Философия Возрождения.
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 09.04.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Основные черты эпохи Возрождения 5
2.Пантеизм в философии Возрождения 11
3.Гуманизм и антропоцентризм ренессансного мировоззрения 15
Заключение 24
Литература: 26
Другой важной чертой гуманизма Возрождения являлось новое понимание личностного идеала. Выдающиеся люди этой эпохи видели призвание человека в развитии всех способностей и в их всестороннем применении. В тех случаях, когда импульс к высочайшему развитию личности сочетался с действительно мощной и при этом многосторонней натурой, возникал по-настоящему всесторонний человек. И это не было уделом только гениев. Импульс творчества и всесторонности касался и частных лиц, большинства городских жителей. Я. Буркхардт пишет: «В это время во Флоренции все поголовно умели читать, даже погонщики ослов распевали канцоны Данте, а лучшие из сохранившихся итальянских манускриптов принадлежали первоначально флорентийском рабочим»[8]. Я. Буркхардт делает вывод, что «XVвек – прежде всего и преимущественно век многосторонних людей»[9].Дж. Манетти (1396–1459 гг.) в труде «О достоинстве и превосходстве человека» говорит о человеке как существе скорее божественном, чем человеческом. И божественность человека он усматривает в его творческих способностях. Сближая человека с Богом, Манетти видит его назначение в том, чтобы быть творцом, достроить, завершить божественное творение, создать мир цивилизованным, преодолеть в себе остатки «животности». Человек – творец мира культуры. Таким образом, происходит обожествление человека, но обожествляется не все в человеке, а то творческо-божественное начало, которое человек усовершенствует в процессе деятельности. Данте говорит, что «из всех проявлений божественной мудрости человек – величайшее чудо».Ренессансный идеал личности отражал не только утопические желания – в противовес средневековью, но и появившихся в эту эпоху людей, которые действительно изумляли своими разносторонними способностями и творениями (Данте, Леонардо да Винчи, Н. Маккиавелли, М. Фичино…).Эпоха Возрождения вызвала к жизни совершенно новое явление, которого не знала история, – людей, профессионально занимающихся интеллектуальным трудом, не связанных какими-то цеховыми или корпоративными регламентами. Это были свободные люди. Свободные не только духовно, внутренне, но и юридически: они жили за счет своей творческой интеллектуальной деятельности. Таковыми были философы, врачи, адвокаты, художники, поэты, архитекторы, музыканты… Они тоже начинают объединяться, но это новые формы объединения, не похожие на цеховые и корпоративные союзы. Такими формами объединения становятся кружки, вольные общества, академии. Примером подобного объединения может служить возникшая во Флоренции Платоновская Академия, возродившая традиции античной академии в Афинах.По мнению некоторых исследователей, именно в эпоху Возрождения впервые снимается тот водораздел, который был проведен между наукой (как созерцанием вечного сущего) и практически – технической, ремесленной деятельностью, - водораздел, который не переступали ни античные ученые, ни античные ремесленники – художники, архитекторы, строители»[4].Во главе Флорентийской Академии встал МарсилиоФичино (1433–1499 гг.). Это было свободное, вольное объединение философов, ученых, художников, которые принципиально, в противовес средневековым философским школам, продолжавшим еще существовать в европейских университетах, не считали себя философами. За Флорентийской Академией закрепилось название Платоновской[3], т.к. входившие в нее за образец брали Афинскую Академию Платона.Гуманизм связан со смещением акцента в культуре с Бога на человека. И в искусстве, и в философии презрение к земному естеству заменяется признанием причастности человеческого естества к высшему смыслу и гармонии мироздания. Реабилитируется не только тело человека, его чувства, но и разум, который принижался средневековыми теологами: вера ставилась выше разума. Гуманизм связан с открытым провозглашением и оправданием стремления человека к счастью при жизни, наравне с загробным царством. Все эти темы безусловно присутствуют в античной культуре, которая была телесной, чувственной, материально наполненной, в сравнении с аскетической культурой средних веков. Представление о человеке как источнике огромной творческой