ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ СОЦИАЛЬНОЙ ФИЛОСОФИИ
Заказать уникальную курсовую работу- 43 43 страницы
- 0 + 0 источников
- Добавлена 30.01.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
ГЛАВА 1. Предмет социальной философии 5
1.1 Общество как социальная форма движения материи и особенности его познания 5
1.2 Предмет социальной философии, ее место и роль в социально-гуманитарном знании 9
1.3 Факторы развития общества 12
1.4 Основные сферы жизни общества 15
ГЛАВА 2 Общество и природа 20
2.1 Взаимосвязь общества и природы как проблема социальной философии 20
2.2 Современные экологические и демографические проблемы, их причины и пути решения 23
ГЛАВА 3. Общественный прогресс и глобальные проблемы современности 27
3.1 Прогресс и регресс в развитии общества 27
3.2 Глобальные проблемы современности: причины, последствия, пути решения 30
3.3 Роль философии права в разрешении социальных задач 35
Заключение 38
Список литературы 42
Из-за этого в его труде снижаются физические и повышаются умственные нагрузки. Отсюда рост удельного веса высококвалифицированных кадров, стирание существенных различий между умственным и физическим трудом, между городом и деревней, рост образования и интеллигенции, сокращение рабочего дня и увеличение свободного времени. Все это способствует гармоническому развитию личности. Одновременно проявились и отрицательные последствия современного бурного научно-технического прогресса, которые фактически поставили человечество, как уже отмечалось выше, на грань выживания. Это, прежде всего, относится к глобальным проблемам современности.Впервые термин «глобальные проблемы введен в обращение благодаря деятельности Римского клуба, авторитетной международной организации, основанной в 1968 году. Весь тугой узел проблем, накопленный человечеством и ждущий своего решения, стал предметом новой отрасли научных знаний – глобалистики, преследующей своей целью осмыслить реалии проблем, заглянуть в обозримое будущее цивилизации.Отчетливо выделяются следующие группы глобальных проблем: первая из этих групп относится преимущественно к взаимодействию между государствами и группами государств (проблемы мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоления отсталости отдельных стран и регионов и т.п.); вторая рассматривает глобальные проблемы, связанные главным образом с отношениями между человеком и обществом (демографическая, образования и культуры, здравоохранения и т. д. ); третья изучает глобальные проблемы, существующие во взаимодействии общества и природы (проблемы научно-технического прогресса, экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая и т.д.). Современные глобальные исследования показывают, что, развивая техносферу, человечество теснит природу, анропогенное воздействие на биосферу становится губительным, прерываются естественные циклы возобновления природных ресурсов. Прежде всего это выразилось в небывало возросшей интенсивности воздействия человека на среду обитания, широком использовании природных ресурсов, дальнейшем изучении и освоении природы «вглубь»: открытии и промышленном внедрении новых элементов и процессов, ранее неизвестных законов и свойств природы. Стремительными темпами, при этом, возрастает загрязнение среды, нарушается равновесие между различными процессами в природе, происходят необратимые изменения в структуре окружающего мира. Кризисные явления в экологической сфере нашли свое отражение в деградации атмосферы, Мирового океана, рек и озер, обезлесивании и опустынивании, гибельных паводках и обширных пылевых бурях. Источником загрязнения стал даже космос. Первым ужасающим симптомом смертельной опасности, если не говорить о ядерных испытаниях и американских ядерных бомбардировках, сотворенной человечеством, стала чернобыльская катастрофа.Экологический кризис в биологическом плане означает разрушение сложившихся экосистем, вымирание живых организмов – растений и животных, снижение производительности природы, а также умножение страданий и гибель людей. Век НТР во многом по-новому ставит проблему здорового образа жизни, рассматривая здоровье человека не только как индивидуальное состояние, а как важнейшее слагаемое совокупного здоровья всегo общества.Эти обстоятельства закономерно породили в науке две основные группы концепций: экологического пессимизма и экологического оптимизма. Сущность теории экологического пессимизма (Шпенглер, Тойнби, Ясперс и др.) сводится к тому, что человек, бессознательно и слепо разрушая среду своего обитания (в особенности живую), неизбежно идет к своей гибели. Исходя из этого, в работах некоторых глобалистов-экологов, представителей движения «зелёных» содержатся призывы вернуться к примитивным формам жизнедеятельности – к охоте и собирательству, к ручному ремесленному труду, отказаться от достижений научно-технической революции, перейти к существованию за счет собственной биоэнергии и т.