Слово как действие в мифологическом мировоззрение

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 25 25 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 29.06.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МИФОЛОГИЧЕСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ 6
1.1 Сущность мифологического мировоззрения 6
1.2 Специфические особенности соотношения мифологического и религиозного мировоззрения 11
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕН «СЛОВО» В МИФОЛОГИЧЕСКОМ МИРОВОЗЗРЕНИИ 14
2.1. Значение слова в мифологии 14
2.2. Специфика слова как действия в мифологическом мировоззрении 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 21
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Фрагмент для ознакомления

Здесь следует выделить действенный смысл слова в мифологическом мировоззрении. Как в исходных формах бытия мифа жест и ритуал были соединены со словом, так и в поздних формах мифологического повествования слово олицетворяет ритуально-действенные процедуры.В качестве примера можно привести ритуальный жест, который связывает воедино звуковой образ слова; мифологическую семантику, обозначаемую этим словом, и реальный предмет, с которым связано слово. А.В. Ахутин считает, что, что посредством пластических, жестовых действий в физическом пространстве оформляется структура слова, оно «оказывается как бы распластано в пространстве».Безусловно, происхождение слова в мифологических мировоззренческих конструкциях связано с первоначальными звуками-сигналами, однако, по своему содержанию слово, в отличие от сигнальных звуков, является смысловым носителем мифа, который человек «привязывает» к предмету или явлению.Таким образом, наряду с коммуникативно-сигнальным использованием звуков в архаических обществах возникает«феномен слова», в котором звук – это оболочка смысла, а слово – выразитель смысла мифа. Только в этом случае можно говорить о действительном феномене слова.Именно в мифе формируется понимание слова как «священного явления», то есть миф – есть собственно природа слова. По выражению Р. Барта, слово в своем исходном бытии –это не средство объяснения, а наоборот: та тайна, по поводу которой формируется система мифологических ритуалов.Пластическим модусом слова-мифа являетсягенезис ритуального действа, формирующего мифологическое мировоззрение.Показательно, что первоначальной формой ритуала, актуализирующего слово, является действие, а именно, указательный жест, фиксирующий внимание на предмете, имеющем особый, надпредметный смысл. И эта соединенность действия и слова приобретает священный смысл, слово становится ключом к «мифосемантической тайне» этого предмета. Наиболее архаические формы языка первобытного человека плотно переплетены с языком жестов-действий:«...язык примитивного человека, в сущности говоря, есть двойной язык: с одной стороны, язык слов, с другой - язык жестов. (...) Один язык... объясняет другой, и ни один из них не может быть изучен, если мы не знаем другого».Л.С. Выготским и А.Р. Лурия была обоснована и исследована теоретическая максима – «слово есть свернутое действие», на основе которой построена известная схема «действие – жест – слово», предполагающая наличиесоциально-культурного действия, редуцируемого до символического жеста, и воплощенногов звуковую оболочку слова. Здесь слово трактуется как «свернутое действие».Однако, в мифе феномен слова, несмотря не его несомненную связь с действием, имеет иную трактовку. Слово-миф, по словам А. Лобока, парадоксально первичен относительно ритуального действия. В мифологическом мировоззрении слово – это не «свернутое действие», а «имя», которое, соединяясь с указующим действием, актуализирует в сознании человека некое мифосемантическое пространство, закрепляет смысл предмета или явления. Таким образом, в мифологическом мировоззрении органическое единство составляют имя и носящий его предмет, то есть, слово является не только знаком, но и символом, способным замещать предмет. Знание этого «Слова» – «Имени» приближало человека к внутренней сущности его владельца, а значит давало ему власть над ним. Необыкновенная значимость слова в мифе, как основе мифологического мировоззрения, подтверждается признанием его тождественности не только предмету, но и действию. Поэтому Слово может созидать и разрушать, превращать, возрождать и убивать, замедлять и ускорять течение времени и т.д. Эта детерминированность слова и действия составила основу для магии и ритуала, выражающих процессуальную сторону мифа.