Природа ценностей и их роль в социально-экономическом познании

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 32 32 страницы
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 27.02.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1 Сущность ценностей и их значение в социально-экономическом познании 5
1.1 Сущность понятия ценностей в экономике 5
1.2 Природа экономических ценностей 8
Глава 2 Особенности цепочки ценностей на современных предприятиях 11
2.1 Сущность понятия цепочки ценностей 11
2.2 Развитие подходов к цепочке ценностей на предприятии 14
2.3 Модели участия стран в глобальных цепочках создания стоимости 21
Заключение 28
Список литературы 30


Фрагмент для ознакомления

долл. из 19 трлн. долл. объема мировой торговли в 2013, приходится на двойной счет - стоимость сырья на различных стадиях обработки дважды зафиксирована в торговой статистике. 14 трлн. долл. - это наиболее вероятный объем добавленной стоимости в экспорте. Это примерно пятая часть мирового ВВП [25].Существуют две главные формы привлечения страны в глобальные цепочки стоимости. Во-первых, страна пытается сформировать у себя наиболее благоприятные условия для размещения желаемых звеньев цепочки создания стоимости путем подготовки кадров, инвестиций в инфраструктуру, введение благоприятного налогового режима. Во-вторых, страна может добиваться локализации на своей территории желаемых звеньев цепочки создания стоимости, выдвигая это в качестве условия допуска ТНК на свой рынок или выдавая ему разрешения купить местного игрока.Общее правило присоединения к глобальной цепи создания ценности следующее: "ваши технологии в обмен на наши реформы", то есть развивающаяся страна должна синхронизировать свою правовую систему, регулирование правил доступа на рынок с действующими в развитых странах. Исключениями являются: Китай, для которого технологии отдаются за доступ на его внутренний рынок и страны, экспортирующие сырье, такие как Бразилия, Россия, Австралия, Южная Африка, которые продают в цепи ресурсы.Поэтому страны пытаются получить лидирующие позиции в мире увеличивая долю промышленности. Собственное производство обеспечивает страну материалами и оборудованием для создания современной инфраструктуры и строительства жилья. Эксперты отмечают, что даже Индия, которая занимает ведущие позиции в мировой торговле услугами, продолжает развивать свой промышленный сектор, стремясь увеличить его долю в ВВП с 16% до 25% до 2022 г. [24]..Среди стран, занимающих первые 15 мест по доле промышленности в ВВП, доли существенно различаются всего 10% для экономики Великобритании до более чем 33% для Китая. У крупнейшего производителя в мире, США, всего 12% (рис. 3)Доля производства в ВВП продолжает расти только в странах с низким уровнем дохода, а для стран со средним доходом темпы роста начинают замедляться, что объясняется тем, что, во-первых, цены на товары длительного пользования уменьшаются, выгода от производителей переходит к потребителям в виде более доступных цен, во-вторых, осложнением производственных процессов, требующих все больше этапов и, соответственно, все большего количества логистических, юридических и других услуг.Среди 25 крупнейших мировых экспортеров есть страны с совершенно разным сочетанием добавленной стоимости, производимой внутри и за пределами страны. Крупные экономики, такие как США и Японии, полагаются в основном на развитые промышленные цепочки внутри страны. Правда, Великобритания, Китай и Германия являются исключениями из этого правила. Россия и Саудовская Аравия, экспортирующие нефть и газ, не слишком зависят от импорта оборудования, необходимого для их производства (его стоимость - лишь небольшая часть цены экспорта). То же касается и Индии, которая экспортирует услуги. Этим странам просто не нужны импортные компоненты. Многие страны ориентируются на промежуточное производство или сборку, для них доля добавленной стоимости, производимой внутри страны, будет меньше - это Нидерланды, Гонконг, Сингапур и другие [25].Для каждого производственного сектора доля добавленной стоимости, произведенной за рубежом, разная. Это необходимо учитывать при разработке стратегии развития производства, торговли или привлечения инвестиций. Исторически же глобализированными отраслями являются электронная промышленность и автомобилестроение.