Роль центрального банка в национальной экономике
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 52 + 52 источника
- Добавлена 13.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 7
1. Теоретические основы государственного регулирования экономики 9
1.1. Сущность государственного регулирования экономики 9
1.2. Система государственного регулирования экономики 15
1.3. Роль Банка России в системе государственного регулирования экономики 20
2. Механизм воздействия денежно-кредитной политики на развитие экономики 31
2.1. Инструментарий воздействия денежно-кредитной политики на развитие экономики 31
2.2. Роль режима инфляционного таргетирования в развитии экономики 37
2.3. Оценка эффективности проводимой денежно-кредитной политики Банка России 44
3. Пути совершенствования денежно-кредитной политики 54
3.1. Проблемы в реализации денежно-кредитной политики и пути их решения 54
3.2. Основные направления денежно-кредитной политики в РФ в 2017- 2019 гг. 57
Заключение 64
Список использованных источников 68
По результатам анализа можно отметить следующие проблемы в области денежно-кредитной политики РФ:-завышенные ориентиры в области ценообразования на рынке энергоресурсов, заложенные в базовый сценарий макроэкономического развития, которые могут привести к снижению эффективности принятия решений;-расширение Банком России валютных операций с целью стабилизации валютного курса и погашения задолженности отечественных кредитных организаций перед иностранными в срок и в полном объеме;-реструктуризация денежной массы в обращении (агрегата М2) за счет сокращения удельного веса наличных денег в обращении и роста удельного веса депозитов;-отток капитала за рубеж, связанный со снижением инвестиционной привлекательности страны для иностранных инвесторов;-наблюдается превышение объемов кредитования зарубежных кредитных организаций над величиной заимствования вследствие огра-ничения доступа российских банков на рынок вследствие санкций; положительным аспектом данной ситуации является рост независимости от зарубежных кредиторов;-высокие процентные ставки на денежном рынке, обусловленные жесткой процентной политикой Банка России.Политика Центрального банка РФ, описанная в «Основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов», является вполне разумной и обоснованной как с теоретической, так и с практической точек зрения. Правильной представляется четкая ориентация денежной политики на достижение только тех целей, которые в принципе могут быть достигнуты монетарными мерами. Некоторые сомнения вызывает слишком оптимистичный план снизить рост цен до целевого уровня к концу 2017 г., однако после того, как ЦБ РФ публично объявил о своем намерении достигнуть данной цели, отказ от нее в пользу более мягкой политики приведет к потере доверия к декларациям Банка России, а это будет иметь крайне неблагоприятные последствия.
2. Артемов Н. М., Арзуманова Л. Л. Денежно-кредитная политика как составная часть финансовой политики. М., 2015. 458 с.
3. Барсуков М.Г., Григорьева О.П. Государственное регулирование экономики: сущность, эволюция теорий, особенности изменения в аграрном секторе// Репутациология. 2016. № 2 (40). С. 5-10.
4. Баскаева О. А., Деникаева Р. Н. Финансовые и социальные издержки инфляции в условиях современной экономики // Экономика и управление: проблемы, решения. 2015. № 10. С. 101-104
5. Бондаренко А.В. Актуальные проблемы де¬нежно-кредитной политики и развития экономики Рос¬сии в ближайшей перспективе. / А.В. Бондарен¬ко // Известия УрГЭУ. 2015. №2(58). С.52-56
6. Вотинцева Л.И. Кривошапова С.В. Совершенствование надзора за банковским сектором: региональные особенности // Азиатско-тихо¬океанский регион: Экономика, политика, право. 2012. № 1 (25). С. 55-61
7. Гайдай Т.В. Институционализм и со¬временные течения кейнсианства: аспекты методи¬ческого взаимодействия / Т. В. Гайдай // Журнал институциональных исследований. 2011. №3. С. 69-78.
8. Голодова Ж.Г., Ранчинская Ю.С., Горохова Е.Ю. Анализ предпосылок согласования аспектов денежно-кредитной политики в странах ЕАЭС//Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2016. № 7 (340). С. 78-89.
