Философия негелизма Ф.Ницше

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 36 36 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 03.08.2017
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Понятие нигилизма в философии (его история) 4
2.Основные исторические формы нигилизма и его представители до Ф.Ницше 5
3. Особенности философии нигилизма Ф. Ницше 19
4. Причины и роль нигилистических взглядов в философии 25
5. Содержание нигилистических концепций и их проявление в прошлом и настоящем времени 27
Заключение 33
Список литературы 35

Фрагмент для ознакомления

Рационализм и секуляризация вместе с неверием не причины нигилизма, считает Хайдеггер, а его следствия. Ницше остается в пределах нигилизма и метафизики, будучи, впрочем, «последним метафизиком». В отличие от Ницше, Хайдеггер связывает нигилизм с проектом Нового времени с его идеей автономного самозаконодательствующего субъекта, ведущей к декартовскому механицизму, необходимому для утверждения господства нигилистического человека над Землей.По Камю, история современного нигилизма начинается со слов Ивана Карамазова «все позволено», раз нет Бога. Понятие нигилизма анализируется им в связи с темой «метафизического бунта» (larevolte), причем вехами в ее истории выступают романтики. «Нигилизм, – подчеркивает Камю, – не есть лишь отчаяние и отрицание, но прежде всего воля к ним».Основное значение нигилистических идей заключается в том, что они выявляют кризисные моменты духовного бытия и процесса духовного развития человечества, позволяют провести глобальную переоценку ценностей. 5. Содержание нигилистических концепций и их проявление в прошлом и настоящем времениИтак, нигилисты, как правило, придерживаются некоторых или всех из следующих утверждений:Отсутствует бесспорное разумное доказательство того, что есть высший правитель или создатель; Объективная нравственность не существует;Жизнь, в определённом смысле, не обладает истиной, никакое действие объективно не является более предпочтительным по сравнению с другим. Мы рассмотрели нигилистические концепции до Ницше и самого Ф. Ницше. Обратимся к более современным концепциям нигилизма. Достаточно подробно явление нигилизма в философии было исследовано Хайдеггером.Нигилизм, по Хайдеггеру, имеет свои истоки еще в античности, в платоновской и даже в парменидовскои мысли, модифицируется в Средние века христианством и в Новое время метафизикой, находя свое высшее выражение в XIX веке у Ницше. Также Хайдеггер вслед за Ницше определяет нигилизм как процесс, исторический процесс, в котором движется западная мысль и которого нельзя избежать и преодолеть, не пройдя путь нигилизма от начала до конца, поскольку «... в своей сущности метафизика - это нигилизм».Что же такое нигилизм согласно Хайдеггеру? Прежде всего, заключает он, как и Ницше, нигилизм связан с ценностями, их исследованием и пересмотром. Всю историю мысли от Платона и до Ницше Хайдеггер полагает метафизикой, выявляющей ценности. Хайдеггер называет нигилизмом историю сущего, то, что оно теряет свой смысл. М. Хайдеггер стремится выявить, каковыми являются основополагающие установки мышления европейцев, ставшие причиной нежелательного состояния европейской цивилизации. М. Хайдеггер полагал, что очень важная мыслительная культура была создана триста лет назад, однако была дана установка на её преодоление. И эта установка привела к тому, что Европа оказалась в тупике, из которого сейчас предстоит найти выход. М. Хайдеггер очень подробно размышлял над такими вопросами, как пути развития человечества, движения человеческого общества. Философ спрашивает: «Не последыши ли мы некоторого исторического свершения, которое теперь быстро подходит к своему концу, где все будет завершено в некий все более нудный порядок единообразного».Вместе с тем, М. Хайдеггер не ставил себе задачу спасти мир. Он полагал, что данная цель является слишком абстрактной и масштабной. Хайдеггер хотел познать и понять тот мир, в котором он живет: «Философия ищет, что есть сущее… Она существует в мелодии соответствия, настраивающегося на голос Бытия сущего».Особое внимание М. Хайдеггер уделяет анализу смысла категории бытия, более того, эту категорию Хайдеггер наполняет новым и весьма оригинальным содержанием. Согласно концепции М. Хайдеггера, «бытие от раннего начала западноевропейской мысли до сего дня значит то же, что присутствие. Из присутствия, присутствования звучит настоящее. Последнее, согласно расхожему представлению, образует с прошлым и будущим характеристику времени. Бытие как присутствие определяется временем». Иными словами, бытие для Хайдеггера представляет собой существование вещей во времени, или экзистенцию.В качестве основного момента осмысления всего сущего в философии Хайдеггера выступает человеческое существование. Бытие человека Хайдеггер обозначает термином «dasein», тем самым Хайдеггер порвал связь с философской традицией, где данным термином обозначались «наличное бытие», «сущее». Как полагают многие исследователи творчества Хайдеггера, «dasein» в философии Хайдеггера означает скорее бытие сознания. Хайдеггер подчеркивает, что только человек знает, что он смертен, он знает о временности собственного существования. Благодаря этому человеку дана способность осознавать свое бытие.Человек, попадая в мир и присутствуя в нем, испытывает состояние заботы. Она выступает в виде единства трех моментов: «бытия-в-мире», «забегания вперед» и «бытия-при-внутримировом-сущем». Хайдеггер полагал, что экзистенциальное существо открыто для того, чтобы познавать все сущее. Человеческое бытие постоянно как бы «ускользает вперед» и таким образом заключает в себе новые возможности, которые фиксируются как «проект». Говоря иначе, человеческое бытие является проектирующим само себя. В проекте бытия реализуется осознание движения человеческого бытия во времени. В этом заключается возможность рассмотрения бытия как существующего в истории».Понимание «заботы» как «бытия-при-внутримировом-сущем» означает специфический способ отношения к вещам как к спутникам человека. В структуру заботы как бы объединены прошлое, будущее и настоящее. В концепции Хайдеггера прошлое является заброшенностью, настоящее обреченностью на порабощение вещами, будущее воздействующим на нас «проектом». В зависимости от того, какой из этих элементов является приоритетным, бытие определяется как подлинное или неподлинное. Неподлинное бытие и существование проистекает от перевеса компонента настоящего в бытии вещей, благодаря чему человек забывает о своей конечности, полностью погружается в предметную и социальную среду. Неподлинное существование, согласно концепции Хайдеггера, невозможно устранить за счет преобразования среды.