Томас Гоббс и концепция
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 13.01.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Причины возникновения и сущность «войны всех против всех» 8
2. Возможность преодоления состояния «войны всех против всех» 13
2.1. Естественные законы 13
2.2. Заключение договора и создание государства 18
3. Причины создания Т. Гоббсом концепции «войны всех против всех» 21
Заключение 24
Список использованной литературы 25
Т. Гоббс выделяет два пути для достижения верховной власти:первый путь – это государство, основанное на приобретении. Человек заставляет других людей подчиниться себе с помощью физической силы: например, когда кто-нибудь заставляет своих детей подчиниться своей власти под угрозой погубить их в случае отказа или когда военным путем подчиняют своей воле врагов, даруя им на этом условии жизнь;второй путь – это государство, основанное на установлении. В этом случае люди добровольно соглашаются подчиниться одному человеку или группе людей и возлагают на этого человека или группу людей все те обязанности, которые перечислены выше как функции государства. Такое государство, по мнению Т. Гоббса, может быть названо политическим государством.Т. Гоббс, конечно, считает более правильным второй путь создания государства. Чтобы избавиться от состояния «войны всех против всех», люди должны заключить между собой договор и назначить одного человека или группу лиц, которые представляли бы единую волю всех граждан. Во имя общей безопасности все должны подчинить свою волю и суждение воле и суждению носителя общей воли людей.Т. Гоббс дает следующее определению государству: государство есть единое лицо, которое огромное множество людейпутем взаимного договора между собой сделалоответственным за действия с тем, чтобы это лицо могло использовать силу и средства всех их так, как сочтет необходимым для их мира и общей защиты.Подведем итоги второй главы. Т. Гоббс видит возможность выхода людей из состояния «войны всех против всех» в соблюдении естественных законов и в создании государства, после чего естественные законы становятся гражданскими. Естественные законы – это, по представлению Гоббса, правила морали, которые человека нельзя заставить соблюдать насильно, пока еще не создано государство.Важнейший естественный закон – это стремление людей к миру. Именно на этом законе основывается возможность преодоления состояния «войны всех против всех». Несмотря на свои эгоистичные цели, разумом люди понимают, что нужно установить мир и обезопасить свою жизнь. Т. Гоббс говорит о необходимости заключения между людьми договора и создания государства, которое будет являться гарантом защиты и безопасности.3. Причины создания Т. Гоббсом концепции «войны всех против всех»Интересно обратиться к вопросу о том, что побудило Т. Гоббса создать концепцию «войны всех против всех».Одной из причин создания такой концепции можно считать особенности того периода, когда жил Т. Гоббс. В XVII в. в Англии произошла революция, которая сопровождалась гражданской войной.Эти события начались в 1640 году. Король Карл I созвал парламент, чтобы получить согласие на новый налог. Парламент отказал ему в этом, и тогда Карл I распустил парламент и созвал новый.Парламент нового созыва тоже отказался утвердить налог и не пожелал распускаться, за что получил в истории название Долгий парламент. Так начался конфликт между монархом и парламентом, пытавшимся ограничить его права. Одновременно в стране были серьезные религиозные и социальные противоречия. В 1642 году началась гражданская война. В ходе гражданской войны и революции была свергнута власть династии Стюартов: в 1649 году король Карл Iбыл казнен и была установлена республика. Затем был установлен так называемый протекторат О. Кромвеля, во времена которого Гоббс вернулся в Англию. Через некоторое время власть династии Стюартов была восстановлена, и на престол взошел Карл II.