Пути формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 31 31 страница
  • 24 + 24 источника
  • Добавлена 20.01.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

Введение 3
1. Своеобразие чувственно-эмоционального восприятия природы детьми младшего дошкольного возраста 6
2. Основные средства формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста 16
3. Педагогический проект формирования любви к природе у младших дошкольников 21
Заключение 29
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

СОЗДАНИЕ ЭКОЛОГО - развивающей средыВ групповой комнате              Уголок природы:комнатные растения, которые требуют разных способов ухода;оформление календаря погоды и фенологического календаря;модели погодных явлений; рисунки и иллюстрации о природе;схемы экосистем и различных сред обитания (наземного, воздушного, водного)схема экологической тропинки детского сада;схемы фаз жизненного цикла растений, животных, человека;схемы способов ухода и размножения растений;дневник наблюдения за живой природой;природоохранные и предупреждающие знаки;экологические сказки и рассказы, составлении детьми;город на подоконнике;материалы по уходу растениями;природный материал.Исследовательская лабораторияполка с материалами и предметами для экспериментирования со льдом, водой, снегом: фильтры, краски, соль, сахар, брызгалки, мыло, трубочки разного диаметра, прозрачные пластиковые стаканы на каждого ребенка, воронки, предметы, плавающие;поднос на каждого ребенка;емкости для экспериментирования, материалы для игр-экспериментов с магнитами, стеклом, резинойматериалы для игр-экспериментов с бумагой: вертушки, гармошки, печати из картофеля, моркови, пробок, краски и силуэты, копировальная бумага разного цвета, бумага разного качества; земля, глина, песок;семена для просадки и проращивания в различных условиях;песочные часиков, фартуки и нарукавники. Уголок занимательной математики:лабиринта типа «Найди дорогу к избушке белочки», «Помоги мышке добраться до сыра» и др;дидактические игры «Кто найдет больше отличий», «Путаница» и др;логические задачи, в том числе придуманные детьми.Речевой уголок:иллюстрации с изображением времен года, животных, растений и т.д.; экологические сказки, рассказы, в том числе придуманные детьми; энциклопедическая литература о природе;дидактические игры природоведческого характера;картинки о природе и труд взрослых в природе;художественная литература о природе: стихи, загадки, приметы и тому подобное.Уголок творчества:картины (пейзажи, натюрморты)картинки животных (рыб, насекомых, птиц, зверей и т.д.) для раскраски;изделия из бумаги способом оригами;изделия из природного материала.Уголок здоровья:шапочки цветов, животных (птиц, зверей, насекомых и т.д.) для имитации их движений и проведения подвижных игр; наглядно-практический материал о здоровья я, организмов человека и его потребности, гигиене и средства предупреждения травматизма.Игровой уголок:материалы к сюжетно-ролевых игр «Зоопарк», «Путешествие в пустыне» и др; зоологическое лото;дидактические игры типа «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Где чей дом?», «Этажи леса», «Кому нужна вода?»;настольно-печатные игры.Музыкально-театрализованный уголок:альбомы песен о природе с подбором иллюстраций;различные виды театра;произведения для слушания о природе (времена года, голоса птиц и т.д.).На площадке цветник с различными цветами;город с разнообразным ассортиментом овощных культур;ягодник: крыжовник, черная смородина, малина, калина, рябина; нетронутый уголок с разнообразными лекарственными растениями;птицы: осенью сделать и повесить кормушки, а весной - скворечники;инвентарь для ухода за растениями и для работы на огороде и области. Таблица 1. Ориентировочный годовой план проекта «Любите природу»  Тема месяцаРабота с детьмиПоисково - исследовательская деятельностьРабота с родителямисентябрьЗЕМЛЯ УВИТА КРАСОТОЙ «Осеннее чудо - цветы»(наблюдение за осенними цветами.)«Путешествие в Страну цветов» /Экологическая развлечение /1. Определить и обозначить цветы, из которых лучше всего собирать семена /Цветными нитками /2.Сравнение семян.Создать экологический проект «Мой любимый цветок»октябрьЧТО НАМ ОСЕНЬ ПРИНЕСЛА.«Фруктоваястрана»(Экскурсия в фруктовый сад).«Целебный орех»(Наблюдение - исследования)1.Сделать яблочный сок, используя соковыжималку.2.Исследовать наличие питательных веществ в ядрах ореха.Фотоконкурс:«Природа глазами детей.ноябрьЗОЛОТАЯ СКАЗКА ОСЕНИ «Осеннее чудо - парк»(Экологическая экскурсия в парк)«Путешествие в осеннего леса»(экологическое направление) 1. Исследование:«Что произойдет слистьями, если их закопать? »2.Эксперимент -собрать семена клена, посадить его в уголке природы. Или прорастет ли оно?Выставка: «Я, мама и волшебный листочек»(аппликация)декабрьЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «Сохрани елку» «Спят заснеженные деревья»(экскурсия - любование деревьями).«Друзья для елки»(социально - экологическое направление)1.Опыт с водой:сладкая вода незамерзает.2.Веточка елки в помещении осыпает свои веточки.