В условиях неподлинного существования и философствования человек «приходит в состояние отчуждения». Неподлинный способ существования, при котором человек погружен в диктующий его поведение мир вещей, Хайдеггер называет существованием в «Меn», т. е. в безличном «Ничто», определяющим обыденное человеческое существование. Выдвинутое в Ничто человеческое существо, благодаря открытости Ничто, приобщается к ускользающему сущему, т. е. получает возможность постичь сущее. Ничто отсылает нас к сущему, являясь условием возможности раскрытия сущего. Наше любопытство по отношению к Ничто порождает метафизику, которая у него обеспечивает выход познающего субъекта за пределы сущего».М. Хайдеггер по-своему интерпретировал метафизику, выработал собственную концепцию, которая существенным образом отличается от традиционной. Хайдеггер полагал, что вся философия Нового времени - это метафизика субъективности. Кроме того, данная метафизика является подлинным нигилизмом. Согласно Хайдеггеру, «нигилизм» есть приходящая к господству истина о том, что все прежние цели сущего пошатнулись. Но с изменением прежнего отношения к ведущим ценностям нигилизм достигает полноты, становится свободной и чистой задачей установления новых ценностей». Новый этап в интерпретации понятия «нигилизм» в общественно-политической мысли Запада был открыт в 1960-е гг. и связан с именами Г.Маркузе, Т.Адорно и др. последователей франкфуртской школы. В западной философии, в мировоззрении «новых левых» и художественного авангарда 1960–70-х гг. понятие нигилизма оказалось тесно связано с инспирированной фрейдизмом идеей потенциальной независимости природного «я» от подавляющей его культуры.В наши дни понятие нигилизма широко используется критиками современной цивилизации в целом или отдельных ее сторон, напр. австрийским философом и публицистом В.Краусом. Различные формы нигилизма, по Краусу, связаны с упадком чувства вины и личной ответственности в век господства научно-технической картины мира, а также и с тем, что в структуре внутреннего мира современного человека недостаточно влияние сверх-«Я» как противовеса для безудержных вожделений индивида. Современный нигилизм, считает Краус,– это традиционный нигилизм, описанный в философии и литературе 19 в., плюс невротические его проявления, во многом характерные именно для сегодняшнего дня. ЗаключениеНесомненно, центральное место в философии нигилизма занимает Ф. Ницше. Как мы выяснили, важнейшей идеей философской нигилистической системы Ницще является идея «сверхчеловека». Согласно философии Ницше, «сверхчеловек» - это совершенное существо, которое воплощает в себе полноту Бытия в рационалистическом понимании. Философ отрицает существование Бога, провозглашая «сверхчеловека» Абсолютным началом. «Сверхчеловек» наделен сильной волей, стремлением к могуществу и власти, он стоит вне всех мировоззренческих, идеологических представлений общества, для него не существует сострадания. Соответственно, к «сверхчеловеку» невозможно применить нормы морали, ведь сам «сверхчеловек» - это воплощение идеала, находящегося в постоянном состоянии борьбы. В «сверхчеловеке» объединены сразу три аспекта – эгоцентрический, социоцентрический и космоцентрический, причем, эгоцентрический является преобладающим. «Сверхчеловек» - это первооснова мира, полнота бытия, совершенство и идеал, обладающий творческим первоначалом, это человек борющийся, познающий и созидающий.На современном этапе нигилизм продолжает свое развитие. В частности, это идеи относительно кризиса духовности, культуры, утраты человеком гармонии с окружающим миром. Нигилизм всегда является порождением глубоких противоречий и кризисных явлений социального, духовного, культурного характера. Особое внимание многие философы современности уделяли не только специфике нигилизма, но и путям его преодоления. В частности, речь идет о М. Хайдеггере. М. Хайдеггер считал, что для гармоничного пребывания в мире требуется понимать смысл бытия. Только это помогает обретать подлинную гармонию. Хайдеггер в «Письме о гуманизме» непосредственно реагирует на идею Сартра, связывающего экзистенциализм и гуманизм с деятельностью. Хайдеггер считает, что осуществимо лишь то, что уже есть. При помощи мысли же человек «относит к бытию то, что дано ей самим бытием». Хайдеггер подчеркивает, что «мысль не создает и не разрабатывает это отношение», она просто «дает бытию слово». Список литературыАнтология кинизма./Сост. И.М. Нахов. – М., 1984. Гайденко П.П. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера как форма обоснования философского иррационализма // Вопросы философии. — 1963. — № 2.Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.phpКарабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета// http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspxЛосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1963-1994.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.phpМареев С. Мареева Е. История философии (общий курс). http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mar/Нигилизм. https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHad66c05e4897ab23e87aadНицше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010./Электронный ресурс// http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txtРассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с. http://krotov.info/library/17_r/as/rass_00.htmlСергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]Столяров А.А. Стоя и стоицизм. - М., 1995.Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. – М., 1991./Библиотека Гумер// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/IzrAnax.phpХайдеггер М. Что такое философия?// Вопросы философии. — 1993. — № 8.Хайдеггер М. Что такое метафизика.// Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - M., 1993.Хайдеггер М. Время и бытие./Электронный ресурс//http://heideger.narod.ru/werk/zus.htmlХайдеггер М. Что значит мыслить.// http://philosophy.ru/library/heideg/thought.htmlХайдеггер М. Вещь.// http://philosophy.ru/library/heideg/th.htmlХайдеггер Μ. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - M., 1993.Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1992. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtmlЮдин А.И. Социальная философия народничества. – Тамбов, 2002.

