Влияние света на организм человека
Заказать уникальную курсовую работу- 26 26 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 02.06.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
1. Теоретическая часть 4
1.1. Источники естественного света 4
1.2. Источники искусственного света 8
1.3. Влияние света на организм 13
2. Практическая часть 15
Заключение 26
Список литературы 27
Для ламп разной мощности, расчет освещенности производится отдельно для каждой группы ламп. Результаты суммируются.При использовании люминесцентных ламп удельная мощность 10 Вт/м2 соответствует 150 лк освещенности (независимо от их мощности и характера светового потока)[3-5].Расчет необходимого количества светильников для создания заданного уровня искусственной освещенности в помещении можно произвести расчетным путем, пользуясь таблицами удельной мощности. Эти таблицы составлены для соответствующих светильников и соответствующих коэффициентов отражения потолка, пола и стен (Рпот, Рпол, Рст).Величина удельной мощности зависит от высоты подвеса светильника, площади помещения и уровня освещенности, который необходимо создать в данном помещении[3-5].Для определения необходимого количества светильников найденную величину удельной мощности (на пересечении необходимого уровня освещенности и площади помещения с учетом высоты подвеса) нужно умножить на площадь помещения и разделить на мощность всех ламп, входящих в светильник[3-5]. Расчет яркости освещаемой поверхности выполняется по формуле:L = (Е • К)/π,где L – яркость – сила света, исходящая с единицы площади поверхности в определенном направлении (кандела/м2; кд/м2);Е – освещенность, лк;К – коэффициент отражения поверхности (отношение отраженного светового потока к падающему); π =3,14.Значения коэффициента отражения поверхности[3-5]: - белая –0,8; - светло-бежевая – 0,5;- светло-желтая – 0,6;- зеленая – 0,46; - светло-голубая – 0,3; - темно-желтая – 0,2; - темно-зеленая – 0,1; - коричневая – 0,15; - черная – 0,1; - свежевыпавший снег – 0,9; - незагоревшая кожа – 0,35.Уровнем яркости светящейся поверхности определяется ее блескость.Допустимая яркость источников освещения, постоянно находящихся в поле зрения человека не более 2000 кд/м2, а яркость источников редко попадающих в поле зрения – не более 5000 кд/м2. Яркость, превышающая 5000 кд/м2, вызывает чувство слепимости[3-5].Расчет коэффициента равномерности освещенности(отношение минимальной освещенности к максимальной) производится по формуле:q = (Е · 100%)/Еmax,где q – коэффициент равномерности освещенности, %;Е – освещенность исследуемой рабочей поверхности, лк;Еmax- максимальная освещенность в данном помещении, лк.При полной равномерности освещения – qравен 100%. Чем меньше значение q, тем не равномернее освещенность помещения. Освещенность самого темного места помещения не должна быть слабее освещенности самого светлого места более чем в 3 раза.Оценка освещения помещения школьной учебной лабораторииОценку освещения помещения учебной лаборатории осуществляем светотехническими(инструментальными) и геометрическими (расчетными) методами[3-5].Помещение приведено на рис. 1.Назначение помещения – класс по биологии. Размеры помещения: 6*11 м. Высота потолка – 3 м.В классе установлено 15 школьных парт, рассчитанных на 30 учеников. Также в классе установлено 3 лабораторных стола для проведения опытов и стол учителя.Характеристика зрительной работы – средней точности, разряд – IV, КЕО для совмещенного освещения – 0,9.Инсоляционный режим – умеренный.Ориентация окон помещения по отношению к сторонам света – на запад.Затеняющих объектов нет.Естественное освещение – одностороннее.Количество окон – 3.Предметы, задерживающих свет – шторы на окнах.Потолок окрашен в белый цвет, стены – в светло-желтый.Оцениваем естественное освещение помещения светотехническим методом. Определяем освещение с помощью люксметра ТКА-ПКМ у внутренней стены – 1 м от стены на уровне рабочего места (Е1). Кроме люксметра в замерах используем измерительную рулетку и мультиметрцифровой. В соответствии с произведенными замерами освещенность рабочей поверхности составила 642 лк при нормативном значении 300 лк (СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03, т.2, п. 33).