мощи, является одним из проявлений возрожденческого индивидуализма. Но в том-то и дело, что подобного взгляда не могло возникнуть ни в античности, ни в средние века. Да, античность с уважением смотрит на человека-творца. Но источник творческой силы человека, с точки зрения античности, — это Космос. А человек эту мощь только проявляет. И точно так же в средние века источник способностей человека — это внешняя сила, т. е. Бог. Только в эпоху гуманизма источником творчества становится сам человек, его активность, его индивидуальность! И в этой установке на индивидуализм, на личность как на главную движущую силу человеческого мира — неповторимое своеобразие культуры Возрождения. Недаром обоснованием индивидуализма заняты лучшие умы этой эпохи.Яркой фигурой в ней был Пико деллаМирандола (1463—1494). Красавец-аристократ, граф Мирандолы и синьор Конкордии, он очень рано стал поражать современников одаренностью и ученостью. Начиная с четырнадцати лет, Пико изучает в Падуанском университете средневековую теологию, там же знакомится с учением Аверроэса, арабских и еврейских мыслителей. В ходе поездки в Париж в 1485 году Пико приобщается к дискуссиям поздней схоластики. Кроме того, он интересуется каббалой и мистическими учениям Древнего Востока. Столь многосторонняя образованность становится поводом для создания его собственного учения. В результате в декабре 1486 года двадцатитрехлетний граф Мирандола публикует 900 тезисов, которые он намеревается защищать на диспуте в Риме. Значительная часть тезисов была составлена на основе учений Платона и Аристотеля, а также арабской философии и каббалы, поскольку во всех этих учениях он находил важные идеи. Но 500 тезисов выражали собственную позицию Пико по поводу устройства мира и места в нем человека. На диспут приглашались ученые всей Европы, которым Пико собирался оплатить поездку в оба конца. В начале диспута он намеревался выступить со своей «Речью о достоинстве человека». Но диспут не состоялся, так как римская инквизиция заподозрила ересь. Оправдываясь, Пико сочиняет «Апологию», после чего его позиция была уже официально осуждена. Спасаясь от инквизиторов, Пико вынужден бежать во Францию, но там его хватают и заключают в башню Венсенского замка.Заступничество Лоренцо Великолепного спасло графа Мирандолу. Последние годы он провел во Флоренции. Его ранняя кончина в 31 год была загадочной. Поговаривали, что его отравили. Жизнь Пико вскоре обросла легендами, включая историю страстной любви и похищения возлюбленной, а также погони и сражения по дороге. В кругу флорентийской Академии Пико воспринимали как равного, несмотря на его молодой возраст. Еще в 1486 году он написал «Толкование» на «Канцону о любви» одного из членов Академии Джироламо Бенивьени. В ней он выразил взгляды, еще более свободные от христианской ортодоксии и еще более близкие к пантеизму. В конце жизни Пико написал трактат о семи днях творения под названием «Гептапл» и работу, согласовывающую учения Платона и Аристотеля, под названием «О сущем и едином».Пико размышляет об иерархии бытия, в котором выделяет три уровня — ангельский, небесный и элементарный. Он не приписывает Богу атрибут красоты, поскольку, по мнению Пико, в ней содержится элемент несовершенства. Гармония и красота мира, считает он, порождается соединением противоречивых частей в самом мире. При этом связь Бога и мира Пико толкует телеологически. По его мнению, мир устремлен к Богу как к своей цели. В этом свете все, что совершенно в мире, есть Бог. Человек, утверждал Пико, не обладает ни небесной, ни ангельской, ни элементарной природой. Человеческую природу вообще нельзя считать неизменной, поскольку человек — субъект самосозидания. А это значит, что человеческий мир не вмещается ни в один из обозначенных горизонтальных уровней бытия. Этот мир вертикален и пронизывает все уровни мироздания. Ведь человек может поступать и как зверь, и как ангел. Здесь Пико воспроизводит мысль, приписываемую ГермесуВеликому.Однако Пико уточняет и развивает эту мысль об универсальной природе человека. Формируя самого себя как «свободный и славный мастер», как полагаетПико, человек полагает законы своего собственного существования. Исходя из таких законов, Пико разворачивает критику «ложных наук», и, прежде всего, астрологии. В обширном трактате «Против прорицательной астрологии» он доказывает бессмысленность объяснения природных процессов и человеческой жизни общими и отдаленными причинами. От исследования движения небесных светил, указывает он, нужно обратиться к собственной природе вещей и человека. Исследованием именно этих «ближайших причин», согласно Пико, должна заниматься натуральная магия, в которой он видит противоположность суеверной магии.