Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы г.Улан-Удэ
Заказать уникальную курсовую работу- 33 33 страницы
- 15 + 15 источников
- Добавлена 23.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Воздействие хозяйственной деятельности на окружающую среду и природные ресурсы г. Улан-Удэ 4
1.1 Формирование системы экологического мониторинга г. Улан-Удэ 4
1.2 Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды Республики Бурятия 6
1.3 Экологическая ситуация г. Улан-Удэ 8
2. Качество окружающей среды 18
2.1 Право на благоприятную окружающую среду в Российской Федерации 18
2.2 Законодательная защита населения г. Улан-Удэ от экологических бедствий 20
3. Проблемы развития системы водоочистки в России 24
3.1 Пример негативного воздействия селитебно-промышленных агломераций реки Уда вблизи г. Улан-Удэ 24
3.2 Единая межрегиональная база данных о характере и степени загрязнения водных объектов в бассейнах озёр и рек Республики Бурятия 27
3.3 Разработка проектов снижение токсичности производственных сточных вод г. Улан-Удэ 29
Заключение 31
Список литературы 33
Создание рекомендуемой межрегиональной системы водозащиты и водоочистки и, следовательно, водовосстановления в бассейне рек, помимо модернизации традиционных очистных сооружений и создания водоохранных зон, прибрежно-защитных полос и т. д., может сыграть роль "спускового механизма" в решении проблем социально-экологической реабилитации большей части территории России. На этой территории сосредоточена значительная часть населения России, озабоченного состоянием своего здоровья и заинтересованного в его улучшении прежде всего за счет принятия профилактических мер. Следует отметить, что каждый гражданин России имеет право на возмещение ему фондом обязательного медицинского страхования (ОМС), в том числе в судебном порядке, нанесенного ущерба здоровью в результате техногенного загрязнения окружающей среды и прежде всего от некачественного питьевого водоснабжения, обусловившего развитие той или иной заболеваемости и тем более летального исхода. Эффективность предлагаемой системы определяется ее межрегиональным и комплексным характером, что требует разработки и принятия специальной программы действий на государственном уровне, обязательной для всех субъектов РФ, муниципальных образований, предприятий и предпринимателей. Все они должны принять активное участие в ее реализации с определенной законодательством долей финансирования за счет всех доходов от водопользования, которые должны значительно возрасти в соответствии с новой редакцией Водного кодекса РФ. Заметим, что и в существующем законодательстве предусмотрено 50%-ное использование средств от водных доходов местными бюджетами исключительно на водохозяйственные цели, хотя на практике используется менее 20 %, что прямо или косвенно обусловливает повышенную заболеваемость населения.Рекомендуемая межрегиональная система водо-защиты и водовосстановленияводного бассейна должна включать сеть региональных научно-производственных центров (НПЦ "Удабасс"), на базе которых возможна реализация вышеперечисленных способов комплексного решения рассматриваемой проблемы. Ожидаемая результативность такого решения определяется указанными выше перспективами снижения заболеваемости и смертности населения, которая на 70-80 % обусловлена качеством питьевой воды, т. е. 10-кратной эффективностью профилактики по сравнению с затратами на лечение, а также перспективами возврата значительных объемов очищенной воды в замкнутые системы водоснабжения предприятий, т.е. эффективностью ресурсо- и энергосбережения.3.2 Единая межрегиональная база данных о характере и степени загрязнения водных объектов в бассейнах озёр и рек Республики БурятияВ настоящее время отсутствует единая межрегиональная база данных о характере и степени загрязнения водных объектов в бассейнах озёр и рек, которая должна включать информацию, необходимую для принятия управленческих, инженерно-технических и медико-профилактических решений. Эта информация может быть получена путем организации как территориального медико-эколого-геохимического обследования геоэкосистем, так и путем проведения точечного, т. е. по предприятиям-загрязнителям, экологического аудита. В результате таких работ может быть создана многослойная электронная эколого-геоинформационная система (ЭГИС) или картографо-аналитическая база данных, необходимая для выбора приоритетов обеспечения экологической безопасности на территории бассейнов, представляющих его регионов и муниципальных образований, ТПК и конкретных предприятий. В частности, только с использованием этой базы данных в масштабах от 1:50000—1:25000 до 1:10000—1:5000 могут быть выделены водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы в районах повышенных техногенных нагрузок на окружающую среду. Очевидно также, что при составлении балансов водопотребления и проведении водовосстановительных мероприятий должны учитываться данные о техногенном загрязнении гидросистем, включая донные осадки и почвы водосборных элементов ландшафта. Создание ЭГИС по водным объектам в конечном результате послужит основой стоимостной оценки водных ресурсов, упорядочения платы за водопользование и загрязнение источников водоснабжения.