ЗАКЛЮЧЕНИЕИсторически первым типом мировоззрения было мировоззрение мифологическое. В его основе лежала система мифов, как совокупности знаний о мире и специфического способа сохранения и передачи жизненного опыта.Посредством мифологического сознания прошлое связывалось с настоящим и будущим, формировало коллективных представления народа, обеспечивало духовную связь поколений, закрепляли систему материальных и духовных ценностей, и смыслов, принятую в данном обществе. Опираясь на мифологическое сознание, мифологическое мировоззрение выступало как практическое жизненное руководство.В условиях бесписьменной эпохи слово мифа воплощало «живую память» предков и жизненные смыслы.Генетическая природа слова состоит в том, что оно является своеобразным«маркером» смысла, который изначально может не иметь действенного происхождения. Когда человек овладевает словесно-мифологическими обозначениями смысла, слово начинает выступать как действие в мировоззренческих конструкциях, относительно предметного мира.В мифологическом мировоззрении слово выступает как имя, которое человек дает тому или иному предмету, выражая его смысл. Так слово обозначает «миф предмета», то есть, событийную память, которая накапливается у человека в отношении того или иного предмета.Таким образом, в мифологическом мировоззрении слово выступает как действие по установлению связи с надпредметным (сакральным) смыслом. Поскольку каждый предмет (вещь, явление, процесс) в мифе имеет определенный смысл, в зависимости от его включенности в космогонический контекст, то они вызываются к жизни посредством слова (называния) и деяния. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАпинян Т.А. Мифология: теория и события : Учебник / Т.А. Апинян. – СПб., 2005. – 281 с. Ахутин А.В. Поворотные времена : Статьи и наброски / А.В. Ахутин. – М., 2003. – 201 с.Барт Р. Мифологии / Р. Барт ; Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. – М.: Академический Проект, 2008. – 351 с. Ваганов А.Г. МифовНЕТ / А.Г. Ваганов // Философские науки. –2004. – №2. – С. 5-29.Вишневский М.И. Философия : учебное пособие / М.И. Вишневский. – Минск: Выш. Шк., 2008. – 479 с.Воеводина Л.Н. Мифология и культура / Л.Н. Воеводина. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. – 384 сВыготский Л.С. Мысль и слово / Л.С. Выготский. – М.: Литрес, 2012Габышева Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира / Л.Л. Габышева. – М.: РГГУ, 2003. – 187 с.Голосовкер Я. Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М. : Наука, 1987. – 217 с.Гулыга А. В. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. -1969. -№ 5. -С. 215-232.Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х т. М. ; СПб. : Университетская книга, 2002. — Т. 2. (Мифологическое мышление). -280 с.Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии)/ Ф. X. Кессиди. – М., 1972. – 312 с.Косарев  А.Ф. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. – М. : PerSe, 2000. – 302 с.Кохановский В.П. История философии / В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736 с.Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 512 с. Леви-Стросс К. Мифологики : Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс. — М. : Флюид, 2006. – 339 с.Лобок А. Антропология мифа / А. Лобок. – Екатеринбург, 1997. – 227 с.Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – СПб.: Азбука, 2014. – 320 с.Лурия А.Р. Язык и сознание : монография / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1998. – 336 с.Макарова А.К. Мифология как способ бытия современного общества: онтологические аспекты: Автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.01  / А.К. Макарова. – Магнитогорск, 2007. – 33 с. Матвеев А.Г. Мифологическое мировоззрение как социокультурное явление: Автореф. дис …канд. филос. наук / А.Г. Матвеев. –Чебоксары, 2000. – 24 с.Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М. : Восточная литература ; РАН, 2000. – 407 с.Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия / М. Мюллер, В. Вундт. — М. : Эксмо ; СПб. : Terrafantastika, 2002. – 864 с.Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В.М. Пивоев. – Петрозаводск : Карелия, 1991. – 111 с.Потебня А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. – М.: Правда, 1979. – 618 с.Роже К. Миф и человек. Человек и сакральное / К. Роже. — М. : ОГИ, 2003. — 293 с.Семенов М.Ю. Российское общество между мифом и религией : Историко-этиологический очерк / М.Ю. Семенов. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2006. – 288 с.Степанов Ю.С. Статьи для Словаря концептов («Концептуария») / Ю.С. Степанов // Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 418 с.Хазиев В.С. Мировоззрение как субъективная реальность / В.С. Хазиев, Е.В. Хазиева. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. – 296 с.Чернышков Д.В. К вопросу о социально-политической мифологии глобализации / Д.В. Чернышков // Современные исследования социальных проблем : Сборник статей Общероссийской науч.-практ. конференции. – Вып.2 ; под общ. ред. Я.А. Максимова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. – С.196-199.Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия / М.И. Шахнович. – Л., 1971. – 238 с.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Апинян Т.А. Мифология: теория и события : Учебник / Т.А. Апинян. – СПб., 2005. – 281 с.
2. Ахутин А.В. Поворотные времена : Статьи и наброски / А.В. Ахутин. – М., 2003. – 201 с.
3. Барт Р. Мифологии / Р. Барт ; Пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. Зенкина. – М.: Академический Проект, 2008. – 351 с.
4. Ваганов А.Г. МифовНЕТ / А.Г. Ваганов // Философские науки. –2004. – №2. – С. 5-29.
5. Вишневский М.И. Философия : учебное пособие / М.И. Вишневский. – Минск: Выш. Шк., 2008. – 479 с.
6. Воеводина Л.Н. Мифология и культура / Л.Н. Воеводина. – М. : Ин-т общегуманитарных исследований, 2002. – 384 с
7. Выготский Л.С. Мысль и слово / Л.С. Выготский. – М.: Литрес, 2012
8. Габышева Л.Л. Слово в контексте мифопоэтической картины мира / Л.Л. Габышева. – М.: РГГУ, 2003. – 187 с.
9. Голосовкер Я. Э. Логика мифа / Я.Э. Голосовкер. – М. : Наука, 1987. – 217 с.
10. Гулыга А. В. Пути мифотворчества и пути искусства // Новый мир. -1969. -№ 5. -С. 215-232.
11. Кассирер Э. Философия символических форм. В 3-х т. М. ; СПб. : Университетская книга, 2002. — Т. 2. (Мифологическое мышление). -280 с.
12. Кессиди Ф.Х. От мифа к логосу (становление греческой философии)/ Ф. X. Кессиди. – М., 1972. – 312 с.
13. Косарев А.Ф. Философия мифа. Мифология и ее эвристическая значимость. – М. : PerSe, 2000. – 302 с.
14. Кохановский В.П. История философии / В.П. Кохановский, В.П. Яковлев. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 736 с.
15. Леви-Стросс К. Структурная антропология / К. Леви-Стросс. – М.: Эксмо-пресс, 2001. – 512 с.
16. Леви-Стросс К. Мифологики : Сырое и приготовленное / К. Леви-Стросс. — М. : Флюид, 2006. – 339 с.
17. Лобок А. Антропология мифа / А. Лобок. – Екатеринбург, 1997. – 227 с.
18. Лосев А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф. Лосев. – СПб.: Азбука, 2014. – 320 с.
19. Лурия А.Р. Язык и сознание : монография / А.Р. Лурия. – М.: МГУ, 1998. – 336 с.
20. Макарова А.К. Мифология как способ бытия современного общества: онтологические аспекты: Автореф. дис. … канд. философ. наук: 09.00.01 / А.К. Макарова. – Магнитогорск, 2007. – 33 с.
21. Матвеев А.Г. Мифологическое мировоззрение как социокультурное явление: Автореф. дис …канд. филос. наук / А.Г. Матвеев. –Чебоксары, 2000. – 24 с.
22. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа / Е.М. Мелетинский. – М. : Восточная литература ; РАН, 2000. – 407 с.
23. Мюллер М., Вундт В. От слова к вере. Миф и религия / М. Мюллер, В. Вундт. — М. : Эксмо ; СПб. : Terrafantastika, 2002. – 864 с.
24. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира / В.М. Пивоев. – Петрозаводск : Карелия, 1991. – 111 с.
25. Потебня А.А. Слово и миф / А.А. Потебня. – М.: Правда, 1979. – 618 с.
26. Роже К. Миф и человек. Человек и сакральное / К. Роже. — М. : ОГИ, 2003. — 293 с.
27. Семенов М.Ю. Российское общество между мифом и религией : Историко-этиологический очерк / М.Ю. Семенов. – СПб.: Издательство Санкт-Петербургского ун-та, 2006. – 288 с.
28. Степанов Ю.С. Статьи для Словаря концептов («Концептуария») / Ю.С. Степанов // Словарь русской культуры. Опыт исследования. – М.: Школа «Языки русской культуры», 1997. – 418 с.
29. Хазиев В.С. Мировоззрение как субъективная реальность / В.С. Хазиев, Е.В. Хазиева. – Уфа : Изд-во БГПУ, 2004. – 296 с.
30. Чернышков Д.В. К вопросу о социально-политической мифологии глобализации / Д.В. Чернышков // Современные исследования социальных проблем : Сборник статей Общероссийской науч.-практ. конференции. – Вып.2 ; под общ. ред. Я.А. Максимова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2009. – С.196-199.
31. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия / М.И. Шахнович. – Л., 1971. – 238 с.

