Феномен счастья в русской философии 19-20 веков
Заказать уникальную курсовую работу- 27 27 страниц
- 12 + 12 источников
- Добавлена 05.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЧЕСКИЕ И ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФЕНОМЕНА «СЧАСТЬЕ» В ФИЛОСОФИИ 5
1.1 История подходов к пониманию счастья 5
1.2 Проблема определения понятия «счастье» 12
ГЛАВА 2 ПРОБЛЕМА СЧАСТЬЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ 19-20 ВЕКОВ 14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Смысл жизни можно видеть в борьбе до победного конца, в терпеливом и смиренном выполнении долга, в изматывающем душу и тело преодолении себя, в самоутверждении через все препятствия, в обеспечении другим людям благ и возможностей. Смысл обладает неуязвимостью субъективного как особой духовной реальности. Поиск и поддержание смысла – это работа не только ума, но также воли и сердца, чувств. Без учета смысла как эмоционального переживания разговор о нем становится абстрактным, а сам смысл превращается в неуловимый фантом.Счастье и смысл жизни противоречиво связаны с фундаментальными этическими категориями добра и зла. В идеале смысл жизни и счастье – это достояние человека, в полной мере реализующего лучшие свои потенции, доброго, творческого, живущего продуктивной жизнью. Однако в реальной жизни добрые люди нередко бывают несчасливы, а некоторые на каком-то этапе жизни могут потерять ее смысл. В то же время деятельность весьма злого, жестокого, хитрого человека может быть вполне осмысленной. Впрочем, это не дискредитирует феномены счастья и смысла жизни, а лишь говорит об их экзистенциальной природе, не сводимой к одной только чистой морали.Человек так устроен, что он стремится к обеспечению своих интересов. И чаще всего бывает, что достижение какого-то своего личного интереса человек рассматривает как элемент счастья. Далее, стремясь к достижению этого, человек часто забывает о средствах для избранной цели. Использование же этих средств порой вступает в противоречие с интересами других людей. Получается, что мы часто пытаемся построить свое личное счастье за счет окружающих. Это «счастье» недолговечно, так как противоречит основному нравственному закону «поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой».Счастье есть итог длительного пути человека от порока к добродетели, результат борьбы с пороком, награда человека самому себе за свой упорный целенаправленный труд.В. Татаркевич отмечает, что в утопиях XIX века проблеме счастья отдельного человека стало уделяться больше внимания. Утопические учения стали более человечными, отвечающими потребностям людей, а потому более реальными и менее утопичными.В аксиологическом плане счастье - эта ценность, мера добра в жизни человека, идеал совершенства и бытия вообще. Желанная жизнь – это жизнь достойная, которая приносит удовлетворение: к ней стремятся, о ней мечтают. Стремление к поставленным целям и идеалам, а главное, возможность их достижения является основой счастливой жизни. Человек счастлив в той мере, в какой он воспринимает собственную жизнь как желанную, «отвечающую требованиям своего ценностного сознания».С позиции аксиологии счастья представления о счастье и понятие счастья различаются как конкретное и абстрактное. Как отмечает Е.Л. Дубко и В. А. Титов, представление о счастье – это явление общественного сознания, которое может стать индивидуальным.Представитель русской философской мысли XX века, социолог П.А. Сорокин рассматривал идею счастья в качестве важнейшей составляющей формулы социологического прогресса и связывал с понятием счастья все другие человеческие ценности. По его мнению, любая другая ценность приобретает свою истинность в той мере и постольку, поскольку способствует увеличению счастья. В противном случае она не может называться подлинной: «Как бы не были ценны сами по себе любовь к ближнему, солидарность, знание (истина) и т. д., но раз они не сопровождаются параллельным развитием счастья или даже ведут к уменьшению его – они становятся полуценностями».Как отмечает В. Татаркевич, пессимистические взгляды на мир возникали вследствие особого социально-психологического климата, сложившегося в европейском обществе в XIX веке. Появление призрачной надежды на улучшение жизни низших слоев общества, с одной стороны, привилегированное, благополучное, а, следовательно, пассивное состояние высших слоев общества, с другой стороны, не способствовало счастью людей. Отмечая устойчивость пессимизма в истории философской мысли, В. Татаркевич говорит о том, что пессимистический взгляд на мир всегда имел определенную компенсацию. Он соединялся с оптимистическим представлением о будущей жизни, с надеждой на счастье будущих поколений. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ данной работе мы выполнили все задачи:- рассмотрели историю подходов к пониманию счастья;- изучили понятие «счастье» в философском аспекте;- выявили особенности феномена счастья в XIX-XX веках.В результате анализа проблемы нами было определено следующее: В науке нет единого мнения о содержательной стороне понятия счастья. Еще в работах философов античности категория счастья являлась одной из центральных. Многие поколения ученых пытались решить вопросы об универсальности представлений человека о счастье. В XIX – начале XX века, в российской религиозной философии развернулась интенсивная критика идеи счастья как главного основания и объяснительного принципа жизни человека. В. Соловьев утверждал, что понятие счастья, как и понятия пользы и наслаждения, не имеет нравственной природы и не может служить основой этики.