Статистика двухсторонней торговли и объемов выпуска продукции на национальном уровне не позволяет в полной мере визуализировать цепочки стоимости или производственные сети и связи. В связи с этим ОЭСР в кооперации с ВТО разработали новые базы данных торговых потоков в терминах показателей добавленной стоимости на основе глобальных моделей международного производства и торговых сетей. Модель межстрановых межотраслевых балансов (ICIO) связывает воедино балансы 58 стран и охватывает 95% мирового производства – рис. 5 [28]. Рис. 5 - Индекс участия в глобальных цепочках добавленной стоимости стран-членов ОЭСР* в 2013 г., %В агробизнесе США наиболее протяженные цепочки добавленной стоимости существуют в производстве упакованного мяса и других готовых мясных изделий [21-26].В сельском хозяйстве и пищевой промышленности стоимостные цепочки носят отчетливый глобальный характер прежде всего в небольших странах (Люксембург, Сингапур). Это же характерно для ряда стран Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Малайзия). В Китае же сформировалась другая модель – большая часть промежуточных продуктов, используемых на различных производственных стадиях, производится внутри страны.Индекс участия в глобальных цепочках добавленной стоимости развивающихся стран свидетельствует об аналогичных тенденциях (рис. 26). Рис. 6 - Индекс участия в глобальных цепочках добавленной стоимости развивающихся стран в 2013 г., %Показатели вовлеченности стран-экспортеров сырья в глобальные цепочки гораздо выше, чем можно судить по доли внешней добавленной стоимости в их экспорте. По уровню вовлеченности экономики Китай находится на 11 месте, а Россия на 13 месте среди 25 крупнейших стран-экспортеров в мире, в то время как доля внешней добавленной стоимости в этих странах составляет 30% и 9%, соответственно.Однако участие в глобальных цепочках таит в себе множество рисков, поскольку трансфер технологий и повышение производительности не происходят автоматически. Возможна ситуация, когда страна оказывается заблокированной в низкодоходном сегменте глобальной цепочки. Экономика также может столкнуться с негативными эффектами ухудшения экологической обстановки. Так, экспортные производства по всему миру в 2010 г. выбросили в атмосферу 8,4 млрд т углекислого газа – 27% от общего объема. Эта доля удивительно близка в доле экспорта в глобальном ВВП (30%)[27-31].Тенденция к снижению уровня безработицы также может оказаться неустойчивой, поскольку встраивание в глобальные цепочки происходит в основном за счет деятельности в странах ТНК, которые прежде всего стремятся максимизировать прибыли и минимизировать собственные издержки. А это значит, что они достаточно быстро могут перенести производство в страну с более дешевой рабочей силой. Преимущественное участие в глобальных цепочках не столько самих стран, сколько филиалов ТНК создает проблему трансфертного ценообразования и вывода прибыли из «промежуточных» стран. Поэтому национальная экономика часто недополучает положительных эффектов. Однако вклад в создание добавленной стоимости местных фирм, вовлеченных в цепочки, может быть достаточно значительным, как и объем реинвестируемых доходов, проводимых филиалами ТНК в стране [20].Для преодоления этих рисков необходимо разрабатывать специальные программы и даже создавать особые институты, разрабатывающие стратегии «безболезненного» встраивания. ЗаключениеВ курсовой работеговорится о роли и значении ценностей, формах их существования, преломления и функционирования в общественной практике и хозяйственной жизни общества и личности. В науке принято рассматривать не отдельные ценности, а их системы, понимая каждую из них как внутренне непротиворечивую. Но весь эмпирический массив данных показывает, что и отдельные люди, и общество в целом руководствуются в своей жизни противоречивыми ценностями одно временно. Однако не все ценности работают одновременно. Это зависит от ряда причин и в первую очередь от уровня развития куль туры. Поэтому существует множество «молчащих» ценностей, для проявления которых нет и несоздаются условия. Например, проявление инициатив по внедрению новых идей (инноваций). Впервые понятие цепи ценности использовали работники компании McKinsey в ежеквартальном отчете «Стратегический выбор и распределение ресурсов» в статье «Конкурентный анализ стоимости» в 1980 году. Авторы статьи К. Белес, П. Чаттерджи, Ф.