Определение конкурентной позиции предприятия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Маркетинговое исследование
  • 41 41 страница
  • 15 + 15 источников
  • Добавлена 01.08.2014
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
I. Теоретическая часть. Основы определения конкурентной позиции предприятия 4
1.1. Понятие, сущность и виды конкуренции 4
1.2. Основные конкурентные стратегии предприятия 4
1.3. Современные конкурентные стратегии 41
II. Аналитическая часть. Анализ конкурентной позиции АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» 16
2.1. Краткая характеристика предприятия 16
2.2. Анализ рыночных возможностей АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» 40
2.3. Анализ внешней среды АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» 44
III. Проектная часть. Совершенствование конкурентной позиции ЗАО «Первый кондитерский комбинат «Азарт» 40
3.1. SWOT-анализ АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» 40
3.2. Совершенствование конкурентной позиции предприятия 44
Заключение 37
Список использованных источников и литературы: 38




Фрагмент для ознакомления

В 2013 г. перед компанией был поставлен ряд задач, ход выполнения которых представлен в табл. 3.Таблица 3ПоказательФакт 2012 План 2013 Факт 2013изменение к уровню 2012 г., %отклонение от плана 2013 г., %Увеличение объемов продаж на 10% относительно 2012 г., тонн1342314800-2,6-11,65Увеличение рентабельности продуктового портфеля, %202315,590,43Увеличение доли рынка на 5% (с 46% до 51%), тонн4 7715 0103,24-1,69Увеличение объемов продаж на территории РФ на 25%, тонн2 6033 25445,671,17Увеличение объемов продаж по России и странам СНГ на 5%, тонн6 2316 536-30,48-41,98К внешним факторам, влияющим на конкурентную позицию АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» и обусловливающими отклонение от плана,относятся:Экспансия украинской продукции на российский кондитерский рынок: 75% - доля украинской продукции из всего импорта кондитерской продукции в России. Отпускные цены на 16-20% ниже уровня цен российских компаний.Динамичность рынка кондитерских изделий. Потребление шоколадной продукции в 2013 г. увеличилось почти в 1,5 раза. За счет роста покупательной способности предпочтение отдано более дорогой и качественной продукции.Высокая концентрация производителей кондитерских изделий на близлежащих территориях.К внутренним причинам отклонения от плана можно отнести:Недостаток оборотных средств.Негибкое реагирование на изменения предпочтений потребителей.Относительно высокая себестоимость производимой карамели не позволяет конкурировать в нижних ценовых сегментах.Невысокий уровень дистрибуции.Для анализа внешней среды АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» проведем PEST-анализ.PEST-анализ –инструмент, способный выявить политические (Policy), экономические (Economy), социальные (Society) и технологические (Technology) аспекты внешней среды, влияющие в своей совокупности и по отдельности на стратегию компании. Основными факторами внешней среды являются: партнеры, конкуренты, посредники, государственные институты.Для внешней среды кондитерского предприятия характерна высокая степень сложности и взаимосвязанности. Сравнительная характеристика по факторам конкурентоспособности приведена в таблице 4. Каждый фактор оценен по пятибалльной шкале (0 - наиболее слабые позиции, 5 - сильные позиции). Таблица 4Сравнительный анализ факторов конкурентоспособности АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»Факторы конкурентоспособностиАОЗТ «Азарт»Главные конкурентыООО «Заря»ОАО «Петербургские сладости»ООО «Грильяж»ЗАО «Сладкий город»Товар1.1. Качество455551.2. Технико-экономические показатели (ТЭП)445441.3.Престиж 345441.4. Защищенность патентами555552. Цена2.1. Продажная534342.2. Скидка с цены (%)434433. Продвижение товаров на рынках3.1. Реклама 412123.2. Пропаганда54444Всего баллов3429343031 Из анализа таблицы следует, чтоАОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» обладает высоким процентом конкурентоспособности. Конкурентоспособность продукции обеспечивается за счёт сравнительно низкой цены, широкого ассортимента. Дальнейший рост конкурентоспособности возможен за счёт целенаправленной маркетинговой стратегии фирмы. Проанализируем внешнюю среду АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт», определив состояние каждого элемента по пятибальной шкале. Выявим итоговую оценку состояния инновационного климата предприятия. В таблице 5 представлены значения оценок всех элементов внешней среды.Таблица 5 Соответствие состояния элементов внешней среды конкретному баллу БаллЗначение оценки5Отличное состояние данного элемента внешней среды. Позволяет полностью использовать имеющийся инновационный потенциал4Хорошее состояние данного элемента внешней среды. Создает некоторую возможность для использования инновационного потенциала3Ненадежное состояние данного элемента внешней среды. Угрозы пока нет, но требуется мониторинг за динамикой2Состояние данного элемента внешней среды отрицательно влияет на инновационный потенциал. Существует некоторая угроза организации1Сильно угрожающее для организации состояние данного элемента внешней среды Общая анкета оценок внешней среды представлена в таблице 6. Таблица 6Общая анкета блоковых оценок внешней среды№Элементы блоков внешней среды организацииОценка1. Инновационный макроклимат(PEST-анализ стратегических сфер)1.1.Политическая и правовая среда (федеральные и региональные планы и программы, законодательная база)41.2.Экономическая и финансовая сферы (налоги, льготы, инвестиционный климат страны)41.3.Социальная, природно-географическая и коммуникационные сферы (социальная напряженность, транспорт, связь)41.4.Технологическая и научно-техническая сферы5Итоговая (среднеарифметическая) оценка состояния инновационного макроклимата4,252. Инновационный микроклимат(анализ стратегических зон)2.1.Зона хозяйствования, сегмент рынка: уровень конкуренции, отношения с потребителями и партнерами42.2.Зона капиталовложений – инвестиций42.3.