Античная философия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 26 26 страниц
  • 17 + 17 источников
  • Добавлена 18.01.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Античная философия 5
2. Немецкая классическая философия 12
3. Русская философия 18
Заключение 25
Список использованных источников и литературы 26
Фрагмент для ознакомления

Н.Грановский (1813-1855), М.Н.Катков (1818-1887), К.Д.Кавелин (1818-1885), Б.Н.Чичерин (1828-1904) и др.Они дали ориентир на европейский либерализм. Тем не менее, и те и другие центральным местом в истории считали развитие отечества.Синтез двух направлений был отображён в трудах А.И.Герцен (1812-1870) и Н.Г.Чернышевский (1828-1889), они обосновали концепцию «русского социализма».В совокупе русская философия включала в себя такие направления, как: гегельянство, позитивизм, антропологический материализм, естественнонаучный материализм и экономический материализм, религиозно-идеалистическое направление. [14]Одним из выдающихся исследователей русской философии является религиозный мыслитель, публицист и мистик Владимир СергеевичСоловьев (1853-1900). Онсоздал систему «цельного знания» на основе синтеза науки и религии, добра и красоты, ввёл концепцию «богочеловеческого всеединства».В своей работе «Смысл любви», исследователь развил мысль, о том, что половая любовь может восстановить целостность мирачеловека, а также ввести их в бессмертие («всеединство»). В миресуществует «цельное знание», которое соединяет в себе мистику рационально-философского и эмпирически-научного знания, созданное на нравственном усилии личности. «Положительное всеединство» - это свободныйсоюзживых элементов бытия. В.С. Соловьёв уделял особое место социальной теме. Одним из его учений носило название - «Вечная женственность» (учение о Софии). София – это Божие тело, материя Божества, которая была проникнута началом божественного единства. Таким образом, сформировалось учение о мировой душе, божественном присутствие, деятельности «души мира» и идеи Бога. Учение носило название -софиология.Одной из основных проблем в философии В.С. Соловьева является проблема личности. Человек -это связующее звено между божественным и природным миром, цельюявляется -одухотворение мира, просветление и преодоление мирового зла. Интерес человеческой жизни состоит в различии истины и лжи, добра и зла. Человек имеет правона реализациюлюбого типа свободы, положительную (достигается стремлением к абсолюту и способностью человека обеспечивать божественное начало) или отрицательную (отрицание свободы и ограничение «Я»).Индивид объективно реализует и субъективно чувствует свою свободу в акте любви (к людям, к природе, к Богу) и нравственном поступке. Путь к положительной свободе открывается человеку через опыт переживания стыда, сострадания, а также критического самонаблюдения.Учёный выделяет 3 основы нравственности: 1. стыд (воздержание и пост);2. жалость (милостыня);3. благочестие (молитва).Спасение человека возможно лишь благодаря всеединству, т.е.индивидтворит добро независимо от обстоятельств, а смысл жизни заключается в сотворении добра и его приумножении. [3]Одним из наиболее значимыхучеников и последователей В.С. Соловьева былрусский религиозный и политический философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948). Учёный выделял следующие черты русской мысли: - христианская свобода и личная ответственность человека; - соборность; - гуманизм; - социальность.В философии Н.А. Бердяева доминируетчеловек, которыйназначенцентром бытия. Отсюда вытекает антропоцентризм и персонализм. Философия, по мнению учёного,это творчество, форма откровения человека, его творение, продолжающееся совместно с Богом.Проблемы свободы, творчества стоят в центре фиософской мысли исследователя.Смысл и цель человеческого существования -его свободное и незавершённое творчество. Н.А. Бердяев анализирует тезис о «загадочной русской душе». В основу формирования национальных особенностей русской души легли два начала, которые противоположны друг другу:1. природная, языческая, дионисийская стихия; 2. аскетически ориентированное православие. Природное начало связано с необъятностью России. На Западе земельные пространства малы, и ощущение границ и необходимости их защиты вызывают интенсивность западной жизни и культуры. У русского народа необъятность земельных владений в России создает представления о мощи и непобедимости русской земли. В ней всегда можно укрыться от любого врага. Это обстоятельство определяет интенсивность русской жизни и культуры. «Русский народ не был народом культуры по преимуществу, как народы Западной Европы, он был более народом откровений и вдохновений, он не знал меры и легко впадал в крайности». Русский народ в высшей степени поляризированный. В нем совмещаются противоположные начала: деспотизм и анархизм, жестокость и доброта, индивидуализм и коллективизм, национализм и всечеловечность, искание бога и воинствующее безбожие, смирение и наглость, рабство и бунт.По мнению Н.А. Бердяева, национальные особенности каждого народа определяются также соотношением в нем мужского и женского начал. В России преобладает женское начало, связанное с культом матери-земли и культом Богоматери. Учёный говорит о «вечно бабьей» русской душе. Земля представлялась последней заступницей русского народа, а материнство – основной категорией его мировоззрения.[15]Религиозно-философская проблема стоит в центре внимания творчества П.А.Флоренского (1882-1943). Спасение есть равновесие душевной жизни. Функция религии – спасать наш внутренний мир от хаоса, восстанавливать мир в душе, обществе, природе. Вера – тот мост, который должен привести к Истине.Теоретические достижения религиозных философов, их идеи в значительной мере предвосхитили ряд положений западноевропейских экзистенциалистов.