Важнейшие факторы развития внутреннего туризма в Тамбовской области

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Туризм
  • 75 75 страниц
  • 29 + 29 источников
  • Добавлена 16.12.2017
2 500 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические особенности развития внутреннего туризма 6
1.1. Понятие внутреннего туризма 6
1.2. Факторы развития внутреннего туризма 13
1.3. Проблемы развития внутреннего туризма в России 24
Глава 3. Перспективы развития внутреннего туризма Тамбовской области 52
3.1. Проблемы развития внутреннего туризма Тамбовской области 52
3.2. Рекомендации развития внутреннего Тамбовской области 57
Заключение 68
Список использованных источников 73

Фрагмент для ознакомления

Средний показатель загрузки гостиничных комплексов низкий. Вопросы качества обслуживания иполучениясертификациидлягостиничногокомплексаостаются актуальными.Широкое распространение получили объекты размещения типа баз отдыха. На территории Тамбовской области находятся 13 баз отдыха, которые в основном эксплуатируются только в летний период. Большинство таких объектов низкого качества, без каких-либо планировочных и художественных концепций, которые построены без проектной документации. Препятствует развитию курортной и туристской инфраструктуры неопределенность с собственностью бальнеологических озер и земельных участков вокруг них.Система общественного питания не сформирована, что выражается в низком качестве существующих объектов питания и их недостаточном количестве. На рынке отсутствуют местные и региональные сети общественного питания. Наблюдается низкий процесс развития объектов (кофейня, бистро, кафе, рестораны - национальные рестораны и т.д.).Основными причинами сложившейся ситуации являются следующие:-недостаток гостиниц эконом класса с высоким уровнем обслуживания и низкая конкурентоспособность старого фонда размещения;-неудовлетворительное состояние городской инфраструктуры и, в первую очередь ее транспортной составляющей;-решение вопросов сохранения историко-культурного наследия и защита окружающей среды;-отсутствие проведения активной рекламно-информационной деятельности, направленной на поддержку развития туризма в регионе и привлечения потока туристов;-не достаточно развитая материальная база туристской индустрии и не развитая туристская инфраструктура;-не соответствующая требованиям и ожиданиям иностранных туристов квалификация персонала;-отдаленность республики от международных путей сообщения и дороговизна стоимости проезда;-отсутствие железной дороги и прямых авиарейсов в г. Москва;-негативная информация про областьв средствах массовой информации (преступность, низкий уровень жизни, слабая инфраструктура).Объекты торговли в настоящее время развиваются обособленно от туристского сектора. Потоки туристов невысоки, и торговые объекты преимущественно ориентируются на местное население, за исключением сектора по продаже сувениров.В Тамбовской области имеется уникальная возможность сочетать различные виды туризма. Однако, все эти негативные моменты, характеризующие качество местных туристских услуг, низкий уровень развития экономики, жизни населения, слабой хозяйственной деятельности и промышленности, относительно слабая инфраструктура и, особенно, транспортная освоенность территории пока препятствуют развитию туризма в Тамбовской области.Перспективы развития этнотуризма в Тамбовской областиНа сегодняшний день на территории Тамбовской области проживают представители разных народов и национальностей. Каждый народ хранит свои обычаи, традиции и культуру, но в обычных условиях близко познакомиться с ними бывает непросто. Однако, в последнее время, благодаря развитию других видов туризма, у всех желающих появилась возможность ближе познакомиться как со своей национальной культурой, так и погрузиться в традиции других народов Тамбовской области (Семкина, 2010).Данный вид отдыха подразумевает проживание туристов в традиционном жилище в условиях приближенных к быту народов Центрального округа, включая мебель, кухонную утварь и национальную одежду.Питание отдыхающих осуществляется преимущественно продуктами, свойственными данному этносу. Каждый желающий может принять участие в традиционных праздниках и обрядах, попробовать блюда национальной кухни и приобрести в качестве сувениров предметы традиционного быта.Вместе с осмотром местных достопримечательностей, знакомством с национальными традициями предлагается занятия ремеслами, пешими или конными прогулками, оздоровительными мероприятиями, рыбалка, общение с домашним скотом. Все это создает атмосферу самобытности и неповторимый колорит.Этнический туризм интересен уже сегодня и будет востребован в будущем в связи с его уникальностью и неповторимостью. Благодаря этому виду туризма человек получает возможность увидеть традиционные жилищные и хозяйственные постройки, местных жителей в национальной одежде, а также принять активное участие в традиционных праздниках, узнать тонкости древних обрядов, попробовать блюда национальной кухни и купить в качестве сувениров предметы традиционного быта.Этнический туризм является перспективным направлением туризмаи можно выделить следующие потенциальные выгоды:•предоставление временных рабочих мест местному населению (гиды, сотрудники парков, владельцы домиков и т.п.);•реализация образовательных программ об окружающей сред для туристов (повышение осведомленности может изменить отношение людей и увеличить число сторонников идеи сохранения окружающей среды);•создание рабочих мест и получение прибыли, без оказания негативного влияния на природу или культуру;•в сравнении с традиционным туризмом, этнотуризм приносит гораздо больше выгоды и оказывает гораздо меньше негативного влияния;•этнотуризм — хороший способ продвижения и развития культурного туризма в республике;•этнотуризм, как правило, не требует больших инвестиций, которые необходимы традиционному туризму. В основном, это происходит потому, что клиенты-туристы обращают внимания больше на впечатления, чем на наличие роскоши.