятельно определяет способы защиты информации, переданной ему по договору. Контрагент также обязан незамедлительно сообщить обладателю информации, составляющей коммерческую тайну, о допущенном им либо ставшем ему известном факте разглашения или угрозы разглашения, незаконном получении или незаконном использовании информации, составляющей коммерческую тайну, третьими лицами.
При этом в интересах контрагента установлено правило о том, что обладатель информации, составляющей коммерческую тайну, переданной им контрагенту, до окончания срока действия договора не может разглашать эту информацию, а также в одностороннем порядке прекращать охрану ее конфиденциальности, если иное не установлено договором (п. 5 ст. 12 Закона о коммерческой тайне).
За нарушение информационных прав субъектов и правового режима охраны информации с ограниченным доступом установлена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
Субъектами ответственности могут быть любые лица, получившие доступ к конфиденциальной информации как на законном основании, так и неправомерным путем (ст. 12, 13, 14 Закона о коммерческой тайне):
1) лица, связанные с собственником (обладателем) информации трудовыми отношениями;
2) государственные (муниципальные) органы и их должностные лица, которым на законном основании предоставляется конфиденциальная информация хозяйствующими субъектами;
3) лица, являющиеся контрагентами по сделкам, заключенным с собственником (обладателем) конфиденциальной информации;
4) лица, получившие конфиденциальную информацию незаконными методами.
К дисциплинарной ответственности привлекаются работники организации и другие лица, которые в связи с исполнением трудовых (служебных) обязанностей получили доступ к конфиденциальной информации, обладателем которой является работодатель, виновные в нарушении норм, регулирующих ее защиту.
Например, несут дисциплинарную ответственность лица, нарушившие правила получения, обработки и защиты персональных данных работника (ст. 90 ТК РФ).
Нарушение трудовых обязанностей в виде разглашения охраняемой законом тайны (государственной, коммерческой, служебной и иной), ставшей известной работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, может стать основанием для расторжения трудового договора по инициативе работодателя (ст. 81 ТК РФ).
На работника также возлагается полная материальная ответственность в форме возмещения причиненного работодателю ущерба (п. 7 ст. 243 ТК РФ).
Дисциплинарная ответственность работника предусмотрена Законом о коммерческой тайне в случае умышленного или неосторожного разглашения информации (при отсутствии в его действиях состава преступления) (п. 2 ст. 14), в том числе и в форме возмещения ущерба (п. 3 ст. 11).
Основной мерой гражданско-правовой ответственности, предусмотренной законодательством за нарушение режима охраны информации, является возмещение убытков.
Например, согласно ст. 26 Закона РФ «О банках и банковской деятельности» за разглашение банковской тайны Банк России, организация, осуществляющая функции по обязательному страхованию вкладов, кредитные, аудиторские и иные организации, уполномоченный орган, осуществляющий меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, а также их должностные лица и их работники несут ответственность, включая возмещение нанесенного ущерба, в порядке, установленном федеральным законом.
Закон РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» предусматривает, что в случае разглашения сотрудниками антимонопольного органа сведений, составляющих коммерческую, служебную тайну, причиненные убытки подлежат возмещению в соответствии с гражданским законодательством (ст. 15).
Помимо субъектов ответственности, перечисленных выше, Закон о коммерческой тайне предусматривает, что к гражданско-правовой ответственности может привлекаться лицо, которое использовало информацию, составляющую коммерческую тайну, и не имело достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получило доступ к ней в результате случайности или ошибки, если это лицо по требованию обладателя информации, составляющей коммерческую тайну, отказалось принять меры по охране ее конфиденциальности (ст. 14).
Работодатель вправе потребовать возмещения причиненных убытков лицом, прекратившим с ним трудовые отношения, в случае, если это лицо виновно в разглашении информации, составляющей коммерческую тайну, доступ к которой оно получило в связи с исполнением им трудовых обязанностей, если разглашение такой информации последовало в течение трех лет после прекращения трудовых отношений, если иной срок не установлен соглашением.
Основаниями для освобождения от ответственности могут быть действие непреодолимой силы, крайняя необходимость или неисполнение работодателем обязанности по обеспечению режима коммерческой тайны.
Гражданско-правовая ответственность также не наступает, если информация самостоятельно получена лицом при осуществлении исследований, систематических наблюдений или иной деятельности, несмотря на то, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием информации, составляющей коммерческую тайну, обладателем которой является другое лицо.
Помимо возмещения убытков, защита прав обладателя информации может осуществляться и другими гражданско-правовыми способами, перечень которых предусмотрен ст. 12 ГК РФ. Способ защиты определяется с учетом имущественных интересов обладателя конфиденциальной информации и характера нарушения его прав.
Проблема выявления юридической природы документированной информации как объекта правового регулирования обусловила сложность в определении не только прав обладателя на информационные ресурсы, но и правовых способов их защиты, которые могут быть вещно-правовыми, обязательственно-правовыми, а также осуществляться с использованием механизмов охраны исключительных прав.
