Тема власти в творчестве Мишеля Фуко

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 20 20 страниц
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 07.01.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Оглавление 1
Введение 2
1. Концепция власти в творчестве М.Фуко 4
2. Дисциплинарное общество 10
3. Рождение биополитики 14
Заключение 17
Список литературы 19

Фрагмент для ознакомления

Второй полюс, включает формы, которые создаются позже. Это власть над телом, как образцом биологического вида. Появление вопросов рождаемости, общественного здоровья, миграции – все это требовало новых и новых техник подчинения тел и контроля над ними. Для М.Фуко, таким образом, открывается эра «био-власти».Тип биовласти, объясняется как необходимой составляющей в процессе развития капиталистического общества, контроль над индивидом необходим для эффективного производства, и накопления капиталистических благ. «Рождение биополитики» относят к публикации вводной лекции курса, прочитанного им в Коллеж де Франс в 1978–1979 учебном году.Как не однократно упоминалось, М.Фуко говорит о том, что такой тип как полиция, в настоящее время неразрывно связанно социумом. Например, в работе «Рождение социальной медицины» М.Фуко показывает каким образом, система здравоохранения была видоизменена для исполнения целей полиции. Медицина, по мнению философа имеет колоссальную власть благодаря неограниченному доступу к телу индивида. Власть проявляется не только над конкретным «пациентом», но и политическая власть над всем обществом. Медицина осуществляет функции власти посредством возможности наблюдения за каждым индивидом, контроля его жизнедеятельности, возможности при необходимости изолировать одного из членов социума при необходимости, фиксируя все данные о состоянии индивидов, медицина получает в итоге полную картину актуального состояния населения. Другие инструменты власть использует аналогично, организуя контроль и в других сферах социальной жизни. Биополитика основана на тоталитарном вмешательстве во все формы бытия индивида посредством наблюдения, контроля и вмешательства в его жизнь. В рамках идей о биополитике философ постоянно обращается к тоталитарным режимам ХХ в., самыми показательными примерами которых является фашизм и сталинизм, в рамках которых идеи рационального управления были доведены до высшей степени. Со времени «двух великих экспериментов мы вдруг ощутили, что под государственными органами, на совершенно ином уровне и до некоторой степени от них независимо, существовала целая механика власти, осуществлявшаяся постоянно, непрерывно и насильственно; она позволяла сохранять прочность и жесткость социального тела, причем играла в этом деле не меньшую роль, чем основные государственные органы, вроде армии или правосудия».Государство, которое может гарантировать безопасность индивидам, есть государство которое вмешивается в течение жизни социума в случаях нарушения его каким либо событием. Так за заботой кроется бесконечный ресурс для вмешательства и подавления. М.Фуко утверждает, что единственный способ противостояния рациональному полицейскому государству – либерализм. Под либерализмом им мыслиться не идеология, а способ действия. По М.Фуко метод рационализации управленческой деятельности, управление не является самоцелью. Именно либеральная рефлексия задает вопрос, насколько необходимо рациональное управление и какую пользу оно приносит. В этом смысле либерализм – инструмент критики прежнего государственного управления. ЗаключениеПроанализировав основный идеи представленные в концепции власти М.Фуко, его подход можно охарактеризовать, как критику современного института власти. Фокусом его исследований становиться феномен власти в социуме, поэтому М.Фуко не занимался анализом политической власти как таковой, так как власть невозможно локализовать в одних руках. Поэтому все социальные отношения являются властными.В его концепции власть пронизывает все сферы бытования общества, ибо она носит вездесущий и абсолютный характер. Власть находится не вне государственных институтов, экономических или юридически-правовых систем, а внутри них. Поэтому анализ властных отношений М.Фуко вписывает в предельно широкий социально-исторический и культурный контекст. Государственные институты и само государство есть воплощение власти, как первичного социально-исторического феномена.Существование власти абсолютно, и построить тип общества, в котором будут отсутствовать властные отношения невозможно, властные отношения бесконечны. Согласно М.Фуко невозможно уничтожить институты власти, посредством изменения экономических или социальных подходов в обществе. М.Фуко не предпринимает попыток изменить общества при помощи изменения властных отношений, он выдвигает призывы к борьбе с властными отношениями изнутри. Основная роль в данной борьбе отводиться интеллигенции, которая должна бдительно относиться ко все видам проявления власти, тщательно различая во всех сферах деятельности саму деятельность и ее цели, инструментом для осуществления которой может выступать власть, и собственно власть, которая стремится заменить цели деятельности собственными целями – властными отношениями как самоцелью.В процессе исследования были затронуты взгляды философа на дисциплинарную власть и общество, и процессы надзора, используемые властью в настоящее время. Философия М.Фукооказала мощное влияние на сознание современного Западного общества в целом, но и на каждого в отдельности, кто знаком с его идеями. Благодаря его концепции был выделен совершенно новый «неклассический» подход к истории власти и дана оценка режимам власти в ХХ в. Список литературыАлен Бадью «Человека на самом деле не существует»: Мишель Фуко о том, что такое психология. URL: https://theoryandpractice.ru (Дата обращения 06.12.2017)Визгин В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995, №4, с. 116-126Делез Ж. Постскриптум к обществам контроля // Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов: Изд-во Поволжского филиала Рос.учеб.центра, 1999. С.102 – 108Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. URL: https://theoryandpractice.ru (Дата обращения 02.12.2017)КомушкаО. Что такое Просвещение? Мишель Фуко о роли великой Эпохи для развития биополитики. URL: https://monocler.ru/biopolitika (Дата обращения 06.12.2017)Коновалов В.Н. Политология. В вопросах и ответах./ В.Н. Коновалов. М., 1999.Мальцев В.А. Политическая мысль второй половины XX века./ В.А. Мальцев. Пермь.: ИПК, 1999Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть. М., 1989. С.206 – 256.Фуко M. Что такое Просвещение/ Пер. с фр. Е. Никулина// Вопросы методологии, 1995. – №1 – 2 .Фуко М. Власть и тело // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью/ Пер. И. Окуневой// Логос, 2003. – № 4/5. С.4 – 22Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970 – 1984: В 3 ч.: Ч. 3/ Пер. с фр. Б.М. Скуратова под общ.ред. В.П. Большакова. – М.: Праксис, 2006. 311с. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2 / Пер. с фр. В. Каплуна. – СПб.: Академический проект, 2004. 432с. Шпак В.Ю. Политика как общественное и индивидуальное явление/ В.Ю. Шпак. Ростов-на-Дону, 1999. С.112 – 119


