искусство и проблемы имансипации.Творчество женщин художниц в эпоху импрессионизма(Морисо Кэссет)

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Искусство
  • 84 84 страницы
  • 56 + 56 источников
  • Добавлена 10.05.2015
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Эмансипация женщин как социально-культурное явление XIX века 10
1.1 Возникновение понятия «эмансипация» 10
1.2 Теоретическое обоснование места женщины в искусстве 15
Глава 2. Искусство импрессионизма как новаторское направление конца XIX – начала XX века 22
2.1 История возникновения и развития импрессионизма 22
2.2 Эстетика и новаторство импрессионизма 33
2.3 Творчество женщин в искусстве импрессионизма 41
Глава 3. Творчество Мэри Кэссет в рамках импрессионизма 54
3.1 Основные этапы жизни и творчества Мэри Кэссет 54
3.2 Особенности письма художницы и ключевые работы Мэри Кэссет 60
Заключение 72
Список литературы 77
Список иллюстраций 82
Приложение 1. Альбом иллюстраций 84

Фрагмент для ознакомления

Всю свою творческую жизнь Кэссет боролось за самостоятельность, во-первых, она была женщиной, а на тот момент лишь немногие художники соглашались давать уроки женщинам, а во-вторых, она была американкой, что в среде европейских художников оценивалось как человек иного порядка, неспособный оценить все изящество и величие такого вида искусства, как живопись. Однако Кэссет не сдалась перед трудностями и заняла свое место в европейском и американском искусстве, что повлияло и на создание своего собственного стиля в рамках приверженности к импрессионизму.
Сам факт тяготения Кэссет к творческому стилю Дега исключать невозможно, однако на ее стиль письма повлияли изучение старой школы, которой она была горячо увлечена вначале своего пути, в первую очередь это полотна Веласкеса и Рембрандта, и нельзя исключить изучение ею работ более «старших современников», которые Милле и Курбе. На ее становление также повлияли множественные путешествия, которые позволяли видеть различного рода произведения, разных стран и народов, что также отразилось на ее картинах.
Получив классическое образование, Мэри вскоре отказалась от академичности, как и многие другие молодые художники того времени, отмечая ее неестественность и излишнюю ровность. С первых выставок импрессионистов, Кэссет обратила внимание на их необычный способ письма и стала приглядываться к новому веянию в живописи, вскоре, после положительной оценки ее работы Дега и знакомства с ним, она окончательно примкнула к импрессионизму. Восхищенный картиной Мэри Дега приглашает вскоре после их знакомства, представить свои работы на выставке импрессионизма. Ее стремление приблизить искусство к реальности и стремление к искренности в исполнении сближало ее с общей идеей импрессионистов. В этом русле она многому научилась у Эдгара Дега, но все же сформировала свой собственный стиль письма.
Революционным заключением импрессионистов стало то, что они совершенно отвергали постулат о главенстве линии, что господствовало в живописи Франции. Но при этом каждый из художников-импрессионистов понимали, что большего художника не может выйти без знания основ владения линией. Также такие ярые представители импрессионизма, как Моне, Писарро и Сислей, отдав свое предпочтение в изучении игры света и тени, а также особенностей колорита и его взаимодействие со светом и воздушным пространством, не смогли до конца отказаться от классической композиции и использования линии. Дега в свою очередь, не исключал из своей живописи линию, что и привлекло его в работах Кэссет. Именно мастерский Иллюстрация и привлек его внимание в Салоне к работе «Утренний туалет». В итоге к 1880-м годам и Дега и Кэссет стали понемногу отходить от постулатов импрессионизма и отдавали свое предпочтение утонченным композициям и строгим линиям.
Приверженность на протяжении всего своего творчества Кэссет к строгой композиции, не осталась без внимания со стороны критиков, которые часто сравнивали ее с Бертой Моризо. Кэссет не старалась запечатлеть сиюминутность, что было характерно для ее соратников, напротив, в ее картинах просматривалась прорисовка и выверенность. Ее современники отмечали, что стиль Кэссет более уравновешенный и приятный, чем стиль Моризо, которому отдавала свое предпочтение «настроенческим» картинам. Как мы отметили, полотна Кэссет отличаются тщательной проработкой, где изображение зеркал, рам, узорчатых тканей роднят ее с полотнами Энгра, но главным ее отличием от стиля Энгра была эмоциональность, чуждая художника, но приветствуемая импрессионистами.
Основной темой и сюжетов своих картины Мэри Кэссет избрала семейную, камерную, где она показала тепло и нежность взаимоотношений матери и ребенка. Многие критики и исследователи, говорят, в связи с этой темой, о неглубокости и узости художницы, однако в этой области она было непревзойденной, по той степени естественности, непринужденности и чувственности в изображении матери и дитя.
Задачей многих импрессионистов было изображение стремящегося динамичного движения жизни, сиюминутности мгновения, отсюда и фигура человека была ускользающим силуэтом, постоянно меняющимся в процессе жизни. Однако отношение Кэссет к фигуре человека была противоположенной, человек, а чаще всего женщина или ребенок становятся центром композиции в ее картинах. При этом она использует все приемы импрессионистов в изображении своих героев, где использованы свет и тень и выверен колорит, но чистота и неравнодушие художницы к своим героям создает особый шарм ее полотнам. Каждый из ее героев или героинь для художницы — особый мир, который должен найти отклик в душе каждого зрителя, независимо положительная или отрицательная будет эта наполненность. Субъективность Кэссет, ее стремление ввести зрителя в интимное пространство своей картины, будь то детская, гостиная или спальня, роднят ее с другим замечательным художником — Пьером Боннаром, которого, к сожалению, мало известен.
Мэри Кэссет не просто изучала живопись, она хотела называться художников, а не «дамой, балующейся кистью». Она отстаивала свои права, и было не согласна с неравноправием полов во всех сферах жизнедеятельности, особенно в профессиональной деятельности. Однако она не исключала и не отвергала тех качеств в женщине, которые присуще ей от природы, а именно материнство, поэтому ее полотна наполнены чистотой и искренностью тепла и нежности, на которую способна женщина по отношению к дитя.
Как мы отмечали, Мэри Кэссет помимо занятий живописью всю свою жизнь путешествовала по различным странам, которое в равной степени отражалась в ее творчестве, как и изучение тех или иных мастеров. В XIX веке творческая Европа обратила свое внимание на все испанское, что породило своего рода моду на Испанию, в связи с этим многие деятели искусства отправились в Испанию, дабы увидеть собственными глазами ее достопримечательности: бои быков, мавританские дворцы, цыган и танцоров. Художники же в свою очередь не просто хотели воочию познакомиться с эмоциональной и живой Испанией, но и видеть своими глазами полотна таких мастеров классической школы, как Веласкеса и Мурильо, а также их современников, например, Фортуни. Одним из таких поклонников Испании был Эдуард Мане, к в 1867 году устроил выставку своих испанских картин. Здесь Мэри увидела, как можно использовать опыт мастеров прошлого в современном искусстве. Мэри смогла посетить Испанию лишь в 1872 году, за которой последовала, подобно Дега, серия картин испанской тематики. Тогда манера Кэссет сочетала в себе вполне традиционные испанские сюжеты с модернистским письмом, разбавленные романтическим реализмом. В такой манере исполнена картина Кэссет «Испанская танцовщица в кружевной мантилье» 1873 года (ил. 7). Художница создает иллюзию глубины за счет ровного темного фона, на котором изображена фигура. Образ же испанки угадывается лишь по двум деталям — вееру и накидки.
Такая сдержанность в деталях и лишь легкий намек, в последствии станет особенностью письма Кэссет. Интересной здесь становится и сама композиция, которая заключена в идее показать жесты и движение испанки, поэтому ее фигура обрезана. В испанской теме Мэри уделяет особое место колориту и освещению, что, несомненно, сближает ее с импрессионистами.