Зона новых технологий и научно-технических информационных Продолжение таблицы 6ресурсов52.4.Зона сырьевых, энергетических и материально-технических ресурсов42.5.Зона трудовых ресурсов – рынок труда специалистов, менеджеров, рабочих52.6.Группы стратегического влияния (на уровне отрасли, региона, города, района)4Итоговая (среднеарифметическая) оценка состояния инновационного микроклимата4,3Итоговая (среднеарифметическая) оценка состояния инновационного климата (K)4,275Анализируя данные таблицы 6, можно сделать вывод о хорошем состоянии внешней средыАОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт». В свою очередь это является предпосылкой создания благоприятных возможностей для использования инновационного потенциала этой организации.Выводы по части II1.АОЗТ «Азарт» осуществляет производство и крупно-оптовый сбыт продукции по средней цене на российском рынке кондитерских изделий, имея хорошее оснащение производственной базы, выпускает кондитерскую продукцию пользующуюся спросом.2.АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» в качестве главной долгосрочной задачи ставит расширение доли рынка на основе конкурентной стратегии – лидерства по издержкам. Данная стратегия будет распространяться на все направления бизнеса компании: производство и реализация продукции всей ассортиментной линейки кондитерского предприятия.3.АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» обладает высоким процентом конкурентоспособности. Конкурентоспособность продукции обеспечивается за счёт сравнительно низкой цены, широкого ассортимента.III. Проектная часть. Совершенствование конкурентной позиции ЗАО «Первый кондитерский комбинат «Азарт»3.1. SWOT-анализ АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»Предварительно рассмотрев сильные и слабые стороны организации, составим матрицу SWOT-анализа для АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»(табл. 7).Таблица 7Матрица SWOT-анализа для АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»Возможности: 1.Выход на новые рынки или сегменты рынка. 2.Расширение производственной линии.Угрозы: 1.Возможность появления новых конкурентов. 2.Возрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиков.Сильные стороны: 1.Более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена.ПОЛЕ "СИВ" Выход на новые рынки - репутация, гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, упаковка. Расширение производства - активная роль маркетинга, образованное руководство.ПОЛЕ "СИУ" Появление новых конкурентов - гибкая ценовая политика, активная роль маркетинга, репутация, упа-ковка. Влияние на цены покупате-лями и поставщиками - гибкое руководство, ценовая политика.Слабые стороны: 1.Старое оборудование, большие объемы отходов. 2.Тесные производственные помещенияПОЛЕ "СЛВ" Старое оборудование - расширение производственной линии. Тесные производственные помещения - вертикальная интеграция. Низкая прибыльность, дополнительные издержки - выход на новые рынкиПОЛЕ "СЛУ" Конкурентное давление - старое оборудование, более низкая прибыль из-за высоких издержек. Влияние на цены покупателями и поставщиками - более низкая прибыльность.Основное внимание нужно уделить полю "СИВ", так как оно дает возможность для развития. Сопоставление на поле "СИВ" возможности выхода на новые рынки с сильными сторонами комбината создает благоприятные условия в отношении перспективных продуктов. К этим продуктам необходимо применить активную атакующую политикустратегию, расширить производство и позиционировать на новых ценовых сегментах.На поле "СИУ" угрозы усиления конкурентного давления касаются основных продуктов фабрики (карамели, печенья, тортов, шоколадных конфет). С учетом сильных сторон АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»маркетинговую стратегию для данных продуктов можно определить оборонительную стратегию.На поле "СЛВ" (слабость и возможность) комбинация факторов позволяет за счет появившейся возможности (расширения производственных мощностей вследствие выхода на новые рынки) устранить слабые стороны организации (старое оборудование, большие объемы отходов).Также вследствие вертикальной интеграции (вхождения в кондитерский холдинг) можно ослабить влияние слабых сторон организации (тесные производственные помещения, отсутствие единого склада готовой продукции, дополнительные издержки по внутрифабричному транспорту, более низкая прибыльность из-за высоких издержек).В SWOTанализе необходимо не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с точки зрения того, сколь важным для фирмы является учет своего поведения каждой из выявленных угроз и возможностей. Для такой оценки применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей. Матрица возможностей для АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» представлена в табл. 8.Таблица 8Матрица возможностей АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»Сильное влияниеУмеренное влияниеМалое влияниеВысокая вероятностьВыход на новые рынки или сегменты рынка за счет брендовой продукцииВертикальная интеграция-Средняя вероятностьРасширение производственной линии--Низкая вероятность---Как видно, все три возможности фирмы имеют для нее большое значение и их надо обязательно использовать.Похожая матрица составляется для оценки угроз (табл. 9).Таблица 9Вероятность угрозыРазрушениеКритическое состояниеТяжелое состояние"Легкие ушибы"Высокая вероятностьВозрастающее конкурентное давлениеВозможность появления новых конкурентовСредняя вероятностьВозрастающее влияние на цены у покупателей и поставщиковНизкая вероятностьСамая опасная угроза - возрастающее конкурентное давление - должна быть устранена. Угроза появления новых конкурентов должна постоянно находиться в поле зрения руководства фирмы. Что касается возрастания влияния покупателей и поставщиков на цены, то этой угрозе можно уделить меньше внимания.3.2. Совершенствование конкурентной позиции предприятияНа основе проведённого анализа, можно сформулировать предложения по совершенствованию конкурентной позиции предприятия:В данной ситуации АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»можно рекомендовать выбор и дальнейшее применение следующих конкурентных стратегий:1) Стратегия лидера (расширение доли рынка, предоставляя покупателям широкий выбор продуктов); 2) Оборонительная стратегия (упреждающая оборона - основана на предвосхищающих действиях, делающих потенциальную атаку конкурентов невозможной);3) Деловая стратегия;4) Стратегия снижения издержек.