1. Ален Бадью «Человека на самом деле не существует»: Мишель Фуко о том, что такое психология. URL: https://theoryandpractice.ru (Дата обращения 06.12.2017)
2. Визгин В.П. Мишель Фуко теоретик цивилизации знания // Вопросы философии. 1995, №4, с. 116-126
3. Делез Ж. Постскриптум к обществам контроля // Михель Д.В. Мишель Фуко в стратегиях субъективации: от «Истории безумия» до «Заботы о себе». Саратов: Изд-во Поволжского филиала Рос.учеб.центра, 1999. С.102 – 108
4. Ильин И.П. Постмодернизм от истоков до конца столетия: эволюция научного мифа. URL: https://theoryandpractice.ru (Дата обращения 02.12.2017)
5. Комушка О. Что такое Просвещение? Мишель Фуко о роли великой Эпохи для развития биополитики. URL: https://monocler.ru/biopolitika (Дата обращения 06.12.2017)
6. Коновалов В.Н. Политология. В вопросах и ответах./ В.Н. Коновалов. М., 1999.
7. Мальцев В.А. Политическая мысль второй половины XX века./ В.А. Мальцев. Пермь.: ИПК, 1999
8. Подорога В.А. Власть и познание (археологический поиск М. Фуко) // Власть. М., 1989. С.206 – 256.
9. Фуко M. Что такое Просвещение/ Пер. с фр. Е. Никулина// Вопросы методологии, 1995. – №1 – 2 .
10. Фуко М. Власть и тело // Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью/ Пер. И. Окуневой// Логос, 2003. – № 4/5. С.4 – 22
11. Фуко М. Интеллектуалы и власть: статьи и интервью, 1970 – 1984: В 3 ч.: Ч. 3/ Пер. с фр. Б.М. Скуратова под общ. ред. В.П. Большакова. – М.: Праксис, 2006. 311с.
12. Фуко М. Использование удовольствий. История сексуальности. Т. 2 / Пер. с фр. В. Каплуна. – СПб.: Академический проект, 2004. 432с.
13. Шпак В.Ю. Политика как общественное и индивидуальное явление/ В.Ю. Шпак. Ростов-на-Дону, 1999. С.112 – 119