9. Горюнов Е., Дробышевский С., Трунин П. Денежно-кредитная политика Банка России: стратегия и тактика // Вопросы экономики. 2015. № 4. С. 53–85
10. Горюнов Е., Дробышевский С., Трунин П. Комментарий к проекту «Основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики на 2017 год и период 2018 и 2019 годов»//Экономическое развитие России. 2016. Т. 23. № 10. С. 10-13.
11. Государственное регулирование банковской деятельности в РФ [Элек-тронный ресурс] // Регулирование финансовой и банковской систем. - Ре¬жим доступа: http://rfbs.ru/content/view/422/94
12. Гулиев О.Ф. Направления совершенствования денежно-кредитной политики в странах//Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2016. № 12 (94). С. 1.
13. Данные официального сайта Федеральной Службы Государственной Статистики [Электронный ресурс]. URL: http: // www.gks.ru
14. Деревщикова Е.О. Влияние современной денежно-кредитной политики Банка России на экономическое развитие предприятий//Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2016. Т. 3. № 1. С. 9-12.
15. Доклад о денежно-кредитной политике. 2015. Выпуск №4 (12): [Электронный ресурс] URL: http://www.cbr.ru/publ/?PrtId=ddcp
16. Домащенко Д.В., Бадалов Л.А. Стратегические направления развития банковской системы России//Федерализм. 2016. № 2 (82). С. 123-132.
17. Дробышевский С., Киюцевская А., Трунин П. Мандат и цели центральных банков: эволюция и уроки кризиса // Вопросы экономики. 2016. № 5. С. 5–24
18. Ермоленко О.Д. Возможности перехода к таргетированию инфляции в России: факторы его ограничивающие // Политематический сетевой элек-тронный научный журнал кубанского государственного аграрного универси-тета. - Краснодар : Изд-во Кубанского гос. аграрного ун-та, 2016. № 75. С. 643-652
19. Зудина Л.В., Даниловских Т.Е. Анализ ликвидности и доходности коммерческого банка как основа оценки качества его активов // Междуна-родный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 7-2. С. 289-292
20. Карпунин В.И., Новашина Т.С. Новая парадигма денежно-кредитной политики России: проблемы и противоречия//Страховое право. 2016. № 1 (70). С. 54-58
21. Киюцевская А. Денежно-кредитная политика: специфика и особенности реализации на современном этапе экономического развития // Экономическая политика. 2016. Т. 11. № 2. С. 92—111
22. Князев Ю. Между рынком и государственным регулированием//Общество и экономика. 2014. № 9. С. 54-65
23. Колпаков В.А. Натуралистические ис¬следовательские программы в развитии экономиче¬ской теории /В.А. Колпаков// Эпистемология и философия науки. 2014 №2. С. 58-59
24. Кучукова Н.К. Проблемы и перспективы де¬нежно-кредитной политики в странах еврозоны. / Н.К. Кучукова, К.Ж. Садвокасова // Современные про-блемы науки и образования. 2015. №1. С.654
25. Мариев О.С. Теоретические основы совершенствования системы ре-гулирования банковского сектора как инструмента предотвращения банков-ских кризисов // Финансы и финансово-инвестиционный механизм. 2014. № 3-25. С. 135-139
26. Моисеев С. Р. Денежно-кредитная политика: теория и практика: учебное пособие. М. : Московская финансово-промышленная академия, 2015. С. 253. (Серия «Университетская серия»).
27. Моргоев Б.Т. Проблемы асимметричного развития банковского ре-гулирования и надзора в РФ // Банковское регулирование и надзор. 2015. № 19 (259). С. 2-7
28. Никулина О.В. Формирование финансовых инструментов поддержки экспортеров инновационной продукции в условиях кластера / В сборнике: Научные меридианы 2015 Сборник материалов I Международной научно-практической конференции. Редколлегия: С.Е. Ратенко, И.Г. Рзун, Н.О. Старкова. 2015. С. 226-229
29. Никулина О.В., Букреева Е.И. Разработка методов и инструментов управления финансовой устойчивостью коммерческого банка в условиях мирового экономического кризиса // Экономика и предпринимательство. 2015. № 12-1 (65-1). С. 604-608
30. Никулина О.В., Кошак З.А. Проблемы и перспективы международного кредито¬вания малого и среднего предпринимательства в условиях экономического кризиса и действия экономических санкций // Экономика и предпринимательство. 2015. № 6¬1 (59-1). С. 1028-1033
31. Никулина О.В., Кучерявая Н.Н. Влияние валютной политики и валютного регули¬рования на развитие банковской деятельности в сфере кредитования экономических субъектов в России и за рубежом // Экономика устойчивого развития. 2015. №3(23). С. 330-342
32. Никулина О.В., Кучерявая Н.Н. Оценка эффективности банковской деятельности в процессе развития финансовой поддержки субъектов малого и среднего бизнеса в сфере предоставления кредитных ресурсов // Экономика и предпринимательство. 2015. № 11-2 (64-2). С. 790-793.