Т. Гоббс был свидетелем всех этих событий. Связанный с аристократической семьёй Девонширов, он сначала был сторонником короля. В одном их своих сочинений он защищал привилегии короля. Когда ситуация начала складываться в пользу парламента и были арестованы фавориты Карла IСтраффорд и Лод,Гоббс эмигрировал из Англии во Францию.Некоторое время, находясь в оппозиции к новой власти, он жил в Париже, но затем вернулся в Англию, поскольку его взгляды изменились и он отошел от роялистов. Неслучайно, впервые мысль о состоянии войны всех против всех (bellumomniumcontraomnes) была высказана Т. Гоббсом в сочинении «О гражданине» (DeCive), написанном на латинском языке в 1642 г. Это был именно тот год, когда в Англии началась гражданская война.Войны, происходившие в то время в Европе, сопровождались не только кровопролитием, но и религиозными раздорами, и это часть происходило внутри одной семьи или рода. При этом враждующие стороны были совершенно непримиримо настроены. Кроме гражданских войн, Т. Гоббс застал длительную Тридцатилетнюю войну(1618–1648), в которой участвовало множество европейских государств. Все это не могло не повлиять на его взгляды. В трактате «Левиафан» Т. Гоббс отмечает, что в его время можно было видеть, какова была бы жизнь людей при отсутствии общей власти, и это как раз пример гражданской войны. Люди, в отсутствие мирного правительства, фактически опускаются до состояния войны всех против всех. Т. Гоббс осуждает захват верховной власти путем восстания: с его точки зрения, такая попытка противоречит разуму. Даже если власть будет захвачена, это может явиться нехорошим соблазнительным примером для других людейдобиваться той же цели подобными же средствами. Т. Гоббс прямо осуждает тех, кто свергает власть, оказывавшую им защиту, «ибо такое свержение – с самого начала преступление».В Главе XVII Т. Гоббс упоминает о том, что есть такие люди, которые считают себя более мудрыми и более способными управлять государственными делами, чем другие, и поэтому стремятся реформировать и обновлять государственный строй. Тем самым они вносят в государство расстройство и гражданскую войну.Еще один пример, из которого Т. Гоббс мог вывести концепцию «войны всех против всех» – это народы, сохранившие черты первобытнообщинного строя. Т. Гоббс упоминает об этом в Главе XIII. «Может быть, кто-нибудь подумает, – пишет он, что такого времени и такой войны, как изображенные мной, никогда не было... Однако есть много мест, где люди живут так и сейчас. Например, дикие племена во многих местах Америки не имеют никакого правительства, кроме власти маленьких родов-семей, внутри которых мирное сожительство обусловлено естественными вожделениями, и живут они по сю пору в том животном состоянии, о котором я говорил раньше».Еще раз Т. Гоббс упоминает о первобытных народах в Главе XVII. Он говорит о том, что везде, где люди жили маленькими семьями, они грабили друг друга; это считалось настолько совместимым с естественным законом, что, чем больше человек мог награбить, тем больше это доставляло ему чести.Таким образом, мы можем предположить, что на создание концепции «войны всех против всех» повлияли особенности того времени, когда жил Т. Гоббс. Гражданская война и революция в его родном государстве, войны в Европе, где он также неоднократно бывал, несомненно, повлияли на его мировоззрение. Возможно, отчасти на мысли о «войне всех против всех» Т. Гоббса навели доступные ему сведения о народах, сохранивших черты первобытнообщинного строя.ЗаключениеПодводя итоги работы, необходимо отметить следующее. Английский мыслитель концаXVI –XVIIв.Томас Гоббс в своем сочинении «Левиафан», написанном в 1651 году, создал оригинальную концепцию «войны всех против всех». Эта концепция является частью политического и этического учения Т. Гоббса, поскольку она связана и с вопросом о создании государства, правами людей, и с вопросом о поведении людей в обществе.Важнейшие понятия, которые связаны у Т. Гоббса с концепцией «войны всех против всех», – это естественное состояние и естественные законы.