В поисках своего уникального стиля, художница работала в различных жанрах и использовала множество техник. Свою оригинальность и свежесть она воплотила и в графических работах, которых, к сожалению, она создала достаточно мало. Интерес к ее графическим работам в первую очередь вызывает упорядоченность композиции, «немногословность» в деталях и замечательное чувство линии. Свои серьезные занятия графикой Кэссет начала в 1871 году, когда находилась в Парме, где брала уроки у итальянского художника Карло Раймонди. Но эти занятия не дали зримого результата и лишь в 1879 году она решилась показать себя в этом русле, когда Дега предложил ей работать вместе с ним над иллюстрациями для журнала «День и ночь». Этот журнал так и не увидел свет, но те семь офортов, которые создала художница, были представлены на пятой выставке импрессионистов в 1880 году. Смелый контраст черного и белого, характерный для этих офортов, предвосхитил графические эксперименты художников группы «Наби» и, в частности, блестящие работы Боннара. Свое внимание к графике Кэссет обратила лишь в 1890-х года, когда и создала цветные офорты, получившие успех и признание на ее первой персональной выставке в галереи Дюран-Рюэля. В нее, помимо прочих офортов, вошли работы «В омнибусе» (ил. 8) и «Письмо» (ил. 9). Эта серия была спровоцирована увлеченностью Кэссет японской живописью, яркость и уникальность гравюр, увиденных ею на парижской выставке, поразили ее воображение. Офорты же самой Кэссет отличают смелость цветовых решений, чистота линии и умение передать многое малыми средствами. Камиль Писсарро, обыкновенно скупой на хвалебные эпитеты, назвал в разговоре с сыном графические работы художницы «поразительными по тону, тонкими, изящными, без видимых технических погрешностей, с удивительным колоритом».
Увлеченность гравюрой способствовала не только созданию офортов, получивших высокую оценку и признание, но и изменило ее отношение к рисунку. Во время обучения в Париже и Пенсильвании, художница не особенно проявляла интерес к академическому рисунку, ее работы были острыми, с неровными линями и энергичной штриховкой, но после 1870-х годов, ее Иллюстрация стал более четким и ритмичным. Именно Кэссет, наряду с Дега, из всех импрессионистов, особенно близко подошла к линеарному стилю японских мастеров, столь популярных в конце XIX столетия вся Европа. Удивительно, как удавалось художнице сохранять ощущение веса и объема изображаемого предмета даже в рисунках, обрезанных краем листа, - примером здесь может служить «Прическа» (ил. 17), ок. 1891. Смелая штриховка, четкая линия, «полетность», присущие рисункам Кэссет, восхищали многих ее товарищей-художников. Даже такой выдающийся рисовальщик, как Эдгар Дега, замечал иногда: «Мне не верится, что женщина способна так рисовать». Эти слова были высшим комплиментом в его устах.
Основной и самой главной темой, пронизывающее все творчество Мэри Кэссет, является тема матери и ребенка, которую она настолько подробно и неповторимо проработала, что не оставила никаких вариантов для своих современников и осталась совершенно неповторимой в ней. Многие искусствоведы характеризовали Мэри Кэссет, как художницу, воспевающую материнство. Простые житейские сцены на ее полотнах приобретают особое значение, символизирующее смысл жизни вообще, ее предназначение. В ее картинах выражена целомудренность, без какого-либо эротизма, встречающегося у импрессионистов. Зато есть реальная, земная красота тела, обнаженного в естественных ситуациях. «Я люблю рисовать нормальное здоровье и силу», - подчеркивала Мэри Кэссет в одном из писем. Ее матери выражают свое нравственное достоинство и значимую роль в обществе, ведь она дарует жизнь. В подтексте этих полотен Мэри Кэссет не просто утверждение социального и морального равноправия, а восхищение и уважение к женщине-матери, дарующей жизнь.
Художница рассмотрела огромное количество композиционных и психологических возможностей темы, создав полотна наполненные нежностью и теплом. Многие современники Кэссет считали эту тему скучной и слишком узкой, поэтому и не составляли конкуренцию для художницы, однако Мэри придала новое звучание и свежесть семейной теме и не оставила равнодушными ни зрителя, ни критиков. Ее приверженность этой теме доставляла множество сложностей, ведь все критики и современники, как один, утверждали, что эта тема исчерпана в прошлом и являлась основой всего европейского искусства. Ее обвиняли в том, что она профанирует эту великую религиозную идею, придает ей «вульгарный буржуазный шарм». Такие нелестные отзывы и несправедливые оценки были направлены лишь на Кэссет, и не коснулись тех мастеров, которые шаблонные сценки с пухлыми младенцами и пышногрудыми матерями. В картинах Кэссет вместо пошлости и шаблонности, в отличие от них, композиция и сюжет строились на глубоких наблюдениях, стремясь через позы, жесты и взгляды своих героев как можно точнее передать все радости и горести материнства и уловить незримую духовную связь между матерью и ребенком. Ее работы данной тематики полны величавости и частоты. Свою основную тему Кэссет исполняла в различной технике письма, в том числе и пастелью. Так, одной из самых поразительных ее работ, поражающей своей естественностью – «Мать и дитя» (ил. 11), которая была выставлена на нью-йоркской выставке в 1895 году. Склоненную голову матери, крепко и нежно, обхватывающие ребенка руки сложно отнести к вульгарности и буржуазности. Здесь изображена тонкая граница между беззащитностью младенца и охраняющей его матерью, дополненная темно-синим тревожным тоном, что выражает естественность поведения матери по отношению к своему дитя. Пронизана воздухом и светом пастель «Женщины, любующиеся ребенком» (ил. 10), написанная в 1897 году. Особое внимание привлекает здесь лицо матери, изображенное с особым мастерством, несмотря на то, что его практически не видно, художница сумела показать главное – улыбку матери, наблюдающей за своим ребенком. В картине более раннего периода «Мать и ребенок в повозке» (ил. 12) Мэри Кэссет изображает совершенно иное отношение матери и ребенка. Здесь фигуры находятся отдельно друг от друга, выражая контраст между пожилой дамой и пухлым ребенком.
Кэссет в своем творчестве особое внимание уделяла образу женщины во всех ее воплощениях, заботах и занятиях. Например, рассмотрев картину «На балконе» (ил. 14), мы видим, характерные для импрессионистов, запечатление прекрасного мгновения, но переходы цвета более мягкие в общем колорите, плавная композиция, создающая теплую атмосферу и чистоту эмоций. Мэри Кэссет объединяет и жанровую сцену и портрет, подчеркивая в своей женщине, прежде всего, интеллектуальное начало. Привлекает ее реальное лицо, удивительная бело-сиреневая гамма ее платья. В этой и многих других работах Мэри Кэссет того периода - тонкое лирическое настроение, раздумье, реальность земной красоты без какой-либо лести или приукрашивания («Портрет леди», «Читающая женщина» (ил.20), «Автопортрет», «Осень», «Чай» и другие).
Мягкие полутона, тонкие переходы цвета, создающие особую атмосферу можно увидеть в картинах художницы, изображающих женщин в обстановке театра. Исполненные маслом полотна, пастельные и графические картины были созданы в самый активный творческий период Кэссет, где ее стиль был до конца сформирован, а популярность не вызывала сомнений. Ее женщины в театральных ложах, как правило, с веером или биноклем в руках, всегда нарядны и красивы, но их красота не броская, а элегантная, тонкая, естественная, без кричащих тонов и ярких пятен («В театре «Комеди Франсез», «Женщина в ложе» (ил. 15), «На спектакле» и другие). Представляется маленьким шедевром пастель Мэри Кэссет «В театре» (рис.11), где изображена женщина с веером в профиль фоне противоположных ярусов, где художница продемонстрировала огромный колористический потенциал данной техники письма.
Еще один жанр, который, казалось бы, был использован всеми и исчерпал свои ресурсы — портрет, а точнее, женский портрет. К нему, как и прежде, обращались практически все художники конца XIX. Но даже в этом жанре Кэссет смогла привнести новые нотки, не свойственные не академическим мастерам, не импрессионистам. В искусствоведческой литературе можно найти по этому поводу примерно такие слова: «Художница видела в своих героинях душу», она вновь обращалась к психологической глубине своих героинь, что было характерно для ее полотен семейного сюжета. Однако такой подход был не новаторским, множество именитых мастеров и до Кэссет изображали свои героинь живыми, воплощая их характер и душу. Нужно заметить, что в основном все женские портреты являются мужским взглядом на женщину и ее уникальность, Кэссет же писала портреты с точки зрения женщины, поэтому они имели и совершенно иной характер. В портретах художницы появляется новая интонация, ранее не отраженная в женском изображении, она через портреты раскрывает женскую сущность, тонкие, еле заметные нотки, которые не заметили мужчины в своих портретах. Прежде всего, тем, что она сама была женщиной. Именно поэтому она смогла привнести в женский портрет совершенно незнакомую до нее интонацию. Ее работами, наполненными душой и новой интонацией стали «Леди за чайным столом» 1883-1885 года (ил. 13), «Портрет Селесты в соломенной шляпке» 1891 года и «Объяснение» около 1914 года.