Если же решение этой проблемы будет осуществляться исключительно на уровне отдельных регионов, то оно заведомо обречено на неудачу, так как несогласованность методов и действий приведет к неэффективной работе всей системы в целом. Все способы решения рассматриваемой проблемы могут быть реализованы в рамках деятельности НПЦ, системы "Удабасс", которые предлагается создать в каждом из существующих и тем более в будущих (укрупненных) субъектах РФ. Такие центры должны включать прежде всего современные экспресс-аналитические лаборатории, необходимые как для комплексного поликомпонентного эколого-гидрохимического обследования и оценки состояния водных сред и донных осадков, так и для осуществления мониторинга. Рекомендуемый для таких лабораторий многоцелевой атомно-эмиссионный спектральный анализ (АЭСА) с дуговыми источниками возбуждения спектров позволяет одновременно определять до 40—60 химических элементов с чувствительностью от n⋅10-1 до n⋅10-6 %, что делает его наиболее рациональным и незаменимым при проведении многоцелевых площадных картировочно-оценочных работ ресурсно-поискового направления.Стоимость спектрометрических комплексов невысокая — в пределах 900 тыс. руб., ежегодные затраты на эксплуатацию — около 2 млн. руб., что почти в десять раз дешевле аналогичного зарубежного прибора; производительность — 100 тыс. элементо-определений в год при сроке окупаемости до 2 лет. Дальнейшее развитие этого метода осуществляется в целях определения содержаний почвообразующих макрокомпонентов, традиционно определяемых, в отличие от микрокомпонентов, трудоемкими, дорогими и неэкспрессными силикатными анализами. Диапазон измеряемых концентраций почвообразующих элементов (мас. доли) следующий: SiO2 (0,1—100); TiО2 (0,01—30); Al2O3 (0,01—30); Feобщ (0,01—50); MnO (0,01—30); MgO (0,01—30); CaO (0,01—40); Na2O (0,1—10); K2O (0,1—10); P2O5 (0,1—10) [1, 5].Разнообразие природных ландшафтов, геологических формаций и техногенных источников загрянения поверхностных и подземных пресных вод, в том числе используемых для питьевого водоснабжения, требует организации системного опробования водных сред и донных осадков на возможно более широкий круг ингредиентов загрязнения. Согласно требованиям ВОЗ, последний включает более 1000 потенциально токсичных элементов, тогда как российская лабораторная база служб государственного мониторинга позволяет определять в водных средах не более 15—20 компонентов. В центрах "Удабасс" должны быть сосредоточены создаваемые ими многослойные региональные ЭГИС по водным объектам, предоставляющих весь комплекс информационно-консалтинговых услуг органам власти, предприятиям и населению, а также необходимые технические средства водоочистки.3.3 Разработка проектов снижение токсичности производственных сточных вод г. Улан-УдэГлавная задача — снижение токсичности производственных сточных вод, которая достаточно индивидуальна в соответствии с техноэкогеохимической специализацией предприятий: поскольку предприятия имеют свою специфику технологии производства и, соответственно, состава ВХВ в сточных водах, то эту работу надо проводить на каждом предприятии индивидуально. Для этого необходим прежде всего независимый от них государственный контроль за характером и степенью загрязненности производственных сточных вод, поскольку без достоверной информации невозможно осуществлять управление их качеством, а также разработать оптимальный для каждого предприятия способ снижения токсичности промстоков за счет повышения культуры производства, применения локальных способов водоочистки от специфических ВХВ и т. п. К сожалению, принятый в России разовый инспекционный контроль производственных сточных вод (определение примесей в случайной разовой пробе воды) на предприятии не только не может дать достоверной информации о ежесуточных сбросах ВХВ предприятием, но даже позволяет ему бесконтрольно сбрасывать с производственными сточными водами любые количества ВХВ в любое время суток (кроме момента отбора инспекторами разовой пробы). Это парализует всякую возможность снижения токсичности производственных сточных вод и обусловливает необходимость огромных государственных средств на водоочистку. В то же время в разработаных в 1984 г. МосводоканалНИИпроектом "Правилах приема производственных сточных вод" совершенно четко сформулированы правила получения достоверной информации о суточном сбросе ВХВ предприятиями: "Сброс производственных сточных вод предприятием должен осуществляться через самостоятельные выпуски с устройством за пределами территории предприятия контрольных колодцев, оборудованных автоматическими пробоотборниками и измерительными устройствами для непрерывного контроля за составом и расходом сточных вод по каждому выпуску".