Даосизм как альтернатива конфуцианству
Заказать уникальную курсовую работу- 24 24 страницы
- 23 + 23 источника
- Добавлена 31.05.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Возможно,сам Лао-цзы и считал собственное учение вполне прозрачным,однако о его доступности всему народу говорить отнюдь не приходится.Можно сказать больше: это было элитарное учение, могущеебыть воспринятым только ограниченным количествомлюдей.Существовали предпосылки к тому, что победу одержит конфуцианское учение. Древний Китай находился визоляции от внешнего мира, что обусловлено его географическим положением. Именно натерритории такойстраны человек мог положиться лишь на себя, а в качестве опыта мог использовать только опыт своих предков,которые поэтому и были в большом почете. Отсюда жевозникло уважение к традициям. Китайцам было намного ближе их земное существование, нежели обращение кметафизическим вопросам. Поэтому все создававшеесяобязательно должно было носить практический характер,иначе зачем оно нужно?Отсюда может быть совершенно ясно, почему китайское общество предпочло рациональное конфуцианство мистическому даосизму. «Для того, чтобы идеи“Дао дэцзина” могли приобрести настоящую популярность, требовался полный переворот во всем мышлении и характере Китая».Конфуцианство возобладало над даосизмом в силусвоей доступности, ясности, четкости, рациональности.Реализация проекта Конфуция была наилучшим выходом из смуты, царившей в Древнем Китае. Сам менталитет китайцев подталкивал к созданию и реализацииподобного учения.ЗаключениеТаким образом, даосизм является традиционным китайским учением, которое включает в себя религиозные, мистические аспекты, а также систему гаданий и медитационной практики, и представляет собой религиозно-философское течение.Даосизм возник в Китае одновременно с учением Конфуция в виде самостоятельной религиозно-философской доктрины. Основателем философии даосов считается древнекитайский философ Лао-цзы.Исследователи расходятся во мнениях, определяя то, кем был он Конфуцию – старшим современником илиже его учеником. Ханьские учёные полагали,что под псевдонимом «Дао дэцзин», которыйприписывается легендарному мудрецу Лаоцзы (дословно – «Старый учитель»), скрывается реальное историческое лицо – философ изрода Ли по имени Дань или Эр. Согласно принятой в Китае легенде «Дао дэцзин» был написан Лао-цзы перед его путешествием куда-тона запад и оставлен им стражнику на границе.Впоследствии эта легенда стала неотъемлемойчастью культа Лао-цзы, обусловив его иконографию – в виде мудреца-старца, едущего верхом на буйволе. Основной идеей этого произведения является понятие «Дао». В ней описывается естественный порядок вещей, в которыйнельзя допускать вмешательства. Невмешательство, другими словами недеяние, являетсяключевым понятием у мудреца ЛаоЦзы.Не будучи в строгом смыслени философией, нирелигией, даосизмсочетает в себе черты того и другого. По учениюдаосов, воистину существует лишь великое Дао– предвечное, бесконечное, немыслимое, неимеющее «образа, вкуса или запаха», никем несотворенное, оно «само себе ствол, само себекорень», охватывающее и вмещающее в себя всесущее. Даосы называют его «высшим Учителем», «небесным предком», «матерью мира» или«творцом вещей», но они не ждут от него конкретной заинтересованности в их личной судьбеили судьбе Вселенной, ибо в мире все происходит «само собой», каждое мгновение времени и каждая частица бытия совершенно самодостаточны.Даосизм является очень многообразным учением и не ограничивается только теоретическими построениями. Уже ранние даосы выработали свою собственную, причем очень глубокую иоригинальную, концепциюкультурного развития человека, которая легла в основу даосскойкультуры психической деятельности, оказавшейогромное влияние на всю психическую культурудревнего и средневекового Китая.