Как мы упоминали, Мэри Кэссет создавала множество полотен пастелью, но особое место пастель заняла в ее творчестве после 1900-х годов. Отчасти это было связано и с состояние здоровья: Мэри Кэссет стала слепнуть. Ей было тяжело находиться долго за мольбертом, и постепенно масляную живопись вытеснила пастель. Пастельный стиль Мэри Кэссет перекликался с ее стиль письма рисунка. Здесь вновь видны четкие линии, энергичные штрихи, минимальная детальность, на которой и сконцентрировано все внимание. Эту особенную манеру письма наиболее наглядно иллюстрирует работа «Длинные перчатки» (ил.18). Однако Кэссет все же экспериментирует с пастелью и отходит от привычного стиля, и создает пастели со смягченными линиями, минимальной штриховкой, и упор сделан не на детали, а на цвет. («Женщине в синей блузе с красным галстуком» (ил. 19). Отсутствие мелких деталей позволяет художнице сосредоточить внимание зрителя на лице модели, хотя оно кажется бледным в сравнении с ее яркой одеждой.
За очень редким исключением всю свою творческую жизнь Мэри Кэссет рисовала только женщин и детей. Не разрывая своих отношений и дружбы с импрессионистами, Кэссет все же стала отходить в сторону и выбирает в своем творчестве изображения простого, земного, человеческого. Ее интересует быт людей во всех его проявлениях. Персонажи приобретают еще большую реальность, естественность, как, например, девушки в картине «Чай или женщина, сидящая в кресле с чашкой в руках» в написанной немного позже картине с тем же названием. В работах этого периода подчеркивается цельность характеров и сосредоточенность персонажей, их настроение, состояние внутреннего переживания, эмоциональное настроение («Сад», «Лидия за станком для вышивания», «Молодая девушка у окна» и другие).
Особое внимание заказчиков было приковано к ее пастельным портретам детей, несмотря на то, что ее физическое здоровье не позволяло ей соблюдать ту четкость и ясность, предыдущих работ, ее талант все же был неоспорим и работы востребованы.
Заключение
История XIX века наполнена различными волнениями, возникновением тех или обществ, борющихся за свои права и отстаивая свое место и позиции в обществе. Ситуация, возникшая после Великой Французской Революцией и Промышленного переворота в Англии в предыдущие века, позволила человеку иначе взглянуть на свои социальные, экономические и политические права. Появление новых капиталистических отношений, возникновение мануфактур, упрощающих труд человека и пускающий множество вещей на поток, позволило обществу иначе взглянуть и на свое место в нем. В искусстве в это время, так же как и во всем мире, происходило переосмысление своего места и значения в рамках новой культуры. Как и в других переломных моментах в истории, во второй половине XIX века в искусстве встал вопрос о главенствующем направлении. В этот период укрепляет в Европе свои позиции академизм, который не мог отвечать той динамики и изменениям, которые происходили вокруг.
Возвращаясь к вопросу общественной ситуации в Европе и Америке конца XIX века, стоит отметить, что наряду с большим количеством обществ, отстаивающих свои права, одним из самых громких и революционных обществ стали феминистские движения, которые раз и навсегда изменили судьбу женщины и отношение к ней мужчин. Однако не только феминистические движения повлияли на изменение роли женщин в обществе, но и меняющаяся общественная жизнь XIX века. Изменение демографической ситуации спровоцировало освоения женщинами новых профессий и функций, что позволило обрести экономическую и правовую независимость. Особое внимание в этот период было уделено укреплению женских позиций в искусстве и теоретическому обоснованию женского искусство как такового. В это время была выведена новая методология изучения истории искусства, куда в мировой художественный процесс было включено женское творчество, которое в своей основе было причислено к «низшему» виду, ведь множество женщин проявляли себя в ручном творчестве, рукоделии, прикладном искусстве, что не получило своего развития, и было определено как бытовая обязанность. Однако эти умения развивали вкус и художественные способности, которыми были одарены не только мужчины, но и женщины. Любое увлечение женщиной живописи, литературы, скульптуры, воспринималось не всерьез и практически никогда не имело публичной огласки. Многие женщины, будучи прекрасными художницами, поэтессами, музыкантами не проявляли своих талантов на публике и оставались в тени семьи и мужей.
Со временем данная ситуация менялась в сторону публичного проявления творчества женщинами и получило свое отражение в эпоху импрессионизма.
Импрессионизм стал одним из революционных направлений в искусстве, выраженном в основном в живописи. Импрессионизм дал не только новое видение композиции и взаимоотношения цвета, света и тени, но стал толчком для дальнейшего появления абстрактного искусства. История развития импрессионизма сопровождалась множеством скандалов и неприязни творчества молодых художников академией искусств и жюри парижского Салона, который являлся практически единственным цензором во Франции. Многие отвергнутые ими художники объединялись в группы и организовывали свои выставки, где их никто не ограничивал в способе выражения себя на полотне. Однако эти выставки были доступны для всех, и импрессионистское направление с первых выставок было самым обсуждаемым явлением, сопровождающееся критикой и саркастическими заметками. Однако процесс становления новой техники письма было необратимо и имело множество сторонников и последователей. Такое пристальное внимание импрессионисты заслужили новым видением письма, основой которого стало изображение стремительного движения, запечатление сиюминутности, соотношение света и воздушного пространства относительно предмета. Их манера письма кардинально отличилась от классического письма, ведь здесь не учитывались законы композиции, а цвета наносились мелками мазками, не смешиваясь на палитре. Это создавало эффект присутствия света и создавало особую атмосферу полотен.
Несмотря на то, что существовали общие принципы письма импрессионистов, их сближала в большей степени борьба с академизмом, поэтому, рассматривая работы именитых представителей направления, мы видим, что каждый из них обладал своим уникальным художественным стилем в рамках импрессионизма. Также многие импрессионисты пользовались смешением разных стилей, сочетая опыт прошлого, в том числе и академического письма, и современного видения и метода живописи, что придавало импрессионизму все больше значения в мировом искусстве.
Импрессионизм был уникален не только тем, что изобрел новый метод письма, и перевернул представление о композиции в целом, но и тем, что свободно пускал в свое общество женщин, которые наравне с мужчинами привносили новые мысли и идеи, выставлялись в галереях, продавали картины и устраивали персональные выставки. Нужно заметить, что самые известные четыре представительницы импрессионизма были самостоятельными художницами и пришли в круг импрессионистов, после того, как были замечены знаменитыми его основателями. Каждая из художниц пришла к импрессионизму своим путем, но их объединяло стремление быть художником, стремление и тяга к освоению искусства живописи, а легкое восприятие нового стиля письма сблизило их с нашумевшими молодыми творцами XIX века.
Наше внимание привлекла одна из самых ярких представительниц импрессионизма – Мэри Кэссет. Американка по происхождению, она с детства стремилась к постижению нового и изучению живописи, ее неоспоримый талан и широкий кругозор, который она развивала с помощью путешествий по всему миру, придало ее стилю особенное женское искреннее дыхание. Начав свой путь с изучения классического письма, но, проявляя интерес к модерновым веяниям, она долго не могла определить свой путь. Но встреча с Дега, который стал ее учителем и другом, предопределила ее приверженность к импрессионизму.
Как и многие другие художники этого направления Кэссет искала свой стиль, в ее случае это было сочетание игры цвета, света и воздуха, письмо чистым цветом, особенный колоризм с выверенной композицией, и присутствием тонких линий, который многие импрессионисты старались избежать. Она пробовала себя в различных жанрах и техниках, где всегда прослеживалось ее особенная тонкость восприятия и минимальность деталей. Лишь несколько штрихов было достаточно для того, чтобы передать то психологичность и искренность, к которой тяготела художница.