Административная ответственность установлена КоАП РФ. В нем предусмотрены взыскания в виде предупреждения или штрафа за нарушение правил защиты информации и незаконную деятельность в области защиты информации (ст. 13.12 и 13.13); разглашение информации с ограниченным доступом (ст. 13.14); нарушение правового режима информации о гражданах (персональных данных) (ст. 13.11); неправомерный отказ в предоставлении гражданину информации либо предоставление неполной или заведомо недостоверной информации (ст. 5.39).
Помимо общей нормы об ответственности за непредоставление в государственный орган сведений (информации), необходимых для осуществления его законной деятельности (ст. 19.7), в КоАП РФ предусмотрены специальные составы правонарушений, связанные с несоблюдением правил обязательного предоставления информации в отдельных сферах - на рынке ценных бумаг, в области налоговой, статистической, бухгалтерской отчетности, таможенной, антимонопольной деятельности и т.д. (ст. 15.6, 15.11, 15.19, 15.21, 13.19, 13.23, 19.8 и др.).
Большое количество норм об ответственности в области защиты информации и информационных прав содержит УК РФ. Например, наступление уголовной ответственности может повлечь отказ в предоставлении гражданину информации (ст. 140), незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую, налоговую или банковскую тайну (ст. 183).
Нормы УК РФ обеспечивают охрану государственной тайны (ст. 283, 284), тайну личной жизни (ст. 137), тайну связи (ст. 138), а также сведений, связанных с правоохранительной деятельностью (ст. 310, 311, 320).
Специальная глава УК РФ посвящена преступлениям в сфере компьютерной информации (ст. 272-274). На защиту информации направлены и нормы УК РФ, по которым наступает ответственность за смежные составы преступлений (например, нарушение изобретательских и патентных прав (ст. 147) и др.
Таким образом, Первую группу составляет комплекс публично-правовых отношений, связанных с централизованным государственным регулированием предпринимательской деятельности, в том числе с организацией ее информационного обеспечения.
В качестве второй группы следует выделить корпоративные отношения, возникающие между юридическим лицом, осуществляющим коммерческую деятельность, его учредителями (участниками) и субъектами, осуществляющими функции органов данного юридического лица.
Третью группу отношений с участием предпринимателей составляют обязательственные отношения, возникающие между самими предпринимателями как экономически и юридически равными субъектами предпринимательской деятельности.
К четвертой группе можно отнести правовые отношения, возникающие между предпринимателями и гражданами-потребителями, которые по сравнению с профессиональными предпринимателями являются не только более слабыми экономически, но и менее грамотными в соответствующей области, а потому нуждаются в специальной защите, в том числе посредством обеспечения потребителей максимально полной и правдивой информацией о товарах (услугах) и их производителях (услугодателях)
2.3. Государственное регулирование информационных отношений
В наиболее общем виде основные задачи и главные направления государственного регулирования в информационной сфере определены Законом об информации.
Помимо рассмотренных выше направлений государственного регулирования, связанных с созданием правовых основ информационного обеспечения предпринимательской деятельности, развитием рынка информационных услуг, формированием и защитой государственных информационных ресурсов, следует выделить такие важнейшие сферы деятельности государства, как сертификация и лицензирование в области информационных отношений, а также контроль за соблюдением требований, предъявляемых к созданию и использованию различных видов информационных ресурсов и защиты информации.
В Российской Федерации осуществляется сертификация средств защиты информационных систем и информационных ресурсов.
Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании».
Обязательной сертификации подлежат также информационные системы органов государственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, других государственных органов, организаций, которые обрабатывают документированную информацию с ограниченным доступом, а также средства защиты этих систем.
Государство обеспечивает лицензирование отдельных видов деятельности в области информации, информатизации и защиты информации.
На основании ст. 17 Федерального закона от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» порядок и условия лицензирования конкретных видов деятельности, связанных с использованием и защитой информационных ресурсов, устанавливается рядом подзаконных нормативных актов. Например, Положением о лицензировании деятельности по разработке и (или) производству средств защиты конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348, Положением о лицензировании деятельности по технической защите конфиденциальной информации, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. № 290.
Функции государственного регулирования и контроля в информационной сфере реализуют различные федеральные органы исполнительной власти: Министерство информационных технологий и связи РФ (в ведении которого находятся Федеральное агентство по информационным технологиям, Федеральная служба по надзору в сфере связи), Министерство культуры и массовых коммуникаций РФ (в ведении которого находятся Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям, Федеральное архивное агентство), Федеральная служба государственной статистики, Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам и др.
В соответствии с Положением о федеральном агентстве по информационным технологиям, утвержденным постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 319, данное Агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере информационных технологий, в том числе в части использования информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обеспечения доступа к ним. Федеральное агентство по информационным технологиям является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области использования электронной цифровой подписи.
Федеральная служба по надзору в сфере связи осуществляет контроль и надзор за выполнением требований в сфере информационных технологий и связи, лицензирование деятельности в области оказания услуг связи, международного информационного обмена федеральными информационными ресурсами и информационными ресурсами, находящимися в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, деятельности удостоверяющих центров электронной цифровой подписи, а также контроль за соблюдением установленных лицензионных требований и условий.
Регламентируя информационные отношения в Российской Федерации, законодатель руководствуется как общеправовыми, так и частными методами, а именно: разрешительным, в том числе делегирующим, рекомендующим и санкционирующим; ограничительным, запретительным и др. Для изучения информационного права как науки правоведы используют исторический и диалектический методы, системный подход, анализ и синтез, метод сравнительного правоведения и другие научные методы.
