эффективность стратегии развития рекреационных зон в крупных городских агломерациях (на примере рекреационной зоны
Заказать уникальную дипломную работу- 52 52 страницы
- 12 + 12 источников
- Добавлена 25.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ РЕКРЕАЦИОННЫХ ЗОН 3
1.1 Роль и значение туризма в социально-экономическом развитии регионов 3
1.2 Понятие и виды туристско-рекреационных комплексов 9
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ И ОЦЕНКА ТУРИСТСКОЙ ИНДУСТРИИ МОСКОВСКОЙ АГЛОМЕРАЦИИ 17
2.1 Туристский потенциал Московской агломерации 17
2.2 Историко-культурный потенциал 23
2.3 Народные промыслы 27
2.4 Природный потенциал 27
2.5 Перспективные виды туризма 29
2.5.1 Культурный туризм 31
2.5.2 Экологический и спортивный туризм 33
2.5.3 Сельский туризм (агроэкотуризм) 35
2.5.4 Деловой, конгрессивный и круизный туризм 37
2.6 Транспорт и дорожная сеть Московской агломерации 38
2.7 Клиентский потенциал 42
2.8 Коллективные средства размещения 45
2.9 Мотивационные факторы посещения 47
2.10 Основные факторы, сдерживающие развитие туризма в Московской агломерации 47
Список использованных источников 52
Недостаточно развиты межрайонные связи особенно в ближнем Подмосковье. В период распутицы по ряду местных дорог невозможен подъезд к памятникам истории и культуры, музеям, зонам отдыха. Особенно это касается возможности использования усадеб. Необходимо приведение в порядок исторических трактов и дорог. Практически не развита сеть автостоянок и парковых дорог в местах массового отдыха, при объектах показа, в исторических зонах городов.Развитая система пригородного железнодорожного сообщения в целом справляется с существующим пассажиропотоком. Однако нуждается в обновление парка пригородных поездов, оптимизации графика движения с учетом рекреационных потоков, создании современной рекламно-информационной системы.Воздушный транспорт в настоящее время практически не используется для перевозки туристов по территории области. Это объясняется как близостью к Москве, сравнительно небольшими расстояниями между основными объектами показа и ночлега, так и самим состоянием воздушного транспорта. В связи с увеличением потока туристов, в том числе с деловыми целями, проблемами с пропускной способностью автодорог, необходимо рассмотреть возможность использования воздушного транспорта для организации доставки туристов в основные туристские центры на вертолетах, а также приема из других регионов в аэропорту Быково.Доставка российских и иностранных туристов осуществляется в основном из Москвы на автобусах туристских фирм города и на собственном автотранспорте. Не хватает комфортабельных автобусов для перевозки туристов.Речной транспорт. Важная функция в туристской структуре области принадлежит водным магистралям: р. Оке и р. Москве, каналу им. Москвы. Протяженность водных путей составляет 450 км.За последние 20 лет резко сократился объем пассажирских перевозок и значительно сократилось обновление флота речного транспорта. Средний возраст речных судов приближается к критическому. Большая часть судов требуют реконструкции и модернизации. Несмотря на большой спрос на круизные путешествия, в том числе и среди иностранцев (составляющих порядка 70 % круизного потока), поток туристов на теплоходах в ближайшие годы из-за выбытия флота может резко сократится. Не отвечает современным требованиям техническое состояние большинства сооружений на внутренних водных путях (каналы, шлюзы, причалы), построенных в 30-60-е годы (на канале им. Москвы, водохранилищах, р. Оке). Многие причалы в последние годы перестали существовать, что сократило поток туристов. Требует особой проработки вопрос организации круизов по р. Оке.Транспортные условия – существенный фактор формирования всей территориальной структуры туризма. Линейная концентрация туристских учреждений вдоль транспортных магистралей создает радиальные полосы сгущений и выделяет их на фоне менее освоенного межмагистрального пространства, где почти нет крупных городов, меньшая загрязненность среды и высокие качества природных ресурсов. Основные проблемы освоения этих пространств связаны с тем, что здесь расположены водохранилища и реки – источники водоснабжения и слабее развита транспортная сеть.