Для получения эффективных результатов производственной деятельности необходимо разработать стратегию развития в долгосрочной перспективе. Проведенный анализ конкурентной позиции АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» позволяет сделать вывод, что для выполнения данных мероприятий необходимо выбрать следующие пути решения:- наладить снабжение предприятия сырьем как для программы основного производства, так и для вспомогательных производств;- улучшить материально-техническую базу предприятия за счет капитального ремонта и модернизации оборудования, введения в действие нового оборудования;- обеспечить рациональное использование трудовых ресурсов путем внедрения прогрессивных систем управления персоналом, увеличения оплаты труда и использования компьютерных технологий.АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»необходимо поставить следующие цели и задачи деловой стратегии:- разработка мер, направленных на усиление конкурентоспособности и сохранение конкурентных преимуществ;- объединение стратегических действий основных функциональных подразделений;- усилия по решению специальных вопросов и проблем компании.Стратегия снижения издержек предполагает переоборудование цехов, внедрение новых технологий производства. Более низкая себестоимость может позволить фирме осуществлять ценовую конкуренцию. Она также может являться источником прибыли, которая может быть реинвестирована в производство для улучшения качества продукции, в то время как цена на эту продукцию будет соответствовать средней цене по отрасли. Таким образом, не низкая себестоимость сама по себе предоставляет конкурентные преимущества, а возможности этой низкой себестоимости улучшают конкурентоспособность.АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт» должен концентрировать усилия на освоении и удержании доли рынка, мощного оборудования, мероприятиях по снижению себестоимости выпускаемой продукции, организации на предприятии службы маркетинга для проведения рекламных кампаний и участия в отраслевых выставках.В перспективе, после увеличения объемов выпуска продукции следует планировать открытие собственных торговых представительств, а также заключение долгосрочных договоров.Выводы по части IIIИз наиболее значимых сильных сторон АОЗТ «Азарт» являются: более образованное, динамичное, гибкое и молодое руководство среднего звена.Слабые стороны – устаревшее оборудование, большие объёмы отходов, маленькие производственные площади. Для получения эффективных результатов производственной деятельности необходимо разработать стратегию развития в долгосрочной перспективе. Для наиболее стабильной конкурентной позиции и формирования конкурентных преимуществ необходимо избрать для применения следующие стратегии:Стратегия лидера;Оборонительная стратегия;Деловая стратегия;Стратегия минимизации издержек.ЗаключениеАнализ конкурентной позиции предприятия - неотъемлемая часть современных рыночных отношений. Фирма выстраивает свою конкурентную стратегию, исходя из занимаемой позиции на рынке. При этом необходимо учитывать, является ли она лидером рынка, претендентом на лидерство, последователем, либо обитателем ниши. С целью увеличения эффективности основной деятельности, предприятие проводит анализ конкурентов и оценивает свои возможности.На сегодняшний день внешняя среда имеет важное значение для всех организаций. В целях выживания и развития в условиях неопределенной внешней среды организациям необходимо приспосабливаться к изменениям, самим активно формировать свое будущее. Поэтому определяющее значение в рыночных условиях играет стратегическое управление.Для достижения эффективного долгосрочного функционирования и успешного развития предприятия необходимо уделять огромное вниманиеанализу вешней среды. Для этого необходима разработка комплексного анализа с учетом индивидуальных особенностей предприятия при соответствующем кадровом, финансовом и техническом обеспечении. В ходе работы над курсовым проектом были решены следующие задачи: Изучены теоретические основы формирования и определения конкурентных позиций предприятия;Произведён анализ слабых и сильных сторон на примере конкретного предприятия АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт»;Определены пути совершенствования конкурентной позиции АОЗТ «Первый кондитерский комбинат «Азарт».Таким образом, поставленная первоначально цель курсового проекта была достигнута. Список использованных источников и литературы:Акулич И.Л. Внутренняя и внешняя среда маркетинга. Минск, 2012.Алексеева М. М.. Планирование деятельности фирмы. Финансы и статистика, 2013.Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Инфра-М, 2013.Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2011.Григорьев Д.В. Инновационный менеджмент: ресурсы и эффективность: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2014. Доморуков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратегий, воплощение замысла в жизнь.– М.: Паблишмент, 2011.Зайцева О.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: 2012. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов – М., 2011.Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. Проспект, 2012.Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии.– М.: Приор, 2011.Найденков В. Стратегическое планирование (конспект лекций) – М.: Теис, 2012.Ноздрева Н.Б., Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков - Маркетинг. Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу – М.: Экономистъ, 2014.Петров А.Н. Стратегическое планирование. – М.: Знание, 2012.Стратегический менеджмент / под. ред. Петрова А.Н. – Питер, 2013.Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2012.