Такие пробоотборники и устройства давно разработаны и рекомендованы к серийному производству. Поэтому реализация указанного положения зависит только от политической воли администрации и законодателей всех уровней, от руководства МПР, до руководителей конкретных предприятий.Достижение гарантированного обеспечения водными ресурсами населения и объектов экономики будет способствовать сбалансированному пространственному развитию страны, поддержанию высокого уровня продовольственной, промышленной и энергетической безопасности.ЗаключениеВ настоящее время в большинстве видов экологического контроля участвует общественное экологическое движение, которое имеет значительную социальную и политическую силу для формирования позитивных сдвигов в направлении усиления роли общественности в сфере сохранения окружающей природной среды и рационального использования природных ресурсов.Таким образом, представляется целесообразным создание системы взаимоувязанных экологических паспортов, содержащих основные данные о состоянии, характере использования и тенденциях изменения природно-ресурсного потенциала различных территорий, в частности мегаполисов, природных объектов, отдельных природопользователей. Экологическая паспортизация должна стать частью более сложной, чем существующая в настоящее время, нормативноправовой системы определяющей взаимоотношения между природопользователями, органами государственного управления и окружающей при родной средой. Содержащаяся в экологических паспортах разнообразная информация о предприятии как источнике загрязнения окружающей среды полезна при управлении операциями.На муниципальном уровне г. Улан-Удэ следует поддерживать инициативы, направленные на улучшение экологической ситуации и рациональное использование земли агломерации, исходя из принципов устойчивого развития.Наиболее значительным изъяном материально-технической базы отечественной системы экологического контроля является отсутствие систем непрерывного экологического мониторинга, особенно в области выбросов от стационарных источников. Санитарно-гигиенические лаборатории созданы в основном на крупных предприятиях. Многие предприятия не заинтересованы в установлении контрольно-измерительной аппаратуры, так как штрафные санкции ниже, чем затраты на приобретение автоматизированного мониторинга.Сегодняшняя организация экологического мониторинга окружающей среды агломерации не позволяет быстро и достоверно идентифицировать источник аварийного загрязнения.Необходимость скорейшего решения экологических проблем для выхода на траекторию устойчивого развития требует привлечения современного инструментария государственного регулирования охраны окружающей среды мегаполиса. Экологическая ситуация в агломерациях может быть изменена в позитивную сторону путем переориентации всей социально-экономической политики в стране.Список литературыАдминистрация г.Улан-Удэ - http://www.ulan-ude-eg.ru/Айдаркина Е.Е., Рябова К.С. Анализ системы экологического мониторинга состояния водных объектов Бурятии // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 242-245. Белоконев Е.Н., Попова Т.Е., Пурас Г.Н. Водоотведение и водоснабжение. Серия: Строительство. – М.: Феникс, 2009. - 384 с.Васильева Т.А., Трегулова Н.Г. Автотранспортная система региона: перспективы и экологическая безопасность (на примере Бурятии) // Научное обозрение. 2013. № 6. С. 193-200.Денисов В., Кулакова Е., Денисова И. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. Серия: Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2014. - 464 с.Зерщикова М.А. Меры борьбы с негативными экологическими последствиями в Бурятии // Инженерный вестник Дона. 2010. Т. 13. № 3. С. 194-197.Инженерная экология и экологический менеджмент. Серия: Новая университетская библиотека / Под.ред. И. Фадина, Н. Иванова. – М.: Логос, 2011. - 520 с.Колесникова Е.В., Непьянова У.А. Реализация экологических программ в Бурятии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 11. С. 194-197.Марфенин Н. Экология. Серия: Высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2012. - 512 с.Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Серия: СанПиН. Санитарные правила и нормы. – М.: Рид Групп, 2012. - 128 с.Почекаева Е. Окружающая среда и человек. Серия: Высшее образование / под ред. Ю. Новикова. – М.: Феникс, 2011. - 576 с.Разяпов А.З. Методы контроля и системы мониторинга загрязнений окружающей среды. – M.: Издательский Дом МИСиС, 2011. - 220 с.Тихонова Ж.С. Государственное экологическое регулирование и контроль обращения промышленных отходов в Бурятии // Вестник Донского государственного технического университета. 2013. Т. 13. № 5-6 (74). С. 182-189.Тотай А., Корсаков А., Галюжин С., Филин С., Галюжин А. Экология. Учебное пособие. Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2013. - 416 с.Трегулова Н.Г., Васильева Т.А. Экологическая оценка территории Бурятии по качеству среды обитания // Перспективы науки. 2013. № 9 (48). С. 111-116.