Транспортная доступность определяет динамику использования территории и характер организации мест отдыха. Оптимальная временная доступность к зонам еженедельного отдыха 1-1,5 часа. «Пороговые» территории должны быть полифункциональными, с постоянным круглогодичным обслуживанием. Развитие дальних зон отдыха предполагает организацию переменного режима обслуживания, гибкие функциональные решения, использование новых видов транспорта.2.7 Клиентский потенциалУскоренное развитие рекреационных, природно-ландшафтных и природно-рекреационных функций должна опираться на реорганизуемый транспортный каркас,что дает возможность освоения новых, до сих пор труднодоступных, туристских природных зон.Рисунок 12 – Клиентский потенциал Московской агломерацииПроцессы социальной и экономической направленности в России, переход туристской отрасли на рыночные отношения привнесли изменения рекреационной сферы, приобрели характер последовательных тенденций. Основополагающими из которых стали: сокращение активности населения, выбор в пользу самостоятельных форм отдыха, изменение актуальных временных периодов отдыха, выбор в пользу отдыха в районе проживания. Перечисленные тенденции все более стали оказывать воздействие на жителей Москвы и Московской области. Особенно важным фактором, воздействующим на развитие индустрии туризма и рекреационных зон на территории Московской области, стало значительное снижение уровня жизни населения и явное расслоение общества. Все это привело в итоге к значительным изменениям в структуре отдыха:загородный отдых в частных дачных и садоводческих товариществах, собственных домах, в гостях у родственников в деревне – 95%, что составляет 4,7 млн.человек в летний сезон в выходной или праздничный день;отдых детей и подростков в загородных лагерях – примерно 0,6% (0,03 млн. человек);отдых и оздоравливание в загородных стационарных учреждениях санаторно-оздоровительного, лечебного типа, охотничьих и рыболовных хозяйствах – около 1,7% (0,09 млн. чел.);экскурсионные туры – около 0,4% (0,02 млн. чел.);спортивно-оздоровительные походы – менее 0,1 %;отдых в оборудованных зонах отдыха – порядка 0,6 % (0,03 млн. чел.);деловые и туристские поездки в города (гостиницы и др. объекты гостиничного типа) – примерно 0,2 % (0,01 млн. чел.).Всего по области в настоящее время отдыхает и путешествует в летний выходной день около 5 млн. человек. Как видно из приведенных показателей, за этот период общее число отдыхающих в области в летний период увеличилось почти в 3 раза. Однако структура отдыха изменилась кардинально. На дачах и в садоводческих товариществах, в дачных поселках отдыхает практически 96%, при абсолютном росте почти в 5 раз. Все остальные виды отдыха на этом фоне занимают незначительное место. Особенно заметно изменился отдых детей: дачи детских садов практически прекратили свое существование, а бывшие пионерские лагеря сократились примерно в 10 раз. Сократился и отдых в стационарных объектах – примерно в 1,5 раза (в основном за счет уменьшения вместимости и закрытия некомфортных объектов). Незначительно увеличилось только число посетителей базы гостиничного типа.По экспертным оценкам развитию внутреннего и въездного туризма в Московской области поможет включение в туристские маршруты предприятий народных художественных промыслов.2.8 Коллективные средства размещенияГоворя о коллективных средствах размещения в Московской области сразу необходимо отметить, что созданная структура отдыха не отвечает основной задаче, а именно – создание условий с целью эффективного пользования туристского рекреационного потенциала московской рекреационной зоны.На сегодняшний день Московская область насчитывает 1481 предприятие индустрии туризма, из которых 857 туристических фирм и 560 средств коллективного размещения. На рисунке 13 представлена структура имеющегося номерного фонда в различные временные отрезки развития индустрии туризма в Московской области.Рисунок 13 – Структура номерного фонда по дате ввода в эксплуатациюАнализируя данные, представленные Департаментом национальной политики и межрегиональных связей города Москвы, можно сделать вывод, что на 1 Га рекреационных территорий дач и садовых товариществ отдыхает около 25-30 человек. При этом налоговые поступлений приходятся только на имущество и землю, составляя незначительные ассигнования в бюджет области, создавая, вместе с тем, транспортную, инженерную и социальную (здравоохранение, полиция и т.д.) нагрузку.