В заключении хочется отметить, что развитие этнического туризма имеет массу своих преимуществ:–человек получает возможность увидеть материальную культуру местных жителей, поучаствовать в традиционных праздниках, обрядах и ритуалах, приобрести предметы традиционного быта в качестве сувенира, ощутить уникальность жизни определенного народа;–создаются новые рабочие места для населения по месту их проживания;–создаются положительные сдвиги в социально–экономическом развитии региона;–повышается интерес как к своей истории, так и к истории других народов;–способствует сохранению материального и нематериального наследия коренного народа;–туристский этнопродукт формируется с учетомохраны культурного наследия мест проживания малых коренных народов;–способствует развитию не только внутреннего, но и международного туризма.Таким образом, этнически туризм является перспективным направлением туризма в XXI в., привлекающей огромное число любителей всего необычного и неизведанного. Распорядиться мировым культурным наследием с пользой и без ущерба – вот главное направление работы этнической туриндустрии сегодня.Итак, основными проблемами сферы туризма остаются:— недостаточно развитая туристская инфраструктура в большинстве районов и городов области;—низкая конкурентоспособность регионального турпродукта, несоответствие цены и качества услуг, оказываемых в сфере туризма;—недостаточное включение объектов культурного и природного наследия в систему туристского рынка;—несформированный положительный имидж области как туристического региона.3.2. Рекомендации развития внутреннего Тамбовской областиВ соответствии с выявленными проблемами в сфере управления туризмом, рассмотрим основные направления по его совершенствованию.По нашему мнению, основой возникающих проблем в проекте « Тамбов – Родина Новогодней волчицы» является его сезонность, поэтому необходимо разработать мероприятия по привлечению туристов в течение всего календарного года. Программа развития проекта « Тамбов – Родина Новогодней волчицы» на 2018 и последующие годы еще не принята и сейчас находится в стадии активного обсуждения, поэтому в настоящий момент городской администрации целесообразно выйти с предложениями по снижению сезонности проекта.Уже сейчас существуют проекты которые можно сделать подпроектами в дополнение к Новогодней волчицы, например проект Шоколадное царство Новогодней волчицы, создание горнолыжного центра в Красавино. Но это в основном зимние проекты, хотя проект Шоколадное царство направлен на развитие круглогодичного туризма.Наиболее реальными, и перспективными направлениями развития, по нашему мнению, являются:а) создание стационарных летних туристских маршрутов:1) развитие водного туризма - сплав по рекам (Цна (бассейн Волги), Ворона, Битюг, Воронеж и Савала). б) дальнейшее развитие инфраструктуры вотчины Новогодней волчицы и строительство таких объектов, как:1) детский игровой городок, включающий организацию ряда детских аттракционов и забав: в зимнее время - в крытом помещении; в летнее время - на открытом воздухе, что позволит обеспечить полноценный отдых детей и взрослых, разнообразить их досуг; в результате предполагается расширение возможностей вотчины Новогодней волчицы по приему туристов, особенно в зимний сезон, и получение дополнительного дохода;2) расширение зимнего сада, являющегося одним из посещаемых объектов вотчины, позволит организовать прекрасную экспозицию, а образ здания будет формировать вид со стороны реки; в результате предполагается получение дополнительного дохода;3) дворец Новогодней волчицы – комплексное помещение для проведения культурно-массовых мероприятий, питания и отдыха туристов, где будут организованы места саморазвлечения, всевозможные игровые и интерактивные аттракционы, ледовый стадион, торговые точки, в результате предполагается повышение качества обслуживания туристов, снижение сезонности проекта за счет привлечения потока туристов в летнее время. в) подготовка и проведение детских мероприятий: 1) конкурсов детского творчества (народные промыслы, творческие программы, конкурсы стихов, рассказов, сказок, новогодних костюмов, писем)2) олимпиад по общеобразовательным дисциплинам, конкурсов, соревнований на приз Новогодней волчицы;3) конкурсов на лучший рисунок, поделку, рассказ, легенду, сценарий, сказку среди детских и молодежных общественных объединений области;4) конкурсов и олимпиад для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации;5) межрегиональной акции «Новогодняя волчица для всех детей»;6) Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов «Новогодняя волчица собирает гостей».Проблему подготовки кадрового состава для работы в туристической отрасли предлагается решить путем организации курсов экскурсоводов и групповодов.Экскурсовод – это лицо родного города в глазах приезжающих гостей. Профессия неограниченного творчества, импровизации и свободы действия.Курсы подготовят специалистов для проведения групповых и индивидуальных экскурсий по городу, его достопримечательностям и музеям. Помимо изучения истории, архитектуры, культуры и традиций Тамбова будет также осуществляться и обучение в качестве руководителя тургруппы на приеме (групповод). Такая подготовка наиболее точно отвечает текущим городским запросам.Цель организации курсов – приобретение теоретических знаний и получение практических навыков, необходимых для осуществления экскурсионного обслуживания туристов, прибывающих в Тамбов.Обучение будет построено таким образом, чтобы будущий экскурсовод прекрасно владел своим делом на любом уровне. Совершенно естественно, что хороший экскурсовод должен знать значительно больше, чем предполагает тема его экскурсии, которая ограничена временем и маршрутом. Высокий культурный уровень, умение ориентироваться в культурном пространстве отличает талантливых гидов отосновой массы тех, которых можно сейчас встретить на проведении экскурсий в Тамбове. Ведь каждая группа туристов воспринимает информацию по-своему, обладает собственным уровнем подготовки.Прослушав лекции и выполняя групповые и индивидуальные задания преподавателя, выпускник курсов будет готов удовлетворить запросы самой притязательных и любознательных туристов и всегда сможет увлечь их своим рассказом.