"Эволюция общественно - политического движения славянофилов в XIX веке"

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 20 20 страниц
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 29.02.2016
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1.Основные течения общественной мысли и движения в России в XIX веке. 4
1.1Официальные и оппозиционные течения 4
1.2 Основные направления общественных движений 19 века (декабристы, западники, славянофилы, народники, социал-демократы) общее и особенности 6
2. Эволюция общественно - политического движения славянофилов в XIX веке 10
2.1 Российские либералы 40-х гг. XIX в.: западники и славянофилы 10
2.2 Политико-правовые воззрения славянофилов 12
Заключение 18
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Наоборот, оно звало идти вперед, но не по тому пути, который избрал Петр I, насадив западные порядки и обычаи.Славянофилы блага нынешней им цивилизации приветствовали — распространение фабрик и заводов, строительство железных дорог, введение достижений науки и техники. Они на Петра I нападали не за то, что он употреблял достижения западноевропейской цивилизации (это они думали его заслугой), а за то, что он Россию"повернул" с ее "истинных" начал. Они считали, что у Запада полезное усваивая, можно было бы целиком без ненужной ломки коренных русских устоев, традиций и обычаев обойтись.Таким образом, они вовсе не полагали, что в ее прошлом будущее России. Приверженцы славянофильских идей по тому "самобытному" пути призывали идти вперед, который страну убережет от революционных потрясений. Свойственно, что крепостное право они полагали одним из "нововведений" Петра I (хотя и не западным) и за его отмену выступали не только из экономических соображений — полагали его весьма опасным в социальном значении . "Из цепей куются ножи бунта", — писал К. С. Аксаков.[14]А.И. Кошелев в 1849 г. даже замыслилосновать "Союз благонамеренных людей" и составил программу "Союза", предусматривавшую постепенное освобождение крестьян с землей. Эту программу все славянофилы одобрили.Петровская европеизация России, как полагали славянофилы, прикоснулась, к счастью, только верхушки общества — дворянства и "власти", но не народных низов. Вот почему такое простому народу большое внимание славянофилы уделяли, исследованию его быта, ибо, как они ратифицировали, "он (народ) только и в себе народные, истинные основы России сохраняет, он только один не порвал связи с прошедшей Русью". В исследовании народных традиций и быта особенно существенный вклад привнес П.В.Киреевский. Однако его труды из-за цензурных стеснений не могли появиться в печати в николаевскую эпоху и в 10 томах уже в пореформенное время были изданы. [8;96]Николаевскую политическую систему с ее "немецкой" бюрократией славянофилы анализировали как логическое последствиенегативных сторон петровских реорганизаций. Они продажную бюрократию сурово осуждали, царский неправый суд с лихоимством судей.Правительство к славянофилам настороженно относилось, видя в их учении "признаки вредного политического движения". Им демонстративное ношение бороды и русского платья запрещали, в этом усматривая некий "тайный умысел". Некоторых славянофилов за резкость высказываний арестам подвергали. Так, в 1847 г. Ф. В. Чижов был арестован, в политическом либерализме подозреваемый, в заговоре в пользу австрийских славян и в связях с украинским Кирилло-Мефодиевским обществом. Он подвергся допросам, но вскоре был освобожден за отсутствием улик. В 1849 г. на несколько месяцев были арестованы и посажены в Петропавловскую крепость И.С.Аксаков и Ю.Ф.Самарин. Самарина сам Николай I допрашивал, полагавший, что он и его единомышленники "пробуждают общественное мнение" против правительства тем самым " повторение 14 декабря готовят ". Арестованные свою благонадежность сумели обосновать, и царь дал такое о них распоряжение шефу жандармов А.Ф.Орлову: "Призови, вразуми и отпусти". В обстоятельствахувеличения реакционного политического курса этап "мрачного семилетия" (1848—1855) славянофилы принуждены были свою деятельность на время свернуть.[15;96]К концу 50-х годов уже не было в живых главных в участников прежнего славянофильского кружка — А.С.Хомякова, И.В. и П.В. Киреевских, С.Т. и К.С. Аксаковых, Д.А.Валуева. На сцену выступили А.И.Кошелев, Ю.Ф.Самарин, В.А.Черкасский, которые активное участие приняли в подготовке и проведении крестьянской реорганизации. Видным публицистом и издателем в пореформенное время стал И.С.Аксаков. Характерно, что явлением исключительно "московской" общественной жизни было славянофильство.ЗаключениеВесьмаясноусиливающееся отставание России от Запада стало отмечаться после войны 1812 г. и заграничных походов русской армии, посещения боевыми офицерами стран Западной Европы. Многим молодым офицерам русской армии разрыв между российскими и европейскими порядками хотелось быстрее ликвидировать. Видоизменения, которые Европе проистекали в после Великой французской революции, а именно: крушение монархий, ратификация парламентских институтов, буржуазных принципов рыночной экономики, –на формирование общественно-политической мысли в России не могли не воздействовать.После возвращения русских войск из заграничных походов среди молодых дворян-офицеров первые признаки политического недовольства стали появляться. Понемногу это недовольство в общественно-политическое движение перерастало, которое приобрелонаименование движения декабристов.