Также на 1 Га рекреационных территорий объектов стационарного туристской направленности может находиться около 70-100 отдыхающих. Для этого организуется около 50 рабочих мест (не учитывая занятых в сопутствующих сферах), также доходы в бюджет больше в несколько раз. Вместе с тем, стоит отметить, что комплексы имеющие развитую туристскую инфраструктуру обеспечивают и местное население своими услугами.Анализируя структуру номерного фонда Московской области в различные временные отрезки можно смело утверждать, что необходимо вносить изменения. Возросший уровень доходов жителей Московской области, а также тенденции изменения в части снижения поездок в зарубежные государства, увеличение спроса на комфортабельный отдых в ближнем Подмосковье, на данный момент уже демонстрирует увеличение заполняемости туристских объектов Подмосковья. Необходимо отметить, что в летние и зимние периоды, а также в выходные и праздничные дни спрос уже давно в значительной степени превышает предложение туристских услуг в Московской области. Так бронирование на выходные дни может быть на 3-4 месяца вперед, отмечается почти 100% заполняемость туристских объектов высокого и среднего уровня.2.9 Мотивационные факторы посещенияМотивационными факторами в части посещения туристами Московской области можно отметить следующее:достаточный уровень организации комплексной безопасности путешествий (пожарный санитарно-эпидемиологической, террористической, криминальной); уровень социально-экономического развития области;конкурентоспособное ценообразование и адекватность соотношения цена/качества на все виды туристского продукта и сервиса;достаточно хороший современный уровень сервисных туристских услуг на всех звеньях обслуживания;хороший уровень экологии;квалификационный уровень обслуживающего персонала, уровень гостеприимства, доброжелательность;мероприятия по продвижению регионального туристского продукта и туристских ресурсов на региональных и международных выставках.2.10 Основные факторы, сдерживающие развитие туризма в Московской агломерацииВ качестве основополагающей проблемы в формировании туристской системы Московской области выступает удовлетворение потребностей в разных видах и формах туризма, при сохранности природных и исторических и культурных комплексов. Решение этой проблемы предполагает определение мест туристских рекреационных зон в общей системе функционального зонирования, а также выявления и резервирования туристских ресурсов и их рациональное пользование.Московская область характеризуется пространственной неравномерностью туристской индустрии, определяется имеющимся территориальным потенциалом и отношением к освоению данного потенциала организаторов туризма. Образовались сплошные полосы урбанизированных территорий на радиальных транспортных направлениях, на расстоянии 30-40 км от МКАД и на периферии вокруг новых и развивающихся городов. На сегодняшний день происходит развитие рекреационных зон по центробежному направлению от Москвы к периферии. Имеющееся расстояние от самого города – центра формирования туристского спроса – на сегодня остается наиболее главным фактором территориальной дифференциации туристского хозяйствования. Такие тенденции требуют реформирование в силу следующего ряда факторов:развитие транспортной отрасли скорректирует проблему касаемо расстояния от Москвы, что обусловит отход с позиции определяющего фактора данной проблемы;Москва останется основным поставщиком туристской клиентуры.Можно выделить следующие специфические отличительные характеристики туристских территорий Московской области:концентрация туристских территорий и туристов;преобладание и развитие туристских услуг;характер туристских услуг;имеющийся транспортный потенциал;традиции туристского освоения.Находящиеся на расстоянии от Москвы города притягивают предприятия туризма, по мере приближения городов к Москве – наоборот отталкивают новые предприятия.Города, располагающиеся в поясе лесопарковой зоны в значительной степени отличаются от других городов Московской агломерации особенностями трудовых связей – наблюдается наиболее высокий уровень плотности населения, сгущение транспортных магистралей, острыйтерриториальный дефицит, и соответственно, невозможность существенного рост сети объектов индустрии туризма.Охарактеризовать лесопарковую зону Москвы можно как конфликт рекреационных и других форм территориального пользования, при этом не удовлетворяющим необходимые требования состояния рекреационного ландшафта.