Виды кредитов, предоставляемых физическим лицам. Способы оценки кредитоспособности физического лица.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Банковское дело
  • 82 82 страницы
  • 64 + 64 источника
  • Добавлена 21.05.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ 3
1 Теоретические основы кредитования физических лиц 6
1.1 Сущность, значение и особенности кредитования физических лиц 6
1.2 Виды кредитов , предоставляемых банками для физических лиц и процесс кредитования 12
1.3 Законодательно-нормативное регулирование кредитования физических лиц 23
2 Анализ процесса кредитования физических лиц в коммерческом банке ПАО «ВТБ 24» 31
2.1 Краткая характеристика деятельности банка 31
2.2 Виды банковских кредитных услуг для физических лиц и анализ кредитного портфеля физических лиц 36
2.3 Современные способы оценки кредитоспособности физических лиц 47
2.4 Оценка кредитоспособности физического лица и анализ обеспеченности запрашиваемого кредита 55
3 Совершенствование кредитования физических лиц ПАО «ВТБ 24» 57
3.1 Порядок проведения кредитного скоринга заемщика - физического лица и выдачи кредита 57
3.2 Основные бухгалтерские проводки учета кредитования физических лиц 64
3.3 Пути совершенствования системы кредитования физических лиц 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 75
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 77
ПРИЛОЖЕНИЕ 82