До образования государства люди пребывали в естественном состоянии, которое сопровождалось потенциальной угрозой войны в силу свойственных природе человека недоверию к другим людям, соперничеству, жажде славы. Естественные законы и их соблюдение – это условие выхода людей из состояния «войны всех против всех». Они называются естественными, поскольку они от природы должны быть доступны пониманию всех людей, но они нигде не записаны и никто не наказывает за их неисполнение. Отказ от естественных законов, то есть от соблюдения моральных правил, грозит человечеству возвратом к конфликтам и к состоянию войны.Т. Гоббс по праву считается одним из создателей теории общественного договора в вопросе о происхождении государства. Государство, власть, по Т. Гоббсу, необходимы, чтобы обеспечить безопасность жизни людей и помочь им выйти из состояния «войны всех против всех». Люди решают заключить между собой договор о том, что они добровольно делегируют часть прав единому лицу, которое будет их контролировать и защищать. На деле это может быть как один человек, так и собрание лиц (король, парламент).На создание Т. Гоббсом концепции «войны всех против всех» могли повлиять современные ему события в Англии, а также в Европе в целом. Т. Гоббс пережил гражданскую войну, эмиграцию во Францию и возвращение в Англию, свержение и восстановление королевской династии Стюартов. Судя по высказываниям в «Левиафане», Т. Гоббс был противником гражданской войны, по сути являющейся тем же самым, что и война всех против всех.Список использованной литературыГоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt_with-big-pictures.html(дата обращения: 10.12.16)Магун А.В. Томас Гоббс и его «Левиафан» //Магун А.В. Единство и одиночество: Курс политической философии Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2011.С. 258-278.Мееровский Б.В. Гоббс. М.: Мысль, 1975.Мележик И.Н. Политико-правовая теория Томаса Гоббса:Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1984 [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=69540 (дата обращения: 13.12.16)Мележик И.Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. М., 1990. С. 104–122.Смирнов Г. Томас Гоббс // Мир сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа:http://mirsegodnya.com/index.php?name=tomas-gobbs(дата обращения: 10.12.16)Фейербах Л. Из Эрлангенских лекций по логике и метафизике. История философии Нового времени от Бэкона до Спинозы. Томас Гоббс[Электронный ресурс]. Режим доступа:http://libelli.ru/works/tom1_1/hobbes.htm (дата обращения: 10.12.16)Филиппов А.Ф. Критика Левиафана // Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. Пер. с нем. Д.В. Кузницына. СПб.: «Владимир Даль», 2006. С. 5-102.Филиппов А. «Левиафан» Томаса Гоббса [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://postnauka.ru/faq/40976(дата обращения: 10.12.16)Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. Пер. с нем. Д.В. Кузницына. СПб.: «Владимир Даль», 2006. http://malyshkin.narod.ru/Makets/Schmitt.pdf
2. Магун А.В. Томас Гоббс и его «Левиафан» // Магун А.В. Единство и одиночество: Курс политической философии Нового времени. М.: Новое литературное обозрение, 2011. С. 258-278.
3. Мееровский Б.В. Гоббс. М.: Мысль, 1975.
4. Мележик И.Н. Политико-правовая теория Томаса Гоббса: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 1984 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=69540 (дата обращения: 13.12.16)
5. Мележик И.Н. Понятие, происхождение и природа государства в политическом учении Т. Гоббса. // Актуальные проблемы истории политических и правовых учений. М., 1990. С. 104–122.
6. Смирнов Г. Томас Гоббс // Мир сегодня [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mirsegodnya.com/index.php?name=tomas-gobbs (дата обращения: 10.12.16)
7. Фейербах Л. Из Эрлангенских лекций по логике и метафизике. История философии Нового времени от Бэкона до Спинозы. Томас Гоббс [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://libelli.ru/works/tom1_1/hobbes.htm (дата обращения: 10.12.16)
8. Филиппов А.Ф. Критика Левиафана // Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. Пер. с нем. Д.В. Кузницына. СПб.: «Владимир Даль», 2006. С. 5-102.