Это отражено формированием рекреационных зон отдыха в радиусе 5-20 км от Московской кольцевой дороги. Ресурсное сокращение происходит более всего в ближайших зонах к Москве. Ускорение темпов проявления территориальной экспансии различных видов застройки города Москвы и строительства котеджных поселков обуславливает рост уровня дефицита потребностей рекреационных зон. Вместе с тем, обостряется конфликт возросших потребностей населения в рекреационных зонах и сокращением незастроенных территорий, которые могут быть пригодны для функционирования индустрии туризма. Также территориальный дефицит усугубляется санитарно-гигиеническими и режимными условиями, деградацией природно-экологического потенциала.Анализируя современное состояние рекреационного потенциала Московской агломерации можно выделить ряд следующих проблем, не позволяющих рационально функционировать, негативно влияя на развитие туристской отрасли:нерациональное пользование исторического и культурного потенциала ввиду плохого состояния памятников и исторических территорий;нерациональный подход к пользованию уникальных природных территорий, что не приносит ощутимого дохода, и как следствие, строительство катеджных поселков, недостаточность развития современных многофункциональных, специализированных туристских и туристско-рекреационных комплексов;интенсификация пользования зон водохранилищ и озер, деградирование природных сред лесопарков, в особенности в радиусе пяти километров от Москвы, наличие неконтролируемого потока отдыхающих (например, автотуристы, нарушают экологическое равновесие);необходимость в разработке рекреационного реестра;несовершенность имеющейся статистической системы отчетности, охват всего лишь 45% имеющихся объектов на территории Московской агломерации;расхождение в соответствии структуры туристско-рекреационного комплекса к спросу и реальным потребностям туристовнизкий уровень экономической эффективности функционирования большей части объектов ввиду ориентации на клиентуру с низким уровнем дохода (платежеспособность потенциального клиента значительно снизилась), недостаточный уровень имеющейся предпринимательской активности и управленческого уровня, отсутствие мероприятий по продвижению туристского потенциала, несоответствие ценовых показателей с предложением и т.п.;малая ширина ассортимента туристских предложений, в особенности, ориентированное на удовлетворение спроса населения с высоким и средним доходом, а также гостей зарубежных государств; достаточно низкий уровень в обслуживании в объектах обслуживания туристов;транзитный характер сложившихся туристских маршрутов;недостаточный уровень развития туристкой инфраструктуры, а именно гостиниц экономного класса, тематических парковых зон, аквапарков, заведений общественного питания, магазинов, стояночных мест, прокатных пунктов, досуговых и спортивных центров, дорог в парковых зонах и т.д.;архитектурная безликость и низкий уровень благоустройства зон и объектов туристкой индустрии;повышенный уровень криминогенности. На территории Московской агломерации практически отсутствует информационная система туристского потенциала. В настоящее время административные органы занимаются вопросами развития туристского потенциала, а предприятиями индустрии туризма осуществляется целенаправленная работа, направленная на расширение информационных услуг: участие в выставках туристической направленности, издание каталожной продукции, буклетов и т.д. Но необходимо понимать, что это недостаточные меры. Стоит в значительной степени увеличить применение информативных и рекламных средств. Обеспечить рабочую систему возможности осуществлять бронирование мест во всех средствах размещения туристов.В качестве основных ограничивающих факторов в развитии туризма и рекреационного потенциала Московской агломерации остаются:недостаточный уровень организационных, правовых, экономических механизмов, которые осуществляют стимулирование туристического развития и рекреационных зон как одного из наиболее приоритетных направлений;низкий уровень необходимого инвестирования в части сохранения исторических, культурных и природных ресурсов, так и в части развития туристской инфраструктуры;низкий уровень пропускной способности, в особенности основных трасс на подъездах к Москве;устаревший уровень комфорта и сервиса и неквалифицированный обслуживающий персонал.Список использованных источниковБогданов Е.И., Косючкин О.