Глюк, Д. Гогель и А. Пюри построили цепь ценности для создания конкурентного преимущества компании McKinsey в отрасли управленческого консалтинга. Суть этой концепции заключается в построении цепи из шести основных процессов, которые создают ценность товара: технология, дизайн продукта, производство, маркетинг, распределение и обслуживание. На основе анализа основных подходов до формирования цепи ценности товара таких как цепь ценности McKinsey, М. Портера, Б. Андерсена, было определено, что наибольшее распространение получила концепция, разработанная М. Портером, поскольку она достаточно обстоятельно отображает не только виды деятельности, которые формируют ценность, но и связи, которые возникают между фирмой и другими участниками цепи. Однако в условиях глобализации используется сетевой подход к формированию цепи ценности, которая совмещает в себе цепь ценности фирмы, поставщиков, дистрибьюторов и потребителей, что позволяет разработать дополнительные методы снижения расходов и достижения конкурентоспособности на рынке.В любом случае, решение о стимулировании или приостановке участия в глобальных цепочках должно быть стратегическим и взвешенным. Ключевая задача, стоящая перед экономиками развивающихся стран и Россией, наиболее эффективно связать национальные предприятия с международными рынками для достижения устойчивого роста и развития. Участие страны в глобальных цепях начисления стоимости предоставляет важные возможности для предприятий, включая малые и средние, для наращивания новых конкурентных возможностей и перехода к масштабному экспорту путем фокусировки на определенной избирательной деятельности и продуктах. Однако это, в свою очередь, требует выполнения требований, связанных с качеством, ценой, сроками поставки, гибкостью.Глобальные цепи начисления стоимости предлагают значительные возможности для расширения нетрадиционного экспорта. Они позволяют квалифицированным предприятиям сконцентрироваться на конкретных компонентах или деятельности, в частности, в цепях стоимости, где эти предприятия имеют конкурентные преимущества.Список литературы1. Андерсен Б. Улучшение через упрощение [Электронный ресурс] / Б. Андерсен. – Режим доступу: www.management.com.ua/marketing/ mark090.html.2. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 384с.3. Запекина Н.В. Цепочка ценностей: от классики до современности / Н.В. Запекина. - «Чайный Дом», 2011. – 6 c.4. Ивлев В. Цепочка создания добавленной стоимости — инструмент для анализа эффективности [Электронный ресурс] / В. Ивлев, Т. Попова. - Режим доступа: http://anatech.tiu.ru/a7409-tsepochka-sozdaniya-dobavlennoj.5. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 352 с. 6. Репин В. Описание и анализ бизнес-процессов: цепочки ценности и Work Flow [Электронный ресурс] / В. Репин. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/bpr/comparising_analysis.shtml. 7. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с. 8. Томпсон, А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб пособие / А. Томпсон, Дж. Стрикленд; пер. с анг., под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.9. Цепочка создания ценности [Электронный ресурс] / Стратегический менеджмент. - Режим доступа: http://www.dekanblog.ru/cepochka-sozdaniy-cennosti/. 10. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов/ Под редакцией М.М.Кане. – СПб.: Питер,2009. – 560с. 11. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с. 12. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2009.- 720 с. 13. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебн. по специальности «Менеджмент организации»/ Москва: «Омега-Л», 2008. – 414с.14. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009 – 344с. 15. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоничная система качества – основа эффективного менеджмента. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с. 16. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. – М.: ЭКСМО, 2009. – 544с. 17. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2012.18. Микешина Л.А. Философия науки: учеб.пособие. М.: Прогресс-традиция, 2012. 19. Стёпин В.С. История и философии науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Академический Проект: Трикста, 2011.Schreyer P. The OECD – WTO Trade in Value-Added Database // Presentation at the WTO TradeData Day Geneva, 16 January 2013. (http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/tradedataday13_e/paul_schreyer_e.pdf)Stehrer R., Foster N., de Vries G. Value Added and Factors in Trade: A Comprehensive Approach:WIOD Working Paper № 7. 2012.Stehrer R. Trade in Value Added and the Value Added in Trade: WIOD Working Paper № 8. 2012.Timmer M. (ed.) The World Input-Output Database (WIOD): Contents, Sources and Methods:WIOD Working Paper № 10. 2012.Timmer M., Los B., Stehrer R., de Vries G. Fragmentation, Incomes and Jobs: An Analysis of EuropeanCompetitiveness. GGDC Research Memorandum № 130. Groningen: University of Groningen, 2013.UNCTAD. Global Value Chains and Development: Investment and Value Added Trade in the GlobalEconomy. New York and Geneva: United Nations, 2013.