Вопрос-ответ:

Какие концепции власти представляет в творчестве Мишель Фуко?

В творчестве Мишеля Фуко представлены различные концепции власти, включая дисциплинарную власть и био-власть.

Что такое дисциплинарное общество в теории Фуко?

Дисциплинарное общество - это форма власти, основанная на механизмах дисциплины и контроля над телом.

Что такое био-власть в теории Фуко?

Био-власть - это форма власти, которая фокусируется на контроле и управлении жизненными процессами, здоровьем и рождаемостью общества.

Какие факторы способствовали появлению био-власти?

Появление вопросов рождаемости, общественного здоровья и миграции требовало новых техник подчинения и контроля над телами, что привело к появлению био-власти.

Что означает понятие "власть над телом" в теории Фуко?

Понятие "власть над телом" в теории Фуко означает контроль и управление телом как биологическим видом, используя различные техники подчинения.

Какая концепция власти разрабатывается Мишелем Фуко?

Мишель Фуко разрабатывает концепцию власти, которая рассматривает ее не только в политическом и экономическом аспекте, но и в сфере социальных и интеллектуальных отношений. Он исследует механизмы власти, которые опираются на знания, дисциплину и собственное тело человека. Фуко интересуют не только формы принуждения и подчинения, но и методы воздействия на наши мысли, желания, поведение.

Какие особенности дисциплинарного общества описывает Мишель Фуко?

Мишель Фуко описывает дисциплинарное общество как систему контроля и манипуляций, основанную на механизмах власти, проникающих во все сферы нашей жизни. Он говорит о создании институтов, таких как школы, больницы, тюрьмы, которые формируют определенные нормы поведения и контролируют каждого отдельного человека. Дисциплинарное общество требует подчинения, наблюдения и приверженности его нормам и правилам.

Какие новые формы власти возникают в биополитике?

В биополитике появляются новые формы власти, связанные с управлением не только телом отдельного человека, но и телами всего общества. Речь идет о власти над популяцией, здоровьем, рождаемостью, миграцией и другими аспектами, которые затрагивают жизнедеятельность всего общества. Мишель Фуко исследует техники и методы, которые используются для подчинения и контроля тел в рамках биополитики.

Каковы последствия власти в биополитике, по мнению Мишеля Фуко?

По мнению Мишеля Фуко, власть в биополитике имеет свои особенности и последствия. Она не только контролирует тела и поведение людей, но также создает определенные нормы и стандарты, которым каждый должен соответствовать. Это приводит к формированию определенных дисциплинарных механизмов и систем принуждения. Одновременно власть в биополитике имеет возможность воздействовать на биологический уровень жизни, то есть на здоровье, рождаемость и другие биологические аспекты общества.

Какие концепции власти присутствуют в творчестве Мишеля Фуко?

В творчестве Мишеля Фуко присутствуют концепции власти, связанные с дисциплинарным обществом и био-властью. Эти концепции представляют собой различные формы контроля и подчинения тел.