Особенность психических концепций даосовзаключалась в том, что они рассматривали природное не как сугубо психофизиологическое вчеловеке, а как воплощение всеобщих и универсальных закономерностей структурной организации и функционирования мира, единых длявсей природы – как живой, так и неживой, хотьи изоморфных таковым в человеческом существе, но несводимых к ним целиком и полностью всилу определенной специфики, с которой этивсеобщие закономерности проявляются в человеке. Поэтому главная задача даосской практикипсихотренинга и психической саморегуляции(так называемой даосской йоги) заключалась нев подчинении человека биологическому началукак таковому, а в выявлении изначально заложенного в нем космического начала и в подчинении психофизиологических процессов всеобщим космическим законам с тем, чтобы устранить все препятствия для их естественного иполнокровного самопроявления и на макроскопическом уровне, в результате чего человек становится равноправным во всех отношениях членом космической триады «небо – земля – человек». Предельным выражением всеобщей закономерности функционирования вселенной есть«великое Дао», которое отождествлялось даосами с «истинной сущностью» человека и в полномподчинении которому они видели высшую целькультурного развития человеческой личности.Чтобы постичь принцип всеобщего космического порядка и слиться с ним, действовать внеразрывном единстве с этим принципом, даосыпредлагали просто "забыть" конвенциальныенормы и условности, и в порыве спонтанного"просветления" идентифицироваться с безусловным Дао. Они утверждали, что в "самозабвенном" состоянии, постигая свою истиннуюприроду, тождественную истинной сущностикаждой вещи, каждого явления, человек одновременно отождествляется с миром окружающей природы, образуя с ней нераздельное и гармоничноеединство, так как постижение Даоесть такой психологический опыт, в которомисчезает различие между субъектом и объектом,между "Я" и "не-Я". При этом происходит какбы "самоидентификация" всех противоречий иоппозиций, раскалывающих изначальную целостность мира и создающих в обыденном сознании драматические коллизии между микрокосмом и макрокосмом, с одной стороны, и междучеловеческой личностью (точнее, его индивидуальным "Я") и истинной природой человека – сдругой. Психотерапевтическая ценность "просветления", по мнению даосов, заключается вего способности примирять противоречия наболее высоком уровне сознания, и в этом смысле Дао интерпретировалось ими как путь к болеецелостной и гармоничной жизнедеятельностичеловеческой психики, ведущей к слиянию индивидуального потока психики с универсальнымПутем вселенной и его функционированию вполном соответствии с всеобщим принципомструктурной организации и функционированиякосмического целого.Даосская философия способствует продвижению патриотизма, поддержанию интересов населения, распространению правдыв стране, ценностей и идеалов бессмертных.Осуществление даосского убеждения в жизни,поддержание даосского духа полезно для того,чтобы решить все виды путаницы в мире, сознания жизни, сублимации жизни. Образ жизни даоссов имеет важное значение.В даосизме есть стремление к гармоничному обществу. Путь к справедливости, равенству, честности, экологической гармонии, религиозности – всё это совпадает с гармоничнымобществом. Суть культуры даосизма должнабыть полезным справочным материалом дляпостроения социалистического гармоничного общества.Таким образом, когда мы изучаем материалы об отношениях между наукой и даосизмоми их процессах, не трудно понять двойственныйхарактер даосских верующих – они верят в религию, но на основании естественного закона, то есть никогда не забывают о научной теории. Онипродвигают научный процесс религиознымиидеалами, их вера и мечты о бессмертии позволяют людям воссоединиться с природой и находить жизненную тайну, дают людям возможность долголетия. Бессмертие не достигается,но меры к обретению бессмертия полезны.Список литературыАстапов С.Н., Бурлуцкая Е.В., Бурлуцкий А.Н. История религий: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2011. – 188 с.Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1983. – 450 с.ВэньЦзянь, Горобец А.