Психологическая природа табу
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 11 + 11 источников
- Добавлена 17.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Определение понятия «табу» в системе социальных норм 4
Глава 2. Психоаналитическая трактовка табу в работе З. Фрейда «Тотем и табу» 14
Заключение 20
Список литературы 22
Чтобы освободиться от эмоционального конфликта, живые приписывали свою враждебность мертвым, что превращало души тех в опасных демонов. Так был открыт один их механизмов «защиты Я» – проекция, приписывающая свои негативные свойства и чувства другим людям или их сообществам. Представление об этом механизме закрепилось в социальной психологии, с его помощью, скажем, объясняют национальные предрассудки и стереотипы.Как нам представляется, Фрейд придает особое значение сходству табу с навязчивыми действиями невротиков и оставляет без внимания существенный характер их различия. Дело в том, что запреты, налагаемые на себя душевнобольными, проистекают из их индивидуальных психических конфликтов и призваны ослабить остроту последних. Табу же имеют источником социальные запросы древнего племени и призваны укрепить их сплоченность. Они направлены, даже если основываются на суевериях, на решение практических задач и имеют вполне реальный смысл.По нашему разумению, главная идея второй части – признание амбивалентного отношения индивидов и их групп к запретным объектам и к силам, установившим эти запреты (к институтам власти, к ее лидерам), а также о сознательных и бессознательных компонентах такого отношения, – вполне приемлема. Однако она нуждается в дальнейшей проработке – в определении ее уровня и соотношении частей в различных культурах. Так, видимо, преобладание запретов (8 из 10) в заповедях Моисея свидетельствует о высокой амбивалентности и сравнительно низкой роли сознания в психической жизни древних евреев. А вытекающий из нее вывод о потенциальной опасности запретительства, порождающего психические конфликты и бессознательное сопротивление, спустя примерно полвека будет развит видным американским психологом Б. Скиннером, доказавшим гораздо меньшую эффективность наказаний для достижения желательного поведения по сравнению с поощрениями.Основное содержание третьей части – «Анимизм, магия и всесилие мыслей» – проистекает из того факта, что в предыдущей части автору нередко приходилось иметь дело с представлениями древних людей о душе. Соответственно здесь он анализирует анимизм – веру дикарей в существование души, духовных существ, первобытное мышление в целом, выявляя тем самым корни первобытной религии и мировоззрения вообще. Фрейд видит в анимизме начальный этап мифологического мировоззрения, за которым, согласно общепринятой тогда концепции (А. Сен-Симон, О. Конт), следует религиозное, а затем научное мировоззрение. На вопрос, что привело древних людей к вере в существование души, психоаналитик предлагает также вполне традиционный ответ: наблюдение за состоянием сна и смерти, стремление объяснить их и избежать ужаса собственной кончины. Но далее представления венского психолога становятся более оригинальными: он видит в этой вере проекцию своих психических свойств на предметы и силы внешнего мира или, другими словами, подобно детям, древние люди судят о непонятном им объективном мире по себе, по тому, что им вроде бы лучше известно.Для Фрейда анимизм является не только воззрением на мир, удовлетворяющим любознательность людей, он располагает еще и техникой по практическому овладению им в виде магии. Рассмотрев некоторые ее приемы, психоаналитик приходит к выводу: магические действия основаны на ошибочном мнении древних людей, что нет принципиальной разницы между порядком их мыслей и порядком природных объектов, а потому власть, которая у них есть над первыми, позволяет им властвовать над вторыми. На этом основании делается вполне логичный вывод: «принцип, господствующий в магии, в технике анимистического способа мышления, состоит во «всевластии мыслей». Сходная переоценка своих желаний и представлений свойственна также детям и невротикам.В заключительной части сочинения – «Возвращение тотемизма в детстве» – Фрейд стремится свести все сказанное ранее к некоей общей гипотезе. На этот раз в центре его внимания самые первые и важные, как он считает, запреты тотемизма – не убивать тотемное животное и избегать полового общения с членами своего тотема. Казалось бы, смысл этих установлений понятен: умерщвлять своего предка и покровителя не очень-то здорово. О причинах введения экзогамных ограничений мы уже говорили. Но Фрейд не был бы Фрейдом, если бы не попытался за этим незамысловатым объяснением найти какой-то необычный смысл.