п. Представители экологической оптимистической концепции (Голдман, Наваки, Печчеи и многие другие) направляют свои усилия на поиски реальных способов преодоления экологических противоречий в сфере современных технологий.Экологический кризис тесно переплетается с другими глобальными проблемами современности. Например, в ряде регионов, прежде всего на Азиатском и Африканском континентах острее всего чувствуется нехватка питания, жилья, возможностей для образования и поддержания достойного уровня здравоохранения.Борьба с перенаселённостью, голодом, нищетой перестала носить только национальный или региональный характер, требуя объединенных усилий всего мирового сообщества.Взаимосвязь, масштабность и острота глобальных проблем ставят вопрос: способно ли человечество преодолеть или хотя бы ослабить их отрицательное воздействие на судьбы Земли? Учёные ведут речь о необходимости выработки и осуществления единой стратегии выживания человечества перед лицом глобальных противоречий. По мнению известного ученого П.Кууси, «видовая солидарность и сотрудничество», способные обеспечить выживание человечества, все более выглядят как альтернатива мировым бедствиям, угрожающим жизни на Земле. В этом направлении осуществляется деятельность многочисленных государственных и негосударственных организаций, объединяющихся для решения актуальных проблем, волнующих все человечество, располагающего огромным научным, материальным и кадровым потенциалом и практическими возможностями для разработки глобальной проблематики и поэтапной ее реализации.Совместными усилиями ученых многих стран определены на перспективу приоритетные направления в реализации общемировых проблем: в сфере безопасности покончить с гонкой вооружений, уменьшить или исключить военные конфликты; в сфере экологии и использования энергии – контроль за сохранением окружающей среды, рациональное качественное использование природных ресурсов, использование энергии на благо всему человечеству; в сфере обеспечения продовольствием – сокращение зон голода и его преодоление, пополнение мировых запасов продовольствия, создание мировой системы продовольствия; в сфере развития человека – ориентация на сдерживание безоглядного экономического роста, повышение качества жизни, удовлетворение на этой основе материальных и духовных потребностей людей.Бесспорно, решение глобальных проблем будет длительным и чрезвычайно противоречивым процессом, включающим в первую очередь осуществление огромного круга социально-экономических, политических и духовных вопросов, но оно также будет немыслимым без перехода к особому нравственно-психологическому состоянию людей, новому характеру человеческих взаимоотношений. По существу речь идет об утверждении на планете новой нравственности, способной обеспечить коэволюцию человека и биосферы и переход в качественно новую эпоху антропогенеза в человеческой истории.Вывод.Выделяют следующие группы глобальных проблем: первая из этих групп относится преимущественно к взаимодействию между государствами и группами государств (проблемы мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоления отсталости отдельных стран и регионов и т.п.); вторая рассматривает глобальные проблемы, связанные главным образом с отношениями между человеком и обществом (демографическая, образования и культуры, здравоохранения и т. д. ); третья изучает глобальные проблемы, существующие во взаимодействии общества и природы (проблемы научно-технического прогресса, экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая и т.д.).Совместными усилиями ученых многих стран определены на перспективу приоритетные направления в реализации общемировых проблем: в сфере безопасности покончить с гонкой вооружений, уменьшить или исключить военные конфликты; в сфере экологии и использования энергии – контроль за сохранением окружающей среды, рациональное качественное использование природных ресурсов, использование энергии на благо всему человечеству; в сфере обеспечения продовольствием – сокращение зон голода и его преодоление, пополнение мировых запасов продовольствия, создание мировой системы продовольствия; в сфере развития человека – ориентация на сдерживание безоглядного экономического роста, повышение качества жизни, удовлетворение на этой основе материальных и духовных потребностей людей.3.3 Роль философии права в разрешении социальных задачРанее, разбирая вопрос о сферах жизни общества, мы говорили о душевной сфере, в нее, составной частью входит правовое сознание, на котором в этом пункте мы остановимся наиболее подробно.