Проблема морали в средневековой философии.
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 15.07.2016
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1.Проблема морали в христианской философии, средневековой схоластике и патристике. Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского, Ансельма Кентерберийского 4
Глава 2.Проблема морали в философии позднего Средневековья: этические воззрения в философии Ренессанса 19
Заключение 26
Список литературы 28
Психолог и социолог Э. Фромм очень точно характеризует психологическое состояние человека эпохи Возрождения: «Индивид освобождается от экономических и политических оков. Он приобретает и позитивную свободу – вместе с активной и независимой ролью, какую ему приходится играть в новой системе, - но при этом освобождается от связей, давших ему чувство уверенности и принадлежности к какой-то общности».Также важно отметить, что культура Возрождения обладала преимущественно духовным, религиозным характером, несмотря на наличие культа разума и земной красоты, который воспевали гуманисты. Однако культура Ренессанса характеризуется более глубоким и сложным пониманием божественной сущности и божественного начала. Гуманистами Ренессанса божественное отыскивалось не только в небесном мире, но и в земном. Человек, созданный по Божественному образу и подобию, воспринимался как связующее звено между небесным и земным, божественным и небожественным, соответственно, именно человек и стал для творцов Возрождения центром мироздания и главной темой искусства. Соответственно, исходя из вышесказанного, стоит отметить, что искусство и культуру Возрождения стоит рассматривать не только как возрождение античных канонов, но и как «утверждение нового христианского самосознания, идеологии нравственной и эстетической ценности человеческой личности».Итак, гуманистическое мировоззрение и гуманистический взгляд на человека и окружающий мир – это отличительные черты эпохи Возрождения. Гуманисты считали, что человек сам создает свою судьбу, выстраивает собственное земное царство. Соответственно, антропоцентризм – это еще одна основополагающая черта ренессансной культуры. В целом, можно отметить, что философия гуманизма основывалась на утверждении земного величия человека, силы его воли и разума, принципа высокого человеческого предназначения в мироздании. В гуманистической этике Италии эпохи Возрождения принято выделять следующие направления, которые отличались трактовкой и пониманием высшего блага, нравственного идеала, отношений личности и общества. На рубеже 14-15 вв. во Флоренции зародился «гражданский гуманизм», в рамках которого переплетались проблемы этики с социальной и политической мыслью той эпохи. Данное направление в гуманизме нашло своё яркое проявление в творчестве Салютати, Леонардо Бруни, МаттеоПальмиери. В частности, Бруни разработал этико-политическую концепцию, в основе которой лежал тезис античной философии о человеке как существе общественном. Бруни высказал мысль, что социальная гармония требует подчинения личного интереса общему благу. В связи с этим наиболее удачным государственным устройством Бруни считал республику, где процветают идеи и принципы свободы, равенства и братства. Идея Бруни о том, что нравственное поведение индивида и различных социальных групп должно исходить из интересов общества в целом, является главной не только в рамках концепции Бруни, но и в рамках всего направления гражданского гуманизма. МаттеоПальмиери (1406-1475) продолжил разработку идей и концепции Бруни. В своём труде «Гражданская жизнь» Пальмиери излагает доктрину, основой которой служат принципы служения общему благу и пользы для государства. Как и многие гуманисты той эпохи, Пальмиери не осуждает богатство, если оно приобретено честным путём. Более того, гуманист высказывает мысль о том, что богатство даёт возможность проявлять различные гражданские добродетели и помогать обществу. В первой половине 15 века во Флоренции концепция гражданского гуманизма продолжала разрабатываться такими деятелями, как Дж. Манетти, ПоджоБраччолини, ДонатоАччайуоли. В целом, в гражданском гуманизме Флоренции синтезировались принципы светской этики и мысли о социально-политическом устройстве. Гражданский гуманизм утверждал «не только ценность земной жизни, совершенствование которой зависело лишь от усилий самих людей, но и идеал волевой, энергичной, руководствующейся разумом личности, которая готова сознательно и ответственно участвовать в делах общества и государства». В итальянском гуманизме 15 столетия проблемы этики рассматривались с позиций практической морали и философского осмысления таких центральных этических категорий, как высшее благо, нравственный идеал, добродетель. Один из самых ярких представителей гуманизма Лоренцо Валла (1407-1457) при разработке своей этической концепции основывался на трудах Эпикура, а точнее взял и переосмыслил его теорию наслаждения, придав её резко антиаскетическую направленность. Наслаждение согласно концепции Валла является целью устремлений человека и естественным свойством человека. Наслаждение для Валлы – высшее благо и счастье. Важно отметить, что Валла высказывает ключевую для всей философии гуманизма мысль о том, что тело и душу нельзя противопоставить, наоборот, существует гармония двуединой человеческой природы. Наконец, Валла утверждает гуманистическую идею гармонии во взаимоотношениях людей как нормы, характерной для его этики. Выдвинутое Валлой понимание нравственности с учётом личного интереса человека определялось стремлением гуманиста оправдать его природные свойства, особенно чувства. Валла ожесточённо спорил с схоластами по философско-теологическому вопросу «о соотношении божественного провидения и свободной человеческой воли, акцентируя роль последней в жизненной практике людей». В основе гуманистической концепции, выдвинутой Альберти (1404-1472), неотъемлемая принадлежность человека миру природы, природу Альберти трактует как носительницу божественного начала, то есть с пантеистических позиций. Человек включён в мировой порядок, подчиняется законам гармонии и совершенства, но при этом получает право самостоятельно делать выбор между добром и злом и нести моральную ответственность за собственное самосовершенствование. Альберти полагал, что гармонию человека и природы стоит понимать как способность человека к познанию мира, разумному, основанному на законах добра, существованию. Итальянский