В., Орлов В.С. и др. Планирование на предприятиях индустрии туризма. – СПб.: Питер, 2015. – 402 с.Боровикова Н.В. Перспективы развития туризма и гостеприимства в Московской области // Вестник РМАТ. №4. 2014. С.22-29.Ванеева И.В., Тихонова Н.И. Стратегическое планирование в индустрии туризма. Туристская библиотека. Электронный ресурс. Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/vaneeva2.htm. Дата обращения: 15.04.17 г.География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 344 с.Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Официальный сайт. Режим доступа: http://welcome.mos.ru/. Дата обращения: 15.04.17 г.Дунец А.Н., Крупочкин Е.П., Тельцова А.А. Оценка туристско-рекреационного потенциала для целей территориального планирования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2011/3-2/geos/TheNewsOfASU-2011-3-2-geos-07.pdf. Дата обращения: 15.04.17 г.Жолдасбеков А.А., Мамадияров М.Д., Жолдасбекова Б.А. Туристско-рекреационные ресурсы как основа туристско-рекреационного потенциала // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №11. С. 220.Официальный сайт Всемирной туристской организации (WorldTourismOrganizationUNWTO). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www2.unwto.org/ru. Дата обращения: 12.04.17 г. Романова Г.М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-planirovanie-razvitiya-turistsko-rekreatsionnyh-zon. Дата обращения: 12.04.17 г. Стенюшкина С.Г. Туристско-рекреационный комплекс как фактор регионального развития. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Strategiya_razvitiya_industrii_turizma_i_gostepriimstva/Stenyushkina_S.G._Turistsko-rekreacionnyj_kompleks_kak_faktor_regionalnogo_razvitiya.pdf. Дата Туристско-рекреационный комплекс. Официальный сайт «Российского Союза туристской индустрии». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rstnw.ru/turizm-r.html. дата обращения: 15.04.17 г.Федеральное агентство по туризму. Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа: http://russiatourism.ru/. Дата обращения: 15.04.17 г.
2. Боровикова Н.В. Перспективы развития туризма и гостеприимства в Московской области // Вестник РМАТ. №4. 2014. С.22-29.
3. Ванеева И.В., Тихонова Н.И. Стратегическое планирование в индустрии туризма. Туристская библиотека. Электронный ресурс. Режим доступа: http://tourlib.net/statti_tourism/vaneeva2.htm. Дата обращения: 15.04.17 г.
4. География туризма: учебник / В.И. Кружалин, Н.С. Мироненко, Н.В. Зигерн-Корн, Н.В. Шабалина. – М.: Федеральное агентство по туризму, 2014. – 344 с.
5. Департамента национальной политики и межрегиональных связей города Москвы. Официальный сайт. Режим доступа: http://welcome.mos.ru/. Дата обращения: 15.04.17 г.
6. Дунец А.Н., Крупочкин Е.П., Тельцова А.А. Оценка туристско-рекреационного потенциала для целей территориального планирования. Электронный ресурс. Режим доступа: http://izvestia.asu.ru/2011/3-2/geos/TheNewsOfASU-2011-3-2-geos-07.pdf. Дата обращения: 15.04.17 г.
7. Жолдасбеков А.А., Мамадияров М.Д., Жолдасбекова Б.А. Туристско-рекреационные ресурсы как основа туристско-рекреационного потенциала // Международный журнал экспериментального образования. 2013. №11. С. 220.
8. Официальный сайт Всемирной туристской организации (World Tourism Organization UNWTO). Электронный ресурс. Режим доступа: http://www2.unwto.org/ru. Дата обращения: 12.04.17 г.
9. Романова Г.М. Региональное планирование развития туристско-рекреационных зон. // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. Электронный ресурс. Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/regionalnoe-planirovanie-razvitiya-turistsko-rekreatsionnyh-zon. Дата обращения: 12.04.17 г.
10. Стенюшкина С.Г. Туристско-рекреационный комплекс как фактор регионального развития. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.zabgu.ru/files/html_document/pdf_files/fixed/Strategiya_razvitiya_industrii_turizma_i_gostepriimstva/Stenyushkina_S.G._Turistsko-rekreacionnyj_kompleks_kak_faktor_regionalnogo_razvitiya.pdf. Дата
11. Туристско-рекреационный комплекс. Официальный сайт «Российского Союза туристской индустрии». Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.rstnw.ru/turizm-r.html. дата обращения: 15.04.17 г.
12. Федеральное агентство по туризму. Министерство культуры Российской Федерации. Официальный сайт. Режим доступа: http://russiatourism.ru/. Дата обращения: 15.04.17 г.