1. Акулич И.Л. Внутренняя и внешняя среда маркетинга. Минск, 2012.
2. Алексеева М. М.. Планирование деятельности фирмы. Финансы и статистика, 2013.
3. Басовский Л.Е. Прогнозирование и планирование в условиях рынка. Инфра-М, 2013.
4. Бочаров В.В. Методы финансирования инвестиционной деятельности предприятий: Учебник для вузов. – М.: Финансы и статистика, 2011.
5. Григорьев Д.В. Инновационный менеджмент: ресурсы и эффективность: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 2014.
6. Доморуков А.М. Стратегическое искусство: целеполагание в бизнесе, разработка стратегий, воплощение замысла в жизнь.– М.: Паблишмент, 2011.
7. Зайцева О.А. Основы менеджмента: Учебное пособие для вузов. – М.: 2012.
8. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент: Учебное пособие для вузов – М., 2011.
9. Лихачева О.Н. Финансовое планирование на предприятии. Проспект, 2012.
10. Любанова Т.П. Стратегическое планирование на предприятии.– М.: Приор, 2011.
11. Найденков В. Стратегическое планирование (конспект лекций) – М.: Теис, 2012.
12. Ноздрева Н.Б., Г.Д. Крылова, М.И. Соколова, В.Ю. Гречков - Маркетинг. Учебник, практикум и учебно-методический комплекс по маркетингу – М.: Экономистъ, 2014.
13. Петров А.Н. Стратегическое планирование. – М.: Знание, 2012.
14. Стратегический менеджмент / под. ред. Петрова А.Н. – Питер, 2013.
15. Фатхутдинов Р.А. Стратегический маркетинг: Учебник – М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-синтез», 2012.