гуманист высказал идею о том, что основным земным предназначением личности является творчество, однако творчество Альберти понимает достаточно широко – от труда обычного ремесленника до небывалых высот как научной, так и художественной человеческой деятельности. Созидательная способность человека является для гуманистов важнейшей. Наконец, важно отметить, что Альберти полагал, что семья играет ключевую роль в воспитании личности, а укрепление семьи и создание семейной гармонии является основой порядка в обществе. Как и другие гуманисты, Альберти высказывал мысль о том, что социальный мир можно обеспечить путём нравственного совершенствования каждого индивида, развития его добродетели и творчества. Проблема благородства и нравственности человека занимает важнейшее место в философии и этике гуманизма. Ещё Данте положил начало новому пониманию достоинства и благородства, не связанного с происхождением человека. В творчестве Петрарки и Боккаччо эта мысль получила своё активное продолжение и развитие. В частности, эти величайшие гуманисты отстаивали мысль о том, что только личные заслуги человека можно считать основой его благородства. Таким гуманисты 15 столетия, как П. Браччолини, Л. Квирини, К. Ландино много внимания уделяли выяснению самого содержания понятия «благородство», его связи с представлениями о знатности, богатстве и власти. Поджо, к примеру, не отвергает значимость знатности рода, но подчёркивает, что личная доблесть достигается усилиями самого человека в воспитании и развитии собственных природных способностей и добродетели. К. Ландино утверждал, что подлинный смысл понятия «nobilitas» - в добродетели и славных делах, а не в знатности происхождения и богатстве. «Быть или не быть благородным, подчёркивает Ландино, зависит от самого человека, его разума, воли, нравственного совершенства». Таким образом, в философии гуманизма идея равенства людей и подлинного благородства носила антисословный характер.ЗаключениеВ средневековой философии складывается новая система морали и нравственности. Мораль тесно связывается с любовью, с любовью к Богу, с верой в Бога, соблюдением всех христианских заповедей. Любовь же является как основой морали, так и основой общественной организации, общественных связей. Именно в этом качестве происходит ее возвышение до статуса универсальной нравственной связи. Она стремится к подчинению себе всех иных человеческих ценностей. Таким образом, следует отметить следующие два момента в христианской морали:1. Провозглашение любви в качестве ключевого нравственного принципа;2. Идея первичности основанной на любви морали по отношению к бытию.3.Вера в Бога и стремление к совершенствованию по Божественному образцу как залог нравственности и морали.Отождествление морали с любовью – это, конечно же, значительное отступление от античности, где мораль сводили в совокупности личных качеств и добродетелей. Идея примата морали перед бытием получила закрепление прежде всего в Библии. В качестве абсолютного источника нравственности и морали выступает Бог. Бог является как создателем, так и первоустроителем мира. Именно в Боге человек находит причину и цель своего бытия, норму своей деятельности, образец морали и нравственностиЧеловек - одно из творений бога. Вместе с тем он существо привилегированное. Бог создал человека по собственному образу подобию. Это выражается в том, что человек наделен свободной волей, однако он призвал служить Богу. Именно в той мере, в какой человек сам может выбрать Бога, он уподобляется Богу как абсолютной личности. И это же служение определяет степень моральности, нравственности человека.Те моральные законы, которые предписаны Богом, должны помочь человеку в его земном существовании приблизиться к Божественному, преодолеть зло в себе. Данная мысль очень ярко выражена в философских этических системах, предложенных Августином Блаженным, Фомой Аквинским, Ансельмом Кентерберийским, который полагал, что без веры в Бога ни о какой нравственности и морали говорить невозможно.В период позднего Средневековья наступает мировоззренческий переворот после наступления эпохи Ренессанса. В философской картине мира и искусстве эпохи Возрождения нашел свое отражение новый тип человека, а значит и новый тип личной и общественной морали. Идеалом человеческой личности являлся человек свободный, творческий, не подверженный церковным догмам, понимающий и осознающий свою уникальную роль в мироздании. Такая личность характеризуется ярко выраженной индивидуальностью, яркостью, внутренним богатством и стремлением к постоянному самосовершенствованию, богатыми творческими способностями. Философы и художники эпохи Возрождения стремились донести идею о том, что человек является центром мироздания, что в каждом человеке есть частица Божественного, человек тесно включен в природу, но не противопоставлен ей. Сущность философии гуманизма заключалась не только в таких чертах, как антропоцентризм, воспевание добродетели и духовности человека, неограниченных возможностей его разума. Мораль отождествлялась с благородством, щедростью, творческими способностями человека.Список литературыАвгустин Аврелий // Православная энциклопедия. Том I. — М., 2000.Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.htmlБайрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996./Электронный ресурс// http://gorod.crimea.edu/Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9.Брагина, Л.М., Варьяш, О.И., Володарский, В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения./Л.М. Брагина и др. – М.: Высшая школа, 1999. - 472 с. Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с.Гайденко В.П. Ансельм Кентерберийский. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/66/%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9CЛосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.// http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.htmlНовая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина, 2001Новейший философский словарь./Сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2009.// http://lib.rus.ec/b/193976Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/Фокин А.Р. Ансельм Кентерберийский. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/115688.htmlФролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.infoФромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с.Штокмар В. В. История Англии в средние века. — СПб., 2001.
