Организация исполнения бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 34 34 страницы
- 20 + 20 источников
- Добавлена 24.04.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Содержание 2
Введение 2
Глава 1. Теоретические аспекты организации исполнения бюджетов бюджетной системы 4
1.1 Основы исполнения бюджета в Российской Федерации 4
1.2 Организация построения казначейской системы исполнения бюджета в Российской Федерации 9
Глава 2. Исполнение бюджетов бюджетной системы РФ 14
2.1 Основные показатели исполнения федерального бюджета 14
2.2 Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации 18
2.3 Организация исполнения местных бюджетов в бюджетной системе РФ 21
2.4 Пути повышения эффективности исполнения местных и федеральных бюджетов 26
Заключение 32
Список использованных источников 34
В этой связи приоритетными направлениями бюджетной политики являются максимальная эффективность использования бюджетных средств, оптимизация бюджетных расходов и бережное отношение к каждому бюджетному рублю. Развитие механизмов предоставления бюджетных средств под потребностьМинистерством финансов РФ в настоящее время завершается работа над формированием проекта федерального закона «О федеральном бюджете на 2016 год», положения которого расширяют сферу применения механизма предоставления бюджетных средств под фактическую потребность. Данный механизм впервые был использован в 2013 году при предоставлении целевых межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Федерации. Его применение было обусловлено тем, что каждый год по состоянию на 1 января на счетах бюджетов субъектов Федерации и муниципальных образований остаются неосвоенные денежные средства, полученные из федерального бюджета в виде целевых межбюджетных трансфертов. Так, на 1 января 2013 года сумма неиспользованных остатков целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах региональных и местных бюджетов составляла 242,6 миллиарда рублей, на 1 января 2014 года — 200,3 миллиарда, на 1 января 2015 года — 125,7 миллиарда. Данные суммы сопоставимы с размером бюджета отдельного региона. А ведь эти средства, будучи размещенными на банковских депозитах, могли бы обеспечить дополнительную ликвидность единого счета федерального бюджета и приносить дополнительный доход. Начиная с 2014 года Правительством России утверждается Перечень целевых межбюджетных трансфертов, предоставление которых осуществляется исключительно под фактическую потребность получателя средств бюджета субъекта Федерации. В этом году предоставление целевых межбюджетных средств с использованием нового механизма осуществляется по 120 целевым межбюджетным трансфертам с участием 23 главных распорядителей. А в следующем году в Законе о федеральном бюджете будет предусмотрена норма о предоставлении всех целевых средств бюджетам субъектов Федерации в сумме фактической потребности. Исключение составят субвенции на выплату отдельных видов государственных пособий и социальных выплат физическим лицам. Применение механизма предоставления целевых средств под фактическую потребность региональных бюджетов позволило: - обеспечить повышение эффективности и прозрачности расходов региональных бюджетов за счет целевых средств; - обеспечить своевременное и адресное перечисление средств в реальный сектор экономики; - минимизировать неиспользованные остатки целевых межбюджетных трансфертов на единых счетах региональных бюджетов. Следует отметить, что в рамках данного инструмента был успешно реализован механизм, позволяющий осуществлять доведение бюджетных данных и производить расходы конечного получателя целевых средств в течение одного дня. Он активно используется в субъектах Федерации, находящихся в одном часовом поясе с Москвой. Вместе с тем зачастую именно целевые средства являются одним из основных источников пополнения ликвидности счетов бюджетов субъектов Федерации. В этой связи для повышения устойчивости и сбалансированности региональных и местных бюджетов был предусмотрен механизм бюджетных кредитов на пополнение остатков средств на счетах бюджетов субъектов Федерации (местных бюджетов). Федеральное казначейство успешно реализовало его в 2014 году. В прошлом году бюджетные кредиты были предоставлены 50 субъектам Федерации, всего в течение прошлого года было выдано 222 бюджетных кредита. Этот инструмент получил заслуженную положительную оценку со стороны финансовых органов субъектов Федерации, поскольку