Фрагмент для ознакомления

Не допускается заключение кредитного договора с использованием залога приобретаемого имущества или строящегося объекта в качестве единственного вида обеспечения. При принятии банком в обеспечение по кредитному договору только поручительств физических лиц (без другого обеспечения) должно быть соблюдено следующее требование:по кредитам в пределах от 100 до 1000 долл. (или рублевых эквивалентов этих сумм) представляется не менее двух поручительств;по кредитам в пределах от 1001 до 5000 долл. (или рублевых эквивалентов этих сумм) — не менее трех поручительств;по кредитам в пределах от 5001 до 10000 долл. (или рублевых эквивалентов этих сумм) — не менее четырех поручительств;кредиты свыше 10000 долл. (или рублевого эквивалента этой суммы) при отсутствии залога имущества (включая ценные бумаги) не предоставляются.Для заемщиков и поручителей устанавливается возрастной ценз. Кредит предоставляется гражданам в возрасте от 18 до 70 лет при условии, что срок возврата кредита по договору наступает до исполнения заемщику 75 лет. Поручительство принимается от граждан в возрасте от 18 до 70 лет, при этом имеется в виду, что срок возврата кредита наступает до исполнения поручителю 70 лет. На основе платежеспособности клиента и представленного обеспечения определяется максимальный размер кредита:(2)3. Совершенствование кредитования физических лиц ПАО «ВТБ 24»3.1. Порядок проведения кредитного скоринга заемщика - физического лица и выдачи кредитаВ основе скоринга лежат баллы, скоринг является балльной системой оценки. Глагол «score» в переводе с английского имеет значения: подсчиты-вать очки, вести счет; как существительное «score», в частности, означает количество набранных очков, оценку. Согласно словарю [5.С. 370] скоринг (англ. scoring) является методом классификации всех заемщиков на различ-ные группы для оценки кредитного риска; представляет собой математиче-скую или статистическую модель, с помощью которой на основе кредитной истории «прошлых» клиентов банк пытается определить, насколько велика вероятность, что конкретный потенциальный заемщик вернет кредит в срок. Скоринговая система – это алгоритм или методика, позволяющие на ос-нове данных о потенциальном заемщике оценить его кредитоспособность. По существу система призвана дать категоризированную оценку степени кре-дитного риска по потенциальному заемщику. В простейшем и наиболее зна-чимом для практики случае эта оценка бинарна: «выдать кредит» (или «за-емщик кредитоспособен») либо «отказать в выдаче кредита» (или «заемщик некредитоспособен») [6.C. 1]. Скорингвозник прежде всего как метод анализа кредитоспособности юридических лиц в силу резкого сокращения профессиональных кредитных инспекторов в банках в ходе Второй мировой войны. Классиками в разработ-кескоринговых моделей можно считать Э. Альтмана, Дж. Фулмера, Р. Чессе-ра, большое значение имели исследования компании FairIsaac. Целью таких моделей было и остается определить вероятность банкротства заемщика или вероятность дефолта (от англ. default – неплатеж, невыполнение). Под терми-ном «дефолт» понимается неисполнение контрагентом в силу неспособности или нежелания условий кредитного договора [7.C. 32]. Основной целью и задачей кредитного скоринга с точки зрения банковской деятельности явля-ется управление и минимизация кредитного риска за счет качественного от-бора заемщиков.Кредитным скорингом называется быстрая, точная и устойчивая проце-дура оценки кредитного риска, имеющая научное обоснование.Скорингяв-ляется математической моделью, которая соотносит уровень кредитного рис-ка с параметрами, характеризующими заемщика – физическое или юридиче-ское лицо. Моделей скоринга множество, каждая из них использует свой на-бор факторов, характеризующих риск, связанный с кредитованием заемщика, и получает в результате пороговую оценку, которая и позволяет разделять заемщиков на «плохих» и «хороших». Смысл кредитного скорингазаключа-ется в том, что каждому соискателю кредита приписывается свойственная только ему оценка кредитного риска. Сравнение значения кредитного ско-ринга, полученного для конкретного заемщика, со специфичной для каждой модели скоринга пороговой оценкой помогает решить труднейшую проблему выбора при выдаче кредита, разделяя заемщиков на два класса (тех, кому кредит выдать можно, и тех, кому он «противопоказан») [8].Скоринговая система оценки увеличивает скорость рассмотрения заявки и оформления кредита, что привлекает физических лиц. Ряд банков, исполь-зуяскоринговые системы, значительно сократили необходимое количество документов для оформления кредита. Безусловно, ускорение и упрощение кредитного процесса для заемщиков привлекает все большее количество по-требителей банковских услуг. Одним из наиболее доступных видов розничного кредитования является потребительское кредитование в торговых точках. Когда клиент определился с товаром, который планирует оформить в кредит, ему необходимо выбрать банк, в котором он сможет этот кредит оформить. На данном, на наш взгляд, первом этапе кредитования заявитель должен соответствовать требованиям, предъявляемым к заемщику. В табл. 1 перечислены и проанализированы требования, которые предъявляются к заемщикам в различных банках. Многие требования универсальны для всех банков: гражданство, регистрация, наличие постоянного источника дохода, достижение совершеннолетия. Можно выделить некоторые характерные моменты. Так, в «Альфа-банке» не может оформить кредит неработающий пенсионер, в то время как в других банках это возможно. В данном случае постоянным источником дохода будет выступать пенсия заемщика. Если у потенциального заемщика нет постоянной регистрации, то он не может приобрести желаемый товар в кредит. Также в рассматриваемом нами банке «ВТБ 24» (ПАО) имеются возрастные ограничения на получение кредита физическими лицами от 21 до 65 лет. Убедившись в том, что заявитель соответствует требованиям конкретного банка, кредитный консультант вместе с покупателем определяет размер покупки, сумму первоначального взноса, размер и срок кредита, размер ежемесячно-го платежа. Обычно банк предлагает ряд своих продуктов и акций, различия между которыми заключаются в размере процентной ставки, размере первоначального взноса, сроке кредитования и пр. Далее сотрудник банка составляет заявку, занося данные в скоринговую систему со слов заемщика. На этом этапе происходит сбор данных для анкетногоскоринга. Единственным необходимым документом является паспорт гражданина РФ, возможно предъявление второго документа, но это не является обязательным условием. Вторым документом в общем случае для всех банков может выступать заграничный паспорт, водительское удостоверение, страховое свидетельство государственного пенсионного фонда, свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (ИНН) и иные документы, установленные конкретным банком. Копии документов банки не принимают. Информация о заявителе / заемщике, включаемая в анкеты разныхбан-ков, приведена в приложении. После анализа данных анкет можно сделать вывод, что информация, собираемая различными банками, схожа и может быть объединена в несколько групп данных: а) общие сведения: ФИО аппликанта, паспортные данные, пол, адрес регистрации и фактического проживания, контактные телефоны, данные второго документа; б) информация о запрашиваемом кредите: сумма и срок кредита, размер первоначального взноса; в) сведения о занятости: уровень образования, вид занятости, направление деятельности, тип организации, стаж по текущему месту работы и общий стаж в отрасли, сведения об организации (наименование, адрес, телефон), должность, размер доходов; г) сведения о семейном положении: семейное положение, состав семьи, количество