пиар-технологии в сфере туризма
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 34 + 34 источника
- Добавлена 06.12.2014
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВНЕДРЕНИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ТУРИЗМА 5
1.1 Система маркетинговых коммуникаций туристического агентства 5
1.2. Обеспечение PR-деятельности туристического предприятия 10
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРИМЕНЕИЯ PR-ТЕХНОЛОГИЙ В ТУРИЗМЕ 20
2.1 Объект и методы исследования 20
2.2. Анализ основных стратегий предприятия 26
2.3 Эффективность предлагаемых мероприятий 35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 39
Стратегическим целям развития ООО «Нисса-Тур» соответствует Стратегия глубокого внедрения на рынок, которая и будет являться оптимальной. Данная стратегия реализуется посредством совершенствования коммуникационной политики и повышения эффективной ценовой политики.
Компании ООО «Нисса-Тур» необходимо иметь устойчивую и восприимчивую к меняющейся действительности репутацию. Для поддержания репутации ООО «Нисса-Тур» необходима более сильная инфраструктура.
Основными факторами, определяющими репутацию компании, являются финансовые и экономические показатели, внимательное отношение к служащим, ответственность перед обществом, прозрачность для СМИ и заинтересованных аудиторий. В совокупности все методы работы с ключевыми аудиториями представляют собой интегрированные маркетинговые коммуникации (ИМК). ИМК - это процесс управления всеми источниками информации о товаре/услуге или самой компании, которые находятся в распоряжении клиента, потенциального инвестора или любого другого заинтересованного лица.
Для поддержания репутации ООО «Нисса-Тур» необходимы:
- строгая координация работников компании. Информационная политика по взаимодействию с внешним миром должна быть единой во всех отделах, филиалах и подразделениях компании. Ее должен координировать один человек лицо (или орган) на уровне топ-менеджмента компании;
- реклама, взаимодействие со средствами массовой информации (СМИ), маркетинг, организация специальных мероприятий, продаж и промоушн, которые должны быть взаимно интегрированы и работать как единое целое.
В информационном взаимодействии с сотрудниками ключевыми сообщениями являются доверие к компании, гордость за компанию ООО «Нисса-Тур»:
1. Доверие к компании ООО «Нисса-Тур». Сегодня росту доверия способствуют:
- своевременная и постоянная коммуникация;
- демонстрация доверия к сотрудникам (например, распространение как хороших, так и плохих новостей);
- привлечение сотрудников к разрешению проблемных ситуаций, выяснение их мнений.
3. Гордость за компанию ООО «Нисса-Тур».
Для формирования в сознании персонала имиджа «честной» компании и доведения до него ключевых сообщений применяются следующие внутриорганизационные коммуникации: листок новостей, бюллетень для менеджеров, ежегодные отчеты сотрудников (аналог годового отчета для акционеров), доски объявлений, web-страница компании в Интернете, общие собрания служащих.
К важнейшим факторам поддержания репутации компании ООО «Нисса-Тур» среди клиентов относятся качественная продукция, первостепенная роль потребителя, сильный брэнд.
Компания ООО «Нисса-Тур» должна постоянно заботиться о том, чтобы информировать клиентов (существующих и потенциальных) о своем продукте. Для этого есть такой инструмент, как организация специальных событий. Личные встречи с потребителями, например приглашение на презентацию, позволяют поближе познакомиться с клиентами, узнать их планы, и наоборот.
Компании, продукция которых на хорошем счету у клиентов, полагаются на простую и логичную стратегию: они поддерживают связь с клиентами. Бесплатные телефонные линии означают, что пожелания клиентов будут услышаны, а их претензии и проблемы — разрешены безотлагательно. Регулярные опросы покупателей ООО «Нисса-Тур» позволят компании выявить источники неудовлетворенности и разработать тактические решения.
Необходимо расширить применение традиционных средства печатной, телевизионной, радиорекламы.
Проведение маркетинговых мероприятий, в том числе рекламных сопровождений новых изделий, позволит продукции ООО «Нисса-Тур» занять свое достойное место на Российском рынке.
Согласно оптимальной стратегии развития ООО «Нисса-Тур» необходимо осуществлять агрессивную рекламную политику, направленную на углубленное ознакомление клиентов с товаром, формирование положительного имиджа ООО «Нисса-Тур» и его продукции.
Агрессивная рекламная политика ООО «Нисса-Тур» позволит:
информационно охватить большую долю рынка;
завоевать лидерство на рынке.