В. Розанов, Н. Бердяев, А. Введенский и другие философы противопоставили принципу стремления к счастью принцип стремления к смыслу как направленности на что-то ценное в мире.В русских философских традициях категория счастья имела несколько значений :рок, судьба, участь, доля; то есть, быть счастливым поначалу понималось как «находиться под милостью высших сил»;случайность, желанная неожиданность, успех в делах; то есть быть счастливым, может означать и то, что человек может быть как бы соучастником своей судьбы;счастье – благоденствие, благополучие, покой и довольство; жизнь без горя и забот – более конкретизированный вариант, похожий на «счастье для бедных».В.В. Розанов считает, что в идее счастья содержится три понятия. Первое – «жизнь» как объект осмысления. Второе – «цель» как порядок ее поиска в жизни. Третье – «счастье» как идеал наших устремлений.Великий русский писатель Л.Н. Толстой утверждал, что счастье всегда в наших руках, что оно является следствием доброй жизни. Достигнуть счастья можно в земной, а не только в небесной жизни, счастье зависит от самого человека, от образа жизни, а не от окружающих его людей.Если человек счастлив, то и другим от этого будет хорошо.С позиции аксиологии счастья представления о счастье и понятие счастья различаются как конкретное и абстрактное. Как отмечает Е.Л. Дубко и В. А. Титов, представление о счастье – это явление общественного сознания, которое может стать индивидуальным.Представитель русской философской мысли XX века, социолог П.А. Сорокин рассматривал идею счастья в качестве важнейшей составляющей формулы социологического прогресса и связывал с понятием счастья все другие человеческие ценности.Подводя итог, хотелось бы отметить, что проблема счастья всегда будет носить актуальный характер. Это подтверждается тем, что к ней обращались философы различных исторических эпох, которые дали свое осмысление понятия счастья, проблем его достижения и пути их решения. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫAquinas T. The Summa Theologica.First Part / Translated by the Fathers of the English Dominican Province – N. – Y.: Benziger Bros. edition, 1947 URL: http:// www.sacred-texts.com/chr/aquinas/summa/sum011.htm Антоновский Ю. М. Биографический очерк «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность» // Проект «Собрание классики» Библиотеки Мошкова URL: http://az.lib.ru/a/ antonowskij_j_m/ text_0010.shtmlАристотельЭтика. – СПб., 1908. Бахтин М.В. Счастье как антропологическая проблема http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38294.phpБентам И. Введение в основание нравственности и законодательства // Пер., предисл., примеч. Б.Г. Капустина. М., 1998.Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. – М., 2004. С. 102-114Гусейнов А. А. История этических учений: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.Джидарьян И.А. Представления о счастье в российском менталитете. – СПб.: Алетейя, 2001. – 240 с.Дубко Е.Л. Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: МГУ, 1989. – 190 с.Кант И. Критика практического разума. – М.: Наука, 2007.Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра-М, 2004. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. // Кафедра физической и коллоидной химии Южного федерального университета URL: http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Curie_Marie.html Лишаев С. А. История русской философии: Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н.Ф. Федоров, П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев). Курс лекций: учебное пособие // С.А. Лишаев.– Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2006.Милль Дж. С. Утилитаризм. О свободе: 3-е изд. – СПб., 1900.Розанов В. Смысл жизни. – М., 1994. Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья // Социологические исследования. 1988. № 4. С. 103-108.Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / Сост. и перевод с польского Л.В.Коноваловой. – М.: Прогресс, 1981. – 367 с.Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. соч.: В 22 т. М., 1983. Т. 16. С. 106–165.Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993. Философская энциклопедия. / Под ред. В.Ф. Константинова, в 5-ти т. Т.5. – М., 1970.Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. – М., 1951. Т. 3.
1. Aquinas T. The Summa Theologica.First Part / Translated by the Fathers of the English Dominican Province – N. – Y.: Benziger Bros. edition, 1947
URL: http:// www.sacred-texts.com/chr/aquinas/summa/sum011.htm
2. Антоновский Ю. М. Биографический очерк «Джордано Бруно. Его жизнь и философская деятельность» // Проект «Собрание классики» Библиотеки Мошкова
URL: http://az.lib.ru/a/ antonowskij_j_m/ text_0010.shtml
3. АристотельЭтика. – СПб., 1908.
4. Бахтин М.В. Счастье как антропологическая проблема http://www.portal-slovo.ru/pedagogy/38294.php
5. Бентам И. Введение в основание нравственности и законодательства // Пер., предисл., примеч. Б.Г. Капустина. М., 1998.