Особое, и, пожалуй, главное место в ее творчестве занимала тема материнства, которая прослеживается на протяжении всего творчества Кэссет. Она изобразила все возможные взаимоотношения матери и ребенка, придав новое звучание, казалось бы, исчерпанной ранее темы. Помимо материнства Мэри Кэссет обратила свое внимание на образ женщины, как таковой, в котором всегда прослеживалась изящность и простая естественная красота. Женщин она изображала во всех жанрах и техниках, которые были ей доступны. В своих образах женщины она пыталась выразить достоинство и целомудренность, социальную значимость, выраженную в материнстве. Ее женщины представлены, как в простых бытовых ситуациях, занятыми своими делами, так и в пространстве театра или других общественных мест, где она вновь лишает своих героинь нарочитости и излишней яркость. Мягкость и тонкость живописи Кэссет проявлялась и в выборе тем и сюжетов, где не было кричащих и бунтарских мотивов. Как отмечают многие исследователи, Кэссет – художница, воспевающая материнство, но это слишком узкое определение ее творчества, скорее она воспевает женщину, как душу, личность, природу. Ее творчество стало прямым доказательством неоспоримого таланта женского искусства, которое привносит новое слово в мировую художественную культуру.
Импрессионизм открыл мировой художественной культуре не только новый способ письма, видения композиции, работу со светом и тенью, но и представил внутри своего направление женский взгляд на искусство. Женское искусство, представленное внутри импрессионизма, легко адаптировалось в рамках новых законов письма и смогло дать толчок к изучению и видению иного взгляда на живопись. Женщины импрессионизма привнесли в данное направление иной взгляд на мотивы и сюжеты, которые ранее в мировой культуре были представлены мужчинами: образ матери и дитя, материнство в целом, образ женского тела. Взгляд, которые предложили женщины-художницы, показывал иную характеристику женщины, воплощает ее безграничную заботу и любовь, идущую изнутри. За счет мягких красок, плавных мазков художницы открыли иной взгляд на бытовой жанр письма и придали ему особую значимость. Работы художниц-импрессионисток вызывают интерес и на сегодняшний день, что выражается в организации различных выставок, как внутри импрессионистского направления, так и персональные.
Список литературы
Аксенова, М. Импрессионизм. // Энциклопедия для детей. Аванта. Искусство. Том 7. Часть вторая. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков./ М. Аксенова – М.: Аванта, 1999.- 815 с.
Айвазова, С. К истории феминизма: учебное пособие /С.К.Айвазова - М.: Наука, 2009. - 115 с.
Антология гендерной исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. - 384с.
Байрамова, Л. Импрессионизм/ Л. Байрамова – М.: Белый город, 2008- 552 с.
Беляев, А. А. Импрессионизм // Эстетика. Словарь/ А.А.Беляев. – М.: Политиздат, 1989. – 315 с.
Бовуар, С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./С.Бовуар//Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. — М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с.
Бореев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/ Ю.Б. Бореев. — М.: Высш.шк., 2002.- 511 с.
Бродская, Н.В. Импрессионизм/ Н.В.Бродская. - СПб.: Аврора, 2002.- 254 стр, 269 ил.
Бычков, В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004 г. - 556 с.
Валерии Поль. Об искусстве/ Поль Валери// Авт-сост. А. Козовой. – М.: Искусство, 1976. -
Воллар, А. Ренуар/ А. Воллар// Пер. с фр. Н. Тырсы. – М.: Республика, 1995. - 255 с.
Воронихина, Л.Н. Франция // Государственный Эрмитаж – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. – 415 с.
Гидденс Энтони. Социология/ Энтони Гидденс//- М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
Дмитриева, Н. А. Искусство Франции XIX века/Н.А. Дмитриева // Краткая история искусств. Книга вторая – М.: Искусство, 1996. - 513 с.
Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В.Ильина// 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.— 368 с.
Калитина, Н. Н. Искусство начала XX века/ Н.Н. Калитина// Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX вв. – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. – 396 с.
Калитина, Н. Н. Искусство последней трети XIX века/ Н.Н.Калитина// Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. – 302 с.
Креспель Жан-Поль. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883/ Жан-Поль Креспель// - М.: Молодая гвардия, 1999.- 300 с.
Кривцун, О.А. Эстетика: Учебник/ О.А.Кривцун//- М.: Аспект Пресс, 2000.- 434 с.
Кузьмин, М. Т., Мальцева, Н. Л. Франция. Последняя треть XIX века/ Т.М. Кузьмин, Н.Л.Мальцева// История зарубежного искусства. Учебник для средних художественных учебных заведений. – М.: Искусство, 1980. – 429 с.
Никитина, И. П. Эстетика: уч.пособие/ И.П.Никитина.– М.: Высш. шк., 2008. – 767 с.
Основы этических знаний. – 2-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. М.Н. Росенко. – СПб.: Лань, 2002. – 224 с.
Панфилов, А. Художественная галерея/ А.Панфилов// Полное собрание работ всемирно известных художников. К.Моне. – М.: Издательский дом «Бурда». – 2004. - №1. - 31 с.
Панфилов, А. Художественная галерея / А.Панфилов// Полное собрание работ всемирно известных художников. О. Ренуар. – М.: Издательский дом «Бурда».- 2004.- №3. - 31 с.
Патен, С. Клод Моне /С.Патен// Пер. с фр. – М.: Астрель, 2002. - 176 с.
Пахоменко, И. Т., Радугин А. А. Западноевропейская культура XIX века. Эволюция импрессионизма/ И.Т.Пахоменко, А.А.Радугин // История мировой и отечественной культуры. – М.: изд-во Центр, 2002, С. 206-211.
Перрюшо, А. Жизнь Ренуара /А.Перрюшо// Пер. с фр. С. А. Тархановой и Ю. А. Яхиной.– Киев: «Мыстэцтво», 1991.- 314 с.
Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец// – М.: Олма-пресс, 2002. - 320 с., ил.
Прохоров, А. М. Импрессионизм / А.М. Прохоров// Большая советская энциклопедия. Том 10 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974. - 532 с.
Прохоров, А. М. Моне, Клод/ А.М. Прохоров// Большая советская энциклопедия. Том 16 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974. – 967 с.
Прохоров, А. М. Ренуар, Огюст / А.М. Прохоров// Большая советская энциклопедия. Том 22 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974, - С. 30.
Ревалд, Д. История импрессионизма / Д.Ревальд - М.: Республика, 1999. - 415 с.
Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой/ О. Рейтерсверд// Пер. с швед. Ф. Б. Шаргородская – М.: Искусство, 1974.- 300 с.
Рейтерсверд, О. Клод Моне / О. Рейтерсверд// Сокр. Пер. с швед. Ф. Б. Шаргородская – М.: «Прогресс», 1965 - 160 с.
Сальви, Франческо. Импрессионисты: истоки современной живописи: музеи и галереи / Франческо Сальви . – Москва : Росмэн, 1998. - 64 с.
Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп; Изд-во АСТ, 1999. – 816 с.
Тайандье, И. Клод Моне/ И.Тайандье//Пер. с нем. Б. И. Залеская – М.: Слово-ART, 1995, - 96 с.
Темкина, А. Женское движение как общественное движение: история и теория.. тетради/А.Темкина// Под ред. Клецина А. - СПб: филиал ИС РАН, 1997 (вып. 1). - 198 с.
Фридан, Б. Загадка женственности/ Б.Фридан – М.: Прогресс; Литера, 1993.- 496 с.
Фрумкина, Р. Ясное и отвлеченное обаяние Берты Моризо/ Р.Фрумкина//Троицкий вариант – наука. – М. – апрель 2014. - № 152. – С.14
Хилл, Ян Баррас. Импрессионизм : новые пути в искусстве / Я. Б. Хилл // пер., ред. В. Н. Тяжелов. - Москва : Арт-Родник, 1998.- 200 с.
Энциклопедия импрессионизма/ Под ред. М. и А. Серюлля. Пер. с фр. - М.: Республика, 2005. - 295 с.
Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Интернет-ресурсы
Блок В.В. Сопереживание и сотворчество [Электронный ресурс] — Блок В.В. - Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor25.html
Импрессионизм [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.impressionism.ru
Импрессионизм в женском исполнении [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html
Импрессионизм. История возникновения импрессионизма [Электронный ресурс]: Электрон.журн. – Режим доступа к журн.: http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_iskusstva/impressionizm/10-1-0-4236
Мэри Кэссет Жизнь и творчество [Электронный ресурс]: Электрон.журнал. – Режим доступа к журн.: http://impressionnisme.ru/meri-kassat-zhizn-i-tvorchestvo/
Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. Экспрессионизм. Драма личности [Электронный ресурс] — В.С. Турчин — Режим доступа: http://20century-art.ru/books/po_labirintam_avangarda/ekspressionizm_drama_ li4nosti/3.html
Энциклопедия импрессионизма [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.impressi.org/3-impressionism-history/1-istoriya-vozniknoveniya-impressionizma.html