Можно сказать, что в информационной сфере реализуются почти все методы правового регулирования: установление (статуса, правового режима и др.); предписание (обязательное опубликование нормативных актов, лицензирование отдельных видов деятельности и др.); метод запрета (предоставления ложной информации и др.); диспозитивный (договор об оказании информационных услуг и др.). В правоохранительной деятельности в области информационных отношений реализуются методы принуждения, наказания, ответственности и пр.
Комплексный, интегрированный предмет информационного права предполагает применение методов, адекватных различным аспектам информационных отношений, складывающихся в сфере предпринимательской деятельности.
В правовом регулировании предпринимательской деятельности используются три важнейших метода правового регулирования, которые, на наш взгляд, могут успешно применяться и для регламентации информационного обеспечения этой деятельности.
Во-первых, метод обязательных предписаний императивными нормами, с помощью которого устанавливаются права и обязанности субъектов предпринимательских отношений.
Указанный метод применяется для прямого государственного регулирования предпринимательской деятельности, когда одна сторона правоотношения вправе давать другой стороне обязательные для исполнения предписания с целью обеспечения публичных интересов общества.
Как подчеркивают исследователи, государственное регулирование предпринимательской деятельности есть не только движение от государственных органов к предпринимателям, но также обратная связь, т.е. получение информации от предпринимателей к государству в лице его органов. Отсутствие обратной связи приводит к неэффективности всей системы государственного регулирования.
Во-вторых, метод рекомендаций, когда одна сторона правоотношения предлагает другой стороне определенный вариант поведения в зависимости от конкретной ситуации, и на основе рекомендаций одной из сторон устанавливаются взаимные права и обязанности участников отношения.
В-третьих, метод автономных решений, характерный для регулирования отношений, возникающих между юридически равными субъектами предпринимательской деятельности, которые определяют содержание своих прав и обязанностей исключительно по взаимной договоренности.
Представляется, что именно названные методы имеют существенное значение для регулирования информационных отношений, возникающих в сфере предпринимательской деятельности.
Таким образом, это не означает, что информация перестает быть объектом гражданских отношений (объектом права). Напротив, законодатель поднял правовое регулирование информационных отношений на качественно новый уровень путем установления на информацию, составляющую секрет производства (ноу-хау), в отношении которой введен режим коммерческой тайны, исключительного права (ст. 1465-1472 ГК РФ).
Кроме того, информация является объектом отношений, регулируемых предпринимательским правом, которое имеет неразрывную связь с публичным законодательством, в частности налоговым, таможенным и др.
Заключение
В соответствии с поставленными целями и задачами мы пришли к следующим выводам:
1. Субъектами права на коммерческую тайну являются физические и юридические лица, занимающиеся предпринимательской деятельностью (обладатели). Правовая охрана на коммерческую тайну устанавливается обладателем с момента отнесения сведений к коммерческой тайне и осуществляется в течение срока, им установленного. Закон не обязывает регистрировать право обладателя на коммерческую тайну в органах государственной регистрации. Право на коммерческую тайну подтверждается обладателем в случаях его нарушения другими лицами.
В ФЗ «О коммерческой тайне» закреплены важнейшие вопросы правовой охраны этих сведений. В частности, охрана коммерческой тайны предоставляется юридическим и физическим лицам, в том числе иностранным, меры обеспечения режима информации определяются ее обладателем, обеспечивается охрана секретов производства («ноу-хау») в режиме коммерческой тайны, поскольку многие решения, квалифицируемые как «ноу-хау», являются патентоспособными, но официально не регистрируются, чтобы скрыть суть разработки (технологии, конструкции и т.д.) от конкурентов.
2. Собственниками информационных ресурсов могут быть Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования, физические и юридические лица.
Российская Федерация и субъекты Российской Федерации являются собственниками информационных ресурсов, создаваемых, приобретаемых, накапливаемых за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, а также полученных путем иных установленных законом способов.
Информационные ресурсы, являющиеся собственностью государства, находятся в ведении органов государственной власти и организаций в соответствии с их компетенцией, подлежат учету и защите в составе государственного имущества.
В соответствии со сферами ведения государственные информационные ресурсы могут быть федеральными, совместного ведения РФ и ее субъектов, субъектов РФ.
3. Защита информации может осуществляться с помощью организационных, экономических, технических, правовых и других средств. В связи с развитием информационных технологий, информационно-телекоммуникационных сетей, электронного документооборота все большее значение приобретает внедрение компьютерных способов защиты информации в автоматизированных системах ее передачи и обработки, программно-технических средств обеспечения информационной безопасности бизнеса.
Список литературы
Нормативно-правовые акты:
. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. 1993. 25 декабря.
Федеральный конституционный закон «О Конституционном Суде Российской Федерации» от 21.07.1994 № 1-ФКЗ // СЗ РФ. 1994. № 13. Ст. 1447; 2007. № 7. Ст. 829.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая от 30.11.1994 № 51-ФЗ // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301; 2007. № 27. Ст. 3213.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая от 26.01.1996 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 5. Ст. 410; 2007. № 27. Ст. 3213.
Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации» от 18.12.2006 № 231-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5497; 2007. № 31. Ст. 3999.
Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая от 18.12.2006 № 230-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 52 (ч. 1). Ст. 5496.
Закон РСФСР «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 // СЗ РФ. 1996. № 6. Ст. 492; 2007. № 22. Ст. 2563.
Закон РФ «О средствах массовой информации» от 27.12.1991 № 2124-1 // ВСНД и ВС РФ. 1992. № 7. Ст. 300; СЗ РФ. 2007. № 31. Ст. 4008.
Закон РФ «О государственной тайне» от 21.07.1993 № 5485-1 (в ред. от 15.11.2010) // СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 8220 - 8235; 2004. № 35. Ст. 3667.
ФЗ «Об обязательном экземпляре документов» от 29.12.1994 № 77-ФЗ (в ред. от 03.06.2005 с изм. от 18.12.2006) // СЗ РФ. 1995. № 1. Ст. 1; 2005. № 23. Ст. 2203.
ФЗ «Об акционерных обществах» от 26.12.1995 № 208-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 1. Ст. 1; 2007. № 31. Ст. 4016.
ФЗ «О бухгалтерском учете» от 21.11.1996 № 129-ФЗ // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369; 2006. № 45. Ст. 4635.
ФЗ «Об ипотеке (залоге недвижимости)» от 16.07.1998 № 102-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 29. Ст. 3400; 2007. № 27. Ст. 3213.
ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785; 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3437.
ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» от 29.07.1998 № 135-ФЗ // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813; 2007. № 31. Ст. 4016.
ФЗ «О почтовой связи» от 17.07.1999 № 176-ФЗ (в ред. от 28.06.2009) // СЗ РФ. 1999. № 29. Ст. 3697; 2007. № 27. Ст. 3213.
ФЗ «О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от 05.03.1999 № 46-ФЗ // СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1163; 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3437.
ФЗ «Об инвестиционных фондах» от 29.11.2001 № 156-ФЗ // СЗ РФ. 2001. № 49. Ст. 4562; 2006. № 17 (ч. 1). Ст. 1780.
ФЗ «Об аудиторской деятельности» от 30.12.2008 № 307-ФЗ // СЗ РФ. 2008. № 35 (ч. 1). Ст. 3427.
ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» от 14.11.2002 № 161-ФЗ (в ред. от 08.12.2003 с изм. от 24.07.2007) // СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4746; 2007. № 31. Ст. 4009.
ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» от 12.06.2002 № 67-ФЗ // СЗ РФ. 2002. № 24. Ст. 2253; 2007. № 31. Ст. 4008.
ФЗ «О связи» от 07.07.2003 № 126-ФЗ // СЗ РФ. 2003. № 28. Ст. 2895; 2007. № 1 (ч. 1). Ст. 8.
ФЗ «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 12. Ст. 1232; 2007. № 30. Ст. 3807.
ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении стандартов оценки» от 06.07.2001 № // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 3026; 2006. № 52 (ч. 3). Ст. 5587. (утратило силу 1 января 2008).
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» от 23.09.2002 № 696 (в ред. от 25.08.2006) // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3997; 2006. № 36. Ст. 3831.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении правил оказания услуг телеграфной связи» от 15.04.2005 № 222 // СЗ РФ. 2005. № 17. Ст. 1557.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг связи проводного радиовещания» от 06.06.2005 № 353 // СЗ РФ. 2005. № 24. Ст. 2372.
Постановление Правительства РФ «О мерах по организации оказания универсальных услуг связи» от 21.04.2005 № 241 // СЗ РФ. 2005. № 17. Ст. 1572.
Постановление Правительства РФ «Об утверждении Правил оказания услуг связи по передаче данных» от 23.01.2006 № 32 // СЗ РФ. 2006. № 5. Ст. 553.
Материалы судебной практики:
Инструктивное письмо ВАС РФ «О Федеральном законе «Об информации, информатизации и защите информации» от 07.06.1995 № С1-7/ОЗ-316.
Постановление Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.11.1998 по делу № 3900/98.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 20.07.1998 по делу № А11-597/98-Е-6/31.
Постановление Президиума ВАС РФ от 20.04.1999 по делу № 7166/98.
Постановление Президиума ВАС РФ от 19.10.1999 № 3331/99 // Вестник ВАС РФ. 2000. № 1.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 06.10.2000 по делу № А28-1385/00-9/13.
Постановление Президиума ВАС РФ от 15.05.2001 по делу № 7717/00 // СЗ РФ. 1996. № 49. Ст. 5491.
Постановление Президиума ВАС РФ от 10.01.2001 по делу № 3278/00.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 28.02.2001 по делу № А52/2164/2000/1.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 03.10.2001 по делу № 1952/502/784.
Постановление ФАС Московского округа от 19.08.2002 по делу № КГ-А40/5404-02.
Постановление ФАС Центрального округа от 26.09.2003 по делу № А09-11616/02-5.
Постановление ФАС Центрального округа от 28.04.2003 по делу № А54-2904/02-С18.
Постановление ФАС Северо-Западного округа от 17.03.2003 по делу № А56-25426/02.
Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 27.04.2004 по делу № А43-14929/2003-13-493.