6. Воркачев С.Г. Счастье как лингвокультурный концепт. – М., 2004. С. 102-114
7. Гусейнов А. А. История этических учений: Учебник. – М.: Гардарики, 2003.
8. Джидарьян И.А. Представления о счастье в российском менталитете. – СПб.: Алетейя, 2001. – 240 с.
9. Дубко Е.Л. Титов В.А. Идеал, справедливость, счастье. – М.: МГУ, 1989. – 190 с.
10. Кант И. Критика практического разума. – М.: Наука, 2007.
11. Кузнецов В. Г. Словарь философских терминов. – М.: Инфра-М, 2004.
12. Золотухина-Аболина Е.В. Курс лекций по этике. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1999.
13. Лауреаты Нобелевской премии: Энциклопедия. Пер. с англ.– М.: Прогресс, 1992. // Кафедра физической и коллоидной химии Южного федерального университета
URL: http://www.physchem.chimfak.rsu.ru/Source/History/Persones/Curie_Marie.html
14. Лишаев С. А. История русской философии: Часть II. Книга 2: Вторая половина XIX века (Н.Ф. Федоров, П.Д. Юркевич, В.С. Соловьев). Курс лекций: учебное пособие // С.А. Лишаев.– Самара: Издательство Самарской гуманитарной академии, 2006.
15. Милль Дж. С. Утилитаризм. О свободе: 3-е изд. – СПб., 1900.
16. Розанов В. Смысл жизни. – М., 1994.
17. Сорокин П.А. Социологический прогресс и принцип счастья // Социологические исследования. 1988. № 4. С. 103-108.
18. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека / Сост. и перевод с польского Л.В.Коноваловой. – М.: Прогресс, 1981. – 367 с.
19. Толстой Л.Н. Исповедь // Собр. соч.: В 22 т. М., 1983. Т. 16. С. 106–165.
20. Толстой Л.Н. Путь жизни. – М., 1993.
21. Философская энциклопедия. / Под ред. В.Ф. Константинова, в 5-ти т. Т.5. – М., 1970.
22. Чернышевский Н.Г. Антропологический принцип в философии // Чернышевский Н.Г. Избр. филос. соч. – М., 1951. Т. 3.
Вопрос-ответ:
Какие исторические и теоретические аспекты феномена счастья в философии рассматриваются в статье?
Статья рассматривает историю подходов к пониманию счастья и проблему определения понятия счастье в русской философии 19-20 веков.
Какие подходы в истории русской философии были к пониманию счастья?
В истории русской философии были различные подходы к пониманию счастья, такие как материалистический, идеалистический, духовно-религиозный и др.
Какие проблемы возникают при определении понятия счастья?
При определении понятия счастья возникают проблемы связанные с объективностью и субъективностью этого понятия, его зависимостью от внешних условий или внутреннего состояния человека.
Каким образом счастье рассматривается в отечественной философии 19-20 веков?
В отечественной философии 19-20 веков счастье рассматривается как философская проблема, связанная с смыслом жизни, моральными принципами, духовным развитием и общественной справедливостью.
Какие аспекты счастья рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются исторические и теоретические аспекты феномена счастья, а также проблема определения понятия счастье в русской философии.
Что такое феномен счастья в русской философии 19-20 веков?
Феномен счастья в русской философии 19-20 веков представляет собой комплексное и многомерное явление, которое изучалось и анализировалось русскими философами данного периода. Они исследовали понятие счастья, его историю, проблему определения и философские аспекты этого явления.
Какие проблемы возникали при определении понятия счастье?
Определение понятия счастья в русской философии 19-20 веков стало объектом множества дискуссий и споров. Философы сталкивались с проблемой субъективности и многообразия толкований этого понятия. Каждый философ предлагал свое определение, основываясь на своей системе ценностей и мировоззрении. В результате возникали разные точки зрения и различные подходы к пониманию счастья.
Какие подходы существовали к пониманию счастья в русской философии 19-20 веков?
Существовало несколько подходов к пониманию счастья. Одни философы считали, что счастье заключается в материальном благополучии и удовлетворении человеческих потребностей. Другие подходы уделяли больше внимания духовным и этическим аспектам счастья. Некоторые философы связывали счастье с осознанием смысла жизни и достижением высших целей.
Как философы решали проблему определения понятия счастье?
Философы пробовали подходить к определению понятия счастья с разных сторон. Они исследовали исторические и теоретические аспекты феномена счастья, обращались к этике, психологии, социальным наукам и религии. Некоторые философы разрабатывали свои собственные теории счастья, основываясь на своих философских концепциях и представлениях о мире и жизни.
Какие аспекты истории и теории феномена счастья рассматриваются в русской философии 19-20 веков?
Статья рассматривает исторические и теоретические аспекты феномена счастья в русской философии 19-20 веков.