Кроме того, на курсах нужно обучать решению организационных вопросов связанные с руководством группы туристов: бронирование, сопровождение, ведение необходимой документации, логистика и многое другое.Планируемые сроки обучения: октябрь-ноябрь 2017 года.Срок обучения: 96 часов.Режим занятий: 3 раза в неделю с 18 до 21 часа.Место проведения занятий: ДЮЦ «Авангард».Примерная программа курса представлена в таблице 5.Таблица 5 – Примерная программа обучения на курсах экскурсоводовНаименование разделов и дисциплинВсего часовВ том числе:Объекты показа на практических занятиях.Формы контроля.лекцииПрактика12345Экскурсоведение как наука440КоллоквиумРуководство группой220 Историко-культурная характеристика Тамбова10100КоллоквиумРазработка экскурсионных программ по Тамбову28280Составление экскурсииЭкскурсионно-методические занятия на объектах 12012Тестовое ведениеВыпускная аттестационная работа (ВАР)34034Разработка обзорной экскурсии.Итоговая аттестация. 4-4ЗачетИтого:94   Проблема снижения количества мест проживания туристов также является одной из важнейших для сферы туризма города Тамбов. Не секрет, что в последнее время туристы отдают все большее предпочтение удобству и комфорту проживания за приемлемую цену. Специфика тамбовского туризма в том, что цены на проживание увеличиваются в сезон в 2-3 раза при том, что качество жилья (особенно эконом-класса) не соответствует цене. Это, несомненно, снижает привлекательность проекта. Решение данной проблемы нами видится не в увеличении мест проживания эконом-класса (общежития), а в строительстве новых комфортабельных гостиниц и домов отдыха. В 2017-2018 годах планируется ввод объектов туристской инфраструктуры: -гостиница на ул. Гледенская на 100 мест;-гостиница на ул. Пушкариха на 100 мест.Все это частные объекты, администрация МО «Город Тамбов» не финансирует их строительство и не получает прямой прибыли от их функционирования. Однако за счет ввода в эксплуатацию новых объектов для проживания туристов увеличивается привлекательность проекта, а усиление конкуренции в сфере гостиничного бизнеса способствует снижению цен на проживание и росту качества обслуживания.Таким образом, городская администрация должна способствовать строительству новых объектов для проживания туристов следующими способами:-комитету по управлению городским имуществом провести встречи с общественной организацией «Союз Промышленников и Предпринимателей Тамбова», предоставить информацию о земельных объектах в городской черте, которые могут быть выставлены на аукцион для заключения договора долгосрочной аренды;-содействовать собственникам вновь строящихся гостиничных объектов в получении необходимых от администрации документов, оперативно решать вопросы, зависящие от местных органов власти;-привлекать областных и федеральных инвесторов для строительства гостиничных объектов на территории города путем участия не только в туристических выставках-ярмарках, но и, например, в ежегодной выставке «Hotel Экспо» в г. Москва.Одной из важнейших проблем является несогласованность властей по управлению системой туризма в Тамбове. Без согласованной и системной работы на всех уровнях власти невозможно комплексное развитие сферы туризма в Тамбове и во всей Тамбовской области.Для решения этой проблемы нами предлагается создание межведомственной комиссии по развитию туризма в Тамбове. Комиссия будет создана в целях обеспечения взаимодействия местных и региональных органов исполнительной власти Тамбовской области, общественных объединений, учреждений высшего профессионального образования по вопросам развития туризма в Тамбовской области. В состав комиссии предлагается включить по 2 представителя от каждого учреждения:-от Администрации МО «Город Тамбов»: Глава Администрации (председатель комиссии), Начальник отдела культуры, туризма и спорта администрации;-от Администрации Тамбовского муниципального района: Зам. главы администрации, специалист отдела туризма и межрегиональных связей;-Зам. начальника Департамента Туризма Правительства Тамбовской области (зам. председателя комиссии), специалист Департамента, курирующий развитие туризма в Тамбове.Члены комиссии обладают равными правами при обсуждении вопросов и принятии решения. Каждый член комиссии имеет право изложить письменно свое особое мнение по рассматриваемому вопросу, которое подлежит обязательному приобщению к протоколу ее заседания. На комиссию предполагается возложить следующие задачи: -консолидация усилий, направленных на формирование единого туристского пространства Тамбовской области, продвижение регионального продукта на областном, федеральном и международном туристских рынках, содействие развитию приоритетных видов туризма; -содействие комплексной подготовке кадров для туристской индустрии Тамбовской области и Тамбова;-анализ ситуации, складывающейся в сфере туризма, и подготовка предложений по приоритетным направлениям в данной области; -формирование и продвижение региональных брендов и туристского продукта, созданного на их основе, разработка рекомендаций по созданию туристического продукта;-проведение мониторинга туристских ресурсов региона и подготовка перспективной схемы размещения и развития туристской индустрии;-вносить предложения по использованию средств городского, районного и областного бюджета на развитие сферы туризма и реализацию туристской политики.Заседания комиссии должны проводиться не реже одного раза в полгода. По мере необходимости должны проводиться внеочередные заседания комиссии.Мерами по усилению согласованности в действиях властных структур и частного бизнеса в туристической сфере будет являться организация совещаний по обсуждению перспектив развития туристической сферы в городе Тамбов.Для этого необходимо:-минимум 2 раза в год (в преддверии и после туристического сезона) проводить круглые столы с представителями всех туристических фирм города, на которых будут обсуждаться и выноситься предложения по совершенствованию туристической отрасти в муниципалитете. В частности на каждом из таких круглых столов нужно ставить конкретные цели для каждой из сторон, которые они будут стремиться достигнуть к следующему совещанию. -перед началом туристического сезона необходимо в обязательном порядке разработать и утвердить регламент взаимодействия туристических фирм с администрацией города в случае возникновения нештатных ситуаций в процессе приема туристов. В регламенте необходимо утвердить порядок действий обеих сторон, направленный на скорейшее разрешение и преодоление возникшей непредвиденной ситуации.