Для проведения рекламных мероприятий ООО «Нисса-Тур» предложены следующие виды рекламы:
реклама, направленная на корпоративного потребителя;
реклама, направленная на формирование общественного мнения.
ООО «Нисса-Тур» необходимо использовать рекламу для решения следующих задач:
совершенствование имиджа предприятия;
обеспечение восприятия ООО «Нисса-Тур» посредниками;
противоборство с конкурентами.
Для увеличения продаж ООО «Нисса-Тур» рекомендуется внедрить систему стимулирования продаж и формирования лояльности клиентов, основанной на внедрении дисконтных карт для оптовых и постоянных клиентов предприятия.
Формирование цены на продукцию ООО «Нисса-Тур» выводимую на рынок, будет происходить одновременно несколькими параллельными путями, чтобы в последующий момент принять окончательное решение о размере цены на конкретный товар.
Схема поэтапной разработки эффективной для ООО «Нисса-Тур» ценовой политики представлена на рис. 2.5.
Рис. 2.5. Последовательность разработки ценовой политики ООО «Нисса-Тур»
Формирование целей ценовой политики ООО «Нисса-Тур». С помощью установления цены на товар предприятие ООО «Нисса-Тур» должно решать следующие цели:
- захватить намеченную долю рынка;
- увеличить спрос на продукцию;
- максимизировать текущую прибыль;
- максимизировать оборот;
- установить ценовые барьеры для новых конкурентов.
При реализации поставленных целей ООО «Нисса-Тур» необходимо тщательно взвесить возможности анализируемого предприятия по отношению к силе конкурентов, а также размер потенциального спроса в каждом сегменте рынка. Если потенциальный спрос отсутствует, то единственный метод завоевания доли рынка - вытеснение конкурента. Основное оружие при этом - низкие цены по отношению к ценам конкурентов. В ценовой конкуренции побеждает более сильный в финансовом отношении конкурент, имеющий возможность длительное время держать низкие цены (например, за счет других рынков или товаров). При прочих равных условиях победит тот, у кого товар имеет более низкую себестоимость
Итак, для исчисления отпускной цены на практике ООО «Нисса-Тур» наиболее подходит метод ценообразования с ориентацией на цены конкурентов, что предполагает учет сложившегося спроса на данную продукцию. При назначении цены на выводимый на рынок товар необходимо учесть реакцию конкурентов на ценовые предложения.
Например, при ценах, ниже цен на аналогичные услуги конкурентов, последние могут:
а) также понизить цену и тем самым препятствовать выходу товара на рынок;
б) оставить цену без изменения, если отсутствует эластичность спроса от цены или разница в ценах не так заметна.
При назначении цены выше цен товаров конкурентов, необходимо включить в товар дополнительную ценность, которую упустили конкуренты, но очень нужную покупателю.
Механизм реализации действия дисконтной системы в ООО «Нисса-Тур» представлен на рис. 2.6.
Рис.2.6. Механизм действия дисконтной системы в ООО «Нисса-Тур»
При внедрении системы лояльности предлагается воспользоваться следующими рекомендациями:
дисконтная карта должна быть многофункциональной, например, она может быть выполнена в виде брелка, календаря с эмблемой ООО «Нисса-Тур», то есть предмета, который бы вызывал необходимость постоянно быть носимым с собой, с тем, чтобы всегда в поле зрения клиента присутствовала миниреклама предприятия;
в журнале выдачи карт желательно фиксировать координаты будущего постоянного заказчика, для того, чтобы, например, в конце года можно было разыграть с постоянными покупателями беспроигрышную лотерею.
2.3 Эффективность предлагаемых мероприятий
В таблице 2.7 представлены основные показатели внедрения в ООО «Нисса-Тур» программы лояльности. На основе данных маркетинговых исследований принято, что использование дисконтных систем дает прирост клиентов более, чем 20 %.
Таблица 2.7
Показатели внедрения в ООО «Нисса-Тур» дисконтных карт
Показатель Значение 1 2 Среднее число заказов в день. 5 Процент прироста количества клиентов в год ,% 20 Средняя себестоимость товара как процент от средней цены продажи, % 70 Средний размер постоянных годовых издержек, руб. 6500 Средняя стоимость покупки, руб. 45000 Ожидаемое количество существующих клиентов, включающихся в программу, % 20,0 Ожидаемое количество новых клиентов, включающихся в программу, % 20,0 Ожидаемый процент прироста клиентов по программе каждый год, % 20,0 Ожидаемый процент оттока числа клиентов к конкурентам при отсутствии программы, % 10,0 Процент отчисления на сопутствующие маркетинговые расходы, % 5,0 Размер скидки, которая предоставляется клиенту - участнику программы, % 15,0
В результате принимаемых начальных данных, представленных в таблице 2.8 рассчитаем экономический эффект в случае реализации дисконтной программы и возможные потери при отсутствии внедрения дисконтных карт.