33. Никулина О.В., Торопкина Т.О. Исследование проблем управления персоналом в банках в России и за рубежом. В сборнике: Исследование инновационного потенциала общества и формирование направлений его стратегического развития, материалы III Международной научно-практической конференции. Юго-Западный государственный университет, редколлегия: редколлегия: Горохов А. А. (ответственный редактор) и др.. Курск, 2016. С. 222-227
34. Новиков Д. Укрепление и развитие национальной модели смешанной экономики России//РИСК: Ресурсы, Информация, Снабжение, Конкуренция. 2016. №2. С. 87-94
35. Платонова, Ю.Ю. Рынок межбанковских кре¬дитов в России: состояние, проблемы и перспективы развития. / Ю.Ю. Платонова, А.А. Терехова // Экономика и предпринимательство. 2016. №6 (ч.2) (59-2). С.474-479
36. Рахаев Б.М. Очерк эволюции аграрных институтов России. М.: Эко¬номика, 2008.
37. Романенко И. В. История экономиче¬ских учений/ И. В. Романенко//Экономика. Бизнес. Право. 2014. №2. С. 44-49
38. Рубцов Е.С., Токарева Г.В. Российская инфляция: особенности и тенденции / под ред. Ф. Е. Удалова, В. В. Бондаренко // Электронный сборник статей по материалам XXV Студенческой международной научно¬практической конференции. Новосибирск : СибАК. 2014. № 10 (25). С. 255-261
39. Савина Т.Н. Денежно-кредитная политика, проводимая центральным банком российской федерации, и ее влияние на экономическое развитие: оценка, проблемы, тенденции//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 22 (304). С. 2-13.
40. Савина Т.Н. Применение режима инфляционного таргетирования в условиях экономической неопределенности//Финансы и кредит. 2016. № 23 (695). С. 24-35.
41. Скребцова Т.В. Цели и функции денежно-кредитной политики Центрального банка РФ на современном этапе//Экономика и предпринимательство. 2016. № 12-1 (77-1). С. 76-79.
42. Слепов В.А., Волков И.И. Стратегия обеспечения финансирования экономического роста в России//Финансы и кредит. 2016. № 43 (715). С. 2-13.
43. Сухарев А.Н. Волатильность цен на нефть и макроэкономическая политика России: выбор оптимальности//Финансы и кредит. 2016. № 32 (704). С. 2-10.
44. Ударцева А.Л. Проблемы и направления совершенствования денежно-кредитной политики банка России//Economics. 2016. № 6 (15). С. 61-63.
45. Уянаев Б.Б., Газаева М.Ш., Энеева М.Н. Стратегия устойчивого раз¬вития региональных социально-экономических систем. Нальчик: КБГАУ 2013
46. Финансовая экономика в условиях инновационного развития. коллективная моно¬графия / [Никулина О. В. и др.] ; под ред. И. В. Шевченко, О. В. Никулиной ; Экономи¬ческий фак. Кубанского гос. ун-та. Краснодар, 2016.
47. Хасанов Т.Ю., Курманова Л.Р. Проблемы современной денежно-кредитной политики Центрального банка РФ//Современная наука и практика. 2016. № 12 (17). С. 61-63.
48. Черникова Л.И., Брагина Т.С. Таргетирование инфляции как приоритетная задача банка России//Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2016. № 40 (322). С. 26-36.