Придумать сказку на тему: «О чем думает елка накануне Нового года» январьЭКОЛОГИЧЕСКАЯ АКЦИЯ «подкормите ПТИЦ» «Столовая для птиц»(экскурсия - наблюдение к кормушке).«Птичья кладовая»(беседа о рябине). 1.Привязать к дереву кусочек несоленого сала.Птица любит сало?2. В кормушку насыпать разные семена.Исследовать: кто из птиц, любит.Экологическую акция«Защитите птиц в непогоду - станут вам они пригодились». февраль САД НА ПОДОКОННИКЕ«Помогут комнатные растения»(занятие - исследование)«Витамины на окне» (высадки лука) 1. Опыт:растения тоже дышат. (На растение надеть прозрачный полиэтиленовый пакет. Что будет происходить).2.Изготовление капель для носа с алоэ.Смотр - конкурс «Озеленим нашу группу»мартВСТРЕЧАЮТ ДЕТИ ВЕСНУ«Весну красную - встречаем(экологический праздник)«Разбудила деревьявесна»(прогулка исследования)1.Повесить скворечник. Или поселится в ней скворец? 2. замазать трещины березы.Конкурс фотографий«Стоп - кадр природаапрельСОХРАНИМ ЗЕМЛЮ И ЖИЗНЬ«Пение птичий дарит весна»(экологическое направление)«День Земли»(экологическаяразвлечение.)1.Посадить березку в парке.Поливать пока примется.Акция «Посадисвое дерево или куст»майЛЮБЫ и берегите родной природе«В гости к бабушке Медуницы»(беседа о лекарственных растениях)«Брейн - ринг»(экологическийконкурс)1.Праця в природе - уберем свою площадку.2.Висияты семена цветов, собрали осенью.Экологическая минутка«Сохраним нашу Землю голубой и зеленой»  ЗаключениеИзучение состояния проблемы экологического воспитания в педагогической науке продемонстрировало, что значительное количество исследований в дошкольной педагогике посвящено систематизации знаний о природе. В исследованиях, посвященных проблеме формирования отношения к природе у детей дошкольного возраста, отношение характеризуется как бережное, сознательное, ценностное. Процесс воспитания эмоционально-ценностного отношения к природе как составляющей экологической культуры личности сложен и связан с формированием ряда структурных компонентов личности: 1) потребностей, обусловленных функциями природной среды; 2) эмоциональной готовности к осознанию ценностей природы; 3) мотивов взаимодействия с природой на основе осознания ценностей природы; 4) личного опыта эмоционально-ценностного отношения к природе.Исходя из философского и психологического понимания сущности ценностей и ценностного отношения, любовь к природе рассматриваем как особый вид субъективного отношения к ценностям природы, проявляющееся в эмоциях удовольствие - неудовольствие, радости - сумму, увлечения - пренебрежения в процессе взаимодействия с теми или иными объектами природы. То есть, ценностное отношение к объектам природы, характеризующееся указанными эмоциями, и выступает целью воспитания любви к природе у детей младшего дошкольного возраста. Критериями любви к природе в исследовании определены: особенности восприятия природы; характер эмоциональной реакции на красоту природы; характер мотивов отношения к природе и ее охране; характер оценки собственного отношения и отношения других к природным объектам.В исследовании разработанпроект эмоционально-ценностного отношения к природе, которым предусмотрено выполнение серии задач на выяснение эмоциональных, интеллектуальных, ценностных, деятельностных проявлений во взаимодействии с природой. По базовым критериям и обоснованной методике выделены качественные характеристики типов эмоционально-ценностного отношения старших дошкольников к природе: положительно-активного, позитивно-пассивного, нейтрального, негативного.Список использованной литературыБелолуцкая Ф. К.  Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.Билан А. И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Львов, 1996. - 71 с.Бусленко В. Организация эколого - оздоровительной работы в детском саду // Детский сад. - Число 45 - 46. - 2004. - С. 21 - 23.Варенцова Н.С.  Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.Граб Л.М. Творческое рассказывание //Учитель. – Волгоград.2010.Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // В.4.М.,- 1996.Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 480 с.Дорога в чудесa (экологическая тропа, экологические игры) // Детский сад. - № 37. - С. 24.Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.Лысенко Н. Использование наблюдений в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Детский сад. - 2004. - № 25 - 26. - С. 10 - 44. Маршицкая В. Экологические проекты //  Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С.14 -16Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2001. – 184 с.Пахомова Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – №1. – С.41-45.Сичко И.А., Рубан О.В. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 124-125; Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк»-1985.-557 с.Сухомлинский В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 1980. – 175 с.Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. – Л. - 1980. – 171 с.Цветкова И.В. Экология для начальной школы игры и проекты // Академия Развития. – Ярославль.,1997. Цибикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информатизации общества // Улан Уде.,2001.