При его поиске венский психолог опять опирается на прокламируемое им сходство психики современного ребенка и взрослого дикаря. Он обращает внимание на то, что фобии животных у детей похожи на негативную сторону отношения первобытных людей к тотему. На основании проведенного незадолго до этого анализа (1909) он видит истоки этого невроза в переживаниях эдипова комплекса, образованного чувствами восхищения отцом (из-за его физического и интеллектуального превосходства) и страха перед ним, который возникает по той причине, что в возрасте 3 лет сексуальность мальчика находит свой объект в матери, а отец становится опасным конкурентом, способным покарать его за кровосмесительные желания. И ребенок жаждет его устранить. Чтобы освободиться от конфликта чувств, ребенок в некоторых случаях страх отца переносит на какое-то животное, что и образует фобию. На основании этого наблюдения Фрейд считает себя вправе поставить на место животного-тотема, которого дикари считают своим праотцом, мужчину-отца. И тут же делается неожиданный вывод: «Если тотемное животное – отец, то оба главных запрета тотемизма, оба предписания табу, составляющие его ядро, не убивать тотема и не использовать сексуально принадлежащую ему женщину, – по содержанию своему совпадают с двумя преступлениями Эдипа, убившего отца и взявшего в жены мать, и с двумя первичными желаниями ребенка, недостаточное вытеснение или пробуждение которых составляет, возможно, ядро всех неврозов».ЗаключениеВ научной литературе выделяется несколько научных концепций, объясняющих суть содержания, происхождения и функционирования табу:религиоведческая теория объясняет табу как запреты и «священные законы», которые связаны с верой в духовных существ (Э. Тэйлор и др.);магическая теория предполагает рассмотрение запретов как негативной формы практической магии, в отличие от позитивной формы магии – колдовства (Дж. Фрэзер и др.);психологическая теория дает понятию табу психоаналитическую трактовку, в рамках которой этот термин понимается как выражение амбивалентных отношений и состояний и подчеркивается роль табу как одного из первых механизмов цивилизации и формы первобытной морали (З. Фрейд и др.);антропологическая концепция, исследующая табу как форму социального контроля (Б.Малиновский и др.), а также различные комбинации и версии такого контроля (В.И. Овчаренко).Полинезийское слово «табу» сегодня означает систему запретов, для первобытных народов налагаемых на кого-либо, действие, слово, предмет т.д. нарушение которых должно неминуемо повлечь за собой самые страшные кары со стороны богов, духов, теней предков.З. Фрейд, обозначив основную проблему своего исследования – установление связи древних запретов с верованиями первобытных людей, приступает к более тщательному анализу природы табу, которое представляется ему родственным запретам (социальным, нравственным, религиозным), которым повинуемся и мы, современные люди. Первым делом психоаналитик обращает внимание на двоякий смысл полинезийского слова «табу», которое означает «святой», «почитаемый» и в то же время «нечистый», «опасный». Не удовлетворившись бытующими представлениями о табу, Фрейд предлагает взглянуть на него с позиций психологии бессознательного и констатируемого им сходства первобытных запретов с запретами, налагаемыми на себя больными неврозом навязчивости.Список литературыГубина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль : учебное пособие. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012. Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социальная антропология : учебник. – М.: Инфра-М, 2005.Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Высш. шк., 2004. Ковлер, А. И. Антропология права : учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2002.Ольдерогге, Д. А. Социальная организация народов Азии и Африки. – М.: Наука, 1975.Семенов, Ю. И. На заре человеческой истории. – М.: Мысль, 1989.Семенов, Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_123.html.Фрейд, З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. – СПб.: Алетейя, 1997. С. 52-53.Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1980.Черных, Е. П., Венгеров, А. Б. Структура нормативной системы в древних обществах // От доклассовых обществ к раннеклассовым. – М.: Наука, 1987. Эритье, Ф., Цирюльник, Б., Наури, А. и др. Инцест или кровосмешение. – М.: Кстати, 2000.
1) Губина, Н. В. Социология: норма, девиация, контроль : учебное пособие. – Нижнекамск: Нижнекамский химико-технологический институт (филиал) ФГБОУ ВПО «КНИТУ», 2012.
2) Добреньков, В. И., Кравченко, А. И. Социальная антропология : учебник. – М.: Инфра-М, 2005.
3) Кашанина, Т. В. Происхождение государства и права: Современные трактовки и новые подходы. – М.: Высш. шк., 2004.