иждивенцев, занятость и доход супруга(ги); д) условная обеспеченность кредита: сведения о счетах в банках и нали-чии банковских карт, сведения о контактном лице, сведения об имуществе (недвижимость, автомобиль); е) финансовое положение: уровень доходов на семью, уровень расходов, сумма обязательств по другим кредитам. Следует отметить, что информация, запрашиваемая различными банками, несколько различается. Эти различия не очень существенны, но факт их наличия позволяет сделать вывод о различиях в применяемых скоринговых системах. Отдельная проблема скоринга – мошенники. Простой анализ вопросов анкеты позволяет без труда обойти в ней все «подводные» камни, которые закладываются для проверки достоверности предоставляемых данных. Самый распространенный механизм – организация специальных групп лжезаемщиков, формально соответствующих требованиям банка по проверяемым характеристикам и обученных правильно отвечать на те вопросы анкеты, которые банк проверить не может. Не защищает скоринг и от заемщиков, сообщающих о себе частично недостоверные данные, причем не для того, чтобы обмануть банк, а просто не умея рассчитать свои финансовые возможности. В данном случае очень многое зависит от сотрудника банка, на него и ложится оценка заемщика по внешнему виду, проверка подлинности документов, соответствие целей кредитования реальному положению заемщика. Можно сказать, что здесь начинает работать экспертная модель fraud-скоринга, когда самое важное – собрать о заемщике не формальные данные, а составить его психологический портрет. К сожалению, банки не раскрывают своей коммерческой тайны по поводу того, как кредитный консультант может повлиять на решение скоринговой системы. Сотрудники банка в торговых точках при отказе в кредите всегда ссылаются на работу системы и решение банка. Из вопросов анкеты не видно, как банк может составить психологический портрет потенциального заемщика.Итак, когда анкета готова, сотрудник банка нажатием кнопки на экране по внутреннему Интернету отправляет ее на согласование. На этом этапе начинает работать собственно скоринговая модель. После отправления анкеты на рассмотрение возможны два варианта. Первый – ответ придет сразу же, т.е. сработает статистический скоринг. Второй вариант – по статистическомускорингу анкета перейдет на экспертный скоринг, т.е. для рассмотрения заявки необходимо мнение эксперта. В этом случае рассмотрение заявки может занять некоторое время (от 15 минут до часа). Эксперт из информационного центра может позвонить аппликанту на сотовый телефон, домой либо на ра-боту, чтобы проверить данные анкеты и оценить надежность и платежеспособность заявителя по стилю разговора и мнению коллег или домочадцев о заявителе. При этом на решение банка могут повлиять не только данные анкеты и макроэкономические показатели, но и данные о прошлых кредитах (поведенческийскоринг, о котором речь пойдет позже). Во-первых, система сразу не пропустит заемщика, у которого были проблемы с предыдущими кредитами данного банка. Следует отметить, что в большинстве случаев банки не обмениваются информацией на централизованном уровне и не формируют общее бюро кредитных историй. При этом уровень «проблем» по предыдущим кредитам в разных банках оценивается по-разному. Различия, например, можно заметить в допустимых задержках ежемесячного платежа. После положительного решения банка представитель банка и заемщик подписывают документы, факт покупки подтверждается на кассе торговой организации и счастливый обладатель желаемой техники уходит домой.Следующий этап кредитования – это оплата ежемесячных платежей. Очень важным на данном этапе является стабильность в семье, работе и доходах заемщика. Отмечается низкий уровень финансовой грамотности населения [10], когда физические лица не вполне адекватно оценивают свое финансовое положение, и из-за этого возникают просрочки платежей по кредитам или неплатежи вовсе. Так называемый демонстрационный эффект вызывает у населения стремление к переходу на более высокий уровень потребления, стимулируя спрос в первую очередь на предметы длительного пользования, которые ассоциируются с повышенным качеством жизни. С развитием потребительского кредитования у людей появилась возможность приобрести желаемый товар сразу, не сберегая деньги длительное время. Дорогая вещь (машина, большой телевизор) становится признаком высокого уровня жизни, но задолженностью по кредитам человек загоняет себя, не оставляя средств на потребление. На данном этапе оценка заемщика осуществляется в зависимости от его поведения, т.е совершения им ежемесячных платежей. Проводится поведенческий скоринг. Быть ответственным заемщиком становится выгодно. Банки переходят к оценке привлекательности не только потенциальных, но и уже имеющихся клиентов, предлагая им свои продукты на более выгодных условиях. Некоторые анкетные данные используются и в поведенческомскоринге. Возраст и пол не теряют своего значения даже после накопления истории платежей [11]. Примером характерных переменных, входящих в поведенческий скоринг, могут служить [9.C. 4]: текущий статус просрочки; наихудший статус просрочки, достигнутый данным клиентом в прошлом; просрочил ли клиент первый платеж по кредиту; какую долю жизни в портфеле данный кредит провел без просрочек; были ли досрочные погашения по данному кредиту. Главный фактор причисления к «плохим» заемщикам при поведенческомскоринге — задержка платежей. Наличие нескольких несвоевременных погашений резко снижает вероятность попадания в интересный для банка клиентский сектор. Профили «плохих» и «хороших» клиентов у банков могут различаться, так как они зависят от конкретного набора факторов, включаемых в скоринговую модель. Поведенческий скоринг очень важен для улуч-шения качества кредитного портфеля банка, поскольку позволяет отслеживать текущий кредитный лимит клиента и определять эффективные меры в отношении той или иной группы должников в случае задержки ими очередных платежей. Эта методика проверки заемщика дает банку и более точное представление о рисках конкретного кредитного продукта, тем самым позволяя вовремя сменить политику.Таким образом, процедура кредитования физических лиц с использованием скоринговых систем включает несколько этапов. Последовательность этапов, их содержание и участвующие субъекты отражены в табл. (см. приложение 1).3.2. Основные бухгалтерские проводки учета кредитования физических лицБухгалтерский учет в кредитных организациях регламентируется Центробанком РФ в Положении «О Плане счетов бухгалтерского учета для кредитных организаций и порядке его применения» (утв. Банком России 27.02.2017 N 579-П) (Зарегистрировано в Минюсте России 20.03.2017 N 46021). Законодательный документ утверждает рабочий План счетов для банков, включая забалансовые; содержит порядок организации учета и документооборота; уточняет требования по обязательным контрольным мероприятиям. Основной метод – двойная запись, но счета и проводки не схожи с применяемыми в обычных коммерческих предприятиях. Основная особенность бухучета в банковских учреждениях – применение мемориально-ордерных форм. Значительно отличается трехуровневая структура Плана счетов по количеству знаков, назначению и группировке по субсчетам. Отдельный раздел отведен операциям по различным ценным бумагам, в том числе акциям; драгметаллам; финансовым инструментам. Клиентские счета выделены в специальную группу.Таблица 9 - Кредиты, предоставленные физическим лицам учитываются на балансовом счете 455:Рассмотрим схему бухгалтерских проводок по отражению в учете кредитов, выданных разовым зачислением денежных средств на банковские счета клиентов – физических лиц.