Рис. 1. План помещения учебного классаОцениваем искусственное освещение.Коэффициент отражения от рабочей поверхности - 7 %.Расстояние от глаз работающего до объекта – 1,2 м.Длительность непрерывной зрительной работы за занятие – 1,5 ч.Пребывание учеников в классе– непостоянное.Источники света - люминесцентные лампы, напряжение сети - 220 В.Высота подвеса светильников –2,5 м.Расположение светильников в классе - параллельными рядами (рис. 2). 1Нhсв2222 а бРис. 2. Расположение светильников:а - в разрезе помещения; б - в планеНа рис. 2: 1 - светильник; 2 - уровень рабочей поверхности; H - высота помещения; hсв - высота подвески светильника над рабочей поверхностью.Для общего освещения в классе используются восемь потолочных светильников по четыре трубчатые люминесцентные лампы, каждая мощностью 40 Вт. Светоотдача ламп составляет 63 лм/Вт.Стены и потолок имеют коэффициенты отражения светового потока 0,85, а пол – 0,3.Световой поток от светильников будет составлять[3-5]Fл =Nсв*Nл*Ел = 8*4*40*63 = 80640 лм.гдеNсв- количество ламп, шт.;Nл – мощность ламп, шт.;Ел – светоотдача лампы, лм/Вт.Действительная освещенность, Едейст, лк, соответственно равна:Едейст = (Fл*nи)/(Кз*z*Sп),где nи – коэффициент использования светового потока;Кз– коэффициент запаса;Z - коэффициент, учитывающий неравномерностьосвещения в зависимости от типа светильника и отношения v = 1,4, принимаем по таблицам Z= 1,1.Sп–площадь пола помещения, м2.Для определения коэффициента использования светового потока определим показатель помещения[3-5]:(а*в)/(hсв*(а+в)) = (11*6)/(3*(11+6)) = 1,29.Коэффициент использованиясветового потокаопределяется по показателю помещения, типу светильника и коэффициентамотражения от стен и потолка по таблицам, принимаем nи = 0,5.Т.к. в помещении класса нет выделения пыли, грязи и копоти, то коэффициент запаса Кз = 1,5.Площадь пола равна 11*6 = 66 м2.С учетом всех величин действительная освещенность равна:Едейст = (Fл*nи)/(Кз*z*Sп), = (80640*0,5)/(1,5*1,1*66) = 370 лк.По размеру объекта различения 4,5мм, точности зрительных работ – малая, фону светлому,контрасту среднему определяем нормативную освещенностьпри общем освещении от Емин. = 300 лк.Вывод: освещение учебного класса соответствует нормативным требованиям.ЗаключениеПомещение учебного класса по биологии с учетом характера зрительной работы и светового климата имеет хорошее освещение. Все показатели естественного освещения соответствуют гигиеническим нормативам Подбор цветовой отделки поверхностей учебного класса, их чистота соответствует гигиеническим требованиям, основанным на учете характера выполняемой работы.В классе применяется система общего (местного, комбинированного) искусственного освещения, что обеспечивает достаточную равномерность освещения. Лампы (люминесцентные с арматурой) относятся к светильникам рассеянного (отраженного, прямого) света и обеспечивают отсутствие блесткости.Периодичность очистки светильников выполняется в рекомендуемые сроки. Освещенность, определенная расчетным методом, для работы в учебном классе соответствует нормативным значениям.Список литературыНормативно-правовые актыСанПиН2.2.1/2,1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».Основная литератураБольшаков А. М., Маймулов В. Г. Общая гигиена : учебное пособие. – М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. – 736 с.Румянцев Г. И. Гигиена : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР МЕДИА, 2009. – 608 с.Кича Д. И.Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям : учебное пособие. – М. : Изд-во РУДН, 2009. – 288 с.Дополнительная литератураПивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека. – 2-е изд. – М. : Академия, 2006. – 528 с.Большаков В. М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2004. – 272 с.Информационные ресурсыwww.studmedlib.ru Консультант студента: электронная библиотека медицинского вузаwww.bookprice.ru Общая гигиена с основами экологии человека.www.newoffice.ru Общая гигиена.www.rospotrebnadzor.ru - Официальный сайт Роспотребнадзора, Новости гигиены и эпидемиологии. Эпидемиологическая ситуация в РФ, нормативные документы и проекты нормативных документов.