Социальный состав. Движение декабристов верхов дворянской молодежи коснулось. Это можно разъяснить тем, что буржуазия в силу экономической слабости и политической недоразвитости стала только к концу XVIII в. развиваться и в этот период в жизни страны самостоятельной роли не играла.Декабристские общества, их деятельность.В 1816–1818 гг. появились первые декабристские-организации – «Союз спасения» и «Союз благоденствия». На основании последнего две революционные организации были организованы: Северное общество (под руководством Н.М. Муравьева, С.П. Трубецкого, К.Ф. Рылеева, центр находился в Петербурге) и Южное общество (под руководством П.И. Пестеля, на Украине находилось). Декабристы в своей деятельности:1) преследовали цель осуществить планы политических видоизменений в стране с помощью военного переворота;2) выступали за включение конституционного строя и демократических свобод, ликвидацию крепостного права и сословных отличий;3) выработали главные программные документы, которыми стали «Конституция» Н.М. Муравьева и «Русская правда» П.И. Пестеля. «Конституция» Н.М. Муравьева была более умеренной (она узнавала необходимость сохранения конституционной монархии).Программа П.И. Пестеля более радикальной была. Она сохранение монархии исключала и выступала за ратификацию в России республиканского строя.Восстание на Сенатской площади. 14 декабря 1825 г., в день, когда вопрос о престолонаследии в стране должен был быть постановлен, декабристы хотели, собравшись на Сенатской площади, присягу Николаю сорвать и принудить Сенат объявить «Манифест к русскому народу», подключавшийглавныезапросы декабристов. К сожалению, декабристы опоздали. Сенаторы уже до их выступления Николаю успели присягнуть. Восстание декабристов было жестоко сдержано. Но их деятельность напрасной не была. Многие идеи декабристов были выполнены в ходе последующих реформ.В общественно-политической мысли второй четверти XIX в. имелось три направления:1) консервативное;2) либерально-оппозиционное;3) революционно-демократическое.При Николае I Павловиче (1825–1855) идеологическая доктрина «официальной народности» была выработана.Автором этой концепции был министр народного просвещения С.С. Уваров. Теория «официальной народности» провозгласилаглавными ценностями:1) православие – интерпретировалось как основа духовной жизни русского народа;2) самодержавие – в нем гарантию, нерушимость Российского государства видели сторонники теории;3) народность – под ней ь единение царя с народомпонималос, при котором вероятно бесконфликтное существование общества.1) западники – были сторонниками развития России по западно-европейскому пути, конституции, парламентаризма и развития буржуазных отношений. Представители: Н. Грановский, П.В. Анненков, Б.Н.Чичерин и др. Крайним западником полагают П.Я. Чаадаева, который в своем «Философическом письме» об историческом прошлом России резко отозвался. Он полагал, что на застой и отставание от Европы Россию православие подтолкнуло, которое сформировало особый образ мыслей. Грановский, Соловьев, Кавелин, Чичерин считали, что Россия должна развиваться и идти по такому же историческому пути, что и все иные западно-европейские страны. 2) славянофилы – как и западники, за отмену крепостного права выступали, на особенном пути России настаивали, который связывали со присущим русскому народу духом коллективизма, особенно ярко проявлявшемся в институте крестьянской общины. Основные представители славянофильства – А.С. Хомяков, братья И.В. и П.В. Киреевские, братья К.С. и И.С. Аксаковы – выступали за самобытный путь развития России, который не должен являться точной копией западного развития. Они также идеализировали традиционную для страны патриархальность, общинность, православ-ность. Именно эти традиции, по мнению славянофилов, должны спасти Россию от пороков, которые уже проявились к тому времени в западно-европейских странах, двигающихся по пути капитализма. Славянофилы не выступали против монархической формы правления, в то же время критиковали деспотизм, который был свойствен политике самодержавия Николая I. Список литературыГуревич П.С. Философия человека, М: 2011Дьяков В. А. Общественное движение в России. 1825-1861. М.; 2011История политических и правовых учений» под редакцией доктора юридических наук профессора В.С. Нерсесянца Москва, 20011 г.История России с древности до наших дней /под ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,2010 г.История России. С начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2014История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев - М.: изд-во Приор, 2012 г.Кошелев В.А. общественно-литературная борьба в России 40-х гг. XIX в. Вологда,2011.Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 2010.Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории.– Екатеринбург: УГУ, 2013.Московский университет в воспоминаниях современников: (1755-1917). М., 2013.Новая философская энциклопедия / ред. Степин В.С. и др.. – М: Мысль, 2011Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. Для семинарских и практических занятий. М., 2013.Философия / ред. Лавриненко В.Н.. – М:Юрист, 2014Философия : Учебник для ВУЗов - Ростов н/д.: Феникс, 2012 г.Философия для средних специальных учебных заведений/ под ред. Кохановского В.П, Матяш Т.П. и др. – Ростов на Дону: Феникс, 2011Философия. Учебник./ ред В.Д. Губин и др. – М: ТОН, 2010Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2012. - 655 с.Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 2011.