Выдача кредита и оприходование предметов залога будут отражаться в учете следующим образом. При предоставлении кредита физическому лицу наличными через кассу банка составляется проводка: Д 45502-45508     К 20202 При этом оформляется расходный кассовый ордер При предоставлении средств в безналичном порядке на депозитные счета оформляет мемориальный ордер, в котором прописывается следующая проводка: Д 45502-45508      К 42301 При предоставлении средств в безналичном порядке на текущий счет составляется следующая проводка: Д 45502-45508     К 40817 При погашении кредита со счета, открытого в данном банке (возврат средств в безналичном порядке со счета по учету депозитов физических лиц), составляется проводка: Д 4230      К 45502-45508 При фактическом погашении кредита или части кредита заемщиком с текущего счета, проводка выглядит следующим образом: Д 40817      К 45502-45508 При погашении кредита наличными деньгами через кассу оформляется приходный кассовый ордер в нем указывается следующая проводка: Д 20202     К 45502-45508 Д 20202, 40817, 42301     К 47427 При этом оформляется приходный кассовый ордер.[4]Если в установленный договором срок заемщик физическое лицо не погасил сумму кредита, то ее переносят на счет просроченной задолженности по кредитам: Д 45815     К 45502-45508 Одновременно списывается резерв по срочной задолженности: Д 45515     К 70601 и создается резерв по просроченной задолженности: Д 70606     К 45818 Погашение просроченной задолженности по кредиту со счета, открытого в другом банке оформляется проводкой: Д 30102     К45815 При возврате в безналичном порядке с депозитного счета заемщика, открытого в данном банке составляется проводка: Д 42302     К 45815 При перечислении средств в безналичном порядке с текущего счета физического лица составляется проводка: Д 40817     К 45815 При непогашении в установленный срок процентов по кредиту их сумма переносится на счет просроченной задолженности по процентам: Д 45915, 45917     К 47427 При этом оформляется мемориальный ордер. При погашении просроченных процентов по кредиту составляется проводка: Д 20202, 30102, 42301     К 45915 3.3. Пути совершенствования системы кредитования физических лицВ целом для Банка последнее 5-летие стало годами бурного роста и расширения предложения банковских услуг населению и предприятиям. Основной целью мероприятий на перспективу 2017 года является, прежде всего, активное участие в модернизации экономики на основе существенного повышения качества банковской деятельности, включающее расширение состава банковских продуктов и услуг, повышение уровня и качества банковских услуг, предоставляемых организациям и населению. В том числе совершенствование способов их предоставления, обеспечение долгосрочной эффективности и системной устойчивости бизнеса кредитных организаций, входящих в состав банковского холдинга. В результате, кредитные организации во все возрастающей степени будут ориентироваться на долгосрочные результаты деятельности и более рациональное ведение бизнеса, исключающее агрессивную коммерческую политику и высокую концентрацию рисков, построение и использование эффективных систем управления, включая управление рисками. Достижение основной цели является необходимым условием развития банковского сектора и повышения его конкурентоспособности на российском банковском рынке и рынке финансовых услуг в целом, а в дальнейшем и на международной арене за счет диверсификации и перехода на инновационный путь развития. Для того, чтобы банк мог благотворно существовать ему необходимо реализовать следующие мероприятия:продвигать предоставляемые услуги банка на рынке банковских услуг;повышать качество предоставляемых услуг;расширять клиентскую базу;расширять кредитную линейку продуктов;содействовать развитию малого и среднего предпринимательства;открывать сети отделений и филиалов в российских регионах;проводить маркетинговые исследования.Для дальнейшего функционирования каждая кредитная организация должна обладать финансовыми активами, относящимися к ее ресурсам. Формирование данных ресурсов возможно при помощи осуществления пассивных операций, операций, основанных на увеличении собственных средств и приобретении финансовых ресурсов от клиентуры. Привлеченные средства относятся к основной базе ресурсов кредитной организации. Необходимо подчеркнуть, что осуществление депозитных операций кредитной организации проводится на добровольной основе, и они несут двустороннюю ответственность.Для того, чтобы кредитные организации осуществляли эффективное управление собственными активами, в том числе эффективно предоставляли банковские услуги, им необходимо постоянно наращивать объемы привлекаемых средств. Мировая и отечественная практика показывают, что для этой цели применяют различные способы, различающиеся в зависимости от причины и инициаторов их применения, методики проведения и документального оформления. ПАО «ВТБ 24» продолжает наращивание активов – но делать это становится с каждым днем все сложнее.Банку можно предложить:– увеличить объем продаж по отдельным банковским продуктам при условии сохранения качества портфелей; – увеличить покрытие расходов по отдельным банковским продуктам; – увеличить покрытие расходов по отдельным направлениям деятельности (премиум-банкинг, корпоративный бизнес, розничный бизнес и др.).Имея данные о достаточности капитала банка можно смело говорить о том, что у банка практически нет глобальных проблем в управлении активными операциями, но у него все же существуют некоторые недостатки в управлении, которые требуют вмешательства. ПАО «ВТБ 24» в целях повышения эффективности управления активами необходимо разработать новую модель улучшения финансового состояния, а для этого необходимо выплолнить следующие шаги.1. У банка низкий уровень пассивов физических лиц (их доля составляет лишь 24% в общей доле привлеченных ресурсов), поэтому ему необходимо оптимизировать расходы и процесс продаж банковских продуктов. Для воплощения в жизнь данных мероприятий следует рассматривать вопросы, которые касаются роста объема реализации банковских продуктов и получения большей прибыли от основной деятельности. Можно предложить такой способ решения вопроса, как разделить функции разработки и реализации продуктов между участниками банковской группы – это позволит снизить расходы и оптимизировать процесс продажи банковских продуктов. 2. Банк ПАО «ВТБ 24» осуществляет кредитную деятельность, при этом максимальный доход получает от процентов за кредиты. Следовательно, банку можно предложить расширить линейку кредитных продуктов, в которой необходимо внедрить кредитные предложения, которые смогли бы заинтересовать потенциальных клиентов и благодаря которым банк получит большую прибыль. Можно разработать и предложить внедрить новую форму кредитования в разовой выдаче – «Ювелирный кредит». Для этого стоит порекомендовать банку увеличить количество осуществляемых операций путем расширения розничного кредитования, то есть необходимо привлекать ювелирные магазины. Это представляет свои выгоды, как банкам, так и заемщикам, так как спрос на ювелирные украшения всегда высокий. В последнее время в российской ювелирной промышленности можно отметить рост числа компаний, которые специализируются на производстве ювелирных изделий, данное число с каждым годом растет в год в среднем на 18– 20 %, то есть стоит говорить о росте спроса на ювелирные изделия. Бывает такое, что покупка ювелирных изделий откладывается, только по причине нехватки денежных средств в этом и может помочь Банк, предоставив кредит на торговой точке. Можно предложить следующие условия кредитования: Кредит на покупку ювелирных изделий предоставляется на сумму до  100 000 рублей, срок рассмотрения заявки не превышает 1,3 часов.