1. Белолуцкая Ф. К. Организация детской проектной деятельности в детском саду // Мозаика Синтез. – М., 2009.
2. Билан А. И. Экологическое воспитание детей дошкольного возраста. - Львов, 1996. - 71 с.
3. Бусленко В. Организация эколого - оздоровительной работы в детском саду // Детский сад. - Число 45 - 46. - 2004. - С. 21 - 23.
4. Варенцова Н.С. Опыт творческой проектной деятельности // Мозаика Синтез. – М., 2009.
5. Граб Л.М. Творческое рассказывание //Учитель. – Волгоград.2010.
6. Гузеев В.В. Образовательная технология: от приёма до философии // В.4.М.,- 1996.
7. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. –Ростов на Дону: Феникс, 1996. – 480 с.
8. Дорога в чудесa (экологическая тропа, экологические игры) // Детский сад. - № 37. - С. 24.
9. Журавлёва В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников // Учитель. – Волгоград.,2009.
10. Киреева Л.Г. Формирование экологической культуры дошкольников // Учитель. – Волгоград, 2008.
11. Лысенко Н. Использование наблюдений в работе по экологическому воспитанию дошкольников // Детский сад. - 2004. - № 25 - 26. - С. 10 - 44.
12. Маршицкая В. Экологические проекты // Дошкольное воспитание. - 2001. - № 5. - С.14 -16
13. Масленникова О.М. Экологические проекты в детском саду //Учитель. – Волгоград, 2009.
14. Мельникова В.Е. Метод проектов в преподавании образовательной области //НРЦРО. – Великий Новгород, 1999.
15. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания дошкольников. – М.: Академия, 2001. – 184 с.
16. Пахомова Н. Учебные проекты: методология поиска // Учитель. – 2000. – №1. – С.41-45.
17. Сичко И.А., Рубан О.В. Использование педагогического наследия В.А. Сухомлинского в экологическом воспитании младших школьников // Успехи современного естествознания. – 2013. – № 10 . – С. 124-125;
18. Сухомлинский В. А.Сердце отдаю детям. Рождение гражданина. Письма к сыну.-К.: Рад. шк»-1985.-557 с.
19. Сухомлинский В.А. О воспитании : [выдержки из работ] / Сухомлинский В.А. - 6-е изд. - М. : Политиздат, 1988. - 269 с.
20. Сухомлинский, В.А. Избранные педагогические сочинения : в 3 т / В.А. Сухомлинский. – М. : Педагогика, 1979.
21. Сухомлинский, В.А. Родина в сердце / В.А. Сухомлинский. - 2-е изд. - М. : Молодая гвардия, 1980. – 175 с.
22. Терентьева Е.Ф. Формирование у детей 6 лет первоначальных знаний о единстве организма и среды. – Л. - 1980. – 171 с.
23. Цветкова И.В. Экология для начальной школы игры и проекты // Академия Развития. – Ярославль.,1997.
24. Цибикова Т.С. Педагогические основы использования метода проектов в условиях информатизации общества // Улан Уде.,2001.