Список иллюстраций
Б.Моризо. У колыбели. 1872 г. М., х.. 56 х 46. Музей д’Орсэ, Париж.
Б.Моризо. Чтение. 1869-1870 гг. М., х.. 101 х 81,8. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
Б.Моризо. Сирень в Морекуре. 1874 г. М., х.. 61 х 50. Частная коллекция.
Б.Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881 г. М., х.. Музей Мармотан, Париж.
Б.Моризо. Пудрящаяся молодая женщина. 1877 г. М., х.. 39 х 46.
М. Кэссет. Мандолинистка. 1872 г. М., х. 91,44 x 73,66. Частная коллекция.
М. Кэссет. Испанская танцовщица в кружевной мантилье. 1873 г. Х.,м. 50,16 x 67,94. Смитсоновский институт, Национальный музей американского искусства, Вашингтон.
М. Кэссет. В омнибусе. 1890-1891 гг. Гравировка сухой иглой и акватинтой. Национальная галерея искусств, Вашингтон.
М. Кэссет. Письмо. 1890-1891 гг. Гравировка сухой иглой и акватинтой. Библиотека конгресса США. Вашингтон.
М. Кэссет. Женщины, любующиеся ребенком. 1897 г. Пастель. Институт искусств, Детройт, Мичиган, США.
М. Кэссет. Мать и дитя. 1893 г. Бумага, пастель. 81 х 65. ГМИИ им.А.С.Пушкина, Москва.
М. Кэссет. Женщина и ребенок в повозке. 1881 г. Х., м.. Филадельфийский музей искусств.
М. Кэссет. Леди за чайным столиком. 1883 г. Х., м.. 74 х 61. Метрополитен-музей, Нью-Йорк.
М. Кэссет. На балконе во время карнавала. 1873 г. Х., м.. Филадельфийский музей искусств.
М. Кэссет. В театре (Женщина в ложе). 1879-1880 гг. Пастель, бумага. Музей искусств Нельсона-Аткинса, Канзас, Миссури.
М. Кэссет. В театре. 1879 г. Х., м.. Частная коллекция.
М. Кэссет. Прическа. 1882 г. Графика.
М. Кэссет. Длинные перчатки. 1889 г. Пастель. Частная коллекция.
М. Кэссет. Женщина в синей блузе и красном галстуке. 1895 г.
М. Кэссет. Читающая женщина. 1876 г. Х., м.. Музей изящных искусств, Бостон.







