Шумеро-Месопотамская религия

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История Зарубежная
  • 22 22 страницы
  • 21 + 21 источник
  • Добавлена 07.01.2018
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 2
1. Общие представления о шумерах и Месопоптамии. 3
2. Ранние религиозные системы месопотамии – возникновение и сущность 6
3. Религиозная система Месопотамии 10
Заключение 19
Список литературы 21
Фрагмент для ознакомления

Шумерский потоп длился семь дней и ночей, царь и все кто был на корабле – спаслись.Во II тыс. до н.э. единая религиозная система Месопотамии сформировалась окончательно. Выделились две группы божеств: верхних (Игиги) и нижних (Ануннаки). Игиги были более могущественны, почитаемы и повсеместно известны, чем Ануннаки. Более того, сформировался генотеизм – все божества пантеона строго и без исключений были подчинены верховному богу. На это место выдвинулся Мардук – бог Вавилона. Генотеизм и возвышение Мардука привели к повышению авторитета царской власти, статус правителя становился более сакральным и священным. Одновременно была пересмотрена трактовка деятельности богов, героев, демонов, духов и др.; жрецы разработали систему защитных заклинаний, амулетов и оберегов; каждый человек в Месопотамии получил божественного покровителя.Для религии данного промежутка времени характерно:неизменный и устойчивый пантеон;незыблемость мирового порядка;не разработаннуюидею греха;нечеткие представлений о мире мертвых;вера в духов-предков-охранителей;вера в злобных духов, олицетворяющих болезни;вера в призраков;культ неба и небесных тел;культ растений;магия деревьев;отсутствие культа животных;антропоморфность богов и богинь;отсутствие кровавых жертвоприношений.В это же время окончательно сформировалась глубокомысленная теория мироздания: земля – плоский диск, покрытый оловянной небесной сферой (олово считалось небесным металлом, следовательно, небо для шумер было оловянным). Система «небо-земля» называлась ан-ки. Между небом и землей находился так называемый лиль – это ветер/воздух/дух (ученым не известно точное значение многих шумерских терминов). Лиль мог двигаться и занимал пространство между небом и землей. Солнце, луна, звезды и планеты созданы из лиля. Со всех сторон ан-ки окружает бесконечный Абзу – океан, в котором небо и земля неподвижны.На основании данной теории шумеры сформулировали космогоническую теорию: вначале был океан, в нем зародилась земля, небо и лиль; из лиля появились планеты, солнце, луна, звезды; потом появились растения, животные, человек. Большой вклад в формирования ан-ки внесли сверхъестественные существа – боги, которые поселились на небе. Огромное значение имел бог солнца – Шамаш, обязанностью которого стало путешествие по небу с востока на запад. Так была организована в ан-ки смена дня и ночи.С процессом формирования неба, земли, лиля, планет, солнца и др., а также с влиянием на данные события божеств, связано представление месопотамцев о пространстве и времени. Так, есть несколько вариаций на тему творения.Энки берет мотыгу и разделяет небо и землю, после чего они вступают в сакральный брак, из которого элементы вселенной (планеты, солнце, звезды и др.).Все появилось из воды океана Абзу благодаря праматери Намму,Ан-ки сформировался как результат победы Мардука в битве с чудовищем Тиамат, из разрубленного на куски тела которой появились элементы вселенной:Истеченье слюны ТиаматМардук собрал и согнал ее в тучи,Сгрудил ее в облака кучевые.Веянье ветра, дожди и холод,Воздымание бури – её слюны истеченье -Распределил, своей власти доверил.Он поставил главу Тиамат, он на ней гору насыпал.Он Бездну открыл – устремились потоки.Тигр и Евфрат пропустил он сквозь ее очи.Ее ноздри заткнул он – накопил там воды.Насыпал на грудь ее гору крутую.Дабы воды собрать, устроил ямы.Загнул ее хвост, скрутил как веревку, –Укрепить Апсу под ногами своими.Сделал ляжки ее опорою неба.Отделил половину ее – поставил землю.Он прах закрепил внутри Тиамат.Сеть размотал, освободил ее тело.Так создавал он небо и землю.Связь небес и земли скрепил он прочно.Затем он назначил свои ритуалы, установил своиобряды.Храмовники поставили на службу богам магию, астрономию, математику, календарь и письменность. Следует отметить, что знания были органически связаны с религиозными представлениями, так как зачастую формировались как ответы на религиозные запросы и потребности. Вместе с тем, хотелось бы подчеркнуть, что эти знания имели и собственную культурную и научную ценность и необходимость. Вместе с тем, не все стороны жизни шумерского общества были связаны с религиозной системой. К примеру, законы вавилонского царя Хаммурапи был оторваны от религии. Это означает, что религия Месопотамии не носила тотальный характер, а сохраняла возможность для мыслей и действий, не связанных с религиозными структурами.Данная практика повлияла на характер религиозных систем народов, населявших восточное Средиземноморье и, вероятно, сыграла роль в формировании античного свободомыслия.ЗаключениеИтак, цивилизация в Месопотамии начала формироваться в IV тыс. до н.э. Одновременно складывалась их религиозная картина мира, включавшая в себя мифологию, ритуалы, обряды и др. Формирование шумеро-месопотамской религиозной системы шло на протяжении нескольких тысячелетий и приобрело законченную форму. Вместе с тем в конце II тыс. до н.э. государства долины Тигра и Евфрата стали испытывать кризис и был поставлен вопрос – почему так произошло?Ответ был закономерным (по крайней для того исторического периода) и содержал два пункта:человек забросил богов, плохо справляет обряды и ритуалы, что привело в конечном итоге к формированию строгой культовой ритуалистики, которая стала подменять религию;божества забросили людей, потому что человек забыл богов, отныне богам не интересны людские проблемы, просьбы, заботы, это в конечном итоге привело к активному развитию астрологических и магических практик, мантики (комплекс процедур с помощью которых можно было предсказывать и трактовать будущее).В заключение необходимо почеркнуть, что сюжеты шумерской мифологии проникли в мифы и легенды многих народов мира, имеют параллели в Священном писании. Математические, астрономические, астрологические знания были восприняты греками, затем римлянами, стали частью современной мировой культуры. Мы сегодня используем такие нововведения шумеров как семидневная неделя, двадцатичетырехчасовые сутки, шестидесятиминутный час и др.Месопотамская религиозная система повлияла не только на развитие религиозных представлений евреев, неоплатоников, христиан, но и на религиозные особенности Средневековья (средневековые европейские представления о злых духах и ведьмахвосходят к древним воззрениям).Важно подчеркнуть, что не все стороны жизни народов Месопотамии опирались на религиозную систему. В литературе Междуречья можно увидеть критический взгляд на многие традиции и культы, так ставится вопрос о правомерности божественного наказания человека без вины. Правовые нормы были вообще свободны от религиозности. Религия не была тоталитарной. И это сыграло роль в формировании свободомыслия в эпоху Античности.Список литературыБардески Кьяра Децци. Месопотамия. Колыбель человечества / Пер. Т. Н. Григорьевой. – М.: Ниола-Пресс, 2008. – 128 с.Белицкий Мариан. Забытый мир шумеров / Пер. Д. С. Гальпериной. – М.: Наука, 1980. – 398 с.Бибби Джеффри. В поисках Дильмуна / Пер. с англ. Н. Елисеева. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. – 369 с.Вулли Леонард. Ур халдеев / Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. – М.: Изд-во восточной литературы, 1961. – 256 с.Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. – СПб.: Азбука-Классика, 2003. – 320 с. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. – СПб: Петербургское Востоковедение, 2001. – 368 с.История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. – Ч. 1. Месопотамия / Под. ред. И. М. Дьяконова. – М.: Наука, Главная редакция изданий зарубежных стран, 1983. – 534 с.Канева И. Т. Шумерский язык. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. – 224 с.Кленгель-Брандт Эвелин. Путешествие в древний Вавилон / Пер.с нем. Б. С. Святского. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. – 260 с.Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. – М. : Алетейа, 2000. – 211 с.Колтыпин А. В. Боги и демоны Древнего Египта и Шумера. – М.: Вече, 2013. – 160 с. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. – 2. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – 256 с.Кривачек Пол. Вавилон. Месопотамия и рождение цивилизации. MV-DCC до н. э. / Пер. Л. А. Карповой.– М.: ЗАО «Центрполиграф», 2015. – 352 с.Клочков И. Духовная культура Вавилона: человек, судьба, время. М., 1983. – 215 с.Кьера Эдвард. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. – 136 с.Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Пер. с англ. А.А. Пономаренко, И.С. Клочкова. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. – 368 с.Мардук / В. К. Афанасьева // Мифы народов мира : энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. – 2-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1988. – Т. 2 : К–Я. – С. 110.Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 320 с.Редер Д. Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. – 120 с.Шумер: города Эдема / Пер. с англ. В. Хренова. – М.: Терра, 1997. – 168 с.Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. – М.: Восточная литература, 1995. – 293 с.