Правосознание включает систему общеобязательных социальных правил, норм, установленных в ряде законов, и систему взглядов людей на право, оценку ими норм права и оценку поведения. Правовое сознание состоит из совокупность обязанностей и прав членов общества, идей, теорий, убеждений, понятий о неправомерности или наоборот, правомерности поступков, о должном, законном и обязательном в отношениях между людьми данного общества. Психологический аспект правосознания составляют чувства, эмоции, привычки людей в отношении правовых явлений. Индивидуальное правосознание относится к правовой культуре индивидуумов. Общественное же правосознание есть система правовой культуры общества. Они должны соответствовать (подходить) друг другу. Право должно базироваться на законе, выражающем интересы большинства членов общества.Право тесно связано с политикой и государством. А также, имеется неразрывная связь права и морали. Право несет в себе регулятивную функцию, как основу других (репрессивной, воспитательной и т.д.).Правовое сознание является предметом изучения философии права.«Формирование и развитие философии права как особой самодостаточной научной дисциплины,– отмечает видный современный юрист С. С. Алексеев,– не есть продукт неких умозрительных логических операций за письменным столом по соединению фрагментов философии и правоведения. Это – обусловленная самой логикой жизни и рассматриваемых областей знания интеграция философских идей и данных правоведения. Поскольку право – область практической жизни людей, философскоправовые разработки лишь тогда обретают необходимую содержательность и теоретическую весомость, когда они органически увязываются с «живым» правовым материалом, становятся прямым результатом его творческого осмысления. Философские основы в рассматриваемой дисциплине должны получать продолжение и в итоге образовывать материал целостной науки на основе данных, непосредственно вытекающих из существующей правовой культуры, самой развивающейся правовой материи – законодательства, общественнополитической и правовой практики его применения. Стало быть, философия права – не только идеи, но и реальная правовая жизнь, через которую (жизнь права) философскоправовые идеи не просто уточняются, корректируются, а формируются». Вывод. Право выполняет функцию регулятора отношений между людьми в обществе. ЗаключениеВ курсовой работе мы уделили внимание основным проблемам и направлениям социальной философии. В заключении мы можем сделать основные выводы на основании нашего теоретического исследования.Точные, объективные методы, применяемые в естественных науках, абсолютно неприменимы в социальном познании в обществе действуют свои законы. Но, между обществознанием и естествознанием нет непроходимой пропасти. Нет никакой принципиальной разницы и между логической структурой естествознания и обществоведения. Приемы, методы, средства и формы познания объективного мира, применяемые в науках о природе, полностью применимы и к изучению общества и его истории. Познаваемость явлений общественной жизни, как и природы, не только доказана теоретически, но и проверена практикой. В общественной жизни, как и в природе, действуют объективные законы развития. Общественные науки могут предсказать лишь общее, и основное направление движения, а не конкретные и индивидуальные формы проявления закономерности. В современном обществе возможности научного познания общественных явлений возрастают.Предметом социальной философии является изучение общества как целостности. Социальную философию можно определить как теоретическую систему знаний об обществе как целостной системе. Методологическая функция социальной философии выступает в качестве основной в ее отношениях с другими общественными науками. Мировоззренческая функция - уяснение общих законов существования общества и его истории, места и роли в системе материального мира. Социальная философия выполняет также объяснительнуюи прогностическую функции.Существует множество факторов (или движущих сил), которые обуславливают изменения в обществе. В разных концепциях на первое место выдвигается тот или иной фактор (духовная основа, сублимация инстинктов, соотношением массы и меньшинства, демографический, экономический, географический, технологический детерминизм), но, безусловно, что все они действует едино и взаимосвязано для обеспечения изменений в социальной среде, жизни общества.