Специфика древнерусской философии
Заказать уникальную курсовую работу- 19 19 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 26.08.2015
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Особенности древнерусской культуры и периодизация русской философии 5
2. Философские идеи Древней Руси 9
3. Основные особенности древнерусской философии 12
Заключение 19
Список литературы 21
Бесспорно, на Феофана оказали сильное влияние византийские подвижники духовной жизни. Эти подвижники практиковали исихию, «умную молитву», аскетические подвиги, достигали экстаза «безмыслия». Феофан «приезжает после такой духовной атмосферы Византии в полуязыческую Русь с ее любовью к полнокровной, яркой, праздничной жизни, во многом далекой от христианского благочестия. Представитель византийской духовной аристократии увидел ту пропасть, которая отделяла новгородскую жизнерадостную Русь от высот христианской духовности, от грядущего блаженного Царства».Исследователи творчества Феофана отмечают, что живопись Феофана отличается «отпечаткоммрачного, неизбывного трагизма»и ее характеризует особый динамизм образов. «Эти образы кажутся персонажами мировой трагедии». Художественный мир Рублева тоже является глубоким и философичным. Это философия, которая воспевает гуманность, добро и красоту, всепроникающую гармонию духовного и материального начал, оптимизм мира одухотворенного, просветленного и преображенного. В христианском учении Рублевым, в отличие от Феофана, была усмотрена не только идея беспощадного наказания грешного человечества, но также и идеи торжества таких ценностей духа, как любовь, надежда, всепрощение, милосердие, умиротворение. Его Христос и в «Страшном суде» Успенского Собора во Владимире и в Звенигородском чине является всепонимающим и сострадающим человеку в его слабостях и пострадавшим по причине Своей любви и ради спасения человечества от греха. Творчество Андрея Рублева является без преувеличения высшим достижением не только древнерусского, но и всего искусства стран византийского региона. Следует сказать о воплощении в творчестве Рублева многих из тех идеальных философско-религиозных и нравственных принципов, которые появились в патристике первых веков новой эры, а затем на многие века оказались забытыми. Философско-эстетическая проблематика христианства у Рублева обретает черты нового звучания, преображается в лучах прекрасного. Как отмечает В. Бычков, «гениальность великого иконописца выявилась, прежде всего, в том, что ему удалось с помощью живописных средств выразить в одном произведении нравственно-духовную сущность культуры своего времени в ее общечеловеческом значении». Русскую культуру и философию конца XIV–XVвековпронизывала идея Триединого Бога. Для русского человека она представляла большую важность в качестве символа всеобъемлющего единства и единения: небесное и земное, духовное и материальное, Бог и человек и, что очень важно, человек и человек. Она есть символ победы над всяческой враждой и раздором, воплощение идеала бесконечной, всепрощающей и всепобеждающей любви. Позднее, на смену высоким духовным идеалам, которыми жил Рублев и которые были им почерпнуты в подвижничестве Сергия Радонежского, пришли новые идеалы «осифлян». С последователями Иосифа Волоцкого активно и небезрезультатно «боролись «нестяжатели» во главе с высокодуховным подвижником Нилом Сорским. Но искусство стало ориентироваться на тех, кто его поддерживал, то есть на Иосифа Волоцкого и его сторонников. Необходимо отметить и заслугу Иосифа Волоцкого: им была написана работа апологетического просветительского характера «По поводу ереси жидовствующих», которая увлекла даже высшие слои русского общества (в ней напоминается о соотносительной ценности Нового и Ветхого Заветов и подчеркивается вторичный характер Ветхого Завета). Тем не менее, направление эстетической мысли и искусства с этого времени меняется, и искусство Дионисия, к которому благосклонно относился Волоцкий, уже нельзя назвать «философией в красках», несмотря на ее одухотворенность».Таким образом, центральная для культуры Древней Русина раннем этапе – это идея о том, что не возможно разделить бытие, мудрость, красоту, нравственность, о том, что они пребывают в глубоком единстве. Именно в этом направлении осуществлялось формирование и философии, и ее онтологической, гносеологической, этической и эстетической мысли, которая практически была выражена в искусстве и в обыденной жизни жителей Древней Руси.ЗаключениеНа основе проведенного в нашей курсовой работе анализа можно сделать следующие выводы.Мы выявили следующие особенности древнерусской культуры, которые повлияли на русскую философию: ярко выраженный религиозный характер, опора на христианские традиции и христианскую концепцию, сильное влияние Византии и ее культурного наследия, поликультурность, глубокая духовность и интерес к нравственным аспектам человеческого бытия, интерес к масштабным проблемам человеческого существования.