Ритуальная концепция мифа по книге
Заказать уникальную курсовую работу- 20 20 страниц
- 5 + 5 источников
- Добавлена 13.07.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Глава 1. Основы магического мышления и развитие мифологии 4
Глава 2. Магия, религия и мифология 9
Глава 3. Мифология и магия: проблема взаимодействия и ритуальная составляющая 15
Заключение 19
Список литературы 20
Если смысловую связь невозможно отличить от причинной, то можно оказывать влияние на вещи, обращаясь не к ним, а к их смысловым двойникам, символике. Это является основой ритуальной составляющей как магии, так и мифологии. Итак, ученый говорит о существовании тесной связи между магическим мышлением и мифологическим мышлением.Миф – это форма культуры, возникшая в связи с необходимостью человека добиться обретения финальной осмысленности собственного существования, посредством рационализации непостижимого. Ритуал – это средство рационализации, ее своеобразная форма. Фрэзер также говорит о тесной связи мифа с религией, ведь это два типа мировоззрения и мироощущения, основанных на вере в непостижимое, божеств как источника существующего. Соответственно, формирование религиозного взгляда на мир и сопутствующего ему типа мироощущения осуществлялось в границах мифологического сознания, в том числе и в его ритуальной составляющей.Разные типы религии сопровождаются несхожими между собой мифологическими системами. Логика мифа не только дает возможность препарирования социокультурных явлений, но и создания идеальных конструкций посредством фантазии. Миф является первой формой рационального постижения мира, его образно-символического воспроизведения и объяснения, выливающихся в предписание действий, в том числе и ритуальных. Миф способствует превращению хаоса в космос, созданию возможности постижения мира как некоего организованного целого, выражению его в простой и доступной схеме, которая могла претворяться в магическое ритуальное действие как средство покорения непостижимого. Кроме того, мифология характеризуется отсутствием субъект-объектной оппозиции, изначальнойнерасколотостью мира. Мифологические образы являются субстанциальными, воспринимаются как существующие в реальности, в качестве элемента действительности. Символичность мифологических образов объясняется тем, что они являются продуктом синтеза чувственно-конкретного и понятийного моментов. Конкретный мифологический персонаж соотносится с предельно широкой сферой феноменов, которые объединяются в единое целое посредством метафоры, созидающей символическое. Ритуал – это также способ созидания символического и его последующей материализации, актуализации. Миф благодаря своей ритуальной составляющей может снимать социокультурные противоречия, преодолевать их. Для архаического сознания характерна сильная вера в том, что миф отражает реальность. К примеру, мифы сибирских народов основаны на том, что мифические персонажи способны вмешиваться в жизнь людей, помогать или же вредить, иногда даже вселяться в человека.Мифология – это высший уровень первобытного или архаического сознания, имеющий выраженную ритуальную природу. Мифология являлась средством нерационального способа познания, объяснения тех или иных явлений, поскольку у людей древности не существовало теоретической базы для эффективного миропонимания. В мифологии все архаичные знания о мире, носящие стихийный и обыденный характер, систематизировались, обобщались и воплощались в конкретных образах, все это снова было завязано на ритуальную составляющую. Таким образом, мифологическая картина мира – это и есть совокупность связанных между собой наглядных образов, которые создают картину мира. Наглядные образы связывались в мифологии благодаря аналогиям с самим человеком, с кровно-родственными связями, которые существовали в первобытной общине. Человеку было свойственно переносить на окружающую его действительность собственные черты. Природа тоже очеловечивалась в мифах. Уже в самых ранних мифах мы можем найти черты антропоморфизма, поскольку природа рассматривалась как сфера, где действуют человеческие силы, причем, действия эти наполнены ритуальной составляющей и символикой.В мифологическом понимании мира отсутствует противостояние между случайным, хаотическим, неповторимым и необходимым, закономерным и повторяющимся. Миф в любом случае связан с индивидуальными ассоциациями его хранителя. В мифологическом сознании самый главный уровень обобщения – это умозаключения по аналогии. Кроме того, для мифологии характерна неполная обратимость логических операций, за счет чего миф нечувствителен кразного рода логическим противоречиям.