Вопрос-ответ:

Какой смысл имеет слово в мифологическом мировоззрении?

Слово в мифологическом мировоззрении обладает действенным смыслом и считается мощным инструментом, способным воплощать и передавать сакральные и магические силы.

Какие особенности соотношения мифологического и религиозного мировоззрения?

Мифологическое мировоззрение и религиозное мировоззрение являются взаимосвязанными и взаимодополняющими, но имеют специфические особенности. Мифологическое мировоззрение представляет собой систему мифов и символов, в то время как религиозное мировоззрение базируется на вере в определенного бога или богов.

Какова сущность мифологического мировоззрения?

Сущность мифологического мировоззрения заключается в том, что мир воспринимается как живой организм, населенный духами, богами и героями, а человек считается частью этого мира и взаимодействует с ним через различные обряды, ритуалы и мифические рассказы.

В чем специфика слова как действия в мифологическом мировоззрении?

Слово в мифологическом мировоззрении воспринимается как активное действие, способное воздействовать на мир и изменять его. Ответственность за произнесение слова и его последствия лежит на говорящем, поэтому слово считается мощным инструментом, обладающим сакральной силой.

Какое значение имеет слово в мифологии?

В мифологии слово имеет особое значение, так как с помощью слова передаются и сохраняются мифы, ритуалы и обряды, а также воплощаются и раскрываются сакральные и магические силы. Слово является средством общения с духовным миром и исполнения магических действий.

Какова сущность мифологического мировоззрения?

Сущность мифологического мировоззрения заключается в том, что оно представляет собой особую систему верований, символов и образов, которые объясняют и описывают мир и его явления через использование мифов и легенд.

Каким образом слово используется в мифологии?

В мифологии слово играет важную роль, оно является не только средством передачи информации, но и действенным средством создания мира и его изменения. С помощью слова мифологические персонажи создают и разрушают, они магически воздействуют на окружающую реальность.

Какова специфика слова как действия в мифологическом мировоззрении?

Слово в мифологическом мировоззрении имеет особую силу и власть. Оно способно влиять на окружающий мир, создавать новые реальности и изменять существующие. В мифологии слово обладает магическим свойством, оно может призывать духов, вызывать явления природы и разрушать врагов.

Какие существуют специфические особенности соотношения мифологического и религиозного мировоззрения?

В мифологическом мировоззрении фокусируется на мифах и легендах, которые рассказывают о происхождении мира и человека, об их отношении к богам и духам. Религиозное мировоззрение, в свою очередь, строится на вере в высшую сущность или сверхъестественную силу и включает ритуалы и обряды. Эти два мировоззрения могут переплетаться между собой и дополнять друг друга.

Каково значение слова в мифологии?

Слово в мифологии имеет огромное значение, оно является основным инструментом общения с богами и духами. С помощью слова мифологические персонажи заключают договоры, произносят заклинания и проклятия, передают знания и мудрость. Слово в мифологии имеет магическую силу и может проникать в сознание и подсознание других людей.

Что представляет собой мифологическое мировоззрение?

Мифологическое мировоззрение - это система убеждений и представлений, основанная на мифах и легендах, которая помогает человеку объяснить окружающий мир и его происхождение.