9. Филиппов А. «Левиафан» Томаса Гоббса [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://postnauka.ru/faq/40976 (дата обращения: 10.12.16)
10. Шмитт К. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса. Пер. с нем. Д.В. Кузницына. СПб.: «Владимир Даль», 2006. http://malyshkin.narod.ru/Makets/Schmitt.pdf
Вопрос-ответ:
Какие причины возникают и сущность войны всех против всех?
По мнению Томаса Гоббса, война всех против всех возникает из-за отсутствия центральной власти, которая могла бы контролировать и регулировать конфликты между людьми. В таком состоянии каждый стремится обеспечить свою безопасность, даже за счет других, поэтому возникают постоянные борьба и напряженность. Сущность войны всех против всех заключается в отсутствии законов и ограничений, что позволяет каждому человеку вести себя так, как считает нужным, включая агрессивное поведение и насилие.
Как можно преодолеть состояние войны всех против всех?
Томас Гоббс предлагает два пути для преодоления такого состояния. Первый путь - создание государства, которое сможет осуществлять контроль и наказание за нарушение законов. Второй путь - заключение договоров между людьми, чтобы они не вступали в конфликтные ситуации, а решали свои споры путем взаимного соглашения. Таким образом, преодолеть состояние войны всех против всех можно через установление законов и правил, которым будут подчиняться все участники общества.
Какие естественные законы приводит Томас Гоббс?
Томас Гоббс выделяет несколько естественных законов, которые, по его мнению, должны быть основой для установления порядка в обществе. Во-первых, каждый человек имеет право жить и стремиться к сохранению своей жизни. Во-вторых, каждый человек имеет право на свободу и может делать все, что необходимо для ее обеспечения. В-третьих, каждый человек должен соблюдать свои обязательства и соглашения, заключенные добровольно. Эти законы призваны предотвратить возникновение конфликтов и споров, а также обеспечить устойчивый порядок в обществе.
Какая суть концепции войны всех против всех у Томаса Гоббса?
Суть концепции войны всех против всех у Томаса Гоббса заключается в том, что без государства или другой централизованной власти люди находятся в постоянной борьбе за выживание. В таком состоянии каждый стремится обеспечить свою безопасность и защиту, даже за счет других. Нет общих правил и законов, поэтому каждый человек волен вести себя по своему усмотрению. Это приводит к нестабильности, напряженности и потенциальным конфликтам между людьми.
Какие причины приводят к возникновению войны всех против всех по концепции Томаса Гоббса?
Согласно Томасу Гоббсу, основной причиной возникновения войны всех против всех является постоянная борьба за власть и ресурсы. В условиях отсутствия справедливой власти и правового порядка, люди стремятся обеспечить свою безопасность и выживание путём захвата и контроля над другими людьми.
Какова сущность войны всех против всех по концепции Томаса Гоббса?
Сущность войны всех против всех заключается в том, что каждый человек становится врагом для всех остальных. Отсутствие общих правил и универсальной власти приводит к беспорядку, грабежам, насилию и борьбе за выживание. Люди живут в постоянном страхе и неуверенности, что создаёт враждебную и воинственную атмосферу.
Как можно преодолеть состояние войны всех против всех по концепции Томаса Гоббса?
Томас Гоббс предлагает два пути для преодоления состояния войны всех против всех. Первый путь - создание сильного государства, основанного на приобретении и силе. Путём формирования общего согласия, люди сдают свои индивидуальные права и полностью подчиняются верховной власти, которая сможет обеспечить безопасность и порядок. Второй путь - заключение договора между людьми, чтобы они взаимно ограничивали свои права и согласовывали свои интересы.
Почему Томас Гоббс создал концепцию войны всех против всех?
Томас Гоббс создал концепцию войны всех против всех, потому что хотел объяснить причины и последствия отсутствия справедливой власти и правового порядка. Он считал, что воинственная и смутная атмосфера, характерная для такого состояния, создаёт опасность и неуверенность для людей. Концепция войны всех против всех помогает понять необходимость государства и законов для обеспечения безопасности и порядка в обществе.