Конечно же, мифологическое мышление не способно помочь логически освоить объективные связи и отношения мира. Однако в то же время миф можно считать уникальным и специфическим способом объяснения этого мира и его закономерностей. Просто миф объясняет мир по-особому, здесь работают совершенно иные законы причинности, пространства и времени. Миф объясняет все события по следующей схеме: как произошло это событие, отчего оно произошло (то есть, повествуется о прошлом, которое сотворило это событие). Причинность для древнего человека являлась волевым действием, актом некоторого созидания. В целом, вся система мифологического знания основывается на уверенности человека в том, что миф и происходящие в нем события реальны. Отсюда берет истоки беспроблемностьи ритуальность как специфическая черта мифологического знания, здесь подразумевается то, что миф как способ миропонимания не требовал дополнительных проверок и обоснований, достаточно было совершить те или иные обрядовые действия, чтобы добиться желаемого эффекта. В мифологическом знании вещи носят иерархизированный характер. Благодаря мифам вещи приобретают социальные характеристики. Все вещи, которые значимы для человека, выступают в качестве реализации мифического замысла. Мифологическая система ценностей определяла знаково-символический ритуальный статус вещей, действий и поступков людей. По мере развития общества менялись мифы, их ритуальная составляющая. Ранние мифы отличались краткостью, примитивизмом, сюжетной бедностью, простотой содержания, бинарно-ритмических оппозиций, отсутствием логических связей, переходов. В наиболее древних мифах мир, Земля, Вселенная часто изображались в облике животного. Также у первобытных людей был развит тотемизм. То есть, считалось, что животное олицетворяет род и хранит его, соответственно, в связи с этим возникла целая система ритуалов. Очень распространенным в первобытных мифах был образ мирового дерева. В частности, Вселенная представлялась как громадное космическое мировое дерево. Наибольшее распространение этот образ имел в славянской мифологии и фольклоре. Соответственно, возникли ритуалы для поклонения деревьям. Постепенно в мифологии стали усложняться мифологические сюжеты и образы, более явно выражаться логические связи и переходы, образы животных и мирового дерева заменялись человеческими. Благодаря этому мироздание приобрело человеческий облик, а ритуальная составляющая мифа стала ослабевать. Такие преобразования мифологии стали возможны благодаря глубоким изменениям в общинных отношениях, переходу от ранней к поздней родовой общине. ЗаключениеТаким образом, согласно концепции Дж. Фрэзера, мифология, магия тесно взаимосвязаны, тогда как миф обладает ритуальным характером. Отправной точной является идея о том, что первобытными людьми постигается регулярность природы как тот порядок вещей, который возобновляется в неизменной последовательности при условии отсутствия вмешательства других факторов. Данный порядок осознается как то, что вещи способны оказывать воздействие друг на друга даже на расстоянии, это представление становится основой для формирования ритуальной составляющей магии и мифологии. Данная симпатия не лежит в эмоциональной плоскости, она непосредственно обозначает связь между существами и вещами посредством прямого родства. Дж. Фрэзер говорит об особой роли магии и мифологии, их ритуальной составляющей в развитии общества. В частности, они способствовали зарождению и укреплению целого ряда социальных институтов первостепенной важности —а именно, речь идет о монархической власти, государственной власти, браке, частной собственности. Через миф и ритуал первобытный человек постигал мир, его законы, пытался найти ответы на актуальные для себя вопросы мироздания, находил баланс между своим существованием и природой, учился достигать гармонии в отношениях с окружающим миром. Таким образом, социальные функции мифа и ритуала поистине неисчерпаемы и важны. Ритуальная составляющая мифа была столь ярко выражена вследствие осознания человеком своей слабости, уязвимости, непонимания вселенских и природных процессов. Миф и ритуал помогали человеку преодолевать эту беспомощность перед миром и природой. Список литературыБадж У. Магия Древнего Египта. Тайна «Книги Мертвых». – М., 2004.// http://litrus.net/book/read/4640?p=1Книга Мертвых.// http://deadbook.narod.ru/a02.htm Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. - Петрозаводск, 1991.Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Т. 1// http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htmЧегодаев М.А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 8.