Постановление ФАС Уральского округа от 22.11.2004 по делу № Ф09-3875/04-ГК.
Постановление ФАС Московского округа от 09.03.2004 по делу № КГ-А41/390-04, КГ-А41/3503-03.
Постановление ФАС Московского округа от 05.07.2004 по делу № КГ-А40/5316-04.
Информационное письмо Президиума ВАС РФ «О рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании оценки имущества, произведенной независимым оценщиком» от 30.05.2005 № 92 // Вестник ВАС РФ. 2005. № 7.
Определение Верховного Суда РФ по делу № 78-Г07-18 от 19.03.2007.
Учебники, учебно-методическая, научная литература:
Бачило И.Л. Информационное право. - М., 2001. - 378 с.
Богданов В.М. Информация как объект гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. – Екатеринбург. - 2005. - 165 с.
Боташева Ф.Н. Коммерческая информация как объект гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. – Краснодар. 2003. - 154 с.
Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения. - М., 2001. - 389 с.
Зельцер М.С. Гражданско-правовой режим информации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2004. - 170 с.
Копылов В.А. Информационное право. Учеб. пос. - М., 1997. - 289 с.
Мелихов Е.И. Субъективные гражданские права обладателей конфиденциальной коммерческой информации и их защита: Дис. ... канд. юрид. наук. - Томск, 2005. - 165 с.
Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. – 25 с.
Павлова О.Г. Правовое регулирование коммерческой тайны как объекта гражданских правоотношений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2005. – 165 с.
Письмо МНС РФ от 29 октября 2004 г. № 09-0-10/4312 «О предоставлении содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений и документов»//Документы и комментарии. - 2004. - № 23.
Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. - М., 2000. - 178 с.
Рак В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере использования коммерческой информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2006. – 25 с.
Северин В.А. Правовое регулирование и обеспечение охраны коммерческой тайны в России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - М., 2007. – 27 с.
Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. - М., 1996. – 378 с.
Снытников А.А. Информация как объект гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - СПб., 2000. – 30 с.
Шевердяев С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 2002. – 27 с.
Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М., 1980. – 25 с.
Издания научно-периодической печати:
Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. - 2006. - № 12.
Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. - 2003. - № 9.
Карташян А.Г. Коммерческая информация в гражданском праве России // Юрист. - 2006. - № 7.
Приказ МНС РФ от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468 (в ред. от 23 мая 2005 г.) «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками» //Э и Ж. - 2004. - № 34.
Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. - 2000. - № 5.
См.: Бачило И.Л. Информация как объект отношений, регулируемых Гражданским кодексом Российской Федерации // Научно-техническая информация. Сер. 1. 1999. № 5. С. 27.
В соответствии с Федеральным законом от 18 декабря 2006 г. № 231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», вступающим в силу с 1 января 2008 г., статья 128 ГК РФ изложена в новой редакции, согласно которой информация исключена из перечня объектов гражданских прав // Российская газета. 2006 г. 22 декабря/ № 289.
См.: Общая теория государства и права: Академический курс в 2-х т. / Под ред. М.Н. Марченко. Т. 2. М., 1998. С. 22-26; Калмыков Ю.Х. Избранное: Труды. Статьи. Выступления. М., 1998. С. 264; и др.
См.: Гаджиев Г.А. Конституционные принципы рыночной экономики. М., 2002; Ведяхин В.М. Принципы правового регулирования рыночных отношений // Право ведение. 1995. № 6. С. 27; Асланян Н.П. Основные начала российского частного права. Иркутск, 2001. С. 10-97; Предпринимательское право Российской Федерации / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М., 2003. С. 73-75; и др.
См.: Тихомиров Ю.А. Публичное право. С. 354; Туманова Л.В., Снытников А.А. Обеспечение и защита права на информацию. С.104; и др.
См.: Копылов В.А. Информационное право. Учебник. Изд. 2-ое, перераб. и доп. М., 2005. С. 103-105.
СЗ РФ. 2006. № 31. Ч. 1. Ст. 3448.
Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 609.
Ст. 2 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 609.
Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 48. Ст.5369.
Постановление Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
Федеральный закон от 10 января 2002 г. № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. №2. Ст. 127.
Ст. 3 Федерального закона «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
Утвержден Постановлением Госстандарта РФ от 30 декабря 1993 г. № 229, введен в действие с 1 июля 1994 г.
См.: Ткачев А.В. Правовой статус компьютерных документов: основные характеристики. М., 2000. С. 4.
См.: Мурадьян Э.М. Машинный документ как доказательство в гражданском процессе // Советская юстиция. 1975. № 22. С. 12-13.
См.: Вершинин А.П. Электронный документ: правовая форма и доказательство в суде. М., 2000; Зайцев П. Электронный документ как источник доказательств // Законность. 2002. № 4. С. 40-44; и др.
См.: Косовец А.А. Правовое регулирование электронного документооборота. Вестник МГУ, 1997. С. 53.
СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127. Текст по состоянию на 1 декабря 2007 г. // СПС «Гарант». Далее - Закон об электронной цифровой подписи.
Внесен депутатами Государственной Думы Л.С. Маевским, А.В. Шубиным, О.А.Финько, В.И.Волковским 3 октября 2000 г. Принят в первом чтении 6 июня 2001 г.