Выделяют четыре основные сферы жизни общества: материально производственная сфера; социальная сфера; политическая сфера и духовная сфера (включающая религиозное сознание; философию; нравственное сознание; искусство; идеологию; правовое сознание; научно-рационалистическое сознание).Понятие природы употребляется в социальной философии в двух основных смыслах – широком и узком. В широком смысле – это весь материальный мир в многообразии его форм. В таком понимании природа включает в себя и общество. В узком смысле – это совокупность материальных систем живой и неживой природы, которая является условием существования и развития общества и относительно ему противостоит. Общество возникло из природы в результате ее длительной эволюции.Человек и общество взаимодействуют, прежде всего, с той частью природы, которая вовлечена непосредственно в процесс человеческой жизнедеятельности.Взаимодействуя с географической средой, общество в большей или меньшей степени изменяет, преобразует ее, приспосабливая к своим потребностям, создавая тем самым так называемую вторую, «очеловеченную» природу.Характер и темпы воздействия человека на природу обусловливаются уровнем развития производительных сил, состоянием науки и техники. Географическая среда, демографические факторы не являются решающими для развития общества. Вмешательство человека в природу зачастую приводит к нарушению естественного равновесия и к тем необратимым изменениям в природной среде, которые отрицательно сказываются и на обществе, и на каждом человеке.Понятие прогресса дает идеальную меру для оценки хода истории. Число «теорий» прогресса невероятно возросло. Несмотря на растущее число теорий, можно выделить два основных направления: сциентистское и аксиологическое. В отношении общества следует применять, комплексный критерий прогресса.одним из критериев общественного прогресса является увеличение в обществе счастья и добра, благодаря уменьшению зла и страдания. Выделяют семь критериев обеспечивающих прогресс в обществе. Прогресс всегда связан с регрессом.Одной из форм прогресса является восходящеволновое развитие.Выделяют следующие группы глобальных проблем: первая из этих групп относится преимущественно к взаимодействию между государствами и группами государств (проблемы мира и разоружения, мирового социального и экономического развития, преодоления отсталости отдельных стран и регионов и т.п.); вторая рассматривает глобальные проблемы, связанные главным образом с отношениями между человеком и обществом (демографическая, образования и культуры, здравоохранения и т. д. ); третья изучает глобальные проблемы, существующие во взаимодействии общества и природы (проблемы научно-технического прогресса, экологическая, продовольственная, энергетическая, сырьевая и т.д.).Совместными усилиями ученых многих стран определены на перспективу приоритетные направления в реализации общемировых проблем: в сфере безопасности покончить с гонкой вооружений, уменьшить или исключить военные конфликты; в сфере экологии и использования энергии – контроль за сохранением окружающей среды, рациональное качественное использование природных ресурсов, использование энергии на благо всему человечеству; в сфере обеспечения продовольствием – сокращение зон голода и его преодоление, пополнение мировых запасов продовольствия, создание мировой системы продовольствия; в сфере развития человека – ориентация на сдерживание безоглядного экономического роста, повышение качества жизни, удовлетворение на этой основе материальных и духовных потребностей людей.Право выполняет функцию регулятора отношений между людьми в обществеСоциальная философия представляет собой науку, основывающуюся на философском подходе к обществу. Она является частью, одним из разделов философии. Социальная философия является междисциплинарной дисциплиной.Предметом социальной философии является общество, во взаимодействии всех его сторон. Социальная философия объясняет и рассматривает многообразные общественные процессы и явления на макроуровне.Общество – это одна из форм движения материи – высшая ее форма. Общество является целостной открытой системой, подверженной воздействиям из вне. Главный ее компонент – человек. Основные проблемы и направления социальной философии центрированы на индивиде, обеспечении лучшей его жизни. В рамках социальной философии, на каждую проблему имеются разные подходы и точки зрения. Она разбирает вопросы о факторах развития общества, основных сфер его жизни, ценностей, культуры, философии техники, человеке во множестве его проявлений и вопросы о прогрессе и регрессе в социальном обществе.Список литературыАлексеев П. В., Социальная философия. Учебное пособие. ТК Велби., 2004.Барулин В. С. Социальная философия. М., 2000.