Даосизм

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 28 28 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 01.03.2015
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение …………………………………………………………………..............2
Глава 1. Развитие даосизма ………………………………………………………4
1.1.История даосизма ……………………………………………………………4
2.Виды даосизма………………………………………………………………… 8
Глава 2. Особенности философских систем в Китае …………………………12
2.1. Психотехника в даосизме …………………………………………………12
2.2. Буддизм, конфуцианство, легизм: сравнительная характеристика……..16
Заключение……………………………………………………………………… 26
Список использованной литертатуры………………………………………….28
Фрагмент для ознакомления

Личность – это поток причинно обусловленных психофизических состояний. Существует 5 групп дхарм: материальные, нейтральные, понятийные, волевые, сознательные.В буддизме существует несколько философских школ, например, Йогачара,Мадхьямика,Саутрантика,Вайбхашика. В даосизме тоже есть школы, среди них наиболее известны: Школа небесных наставников, Линбао и Маошань. Носителями философского дискурса и философского знания в буддизме были исключительно члены монашеского сообщества — сангхи.К V веку н. э. складывается даосский канон Дао цзан (Сокровищница Дао), включавший уже более 250 даосских текстов по образцу буддийского канона. Окончательно Дао цзан оформился в 1607 году, когда к нему была добавлена последняя группа из 56 сочинений. В современном виде Дао цзан представляет собрание из 1488 сочинений. У буддистов тоже есть свой канон « Т(р)ипитака» или» Три корзины». Легизм-это философия социальной направленности, в основном связанная с государственным управлением. Основатель школы легистов Шэнь Бухай. Легисты были оппонентами конфуцианству. Сравним тезисы конфуцианства и легизма. В «Книге господина из Шан», которая приписывается Шан Яну, есть такие слова: «Кто разумен — создает законы, кто глуп — законами ограничен. Кто способен — изменяет порядок, кто неспособен — тот порядком связан. С человеком, который связан порядком, не стоит говорить о делах, а с человеком, который ограничен законами, не стоит говорить об изменениях». В конфуцианстве процветала приверженность к ритуалу:«Цзы-гун хотел отменить принесение в жертву овцы в честь новолуния. Учитель сказал: «Сы, ты не желаешь участвовать в жертвоприношении, а не желаю видеть исчезновение ритуала». Мы видим, что отношения между этими двумя направлениями были достаточно острыми. Это связно, в первую очередь с тем, что конфуцианство «исповедовало» спокойствие и консерватизм. Легисты же были реформаторами.Они разрабатывали даже такие, казалось бы, установившиеся понятия как порядок (ли), добродетель (дэ) и человечность (жэнь), привнося в них новые интерпретации. Так ХаньФэй-цзы изучает и трансформирует в своем «ключе» «Дао дэцзин». В бытийственном аспекте он старается объединитьразные понятия двух этих школ в новую систему. Любопытна его характеристика социального порядка: «Порядок в обществе — это лишь чисто внешнее сокрытие недостатков».С позиции легистов существует серьезная необходимость урегулирования отношений между людьми, особенно это касается верхушки властии народа. Следует обратить внимание на то, что любые новые законы, введенные правителем, не имеют отношения к реальной жизни народа. Зато система наград и наказаний функционирует нормально.У легистов рассматриваются и этические вопросы, но сквозь призму прикладного концепта. Если у индивидуума есть четкое стремление к личному успеху, то нужно это использовать в общественных отношениях.Необходимы законы, которые регулировали продажу способностей человека на то, что ему на тот момент необходимо.Легисты стоят на той позиции, что новые законы правителя «создают» новых людей.Правитель – «небожитель», если он у власти, значит на то воля небес. Нельзя менять стабильность, но и повторять прошлое не годится, поэтому в новых условиях должны действовать новые законы управления.Резюмируем, сказанное выше по принципу сравнительного соответствия. Если говорить о мифологической составляющей, порой, незримо, но естественно, присутствующей во всех направлениях, то наиболее мифологизированным, является образ Конфуция, хотя сам Учитель Кун Религиозные представления и народные верования полагал суеверием. Его учение – это социальная философия, а не интерес к проблематике творения мира, душах и духах. Не смотря, на подобную личную индифферентность, постепенно сформировался культ поклонения Конфуцию, который стал почитаться как первоучитель человечества. Императорским указом на родине Конфуция приносят в жертву животных, четыре раза в год. Потомки Конфуция по прямой линии получили наследственный княжеский титул, а старший в роду должен был посвящать себя уходу за могилой и храмом в честь пращура.Основными положениями конфуцианства являются концепции Неба и Небесного приказа или судьбы. Небо - это не просто часть природы. Согласно канонам конфуцианства Небо есть некоторая высшая духовная сила, определяющая природу и человека. Именно от Неба зависит, насколько человек окажется успешным в этой жизни. Зато жизнь и смерть определяются судьбой. Интересно, что в конфуцианстве высшим моральным законом является дао.Что касается государственных отношений, то Внутренний уклад жизни был сведен к 5-ти вариантам отношений: между государем и чиновниками, родителями и детьми, мужем и женой, старшими и младшими братьями и между друзьями. Например, гуманность – эта радостная любовь ко всему живому, не рассчитанная, изначально, на благодарность, по отношению к «разным категориям граждан» проявляется неодинаково. Выражение гуманности отличает «близких» от «далеких». К родственникам надо относиться посредством гуманности, а ко всем остальным – приязненно. Милосердие – к сыну, почтительность – к отцу. Следующий важный аспект социального учений Конфуция – идея «исправления имен», которую он называл первым принципом правления. Предполагалось, что человек должен исполнять роль, возложенную на него его именем, которое указывает так же на ранг или статус. Развитие этой идеи приводит к мысли о принципиальной связи между формой и содержанием, внешним и внутренним.По конфуцианской идеологии именно эти пункты олицетворяют основную цель человеческой жизни, причем не только каждого индивида в отдельности, но социума, настроенного на созидание идеального, совершенного общества — «Поднебесной империи», что позволило бы достигнуть гармонии между людьми и Небом. Если конфуцианство мифологизировано по минимуму, то в буддизме есть собственный пантеон, правда заимствованный им из индуизма. Будем помнить, что царевич Сидтхартха богом никогда не был, т.