Таблица 2.8
Экономический эффект от внедрения дисконтных карт в ООО «Нисса-Тур»
Наименование статей доходов и затрат 2014г. 2015 г. 2016 г. 1 3 4 5 Инфляция, % 10 9 8 Коэффициент пересчета на инфляцию, % 1 1,1 1,199 Число покупок в год, ед. 2010 2412 2894,4 из них по программе лояльности (существующие клиенты), чел. 412 494,4 593,28 плюс к ним по программе лояльности (новые клиенты), чел. 180 216 259,2 Средняя стоимость покупки, руб. 45000 49500 54000 Средняя себестоимость товара, руб. 31500 34650 37800 Доходная часть Итоговая доходная часть, руб. 98550000 130086000 170294400 Доход, не зависящий от программы лояльности, руб. 90450000 119394000 156297600 Дополнительный доход от новых клиентов по программе лояльности, руб. 8100000 10692000 13996800 Расходная часть Общая себестоимость товаров, руб. 68985000 91060200 119206080 Отчисления на сопутствующие маркетинговые мероприятия 405000 534600 699840 (на мини-рекламу), руб. Отчисления клиентам, руб. 1215000 1603800 2099520 Постоянные затраты, руб. 6500 7150 8573 Итоговая расходная часть, руб. 70611500 93205750 122014013 Прибыль Валовая прибыль, руб. 27938500 36880250 48280387 Налогооблагаемая прибыль, руб. 27938500 36880250 48280387 Налог на прибыль, руб. 5587700 7376050 9656077,4 Чистая прибыль, руб. 22350800 29504200 38624310 Дополнительная валовая прибыль от участия в программе, руб. 3991214,3 5268607,1 6897198,1 Возможные потери при неучастии в программе (неполученная прибыль от участия+отток к конкурентам), руб. 11497500 15176700 19867680
На рис. 2.7 наглядно представлены полученные результаты.
Рис.2.7 Экономический эффект от внедрения дисконтных карт в ООО «Нисса-Тур»
Таким образом, внедрение дисконтных карт позволит увеличить валовую прибыль ООО «Нисса-Тур»:
в 2014 г - на 3991214,3 руб.,
в 2015 г. – на 5268607,1 руб.
в 2016 г. – на 6897198,1 руб.
Возможные потери от неприятия программы лояльности, основанной на внедрении дисконтных карт уже в 2013 г. могут составить 11497500 руб.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
По итогам проведенного исследования представляется возможным сделать следующие выводы.
Паблик рилейшнз, мощно проникнув практически во все сферы современной общественной жизни, не обошел туризм, а обогатил его новыми управленческими механизмами и инструментами. Острая конкурентная борьба между субъектами туристического процесса в эпоху глобализации приобретает широкий международный размах.
Развитие туристского рынка России и его постепенная адаптация к европейским стандартам отражается в росте числа туристских организаций, и, как следствие, обострении конкуренции. Для современных туристских организаций, имеющих целью повышение процента загрузки, реклама является наилучшим способом информирования и убеждения потенциальных клиентов.
Исследуемая компания имеет как сильные, так и слабые стороны. Это – нормальная ситуация для турфирмы как рыночного субъекта: в условиях жесткой конкуренции, наличия более сильных соперников необходимо совершенствовать управление маркетингом, нарабатывать опыт, постоянно анализировать собственную деятельность и деятельность конкурентов, по возможности увеличивая бюджет маркетинга, работая над маркетинговыми планами.
Введение предлагаемых мероприятий позволит расширить рынок предприятия и повысить получаемую прибыль.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Аванесова Г.А. Сервисная деятельность. М.: Аспект Пресс, 2004. - 312 с.
Актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации: материалы «круглого стола». Москва, 21 мая 2009 г. — М. : Советский спорт, 2009. — 56 с.
Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. — М.: Пресс-соло, 2005. 186 с.
Алексунин В. А., Дубаневич Е. В., Скляр Е. Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Дашков и Ко, 2011. - 196 с.
Андреева О.Д., Андреев А.В. Маркетинг. М.:Интел-Синтез, 2007. – 305 с.
Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг. СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.
Барышев А.Ф. Маркетинг. М.:Академия, 2010. - 224 с.
Бочарникова Е.В. Совершенствование механизма управления рекламной деятельностью в сфере туризма. Автореф. дисс…к.э.н. Сочи, 2011. - 28 с.
Буйленко В.Ф. Туризм / В.Ф. Буйленко. М.:Феникс, 2008. -411 с.
Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. М.: Феникс, 2008. - 236 с.
Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации. М: Дело и Сервис, 2011. - 336 с.
Горб К. М. Концепция международного туристического маркетинга регионов / К. М. Горб // М.: Экономика - 2009 - № 2 - С. 76-81.
Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина JI.A. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта. М.: Дашков и К, 2008.- 276 с.
Дурович А. П., Гришко Н. И. Маркетинговые коммуникации. М.: Современная школа, 2010. - 224 с.
Картер Г Эффективная реклама: Путеводитель для мелких предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. - М .: Прогресс, 2001.. 280 с.
Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Дело, 2001. - 348 с.
Квартальнов В.А. Туризм: учебник / А.В. Квартальнов. 2-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
Котлер Ф. Основы маркетинга. М.:Вильямс, 2011. – 496 с.
Критсотакис Я. Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. - М.: «Вот-89», 2000. 224 с.
Кудла Н. Е. Маркетинг туристических услуг: учеб. пособие. / Кудла Н.Е. - М.:, 2011 - 351 с.
Моисеев В. А. Паблик рилейшнз: учеб. пособие. / Моисеев В. А. - М.: Академия, 2007 - 224 с.
Музыкант В. Маркетинговые основы управления коммуникациями. М.: Эксмо, 2009. - 287 с.
Паблик рилейшнз (PR) в сфере туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourfaq.net/travel-business/pablik-rilejshnz-pr-v-sfere-turizma .
Паблик рилейшнз в туристском бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://123pr.ru/pablik-rilejshnz
Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз: учебное пособие / Почепцов Г. Г. - М.:, 2000 - 506 с.
Ромат Е.В. Реклама - К .: Высшая школа, 2000. - 207с.
Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. -Спб : Питер, 2007. - 480 с.
Связи с общественностью: учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов; под общ. ред. С.Д. Резника. - М .: Академический Проект, 2003 - 415 с.
Смирнов И. Г. Логистика туризма: учеб. пособие. / Смирнов И. Г. - М.:, 2009 - 444 с.
Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / Учебное пособие /. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 466 с.
Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт: монография / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. - М .: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.
Casado MA Housekeeping Management. - London: John Wiley & Sons, Inc, 1999 - 304 P.
Goeldner CR, Brent Ritchie JR Tourism: Principles, Practices, Philosophies / 9 TH Edition. - John Wiley & Sons, Inc, 2002 - 624 p.
Котлер Ф. Основы маркетинга - М. : Вильямс, 2003.- С.556
Маркова В. Д. Маркетинг услуг. - М.: Финансы и статистика, 2001. - С.125
Ромат Е.В. Реклама - М .: Высшая школа, 2000. – С.27
артер Г Эффективная реклама: Путеводитель для мелких предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. - М .: Прогресс, 2001 – С,89
Роглев Х.Й. Основы гостиничного менеджмента: учеб. пособие. / Х.Й. Роглев. - М .: Кондор, 2005 - 408 с., Квартальнов В.А. Теория и практика туризма: учебник / В.А. Квартальнов. - М .: Финансы и статистика, 2003 - 672 с., Связи с общественностью: учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов; под общ. ред. С.Д. Резника. - М .: Академический Проект, 2003 - 415 с., Casado MA Housekeeping Management. - London: John Wiley & Sons, Inc, 1999 - 304 P
Паблик рилейшнз в туристском бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://123pr.ru/pablik-rilejshnzi
Королько В.Г. Паблик рилейшнз. Научные основы, методика, практика: учебник. - Королько В.Г. - 2-е изд., Перераб. и доп Выходные данные - М/ Сокровища, 2001 - 400 с.
Моисеев В. А. Паблик рилейшнз: учеб. пособие. / Моисеев В. А. - М.: Академия, 2007 - 224 с. , 4. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз: учебное пособие / Почепцов Г. Г. - М.:, 2000 - 506 с.