-по результатам прошедшего туристического сезона необходимо оценить эффективность данного взаимодействия – выявить число нештатных ситуаций, урегулированных с помощью разработанного регламента и без него, выявить причины отклонений от норм регламента и внести в него изменения в случае необходимости.Рассмотрим предлагаемые мероприятия с точки зрения финансирования. Снижение сезонности проекта «Тамбов – Родина Новогодней волчицы» и увеличение круглогодичного потока туристов потребует серьезных финансовых затрат, однако экономический эффект от их реализации рассчитать трудно, поэтому остановимся только на расчете инвестиций в развитие туристической отрасли.Для развития отрасли планируется привлечь средства бюджетов г. Тамбов и Тамбовской области.Средства областного и районного бюджетов планируется привлекать в основном на те мероприятия, которые послужат развитию и популяризации не только Тамбова, но и всей Тамбовской области в целом. Проведемрасчет финансирования мероприятий по развитию круглогодичного туризма в таблице 6.Таблица 6 – Мероприятия по развитию круглогодичного туризма в муниципальном образованииМероприятияСроки исполненияОбъемы финансирования, тыс. руб.Городской бюджетРайонный бюджетОбластной бюджет1. Создание стационарных летних туристских маршрутовОрганизация сотрудничества со Школой путешественников Федора КонюховаАпрель 2017 г.--Организация туристских стоянок, кемпингов Май-август 2017 г.5001000-Организация изданий информационных материалов (путеводители, проспекты, буклеты и др.)Май-август 2017 г.300--Размещение информационных плакатов на основных туристских направлениях 2017 – 2018 гг.100400500Проектирование и строительство инженерной и транспортной инфраструктуры на туристских маршрутах2017 г.500150080002. Развитие инфраструктуры вотчины Новогодней волчицыРасширение комплекса объектов вотчины Новогодней волчицы в г. Тамбове (выполнение проектных работ для строительства Дворца Новогодней волчицы и Ледового дворца в вотчине Новогодней волчицы)2017-2018 гг.100010003000Детский игровой городок в вотчине Новогодней волчицыМай-июль 2017 г.-2000-Расширение зимнего сада Новогодней волчицы2017-2018 гг.-2000-3. Подготовка и проведение детских мероприятийПодготовка и проведение конкурсов детского творчества2017-2018 гг.100100-Проведение межрегиональной акции "Новогодняя волчица для всех детей"2017-2018 гг.100-400Организация Всероссийского фестиваля детских театральных коллективов "Новогодняя волчица собирает гостей"2017-2018 гг.200-800Итого430095009700Ожидаемые результаты от проведения мероприятий:-увеличение туристского потока;-снижение сезонности туристского потока;-создание рекреационных, эстетических и познавательных ценностей;-развитие развлекательно-туристской инфраструктуры;-поддержание социальной и образовательной направленности проекта;-приобщение детей к национальным традициям и национальной культуре.Таким образом, реализация всех перечисленных мероприятий в 2017-2018 годах потребует привлечения 2700 тыс. руб. средств из городского бюджета, 8000 тыс. руб. из бюджета района и 12700 тыс. руб. из бюджета области. Следует отметить, что все денежные средства, привлеченные на реализацию предлагаемых мероприятий будут вложены в муниципальную собственность, в результате чего укрепится материальная база города и района, а созданная туристическая инфраструктура способствует привлечению как областных, так и крупных всероссийских инвесторов.Проведение курсов экскурсоводов и групповодов планируется осуществлять на платной основе, однако Администрация не должна стремиться получить от этого большую прибыль, поскольку проведение курсов направлено, прежде всего, на повышение квалификации местных работников в сфере туризма и снижение неудовлетворенности приезжающих от неинтересного времяпрепровождения.Поэтому стоимость 2-х месячного курса для экскурсоводов и групповодов планируется осуществить на уровне 2000 рублей.Проведение курсов осуществлять на базе ДЮЦ «Авангард» в вечернее время. Помещение для проведения курсов имеет необходимое оборудование, поэтому не потребуется дополнительных затрат на его комплектацию. Максимальная вместимость – 20 человек.Для преподавания курсов планируется нанять опытного экскурсовода-групповода. Посчитаем затраты на проведение курсов:-заработная плата преподавателя: 5000 руб./мес. + 500 руб. за 1 слушателя курсов;-амортизация оборудования ДЮЦ «Авангард»: 2500 руб. в месяц.Рассчитаем точку безубыточности.Постоянные затраты за 2 месяца: (5000 + 2500) * 2 = 15000 руб.Переменные затраты: 500 руб. на 1 человека.Тогда минимальное число слушателей курсов, необходимых для окупаемости мероприятия составит: 15000 / (2000 – 500) = 10 чел.Ожидаемый результат от проведения мероприятия:-повышение квалификации экскурсоводов-групповодов;-улучшение качества обслуживания туристов.Эффект от деятельности межведомственной комиссии по управлению системой туризма в Тамбове будет являться:- комплексное развитие системы управления туризмом на муниципальном уровне с учетом всех возможностей и пожеланий местных властей;-оперативное решение возникающих проблем в управлении туризмом на уровне правительства области;-создание единой концепции развития туризма в Тамбовской области и в Тамбове в частности, увеличение общего туристического потока, а не разделение его по городам.Создание межведомственной комиссии позволит более эффективно реализовывать программы развития туристической отрасли, координировать действия между участниками туристской отрасли, выявлять перспективные направления и виды туризма с целью более эффективного использования имеющегося туристского потенциала.Создание комиссии также позволит привлечь к решению проблем туристской отрасли все заинтересованные органы, выработать дополнительные механизмы координации органов управления туризмом.