Далее развивается философия русского космизма. В нём выделяют основные направления: естественнонаучное и религиозно-философское. Представители естественнонаучного космизма ставили проблему единства человека с космосом, космической природы человека и его деятельности. Безграничные возможности человечества связывали с ростом его нравственного совершенствования и научных знаний, что определило гуманистическую и оптимистическую направленность данной разновидности космизма.Научно-технические проекты К.Э.Циолковского(1857-1935) сыграли видную роль в становлении современной космонавтики. По Циолковскому, космос заполнен различными формами жизни, от примитивных до бессмертных существ, способных непосредственно ассимилировать солнечную энергию. Современный человек не является завершающим звеном эволюции. Разум и творчество поднимут человека в космос, где со временем изменится его физическая природа, он приблизится к высшим организмам, населяющим межзвездное пространство. Космическая утопия Циолковского предвосхищает некоторые современные космологические и кибернетические идеи.Одним из создателей антропокосмизма был В.И.Вернадский (1863-1945). Антропокосмизм – это система, в которой природа, космическая и человеческая (социально-гуманитарная) тенденции развития науки гармонически сливаются в единое целое. Вычленение глобально-экологической проблемы привело в дальнейшем к обоснованию Вернадским учения о ноосфере – новой оболочке Земли, возникшей над биосферой, состоящей из духовной, мыслительной энергии, принадлежащей человечеству. Возможности ноосферы расширяются с развитием науки и общества. Верил в безграничные возможности человеческого прогресса, который не мыслил вне единства всего человечества и его нравственного совершенствования. [16]Представителем религиозно-философского направления русского космизма является Н.Ф.Федоров (1828-1903). Его философия «общего дела» – это космизм с примесью фантастики, опирающейся на теологию. Центральная тема – постоянное расширение поля деятельности человека, включающего в сферу своей активности космическое пространство. Человек овладевает не только пространством, но и временем. Благодаря познанию, опыту и труду он даже способен обрести бессмертие и возвратить к жизни ушедшие поколения (воскресить предков, «отцов»).В рамках философии русского космизма в глобальном масштабе ставится проблема человеческой солидарности. В качестве ее мировоззренческой основы выступает не только религия, но и наука, обосновывается необходимость объединения людей на экологической основе, человек рассматривается как космическое событие.В 20-мв. в среде эмигрантов возникло «евразийство» – историософская концепция, поставившая вопросы о смысле истории, об отношении Востока и Запада, европейской и русской культуры, о месте России в общеисторическом процессе. Основателями данного подхода были: С.М.Соловьев,Ф.М.Достоевский, В.О.Ключевский. Евразийцы ввели в обиход понятие «место развития», каким для России стала Евразия, «континент-океан» с огромным пространством, отсутствием естественных границ, находящийся под постоянным давлением воинственных кочевников с юго-востока и варваров с запада. [17]Таким образом, история была дополнена новым элементом: развитием культуры в «пространстве». Доказывалось, что культурное развития народа имеет свои основания в географической и этнографической целостности. Была предпринята попытка преодолеть противостояние западников и славянофилов (евразийцы выступали за «серединную позицию»).ЗаключениеВ обычной жизни отношение к философам и к философии в целом выглядит не всегда позитивно, а понятие предмета философии содержит много ложных представлений. К примеру, слово «философствовать» в русском языкеобозначает «мудреное и беспочвенное рассуждение», что придаёт негативный оттенок.Однако, влияние философии на общество оказалось огромным.С другой стороны, исследование философии оказалоположительное влияние на человека, оно способствует формированию ориентации на истину и доброту. По некоторым данным изучение философской науки развивает мышление лучше других предметов. Философия оказывает огромное влияние на человеческое общество. К примеру, распространение марксистской философии привело к Российской революции в 1917 г., философия французского просвещения привела к Великой французской революции и на этой же философии были основаны США. Список использованных источников и литературы1. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999. - 544с.2. Канке В.А. Философия. – М.: уч.пособие, 2001. - 84с.3. Кувакин В.А. Философия // В. Соловьев / В.А. Кувакин. - М.: Просвещение, 1988. - 385 с.4. Моисеева Н.А. Философия. Краткий курс. 2-е изд. // В.И. Сороковикова/ Н.А. Моисеева. – М., 2010. - 314 с.5. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб.пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1979.- 448 с.6. Фейербах Л.А. Избранные философские произведения. Т.1.-М.: Государственное издательство политической литературы,1955. - 676с. 7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. - 374 с. .8. Чернышев Б. Софисты. М., 1999. - 176 с.9. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001. - ст. «Философия».10. Философия. Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М. - 520 с.11. http://books.house/filosofiya-osnovi/filosofiya-platona-23070.html12. http://pidruchniki.com/70219/filosofiya/nemetskaya_klassicheskaya_filosofiya13.http://www.studfiles.ru/preview/5242650/14. http://studbooks.net/923802/filosofiya/vostochnoslavyanskaya_filosofiya15. http://referatwork.ru/new/source/55751text-55751.html16.http://allrefs.net/c2/3wx9q/p18/17.http://www.myfilology.ru/174/russkij-kosmizm-filosofskoe-uchenie-nffedorova/