См.: Сборник инструктивных указаний Государственного арбитража СССР. М., 1983.
БНА СССР. 1981. № 9.
См.: Архив Арбитражного суда г. Москвы.
См.: Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. № 5. С. 48-54.
См.: Временные общеотраслевые руководящие указания о придании юридической силы документам, создаваемым средствами вычислительной техники. Утверждены постановлением ГКНТ СССР от 20 апреля 1981 г. № 100 // БНА СССР. 1981. N 9; ГОСТ 6.10.4-84 «Придание юридической силы документам на машинном носителе и машинограмме, создаваемым средствами вычислительной техники», введенный Госстандартом СССР 9 октября 1984 г. // Кодификация Госарбиража г. Москвы.
См.: Типовой закон Комиссии Организации Объединенных Наций по праву международной торговли (ЮНСИТРАЛ) об электронной торговле 1996 г. и Руководство по принятию / Рекомендован резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 16 декабря 1996 г. № 51/162 // Комиссия ООН по праву международной торговли. Ежегодник. 1996. T. XXVII. Нью-Йорк, 1998. С. 319-328.
См.: Медведев И.Г. Письменные доказательства в частном праве России и Франции. СПб., 2004. С. 174-176.
См.: Гулинин В.С. Электронная подпись: сущность и необходимость // Бухгалтерский учет. 1993. № 4. С. 37.
См.: Лебедев А.Н. Открытые системы для закрытой информации // Открытые системы. 1993. Вып. 3. С. 32; Операционные технологии межбанковского финансового рынка. МФД на рынке капитала. М., 1994. С. 101; и др.
См.: Маньшин С.В. Гражданско-правовое регулирование применения электронно-цифровой подписи в сфере электронного обмена данными. Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2001.
См.: Мальцев Ю.В., Молчанов В.В., Шерстобитов А.Е. Правовое регулирование электронного документооборота в банковской практике // Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. М., 1994.
В редакции Информационного письма ВАС РФ от 12 сентября 1996 г. № С1-7/ОП-554 // Вестник ВАС РФ. 1994. № 11; 1996. № 11.
См.: Халиков Р.О. Об особенностях применения электронной цифровой подписи в банковских отношениях // Законодательство. 2006. № 1. С. 44-49; Карев Я.А. Правовое регулирование использования электронных документов в договорных отношениях: анализ основных понятий // Актуальные проблемы международного частного права. К 80-летию В.А. Кабатова: Сборник статей / Под ред. проф. С.Н. Лебедева. М., 2006. С. 133; и др.
СЗ РФ. 2005. № 1. Ст. 44; 2005. N 30. Ч. II. Ст. 3121. Текст по состоянию на 1 декабря 2007 г. // СПС «Гарант». Далее - Закон о кредитных историях.
) См.: Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. № 5. С. 48-54.
См.: СПС «Гарант».
См.: Косовец А.А. Правовой режим электронного документа // Вестник МГУ. Серия 11. Право. 1997. № 5. С. 47.
См.: Dawkins, P. The functions required of software packages for EDI // EDI technology / Ed. M. Gifcins. L., 1989.
См.: Palmer, D. EDI The nuts and the bolts // EDI technology / Ed. M. Gifcins. L., 1989.
См.: The TEDIS Interchange Agreement // Final Draft. 1991. May.
См.: Мальцев Ю.В., Молчанов В.В., Шерстобитов А.Е. Правовое регулирование электронного документооборота в банковской практике // Гражданско-правовое регулирование банковской деятельности. М., 1994; Косовец А.А. Указ. соч. С. 49; Халиков Р.О. Об особенностях применения электронной цифровой подписи в банковских отношениях // Законодательство. 2006. № 1. С. 44-49; и др.
См.: Нагаева А. Актуальные вопросы гражданско-правовой ответственности в условиях электронного взаимодействия участников договорных отношений // Хозяйство и право. 2006. № 1. С. 110-118.
Постановление Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 438 «О едином государственном реестре юридических лиц» // СЗ РФ. 2002. № 26. Ст. 2585
Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1991. № 16. Ст. 499 (в ред. от 7 марта 2005 г.).
Статья 23 НК РФ; ст. 15 Федерального закона «О бухгалтерском учете»; ст. 28 Федерального закона «Об организации страхового дела в РФ» и др.
Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» // СЗ РФ. 2003. № 50. Ст. 4850.
Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // СЗ РФ. 2002. № 4. Ст. 251.
См. также приказ МНС РФ от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468 (в ред. от 23 мая 2005 г.) «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками» //Э и Ж. 2004. - № 34.
В соответствии с п. 17 постановления Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».
Федеральный закон от 30 декабря 2004 г. № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» // СЗ РФ. 2005. № 1 (ч. 1). Ст. 40.
Информационная сфера (среда) - сфера деятельности субъектов, связанная с созданием, преобразованием и потреблением информации (ст. 2 ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»).
Статья 2 Федерального закона «Об участии в международном информационном обмене».
Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права//Государство и право. - 2000. - № 5. - с. 73.
