Система контроля за экологической безопасностью в России
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 23 + 23 источника
- Добавлена 11.11.2017
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1. Государственное управление в области охраны окружающей среды 5
1.1. Понятие и основные категории экологической безопасности 5
1.2. Характеристика экологической ситуации в Российской Федерации 8
2. Система государственного экологического контроля 12
2.1. Направления развития экологической безопасности 12
2.2. Пути развития обеспечения экологической безопасности 20
Заключение 26
Литература 28
Концепцию приняли, следуя рекомендациям ЮНСЕД, в документации которой правительству каждого государства было предложено утвердить собственную национальную стратегию устойчивого развития. В РФ до сих пор не принята стратегия устойчивого развития, хотя работа в этом направлении продолжается. Особенно следует отметить роли Государственной Думы Федерального Собрания, комиссией которой по устойчивому развитию была разработана и издана «Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации».Первоначально устойчивое развитие рассматривалось в контексте поиска ответа на экологический вызов, но такой ответ предполагает системное решение множества экономических, социальных, демографических, научно-технических и иных проблем современной цивилизации.[20]В научной литературе выделены следующие основные принципы устойчивого развития:− каждый человек имеет право на здоровую и плодотворную жизнь в гармонии с природой, на жизнь в благоприятной для него окружающей среде;− социально-экономическое развитие должно быть направлено на улучшение качества жизни людей в допустимых пределах хозяйственной емкости экосистем;− развитие должно осуществляться не во вред окружающей природной среде и обеспечивать возможность удовлетворения основных жизненных потребностей как нынешних, так и будущих поколений людей;− сохранение окружающей природной среды должно составлять неотъемлемую часть процесса устойчивого развития, в одно целое должны быть соединены экономическое развитие, социальная справедливость и экологическая безопасность, которые в совокупности определяют основные критерии развития;− выживание человечества и стабильное социально-экономическое развитие должны базироваться на закономерностях биотической регуляции при сохранении биоразнообразия в биосфере;− рациональное природопользование должно основываться на неистощимом использовании возобновимых и экономном использовании невозобновимых ресурсов, утилизации и безопасном захоронении отходов;− экологобезопасное хозяйствование должно базироваться на усилении взаимосвязи экономики и экологии, формировании единой (сопряженной) экологизированной экономической системы развития;− реализация надлежащей демографической политики должна направляться на стабилизацию численности населения и оптимизацию масштабов его деятельности в соответствии с фундаментальными законами природы;− необходимо широкое использование принципа упреждения, опережающего принятия эффективных мер по предупреждению ухудшения состояния окружающей природной среды, предотвращению экологических и техногенных катастроф;− важным условием перехода общества к устойчивому развитию является искоренение бедности и предотвращение больших различий в уровне жизни людей;− использование разнообразия форм собственности и механизма рыночных отношений должно быть ориентировано на гармонизацию социальных отношений при обеспечении общественной безопасности;− в перспективе, по мере реализации идей устойчивого развития, должно возрастать значение вопросов рационализации масштабов и структуры личного потребления населения;− сохранение малых народов и этносов, их культур, традиций, среды обитания должно быть одним из приоритетов политики государства на всех этапах перехода к устойчивому развитию;− развитие международного сотрудничества и глобального партнерства в целях сохранения, защиты и восстановления целостной экосистемы Земли должно быть подкреплено принятием государствами соответствующих международных соглашений и иных правовых актов;− необходимы свободный доступ к экологической информации, создание соответствующей базы данных с использованием в этих целях глобальных и национальных коммуникаций и других средств информатики;− в ходе развития законодательной базы следует учитывать экологические последствия предполагаемых действий, исходить из необходимости повышения ответственности за экологические правонарушения, обеспечивать компенсации лицам, пострадавшим от загрязнения окружающей среды;− экологизация сознания и мировоззрения человека, переориентация системы воспитания и образования на принципе устойчивого развития должны способствовать выдвижению интеллектуально-духовных ценностей на приоритетное место по отношению к материально-вещественным;− суверенные права каждого государства на разработку собственных природных ресурсов должны реализовываться без ущерба экосистемам за пределами государственных границ; в международном праве важно признание принципа дифференцированной ответственности государства за нарушение глобальных экосистем;− ведение хозяйственной деятельности должно осуществляться с отказом от проектов, способных нанести невосполнимый ущерб окружающей среде или экологические последствия которых недостаточно изучены.