А. Даосизм в современном Китае. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2012. – 210 с.Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. / сост. Ян Хин-Шун; вступ. ст. В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко; АН СССР, Институт философии. – М.: Мысль, 1972. Т. 1. – 454 с.Дубровская О.Н. Древние религии мира. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013. – 355 с.Конфуцианство – строгая альтернатива хитрому и веселому даосизму [Электронный ресурс] Режим доступа: https://live-and-learn.ru/catalog/article/konfutsianstvo-strogaya-alternativa-khitromu-i-vesyelomu-daosizmu/Конфуцианство и даосизм: больше общего, чем разного… [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.078.com.ua/blogs/duhovnyi-mir/konfucianstvo-i-daosizm-bolshe-obshego-chem-raznogo.htmlКонфуций. Книга песней и гимнов. – М., 2002.Конфуций. Лунь Юй (Беседы и суждения), XV, 9 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lunyu.ru/Конфуций: путь к душе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://waytosoul.ruЛобода Е.Б. Даосизм: история возникновения и развитие. – М.: Саттва, 2013. – 105 с.Мархель Е.Ю. Даосизм и конфуцианство как альтернативные пути развития древнекитайского общества // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 384. – С. 50-52.Маслов А.А.Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». – М.: Логос, 2012. – 177 с.Мень А.В. У врат молчания. – М.: Эксмо, 2015. – 244 с.Петров В.В. Сила дракона. – Минск: Современный литератор, 2011. – 136 с.Порублёв Н. Культы и мировые религии. – М.: Благовестник, 2009. – 188 с.Пушнова Ю.Б. История мировых религий: краткий курс лекций. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2012. – 212 с.Руссель Э. Духовное совершенствование в современном даосизме [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kimoscow.narod.ruТатаринов А.Е. То, над чем не властно время: конфуцианство и даосизм (сравнительный анализ) // Время науки – TheTimeofScience. – 2014. – № 3. – С. 3-13.Торчинов Е.А. Даосизм: опыт, историко-религиозные описания. – СПб., 2009. – 201 с.Филатов В.В. Проблема смысла жизни в философии Конфуция // Известия Саратовского университета. Философия. – 2010. – № 2. – С. 65-73.Холопов Н.Я. Мировые религии. – М.: Адонис, 2010. – 340 с.Хоу Линь, Стремитская А.А. Даосизм как фактор гармонизации современного китайского общества // Ученые записки ЗабГУ. Философия. – 2013. – № 4 (51). – С. 148-152.
Список литературы
1. Астапов С.Н., Бурлуцкая Е.В., Бурлуцкий А.Н. История религий: учеб. пособие. – М.: Дашков и К, Академцентр, 2011. – 188 с.
2. Васильев Л.С. История религий Востока. – М.: Высшая школа, 1983. – 450 с.
3. Вэнь Цзянь, Горобец А.А. Даосизм в современном Китае. – Благовещенск: Амурский государственный университет, 2012. – 210 с.
4. Древнекитайская философия. Собрание текстов: в 2 т. / сост. Ян Хин-Шун; вступ. ст. В.Г. Бурова, М.Л. Титаренко; АН СССР, Институт философии. – М.: Мысль, 1972. Т. 1. – 454 с.
5. Дубровская О.Н. Древние религии мира. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2013. – 355 с.
6. Конфуцианство – строгая альтернатива хитрому и веселому даосизму [Электронный ресурс] Режим доступа: https://live-and-learn.ru/catalog/article/konfutsianstvo-strogaya-alternativa-khitromu-i-vesyelomu-daosizmu/
7. Конфуцианство и даосизм: больше общего, чем разного… [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.078.com.ua/blogs/duhovnyi-mir/konfucianstvo-i-daosizm-bolshe-obshego-chem-raznogo.html
8. Конфуций. Книга песней и гимнов. – М., 2002.
9. Конфуций. Лунь Юй (Беседы и суждения), XV, 9 [Электронный ресурс] Режим доступа: http://lunyu.ru/
10. Конфуций: путь к душе [Электронный ресурс] Режим доступа: http://waytosoul.ru
11. Лобода Е.Б. Даосизм: история возникновения и развитие. – М.: Саттва, 2013. – 105 с.
12. Мархель Е.Ю. Даосизм и конфуцианство как альтернативные пути развития древнекитайского общества // Вестник Томского государственного университета. – 2014. – № 384. – С. 50-52.