О том, что исключительные права на товар за рубежом действительно были исчерпаны, свидетельствует тот факт, что ввозимым товаром являлся именно автомобиль (автомобили – один из немногих видов товаров, имеющих индивидуальный номер и подлежащих регистрации). Автотранспортное средство, находившееся в эксплуатации несколько лет, быть «поддельным» просто не могло.
Рассматриваемое Постановление Президиума ВАС РФ принималось еще в период действия норм «старого» законодательства, однако и «старый» Закон «Об авторском праве и смежных правах» и новая часть 4 ГК РФ подходят к вопросу об исчерпании прав в отношении товара, законно введенного в оборот на российской территории, одинаково. И, поскольку логика регулирования в новых нормах ГК РФ, посвященных порядку использования средств индивидуализации, осталась прежней, это Постановление не утратило своей актуальности и может применяться к вновь возникающим правоотношениям.
Федеральный закон от 8 августа 2001 г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» // СЗ РФ. 2001. № 33 (ч. I). Ст. 3430.
См., напр.: Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 (в ред. от 15 ноября 2004 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне»//СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987.
Статья 21 Закона об информации.
Пункт 26 постановления Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154 «Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений»//БНА. 2002. № 40.
Пункт 1 ст. 23 Закона об информации; ст. 11, 12, 14 Закона о коммерческой тайне; ст. 102 НК РФ и др.
Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» // СЗ РФ. 2002. № 52 (ч. I). Ст. 5140.
Постановление Правительства РФ от 27 мая 2002 г. № 348 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2161 (в ред. от 17 декабря 2004 г.).
Постановление Правительства РФ от 30 апреля 2002 г. № 290 // СЗ РФ. 2002. № 18. Ст. 1775 (в ред. от 17 декабря 2004 г.).
См.: Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 15 марта 2005 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти//СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945; Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 (в ред. от 22 июля 2005 г.) «Структура федеральных органов исполнительной власти»//СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 319 // СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2782.
Пункт 5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318//СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2781.
2
2.Федеральный закон «Об электронной цифровой подписи» // СЗ РФ. 2002. № 2. Ст. 127.
3.Федеральный закон от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. № 48. Ст.5369.
4.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 609.
5.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 609.
6.Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2006. № 8. Ст. 609.
7.ФЗ «О Государственной тайне». СЗ РФ. 1997. № 41. Ст. 5673.
8.ФЗ от 27.07.2006 № 149-ФЗ // СЗ РФ. 2006. № 31 (ч. 1). Ст. 3448.
9.Указ Президента Российской Федерации «О Концепции правовой информатизации России». Собрание актов. 1993. № 27. Ст. 2521.
10.Указ Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 (в ред. от 22 июля 2005 г.) «Структура федеральных органов исполнительной власти»//СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.
11.Указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 (в ред. от 15 марта 2005 г.) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти//СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.
12.Положение о Федеральной службе по надзору в сфере связи, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 318//СЗ РФ. 2004. № 27. Ст. 2781.
13.Постановление Госкомстата РФ от 15 июля 2002 г. № 154 «Об утверждении Положения о порядке представления статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений»//БНА. 2002. № 40.
14.Постановление Госстандарта РФ «Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения. ГОСТ Р 51141-98» от 27.02.1998 № 28. М.: Изд-во стандартов, 1998.
15.Постановление Госстандарта РФ от 3 марта 2003 г. № 65-ст.
16.Постановление Пленума ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ».
17.Постановление Правительства РФ от 28 октября 1995 г. № 1050 (в ред. от 15 ноября 2004 г.) «Об утверждении Инструкции о порядке допуска должностных лиц и граждан РФ к государственной тайне»//СЗ РФ. 1997. № 43. Ст. 4987.
Учебники, учебно-методическая, научная литература:
18.Агапов А.Б. Основы федерального информационного права. М., 1995.
19.Бачило И.Л. Информационное право. М., 2001.
20.Бачило И.Л. Право на информацию. В кн.: Проблемы информатизации. 1995. № 1.
21.Бачило И.Л. Правовое регулирование процессов информатизации. Государство и право. № 12. 1994.
22.Бачило И.Л., Копылов В.А., Брусницын Н.А., Курило А.П. О концепции правового обеспечения информатизации России. М., 1993.
23.Богданов В.М. Информация как объект гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. Екатеринбург, 2005.
24.Боташева Ф.Н. Коммерческая информация как объект гражданских прав: Дис. ... канд. юрид. наук. Краснодар, 2003.
25.Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Книга первая: общие положения. М., 2001.
26.Винер Н. Кибернетика и общество. М., 1958.
27.Волчинская Е.К. Информационные технологии и право. Проблемы развития законодательства. В кн.: Защита прав создателей и пользователей программ для ЭВМ и баз данных. М., 1996.
28.Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. М., 1998.
29.Гаврилов О.А. Информатизация правовой системы России. Теоретические и практические проблемы. М., 1998.
30.Глушков В.М. О кибернетике как науке. Кибернетика, мышление, жизнь. М., 1964. С. 53; Черняк Ю.И. Информация и управление. М., 1974.
31.Зельцер М.С. Гражданско-правовой режим информации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2004.
32.Иванов В.И. Правовые проблемы рекламы в СССР: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1979.
33.Копылов В.А. Информационное право. Учеб. пос. М., 1997.