позволяет им существенно экономить собственные средства на оплату привлекаемых ресурсов за счет низкой процентной ставки — 0,1%. Например, по итогам 2014 года сумма уплаченных процентов за пользование бюджетными кредитами составила 273 миллиона рублей. А если бы эти средства привлекались в коммерческих банках по действующей на тот период ставке кредитования — 9,5% годовых, то плата за пользование бюджетными кредитами составила бы 3,5 миллиарда рублей. Это в 13 раз превышает сумму уплаченных процентов по льготной процентной ставке, не говоря уже о тех соотношениях, которые могли бы возникнуть исходя из существующих условий кредитования. В 2015 году бюджетные кредиты были предоставлены 56 субъектам Федерации. Максимальный объем выданных в июле текущего года средств составил 103,3 миллиарда рублей. Следует отметить, что начиная с этого года механизм бюджетных кредитов реализован и для муниципальных образований, пока в порядке эксперимента с участием 128 муниципалитетов, а в 72 из них уже используется.В развитие данного механизма в Бюджетный кодекс подготовлены изменения, увеличивающие срок предоставления бюджетного кредита с 30 дней до 50. Кроме того, с 1 января 2016 года вступает в действие поправка в Бюджетный кодекс, предусматривающая возможность привлечения субъектами Федерации и муниципальными образованиями на свои счета временно свободных остатков средств во временном распоряжении. Новые инструменты для решения старых проблем Органы государственной власти и местного самоуправления выступают в качестве собственников или акционеров широкого круга юридических лиц, таких как, например, государственные компании, унитарные предприятия или акционерные общества. При этом бюджеты публично-правовых образований несут определенную нагрузку, связанную с предоставлением указанным юридическим лицам целевых средств в виде субсидий, бюджетных инвестиций и так далее, и, как следствие, несут определенные риски их использования не по целевому назначению. Для обеспечения сохранности и целевого использования бюджетных средств, выделяемых в виде различных субсидий и взносов в уставные капиталы, необходимо обеспечить предоставление указанных средств под фактическую потребность. При этом в ряде случаев условием оплаты публично-правовыми образованиями обязательств юридических лиц должно стать документальное подтверждение их возникновения. Кроме того, для исключения возможных негативных последствий при исполнении крупных государственных контрактов необходимо предусмотреть дополнительные требования к порядку использования авансов подрядчиками и усовершенствовать контроль за расходованием указанных средств. Этот механизм уже реализован Федеральным казначейством в текущем году в соответствии с положениями статьи 5 Закона № 384-ФЗ о федеральном бюджете на 2015 год. Расходы юридических лиц за счет целевых средств, перечень которых определен Правительством РФ, осуществляются через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства. В соответствии с положениями Закона № 384-ФЗ объем целевых средств, предоставленных юридическим лицам в виде субсидий, имущественных взносов и бюджетных инвестиций, составляет 774 миллиарда рублей. Из них через лицевые счета, открытые юридическим лицам в Казначействе, будет предоставлено 110 миллиардов рублей. При этом все платежи осуществляются в сумме необходимой потребности, после предварительного санкционирования. Помимо этого, Федеральное казначейство контролирует использование авансов поставщиками по государственным контрактам стоимостью свыше 1 миллиарда рублей, а также по государственным контрактам, условиями которых предусмотрено перечисление авансов поставщикам товаров, работ и услуг на счета Федерального казначейства. Перечисление авансов поставщикам товаров работ и услуг по указанным государственным контрактам осуществляется на счета Федерального казначейства. При этом расходы юридических лиц за счет данных средств осуществляются через лицевые счета, открытые им в органах Федерального казначейства. Казначейское сопровождение государственных контрактов — это новый инструмент, позволяющий решить ряд задач, одна из которых связана с увеличением дебиторской задолженности. На необходимость контроля за расходованием средств юридическими лицами, в том числе за счет предоставленных им авансов, неоднократно обращала внимание Счетная палата Российской Федерации. Это связано в первую очередь с увеличением дебиторской