Паблик рилейшнз (PR) в сфере туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourfaq.net/travel-business/pablik-rilejshnz-pr-v-sfere-turizma
Киптенко В. К. Менеджмент туризма: учебник / Киптенко В. К. - М.:, 2010 - 502 с
Кудла Н. Е. Маркетинг туристических услуг: учеб. пособие. / Кудла Н.Е. - М.:, 2011 - 351 с.
Паблик рилейшнз (PR) в сфере туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourfaq.net/travel-business/pablik-rilejshnz-pr-v-sfere-turizma
Смирнов И. Г. Логистика туризма. / Смирнов И. Г. - М.:, 2009 - 444 с.
Горб К. М. Концепция международного туристического маркетинга регионов / К. М. Горб // М.: Экономика - 2009 - № 2 - С. 76-81.
Паблик рилейшнз (PR) в сфере туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourfaq.net/travel-business/pablik-rilejshnz-pr-v-sfere-turizma
2
Общее собрание учредителей
Генеральный директор
Финансовый директор
Главный бухгалтер
Директор транспортного отдела
Директор отдела маркетинга и рекламы
Директор отдела продаж
Финансовый аналитик - 1
Экономист - 2
Менеджер отдела финансов - 1
Аудитор - 1
Бухгалтер - 1
Менеджеры транспортного отдела - 2
Маркетолог - 2
Бренд-менеджер - 1
Менеджеры по продажам - 20
Логистик - 2
Ассистент менеджера по продажам - 9
Ревизионная комиссия
2. Актуальные проблемы развития туризма в Российской Федерации: материалы «круглого стола». Москва, 21 мая 2009 г. — М. : Советский спорт, 2009. — 56 с.
3. Александрова А.Ю. Структура туристского рынка. — М.: Пресс-соло, 2005. 186 с.
4. Алексунин В. А., Дубаневич Е. В., Скляр Е. Н. Маркетинговые коммуникации. М.: Дашков и Ко, 2011. - 196 с.
5. Андреева О.Д., Андреев А.В. Маркетинг. М.:Интел-Синтез, 2007. – 305 с.
6. Багиев Г. Л., Тарасевич В. М. Маркетинг. СПб.: Питер, 2010. - 576 с.
7. Барышев А.Ф. Маркетинг в туризме и гостеприимстве. М.: Финансы и статистика, 2007. - 158 с.
8. Барышев А.Ф. Маркетинг. М.:Академия, 2010. - 224 с.
9. Бочарникова Е.В. Совершенствование механизма управления рекламной деятельностью в сфере туризма. Автореф. дисс…к.э.н. Сочи, 2011. - 28 с.
10. Буйленко В.Ф. Туризм / В.Ф. Буйленко. М.:Феникс, 2008. -411 с.
11. Бутко И.И., Ситников Е.А., Ушаков Д.С. Туристический бизнес: основы организации. М.: Феникс, 2008. - 236 с.
12. Голубкова Е. Н. Маркетинговые коммуникации. М: Дело и Сервис, 2011. - 336 с.
13. Горб К. М. Концепция международного туристического маркетинга регионов / К. М. Горб // М.: Экономика - 2009 - № 2 - С. 76-81.
14. Грачева О.Ю., Маркова Ю.А., Мишина JI.A. Организация туристического бизнеса. Технология создания турпродукта. М.: Дашков и К, 2008.- 276 с.
15. Дурович А. П., Гришко Н. И. Маркетинговые коммуникации. М.: Современная школа, 2010. - 224 с.
16. Картер Г Эффективная реклама: Путеводитель для мелких предприятий: Пер. с англ. / Общ. ред. Е. М. Пеньковой. - М .: Прогресс, 2001.. 280 с.
17. Квартальнов В.А. Туризм как вид деятельности. - М.: Дело, 2001. - 348 с.
18. Квартальнов В.А. Туризм: учебник / А.В. Квартальнов. 2-е изд., перераб. - М.: Финансы и статистика, 2007. - 336 с.
19. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.:Вильямс, 2011. – 496 с.
20. Критсотакис Я. Г. Торговые выставки и ярмарки. Техника участия и коммуникации. - М.: «Вот-89», 2000. 224 с.
21. Кудла Н. Е. Маркетинг туристических услуг: учеб. пособие. / Кудла Н.Е. - М.:, 2011 - 351 с.
22. Моисеев В. А. Паблик рилейшнз: учеб. пособие. / Моисеев В. А. - М.: Академия, 2007 - 224 с.
23. Музыкант В. Маркетинговые основы управления коммуникациями. М.: Эксмо, 2009. - 287 с.
