Природа человека и смысл его существования
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 07.10.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Проблема соотношения сознания и бессознательного 5
Глава 2. Проблема бессознательного в работах З. Фрейда 13
Глава 3. Проблема бессознательного в работах К. Юнга 18
Заключение 22
Список литературы 25
К. Юнг предлагает следующую структуру человеческой психики:Сознание;Бессознательное. Отмечая, что «психика – больше, чем сознание», Юнг понимает бессознательное как «совокупность всех психических явлений, не обладающих качеством сознания». В его структуре он выделяет «личностное бессознательное», включающее утраченные воспоминания, намеренно подавленные мучительные чувства, мысли и т. п., и «коллективное бессознательное», которое состоит из универсальных и регулярно возникающих, наследуемых элементов. По его мнению, личностное бессознательное образует поверхностный слой под порогом сознания. При нормальных условиях оно может поддаваться осознанию. С коллективным бессознательным этого не происходит. Дело в том, что личностное бессознательное в трактовке Юнга – совокупность тех психических процессов и содержаний, которые сами по себе могут достичь сознания, по большей части уже и достигли его, но из-за своей несовместимости с ним подверглись вытеснению, после чего удерживаются ниже порога сознания.В свою очередь коллективное бессознательное охватывает «нижние части психических функций, прочно установившуюся, так сказать автоматически действующую, унаследованную и повсеместно наличную, т. е. сверхличностную или надличностную часть индивидуальной психики».Коллективное бессознательное приобретено и развито филогенетически, сознание и личностное бессознательное – онтогенетически. Коллективное бессознательное имеет универсальный характер. Представления коллективного бессознательного встречаются повсеместно и во все времена. Особое значение приобретает понятие «архетип», получившее у К. Юнга основательную теоретическую разработку. Он понимает архетип как:Наиболее древние и наиболее всеобщие формы представлений человечества;Нерушимые основания человеческого духа, которые всегда воспроизводят себя все в новых и новых формах; Формы, аналогичные логическим категориям, которые относятся не к разуму, а к воображению и должны характеризоваться как типичные визуальные образы;Символическую формулу, которая начинает функционировать всюду, где еще не существует сознательных понятий или же где таковые вообще невозможны.Таким образом, архетип наделяется следующими характеристиками: всеобщий, типичный, существующий повсеместно и всегда, что свидетельствует об универсальности его сущности.Архетипы в основном составляют содержание коллективного бессознательного, в то время как личностное бессознательное, по Юнгу, состоит, главным образом, из комплексов. Будучи фундаментальным, всеобщим основанием культуры, коллективное бессознательное предполагает вариативность реализации архетипа в каждой конкретной ситуации, что позволяет говорить не только о невозможности полной гомогенизации культур, но, напротив, об обязательном наличии в каждой локальной культуре как всеобщего, так и уникального. При этом их содержание и форма проявления, видимо, могут меняться в зависимости от типа культуры (региональная, национальная и т. п.), порождая различные варианты культурных взаимодействий. Характеризуя сущность архетипов, Юнг приходит к выводу, что они представляют собой отражение постоянно повторяющегося опыта человечества. К. Юнг отмечает, что изначальный образ всегда коллективен, т. е. одинаково присущ по крайней мере целым народам или эпохам. Он делает из этого вывод, что главнейшие психологические мотивы общи всем расам и временам». Таким образом, по мнению Юнга, существует не только бессознательное субъекта, но и семейное, родовое, национальное, расовое и коллективное бессознательное. Коллективное бессознательное несет в себе информацию психического мира всего общества, в то время как индивидуальное — информацию психического мира конкретного человека. ЗаключениеПри обращении к естественнонаучным исследованиям сознания и бессознательного необходимо учитывать все факторы, которые реально оказывают влияние на результаты, и стремиться максимально эксплицировать их в целях получения объективного результата. Соответственно, осмыслению того, что дают научные исследования сознания и бессознательного для развития философских представлений о субъекте познания и динамике сознания и бессознательного в структуре субъекта познания должна предшествовать, как представляется, систематизация основных концептуальных и методологических подходов к исследованию сознания и бессознательного (субъективной реальности).Несмотря на то, что сознание и бессознательное принадлежат к числу базовых категорий психологии, обыденные представления о них еще не выступали предметом самостоятельного научного поиска.Дофрейдовская психология в качестве объекта исследования имела, как правило, нормального, физически и психически здорового человека и исследовала феномен сознания. Анализ бессознательного психического ограничивался или областью философских рассуждений о неправомерности сведения психики человека только к сознанию, или сферой физиологического исследования бессознательных двигательных актов индивида. Неврологические учения, появившиеся во второй половине XIX в., заставили по-новому взглянуть на человека: он уже не представлялся целостным существом, разумно функционирующим в рамках существующих социальных и культурных структур. Многие теоретики были вынуждены констатировать несогласованность и разорванность между индивидуально-личностным и общественным, фиксируя болезненные симптомы раздвоенности сознания личности, расщепленность самосознания человека и патологические отклонения от традиционно признанных норм разума и рационального бытия.