задолженности по расходам федерального бюджета. Только за первое полугодие текущего года ее размер составил более 4 триллионов рублей. Из них дебиторская задолженность по авансам за товары, работы и услуги — 3,3 триллиона рублей, или свыше 80%. Необходимо отметить, что в следующем году в соответствии с законом о федеральном бюджете на 2016 год будет предусмотрена норма о предоставлении всех целевых средств из федерального бюджета юридическим лицам в сумме фактической потребности, за исключением отдельных решений Правительства Российской Федерации. Аналогичная норма будет действовать и в отношении авансов по государственным контрактам: в случае если цена контракта превышает 100 миллионов рублей, в отношении контракта предусматривается казначейское сопровождение. Надо отметить, что данные нормы не распространяются на государственные контракты, заключенные в рамках государственного оборонного заказа, а также госконтракты, в отношении которых предусматривается банковское сопровождение. Механизм казначейского сопровождения государственных контрактов станет доступен и для субъектов Федерации благодаря новой редакции Бюджетного кодекса, работа над которым завершается в настоящее время Министерством финансов РФ. Кроме того, в кодексе будет предусмотрена возможность осуществления Федеральным казначейством казначейского сопровождения указанных государственных контрактов на основании обращений высших органов государственной власти субъекта Федерации. Полагаю, что указанный сервис окажется востребованным для субъектов Федерации, учитывая опыт Казначейства, и позволит обеспечить действенный контроль за расходованием бюджетных средств по всей цепочке их прохождения.ЗаключениеИсполнение федерального бюджета Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов РФ, бюджета субъекта РФ и бюджета территориальных государственных внебюджетных фондов, местного бюджета обеспечивается Правительством РФ, высшим исполнительным органом гос. власти субъекта РФ, местной администрацией муниципальных образований. Организация исполнения бюджета обеспечивается соответствующим финансовым органом (органом управления государственными внебюджетными фондами). Исполнение бюджета организовано на основе кассового плана и сводной бюджетной росписи. Бюджет исполняется на базе подведомственности расходов и единства кассы. Кассовое обслуживание исполнения бюджета бюджетной системы РФ осуществляется Федеральным казначейством.Согласно соглашения с исполнительным органом гос. власти субъекта РФ полномочия Федерального казначейства в контексте кассового обслуживания исполнения бюджета субъектов Российской Федерации, бюджета территориальных гос. внебюджетных фондов субъектов Российской Федерации и бюджета муниципальных образований, которые входят в состав субъекта РФ, могут передаваться исполнительным органам гос. власти субъекта РФ на условиях финансового обеспечения данных полномочий благодаря собственным доходам бюджета субъекта РФ и наличия в управлении (пользовании, собственности) субъекта РФ имущества. Исполнение бюджета является наиболее ответственным этапом бюджетного процесса. На данном этапе обеспечивается сбор намеченных доходов и осуществляются затраты в соответствии с выработанной социальной и экономической политикой. Поэтому исполнение бюджетов состоит из 2-ух параллельных процессов — осуществления расходов и сбора доходов.Исполнение бюджета основано на принципе единства кассы. Данный принцип означает зачисление различных доходов на единый бюджетный счет и осуществление различных расходов с данного счета.Исполнение федерального бюджета, в том числе и бюджетов иных уровней, обеспечивается на базе бюджетной росписи. Её подготавливает главный распорядитель бюджетных средств, разбивая по получателям средств на базе экономической и функциональной классификаций расходов. Данная роспись составляется поквартально и представляют в Министерство финансов.Основными результатами исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации являются незначительный прирост налоговых и неналоговых доходов на фоне недопоступления налога на прибыль организаций, а также увеличение расходных обязательств субъектов Российской Федерации. Рост объема государственного долга субъектов Российской Федерации повышает риски несбалансированности региональных и местных бюджетов. В этих условиях регионам необходимо проведение в субъектах Российской Федерации взвешенной бюджетной политики, принятие мер по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых поступлений и оптимизации непервоочередных бюджетных расходов.