Несомненно, понимание и реализация указанных принципов устойчивого развития потребует серьезных мировоззренческих трансформаций. Выживание и непрерывность развития общества в глобальном масштабе должны достигаться без количественного роста многих традиционных параметров и, прежде всего, экстенсивного роста производства.[21]Колоссальные изменения, происшедшие в мире, потребовали поиска новых форм жизнедеятельности, организации нового мирового порядка. В результате этого поиска человечество пришло к идее устойчивого развития. Концепция и стратегия устойчивого развития – это понимание того, что удовлетворение потребностей нынешнего поколения не должно ставить под угрозу способности будущих поколений удовлетворять потребности.Современный мир испытывает от острой экологической ситуации угрозы экологической безопасности. Трудно предположить, что в ближайшие годы мы станем свидетелями значительного уменьшения экологических угроз, рисков, опасностей. Несомненно, что это практически не может произойти в рамках старых традиций неустойчивости. Серьезное улучшение состояния экологической безопасности в ближайшей перспективе возможно только на пути устойчивого развития.[21]ЗаключениеНа современном этапе состояние экологической безопасности РФ зависит от взаимовлияния нескольких групп факторов – антропогенных, техногенных, политических, экономических, социальных, морально-психологических и правовых, а также недостаточная готовность властей для проведения экологически-ориентированной экономической и социальной политики, низкая эффективность деятельности по охране природы, воздействие серии внешних экологических угроз, опасностей и рисков.В России сформирован и преимущественно функционирует механизм по обеспечению национальной и экологической безопасности. Ее основой являются законодательная, исполнительная и судебная ветви власти, а также государственные, общественные и прочие организации и граждане, а также законодательные акты, которые регламентируют отношения в области обеспечения экологической безопасности РФ.Одновременно с этим, анализируя состояние экологической безопасности в условиях РФ можно обратить внимание, что сформированный механизм обеспечения безопасности в области экологии является недостаточно эффективным, что дает серьезные сбои и не гарантирует надежной и эффективной защиты окружающей среды и экологических прав граждан. Проблема экологической безопасности актуальна и стоит крайне остро, что требует постоянно проявлять к ней внимание все институты государства и общества, проводить ее глубокий анализ для того, чтобы вовремя устранить опасные экологические угрозы. На сегодняшний день в российском государстве практически не используются реальные возможности по сокращению нежелательных нагрузок на природную среду, с целью предотвратить экологический ущерб и защитить собственные интересы в сфере экологии. Деятельность государственных институтов и гражданского общества в области обеспечения экологической безопасности требует продолжать ее оптимизацию и совершенствование.В современных условиях наиболее значимы следующие направления по оптимизации работы Российского государства в области обеспечения экологической безопасности:- разработать стратегию экологической безопасности, которая будет обязательна для исполнения во всех государственных структурах;- совершенствовать систему управления национальной системой экологической безопасности на всех уровнях;- своевременно выявлять внутренние и внешние угрозы экологического характера и проводить мероприятия с целью блокировать их или нейтрализовать;- активизировать и повышать эффективность деятельности государственных структур и общественных организаций по противодействию экологическому терроризму;- усилить природоохранную деятельность правоохранительных органов;- развивать общественную систему защиты природной среды, которая основана на активности граждан, экологических организаций и движений;- совершенствовать механизм правовой защиты экологических прав граждан;- повышать уровень экологической культуры и экологического просвещения населения.Экологическая безопасность – это часть системы национальной безопасности. Если не обеспечить надлежащего сохранения природных ресурсов и окружающей среды, нельзя добиться устойчивого сохранения национальной безопасности. ЛитератураКонцепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] / Совет безопасности Российской Федерации. – Режим доступа : http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html. – Загл. с экрана.Бабурин, С.Н. Политика устойчивого развития и государственно-правовой аспект / С.Н. Бабурин, А.Д. Урсул. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2010Ващекин, Н.П. Безопасность и устойчивое развитие России / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та коммерции, 1988Глобалистика : Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. : Радуга, 2003Гостева С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое развитие. Вестник ТГТУ. Том 16. № 3. - 2010Данилов-Данильян, В.И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. – М. : Изд-во Междунар. независим. эколог.-политол. ун-та, 2001.Лось, В.А. Глобализация и переход к устойчивому развитию / В.А. Лось, А.Д. Урсул, Ф.Д. Демидов. – М. : Изд-во Росс.акад. гос. службы, 2008. – 316 с.Мазур, И.И. Опасные природные процессы. Вводный курс. / И.