13. Маслов А.А. Встретить дракона: толкование изначального смысла «Лао-цзы». – М.: Логос, 2012. – 177 с.
14. Мень А.В. У врат молчания. – М.: Эксмо, 2015. – 244 с.
15. Петров В.В. Сила дракона. – Минск: Современный литератор, 2011. – 136 с.
16. Порублёв Н. Культы и мировые религии. – М.: Благовестник, 2009. – 188 с.
17. Пушнова Ю.Б. История мировых религий: краткий курс лекций. – М.: ВЛАДОСПРЕСС, 2012. – 212 с.
18. Руссель Э. Духовное совершенствование в современном даосизме [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.kimoscow.narod.ru
19. Татаринов А.Е. То, над чем не властно время: конфуцианство и даосизм (сравнительный анализ) // Время науки – The Time of Science. – 2014. – № 3. – С. 3-13.
20. Торчинов Е.А. Даосизм: опыт, историко-религиозные описания. – СПб., 2009. – 201 с.
21. Филатов В.В. Проблема смысла жизни в философии Конфуция // Известия Саратовского университета. Философия. – 2010. – № 2. – С. 65-73.
22. Холопов Н.Я. Мировые религии. – М.: Адонис, 2010. – 340 с.
23. Хоу Линь, Стремитская А.А. Даосизм как фактор гармонизации современного китайского общества // Ученые записки ЗабГУ. Философия. – 2013. – № 4 (51). – С. 148-152.
Вопрос-ответ:
Какие были предпосылки к победе конфуцианского учения над даосизмом в Древнем Китае?
Древний Китай находился в изоляции от внешнего мира, что обусловлено его географическим положением. Именно на территории такой страны человек мог развиваться без внешних влияний. Это способствовало распространению конфуцианского учения и его победе над даосизмом.
Почему учение древних даосов было доступно только ограниченному количеству людей?
Даосизм был элитарным учением, которое ориентировалось на возвышение духовного состояния. Оно требовало специальных знаний и практик, которые не были доступны каждому человеку. Поэтому учение древних даосов могло быть понятым и принятым только ограниченным кругом людей.
Почему Лао-цзы считал свое учение вполне прозрачным, но оно не было доступно всему народу?
Лао-цзы, основателем даосизма, возможно считал свое учение прозрачным и понятным, но оно требовало глубокого понимания и предыдущего опыта, чтобы его правильно осознать. Это учение было ориентировано на возвышение духовного состояния, и его понимание и применение требовало времени и усилий. Поэтому оно не было доступно всему народу.
Какое учение одержало победу в соревновании между конфуцианством и даосизмом?
Конфуцианское учение одержало победу над даосизмом. Это связано с тем, что Китай в древние времена находился в изоляции от внешнего мира и его географическое положение способствовало развитию конфуцианства. Кроме того, конфуцианство предлагало систему правил и ценностей, которые были принятые и понятные для большого количества людей.
Почему древний даосизм мог быть воспринят только ограниченным числом людей?
Древний даосизм был элитарным учением, ориентированным на возвышение духовности и постижение тайн мироздания. Он требовал особых знаний и практик, которые не каждый мог овладеть. Поэтому данное учение могло быть понято и принято лишь ограниченным кругом людей.
Каким было учение Лао Цзы?
Учение Лао Цзы было элитарным и воспринималось только ограниченным количеством людей.
Почему учение Лао Цзы было доступно не всему народу?
Учение Лао Цзы было прозрачным для самого Лао Цзы, но не было доступным всему народу из-за своей элитарности.
Каковы предпосылки к победе конфуцианского учения перед даосизмом?
Предпосылкой к победе конфуцианского учения над даосизмом была изоляция Древнего Китая от внешнего мира, обусловленная его географическим положением.
Почему учение Лао Цзы считалось элитарным?
Учение Лао Цзы считалось элитарным, так как могло быть воспринятым только ограниченным количеством людей.
Почему учение Лао Цзы было непонятным для большинства народа?
Учение Лао Цзы было непонятным для большинства народа из-за его элитарности и ограниченной доступности.