Проведение совещаний и круглых столов органов местного самоуправления и частных туристических фирм поможет выявить проблемы и разногласия в их деятельности, а разработка эффективного регламента взаимодействия в нештатных ситуациях позволит оперативно реагировать и решать непредвиденные накладки в работе туристической отрасли, и тем самым повысить уровень удовлетворенности туристов от туристической поездки в город Тамбов.ЗаключениеПодводя итог проведенному исследованию, можно сделать определенный выводы.Туризм в современное время занимает в экономике муниципального образования особое место. Настоящая, зачастую сложная социально-экономическая ситуация в муниципальных образованиях способна измениться в случае полного и рационального использования собственного ресурсного потенциала. Для этого необходимо создать условия, способствующие саморазвитию территории. Туризм способен сыграть в этом процессе решающую роль посредством создания и развития туристской индустрии, саморазвития муниципального образования за счет своего собственного природного богатства и туристско-рекреационных ресурсов. Тамбов – город в центральной части нашей страны. В городе реализуется крупнейший туристический проект северо-запада России « Тамбов – родина всероссийского Новогодней волчицы». Этот проект основан в ноябре 1998 года. Авторами выступили мэр Москвы и Губернатор Тамбовской области. Сегодня вотчина Новогодней волчицы интенсивно развивается на левом берегу реки Сухоны, в 8 километрах от города. С каждым годом растет популярность волковой программы.Основную работу по управлению сферой туризма в муниципальном образовании осуществляют специалисты отдела культуры, спорта и туризма.Основными задачами отдела в сфере туризма являются:-разработка концепции развития туризма, создание оптимальных условий для развития отрасли на территории МО «Город Тамбов»;-поддержка традиционных и развитие новых форм деятельности в туризма;-охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах муниципалитета.В работе выявлены основные проблемы развития сферы туризма.а) основной проблемой развития сферы туризма в муниципальном образовании является сезонность; б) второй проблемой является транспортная доступность; в) нехватка квалифицированных кадров в сфере обслуживания туристов;г) сокращение количества мест проживания эконом-класса (общежития) в связи с ужесточением требований Управления Роспотребнадзора;д) практически полное отсутствие отдачи от проекта для городского бюджета; е) проект « Тамбов – Родина Новогодней волчицы» не воспринимается местными жителями как основная перспектива развития города и района; ж) организационная проблема управления сферой туризма в Тамбове. В настоящее время управление туристической отраслью в Тамбове осуществляется тремя разными учреждениями:1) Отдел культуры, туризма и спорта Администрации МО «Город Тамбов»;2) Отдел туризма и межрегиональных связей Администрации Тамбовского муниципального района;3) Департамент Международных, Межрегиональных Связей и Туризма Правительства Тамбовской области. Зачастую в деятельности этих учреждений проявляется несогласованность как в отдельных организационных вопросах, так и в общей стратегии развития сферы туризма. Например, в 2013 году Департамент Туризма объявил старт нового проекта «Москва – Новогодняя столица России», чем вызвал отток туристов из Тамбова. В соответствии с выявленными проблемами в сфере управления туризмом, рассмотрим основные направления по его совершенствованию.По нашему мнению, основой возникающих проблем в проекте « Тамбов – Родина Новогодней волчицы» является его сезонность, поэтому необходимо разработать мероприятия по привлечению туристов в течение всего календарного года. Программа развития проекта « Тамбов – Родина Новогодней волчицы» на 2017 и последующие годы еще не принята и сейчас находится в стадии активного обсуждения, поэтому в настоящий момент городской администрации целесообразно выйти с предложениями по снижению сезонности проекта.Наиболее реальными, и перспективными направлениями развития, по нашему мнению, являются:-создание стационарных летних туристских маршрутов;-дальнейшее развитие инфраструктуры вотчины Новогодней волчицы;-подготовка и проведение детских мероприятий.Проблему подготовки кадрового состава для работы в туристической отрасли предлагается решить путем организации курсов экскурсоводов и групповодов.Проблема снижения количества мест проживания туристов также является одной из важнейших для сферы туризма города Тамбов. Решение данной проблемы нами видится не в увеличении мест проживания эконом-класса (общежития), а в строительстве новых комфортабельных гостиниц и домов отдыха. Городская администрация должна способствовать строительству новых объектов для проживания туристов следующими способами:-Комитету по управлению городским имуществом провести встречи с общественной организацией «Союз Промышленников и Предпринимателей Тамбова», предоставить информацию о земельных объектах в городской черте, которые могут быть выстелены на аукцион для заключения договора долгосрочной арены;-содействовать собственникам вновь строящихся гостиничных объектов в получении необходимых от администрации документов, оперативно решать вопросы, зависящие от местных органов власти;-привлекать областных и федеральных инвесторов для строительства гостиничных объектов на территории города путем участия не только в туристических выставках-ярмарках, но и, например, в ежегодной выставке «Hotel Экспо» в г. Москва.Одной из важнейших проблем является несогласованность властей по управлению системой туризма в Тамбове. Без согласованной и системной работы на всех уровнях власти невозможно комплексное развитие сферы туризма в Тамбове и во всей Тамбовской области.Для решения этой проблемы нами предлагается создание межведомственной комиссии по развитию туризма в Тамбове. Комиссия будет создана в целях обеспечения взаимодействия местных и региональных органов исполнительной власти Тамбовской области и района, общественных объединений, учреждений высшего профессионального образования по вопросам развития туризма в Тамбовской области. Заседания комиссии должны проводиться не реже одного раза в полгода. По мере необходимости должны проводиться внеочередные заседания комиссии.