2. Августин Аврелий // Католическая энциклопедия// http://www.ecat.francis.ru/index.html
3. Байрон Г. Иэрхарт. Религиозные традиции мира. – М., 1996./Электронный ресурс// http://gorod.crimea.edu/
4. Бандуровский К.В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997. - № 9.
5. Брагина, Л.М., Варьяш, О.И., Володарский, В.М. и др. История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения./Л.М. Брагина и др. – М.: Высшая школа, 1999. - 472 с.
6. Власов В.Г. Стили в искусстве. Т.1. – СПб.: Лита, 1998. 672 с.
7. Гайденко В.П. Ансельм Кентерберийский. Режим доступа: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/66/%D0%90%D0%9D%D0%A1%D0%95%D0%9B%D0%AC%D0%9C
8. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. – М.: Мысль, 1982. 624 с.
9. Нерсесянц В.С. Философия права. Учебник для вузов. — М.: Издательская группа ИНФРА • М — НОРМА, 1997. — 652 с.// http://www.pravo.vuzlib.net/book_z1095_page_1.html
10. Новая философская энциклопедия: В 4 тт. М.: Мысль. Под редакцией В. С. Стёпина, 2001
11. Новейший философский словарь./Сост. А.А. Грицанов. – Минск, 2009.// http://lib.rus.ec/b/193976
12. Реале Дж., Антисери Д. Западная философия от истоков до наших дней. – СПб., 1996./Электронный ресурс// http://www.krotov.info/
13. Фокин А.Р. Ансельм Кентерберийский. Режим доступа: http://www.pravenc.ru/text/115688.html
14. Фролов И.Т. Введение в философию. – М.: Культурная революция, 2008. 623 с./Электронный ресурс// www.gumer.info
15. Фромм Э. Бегство от свободы. – М.: Академический проект, 2007. 272 с.
16. Штокмар В. В. История Англии в средние века. — СПб., 2001.
Вопрос-ответ:
Что изучается в главе 1 "Проблема морали в христианской философии средневековой схоластике и патристике"?
В главе 1 рассматривается проблема морали в христианской философии средневековой схоластике и патристике. Автор обсуждает учения Августина Блаженного, Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского.
Какие учения автор рассматривает в главе 1?
В главе 1 рассматриваются учения Августина Блаженного, Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского в отношении проблемы морали в христианской философии средневековой схоластике и патристике.
Какие этические воззрения рассматриваются в главе 2 "Проблема морали в философии позднего Средневековья"?
В главе 2 рассматриваются этические воззрения в философии позднего Средневековья. Автор обсуждает этические воззрения в философии Ренессанса.
Какие ученые рассматриваются в главе 1?
В главе 1 рассматриваются учения Августина Блаженного, Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского в отношении проблемы морали в христианской философии средневековой схоластике и патристике.
Что пишет Э. Фромм о психологическом состоянии человека эпохи Возрождения?
Э. Фромм утверждает, что человек эпохи Возрождения освобождается от экономических и политических уз и переживает психологические изменения.
Какие проблемы морали обсуждаются в средневековой философии?
В средневековой философии обсуждаются проблемы морали в христианской философии, средневековой схоластике и патристике, а также в философии позднего Средневековья и философии Ренессанса.
Каково место христианской философии в средневековой философии?
Христианская философия занимает важное место в средневековой философии, особенно в христианской схоластике и патристике. Она формирует основные этические принципы и проблемы морали.
Какие учения и философы влияли на развитие моральной философии в средневековье?
Учения Августина Блаженного и Фомы Аквинского, а также Ансельма Кентерберийского оказали значительное влияние на развитие моральной философии в средневековье.
Какие этические воззрения были характерны для философии Ренессанса?
В философии Ренессанса преобладала идея освобождения индивида от экономических и политических ограничений. Это влияло на этические воззрения времени и приводило к обсуждению новых проблем и вопросов морали.
Какие источники литературы можно использовать для дальнейшего изучения проблем морали в средневековой философии?
Для дальнейшего изучения проблем морали в средневековой философии можно использовать соответствующие работы и исследования, а также произведения средневековых философов, например, Августина Блаженного, Фомы Аквинского и Ансельма Кентерберийского.
Какие учения представляли собой проблему морали в средневековой философии?
Проблема морали в средневековой философии включала учения христианской схоластике и патристике, а также этические воззрения ренессанса.