Данная форма кредитования называется экспресс-кредит. Кредит предоставляется путем безналичного перечисления денежных средств на расчетный счет магазина. Условия предоставления ювелирного кредита: Первоначальный взнос клиента (аванс) – 0% от стоимости выбранного ювелирного изделия. Срок кредита (мес.) - 12, 24, 36 Процентная ставка – 10 % годовых. Единовременная комиссия за обслуживание кредита – 0 рублей. Досрочное погашение – в любой момент без комиссии. Необходимые документы: - Заявка, заполненная заемщиком; - Паспорт гражданина РФ, копия паспорта заемщика;- Справка с места работы за последние 3 месяца, заполненная  по форме 2НДФЛ, либо по форме,  утвержденной банком; Обязательные требования к заемщикам: - Кредит предоставляется гражданам РФ в возрасте с 23 до 65 лет; - Постоянная регистрация на территории, в которой производится кредитование; - Наличие постоянного места работы; - Стаж на последнем месте работы не менее 3 месяцев.Кредитование будет происходить на следующих этапах: Заполнение заявки на получение кредита; 2) Клиент получает положительное решение кредитного комитета банка в течение 2 часов с момента предоставления необходимого пакета документов; 3) Оформление договоров по разовому кредиту на покупку ювелирного изделия; 4) Зачисление суммы кредита на расчетный счет магазина. Также можно отметить, что в данном банке практически не используются кредитные линии. Поэтому можно также предложить специальные условия по кредитным линиям. Банку можно предложить внедрить новые виды кредитных линий. Например, банку можно открыть кредитные линии для клиентов, которые будут иметь такие характеристики:- открыть невозобновляемые кредитные линии, предоставление которых будет единоразовымлибо отдельными траншами до достижения заемщиком максимально установленного лимита. Погашение линии будет происходить одним или несколькими траншами в пределах установленного срока.- Минимальная сумма кредита – 600 тысяч рублей, максимальный размер кредита – до 20 миллионов рублей. Возможен эквивалент этой суммы в долларах США или в Евро.- срок предоставления составляет от 3 месяцев до 1 года.- Размер кредита, ставка и срок кредитования устанавливаются индивидуально для каждого заемщика кредитным комитетом ПАО «ВТБ 24». Такой кредит предполагает уплату процентов (производится ежемесячно на фактический остаток долга) и уплату комиссии за пользование лимитом кредитной линии (которая начисляется от лимита задолженности), в случае, если заемщик пользуется возобновляемой кредитной линией. В случае невозобновляемой кредитной линии указанная комиссия не взимается.В последнее время банковское кредитование, а особенно потребительское, у нас в стране развивалось стремительными темпами. И еще совсем недавно казалось, что на его перспективы в России ни что не сможет оказать своего пагубного влияния - такими уж они виделись грандиозными: постоянно увеличивалось количество кредитующих организаций и некоторые предполагали, что данная ситуация будет развиваться таким же образом и в дальнейшем.Процедура, как выдачи, так и получения кредита, давно считается взаимовыгодной и не только для банков, но и для их клиентов. И это не удивительно, ведь кредитование является одним из самых удобных способов получения кредитов для физических лиц. Заемщики банков благодаря этому приобретают возможность быстрого использования товаров или услуг, а банки получают прибыль в виде денежных сумм, которые клиенты выплачивают за кредитные услуги. Но совсем недавно ситуация стала постепенно меняться. Рост рынка банковского кредитования стал немного замедляться, а также стали появляться отдельные прогнозы аналитиков и перспективы развития банковского кредитования даже об отрицательной динамике его развития. В настоящий промежуток времени эксперты отмечают замедление, которое наблюдается в росте кредитного рынка. Такая ситуация на нашем рынке банковских услуг аналитиками объясняется несколькими причинами. Первая из них - это замедление рынка кредитования, которое происходит из-за вовлечения в данный процесс почти всего платежеспособного населения нашей страны, а именно той части, которая обладает «белой» зарплатой. Одни из таких граждан являются заемщиками, другие созаемщиками или поручителями по кредиту. Вторая причина, которая существенно повлияла на ситуацию и перспективы развития банковского кредитования, это недобросовестное поведение некоторых кредиторов, которое сказывалось при подписании договора с заемщиком - они умалчивали о наличии скрытых выплат. В результате этого их клиенты вынуждены были выплачивать большие суммы по кредиту, чем те, которые они предполагали изначально. Такая политика некоторых кредитных учреждений вызвала значительное недоверие не только к отдельным банкам, но и в общем ко всей системе кредитования.Также многие из банков с целью увеличения объемов кредитования часто производят снижение требований при выдаче займов. В свое время банками было выдано значительное число необоснованных кредитов, которые в данный период не выплачиваются заемщиками. Согласно мнению аналитиков, именно они оказывают реальную угрозу банковскому кредитованию. Поэтому некоторые банки сейчас ужесточают требования к своим клиентам, а также повышают ставки процентов по данным продуктам.Из-за того, что у нас в стране отсутствует эффективная система по взысканию долгов, поэтому увеличение числа невозвратных кредитов может стать общей проблемой банковской системы. Возможный кризис кредитования может не только причинить финансовые проблемы определенному количеству банков, но и способствовать замедлению роста всего данного сегмента. Также отрицательный отпечаток на рынок банковских услуг в целом, в том числе и на кредитование, оставил и разразившийся экономический кризис. Его результатом стало значительное уменьшение числа желающих совершить оформление кредита. Но любой, даже совсем незначительный экономический подъем, дает надежду в построении планов на будущее, в связи с чем, население начинает снова проявлять значительный интерес к банковским услугам кредитования.Независимо от произошедших изменений на рынке банковских услуг перспективы развития банковского кредитования у нас в стране все же остаются достаточно высокими. Для восстановления утраченного взаимного доверия между банками и их заемщиками требуется какое-то время, после которого кредиторы начнут снова предоставлять условия кредитования более доступным для большего количества населения, в результате этого существующие радужные перспективы кредитования воплотятся в реальность.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время потребительское кредитование характеризуется в качестве одного из главных источников доходов кредитной организации. Каждый год происходит увеличение объемов предоставления кредитов населению. На сегодняшний момент кредитные организации предлагают разные виды кредитов и способов предоставления кредитов. Развитие финансового рынка России в последнее время несколько остановилось, что обусловлено снижением конкурентной борьбы со стороны иностранных банковских ресурсов, поскольку их почти не осталось.Обострение конкурентной борьбы на банковском рынке, которое связано с активным вводом новых информационных технологий, способствуют развитию таких тенденций как:1) Происходит быстрое развитие крупных универсальных банков, которые занимают главенствующие места в банковской системе, включая самые крупные кредитные организации, в которых принимает участие государство. Ими производится активное развитие своих филиальных сетей, то есть происходит освоение новых продуктов и новых направлений осуществления деятельности, главным образом, сегментов инвестиционных и розничных банковских услуг.2) Происходит отказ средних и малых кредитных организаций от универсальных стратегий и делается выбор стратегии, ориентированной на определенный клиентский сегмент.3) Обнаруживаются слабые в финансовом положении и плохо управляемые кредитные организации, которые выбывают с банковского рынка и превращаются в филиалы крупнейших устойчивых кредитных организаций.4) Происходит рост объемов предоставления кредитов клиентам, растут сроки кредитования, что приводит к накоплению кредитного риска и требует усовершенствования системы риск-менеджмента в кредитных организациях.