Рассмотрим эффект от реализации предлагаемых мероприятий:Ожидаемые результаты от проведения мероприятий по снижению сезонности туризма:-увеличение туристского потока;-создание рекреационных, эстетических и познавательных ценностей;-развитие развлекательно-туристской инфраструктуры;-поддержание социальной и образовательной направленности проекта;-приобщение детей к национальным традициям и национальной культуре.Проведение курсов экскурсоводов и групповодов планируется осуществлять на платной основе, однако Администрация не должна стремиться получить от этого большую прибыль, поскольку проведение курсов направлено, прежде всего, на повышение квалификации местных работников в сфере туризма и снижение неудовлетворенности приезжающих от неинтересного времяпрепровождения.Ожидаемый результат от проведения мероприятия:-повышение квалификации экскурсоводов-групповодов;-улучшение качества обслуживания туристов.Эффект от деятельности межведомственной комиссии по управлению системой туризма в Тамбове будет являться:-комплексное развитие системы управления туризмом на муниципальном уровне с учетом всех возможностей и пожеланий местных властей;-оперативное решение возникающих проблем в управлении туризмом на уровне правительства области;-создание единой концепции развития туризма в Тамбовской области и в Тамбове в частности, увеличение общего туристического потока, а не разделение его по городам.Реализация всех перечисленных мероприятий в 2017-2018 годах потребует привлечения 2700 тыс. руб. средств из городского бюджета, 8000 тыс. руб. из бюджета района и 12700 тыс. руб. из бюджета области. Следует отметить, что все денежные средства, привлеченные на реализацию предлагаемых мероприятий будут вложены в муниципальную собственность, в результате чего укрепится материальная база города и района, а созданная туристическая инфраструктура способствует привлечению как областных, так и крупных всероссийских инвесторов.Список использованных источников1.Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с.2.Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : офиц. текст. – Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.3.Закон Тамбовской области «Об установлении границ МО «Город Тамбов», границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» от 06.12.2004 года № 1109-ОЗ : офиц. текст. - Красный Север, 2004. - №4. - с. 24.Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник. – издание 8-е, переработанное и дополненное. – СПб. : Герда, 2011. – 512 с.5.Горбылева, З.М. Экономика туризма: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2009. – 478 с.6.Гуляев, В.Г. Туризм, экономика и социальное развитие. – издание 2-е, переработанное и дополненное.– М.: Финансы и Статистика, 2013. – 304 с.7.Даниленко, Н.Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения / Н.Н. Даниленко // Регион: экономика, социология. – 2013. – № 4. – С. 37-46.8.Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и Статистика, 2011. – 200 с.9.Жулина, Т.Н. Особенности развития туризма в малых городах России / Т.Н. Жулина, А.Л. Жизняков // Экономика и финансы. – 2013. – № 10 (32). – С. 51-53.10.Здоров, А.Б. Экономика туризма: учебник. – М.: Финансы и Статистика, 2010. – 272 с.11.Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник. – 6-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2011. – 408 с.12.Каурова, А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие. – издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2011. – 320 с.13.Квартальнов, В.А. Туризм: учебник. – 2-е изд., перераб. – М.: Финансы и Статистика, 2011. – 336 с.14.Кротова, Н.В. Концепция развития туризма в России: новое видение и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №4. – С. 8-12.15.Купер, К. Экономика туризма: теория и практика / К. Купер, Д. Флетчер, Е. Богданов. – издание 3-е, переработанное и дополненное. – СПБ: Омега, 2012. –103 с. 16.Моисеева, Е.Г. Инновации в туризме и их роль в социальном развитии региона // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: по материалам международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве». – М.: ООО «Шацкая типография». – 2012. –№3. – С. 318-320.17.Ополченова, Е. Проблемы развития национального туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2011. – №7. – С. 32-33.18.Писаревский, Е.Л. Государственное регулирование культурного туризма // Культура: управление, экономика, право. – 2009. – №4 – С. 4-7.19.Писаревский, Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы // Юрист. – 2012. – №4.– С. 41-43.20.Попова, Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. – издание 2-е, переработанное и дополненное.– М. : Моск. гос. горн.ун-т, 2011. – 201 с.21.Развитие туризма на муниципальном уровне / ред. Х. Бера, С. Исуповой. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 234 с.22.Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2012. – 512 с.23.Соболева, Е.А. Статистика туризма: статистическое наблюдение: учебное пособие. – М.: Финансы и Статистика, 2009. – 160 с.24.Сосненко, Л.С. Анализ экономического потенциала туристской фирмы. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. – 244 с.25.Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие / ред. Р.И. Сухова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2012. – 352 с.26.Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь – справочник / ред. Л.П. Воронковой. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2012. –146 с.27.Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: учебник. – издание 3-е, переработанное и дополненное. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова.– М.: Финансы и статистика, 2012. – 288 с.28.Шторгин, А.Б. Основы управления туристическими ресурсами // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2010. – № 4. – C. 133–134.29.Янкевич В. С., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. – М.: Финансы и статистика, 2012.- 416 с.