1. Асмус В.Ф. Античная философия. 3-е изд. М.: Высшая школа, 1999. - 544с.
2. Канке В.А. Философия. – М.: уч.пособие, 2001. - 84с.
3. Кувакин В.А. Философия // В. Соловьев / В.А. Кувакин. - М.: Просвещение, 1988. - 385 с.
4. Моисеева Н.А. Философия. Краткий курс. 2-е изд. // В.И. Сороковикова/ Н.А. Моисеева. – М., 2010. - 314 с.
5. Соколов В.В. Средневековая философия: Учеб.пособие для филос. фак. и отделений ун-тов. - М.: Высш. школа, 1979.- 448 с.
6. Фейербах Л.А. Избранные философские произведения. Т.1.-М.: Государственное издательство политической литературы,1955. - 676с.
7. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней философии. М., 1981. - 374 с. .
8. Чернышев Б. Софисты. М., 1999. - 176 с.
9. Философский словарь // Под ред. И.Т. Фролова. - М., 2001. - ст. «Философия».
10. Философия. Под редакцией проф. В. Н. Лавриненко. М. - 520 с.
11. http://books.house/filosofiya-osnovi/filosofiya-platona-23070.html
12. http://pidruchniki.com/70219/filosofiya/nemetskaya_klassicheskaya_filosofiya
13.http://www.studfiles.ru/preview/5242650/
14. http://studbooks.net/923802/filosofiya/vostochnoslavyanskaya_filosofiya
15. http://referatwork.ru/new/source/55751text-55751.html
16.http://allrefs.net/c2/3wx9q/p18/
17.http://www.myfilology.ru/174/russkij-kosmizm-filosofskoe-uchenie-nffedorova/

Вопрос-ответ:

Кто был главными представителями античной философии?

Главными представителями античной философии были Сократ, Платон и Аристотель.

Какие основные направления существовали в античной философии?

В античной философии существовали три основных направления: стоицизм, эпикуреизм и скептицизм.

Какие являются основные черты немецкой классической философии?

Основными чертами немецкой классической философии являются идеализм, диалектика и философское понимание истории.

Какие русские философы сыграли значительную роль в истории отечественной философии?

Значительную роль в истории отечественной философии сыграли Александр Герцен и Николай Чернышевский.

Какие источники и литературу можно использовать для изучения античной философии?

Для изучения античной философии можно использовать работы Н. Грановского, М. Н. Каткова, К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и других историков и философов.

Что представляет собой античная философия?

Античная философия - это философское направление и период в истории философии, которое возникло в Древней Греции и Древнем Риме. В античной философии заложены основы многих философских течений и концепций, таких как платонизм, аристотелизм, стоицизм, эпикуреизм и другие.

Какие основные направления существуют в античной философии?

В античной философии существуют различные направления, включающие платонизм, аристотелизм, стоицизм, эпикуреизм и другие. Каждое направление имеет свои особенности и предлагает свои теории и концепции по поводу природы мира, человека и общества.

Опишите роль античной философии в истории философии?

Античная философия играет важную роль в истории философии, так как она является основополагающим периодом и источником для множества философских концепций и течений. Многие идеи и принципы античных философов оказали значительное влияние на дальнейшее развитие философии в западной культуре.

Какие русские философы развивали идеи античной философии?

Идеи античной философии развивали и русские философы. Например, Александр Иванович Герцен и Николай Гаврилович Чернышевский в своих работах использовали принципы и концепции античной философии для анализа социальных и политических проблем своего времени.

Какие источники и литература использовались при написании статьи о философии?

Для написания статьи о философии были использованы источники и литература, такие как работы Н. Грановского, М. Н. Каткова, К. Д. Кавелина, Б. Н. Чичерина и других. Они представляют собой ценные исторические и философские источники, которые помогли обозреть и анализировать различные аспекты философии.

Какое место занимает развитие отечества в истории русской философии?

Развитие отечества занимает центральное место в истории русской философии. Это подтверждают труды А.И. Герцена и Н.Г. Чернышевского, которые придали большое значение развитию России.