На первый план выходит эффективность кредитной политики банка, необходимость постоянного ее совершенствования, уточнения, конкретизации. Кредитная политика банка должна постоянно учитывать все новое и прогрессивное в банковской деятельности. В конечном счете, вся суть кредитной политики состоит в высокоэффективной организации кредитного портфеля. При организации кредитования в коммерческом банке необходимо учитывать влияние самого процесса управления, который включает в себя: анализ и оценку кредитных рисков, определение величины рисков, управление кредитными рисками и контроль над эффективностью управления. Кредит в качестве экономической категории выражается как экономические отношения, возникающие между кредитором и заемщиком в процессе передачи денежных средств или материальных ценностей одними участниками договора займа другим на условиях платности, срочности и возвратности.Подводя итог всему вышесказанному, хочется отметить, что в настоящий период времени замечено активное развитие потребительского кредитования в России, что является положительным моментов для экономики, как банковской системы, так и экономики Российской Федерации, в общем.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2015) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)"Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (утв. Банком России 20.03.2006 N 283-П) (ред. от 01.09.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2006 N 7741)"Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П) (ред. от 01.09.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 N 5774) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186886Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У (ред. от 26.02.2016) "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 N 15615) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2016)Указание Банка России от 30.04.2008 N 2005-У (ред. от 15.12.2014) «Об оценке экономического положения банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 № 11755) Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И (ред. от 07.04.2016) «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 № 26104) Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Институт права и экономики, 2014. – 225 с.Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 2012 – 200 с.Аристархов С.Ю. Банковский сектор: реалии 2015 // Банкирша. - 2015. - 12 января. - №1 (12)Баринов Э.А. Валютно-кредитные отношения во внешней торговле.— М.: Финансы и статистика, 2014 – 147 с.Барбаумов В.Е., Гладких И.М., Чуйко А.С. Финансовые инвестиции. М.: Финансы и статистика, 2013 – 247 с.Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка.- М.: Высшее образование, Юрайт, 2014-236с. Белозеров С.А. Мотовилов О.В. Банковское дело. Уч.-М.: Проспект, 2015. – 300 с.Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент. -М.: Юрайт, 2017.Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. – 300 с.Боровкова В.А. Банки и банковское дело. -М.: Юрайт, 2016.Бураков Д.В., Басс А.Б. Тенденции развития банковской системы России. -М.: Русайнс, 2017.Виноградова Т.Н. Банковские операции. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2013 – 222 с.Волков Б.Д. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка. Практическое пособие - М.: Лаборатория Книги, 2013.Воронцовский А.В. Оценка рисков. -М.: Юрайт, 2017.Гребеник Т.В. Современные особенности эффективного управления качеством кредитного портфеля. // Интернет-журнал науковедение. 2014. Выпуск №6Гамза В.А. Бюро кредитных историй - блажь или насущная потребность // Финансы и Кредит. – 2014. - № 12. Гамидов Г.М. Банки и банковская система. – М.: Банковское и кредитное дело, 2013 – 333 с. Глушков Н.Б. Банковское дело. – М.: Альфа Матер, 2014 – 142 с. Гончаренко Л.И. Абрамова М.А. Маркина Е.В. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. - М.: – Юрайт. 2015. – 347 с.Гугнин В.К. Межбанковский кредитный рынок России.- М.: Финансы и статистика, 2014 – 341с. Горшкова Л.А. Горбунова М.В. Основы управления организацией. -М.: КноРус, 2016Грузинов В.П. Экономика организации (предприятия). -М.: КноРус, 2016Дубова С.Е. Бибикова Е.А. Кредитный портфель коммерческого банка. . – М.: Флинта, 2013 – 112 с.Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: КноРус. 2015 – 231 с.Дубова С.Е. Бибикова Е.А. Кредитный портфель коммерческого банка. . – М.: Флинта, 2013. – 547 с.Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014Замулина И.А. Схемы и варианты закона «О потребительском кредитовании» // РБК. Кредит. – 2014. - № 18. Иванова В.В., Соколова Б.И. Деньги, Банки, Кредит.- М.: ТК Велби, 2013 – 111 с. Истомин М., Самиев П. Активы - 2016 год: Проблемы крупного бизнеса. Банки и деловой мир. 2016. № 4.Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ. -М.: Инфра-М, 2014.Кирьянова З.В., Седова Е.И. Анализ финансовой отчетности. -М.: Юрайт, 2014.Ковалева А.М. Финансы и Кредит.-М.: Финансы и статистика.–2013 –366 с.Козлова Л.В. Потребительское кредитование // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. 2014.- № 4Кропин Ю.А. Деньги, кредит, банки. -М.: Юрайт, 2016.Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки .- М.: КНОРУС, 2015 – 304 с. Лаврушин О.И. Новые модели банковской деятельности в современной экономике. -М.: Кнорус, 2017.Лефтизин Г.Р. Теория организации. -М.: Юрайт, 2016Максимов Л.М. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ, 2014 – 365 с. Мазалов Д.С. Банки.- М.: Чайка, 2013 – 224с.Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов // Банковская деятельность. – 2014. - № 13. Мануйленко В.В. Риск - ориентированный подход к формированию кредитного портфеля коммерческого банка: инновационный аспект / В.В. Мануйленко // Финансы и кредит. 2012. № 16.Муравецкий А.Н. "Плохих" кредитов должно быть много!? Финансы и кредит. 2013. № 16.Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. -М.: Юрайт, 2015.Нешитая А.С. Инвестиции. - М.: Дашков и К, 2014 – 226 с. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент. -М.: Юрайт, 2017.Рыкова Л.М. Регулирование деятельности банков: банковский надзор. Учебное пособие. Рыкова Л.М. — Минск: Современная школа, 2014 – 336 с.Сухов М.И. Современная банковская система России: некоторые актуальные аспекты. Деньги и кредит. 2016. № 3.Тавасиев А.М. Банковское дело. -М.: Юрайт, 2016.Теряева А.С., Туманова Т.Г. Деньги, кредит, банки -М.: Инфра-М, 2017.Трещевский Ю.А. Экономика и организация производства. -М.: Инфра-М, 2016Чараева М.В. Корпоративные финансы. -М.: Инфра-М, 2017.Фомин Д.Е. Организация кредитной работы в банке // Банковское кредитование. – 2014. - № 2.Филина Ф.Н., Толмачев И.А., Сутягин А.В. Все виды кредитования. –М.: ГроссМедиа, РосБух.- 2014 – 143 с.Хоминич И.П. Управление финансовыми рисками. -М.: Юрайт, 2016. Яковых Ю. Объем выданных банкам кредитов ЦБ может увеличиться до 4,8-5,1 трлн. руб. к концу 2015 года // ИТАР-ТАСС.- 2015. Официальный сайт ПАО «ВТБ 24» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vtb24.ru/company/Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/ПРИЛОЖЕНИЕ 1Процедура кредитования физических лиц с использованием скоринговых систем