Список использованных источников

1. Конституция Российской Федерации : принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.— М.: Эксмо, 2013.— 63 с.
2. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» : офиц. текст. – Собрание законодательства РФ, 06.10.2003, N 40, ст. 3822.
3. Закон Тамбовской области «Об установлении границ МО «Город Тамбов», границах и статусе муниципальных образований, входящих в его состав» от 06.12.2004 года № 1109-ОЗ : офиц. текст. - Красный Север, 2004. - №4. - с. 2
4. Биржаков, М.Б. Введение в туризм: учебник. – издание 8-е, переработанное и дополненное. – СПб. : Герда, 2011. – 512 с.
5. Горбылева, З.М. Экономика туризма: учебное пособие. – Минск: БГЭУ, 2009. – 478 с.
6. Гуляев, В.Г. Туризм, экономика и социальное развитие. – издание 2-е, переработанное и дополненное.– М.: Финансы и Статистика, 2013. – 304 с.
7. Даниленко, Н.Н. Концепция развития туризма в регионе: основные положения / Н.Н. Даниленко // Регион: экономика, социология. – 2013. – № 4. – С. 37-46.
8. Жукова, М.А. Индустрия туризма: менеджмент организации. – М.: Финансы и Статистика, 2011. – 200 с.
9. Жулина, Т.Н. Особенности развития туризма в малых городах России / Т.Н. Жулина, А.Л. Жизняков // Экономика и финансы. – 2013. – № 10 (32). – С. 51-53.
10. Здоров, А.Б. Экономика туризма: учебник. – М.: Финансы и Статистика, 2010. – 272 с.
11. Кабушкин, Н.И. Менеджмент туризма: учебник. – 6-е изд., стер. – М.: Новое знание, 2011. – 408 с.
12. Каурова, А.Д. Организация сферы туризма: учебное пособие. – издание 2-е, переработанное и дополненное. – СПб.: Издательский дом «Герда», 2011. – 320 с.
13. Квартальнов, В.А. Туризм: учебник. – 2-е изд., перераб. – М.: Финансы и Статистика, 2011. – 336 с.
14. Кротова, Н.В. Концепция развития туризма в России: новое видение и перспективы // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств. – 2012. – №4. – С. 8-12.
15. Купер, К. Экономика туризма: теория и практика / К. Купер, Д. Флетчер, Е. Богданов. – издание 3-е, переработанное и дополненное. – СПБ: Омега, 2012. –103 с.
16. Моисеева, Е.Г. Инновации в туризме и их роль в социальном развитии региона // Вестник Московского государственного университета культуры и искусств: по материалам международного симпозиума «Вузы культуры и искусств в едином мировом образовательном пространстве». – М.: ООО «Шацкая типография». – 2012. –№3. – С. 318-320.
17. Ополченова, Е. Проблемы развития национального туризма // Туризм: практика, проблемы, перспективы. – 2011. – №7. – С. 32-33.
18. Писаревский, Е.Л. Государственное регулирование культурного туризма // Культура: управление, экономика, право. – 2009. – №4 – С. 4-7.
19. Писаревский, Е.Л. Законодательство в области туризма. Тенденции и перспективы // Юрист. – 2012. – №4.– С. 41-43.
20. Попова, Р.Ю. Государственное регулирование становления и развития туризма в России на переходном этапе. – издание 2-е, переработанное и дополненное.– М. : Моск. гос. горн. ун-т, 2011. – 201 с.
21. Развитие туризма на муниципальном уровне / ред. Х. Бера, С. Исуповой. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 234 с.
22. Саак, А.Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме: учебное пособие / А.Э. Саак, Ю.А. Пшеничных. – СПб.: Питер, 2012. – 512 с.
23. Соболева, Е.А. Статистика туризма: статистическое наблюдение: учебное пособие. – М.: Финансы и Статистика, 2009. – 160 с.
24. Сосненко, Л.С. Анализ экономического потенциала туристской фирмы. – Челябинск: ООО «Полиграф-Мастер», 2010. – 244 с.
25. Туризм и гостиничное хозяйство: учебное пособие / ред. Р.И. Сухова. – М.: ИКЦ «МарТ», 2012. – 352 с.
26. Туризм, гостеприимство, сервис: Словарь – справочник / ред. Л.П. Воронковой. – М.: АСПЕКТ ПРЕСС, 2012. –146 с.
27. Чудновский, А.Д. Менеджмент туризма: учебник. – издание 3-е, переработанное и дополненное. / А.Д. Чудновский, М.А. Жукова.– М.: Финансы и статистика, 2012. – 288 с.
28. Шторгин, А.Б. Основы управления туристическими ресурсами // Вестник Московского университета. Сер. 18, Социология и политология. – 2010. – № 4. – C. 133–134.
29. Янкевич В. С., Безрукова Н. Л. Маркетинг в гостиничной индустрии и туризме. – М.: Финансы и статистика, 2012.- 416 с.