1. Гуревич П.С. Философия человека, М: 2011
2. Дьяков В. А. Общественное движение в России. 1825-1861. М.; 2011
3. История политических и правовых учений» под редакцией доктора юридических наук профессора В.С. Нерсесянца Москва, 20011 г.
4. История России с древности до наших дней /под ред.Зуева М.Н.-М.: Высшая школа,2010 г.
5. История России. С начала XVIII до конца XIX века. Под ред. А.Н.Сахарова. М., 2014
6. История философия : Учебник для ВУЗов / А.Н.Волкова, В.С.Горнев - М.: изд-во Приор, 2012 г.
7. Кошелев В.А. общественно-литературная борьба в России 40-х гг. XIX в. Вологда,2011.
8. Леонтович В.В. История либерализма в России. М., 2010.
9. Лосев А.Ф. Русская философия // Русская философия. Очерки истории.– Екатеринбург: УГУ, 2013.
10. Московский университет в воспоминаниях современников: (1755-1917). М., 2013.
11. Новая философская энциклопедия / ред. Степин В.С. и др.. – М: Мысль, 2011
12. Освободительное движение и общественная мысль в России XIX в. Для семинарских и практических занятий. М., 2013.
13. Философия / ред. Лавриненко В.Н.. – М:Юрист, 2014
14. Философия : Учебник для ВУЗов - Ростов н/д.: Феникс, 2012 г.
15. Философия для средних специальных учебных заведений/ под ред. Кохановского В.П, Матяш Т.П. и др. – Ростов на Дону: Феникс, 2011
16. Философия. Учебник./ ред В.Д. Губин и др. – М: ТОН, 2010
17. Философия: Учебник / Под ред. проф. О.А. Митрошенкова. - М.: Гардарики, 2012. - 655 с.
18. Хомяков А.С. О старом и новом – М.: Современник, 2011.

Вопрос-ответ:

Кто были основными представителями славянофилов в XIX веке?

Основными представителями славянофилов в XIX веке были Иван Киреевский, Алексей Хомяков, Иван Штельгольц, Константин Аксаков и Николай Данилевский.

Что отличало славянофилов от западников?

Славянофилы были противниками западной модернизации и придерживались идеи оригинальности и уникальности русской культуры и православия. В отличие от западников, они выступали за сохранение традиционного образа жизни и духовные ценности России.

Какие цели преследовали славянофилы в XIX веке?

Славянофилы стремились к обновлению русского общества на основе православных ценностей и сохранению национальной идентичности. Они призывали к развитию крестьянства, противопоставляя его западному индустриальному капитализму, и акцентировали на роли России как "Третьего Рима" и центра православного мира.

Каким образом эволюционировало славянофильское движение в XIX веке?

В начале XIX века славянофилы активно выступали против западной модернизации и активно поддерживали самодержавие и крестьянство. Однако, со временем часть славянофилов пошла на сторону либералов и стала критически относиться к самодержавию, призывая к политическим реформам.

Какие политико-правовые воззрения исповедовали славянофилы в XIX веке?

Славянофилы придерживались консервативных политических взглядов и выступали за сильную самодержавную власть, ограничение западных влияний, поддержку крестьянства и ориентацию на русскую национальную идентичность. Они отвергали западные либеральные идеи и считали, что Россия имеет свою особую "русскую идею".

Какие были основные течения общественной мысли и движения в России в XIX веке?

Официальные и оппозиционные течения, такие как декабристы, западники, славянофилы, народники, социал-демократы. Каждое из этих направлений имело свои особенности и цели.

Кто входил в основные направления общественных движений 19 века?

Основные направления включали в себя декабристов, западников, славянофилов, народников и социал-демократов. Каждое из этих движений имело свои цели и подходы к изменениям в обществе.

Каковы особенности славянофилов?

Славянофилы были сторонниками развития России в соответствии с ее историческими особенностями и национальными ценностями. Они противопоставляли западную культуру и ценности русскому и славянскому влиянию. Славянофилы активно пропагандировали идею православия и традиционных русских ценностей.

Что представлял собой Российский либерализм в 40-х годах XIX века?

Российский либерализм в 40-е годы XIX века представлял собой идеологию и деятельность группы западников, которые выступали за модернизацию и западные реформы в России. Они придерживались идей либерализма и свободы личности, а также стремились к усвоению западных ценностей и институтов.

Как происходила эволюция общественно-политического движения славянофилов в XIX веке?

Эволюция славянофилов в XIX веке проходила через различные этапы. Вначале славянофилы сформировали идеологическую основу своего движения, пропагандируя идеи о роли и значимости России как особого цивилизационного феномена. Позднее, в связи с политическими потрясениями и репрессиями, движение славянофилов начало утрачивать свою влиятельность и активность. Тем не менее, их идеи и влияние продолжали существовать и оказывать влияние на развитие России.