1. Антология кинизма./Сост. И.М. Нахов. – М., 1984.
2. Гайденко П.П. «Фундаментальная онтология» М. Хайдеггера как форма обоснования философского иррационализма // Вопросы философии. — 1963. — № 2.
3. Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. - М., 1987.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Gus_Etika/_Index.php
4. Карабущенко П.Л. Антропологическая элитология. – М., 1999./Электронная библиотека Русского гуманитарного университета// http://sbiblio.com/biblio/archive/karabuhsenko_antro/03.aspx
5. Лосев А.Ф. История античной эстетики. – М., 1963-1994.// http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_HistEst/Est1_0.php
6. Мареев С. Мареева Е. История философии (общий курс). http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/mar/
7. Нигилизм. https://iphlib.ru/greenstone3/library/collection/newphilenc/document/HASHad66c05e4897ab23e87aad
8. Ницше Ф. Так говорил Заратустра: Книга для всех и ни для кого / Пер. с нем. Ю.М. Антоновского / Под ред. К.А. Свасьяна. - М.: Азбука-классика, 2010./Электронный ресурс// http://lib.ru/NICSHE/zaratustra.txt
9. Рассел Б. История западной философии. В 3 кн.: 3-е изд., испр. / Подгот. текста В. В. Целищева. — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во; Изд-во Новосиб. ун-та, 2001. — 992 с. http://krotov.info/library/17_r/as/rass_00.html
10. Сергиенкова Л.А. Идея «сверхчеловека» в философском трактате Ф. Ницше «Так говорил Заратустра». [Ресурс локального доступа]
11. Столяров А.А. Стоя и стоицизм. - М., 1995.
12. Хайдеггер М. Изречение Анаксимандра. – М., 1991./Библиотека Гумер// http://www.gumer.info/bogoslov_Buks/Philos/Heidegg/IzrAnax.php
13. Хайдеггер М. Что такое философия?// Вопросы философии. — 1993. — № 8.
14. Хайдеггер М. Что такое метафизика.// Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - M., 1993.
15. Хайдеггер М. Время и бытие./Электронный ресурс//http://heideger.narod.ru/werk/zus.html
16. Хайдеггер М. Что значит мыслить.// http://philosophy.ru/library/heideg/thought.html
17. Хайдеггер М. Вещь.// http://philosophy.ru/library/heideg/th.html
18. Хайдеггер Μ. Европейский нигилизм // Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. - M., 1993.
19. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. – М., 1992. [Электронный ресурс] URL: http://az.lib.ru/s/shopengauer_a/text_0040.shtml
20. Юдин А.И. Социальная философия народничества. – Тамбов, 2002.