Список использованных источников1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. М., Проспект, КноРус, 2015. 2. Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система; Юрайт, 2011. - 782 c.3. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко, 2012. - 344 c.4. Вахрин, П.И.; Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации; Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2013. - 669 c.5. Воронин Ю. М. Бюджетная система Российской Федерации; "Коста", 2011. - 864 c.6. Денисова И. П., Рукина С. Н. Бюджетная система Российской Федерации; Феникс, 2013. - 288 c.7. Ермасова Н. Б. Бюджетная система; Высшее образование, 2012. - 720 c.8. Ермасова Н. Б. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций; Юрайт, 2010. - 144 c.9. Артюхин Р.Е. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии // Финансы. № 3. 2014. – С. 3-9. 10. Болтинова О.В. Бюджетный процесс – институт бюджетного права Российской Федерации. М., 2014. – 288 с. 11. Карасева М.В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика, № 9, 2015. – С. 19-25. 12. Костюченко В., Лысакова И. Исполнение судебных актов в условиях кассового обслуживания исполнения бюджетов органами Федерального казначейства // Бюджет. № 10-11. 2015. // СПС ГАРАНТ. 13. Нестеренко Т.Г. Предпосылки и основные направления бюджетной реформы в Российской Федерации // Реформы и право. № 1. 2015. // СПС КонсультантПлюс. 14. Саакян Т.В. О кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов Казначейством России. Комментарий к приказу Федерального казначейства от 22.03.2015 г. № 1н. // Советник бухгалтера социальной сферы. № 6. 2015. – С. 13-18. 15. Сергеев А.А. О новеллах бюджетного законодательства и их влиянии на правовой статус российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. № 14. 2014. – С. 32-34. 16. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов [Текст] / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – M.: Юрайт-М, 2009. – 450 с.17. Финансы: учеб. [Текст] / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – M.: Финансы и статистика, 2011. – 504 с.18. Финансы: учеб. [Текст]/ Под ред. В. В. Ковалева. – M.: TK Велби, Проспект, 2009. – 640 с.19. Финансы: учеб. [Текст] /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 516 с.20. Финансы: учеб. [Текст]/ Под ред. В. В. Ковалева. – M.: TK Велби, Проспект, 2009. – 640 с.
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ. М., Проспект, КноРус, 2015.
2. Афанасьев Мст. П., Беленчук А. А., Кривогов И. В. Бюджет и бюджетная система; Юрайт, 2011. - 782 c.
3. Вахрин П. И. Бюджетная система Российской Федерации; Дашков и Ко, 2012. - 344 c.
4. Вахрин, П.И.; Нешитой, А.С. Бюджетная система Российской Федерации; Издательско-торговая корпорация Дашков и Ко, 2013. - 669 c.
5. Воронин Ю. М. Бюджетная система Российской Федерации; "Коста", 2011. - 864 c.
6. Денисова И. П., Рукина С. Н. Бюджетная система Российской Федерации; Феникс, 2013. - 288 c.
7. Ермасова Н. Б. Бюджетная система; Высшее образование, 2012. - 720 c.
8. Ермасова Н. Б. Бюджетная система Российской Федерации. Конспект лекций; Юрайт, 2010. - 144 c.
9. Артюхин Р.Е. Казначейство России: стратегическое управление и информационные технологии // Финансы. № 3. 2014. – С. 3-9.
10. Болтинова О.В. Бюджетный процесс – институт бюджетного права Российской Федерации. М., 2014. – 288 с.
11. Карасева М.В. Новое в бюджетном законодательстве и бюджетно-правовая теория // Законодательство и экономика, № 9, 2015. – С. 19-25.
12. Костюченко В., Лысакова И. Исполнение судебных актов в условиях кассового обслуживания исполнения бюджетов органами Федерального казначейства // Бюджет. № 10-11. 2015. // СПС ГАРАНТ.
13. Нестеренко Т.Г. Предпосылки и основные направления бюджетной реформы в Российской Федерации // Реформы и право. № 1. 2015. // СПС КонсультантПлюс.
14. Саакян Т.В. О кассовом обслуживании исполнения бюджетов субъектов российской Федерации и местных бюджетов Казначейством России. Комментарий к приказу Федерального казначейства от 22.03.2015 г. № 1н. // Советник бухгалтера социальной сферы. № 6. 2015. – С. 13-18.
15. Сергеев А.А. О новеллах бюджетного законодательства и их влиянии на правовой статус российского местного самоуправления // Конституционное и муниципальное право. № 14. 2014. – С. 32-34.