Вопрос-ответ:

Какие методы можно использовать для формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Для формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста можно использовать различные методы, такие как: проведение экскурсий в природные парки, организация игр на открытом воздухе, знакомство с разными растениями и животными, проведение экспериментов и наблюдений.

Каково своеобразие чувственно-эмоционального восприятия природы у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста своеобразное чувственно-эмоциональное восприятие природы проявляется в их ярких эмоциональных реакциях на окружающую среду, в восторге от красоты цветов и разнообразия животных, в удивлении от наблюдения за изменениями в природе.

Какие средства можно использовать для формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Для формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста можно использовать различные средства, такие как книги, рассказы о животных и растениях, поездки в зоопарк или ботанический сад, игры на открытом воздухе, создание экологической среды в групповой комнате с помощью комнатных растений.

Расскажите о педагогическом проекте формирования любви к природе у младших дошкольников.

Педагогический проект по формированию любви к природе у младших дошкольников может включать проведение различных мероприятий, таких как экскурсии в природные парки, организация игр на открытом воздухе, знакомство с растениями и животными через наблюдения и эксперименты, оформление групповой комнаты уголком природы с помощью комнатных растений.

Как создать экологоразвивающую среду для детей младшего дошкольного возраста?

Для создания экологоразвивающей среды для детей младшего дошкольного возраста можно использовать различные методы, такие как организация игр на открытом воздухе, проведение экскурсий в природные парки, знакомство с растениями и животными через наблюдения и эксперименты, оформление групповой комнаты уголком природы с помощью комнатных растений.

Как можно формировать любовь к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Формирование любви к природе у детей младшего дошкольного возраста может происходить различными способами. Одним из путей является показывание и объяснение детям естественных явлений и изучение растений и животных. Важно также создать для детей возможность непосредственного контакта с природой, проводить экскурсии, прогулки и различные игры на открытом воздухе. Дети могут самостоятельно участвовать в уходе за животными и растениями, что также способствует формированию любви и ответственности к природе.

Какие особенности чувственно-эмоционального восприятия природы у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста чувственно-эмоциональное восприятие природы имеет свои особенности. Дети в этом возрасте еще находятся в процессе формирования своих чувств и эмоций и активно воспринимают окружающий мир. Они могут испытывать радость от ярких цветов цветов и разнообразия листьев деревьев, удивление от различных звуков природы, страх перед некоторыми животными и т.д. Для них все это ново и интересно, и они готовы открыто выражать свои эмоции.

Какие средства основные для формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Для формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста используются различные средства. Одним из них является активное участие детей в наблюдении живой природы, выращивании растений в домашних условиях и уходе за ними. Также важно проводить игры на открытом воздухе, где дети смогут наслаждаться природой и участвовать в различных активностях. Рассказы и сказки о природе, а также использование различных образов и символов природы в учебной деятельности также способствуют формированию любви и интереса к природе у детей.

Как сформировать у детей младшего дошкольного возраста любовь к природе?

Существуют различные пути формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста. Один из способов - это активное включение детей в наблюдение за природными явлениями: облаками, цветами, звездами и т.д. Также важно организовывать экскурсии на природу, где дети смогут непосредственно взаимодействовать с окружающей средой. Кроме того, можно использовать метод игры с ролевыми персонажами, посвященными природе, чтобы привлечь внимание детей и познакомить их с разными аспектами природы.

Какие особенности чувственно-эмоционального восприятия природы у детей младшего дошкольного возраста?

У детей младшего дошкольного возраста своеобразие чувственно-эмоционального восприятия природы проявляется в том, что они откликаются на ее красоту и разнообразие сильными положительными эмоциями. Дети ощущают радость от общения с природой, ее ярких красок и звуков. Они могут проявлять любовь и заботу по отношению к растениям и животным. Чувственное восприятие природы у детей помогает им развивать эмпатию и умение заботиться о окружающем мире.

Какие средства можно использовать для формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста?

Основными средствами формирования любви к природе у детей младшего дошкольного возраста являются наблюдение, игра и общение с природой. Для этого можно организовывать прогулки по паркам, садам, лесам, где дети смогут познакомиться с разнообразными растениями и животными. Также полезно проводить игры, которые включают элементы природы, например, сбор листьев, поиск цветов и т.д. Важно познакомить детей с правилами экологического поведения и объяснить, почему важно беречь и ухаживать за природой.