1. Андерсен Б. Улучшение через упрощение [Электронный ресурс] / Б. Андерсен. – Режим доступу: www.management.com.ua/marketing/ mark090.html.
2. Горбашко Е.А. Управление качеством: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2008. – 384с.
3. Запекина Н.В. Цепочка ценностей: от классики до современности / Н.В. Запекина. - «Чайный Дом», 2011. – 6 c.
4. Ивлев В. Цепочка создания добавленной стоимости — инструмент для анализа эффективности [Электронный ресурс] / В. Ивлев, Т. Попова. - Режим доступа: http://anatech.tiu.ru/a7409-tsepochka-sozdaniya-dobavlennoj.
5. Ильенкова С.Д., Ильенкова Н.Д., Мхитарян В.С. Управление качеством: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – 352 с.
6. Репин В. Описание и анализ бизнес-процессов: цепочки ценности и Work Flow [Электронный ресурс] / В. Репин. - Режим доступа: http://www.cfin.ru/itm/bpr/comparising_analysis.shtml.
7. Басовский Л.Е., Протасьев В.Б. Управление качеством: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 224 с.
8. Томпсон, А. Стратегический менеджмент. Искусство разработки и реализации стратегии: учеб пособие / А. Томпсон, Дж. Стрикленд; пер. с анг., под ред. Л.Г. Зайцева, М.И. Соколовой. - М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 1998. – 576 с.
9. Цепочка создания ценности [Электронный ресурс] / Стратегический менеджмент. - Режим доступа: http://www.dekanblog.ru/cepochka-sozdaniy-cennosti/.
10. Кане М.М., Иванов Б.В., Корешков В.Н., Схиртладзе А.Г. Системы, методы и инструменты менеджмента качества: Учебник для вузов/ Под редакцией М.М.Кане. – СПб.: Питер,2009. – 560с.
11. Мазур И.И., Шапиро В.Д. Управление качеством: Учебное пособие. – М.: Высшая школа, 2010. – 334с.
12. Никифоров А.Д. Управление качеством: Учебное пособие для вузов. – М.: Дрофа, 2009.- 720 с.
13. Салимова Т.А. Управление качеством: Учебн. по специальности «Менеджмент организации»/ Москва: «Омега-Л», 2008. – 414с.
14. Шокина Л.И. Оценка качества менеджмента компаний: учебное пособие. – М.: КНОРУС, 2009 – 344с.
15. Панов А.Н. Как победить в конкурентной борьбе. Гармоничная система качества – основа эффективного менеджмента. – М.: РИА «Стандарты и качество», 2003. – 272 с.
16. Круглов М.Г., Шишков Г.М. Менеджмент качества как он есть. – М.: ЭКСМО, 2009. – 544с.
17. Основы философии науки / Под ред. С.А. Лебедева. М.: Академический проект, 2012.
18. Микешина Л.А. Философия науки: учеб. пособие. М.: Прогресс-традиция, 2012.
19. Стёпин В.С. История и философии науки: Учебник для аспирантов и соискателей ученой степени кандидата наук. – М.: Академический Проект: Трикста, 2011.
20. Schreyer P. The OECD – WTO Trade in Value-Added Database // Presentation at the WTO Trade
21. Data Day Geneva, 16 January 2013. (http://www.wto.org/english/res_e/statis_e/miwi_e/tradedataday13_e/
22. paul_schreyer_e.pdf)
23. Stehrer R., Foster N., de Vries G. Value Added and Factors in Trade: A Comprehensive Approach:
24. WIOD Working Paper № 7. 2012.
25. Stehrer R. Trade in Value Added and the Value Added in Trade: WIOD Working Paper № 8. 2012.
26. Timmer M. (ed.) The World Input-Output Database (WIOD): Contents, Sources and Methods:
27. WIOD Working Paper № 10. 2012.
28. Timmer M., Los B., Stehrer R., de Vries G. Fragmentation, Incomes and Jobs: An Analysis of European
29. Competitiveness. GGDC Research Memorandum № 130. Groningen: University of Groningen, 2013.
30. UNCTAD. Global Value Chains and Development: Investment and Value Added Trade in the Global
31. Economy. New York and Geneva: United Nations, 2013.