Вопрос-ответ:

Что такое конкурентная позиция предприятия?

Конкурентная позиция предприятия - это позиция, которую оно занимает на рынке относительно своих конкурентов. Она характеризует способность предприятия противостоять конкуренции, удерживать своих клиентов и обеспечивать устойчивый спрос на свои товары или услуги.

Какие виды конкуренции существуют?

Существуют несколько видов конкуренции: прямая конкуренция, когда предприятия предлагают аналогичные товары или услуги; неполная конкуренция, когда предприятия предлагают схожие, но не совсем одинаковые товары или услуги; и неприятия, предлагающие товары или услуги, которые не имеют прямых аналогов.

Какие основные конкурентные стратегии существуют?

Основные конкурентные стратегии включают стратегию лидерства по затратам, когда предприятие стремится быть самым низкозатратным на рынке; стратегию дифференциации, когда предприятие уникально позиционирует свои товары или услуги; и стратегию фокусирования, когда предприятие сосредотачивается на определенном сегменте рынка.

Какова краткая характеристика предприятия АОЗТ Первый кондитерский комбинат Азарт?

АОЗТ "Первый кондитерский комбинат Азарт" - это предприятие, специализирующееся на производстве кондитерских изделий. Оно было основано в 1998 году и имеет широкую линейку продукции, включающую различные виды шоколада, печенья, торты и другие сладости.

Как проводится анализ рыночных возможностей предприятия АОЗТ Первый кондитерский комбинат Азарт?

Анализ рыночных возможностей предприятия АОЗТ "Первый кондитерский комбинат Азарт" включает изучение спроса на кондитерские изделия, исследование конкуренции на рынке, оценку потенциальных клиентов и анализ тенденций развития рынка.

Что такое конкурентная позиция предприятия?

Конкурентная позиция предприятия - это положение, занимаемое предприятием на рынке относительно своих конкурентов. Она определяется совокупностью факторов, таких как качество продукции или услуг, цены, дистрибуция, репутация бренда и др.

Какие виды конкуренции существуют?

Существуют различные виды конкуренции, включая прямую конкуренцию (когда предприятия конкурируют между собой на одном и том же рынке), косвенную конкуренцию (когда предприятия конкурируют за общих покупателей, но на различных рынках) и потенциальную конкуренцию (когда новые игроки могут войти на рынок и стать конкурентами).

Какие основные конкурентные стратегии могут использовать предприятия?

Основные конкурентные стратегии включают стратегию лидерства в стоимости (когда предприятие предлагает товары или услуги по самой низкой цене), стратегию дифференциации (когда предприятие предлагает уникальные товары или услуги, отличающиеся от конкурентов), и стратегию фокусирования (когда предприятие сосредотачивается на определенной нише рынка).

Какие современные конкурентные стратегии существуют?

Современные конкурентные стратегии включают стратегию инноваций (когда предприятие активно внедряет новые технологии и идеи), стратегию партнерства (когда предприятие сотрудничает с другими компаниями для достижения общих целей) и стратегию устойчивого развития (когда предприятие учитывает экологические, социальные и экономические аспекты в своей деятельности).