Приложение 1. Альбом иллюстраций
Иллюстрация 1.


Б.Моризо. У колыбели. 1872 г.
Иллюстрация 2.
Б.Моризо. Чтение. 1869-1870 гг.

Б.Моризо. Чтение. 1869-1870 гг.

Иллюстрация 3.


Б.Моризо. Сирень в Морекуре. 1874 г.













Иллюстрация 4.

Б.Моризо. Эжен Мане с дочерью в Буживале. 1881 г.














Иллюстрация 5.


Б.Моризо. Пудрящаяся молодая женщина. 1877 г.
Иллюстрация 6.
М. Кэссет. Мандолинистка. 1872 г.










Иллюстрация 7.
М. Кэссет. Испанская танцовщица в кружевной мантилье. 1873 г.

Иллюстрация 8.
М. Кэссет. В омнибусе. 1890-1891 гг.




Иллюстрация 9.
М.Кэссет. Письмо. 1890-1891 гг.

Иллюстрация 10.

М.Кэссет. Женщины, любующиеся ребенком. 1897 г.

Иллюстрация 11.
М. Кэссет. Мать и дитя. 1893 г.



Иллюстрация 12.

М.Кэссет. Женщина и ребенок в повозке. 1881 г.

Иллюстрация 13.
М.Кэссет. Леди за чайным столиком. 1883 г.


Иллюстрация 14.

М.Кэссет. На балконе во время карнавала. 1873 г





Иллюстрация 15.
М.Кэссет. В театре (Женщина в ложе). 1879-1880 гг



Иллюстрация 16.
М. Кэссет. В театре. 1879 г.




Иллюстрация 17.


М. Кэссет. Прическа. 1882 г.

Иллюстрация 18.

М. Кэссет. Длинные перчатки. 1889 г.


Иллюстрация 19.

М. Кэссет. Женщина в синей блузе и красном галстуке. 1895 г.




Иллюстрация 20.
М. Кэссет. Читающая женщина. 1876 г.