Рассматривая протекание психических актов в системе сознания и бессознательного, Фрейд основное внимание уделял исследованию сферы бессознательного. Согласно теории Фрейда, бессознательное составляет регулярную и неизбежную фазу в протекании процессов, лежащих в основе психической деятельности каждого человека: любой психический акт начинается как бессознательный и только в дальнейшем своем развитии он может проникнуть в сознание, но может так и остаться бессознательным, если на пути к сознанию встречает непреодолимую для себя преграду.Фрейдовское допущение бессознательного психического, таким образом, не ограничивалось только констатацией самого факта существования в психике человека бессознательных представлений.Недостатки и методологическую ограниченность психоаналитического исследования проблемы бессознательного попытался преодолеть швейцарский психиатр К. Юнг, который выступил со своим собственным учением, получившим название «аналитическая психология». В рамках аналитической психологии Юнг ввёл термин «коллективное бессознательное», и существенно изменил его значение по сравнению с психоанализом. В отличие от психоанализа, юнгианство рассматривает бессознательное как совокупность статичных паттернов, образцов поведения, которые являются врожденными и лишь нуждаются в актуализации. Также бессознательное делится на латентные, временно неосознаваемые, и подавленные, вытесненные за границы сознания процессы и состояния психики.Сознание и бессознательное являются как структурно, так и функционально связанными способами бытия психического. Вся психическая деятельность человека или, выражаясь иначе, его жизнедеятельность обеспечивается участием как сознания, так и бессознательного. И сознание, и бессознательное выполняют свою роль в деятельности в зависимости от наличных условий. Список литературыАбульханова К. А. Психология и сознание личности (Проблема методологии, теории и исследования реальной личности): избр. психол. тр. М., 1999. Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003. Акопов Г. В. Проблема сознания в российской психологии: учеб.пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. Аллахвердов В. М. Поддается ли сознание разгадке? // Психология сознания / cост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002. Бассин Ф. В. О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного»: установка и значимость // Психология сознания / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.Бехтерев В. М. Сознание и его границы // Бехтерев В. М. Избр. тр. по психологии личности: в 2 т. Т. 1. Психика и жизнь / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Алетейя, 1999.Дубровский Д.И. Новое открытие сознания // Вопросы философии. 2003. № 7. Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности: учеб.для студ. психол. факультетов ун-тов. Изд. третье, испр. М.: Пед. о-во России, 2002. Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001. Карпов А. В. Проблема сознания с позиций метасистемного подхода // Психология сознания: современное состояние и перспективы: материалы I Всерос. конф. 29 июня – 1 июля 2007 г., Самара. Самара: Науч.-техн. центр, 2007.Косилова Е.В. Энергетическая онтология психоанализа // Аспекты: сборник статей по философским проблемам истории и современности: Вып. IV. – М., 2006.Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.Левченко Е. В., Продовикова А. Г. Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестн. Вятск. гос. гуманитар. ун-та. 2009. № 4 (3).Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Психология сознания / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.Никитина Е.А. Философско-методологические аспекты естественнонаучных знаний о сознании и бессознательном // Научный вестник МГТУ ГА.Серия История, философия, социология. – 2009. - №142.Продовикова А.Г. Сравнительный анализ научных и обыденных представлений о сознании и бессознательном // Образование и наука. – 2010. - № 5 (73).Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Изд-во полит. лит., 1972.Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989.Фрейд З. Избранное. – Ростов-н/Д., 1998.Чуприкова Н. И. Мозг, психика, сознание // Мир психологии. 1999. № 1(17).Юнг К. Г. К вопросу о подсознании. – М., 1997.Юнг К. Г. Отношение между Я и бессознательным. – М., 1998.Юнг К. Г. Стадии жизни. – М., 1997.
2) Агафонов А. Ю. Основы смысловой теории сознания. СПб.: Речь, 2003.
3) Акопов Г. В. Проблема сознания в российской психологии: учеб.пособие. М.: Изд-во Моск. психол.-соц. ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004.
4) Аллахвердов В. М. Поддается ли сознание разгадке? // Психология сознания / cост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
5) Асмолов А. Г. По ту сторону сознания: методологические проблемы неклассической психологии. М.: Смысл, 2002.
6) Бассин Ф. В. О некоторых современных тенденциях развития теории «бессознательного»: установка и значимость // Психология сознания / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
7) Бехтерев В. М. Сознание и его границы // Бехтерев В. М. Избр. тр. по психологии личности: в 2 т. Т. 1. Психика и жизнь / под ред. Г. С. Никифорова, Л. А. Коростылевой. СПб.: Алетейя, 1999.
8) Дубровский Д.И. Новое открытие сознания // Вопросы философии. 2003. № 7.
9) Ждан А. Н. История психологии: от античности к современности: учеб.для студ. психол. факультетов ун-тов. Изд. третье, испр. М.: Пед. о-во России, 2002.