Вопрос-ответ:

Какие факторы влияют на развитие внутреннего туризма в Тамбовской области?

Важнейшими факторами, влияющими на развитие внутреннего туризма в Тамбовской области, являются доступность туристической инфраструктуры, наличие уникальных природных и культурных достопримечательностей, развитие гостиничного и ресторанного бизнеса, проведение туристических мероприятий и фестивалей, наличие разнообразных туристических маршрутов и экскурсионных программ.

Какое понятие имеет внутренний туризм в Тамбовской области?

Внутренний туризм в Тамбовской области означает поездки жителей самой области или других регионов России внутри границ Тамбовской области с целью отдыха, познания нового, культурного обмена и релаксации. Внутренний туризм включает в себя как краткосрочные поездки на выходные или праздники, так и длительные отпуска.

Какие проблемы развития внутреннего туризма существуют в России?

Проблемы развития внутреннего туризма в России включают ограниченную доступность туристической инфраструктуры, недостаточное разнообразие туристических маршрутов и программ, недостаток квалифицированных кадров, высокие стоимости путешествий, низкое качество обслуживания, неудовлетворительное состояние дорог и коммуникаций, отсутствие удобного транспортного сообщения между регионами, недостаток информационного обеспечения и рекламы туристических достопримечательностей.

Какие перспективы развития внутреннего туризма в Тамбовской области?

Перспективы развития внутреннего туризма в Тамбовской области включают создание новых туристических маршрутов и программ, развитие гостиничного и ресторанного бизнеса, проведение культурных и спортивных мероприятий, развитие экотуризма и агротуризма, улучшение качества обслуживания, разработка и продвижение информационных ресурсов о туристических достопримечательностях, сотрудничество с другими регионами в сфере туризма и т.д.

Какие факторы способствуют развитию внутреннего туризма в Тамбовской области?

Факторы развития внутреннего туризма в Тамбовской области включают в себя разнообразие природных и культурных достопримечательностей, инфраструктуру для туристов, доступность транспорта, меры поддержки со стороны государства, развитие гостиничной отрасли и туристических услуг.

В чем заключаются особенности развития внутреннего туризма в Тамбовской области?

Особенности развития внутреннего туризма в Тамбовской области состоят в обилии природных ресурсов - рек, озер, лесов, а также наличии исторических и культурных достопримечательностей, таких как храмы, музеи, усадьбы. Кроме того, в регионе развиты мероприятия и фестивали, привлекающие туристов.

Какие проблемы развития внутреннего туризма существуют в Тамбовской области?

Проблемы развития внутреннего туризма в Тамбовской области включают недостаточную развитость туристической инфраструктуры, ограниченность вариантов размещения и питания, недостаточное продвижение и реклама туристических маршрутов, а также недостаточная доступность и разнообразие транспортных средств.

Какие перспективы развития внутреннего туризма в Тамбовской области?

Перспективы развития внутреннего туризма в Тамбовской области включают расширение туристической инфраструктуры, создание новых туристических маршрутов, улучшение условий размещения и питания, увеличение продвижения и рекламы региона как туристического направления, развитие туристических услуг и повышение качества обслуживания туристов.

Что такое внутренний туризм?

Внутренний туризм - это путешествия по территории своей страны, когда люди посещают различные регионы и города внутри своего государства.

Какие факторы способствуют развитию внутреннего туризма?

Развитие внутреннего туризма зависит от множества факторов. Наиболее важными из них включают доступность туристических мест, разнообразие туристических предложений, качество инфраструктуры, наличие достопримечательностей, уровень сервиса и безопасность.

Какие проблемы развития внутреннего туризма существуют в Тамбовской области?

В Тамбовской области существуют некоторые проблемы, затрудняющие развитие внутреннего туризма. Это включает недостаток известности области среди туристов, недостаточное количество туристических мест и достопримечательностей, а также ограничения в развитии инфраструктуры и сервиса.