е. Будда – это не бог.По своему отношению к мифологии буддизм резко отличается от других религий. Это связано с основной концепцией буддизма, по которой человек занимает особенное, если не сказать, высшее, место в иерархи всех (в т.ч. мифологических) существ. Это связано с тем, что только человек, и никто, кроме него, не способен выйти из круга Сансары.Своеобразно и отношение буддизма к реальности существования мифологических персонажей. Если в народном буддизме они считались вполне реальными, то философский буддизм рассматривал их как создания человеческой психики и тем самым по существу снимал сам вопрос о их реальности или нереальности. Такая установка открывала возможности для неограниченного расширения буддийского пантеона и обогащения его мифологического содержания. В последующие века этот процесс мифологизации затронул всех более или менее знаменитых учителей, настоятелей монастырей, отшельников. Но самым уникальным способом увеличения буддийского пантеона следует считать искусственное (и вполне сознательное) создание мифологических образов и персонажей.На первых порах буддизм воспринимался как одна из форм даосизма. Но, не смотря на то, что его называют «царской религией», но на государственность он не влияли. Это не было их смыслом жизни, в то время как они постулировали, что смысл и высшая цель жизни состоит в прекращении страдания.Легизм - школа закона, последовательно зарекомендовавшая себя как тоталитарно-деспотический стиль управлениягосударством и обществом. Она была первой (на уровне статусности) единой официальной идеологией в первой централизованной империи Цинь (221-207). Согласно концепции легизма управление определенного им как «отец и мать народа». Подобная терминология использовалась, применительно к государю, но не к закону.Законвыше игосударя, т.к. в случае чего, он защитит от его необузданности народ. Одна из его формул: «Когда боятся наказаний, управлять легко». Смысл жизни- управлять и подчинятся.Легизм, как и конфуцианство относится к сфере нерелигиозной, а социальной. В то время как в даосизме сфера социальная и сфера религиозно-мифологическая едва различимы. Смыслом жизни в даосизме является принцип естественности, тогда сможешь не только познать, но и слиться с Дао.ЗаключениеМы рассмотрели одну из наиболее древних и необычных религий в мире. Можно сказать, что свобода совести зародилась и утвердилась в Китае с незапамятных времен. К вопросам веры в Китае относятся с большой терпимостью. Допускается заимствование одной религией отдельных элементов из других вероучений. Такиевзаимозаимствования можно обнаружить во всех 3 важнейших религиях. Не в обычае китайцев осуждать человека, если он одновременно верует в 2 вероучения, скажем в даосизм и буддизм. Помимо веры в ту или иную религию, среди китайцев был широко распространен культ природы, культ предков, а также вера в добрых и злых духов. В каждой местности были свои боги – покровители. Ритуалы в их честь проводились, чтобы предотвратить бедствия, засуху, болезни и т.д.Именно в лоне подобных архаических взглядов и зародился даосизм, ставший позднее одним из уникальных явлений Китая. Его направления, кажущиеся на первый взгляд различными, имеют одинаковые корни. Это поиск пути естественности, и, желательно, в рамках бессмертия.Пути подобного поиска могут быть различными, равно как и методики, но то, что эта народная религия, существующая в одной стране, до сих пор играет огромную общекультурную роль, говорит о ее основательности. Впрочем, интерес к Китаю, безусловно связан именно с этой религиозной традицией, поскольку именно из нее вышли, столь популярные ныне гимнастики – ци гунн, ушу, а так же боевые искусства различных школ.Сущность конфуцианства заключается в незыблемости монархического строя, идеологии патриархальной монархии, исполнении обрядов, система экзаменов для чиновников. Конфуций также утверждал, что обществом надо управлять через ритуал, который распространяется на все категории лиц, но с различной интенсивностью.Буддийская философия не является, исключительно, умозрительной. Поиск истины, безусловно, ценен, но не в случае с практикующим буддистом. Здесь важно установка на трансформацию личности и «преобразование» человека из страдающего сансарического существа, управляемого аффектами и влечениями, в свободное и «исцеленное» от страданий пробужденное (просветленное) существо.Философия легизма – философия социального новаторства, когда философы стремятся выстроить отношения власти с народом так, чтобы со сменой социальных обстоятельств, менялись и законы, причем, в пользу людей, потому что народ – не абстракция.Список использованной литературыБуддийская мифология. http://www.upelsinka.com/Russian/religion_buddhism_ Дао - де цзин. http://taopooh.narod.ru/3/transl.htmДаосская йога. ЛюГуаньЮй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, ШриШиванандаСвами. / Пер. с англ. Сост. и науч. ред. В.А. Шериева. Бишкек: Одиссей, 1993.- 672 с.Древнекитайская философия: В 2 т. Т. 1. / Сост. Ян Хин-шун. М: Принт, 1994.-748 с.Карапетянц А. М., Торчинов Е.А. История и теория алхимии и химии в Китае. // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987. – С. 35-44Книга перемен. http://www.rusmaster.org/Комментарий первый к Луню-Юй\\ хрестоматия по курсу философия для студентов свех форм обучения и специальностей.Кондрашов В.А. Национальные религии: даосизм. http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashow_w_a/file5.shtmlМаслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. http://ec-dejavu.ru/t-2/Taoism.htmlПереломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.). — М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009. -704 с.Сто школ - период рассвета китайской философии. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st007.shtmlТорчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. http://www.klex.ru/2bzТорчинов Е. А. Золотой эликсир или поиски бессмертия в Древнем Китае. http://filegiver.com/free-download/torchinov-zolotoy-eliksir-ili-poiski-bessmertiya.fb2Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: Петербургское востоковедение. 1998 -384 с.