Нормативно-правовые акты
1. СанПиН2.2.1/2,1.1.1076-01 «Гигиенические требования к инсоляции и солнцезащите помещений жилых и общественных зданий и территорий».
2. СанПиН 2.2.1/2.1.1.1278-03 «Гигиенические требования к естественному, искусственному и совмещенному освещению жилых и общественных зданий».
Основная литература
3. Большаков А. М., Маймулов В. Г. Общая гигиена : учебное пособие. – М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2006. – 736 с.
4. Румянцев Г. И. Гигиена : учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : ГЭОТАР МЕДИА, 2009. – 608 с.
5. Кича Д. И. Общая гигиена. Руководство к лабораторным занятиям : учебное пособие. – М. : Изд-во РУДН, 2009. – 288 с.
Дополнительная литература
6. Пивоваров Ю. П. Гигиена и основы экологии человека. – 2-е изд. – М. : Академия, 2006. – 528 с.
7. Большаков В. М. Руководство к лабораторным занятиям по общей гигиене. – М. : ГЭОТАР-МЕДИА, 2004. – 272 с.
Информационные ресурсы
8. www.studmedlib.ru Консультант студента: электронная библиотека медицинского вуза
9. www.bookprice.ru Общая гигиена с основами экологии человека.
www.newoffice.ru Общая гигиена.
10. www.rospotrebnadzor.ru - Официальный сайт Роспотребнадзора, Новости гигиены и эпидемиологии. Эпидемиологическая ситуация в РФ, нормативные документы и проекты нормативных документов.
Вопрос-ответ:
Какое влияние оказывает свет на организм человека?
Свет оказывает значительное влияние на организм человека. Он регулирует циркадные ритмы, влияет на настроение, эмоциональное состояние, активность, а также на работу гормональной системы и иммунной системы.
Какие являются источники естественного света?
Источниками естественного света являются Солнце и свет, отражающийся от различных объектов и поверхностей, таких как небо, земля, вода и т.д.
Какие есть источники искусственного света?
Источниками искусственного света являются различные лампы, включая галогенные, газоразрядные, люминесцентные и светодиодные лампы.
Как свет влияет на организм человека?
Свет влияет на организм человека через воздействие на глаза и кожу. Он может стимулировать выработку гормонов счастья, таких как серотонин, а также улучшать настроение и активность. Однако чрезмерная экспозиция к яркому свету, особенно белому или синему, может негативно повлиять на сон и вызвать различные проблемы со зрением.
Как рассчитывается освещенность при использовании люминесцентных ламп?
При использовании люминесцентных ламп удельная мощность 10 Вт/м2 соответствует освещенности 150 лк независимо от мощности и характера светового потока. Результаты расчета освещенности суммируются для каждой группы ламп разной мощности.
Какое влияние оказывает свет на организм человека?
Свет оказывает важное влияние на организм человека. Он регулирует циркадные ритмы, улучшает настроение и эмоциональное состояние, повышает продуктивность и концентрацию внимания, способствует синтезу витамина D и т.д.
Какие источники света являются естественными?
Естественными источниками света являются Солнце и дневной свет. Они содержат весь спектр света, включая видимую часть (от фиолетового до красного) и инфракрасную и ультрафиолетовую области.
Какие источники света считаются искусственными?
Искусственными источниками света являются лампы и светильники, которые создаются человеком для освещения помещений. Примеры таких источников: галогенные лампы, светодиоды, люминесцентные лампы, натриевые лампы и другие.
Какое влияние оказывает свет на организм человека?
Свет оказывает различные физиологические и психологические эффекты на организм человека. Он регулирует циркадные ритмы, способствует выработке гормона мелатонина, улучшает настроение и эмоциональное состояние, повышает уровень энергии и активности, повышает продуктивность и концентрацию внимания, улучшает зрение и т.д.
Какую освещенность можно получить при использовании ламп с удельной мощностью 10 Вт/м2?
При использовании люминесцентных ламп удельная мощность 10 Вт/м2 соответствует освещенности 150 лк независимо от мощности и характера светового потока. Таким образом, можно получить освещенность 150 лк при использовании любых ламп с удельной мощностью 10 Вт/м2.