1. Федеральный закон от 02.12.1990 N 395-1 (ред. от 29.12.2015) "О банках и банковской деятельности" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)
2. Федеральный закон от 10.07.2002 N 86-ФЗ (ред. от 30.12.2015) "О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)" (с изм. и доп., вступ. в силу с 09.02.2016)
3. "Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери" (утв. Банком России 20.03.2006 N 283-П) (ред. от 01.09.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 25.04.2006 N 7741)
4. "Положение о порядке формирования кредитными организациями резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности" (утв. Банком России 26.03.2004 N 254-П) (ред. от 01.09.2015) (Зарегистрировано в Минюсте России 26.04.2004 N 5774) [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc;base=LAW;n=186886
5. Указание Банка России от 12.11.2009 N 2332-У (ред. от 26.02.2016) "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации" (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2009 N 15615) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.04.2016)
6. Указание Банка России от 30.04.2008 N 2005-У (ред. от 15.12.2014) «Об оценке экономического положения банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 26.05.2008 № 11755)
7. Инструкция Банка России от 03.12.2012 № 139-И (ред. от 07.04.2016) «Об обязательных нормативах банков» (Зарегистрировано в Минюсте России 13.12.2012 № 26104)
8. Абрамова М.А., Александрова Л.С. Финансы, денежное обращение и кредит. – М.: Институт права и экономики, 2014. – 225 с.
9. Антонов Н.Г., Пессель М.А. Денежное обращение, кредит и банки. – М.: Финстатинформ, 2012 – 200 с.
10. Аристархов С.Ю. Банковский сектор: реалии 2015 // Банкирша. - 2015. - 12 января. - №1 (12)
11. Баринов Э.А. Валютно-кредитные отношения во внешней торговле.— М.: Финансы и статистика, 2014 – 147 с.
12. Барбаумов В.Е., Гладких И.М., Чуйко А.С. Финансовые инвестиции. М.: Финансы и статистика, 2013 – 247 с.
13. Белоглазова Г.Н., Кроливецкая Л.П. Банковское дело. Организация деятельности коммерческого банка.- М.: Высшее образование, Юрайт, 2014-236с.
14. Белозеров С.А. Мотовилов О.В. Банковское дело. Уч.-М.: Проспект, 2015. – 300 с.
15. Боголюбов В.С. Финансовый менеджмент. -М.: Юрайт, 2017.
16. Брусов, П.Н. Финансовый менеджмент. Финансовое планирование: Учебное пособие / П.Н. Брусов, Т.В. Филатова. - М.: КноРус, 2013. – 300 с.
17. Боровкова В.А. Банки и банковское дело. -М.: Юрайт, 2016.
18. Бураков Д.В., Басс А.Б. Тенденции развития банковской системы России. -М.: Русайнс, 2017.
19. Виноградова Т.Н. Банковские операции. — Ростов-на-Дону.: Феникс, 2013 – 222 с.
20. Волков Б.Д. Анализ финансовых результатов деятельности коммерческого банка. Практическое пособие - М.: Лаборатория Книги, 2013.
21. Воронцовский А.В. Оценка рисков. -М.: Юрайт, 2017.
22. Гребеник Т.В. Современные особенности эффективного управления качеством кредитного портфеля. // Интернет-журнал науковедение. 2014. Выпуск №6
23. Гамза В.А. Бюро кредитных историй - блажь или насущная потребность // Финансы и Кредит. – 2014. - № 12.
24. Гамидов Г.М. Банки и банковская система. – М.: Банковское и кредитное дело, 2013 – 333 с.
25. Глушков Н.Б. Банковское дело. – М.: Альфа Матер, 2014 – 142 с.
26. Гончаренко Л.И. Абрамова М.А. Маркина Е.В. Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. - М.: – Юрайт. 2015. – 347 с.
27. Гугнин В.К. Межбанковский кредитный рынок России.- М.: Финансы и статистика, 2014 – 341с.
28. Горшкова Л.А. Горбунова М.В. Основы управления организацией. -М.: КноРус, 2016
29. Грузинов В.П. Экономика организации (предприятия). -М.: КноРус, 2016
30. Дубова С.Е. Бибикова Е.А. Кредитный портфель коммерческого банка. . – М.: Флинта, 2013 – 112 с.
31. Давыденко И.Г. Экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности предприятия. – М.: КноРус. 2015 – 231 с.
32. Дубова С.Е. Бибикова Е.А. Кредитный портфель коммерческого банка. . – М.: Флинта, 2013. – 547 с.
33. Дробозина Л.А. Финансы, денежное обращение, кредит. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 2014
34. Замулина И.А. Схемы и варианты закона «О потребительском кредитовании» // РБК. Кредит. – 2014. - № 18.
35. Иванова В.В., Соколова Б.И. Деньги, Банки, Кредит.- М.: ТК Велби, 2013 – 111 с.
36. Истомин М., Самиев П. Активы - 2016 год: Проблемы крупного бизнеса. Банки и деловой мир. 2016. № 4.
37. Киреева Н.В. Экономический и финансовый анализ. -М.: Инфра-М, 2014.
38. Кирьянова З.В., Седова Е.И. Анализ финансовой отчетности. -М.: Юрайт, 2014.
39. Ковалева А.М. Финансы и Кредит.-М.: Финансы и статистика.–2013 –366 с.
40. Козлова Л.В. Потребительское кредитование // Экономика сельского хозяйства. Реферативный журнал. 2014.- № 4
41. Кропин Ю.А. Деньги, кредит, банки. -М.: Юрайт, 2016.
42. Лаврушин О.И. Деньги, кредит, банки .- М.: КНОРУС, 2015 – 304 с.
43. Лаврушин О.И. Новые модели банковской деятельности в современной экономике. -М.: Кнорус, 2017.
44. Лефтизин Г.Р. Теория организации. -М.: Юрайт, 2016
45. Максимов Л.М. Деньги, кредит, банки. – М.: ЮНИТИ, 2014 – 365 с.
46. Мазалов Д.С. Банки.- М.: Чайка, 2013 – 224с.
47. Мамонова И.Д. Как банки оценивают кредитоспособность своих клиентов // Банковская деятельность. – 2014. - № 13.
48. Мануйленко В.В. Риск - ориентированный подход к формированию кредитного портфеля коммерческого банка: инновационный аспект / В.В. Мануйленко // Финансы и кредит. 2012. № 16.
49. Муравецкий А.Н. "Плохих" кредитов должно быть много!? Финансы и кредит. 2013. № 16.
50. Незамайкин В.Н., Юрзинова И.Л. Финансовый менеджмент. -М.: Юрайт, 2015.
51. Нешитая А.С. Инвестиции. - М.: Дашков и К, 2014 – 226 с.
52. Румянцева Е.Е. Финансовый менеджмент. -М.: Юрайт, 2017.
53. Рыкова Л.М. Регулирование деятельности банков: банковский надзор. Учебное пособие. Рыкова Л.М. — Минск: Современная школа, 2014 – 336 с.
54. Сухов М.И. Современная банковская система России: некоторые актуальные аспекты. Деньги и кредит. 2016. № 3.
55. Тавасиев А.М. Банковское дело. -М.: Юрайт, 2016.
56. Теряева А.С., Туманова Т.Г. Деньги, кредит, банки -М.: Инфра-М, 2017.
57. Трещевский Ю.А. Экономика и организация производства. -М.: Инфра-М, 2016
58. Чараева М.В. Корпоративные финансы. -М.: Инфра-М, 2017.
59. Фомин Д.Е. Организация кредитной работы в банке // Банковское кредитование. – 2014. - № 2.
60. Филина Ф.Н., Толмачев И.А., Сутягин А.В. Все виды кредитования. –М.: ГроссМедиа, РосБух.- 2014 – 143 с.
61. Хоминич И.П. Управление финансовыми рисками. -М.: Юрайт, 2016.
62. Яковых Ю. Объем выданных банкам кредитов ЦБ может увеличиться до 4,8-5,1 трлн. руб. к концу 2015 года // ИТАР-ТАСС.- 2015.
63. Официальный сайт ПАО «ВТБ 24» [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.vtb24.ru/company/
64. Официальный сайт ЦБ РФ [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://www.cbr.ru/