Блок В.В. Сопереживание и сотворчество [Электронный ресурс] — Блок В.В. - Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor25.html
Дмитриева, Н. А. Искусство Франции XIX века/Н.А. Дмитриева // Краткая история искусств. Книга вторая – М.: Искусство, 1996. - 513 с.
Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В.Ильина// 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.— 368 с.
Темкина, А. Женское движение как общественное движение: история и теория.. тетради/А.Темкина// Под ред. Клецина А. - СПб: филиал ИС РАН, 1997 (вып. 1). - 198 с.
Антология гендерной исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. - 384с.
Креспель Жан-Поль. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883/ Жан-Поль Креспель// - М.: Молодая гвардия, 1999.- 300 с.
Перрюшо, А. Жизнь Ренуара /А.Перрюшо// Пер. с фр. С. А. Тархановой и Ю. А. Яхиной.– Киев: «Мыстэцтво», 1991.- 314 с.
Прохоров, А. М. Импрессионизм / А.М. Прохоров// Большая советская энциклопедия. Том 10 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974. - 532 с.
Хилл, Ян Баррас. Импрессионизм : новые пути в искусстве / Я. Б. Хилл // пер., ред. В. Н. Тяжелов. - Москва : Арт-Родник, 1998.- 200 с.
Темкина, А.  Женское движение  как  общественное движение:  история и теория... тетради/А. Темкина// Под ред. Клецина А. - СПб: филиал ИС РАН, 1997 (вып. 1).- С.41-75
Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В.Ильина// 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.— С.115

Цит по.: Антология гендерной исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. - С.117
Антология гендерной исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. - С.115
Темкина, А.  Женское движение  как  общественное движение:  история и теория... тетради/А. Темкина// Под ред. Клецина А. - СПб: филиал ИС РАН, 1997 (вып. 1).- С.41-75
Темкина, А.  Женское движение  как  общественное движение:  история и теория... тетради/А. Темкина// Под ред. Клецина А. - СПб: филиал ИС РАН, 1997 (вып. 1).- С.84



Дмитриева, Н. А. Искусство Франции XIX века/ Н.А. Дмитриева // Краткая история искусств. Книга вторая – М.: Искусство, 1996. - С. 101
Дмитриева, Н. А. Искусство Франции XIX века/ Н.А. Дмитриева // Краткая история искусств. Книга вторая – М.: Искусство, 1996. - С. 105.

Калитина, Н. Н. Искусство последней трети XIX века/ Н.Н.Калитина// Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. – С.83

Калитина, Н. Н. Искусство последней трети XIX века/ Н.Н.Калитина// Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. – С.86-88
Импрессионизм [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.impressionism.ru
Бродская, Н.В. Импрессионизм/ Н.В.Бродская. - СПб.: Аврора, 2002.- С. 54
Импрессионизм [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.impressionism.ru
Энциклопедия импрессионизма/ Под ред. М. и А. Серюлля// Пер. с фр. - М.:Республика, 2005. – С.134
Энциклопедия импрессионизма/ Под ред. М. и А. Серюлля// Пер. с фр. - М.:Республика, 2005. - С. 148
Энциклопедия импрессионизма/ Под ред. М. и А. Серюлля// Пер. с фр. - М.:Республика, 2005. - С. 195
Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой/ О.Рейтерсверд// Пер. с швед. Ф. Б. Шаргородская – М.: Искусство, 1974. - С.115
Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец – М.: Олма-пресс, 2002. – С. 118
Импрессионизм [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.impressionism.ru
Прохоров А. М. Импрессионизм // Большая советская энциклопедия. Том 10 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974, С. 162-264.
Прохоров А. М. Импрессионизм // Большая советская энциклопедия. Том 10 – М.: изд-во «Со-ветская энциклопедия», 1974, С. 162-264.
Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец – М.: Олма-пресс, 2002. – С. 183

Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец – М.: Олма-пресс, 2002. – С. 205
Фрумкина, Р. Ясное и отвлеченное обаяние Берты Моризо/ Р.Фрумкина//Троицкий вариант – наука. – М. – апрель 2014. - № 152. – С.14
Цит. по.: Валери Поль. Об искусстве/ Поль Валери // Авт.-сост. А. Козовой. – М.: Искусство, 1976. – С.174
Импрессионизм в женском исполнении [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html

Цит. по.: Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец – М.: Олма-пресс, 2002. – С. 196
Энциклопедия импрессионизма [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.impressi.org/3-impressionism-history/1-istoriya-vozniknoveniya-impressionizma.html

Энциклопедия импрессионизма. Под ред. М. и А. Серюлля. Пер. с фр. - М.:Республика, 2005. – С.112-115

Импрессионизм в женском исполнении [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html

Энциклопедия импрессионизма. Под ред. М. и А. Серюлля. Пер. с фр. - М.:Республика, 2005. – С.113 .
Импрессионизм в женском исполнении [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html
Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец – М.: Олма-пресс, 2002. – С. 197
Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой/ О. Рейтерсверд// Пер. с швед. Ф. Б. Шаргородская – М.: Искусство, 1974. – С.210 

Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец – М.: Олма-пресс, 2002. – С. 196

Мэри Кэссет Жизнь и творчество. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://impressionnisme.ru/meri-kassat-zhizn-i-tvorchestvo/






