49. Чернышова О. А., Деникаева Р. Н. Основные направления социальной политики государства в современных кризисных условиях // Экономика и управление: проблемы, решения. 2016. № 11. С. 136-138
50. Шилова В.Р. Денежно-кредитная политика России в условиях глобализации//Молодой ученый. 2016. № 12 (116). С. 1527-1529.
51. Яндиева Э.В. Денежно-кредитная политика банка России в свете волн экономической конъюнктуры//Экономика. Бизнес. Банки. 2016. Т. 5. С. 52-59.
52. Ярыкова З. Р., Деникаева Р. Н. оценка влияния основных показателей эффективности денежно-кредитной политики на экономику России в условиях глобализации// Управление финансами. 2016. № 4. Том 2. С. 54-59.
Вопрос-ответ:
Какова роль центрального банка в национальной экономике?
Центральный банк выполняет ряд важных функций в национальной экономике. Он контролирует денежное обращение в стране, регулирует процентные ставки, осуществляет денежно-кредитную политику и стимулирует экономический рост. Также центральный банк может брать на себя функции банка для правительства, выполнять платежные операции, управлять резервами страны и защищать национальную валюту.
Что такое государственное регулирование экономики и какова его сущность?
Государственное регулирование экономики - это система мер, которые принимаются государством для контроля и влияния на экономические процессы в стране. Оно осуществляется с целью обеспечения стабильности, устойчивого развития и защиты интересов государства и его граждан. Сущность государственного регулирования заключается в установлении правил игры на рынке, контроле за денежным обращением, регулировании цен, налоговой политике и других важных аспектах экономики.
Какая роль Банка России в системе государственного регулирования экономики?
Банк России играет ключевую роль в системе государственного регулирования экономики России. Он контролирует денежное обращение, осуществляет денежно-кредитную политику, регулирует банковскую систему и управляет национальной валютой. Банк России также выполняет функцию банка для правительства, управляет резервами страны и защищает финансовую стабильность. Его политика направлена на поддержание экономической стабильности, снижение инфляции и стимулирование экономического роста.
Как денежно-кредитная политика влияет на развитие экономики?
Денежно-кредитная политика оказывает существенное влияние на развитие экономики. Посредством регулирования процентных ставок и количество денежной массы, центральный банк может контролировать инфляцию, стимулировать или замедлять экономический рост, регулировать кредитование и спрос на рынке. Эффективная денежно-кредитная политика может создать благоприятные условия для развития предпринимательства, инвестиций и сбережений, а также способствовать поддержке устойчивого экономического роста.
Какова роль центрального банка в национальной экономике?
Центральный банк играет ключевую роль в национальной экономике. Он отвечает за монетарную политику, контролирует денежное обращение, регулирует процентные ставки, управляет резервами страны и обеспечивает финансовую стабильность. Кроме того, центральный банк является надзорным органом и регулирует деятельность коммерческих банков.
Что такое государственное регулирование экономики?
Государственное регулирование экономики — это система мер, принимаемых государством для влияния на экономические процессы в стране. Цель государственного регулирования состоит в обеспечении устойчивого развития экономики, стимулировании роста, снижении инфляции, борьбе с безработицей и поддержке финансовой стабильности.
Какую роль играет Банк России в системе государственного регулирования экономики?
Банк России является центральным банком Российской Федерации и выполняет роль главного регулирующего органа в экономике страны. Банк России отвечает за формирование и реализацию денежно-кредитной политики, контролирует денежное обращение, устанавливает процентные ставки, регулирует деятельность коммерческих банков, обеспечивает финансовую стабильность и борется с инфляцией.
Как денежно-кредитная политика влияет на развитие экономики?
Денежно-кредитная политика оказывает значительное влияние на развитие экономики. Путем регулирования объема денежной массы, установления процентных ставок и контроля за деятельностью банков, центральный банк может стимулировать экономический рост, сдерживать инфляцию, обеспечивать стабильность финансовой системы и поддерживать равновесие в экономике.
Какая роль центрального банка в национальной экономике?
Центральный банк играет ключевую роль в национальной экономике. Он отвечает за осуществление монетарной политики, контроль за денежной массой и процентными ставками, а также за стабильность финансовой системы страны.