Вопрос-ответ:

Каково понятие нигилизма в философии?

Понятие нигилизма в философии означает отрицание или отрицательное отношение к основным ценностям, установкам или идеям в мире. Нигилизм подразумевает утверждение, что все ценности не имеют объективного смысла или цели и, следовательно, являются пустыми и бессмысленными.

Какова история нигилизма в философии?

Нигилизм как философское направление возник в конце XVIII - начале XIX века. Он был представлен в разной форме в истории философии, включая пессимизм Шопенгауэра, отрицание Бога и морали Марксом и Энгельсом, а также отрицание объективности истины и ценности у немецких экзистенциалистов.

Каковы основные исторические формы нигилизма и его представители до Ф. Ницше?

Основные исторические формы нигилизма включают пессимизм, атеизм и отрицание ценностей. Представителями нигилизма до Фридриха Ницше можно назвать Артура Шопенгауэра, Александра Герцена, Михаила Бакунина и других философов и мыслителей.

Каковы особенности философии нигилизма Ф. Ницше?

Философия нигилизма Фридриха Ницше отличается своей акцентированностью на отрицании традиционных ценностей и морали. Ницше утверждал, что человек должен освободиться от подчинения традициям и сам создать собственные ценности и смысл жизни. Важными особенностями его философии являются противоречивость, индивидуализм и отвержение идеи объективной истины.

Какие причины и роль нигилистических взглядов в философии?

Причинами возникновения нигилистических взглядов в философии могут быть разочарование в традиционных ценностях, культурные изменения, кризисы и потеря смысла жизни. Роль нигилистических взглядов заключается в вызове устоявшемуся порядку, поиском новых ценностей и созданием альтернативных систем верований и идеологий.

Что такое нигилизм в философии?

Нигилизм в философии – это концепция, которая отрицает все формы ценностей, истин и моральных норм. Он отрицает любую форму авторитета и приверженность каким-либо идеалам.

Кто является представителями нигилизма до Ф. Ницше?

Одним из представителей нигилизма до Ф. Ницше был Иван Тургенев с его романом "Отцы и дети". Антон Чехов также рассматривается как представитель нигилизма в литературе.

В чем заключаются особенности философии нигилизма Ф. Ницше?

Особенности философии нигилизма Ф. Ницше включают отрицание моральных норм, идеи "смерти Бога", утверждение воли к власти как главной движущей силы, понятие "переоценки всех ценностей" и эстетического идеала "надчеловека".

Какие концепции нигилизма проявляются в прошлом и настоящем времени?

В прошлом и настоящем времени наблюдаются концепции нигилизма, такие как постмодернизм, отрицание истинности и общественных ценностей в пользу относительности, отказ от метафизических и религиозных верований, а также радикальное индивидуализм и протест против авторитарных структур.

Какие причины и роль нигилистических взглядов в философии?

Причинами и ролью нигилистических взглядов в философии является кризис традиционных ценностей, религиозного догматизма и абсолютной истины. Нигилизм является реакцией на недоверие к авторитетам, сомнение в объективности моральных норм и поиск альтернативных форм самоопределения.

Что такое нигилизм?

Нигилизм - это философское учение, которое отрицает или отвергает ценности, цели, нормы и принципы, на которых основывается общество. Он поддерживает идею, что ничего не имеет смысла или ценности, и что все ценности и истинности являются относительными и субъективными.