Вопрос-ответ:

Какую роль играют ценности в социально-экономическом познании?

Ценности играют важную роль в социально-экономическом познании, так как они определяют приоритеты и цели людей в экономической сфере. Они помогают людям принимать решения о том, как распределить ресурсы и какую ценность придать различным экономическим аспектам. Кроме того, ценности также определяют отношения между людьми в экономической сфере, формируя основы социальных и экономических норм и ценностей.

Что такое ценности в экономике?

Ценности в экономике представляют собой те объекты и цели, которые имеют экономическую полезность и важны для людей. Они могут быть материальными и нематериальными. Материальные ценности включают такие объекты, как деньги, товары и ресурсы, которые имеют стоимость и могут быть использованы в производстве и потреблении. Нематериальные ценности, с другой стороны, включают такие аспекты, как знания, качество жизни, свобода и справедливость.

Какова природа экономических ценностей?

Природа экономических ценностей связана с их экономической полезностью и потребностью в них у людей. Экономические ценности отражают потребности и желания людей в покупке и использовании товаров и услуг. Они имеют стоимость и могут быть обменены на другие ценности, что делает их ценными для общества в целом. Экономические ценности также могут зависеть от различных факторов, таких как предложение и спрос, технологический прогресс и культурные особенности.

Что такое цепочка ценностей на современных предприятиях?

Цепочка ценностей на современных предприятиях представляет собой последовательность этапов, через которые проходят товары или услуги, прежде чем они попадут к потребителю. Эта цепочка включает в себя такие этапы, как проектирование, закупка сырья, производство, распределение и реализация. Каждый этап добавляет свою стоимость к конечному продукту или услуге. Цепочка ценностей позволяет предприятиям создавать конкурентное преимущество и удовлетворять потребности клиентов эффективным способом.

Какова сущность понятия ценностей в экономике?

Сущность понятия ценностей в экономике состоит в их способности удовлетворять потребности людей и обладать экономической ценностью. Ценности могут быть материальными или нематериальными и являются основой для принятия экономических решений и формирования целей и ценностных ориентаций в обществе.

Какова природа экономических ценностей?

Природа экономических ценностей заключается в их способности создавать экономическую ценность и быть объектами обмена. Экономические ценности имеют ограниченные ресурсы, спрос на них и возможность использования в процессе производства товаров и услуг.

В чем суть понятия цепочки ценностей на современных предприятиях?

Суть понятия цепочки ценностей на современных предприятиях заключается в последовательности производственных и потребительских операций для создания и передачи ценности от производителя к потребителю. Цепочка ценностей включает различные этапы, начиная от сырья и заканчивая предоставлением конечного продукта или услуги.

Как развивались подходы к цепочке ценностей на предприятиях?

Подходы к цепочке ценностей на предприятиях развивались от простых линейных моделей до сложных интегрированных систем. Вначале уделялось больше внимания производственному процессу, затем акцент перешел на управление логистикой и взаимодействиями с поставщиками и потребителями. Современные подходы к цепочке ценностей учитывают все аспекты, начиная от исследования рынка и закупки сырья, до доставки готового продукта и обслуживания клиентов.

Какие модели участия стран присутствуют в глобальных цепочках создания стоимости?

В глобальных цепочках создания стоимости существуют различные модели участия стран. Некоторые страны выполняют функцию поставщика сырья, другие отвечают за производство компонентов или полуфабрикатов, а некоторые специализируются на конечной сборке и предоставлении готовых товаров и услуг. Такие модели участия в глобальных цепочках создания стоимости позволяют странам использовать свои сильные стороны и повышать свою экономическую эффективность.