2. Айдаркина Е.Е., Рябова К.С. Анализ системы экологического мониторинга состояния водных объектов Бурятии // Экономика и социум. 2014. № 4-1 (13). С. 242-245.
3. Белоконев Е.Н., Попова Т.Е., Пурас Г.Н. Водоотведение и водоснабжение. Серия: Строительство. – М.: Феникс, 2009. - 384 с.
4. Васильева Т.А., Трегулова Н.Г. Автотранспортная система региона: перспективы и экологическая безопасность (на примере Бурятии) // Научное обозрение. 2013. № 6. С. 193-200.
5. Денисов В., Кулакова Е., Денисова И. Экологические основы природопользования. Учебное пособие. Серия: Среднее профессиональное образование. – М.: Феникс, 2014. - 464 с.
6. Зерщикова М.А. Меры борьбы с негативными экологическими последствиями в Бурятии // Инженерный вестник Дона. 2010. Т. 13. № 3. С. 194-197.
7. Инженерная экология и экологический менеджмент. Серия: Новая университетская библиотека / Под.ред. И. Фадина, Н. Иванова. – М.: Логос, 2011. - 520 с.
8. Колесникова Е.В., Непьянова У.А. Реализация экологических программ в Бурятии // Сборники конференций НИЦ Социосфера. 2014. № 11. С. 194-197.
9. Марфенин Н. Экология. Серия: Высшее профессиональное образование. – М.: Academia, 2012. - 512 с.
10. Питьевая вода и водоснабжение населенных мест. Питьевая вода. Гигиенические требования к качеству воды централизованных систем питьевого водоснабжения. Контроль качества. Гигиенические требования к обеспечению безопасности систем горячего водоснабжения. Серия: СанПиН. Санитарные правила и нормы. – М.: Рид Групп, 2012. - 128 с.
11. Почекаева Е. Окружающая среда и человек. Серия: Высшее образование / под ред. Ю. Новикова. – М.: Феникс, 2011. - 576 с.
12. Разяпов А.З. Методы контроля и системы мониторинга загрязнений окружающей среды. – M.: Издательский Дом МИСиС, 2011. - 220 с.
13. Тихонова Ж.С. Государственное экологическое регулирование и контроль обращения промышленных отходов в Бурятии // Вестник Донского государственного технического университета. 2013. Т. 13. № 5-6 (74). С. 182-189.
14. Тотай А., Корсаков А., Галюжин С., Филин С., Галюжин А. Экология. Учебное пособие. Серия: Бакалавр. Базовый курс. – М.: Юрайт, 2013. - 416 с.
15. Трегулова Н.Г., Васильева Т.А. Экологическая оценка территории Бурятии по качеству среды обитания // Перспективы науки. 2013. № 9 (48). С. 111-116.
Вопрос-ответ:
Как воздействует хозяйственная деятельность на окружающую среду и природные ресурсы города Улан-Удэ?
Хозяйственная деятельность в городе Улан-Удэ оказывает влияние на окружающую среду и природные ресурсы различными способами. В процессе промышленного производства выделяются вредные вещества и выбросы в атмосферу, что может приводить к загрязнению воздуха. Также часто происходит необоснованное использование природных ресурсов, например, вырубка лесов или загрязнение водоемов. Все это может негативно сказываться на экосистеме, здоровье людей и эстетическом состоянии города.
Что делается для формирования системы экологического мониторинга в городе Улан-Удэ?
В городе Улан-Удэ проводятся работы по формированию системы экологического мониторинга. Это включает в себя создание специальных мониторинговых станций, установку средств контроля за загрязнением воздуха, воды и почвы, а также анализ данных и разработку мер по улучшению экологической ситуации. Такая система поможет контролировать и предупреждать различные экологические проблемы в городе.