Вопрос-ответ:

Какие существуют виды кредитов для физических лиц?

Для физических лиц существуют различные виды кредитов, такие как потребительские кредиты, ипотечные кредиты, автокредиты, кредитные карты и др.

Какими способами можно оценить кредитоспособность физического лица?

Кредитоспособность физического лица может быть оценена различными способами, включая анализ кредитной истории заемщика, расчет коэффициентов платежеспособности и платежной дисциплины, анализ доходов и расходов, а также проведение кредитного скоринга.

Какая сущность, значение и особенности кредитования физических лиц?

Кредитование физических лиц имеет сущность в предоставлении финансовых средств на определенных условиях с целью удовлетворения потребностей заемщиков. Оно имеет значительное значение для развития экономики и улучшения жизни населения. Особенности кредитования физических лиц включают индивидуальный подход к каждому клиенту, необходимость обеспечения залогом или поручительством, а также определенные правила и процедуры, установленные законодательством.

Какие виды кредитов предоставляются банками для физических лиц и как происходит процесс кредитования?

Банки предоставляют для физических лиц различные виды кредитов, включая потребительские кредиты, ипотечные кредиты, автокредиты, кредитные карты и др. Процесс кредитования включает подачу заявки, предоставление необходимых документов, анализ кредитоспособности заемщика, заключение кредитного договора и выплату средств.

Какое законодательно-нормативное регулирование существует для кредитования физических лиц?

Кредитование физических лиц регулируется законодательством, включая федеральные законы и нормативные акты, такие как Закон о потребительском кредите, Закон об ипотеке, Закон о банках и банковской деятельности и др.

Какие существуют виды кредитов для физических лиц?

Для физических лиц существует несколько видов кредитов, таких как потребительский кредит, ипотечный кредит, автокредит, кредитная карта и др. Каждый вид кредита имеет свои особенности и условия предоставления.

Как осуществляется оценка кредитоспособности физического лица?

Оценка кредитоспособности физического лица проводится на основе анализа его финансового состояния, доходов, занятости, кредитной истории и других факторов. Банк оценивает риски, связанные с предоставлением кредита, и принимает решение о возможности его выдачи.

Какие законодательные нормы регулируют кредитование физических лиц?

Кредитование физических лиц регулируется различными законами и нормативными актами, такими как Гражданский кодекс, Закон о потребительском кредите, Закон о банках и др. Эти нормы устанавливают правила предоставления кредитов, защиту прав потребителей и другие аспекты кредитования.