Что касается периодизации русской философии, то, как мы выяснили, по мнению большинство исследователей, древнерусская философия является одним из этапов развития русской философии, но вместе с тем, древнерусская философия – это уникальный феномен, из которого собственно и вырастает вся русская философия.Древнерусская философия характеризуется следующими особенностями: а) тесная связь с христианской философией и религией; б) практическая направленность, которая выражается в попытках осмысления связи человека и бога, человека и общества, личности и государства; г) преобладание в ней проблем социальной философии и этики; д) воплощение ее идей в художественной форме; е) обращенность внимания не столько к внешнему миру, сколько к внутреннему миру человека.Появление философии на Русисовпало по времени с тревожными событиями кровавых войн на границахОтечества, а также мучительными попытками преодолеть сложную феодальную раздробленность, нашествиями кочевых народов, подрывавшихрусскую культуру и экономику. Испытания, которые выпали на долю русичей, тормозили прогресс и в развитии философской мысли, создавая помехи сохранению ранних ее памятников, а равно снижали сами возможности изучения достижений философской мысли иных народов.Философия на Руси зарождается из самойпотребности объяснения мироустройстваи целей существования государства, человека иобщества, из потребности в разработке принципов общения и социальной организации.В древнерусской литературе, которая имеет философское содержание, принято выделять переводную в форме текстов Священного писания и Святоотческую, являющуюся общейсразу для всех христианских народов литературой; также переводную византийскую литературу и оригинальную литературу, которая была создана в разное время отечественными авторами.С появлением письменности происходят кардинальные изменения в типе культуры, а именно, речь идет о фиксации неканонической литературы. Интеллектуальная деятельность на Руси, как и во всем греко-православном мире, была представлена разными формами религиозной рефлексии. Соответственно, те познавательные задачи, которые обладали философским характером, формулировались на религиозном языке, в свою очередь, религия ориентировалась на то, чтобы комплексно осваивать действительность в рамках христианской доктрины. Традиционный для философии круг проблем древние мыслители формулировали посредством художественных образов и религиозных понятий, поэтому процесс развития отечественной культуры и формирования философской мысли является единым.Список литературыАверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. – 1988. – № 7. – С. 42-51.Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов // Византийский временник. – 1972. Т. 33. – С. 180-201.Бычков В. 2000 лет христианской культуры: в 2-х т. – М. – СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь.Голубиная книга // Повести Древней Руси. – М., 2002.Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси ХI – начала ХII вв. – Киев, 1988. – С. 63.Громов М.Н. О своеобразии русской средневековой философии // Философские науки. – 1990. – № 11. – С. 47-53.Громов М.Н. Структура и типология русской средневековой философии. - М., 1997.Древнерусская философская мысль [Электронный ресурс] Режим доступа: http://new.philos.msu.ru/kaf/rf/courses/drevnerusskaja_filosofskaja_mysl/Древняя Русь: пересечение традиций / сб. статей. – М.: Научно-издательский центр «Скрипторий», 1997.Зеньковский В.В. История русской философии / пер. с фр. – 2-е изд. – М., 1989.Иларион. Слово о Законе и Благодати // Повести Древней Руси. – М., 2002.История русской философии / под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008.Концевич И.М. Антропология и гносеология философии И.В. Киреевского // Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. – Париж, 1952.Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М., 1994.Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.Мильков В.В. «Гармоничное» взаимодействие языческой и христианской традиции: по материалам «Сказания Афродитиана» // Древняя Русь. Пересечение традиций. – М., 1997.Милюков П.Н. Очерки по истории русской литературы. – СПб.,1896.Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV века до начала XVIII века. – М.-Л., 1941.Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.Философия. Учебник для вузов под ред. В.В. Миронова. – М., 2008.Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. – Екатеринбург, 1998.
1. Аверинцев С.С. Византия и Русь: два типа духовности // Новый мир. – 1988. – № 7. – С. 42-51.
2. Алпатов М.В. Искусство Феофана Грека и учение исихастов // Византийский временник. – 1972. Т. 33. – С. 180-201.