16. Финансы, денежное обращение и кредит: учеб. для вузов [Текст] / Под ред. М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – M.: Юрайт-М, 2009. – 450 с.
17. Финансы: учеб. [Текст] / Под ред. А.Г. Грязновой, Е.В. Маркиной. – M.: Финансы и статистика, 2011. – 504 с.
18. Финансы: учеб. [Текст]/ Под ред. В. В. Ковалева. – M.: TK Велби, Проспект, 2009. – 640 с.
19. Финансы: учеб. [Текст] /Под ред. Г.Б. Поляка. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2011. – 516 с.
20. Финансы: учеб. [Текст]/ Под ред. В. В. Ковалева. – M.: TK Велби, Проспект, 2009. – 640 с.
Вопрос-ответ:
Какие основные аспекты организации исполнения бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации?
Организация исполнения бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации базируется на принципах единства и целевого использования бюджетных средств. Важными аспектами являются также установление порядка исполнения бюджетов, построение казначейской системы и контроль за исполнением бюджетов.
Как осуществляется исполнение бюджета в Российской Федерации?
Исполнение бюджета в Российской Федерации осуществляется на основе утвержденного годового федерального бюджета, который разрабатывается и принимается Правительством Российской Федерации. Исполнение бюджета происходит через казначейскую систему, которая обеспечивает учет, обработку и контроль за денежными средствами бюджетов.
Как организована казначейская система в Российской Федерации?
Казначейская система в Российской Федерации организована на основе принципов централизации и единства казначейского учета и казначейского обслуживания. Она включает в себя Федеральное казначейство и его территориальные органы, которые осуществляют функции по учету и движению денежных средств бюджетной системы.
Какие показатели характеризуют исполнение федерального бюджета?
Основными показателями исполнения федерального бюджета являются объемы доходов и расходов, выполнение доходной части, освоение бюджетных ассигнований, дефицит (профицит) и долг федерального бюджета. Кроме того, также осуществляется контроль за соответствием исполнения федерального бюджета установленным ограничениям и нормативам.
Как осуществляется исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации?
Исполнение консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации осуществляется через систему межбюджетных отношений. Субъекты Российской Федерации получают доходы от основных источников, а также межбюджетные трансферты от федерального бюджета. Они также осуществляют расходы на финансирование своих программ и проектов.
Как происходит организация исполнения бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации?
Организация исполнения бюджетов в бюджетной системе Российской Федерации осуществляется на основе законодательства, которое регулирует процедуры и порядок выполнения бюджетных обязательств. В основу организации исполнения бюджетов положены принципы эффективного и целевого использования бюджетных средств, прозрачности и ответственности в расходовании бюджетных средств. Ответственность за исполнение бюджетов несет глава исполнительного органа государственной власти или местного самоуправления, а также главный распорядитель бюджетных средств.
Какие основы исполнения бюджета существуют в Российской Федерации?
Основы исполнения бюджета в Российской Федерации включают следующие элементы: законодательную базу, финансовые правила и нормы, организационно-управленческие механизмы. Законодательная база определяет правовые основы исполнения бюджета, устанавливает порядок формирования и использования бюджетных средств, а также определяет ответственность за нарушение бюджетного законодательства. Финансовые правила и нормы регулируют порядок и условия использования бюджетных средств, а также устанавливают правила учета и контроля за исполнением бюджета. Организационно-управленческие механизмы включают процедуры и инструменты, которые обеспечивают эффективное и целевое использование бюджетных средств.
Что такое казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации?
Казначейская система исполнения бюджета в Российской Федерации представляет собой комлекс организационных, технологических и информационных механизмов, которые обеспечивают централизованное управление денежными средствами государственного и муниципального бюджетов. Система основана на принципах единовременного поступления и единовременного расходования бюджетных средств, прозрачности и контроля за использованием бюджетных средств, а также обеспечения платежеспособности бюджетных учреждений. Казначейская система обеспечивает эффективное и целевое использование бюджетных средств, а также предотвращает и минимизирует финансовые риски и злоупотребления в бюджетной сфере.