2. Книга Мертвых.// http://deadbook.narod.ru/a02.htm
3. Пивоев В.М. Мифологическое сознание как способ освоения мира. - Петрозаводск, 1991.
4. Фрэзер Дж. Золотая ветвь. Исследование магии и религии. Т. 1// http://www.psylib.ukrweb.net/books/freze01/index.htm
5. Чегодаев М.А. Древнеегипетская Книга Мертвых — фрагменты перевода и комментарии // Вопросы истории. 1994. № 8.
Вопрос-ответ:
Какие основные идеи изложены в главе 1 книги "Основы магического мышления и развитие мифологии"?
В главе 1 книги "Основы магического мышления и развитие мифологии" основные идеи связаны с рассмотрением ритуальной концепции мифа. Автор говорит о существовании ритуальной составляющей как в магии, так и в мифологии, основанной на смысловых связях и символике. Анализируется проблема взаимодействия мифологии и магии.
Какие понятия связаны с ритуальной концепцией мифа?
Ритуальная концепция мифа связана с понятиями магии и мифологии. Ритуальная составляющая, основанная на смысловых связях и символике, присутствует как в магии, так и в мифологии. Анализируется проблема взаимодействия мифологии и магии и их влияние на вещи.
Чем основана ритуальная составляющая магии и мифологии?
Ритуальная составляющая магии и мифологии основана на смысловых связях и символике. По мнению автора, если связь между предметами и их смысловыми двойниками является неразличимой от причинной связи, то можно оказывать влияние на вещи, обращаясь именно к их смысловым двойникам. Это является основой ритуальной составляющей как магии, так и мифологии.
В чем состоит проблема взаимодействия мифологии и магии?
Проблема взаимодействия мифологии и магии заключается в анализе их влияния на вещи. Автор рассматривает, как с помощью ритуалов и символики можно оказывать влияние на предметы и события. Ритуальная составляющая является основой и для мифологии, и для магии.
Какие главы книги "Основы магического мышления и развитие мифологии" содержат информацию о мифологии и магии?
Главы 2 и 3 книги "Основы магического мышления и развитие мифологии" содержат информацию о магии и мифологии. В главе 2 рассматривается связь магии, религии и мифологии, а глава 3 посвящена проблеме взаимодействия мифологии и магии, где также анализируется ритуальная составляющая.
Какова основная идея ритуальной концепции мифа?
Основная идея ритуальной концепции мифа заключается в возможности оказывать влияние на вещи через обращение не к ним напрямую, а к их смысловым двойникам и символике. Это является основой как магии, так и мифологии.
Как ученый объясняет взаимодействие мифологии и магии через ритуальную составляющую?
Ученый говорит о проблеме взаимодействия мифологии и магии и отмечает, что взаимодействие осуществляется через ритуальную составляющую. Ритуалы и символы играют важную роль в передаче и закреплении мифологических представлений и магических действий.
Что является основой ритуальной составляющей магии и мифологии?
Основой ритуальной составляющей магии и мифологии является возможность влиять на вещи, обращаясь не к ним напрямую, а к их смысловым двойникам и символике. Таким образом, ритуалы и символы позволяют создавать связи между миром людей и миром божеств, передавать знания и значимость определенных действий.
Какую роль играет символика в ритуальной концепции мифа?
Символика играет важную роль в ритуальной концепции мифа. Она позволяет создавать связи между миром людей и миром божеств, передавать знания и значимость определенных действий. Символы служат смысловыми двойниками реальных вещей и явлений, и через них можно оказывать влияние на окружающий мир.
Какие главы книги освещают тему ритуальной концепции мифа?
Тема ритуальной концепции мифа затрагивается в книге в 3 главе "Основы магического мышления и развитие мифологии", 4 главе "Магия, религия и мифология" и 9 главе "Мифология и магия: проблема взаимодействия и ритуальная составляющая".
Какую роль играет ритуальная составляющая в магии и мифологии?
Ритуальная составляющая является основой как магии, так и мифологии. Она позволяет оказывать влияние на вещи, обращаясь не к ним прямо, а к их символике и смысловым двойникам.