Байлук В. В. Социальный детерминизм: категориальный анализ. – Томск, 1983.Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993.Гобозов А. Философия политики. М., 2002.ГобозовИ.А. Социальнаяфилософия: учебный словарь. – М., 2008.Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.Гринин Л. Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. Ч. 1-3. – Волгоград, 1995–1996.Гумилев Л. Н.Этносфера: история людей и история природы. – М., 1993.Гуревич П.С. Человек. – М., 1995.Давидович В. Е. В зеркале философии. – Ростов н/Д., 1997.Делокаров К. X., Подзигун И. М. Глобализация и социально философская мысль // Глобализация и философия. М., 2001.Диалог цивилизаций: Восток – Запад. // Вопросы философии. – 1999. – № 6.Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., 2002.Жюлиа Д. Философский словарь. М., 2000.Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно экологическая цивилизация. Барнаул, 2001.ИвановЕ.А. Социальная философия для юристов. – М., 2007.ИльинВ.В. Философия: В 2т. Т.2: Социальная философия. Философская антропология. Аксиология. Философия истории. – Р.н/Д, 2006.Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.МарченяП.П. Современные подходы к изучению масс и массового сознания в истории: тенденции и результаты // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 3 (Электрон.ресурс: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/03/22.pdf).Момджян К. X. Введение в социальную философию. М., 1997.Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2010.Общество и человек: пути самоопределения. – СПб., 1994.Основы современной философии / Под ред. Ю. Н. Солонина и др. СПб., 2001.Проблема закона в общественных науках. – М., 1989.Родчанин Е. Г. Философия для технических вузов. Исторический и систематический курс: Учебный курс. – М.; Ростов н/Д, 2004. – 398 с. Социальная философия. – Б-ка научно-просветительского журнала «Скепсис» [Электрон.ресурс]: http://www.scepsis.ru/tags/id_99.htmlСоциальная философия. – Виртуальная б-ка [Электрон.ресурс]: http://piglos.ru/dir/5Солонин Ю. Н. Культура и духовный мир человека // Основы современной философии. СПб., 2001.Философия глобальных проблем. – М., 1998.Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 15.Хрестоматияпофилософии: учеб. пособие /Сост. П.В.Алексеев. – М.: Проспект, 2011.Человек в системе социальных связей // Основы современной философии. СПб., 2001.Человеческое общество. Современный мир. – М., 1994.Чумаков Л. Н. Глобалистика. // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000.Чумаков А. И. Философия глобальных проблем. – М., 1994.
1. Алексеев П. В., Социальная философия. Учебное пособие. ТК Велби., 2004.
2. Барулин В. С. Социальная философия. М., 2000.
3. Байлук В. В. Социальный детерминизм: категориальный анализ. – Томск, 1983.
4. Бердяев Н. А. О назначении человека. – М., 1993.
5. Гобозов А. Философия политики. М., 2002.
6. ГобозовИ.А. Социальнаяфилософия: учебный словарь. – М., 2008.
7. Глобальные проблемы и общечеловеческие ценности. – М., 1990.
8. Гринин Л. Е. Философия и социология истории: некоторые закономерности истории человечества. Ч. 1-3. – Волгоград, 1995–1996.
9. Гумилев Л. Н.Этносфера: история людей и история природы. – М., 1993.
10. Гуревич П.С. Человек. – М., 1995.
11. Давидович В. Е. В зеркале философии. – Ростов н/Д., 1997.
12. Делокаров К. X., Подзигун И. М. Глобализация и социально философская мысль // Глобализация и философия. М., 2001.
13. Диалог цивилизаций: Восток – Запад. // Вопросы философии. – 1999. – № 6.
14. Дьюи Д. Общество и его проблемы. М., 2002.
15. Жюлиа Д. Философский словарь. М., 2000.
16. Иванов А. В., Фотиева И. В., Шишин М. Ю. Духовно экологическая цивилизация. Барнаул, 2001.
17. ИвановЕ.А. Социальная философия для юристов. – М., 2007.
18. ИльинВ.В. Философия: В 2т. Т.2: Социальная философия. Философская антропология. Аксиология. Философия истории. – Р.н/Д, 2006.
19. Кемеров В. Е. Введение в социальную философию. – М., 1996.
20. МарченяП.П. Современные подходы к изучению масс и массового сознания в истории: тенденции и результаты // Современные исследования социальных проблем. – 2010. – № 3 (Электрон.ресурс: http://sisp.nkras.ru/e-ru/issues/2010/03/22.pdf).
21. Момджян К. X. Введение в социальную философию. М., 1997.
22. Новая философская энциклопедия: В 4 т. – М., 2010.
23. Общество и человек: пути самоопределения. – СПб., 1994.
24. Основы современной философии / Под ред. Ю. Н. Солонина и др. СПб., 2001.
25. Проблема закона в общественных науках. – М., 1989.
26. Родчанин Е. Г. Философия для технических вузов. Исторический и систематический курс: Учебный курс. – М.; Ростов н/Д, 2004. – 398 с.