10) Зинченко В. П. Миры сознания и структура сознания // Психология сознания / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
11) Карпов А. В. Проблема сознания с позиций метасистемного подхода // Психология сознания: современное состояние и перспективы: материалы I Всерос. конф. 29 июня – 1 июля 2007 г., Самара. Самара: Науч.-техн. центр, 2007.
12) Косилова Е.В. Энергетическая онтология психоанализа // Аспекты: сборник статей по философским проблемам истории и современности: Вып. IV. – М., 2006.
13) Лапланш Ж., Понталис Ж.-Б. Словарь по психоанализу. – М., 1996.
14) Левченко Е. В., Продовикова А. Г. Сравнение возможностей количественных и качественных методов в исследовании социальных представлений (на примере изучения представлений о сознании и бессознательном) // Вестн. Вятск. гос. гуманитар. ун-та. 2009. № 4 (3).
15) Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова. М.: Наука, 1984.
16) Мясищев В. Н. Сознание как единство отражения действительности и отношений к ней человека // Психология сознания / сост. и общ.ред. Л. В. Куликова. СПб., 2001.
17) Никитина Е.А. Философско-методологические аспекты естественнонаучных знаний о сознании и бессознательном // Научный вестник МГТУ ГА.Серия История, философия, социология. – 2009. - №142.
18) Продовикова А.Г. Сравнительный анализ научных и обыденных представлений о сознании и бессознательном // Образование и наука. – 2010. - № 5 (73).
19) Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М.: Изд-во полит. лит., 1972.
20) Фрагменты ранних греческих философов. Ч. 1. – М., 1989.
21) Фрейд З. Избранное. – Ростов-н/Д., 1998.
22) Чуприкова Н. И. Мозг, психика, сознание // Мир психологии. 1999. № 1(17).
23) Юнг К. Г. К вопросу о подсознании. – М., 1997.
24) Юнг К. Г. Отношение между Я и бессознательным. – М., 1998.
25) Юнг К. Г. Стадии жизни. – М., 1997.
Вопрос-ответ:
Что представляет собой проблема соотношения сознания и бессознательного?
Проблема соотношения сознания и бессознательного касается взаимодействия и взаимосвязи этих двух аспектов психики. Сознание - это часть психики, которая осознается и контролируется человеком, тогда как бессознательное включает в себя все психические явления, которые не осознаются.
Как З. Фрейд рассматривает проблему бессознательного в своих работах?
З. Фрейд рассматривает проблему бессознательного как ключевой аспект психики, который содержит более глубокие и скрытые мотивы и желания. Он разделяет бессознательное на две части - личное бессознательное и коллективное бессознательное.
Какую структуру человеческой психики предлагает К. Юнг?
К. Юнг предлагает следующую структуру человеческой психики: сознание и бессознательное. Он полагает, что психика - это не только сознание, но и бессознательное, которое включает в себя все психические явления, не осознаваемые сознанием.
В чем особенность взгляда К. Юнга на проблему бессознательного?
Особенностью взгляда К. Юнга на проблему бессознательного является его подход к пониманию бессознательного как коллективного аспекта психики, который содержит универсальные символы и архетипы. Он также акцентирует внимание на индивидуации и саморазвитии через сообщение с бессознательным.
Чем отличается сознание от бессознательного?
Сознание - это часть психики, которая осознается и контролируется человеком, в то время как бессознательное включает в себя все психические явления, которые не осознаются. Сознание связано с рациональностью и логикой, тогда как бессознательное может содержать в себе эмоции, неосознаваемые желания и архетипы.
Чем отличается сознание от бессознательного?
Сознание - это состояние, при котором мы осознаем и осмысливаем свои мысли, чувства и действия. Оно представляет собой ту часть психики, которая находится в поле нашего внимания. Бессознательное, напротив, является той частью психики, которая остается за пределами нашего сознания и неосознаваема. Оно содержит неподсознательные желания, память, инстинкты и другие психические процессы, которые влияют на наше поведение, но обычно мы не осознаем их.
Какой подход к проблеме бессознательного предложил З. Фрейд?
З. Фрейд, основатель психоанализа, рассматривал бессознательное как сферу, содержащую подавленные и неосознаваемые желания и конфликты. Он утверждал, что большая часть нашего поведения определяется бессознательными факторами, и для понимания себя и своих проблем необходимо осознать их. Фрейд разработал методы анализа и интерпретации снов, свободных ассоциаций и др., чтобы раскрывать содержание бессознательного и устранять внутренние конфликты.
Какую структуру психики предложил К. Юнг?
К. Юнг предложил следующую структуру психики: сознание, бессознательное и коллективное бессознательное. Он утверждал, что психика - это не только сознание, но и более глубокие слои, которые связаны с коллективным опытом человечества. Коллективное бессознательное содержит архетипы и символы, общие для всех людей, и оказывает влияние на формирование нашей личности. К. Юнг разработал терапевтические методы, направленные на работу с бессознательным, чтобы достичь гармонии и индивидуации.