И. Мазур, О.П. Иванов. – М. : Экономика, 2004. – 702 с.Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1. – С. 607–636.Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под общ.ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. – М. : Изд. Гос. Думы, 2002. – 232 с.Наше общее будущее :докл. междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР)» : пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. – М. : Прогресс, 1989.Урсул, А.Д. Устойчивое развитие и проблема безопасности / А.Д. Урсул // Безопасность. – 1996. – № 9. – С. 81–88.Урсул, А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие / А.Д. Урсул // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1. – С. 409–468.15.Ващекин, Н.П. Безопасность и устойчивое развитие России / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та коммерции, 1988. – с. 22416. Данилов-Данильян, В.И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. – М. : Изд-во Междунар. независим. эколог.-политол. ун-та, 2001 - с. 16, 17, 1917.Мазур, И.И. Опасные природные процессы. Вводный курс. / И.И. Мазур, О.П. Иванов. – М. : Экономика, 2004 - с. 718.Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1 - с. 608–61019. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под общ.ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. – М. : Изд. Гос. Думы, 20026 Гостева С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое развитие. Вестник ТГТУ. Том 16. № 3. - 201020. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 53721. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р22. Наше общее будущее :докл. междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР)» : пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. – М. : Прогресс, 1989 - с. 5023. Бабурин, С.Н. Политика устойчивого развития и государственно-правовой аспект / С.Н. Бабурин, А.Д. Урсул. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2010 - с. 56–57
1. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.
2. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537 [Электронный ресурс] / Совет безопасности Российской Федерации. – Режим доступа : http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html. – Загл. с экрана.
3. Бабурин, С.Н. Политика устойчивого развития и государственно-правовой аспект / С.Н. Бабурин, А.Д. Урсул. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2010
4. Ващекин, Н.П. Безопасность и устойчивое развитие России / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та коммерции, 1988
5. Глобалистика : Энциклопедия / Гл. ред. И.И. Мазур, А.Н. Чумаков. – М. : Радуга, 2003
6. Гостева С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое развитие. Вестник ТГТУ. Том 16. № 3. - 2010
7. Данилов-Данильян, В.И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. – М. : Изд-во Междунар. независим. эколог.-политол. ун-та, 2001.
8. Лось, В.А. Глобализация и переход к устойчивому развитию / В.А. Лось, А.Д. Урсул, Ф.Д. Демидов. – М. : Изд-во Росс. акад. гос. службы, 2008. – 316 с.
9. Мазур, И.И. Опасные природные процессы. Вводный курс. / И.И. Мазур, О.П. Иванов. – М. : Экономика, 2004. – 702 с.
10. Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1. – С. 607–636.
11. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. – М. : Изд. Гос. Думы, 2002. – 232 с.
12. Наше общее будущее : докл. междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР)» : пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. – М. : Прогресс, 1989.
13. Урсул, А.Д. Устойчивое развитие и проблема безопасности / А.Д. Урсул // Безопасность. – 1996. – № 9. – С. 81–88.
14. Урсул, А.Д. Обеспечение безопасности через устойчивое развитие / А.Д. Урсул // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1. – С. 409–468.
15. Ващекин, Н.П. Безопасность и устойчивое развитие России / Н.П. Ващекин, М.И. Дзлиев, А.Д. Урсул. – М. : Изд-во Моск. гос. ун-та коммерции, 1988. – с. 224
16. Данилов-Данильян, В.И. Экологическая безопасность. Общие принципы и российский аспект / В.И. Данилов-Данильян, М.Ч. Залиханов, К.С. Лосев. – М. : Изд-во Междунар. независим. эколог.-политол. ун-та, 2001 - с. 16, 17, 19
17. Мазур, И.И. Опасные природные процессы. Вводный курс. / И.И. Мазур, О.П. Иванов. – М. : Экономика, 2004 - с. 7
18. Муравых, А.И. Стратегическое управление экологической безопасностью / А.И. Муравых // Безопасность Евразии. – 2001. – № 1 - с. 608–610
19. Научная основа стратегии устойчивого развития Российской Федерации / Под общ. ред. М.Ч. Залиханова, В.М. Матросова, А.М. Шелехова. – М. : Изд. Гос. Думы, 2002
6 Гостева С.Р. Экологическая безопасность России и устойчивое развитие. Вестник ТГТУ. Том 16. № 3. - 2010
20. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Утв. Указом Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. № 537
21. Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г. Утв. распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р
22. Наше общее будущее : докл. междунар. комис. по окружающей среде и развитию (МКОСР)» : пер. с англ. / Под ред. и с послесл. С.А. Евтеева и Р.А. Перелета. – М. : Прогресс, 1989 - с. 50
23. Бабурин, С.Н. Политика устойчивого развития и государственно-правовой аспект / С.Н. Бабурин, А.Д. Урсул. – М. : Магистр : ИНФРА-М, 2010 - с. 56–57
Вопрос-ответ:
Какое государственное управление существует в области охраны окружающей среды?