4) Ковлер, А. И. Антропология права : учебник для вузов. — М.: Инфра-М, 2002.
5) Ольдерогге, Д. А. Социальная организация народов Азии и Африки. – М.: Наука, 1975.
6) Семенов, Ю. И. На заре человеческой истории. – М.: Мысль, 1989.
7) Семенов, Ю. Формы общественной воли в доклассовом обществе: табуитет, мораль и обычное право. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://scepsis.ru/library/id_123.html.
8) Фрейд, З. Тотем и табу: Психология первобытной культуры и религии. – СПб.: Алетейя, 1997. С. 52-53.
9) Фрэзер, Дж. Золотая ветвь. – М.: Политиздат, 1980.
10) Черных, Е. П., Венгеров, А. Б. Структура нормативной системы в древних обществах // От доклассовых обществ к раннеклассовым. – М.: Наука, 1987.
11) Эритье, Ф., Цирюльник, Б., Наури, А. и др. Инцест или кровосмешение. – М.: Кстати, 2000.
Вопрос-ответ:
Что такое табу?
Табу - это система социальных норм и запретов, которые запрещают определенные действия и предметы по религиозным, моральным или культурным причинам.
Как психоанализ связан с табу?
Психоанализ, основанный на работе З. Фрейда, рассматривает табу как выражение эмоциональных конфликтов и механизм защиты путем проекции негативных свойств и чувств на других людей или сообщества.
Почему люди приписывают свою враждебность мертвым?
Люди могут приписывать свою враждебность мертвым, чтобы освободиться от эмоционального конфликта. Это связано с механизмом защиты, называемым проекцией.
Как проекция влияет на развитие табу?
Проекция - это механизм защиты, при котором человек приписывает свои негативные свойства и чувства другим людям или сообществам. Это может привести к формированию табу, так как люди могут стараться избегать или запрещать то, что они приписывают каким-то негативным аспектам.
Какие психологические процессы лежат в основе табу?
Табу связано с психологическими процессами: проекцией - приписыванием собственных негативных свойств другим, компенсацией - компенсацией переживаемых душевных проблем и желаний через запрет, и механизмом защиты, который помогает справиться с эмоциональными конфликтами.
Как можно определить понятие табу в системе социальных норм?
Определение понятия табу в системе социальных норм может быть осуществлено через выделение запретных и неприемлемых действий, предметов или идей, которые определенное сообщество или культура считает недопустимыми.
Какую роль играют души умерших в психологических табу?
В психологических табу души умерших играют роль опасных демонов, так как живые люди приписывают свою враждебность мертвым, чтобы освободиться от эмоционального конфликта. Это один из механизмов защиты, называемый проекцией.
Как можно описать психоаналитическую трактовку табу?
Психоаналитическая трактовка табу основана на работе З. Фрейда "Тотем и табу". Фрейд представляет табу как способ подавления запретных желаний и инстинктов, которые могут привести к разрушению социального порядка.
Какие эмоциональные конфликты могут возникать при табу?
При табу могут возникать эмоциональные конфликты, связанные с подавленными желаниями и запретами. Люди могут испытывать смешанные чувства, страх или чувство вины, когда нарушают запрет или даже просто рассматривают запретный объект или идею.
Какие механизмы защиты используются в табу?
В табу может использоваться механизм защиты, называемый проекцией. Этот механизм заключается в приписывании своих негативных свойств и чувств другим людям или их сообществам. Таким образом, люди переносят свои враждебность и эмоциональный конфликт на других, чтобы справиться с ними.
Какое определение понятия "табу" в системе социальных норм?
Табу в системе социальных норм - это запрет, ограничение или заповедь, которые общество накладывает на определенные действия, предметы или темы. Табу может иметь сакральный или табуированный характер, и его нарушение может вызвать негативные реакции в обществе.
Как Фрейд трактовал психоаналитические аспекты табу в своей работе "Тотем и табу"?
В своей работе "Тотем и табу" Фрейд исследовал психоаналитическую природу табу. Он считал, что табу возникают из-за неконтролируемого желания убийства прародителя, которое переживают дети. Это желание вызывает в них сильный эмоциональный конфликт, и чтобы разрешить его, они создают запреты и ограничения в отношении того, что связано с этим желанием. Таким образом, табу являются механизмом защиты от нежелательных и опасных эмоций и действий.