Как осуществляется государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды в Республике Бурятия?
Государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды в Республике Бурятия осуществляется через различные органы власти и управления. Это включает в себя разработку законодательства и нормативных актов, контроль за соблюдением природоохранного законодательства, проведение экологической экспертизы, установление экологических норм и требований, а также содействие в реализации экологических программ и проектов.
Какие негативные последствия оказывает хозяйственная деятельность на окружающую среду города Улан-Удэ?
Хозяйственная деятельность города Улан-Удэ оказывает негативное воздействие на окружающую среду. Это проявляется в загрязнении воздуха, воды и почвы. Воздух загрязняется выбросами промышленных предприятий, автотранспорта и отопительных систем, что приводит к возникновению серьезных проблем для здоровья населения. Водные ресурсы подвержены загрязнению от сточных вод предприятий и бытовых отходов, что негативно сказывается на качестве воды и биологическом разнообразии. Почва может быть загрязнена отходами производств и несанкционированными свалками.
Какие меры принимаются для минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду в Улан-Удэ?
В Улан-Удэ принимаются меры для минимизации негативного воздействия хозяйственной деятельности на окружающую среду. Введены нормативы и требования к выбросам вредных веществ в атмосферу для промышленных предприятий. Разрабатываются и реализуются программы совершенствования очистных сооружений и систем управления отходами. Проводятся мероприятия по повышению осведомленности населения в вопросах экологии, организуются экологические кампании и акции. Также осуществляется юридический и контрольный надзор за хозяйственной деятельностью предприятий.
Какой механизм существует для контроля и мониторинга экологической ситуации в Улан-Удэ?
В Улан-Удэ существует механизм контроля и мониторинга экологической ситуации. В рамках этого механизма проводится систематический сбор данных о загрязнении атмосферы, водных ресурсов и почвы. Эти данные анализируются и используются при разработке мер по улучшению экологической ситуации. Также проводится мониторинг здоровья населения для выявления связи между экологической ситуацией и заболеваниями. Экологическое состояние города оценивается и регулируется через государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды Республики Бурятия.
Какая хозяйственная деятельность оказывает наибольшее воздействие на окружающую среду и природные ресурсы г. Улан-Удэ?
Наибольшее воздействие на окружающую среду и природные ресурсы г. Улан-Удэ оказывает промышленная деятельность, особенно связанная с производством и переработкой ресурсов, таких как предприятия по добыче и переработке угля, нефти, металлургические комбинаты и т. д.
Как формируется система экологического мониторинга в г. Улан-Удэ?
Система экологического мониторинга в г. Улан-Удэ формируется на основе регулярного сбора и анализа данных о состоянии окружающей среды и природных ресурсов. Для этого проводятся специальные измерения и наблюдения, а также выполняются анализы проб воздуха, воды и почвы.
Какое государственное управление осуществляется в области природопользования и охраны окружающей природной среды в Республике Бурятия?
В Республике Бурятия государственное управление в области природопользования и охраны окружающей природной среды осуществляется через специальные органы, такие как министерство экологии и природопользования, комитет по охране окружающей среды, а также государственные инспекции и подведомственные им учреждения.
Какова экологическая ситуация в г. Улан-Удэ?
Экологическая ситуация в г. Улан-Удэ оценивается как неудовлетворительная. Воздух в городе загрязнен выбросами промышленных предприятий и автотранспорта, водоемы и почва также подвержены негативному воздействию хозяйственной деятельности. Это вызывает различные проблемы для здоровья населения и экологических систем.
Какое право закреплено за гражданами России в отношении благоприятной окружающей среды?
Граждане России имеют право на благоприятную окружающую среду, которое закреплено в Конституции Российской Федерации. Это означает, что государство обязано принимать меры для охраны окружающей природной среды и предотвращения негативного воздействия хозяйственной деятельности на природные ресурсы и экологическую ситуацию в стране.
Какая хозяйственная деятельность оказывает наибольшее воздействие на окружающую среду в г. Улан-Удэ?
Наибольшее воздействие на окружающую среду в г. Улан-Удэ оказывает промышленная деятельность, особенно в области топливно-энергетического комплекса и производства строительных материалов. Эти отрасли являются основными источниками загрязнения воздуха и воды, а также образования отходов, несущих опасность для природы и здоровья людей.