13











107

Список литературы
7. Аксенова, М. Импрессионизм. // Энциклопедия для детей. Аванта. Искусство. Том 7. Часть вторая. Архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство XVII-XX веков./ М. Аксенова – М.: Аванта, 1999.- 815 с.
8. Айвазова, С. К истории феминизма: учебное пособие /С.К.Айвазова - М.: Наука, 2009. - 115 с.
9. Антология гендерной исследований. Сб. пер. /Сост. и комментарии Е. А. Гаповой, А.Р. Усмановой. – Мн.: Пропилеи, 2000. - 384с.
10. Байрамова, Л. Импрессионизм/ Л. Байрамова – М.: Белый город, 2008- 552 с.
11. Беляев, А. А. Импрессионизм // Эстетика. Словарь/ А.А.Беляев. – М.: Политиздат, 1989. – 315 с.
12. Бовуар, С. де. Второй пол. Т. 1 и 2: Пер. с франц./С.Бовуар//Общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой. — М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832с.
13. Бореев, Ю.Б. Эстетика: Учебник/ Ю.Б. Бореев. — М.: Высш.шк., 2002.- 511 с.
14. Бродская, Н.В. Импрессионизм/ Н.В.Бродская. - СПб.: Аврора, 2002.- 254 стр, 269 ил.
15. Бычков, В.В. Эстетика: Учебник. — М.: Гардарики, 2004 г. - 556 с.
16. Валерии Поль. Об искусстве/ Поль Валери// Авт-сост. А. Козовой. – М.: Искусство, 1976. -
17. Воллар, А. Ренуар/ А. Воллар// Пер. с фр. Н. Тырсы. – М.: Республика, 1995. - 255 с.
18. Воронихина, Л.Н. Франция // Государственный Эрмитаж – Л.: Искусство. Ленинградское отделение, 1983. – 415 с.
19. Гидденс Энтони. Социология/ Энтони Гидденс//- М.: Эдиториал УРСС, 1999. - 704 с.
20. Дмитриева, Н. А. Искусство Франции XIX века/Н.А. Дмитриева // Краткая история искусств. Книга вторая – М.: Искусство, 1996. - 513 с.
21. Ильина, Т.В. История искусств. Западноевропейское искусство / Т.В.Ильина// 3-е изд., перераб. и доп.—М.: Высш. шк., 2000.— 368 с.
22. Калитина, Н. Н. Искусство начала XX века/ Н.Н. Калитина// Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX вв. – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. – 396 с.
23. Калитина, Н. Н. Искусство последней трети XIX века/ Н.Н.Калитина// Французское изобразительное искусство конца XVIII-XX веков – Л.: изд-во Ленинградского университета, 1990. – 302 с.
24. Креспель Жан-Поль. Повседневная жизнь импрессионистов. 1863-1883/ Жан-Поль Креспель// - М.: Молодая гвардия, 1999.- 300 с.
25. Кривцун, О.А. Эстетика: Учебник/ О.А.Кривцун//- М.: Аспект Пресс, 2000.- 434 с.
26. Кузьмин, М. Т., Мальцева, Н. Л. Франция. Последняя треть XIX века/ Т.М. Кузьмин, Н.Л.Мальцева// История зарубежного искусства. Учебник для средних художественных учебных заведений. – М.: Искусство, 1980. – 429 с.
27. Никитина, И. П. Эстетика: уч.пособие/ И.П.Никитина.– М.: Высш. шк., 2008. – 767 с.
28. Основы этических знаний. – 2-е изд., испр. и доп. / Отв. ред. М.Н. Росенко. – СПб.: Лань, 2002. – 224 с.
29. Панфилов, А. Художественная галерея/ А.Панфилов// Полное собрание работ всемирно известных художников. К.Моне. – М.: Издательский дом «Бурда». – 2004. - №1. - 31 с.
30. Панфилов, А. Художественная галерея / А.Панфилов// Полное собрание работ всемирно известных художников. О. Ренуар. – М.: Издательский дом «Бурда».- 2004.- №3. - 31 с.
31. Патен, С. Клод Моне /С.Патен// Пер. с фр. – М.: Астрель, 2002. - 176 с.
32. Пахоменко, И. Т., Радугин А. А. Западноевропейская культура XIX века. Эволюция импрессионизма/ И.Т.Пахоменко, А.А.Радугин // История мировой и отечественной культуры. – М.: изд-во Центр, 2002, С. 206-211.
33. Перрюшо, А. Жизнь Ренуара /А.Перрюшо// Пер. с фр. С. А. Тархановой и Ю. А. Яхиной.– Киев: «Мыстэцтво», 1991.- 314 с.
34. Петровец, Т. Г. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Т.Г. Петровец// – М.: Олма-пресс, 2002. - 320 с., ил.
35. Прохоров, А. М. Импрессионизм / А.М. Прохоров// Большая советская энциклопедия. Том 10 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974. - 532 с.
36. Прохоров, А. М. Моне, Клод/ А.М. Прохоров// Большая советская энциклопедия. Том 16 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974. – 967 с.
37. Прохоров, А. М. Ренуар, Огюст / А.М. Прохоров// Большая советская энциклопедия. Том 22 – М.: изд-во «Советская энциклопедия», 1974, - С. 30.
38. Ревалд, Д. История импрессионизма / Д.Ревальд - М.: Республика, 1999. - 415 с.
39. Рейтерсверд, О. Импрессионисты перед публикой и критикой/ О. Рейтерсверд// Пер. с швед. Ф. Б. Шаргородская – М.: Искусство, 1974.- 300 с.
40. Рейтерсверд, О. Клод Моне / О. Рейтерсверд// Сокр. Пер. с швед. Ф. Б. Шаргородская – М.: «Прогресс», 1965 - 160 с.
41. Сальви, Франческо. Импрессионисты: истоки современной живописи: музеи и галереи / Франческо Сальви . – Москва : Росмэн, 1998. - 64 с.
42. Современный словарь-справочник по искусству / Науч. ред. и сост. А.А. Мелик-Пашаев. – М.: Олимп; Изд-во АСТ, 1999. – 816 с.
43. Тайандье, И. Клод Моне/ И.Тайандье//Пер. с нем. Б. И. Залеская – М.: Слово-ART, 1995, - 96 с.
44. Темкина, А. Женское движение как общественное движение: история и теория.. тетради/А.Темкина// Под ред. Клецина А. - СПб: филиал ИС РАН, 1997 (вып. 1). - 198 с.
45. Фридан, Б. Загадка женственности/ Б.Фридан – М.: Прогресс; Литера, 1993.- 496 с.
46. Фрумкина, Р. Ясное и отвлеченное обаяние Берты Моризо/ Р.Фрумкина//Троицкий вариант – наука. – М. – апрель 2014. - № 152. – С.14
47. Хилл, Ян Баррас. Импрессионизм : новые пути в искусстве / Я. Б. Хилл // пер., ред. В. Н. Тяжелов. - Москва : Арт-Родник, 1998.- 200 с.
48. Энциклопедия импрессионизма/ Под ред. М. и А. Серюлля. Пер. с фр. - М.: Республика, 2005. - 295 с.
49. Энциклопедия импрессионизма и постимпрессионизма/ Сост. Т.Г. Петровец. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2000. -320 с.: ил.

Интернет-ресурсы
50. Блок В.В. Сопереживание и сотворчество [Электронный ресурс] — Блок В.В. - Режим доступа: http://www.aquarun.ru/psih/tvor/tvor25.html
51. Импрессионизм [Электронный ресурс] – Режим доступа: www.impressionism.ru
52. Импрессионизм в женском исполнении [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://artpages.org.ua/palitra/impressionizm-v-jenskom-ispolnenii.html
53. Импрессионизм. История возникновения импрессионизма [Электронный ресурс]: Электрон.журн. – Режим доступа к журн.: http://nik191-1.ucoz.ru/publ/istorija_sobytija_i_ljudi/istorija_iskusstva/impressionizm/10-1-0-4236
54. Мэри Кэссет Жизнь и творчество [Электронный ресурс]: Электрон.журнал. – Режим доступа к журн.: http://impressionnisme.ru/meri-kassat-zhizn-i-tvorchestvo/
55. Турчин В.С. По лабиринтам авангарда. Экспрессионизм. Драма личности [Электронный ресурс] — В.С. Турчин — Режим доступа: http://20century-art.ru/books/po_labirintam_avangarda/ekspressionizm_drama_ li4nosti/3.html
56. Энциклопедия импрессионизма [Электронный ресурс] – Режим доступа:http://www.impressi.org/3-impressionism-history/1-istoriya-vozniknoveniya-impressionizma.html