3. Бычков В. 2000 лет христианской культуры: в 2-х т. – М. – СПб.: Университетская книга, 1999. Т. 2. Славянский мир. Древняя Русь.
4. Голубиная книга // Повести Древней Руси. – М., 2002.
5. Горский В.С. Философские идеи в культуре Киевской Руси ХI – начала ХII вв. – Киев, 1988. – С. 63.
6. Громов М.Н. О своеобразии русской средневековой философии // Философские науки. – 1990. – № 11. – С. 47-53.
7. Древнерусская философская мысль [Электронный ресурс] Режим доступа: http://new.philos.msu.ru/kaf/rf/courses/drevnerusskaja_filosofskaja_my sl/
8. Древняя Русь: пересечение традиций / сб. статей. – М.: Научно-издательский центр «Скрипторий», 1997.
9. Зеньковский В.В. История русской философии / пер. с фр. – 2-е изд. – М., 1989.
10. Иларион. Слово о Законе и Благодати // Повести Древней Руси. – М., 2002.
11. История русской философии / под ред. М.А. Маслина. – М.: КДУ, 2008.
12. Концевич И.М. Антропология и гносеология философии И.В. Киреевского // Стяжание Духа Святаго в путях древней Руси. – Париж, 1952.
13. Лазарев В.Н. Русская иконопись от истоков до начала XVI века. – М., 1994.
14. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Высшая школа, 1991.
15. Мильков В.В. «Гармоничное» взаимодействие языческой и христианской традиции: по материалам «Сказания Афродитиана» // Древняя Русь. Пересечение традиций. – М., 1997.
16. Милюков П.Н. Очерки по истории русской литературы. – СПб.,1896.
17. Михайловский Б.В., Пуришев Б.И. Очерки истории древнерусской монументальной живописи со второй половины XIV века до начала XVIII века. – М.-Л., 1941.
18. Плакида (Дезей), архим. «Добротолюбие» и православная духовность. – М.: Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет, 2006.
19. Философия. Учебник для вузов под ред. В.В. Миронова. – М., 2008.
20. Шумихина Л.А. Генезис русской духовности. – Екатеринбург, 1998.
Вопрос-ответ:
Какие особенности имела древнерусская философия?
Особенности древнерусской философии включали влияние византийской культуры, практику исихии, умную молитву, аскетические подвиги и достижение экстаза безмыслия.
Какой периодизацией характеризуется русская философия?
Русская философия характеризуется периодизацией на основе особенностей древнерусской культуры, а именно на периоды древнерусской философии, влияние византийской культуры и философии Запада, а также на период объединения русского народа в Российскую империю.
Какие философские идеи были характерны для Древней Руси?
Философские идеи Древней Руси включали практику исихии, умную молитву, аскетические подвиги и достижение экстаза безмыслия под влиянием византийской культуры и подвижников духовной жизни.
Что можно сказать об основных особенностях древнерусской философии?
Основные особенности древнерусской философии — это влияние византийской культуры, практика исихии, умная молитва, аскетические подвиги и достижение экстаза безмыслия. Эти особенности отличали древнерусскую философию от других философских традиций.
Какие источники влияния оказали на Феофана в формировании его духовной философии?
Феофан был сильно повлиян византийской культурой и подвижниками духовной жизни, которые практиковали исихию, умную молитву, аскетические подвиги и достигали экстаза безмыслия. Влияние этих источников формировало его духовную философию.
Какие особенности древнерусской философии выделяются?
Одной из особенностей древнерусской философии было сильное влияние византийских подвижников духовной жизни, которые практиковали исихию и аскетические подвиги. Еще одной особенностью были экстатические состояния, достигаемые безмыслием.
Какие идеи лежали в основе древнерусской философии?
Древнерусская философия была пронизана идеями монашества, духовного самоосознания и отрешения от материального мира. Также важными идеями были понятия благочестия, молитвы, смирения и борьбы с грехом.
Какие влияния оказались сильными на древнерусскую философию?
Одним из сильных влияний на древнерусскую философию были византийские подвижники духовной жизни, практикующие исихию и аскезы. Они привнесли в русскую философию идеи экстаза безмыслия и умной молитвы.
Какие практики были распространены в древнерусской философии?
В древнерусской философии были распространены практики монашества, исихии (умной молитвы) и аскетических подвигов. Основной целью было достижение духовного самоосознания и отрешение от материального мира.