Список использованной литературы
1. Буддийская мифология.
http://www.upelsinka.com/Russian/religion_buddhism_
2. Дао - де цзин. http://taopooh.narod.ru/3/transl.htm
3. Даосская йога. Лю Гуань Юй, Брахман Чаттерджи, Йог Чинамайананда, Шри Шивананда Свами. / Пер. с англ. Сост. и науч. ред. В.А. Шериева. Бишкек: Одиссей, 1993.- 672 с.
4. Древнекитайская философия: В 2 т. Т. 1. / Сост. Ян Хин-шун. М: Принт, 1994.-748 с.
5. Карапетянц А. М., Торчинов Е.А. История и теория алхимии и химии в Китае. // Современные историко-научные исследования: наука в традиционном Китае. Реферативный сборник. М., 1987. – С. 35-44
6. Книга перемен. http://www.rusmaster.org/
7. Комментарий первый к Луню-Юй\\ хрестоматия по курсу философия для студентов свех форм обучения и специальностей.
8. Кондрашов В.А. Национальные религии: даосизм. http://zhurnal.lib.ru/k/kondrashow_w_a/file5.shtml
9. Маслов А.А. Китай: колокольца в пыли. Странствия мага и интеллектуала. http://ec-dejavu.ru/t-2/Taoism.html
10. Переломов Л. С. Конфуций и конфуцианство с древности по настоящее время (V в. до н. э. — XXI в.). — М.: Стилсервис, Институт Дальнего Востока РАН, 2009. -704 с.
11. Сто школ - период рассвета китайской философии. http://filosof.historic.ru/books/item/f00/s00/z0000196/st007.shtml
12. Торчинов Е. А. Даосизм. Опыт историко-религиоведческого описания. http://www.klex.ru/2bz
13. Торчинов Е. А. Золотой эликсир или поиски бессмертия в Древнем Китае. http://filegiver.com/free-download/torchinov-zolotoy-eliksir-ili-poiski-bessmertiya.fb2
14. Торчинов Е.А. Религии мира: Опыт запредельного: Трансперсональные состояния и психотехника. СПб.: Петербургское востоковедение. 1998 -384 с.