27. Социальная философия. – Б-ка научно-просветительского журнала «Скепсис» [Электрон.ресурс]: http://www.scepsis.ru/tags/id_99.html
28. Социальная философия. – Виртуальная б-ка [Электрон.ресурс]: http://piglos.ru/dir/5
29. Солонин Ю. Н. Культура и духовный мир человека // Основы современной философии. СПб., 2001.
30. Философия глобальных проблем. – М., 1998.
31. Франк С. Л. Духовные основы общества. М., 1992. С. 15.
32. Хрестоматияпофилософии: учеб. пособие /Сост. П.В.Алексеев. – М.: Проспект, 2011.
33. Человек в системе социальных связей // Основы современной философии. СПб., 2001.
34. Человеческое общество. Современный мир. – М., 1994.
35. Чумаков Л. Н. Глобалистика. // Новая философская энциклопедия. В 4 т. М., 2000.
36. Чумаков А. И. Философия глобальных проблем. – М., 1994.
Вопрос-ответ:
Чем занимается социальная философия?
Социальная философия изучает и анализирует основные проблемы общества, его структуру, отношения между людьми, причины и механизмы социальных изменений. Она исследует влияние социальных, экономических, политических и культурных факторов на формирование общества и развитие человеческой цивилизации.
Какие факторы влияют на развитие общества?
Факторы развития общества включают экономический, политический, социокультурный, технологический и экологический аспекты. Экономический фактор определяется производственными отношениями, формой собственности и системой распределения благ. Политический фактор связан с управленческими структурами, законами и политическими процессами. Социокультурный фактор охватывает нормы, ценности, образование и средства массовой коммуникации. Технологический фактор определяется научно-техническим прогрессом, инновациями и средствами производства. Экологический фактор связан с взаимодействием общества и природы, включая использование ресурсов и охрану окружающей среды.
Каково место и роль социальной философии в социально-гуманитарном знании?
Социальная философия занимает важное место в социально-гуманитарном знании, так как она сосредоточена на изучении общества, его структуры и функционирования. Она помогает нам понять причины и механизмы социальных изменений, а также анализировать и оценивать различные социальные явления и процессы. Социальная философия также изучает этические, политические и социальные ценности, которые формируют основу общественной жизни и нравственности.
Какие проблемы находятся в центре внимания социальной философии?
Социальная философия занимается изучением различных аспектов общественной жизни, таких как политика, экономика, социальные отношения и культура. Она исследует причины и последствия социальных явлений, выявляет особенности и закономерности их развития, а также оценивает их влияние на жизнь человека и общества в целом.
Каково место и роль социальной философии в социально-гуманитарном знании?
Социальная философия занимает важное место в социально-гуманитарном знании, так как она помогает понять сущность общественных явлений и процессов, а также выявить их взаимосвязи и закономерности. Ее роль заключается в анализе и формулировке основных проблем и вызовов, с которыми сталкивается общество, а также предложении возможных путей их решения и развития.
Какие факторы влияют на развитие общества?
Развитие общества зависит от множества факторов. Один из таких факторов - это экономическое развитие и изменения в способах производства. Также важную роль играют политические и социальные изменения, которые могут влиять на структуру и функционирование общества. Культурные и духовные факторы также необходимо учитывать, так как они формируют ценности и нормы, на которых основывается общество.
Какая связь существует между обществом и природой с точки зрения социальной философии?
Социальная философия рассматривает взаимосвязь общества и природы как одну из важнейших проблем. Она исследует влияние общественных явлений и процессов на природу, а также взаимовлияние природных условий на развитие общества. Также она рассматривает вопросы экологической устойчивости и сохранения природных ресурсов.
Какие основные проблемы социальной философии рассматриваются в главе 1?
Основные проблемы социальной философии, рассматриваемые в главе 1, включают предмет социальной философии, ее место и роль в социально-гуманитарном знании, факторы развития общества и основные сферы жизни общества.
Какая связь между обществом и природой рассматривается в главе 2?
В главе 2 рассматривается взаимосвязь между обществом и природой как проблема социальной философии. Она анализирует влияние общества на природные ресурсы и экологические проблемы, возникающие в результате этой взаимосвязи, а также демографические проблемы, связанные с развитием общества.