ЗаключениеПодводя итог всему, сказанному выше, можно сделать следующие выводы:Основная специфическая черта эпохи Ренессанса – это гуманитарный характер культуры Возрождения в целом. Новое мировоззрение гуманитарного направления нашло свое отражение в становлении нового языка, который возникает в результате реформирования языка схоластической науки – латыни – через обогащение его классической латынью, на котором писал Цицерон, и живым народным языком.Создаваемый язык соединял в себе метафоричность языка и искусства, точность языка науки, образность и аллегоричность религии. Культура, передаваемая таким языком, становилась доступной и понятной широким слоям населения. Новый язык позволял использовать богатства античной культуры, сблизить ее с культурой Возрождения, осуществить более аутентичный перевод античной классики. Новый язык заставлял по-новому относится к тексту.Появление нового языка означало также и появление нового стиля мышления, новой формы философских и научных трудов. По существу, создавалась универсальная литературная форма, совершенно непохожая на форму трудов схоластиков. Эта форма заключала достоинства художественной образности, логичности и последовательности научных трактатов, пластичности живописи и скульптуры.Начиная с Данте, Петрарки и кончая поздним Возрождением в лице Коперника, Бруно, о каждом можно говорить как о великом гуманисте, несмотря на их серьезные расхождения в области онтологии. Естествознание Возрождения по-настоящему не обрело своей формы, естествознание строится по образу гуманитарного знания.Гуманисты Ренессанса, многие из которых были общественными и религиозно-церковными деятелями (Фичино, Пико и др.), не могли заниматься своими теоретическими исследованиями в отрыве от практических интересов тех кругов, к которым они принадлежали. Все они интересовались политикой и участвовали в ней. Поэтому их гуманизм носил отчетливую социально-политическую направленность.Проявлялась эта направленность двояко. С одной стороны, для многих исторических деятелей Возрождения «Золотой век» был связан с их временем, и они видели необходимость его защитить от покушения на свободу итальянских республик. С другой стороны, в это же время рождаются всевозможные социальные утопии, рисуются картины социального устройства в соответствии с идеалами Ренессанса. Литература:Марков Ю.Н. Истоки европейской культурной традиции: от античности к средневековью / Ю.Н. Марков. – М.: Инфра-М, 2012.- 388 с.Бахтин Г.А. Возрождение в Италии: культура, философия, живопись / Г.А. Бахтин. – М.: Книгоград, 2013. – 405 с.Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев.Избр.соч. - М.: Весь мир, 2010. – 485 с.Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко.- М., 2010.- 355 с.Грачев В.В.От схоластики до пантеизма: история европейского Ренессанса / В.В. Грачев.- Минск, «Высшая школа», 2013. – 254 с.Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: Учеб. для вузовИзд. 3-е, доп. и перераб. / Соколов В.В.- М: Весь мир, - 2012 – 428с.История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие для вузов / Канке В.А. М.: Логос. 2005 – 432сКролл И.Н.От средневековья к Возрождению: трансформация концепта «человек» // Философия науки. Выпуск 7. Институт философии РАН. - М.: 2009.- С. 56-69.Лосев А. Философияэпохи Возрождения / А.Лосев.- М.:Инфра-М, 2009. – 788 с.Юдин В.П. Специфика западноевропейского Возрождения // Вопросы философии. – 2009. – № 4. – С. 170 – 182.
Литература:
1) Марков Ю.Н. Истоки европейской культурной традиции: от античности к средневековью / Ю.Н. Марков. – М.: Инфра-М, 2012.- 388 с.
2) Бахтин Г.А. Возрождение в Италии: культура, философия, живопись / Г.А. Бахтин. – М.: Книгоград, 2013. – 405 с.
3) Бердяев Н.А. Экзистенциальная диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев.Избр.соч. - М.: Весь мир, 2010. – 485 с.
4) Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой / П.П. Гайденко.- М., 2010.- 355 с.
5) Грачев В.В.От схоластики до пантеизма: история европейского Ренессанса / В.В. Грачев.- Минск, «Высшая школа», 2013. – 254 с.
6) Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII вв.: Учеб. для вузовИзд. 3-е, доп. и перераб. / Соколов В.В.- М: Весь мир, - 2012 – 428с.
7) История философии: Мыслители, концепции, открытия: Учебное пособие для вузов / Канке В.А. М.: Логос. 2005 – 432с
8) Кролл И.Н.От средневековья к Возрождению: трансформация концепта «человек» // Философия науки. Выпуск 7. Институт философии РАН. - М.: 2009.- С. 56-69.
9) Лосев А. Философияэпохи Возрождения / А.Лосев.- М.:Инфра-М, 2009. – 788 с.
10) Юдин В.П. Специфика западноевропейского Возрождения // Вопросы философии. – 2009. – № 4. – С. 170 – 182.
Вопрос-ответ:
Какие основные черты эпохи Возрождения?
Основные черты эпохи Возрождения включают возникновение новых научных и художественных идей, стремление к развитию всех человеческих способностей, обращение к античному наследию, укрепление роли человека в обществе.
Что такое пантеизм в философии Возрождения?
Пантеизм в философии Возрождения - это учение, согласно которому Бог сокрыт в каждом явлении природы и в каждом человеке. Возрожденцы видели божественность во всем окружающем и стремились найти единство между человеком и природой.
В чем заключается гуманизм и антропоцентризм ренессансного мировоззрения?
Гуманизм и антропоцентризм ренессансного мировоззрения заключаются в постановке человека в центре всего существующего. Человек рассматривается как главный объект исследования, его разум и деятельность признаются основными ценностями.
Какая другая важная черта гуманизма Возрождения?
Другая важная черта гуманизма Возрождения - это новое понимание личностного идеала. Люди этой эпохи видели призвание человека в развитии всех своих способностей и в их всестороннем применении. Импульс к высочайшему развитию личности сочетался с действительно мощной и многосторонней деятельностью.
Какие были основные идеи и ценности Возрождения?
Основные идеи и ценности Возрождения включали стремление к знанию и познанию мира, обращение к античному наследию, подтверждение роли и значимости человека, философию гуманизма и антропоцентризма, поиск гармонии между человеком и природой.
Какие основные черты были характерны для эпохи Возрождения?
Из основных черт эпохи Возрождения можно выделить интерес к античности; непосредственное изучение природы, обращение к опыту, наблюдение и эксперимент; гуманизм и антропоцентризм; развитие искусства и науки; стремление к индивидуальности и самовыражению.
Что такое пантеизм и как он проявлялся в философии Возрождения?
Пантеизм - это учение о тождестве Бога и мира. В философии Возрождения пантеизм проявлялся в осознании единства природы и человека, во взгляде на Вселенную как на одно живое органическое целое, а также в поэзии и искусстве, где природа и человеческая душа были изображены как части Божественного.
Как гуманизм и антропоцентризм отображались в мировоззрении ренессанса?
Гуманизм и антропоцентризм ренессансного мировоззрения проявлялись в установлении личности человека в центре внимания, в превознесении роли человека и его возможностей. Они подразумевали человеческую ценность, прославление человека, его творческого и интеллектуального потенциала, а также стремление к счастью и самореализации.
Какое новое понимание личностного идеала присуще гуманизму Возрождения?
Возрожденческий гуманизм представлял новое понимание личностного идеала, в котором выдающиеся люди видели призвание человека в развитии всех своих способностей и в их всестороннем применении. Целью было достижение высочайшего развития личности и самореализации.
Какие еще черты гуманизма Возрождения можно выделить?
Еще одной важной чертой гуманизма Возрождения являлось стремление к образованию и культурному развитию. Гуманистам было важно не только развитие физических и интеллектуальных способностей, но и развитие этических и моральных качеств, воспитание человека как воина, гражданина и христианина.
Какие основные черты эпохи Возрождения?
Основными чертами эпохи Возрождения были рационализм, гуманизм, интерес к классической античности, научный подход, а также стремление к искусству и красоте.
Какую роль играл пантеизм в философии Возрождения?
Пантеизм в философии Возрождения считался одной из основных концепций. Он представлял собой веру в объединение Божества с миром и отождествление его с природой.