Вопрос-ответ:

Что такое даосизм?

Даосизм - это одна из китайских философских систем, которая включает в себя элементы религии и практической деятельности. Он акцентирует внимание на гармонии с природой, самосовершенствовании и уважении к жизненной силе, называемой дао.

Как развивался даосизм?

Даосизм развивался в Китае на протяжении многих веков. Его история начинается со времен Лао-цзы, который считается основателем даосизма. В течение времени появились различные направления и школы данного философского учения, привносящие свои особенности в понимание даосизма. Сегодня даосизм остается одной из ключевых философских систем в Китае.

Какое место занимает даоизм среди других философских систем в Китае?

Даосизм занимает особое место среди других философских систем в Китае, таких как буддизм, конфуцианство и легизм. Буддизм предлагает путь освобождения от страданий, конфуцианство акцентирует внимание на моральных ценностях и социальной гармонии, легизм поддерживает строгую социальную иерархию и закономерность. В то время как даосизм делает упор на гармонии с природой и самоосознании, акцентируя внимание на скрытых сил и внутренней гармонии.

Какая психотехника используется в даосизме?

В даосизме используются различные психотехники, такие как медитация, контроль дыхания, упражнения для укрепления энергии и концентрации ума. Эти практики направлены на достижение гармонии с природой, внутреннего спокойствия и самосовершенствования.

Что такое даосизм?

Даосизм - философская и религиозная система, которая возникла в Китае в VI веке до н.э. Основное учение даосизма заключается в гармонии с природой и саморазвитии через применение практических методов.

Какое место занимает даосизм в истории Китая?

Даосизм играл значительную роль в истории Китая. В первые века своего существования он был основной философской системой и был широко распространен. Затем с приходом буддизма и конфуцианства он стал занимать второстепенное место, но не утратил своего значения. Сейчас даосизм продолжает оставаться важной духовной практикой для множества людей.

Какие виды даосизма существуют?

Существуют два основных вида даосизма: философский даосизм и религиозный даосизм. Философский даосизм является более теоретическим и философским направлением, которое стремится к гармонии с природой и космическими силами. Религиозный даосизм включает в себя ритуалы, культы и верования в святых и божества.

Какие особенности философских систем в Китае?

Одной из особенностей философских систем в Китае является практика психотехники. В даосизме основное внимание уделяется развитию внутренней энергии и гармонии с природой через практику медитации, йоги и дыхательных упражнений. Также существуют и другие философские системы, такие как буддизм, конфуцианство и легизм, которые имеют свои особенности и методы развития личности.

Какие сходства и различия у даосизма с буддизмом, конфуцианством и легизмом?

Сходство между даосизмом, буддизмом, конфуцианством и легизмом состоит в том, что все они являются китайскими философскими системами и имеют свои учения и методы развития. Однако у них также есть и отличия: буддизм ставит основной упор на просветление и избавление от страданий, конфуцианство - на этику и социальные отношения, легизм - на законы и правовую систему, а даосизм - на гармонию с природой и саморазвитие.

Что такое даосизм?

Даосизм - это одна из наиболее древних философских и религиозных традиций Китая. Он пришел из древних верований и практик китайского народа и развился в самостоятельную философскую систему. Основными принципами даосизма являются гармония с природой, простота и свобода духа, а также стремление к долголетию и бессмертию. В центре внимания даосизма стоит понятие "дао" - путь или принцип, который пронизывает все сущее.