34.Мелихов Е.И. Субъективные гражданские права обладателей конфиденциальной коммерческой информации и их защита: Дис. ... канд. юрид. наук. Томск, 2005.
35.Насонова Е.Н. Информация как объект гражданского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
36.Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 1989.
37.Павлова О.Г. Правовое регулирование коммерческой тайны как объекта гражданских правоотношений в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005.
38.Письмо МНС РФ от 29 октября 2004 г. № 09-0-10/4312 «О предоставлении содержащихся в едином государственном реестре юридических лиц сведений и документов»//Документы и комментарии. 2004. № 23.
39.Право и информатика / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1990.
40.Проблемы современного гражданского права: Сборник статей. М., 2000.
41.Рак В.В. Гражданско-правовое регулирование отношений в сфере использования коммерческой информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2006.
42.Северин В.А. Правовое регулирование и обеспечение охраны коммерческой тайны в России: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. М., 2007.
43.Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в Российской Федерации. М., 1996.
44.Снытников А.А. Информация как объект гражданских правоотношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. СПб., 2000.
45.Тихомиров Ю.А. Информационный статус субъектов права. М., 1992.
46.Тихомиров Ю.А. Публичное право. М., 1995.
47.Шевердяев С.Н. Проблемы конституционно-правового регулирования информационных отношений: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2002.
48.Шерстобитов А.Е. Гражданско-правовое регулирование обязательств по передаче информации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 1980.
49.Шерстобитов А.Е. Правовое регулирование договорных отношений в сфере информатики. В кн.: Право и информатика / Под ред. Е.А. Суханова. М., 1990.
Издания научно-периодической печати:
50.Башаратьян М.К. Информация как объект права и содержание права на информацию // Современное право. 2006. № 12.
51.Зверева Е.А. Информация как объект неимущественных гражданских прав // Право и экономика. 2003. № 9.
52.Карташян А.Г. Коммерческая информация в гражданском праве России // Юрист. 2006. № 7.
53.Приказ МНС РФ от 10 августа 2004 г. № САЭ-3-27/468 (в ред. от 23 мая 2005 г.) «Об утверждении регламента организации работы с налогоплательщиками» //Э и Ж. 2004. № 34.
54.Семилетов С.И. Информация как особый нематериальный объект права // Государство и право. 2000. № 5.
Вопрос-ответ:
Какие положения регулируют информационное обеспечение предпринимательской деятельности?
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности регулируется общими положениями о регулировании информационных отношений, которые содержатся в главе 1 данной статьи.
Что подразумевается под правовым режимом информационных ресурсов?
Под правовым режимом информационных ресурсов понимается совокупность правовых норм, правил и требований, которые определяют порядок использования, доступа, передачи и защиты информации.
Как информация должна быть документирована?
Информация должна быть документирована в соответствии с требованиями законодательства. Документирование информации включает создание, хранение, передачу и архивирование документов, а также их оформление и организацию.
Какие особенности информационного обеспечения предпринимательской деятельности существуют?
Особенности информационного обеспечения предпринимательской деятельности заключаются в праве собственности на информационные ресурсы, различных видах информационных ресурсов и установлении порядка пользования информацией.
Какие виды информационных ресурсов существуют?
Виды информационных ресурсов включают в себя базы данных, электронные документы, информационные системы, программные продукты и другие информационные объекты, используемые в предпринимательской деятельности.
Какое значение имеет информационное обеспечение предпринимательской деятельности?
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности играет важную роль в современном бизнесе. Оно позволяет предпринимателям получать и обрабатывать необходимую информацию для принятия решений, развития бизнеса и конкурентоспособности.
Что входит в понятие информационных ресурсов?
Информационные ресурсы - это носители, системы и базы данных, информационно-коммуникационные сети, программное обеспечение и другие объекты, содержащие информацию. К ним также относятся информационные процессы и процедуры, правила и методы работы с информацией.
Каков правовой режим информационных ресурсов?
Правовой режим информационных ресурсов определяется законодательством и включает в себя права и обязанности владельцев информации, регламентацию доступа к информации, защиту от незаконного использования, ответственность за нарушения и другие аспекты связанные с правовыми отношениями в сфере информационных ресурсов.
Какие виды информационных ресурсов существуют?
Виды информационных ресурсов могут быть разнообразными. Это может быть информация в письменном или электронном виде, базы данных, мультимедийные файлы, программное обеспечение, информационные системы, сети передачи данных и другие.
Какой порядок пользования информацией в предпринимательской деятельности?
Порядок пользования информацией в предпринимательской деятельности определяется правилами владения, использования, передачи и защиты информации. Это включает в себя установление прав доступа к информации, согласование условий использования, сохранение конфиденциальности информации и другие аспекты, которые могут быть регулированы законодательством или договорным порядком.
Что такое информационное обеспечение предпринимательской деятельности?
Информационное обеспечение предпринимательской деятельности - это совокупность мероприятий и процессов, направленных на обеспечение предпринимателей необходимой информацией для эффективного управления бизнесом.
Какое правовое регулирование существует в информационных отношениях?
Правовое регулирование информационных отношений осуществляется с помощью законодательных актов, которые определяют правовой режим информационных ресурсов, порядок документирования информации и защиты информационных прав.