24. Паблик рилейшнз (PR) в сфере туризма [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://tourfaq.net/travel-business/pablik-rilejshnz-pr-v-sfere-turizma .
25. Паблик рилейшнз в туристском бизнесе [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://123pr.ru/pablik-rilejshnz
26. Почепцов Г. Г. Паблик рилейшнз: учебное пособие / Почепцов Г. Г. - М.:, 2000 - 506 с.
27. Ромат Е.В. Реклама - К .: Высшая школа, 2000. - 207с.
28. Саак А.Э., Пшеничных Ю.А. Маркетинг в социально-культурном сервисе и туризме. -Спб : Питер, 2007. - 480 с.
29. Связи с общественностью: учеб. пособие / Э.В. Кондратьев, Р.Н. Абрамов; под общ. ред. С.Д. Резника. - М .: Академический Проект, 2003 - 415 с.
30. Смирнов И. Г. Логистика туризма: учеб. пособие. / Смирнов И. Г. - М.:, 2009 - 444 с.
31. Чудновский А.Д., Жукова М.А., Сенин В.С. Управление индустрией туризма / Учебное пособие /. - М.: Аспект Пресс, 2006. - 466 с.
32. Янкевич В.С. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме: российский и международный опыт: монография / В.С. Янкевич, Н.Л. Безрукова. - М .: Финансы и статистика, 2003. - 416 с.
33. Casado MA Housekeeping Management. - London: John Wiley & Sons, Inc, 1999 - 304 P.
34. Goeldner CR, Brent Ritchie JR Tourism: Principles, Practices, Philosophies / 9 TH Edition. - John Wiley & Sons, Inc, 2002 - 624 p.
32. Котлер Ф. Маркетинг. Гостеприимство и туризм: учебник для вузов /Пер. с англ. Под ред. Р. Ноздревой/ Ф. Котлер. - М.: ЮНИТИ, 2008. - 787 ns
33. Кочеткова, A. V. Теория и практика связей с общественностью: учебник для студентов вузов/ А. В. Кочеткова, В. Н. Филиппов, I. L. Скворцы, . А. Тарасов. - Петербург.: Питер, 2007. - 240 ns
34. Маклашина Л. П Роль инноваций в развитии туризма // Креативная экономика. - 2011. - №12 (60). - c. 130-136.
35. Материалы Всесоюзной научно-практической конференции "аспекты, Актуальные экономики, менеджмента и инноваций" // НГТУ им. Р. Е. Алексеева, Нижний Новгород, 2010 , - vs 124.
36. Морган Н. Реклама в туризме и отдыхе: учеб. пособие / Н. Morgan, A. Притчард. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 495 ns
37. Мюррей A. PR/ A. Мюррей. - Пер. с англ. V. Новиков. - М.: - ФАИР-ПРЕСС, 2003. - 192 ns
38. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 №117-ФЗ (ред. от 28.09.2010) // Собрание законодательства РФ. - 2000. № 32. - 07 августа. st 3340.
39. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998№. 146-ФЗ (ред. от 28.09.2010). // российская газета. -1998. - Нет. 148-149. - 06 августа.
40. Николаев T. I. Система оценки эффективности коммерческой деятельности предприятий торговли /T. I. Николаев // Маркетинг в России и за рубежом. - 2000. - № 4. - C. 12-17.
41. Новиков V. S. Инновации в туризме. Учебное. - М.: Академия, 2007.
42. Новиков V. S. Инновации в туризме/ В. С. Новиков. - М.: ИК "Академия", 2007. - 208 ns
43. Тонкости продаж в туризме сайт. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://tonkosti.ru/about/
44. Пашутин С. Управление взаимоотношениями с клиентами / C. Пашутин. // Промышленные ведомости. - 2005. - №10. - 36-41 ns
45. Портал рекламы "Петух.ру". [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://PRopel.ru/www/reklam_ban.php
46. Постановление госкомстата России от 05.01.2004 № 1 утверждены унифицированные формы № Т-12 "Табель учета рабочего времени и расчета оплаты труда" и № Т-13 "Табель учета рабочего времени"
47. Почепцов, ,, Отношения рилейшенз для профессионалов / ,, Почепцов. - М.: Рефл-бук: Киев: Ваклер, 2000. - 624 ns
48. Продвижение сайта Seo-тим". [Электронный ресурс]. Как доступа: http://www.seoteam.ru/about/news/lenta/internet_reklama_dlya_turfirmy_vpolne_mozhet_byt_edinstvennym_vidom_reklamy/