В России существует государственное управление в области охраны окружающей среды, которое осуществляется различными органами исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях.
Что такое экологическая безопасность и какие основные категории существуют?
Экологическая безопасность - это состояние окружающей среды, в котором отсутствуют угрозы для жизни и здоровья людей, а также гарантируется сохранение экологического равновесия. Основные категории экологической безопасности включают экологическую устойчивость, экологическую стабильность и экологическую гармонию.
Какая экологическая ситуация в Российской Федерации?
Экологическая ситуация в Российской Федерации характеризуется наличием ряда проблем, таких как загрязнение атмосферного воздуха, загрязнение водных ресурсов, негативное влияние отходов на окружающую среду, разрушение природных экосистем и др. Эти проблемы требуют системного подхода и комплексных мер для решения.
Какие направления развития экологической безопасности существуют?
Существуют различные направления развития экологической безопасности, такие как улучшение экологического законодательства, развитие экологического образования и просвещения, повышение эффективности использования природных ресурсов, разработка и внедрение экологически чистых технологий, формирование экологической культуры и т.д.
Как развивается система обеспечения экологической безопасности?
Система обеспечения экологической безопасности развивается путем внедрения современных методов и технологий контроля за загрязнением окружающей среды, проведения экологического мониторинга, разработки и реализации экологических программ и проектов, создания эффективной системы государственного экологического контроля и т.д.
Какова роль государства в области охраны окружающей среды?
Государство играет важную роль в области охраны окружающей среды, так как ответственно за разработку и реализацию политики в этой области. Оно выполняет функции контроля за соблюдением экологических норм и правил, разработки и внедрения новых экологических технологий, а также обеспечения безопасности окружающей среды для населения.
Что понимается под экологической безопасностью?
Экологическая безопасность - это состояние окружающей среды, при котором она обеспечивает здоровье и благополучие человека, а также сохраняет природные ресурсы для будущих поколений. Это включает в себя предотвращение и устранение загрязнений и иных негативных воздействий на окружающую среду, а также сохранение биоразнообразия и природных экосистем.
Какова экологическая ситуация в Российской Федерации?
Экологическая ситуация в Российской Федерации остается сложной и требует внимания и усилий со стороны государства и общества. В стране существуют проблемы с загрязнением воздуха, водных ресурсов и почвы, а также с управлением отходами и сохранением биоразнообразия. Однако, в последние годы правительство России предпринимает шаги для улучшения экологической ситуации, в том числе разработкой и реализацией программ по экологическому образованию, привлечению инвестиций в экологически чистые технологии и модернизации экологического законодательства.
Какие направления развития экологической безопасности выделяются в России?
В России выделяются несколько основных направлений развития экологической безопасности. Это включает в себя снижение загрязнения окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, сохранение биоразнообразия и охрану природных территорий, контроль и надзор за соблюдением экологических требований и правил, а также повышение экологической грамотности населения.
Какова роль государства в обеспечении экологической безопасности в России?
Государство играет важную роль в области охраны окружающей среды в России. Оно осуществляет государственное управление и контроль в этой сфере, разрабатывает законы и стандарты, регулирующие использование природных ресурсов, контролирует соблюдение экологических требований предприятий и организаций, проводит экологические исследования и мониторинг, инициирует меры по улучшению экологической ситуации в стране.
Какая экологическая ситуация сейчас наблюдается в Российской Федерации?
В Российской Федерации сейчас наблюдается достаточно сложная экологическая ситуация. Воздействие промышленных предприятий, автотранспорта и аграрного сектора на окружающую среду вызывает загрязнение водных и воздушных ресурсов, разрушение лесов и биологического разнообразия. Также существуют проблемы в области утилизации отходов и сохранения природных заповедников. Эти проблемы требуют активного участия государства и общества для их решения.