1. Бардески Кьяра Децци. Месопотамия. Колыбель человечества / Пер. Т. Н. Григорьевой. – М.: Ниола-Пресс, 2008. – 128 с.
2. Белицкий Мариан. Забытый мир шумеров / Пер. Д. С. Гальпериной. – М.: Наука, 1980. – 398 с.
3. Бибби Джеффри. В поисках Дильмуна / Пер. с англ. Н. Елисеева. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. – 369 с.
4. Вулли Леонард. Ур халдеев / Пер. с англ. Ф. Л. Мендельсона. – М.: Изд-во восточной литературы, 1961. – 256 с.
5. Емельянов В. В. Древний Шумер. Очерки культуры. – СПб.: Азбука-Классика, 2003. – 320 с.
6. Емельянов В.В. Древний Шумер. Очерки культуры. – СПб: Петербургское Востоковедение, 2001. – 368 с.
7. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых об-ществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. – Ч. 1. Месопотамия / Под. ред. И. М. Дьяконова. – М.: Наука, Главная редакция изданий зарубежных стран, 1983. – 534 с.
8. Канева И. Т. Шумерский язык. – СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. – 224 с.
9. Кленгель-Брандт Эвелин. Путешествие в древний Вавилон / Пер.с нем. Б. С. Святского. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1979. – 260 с.
10. Когда Ану сотворил небо. Литература Древней Месопотамии. – М. : Алетейа, 2000. – 211 с.
11. Колтыпин А. В. Боги и демоны Древнего Египта и Шумера. – М.: Вече, 2013. – 160 с.
12. Крамер С. Н. История начинается в Шумере. – 2. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1991. – 256 с.
13. Кривачек Пол. Вавилон. Месопотамия и рождение цивилизации. MV-DCC до н. э. / Пер. Л. А. Карповой.– М.: ЗАО «Центрполиграф», 2015. – 352 с.
14. Клочков И. Духовная культура Вавилона: человек, судьба, время. М., 1983. – 215 с.
15. Кьера Эдвард. Они писали на глине. Рассказывают вавилонские таблички. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1984. – 136 с.
16. Ламберг-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика / Пер. с англ. А.А. Пономаренко, И.С. Клочкова. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1992. – 368 с.
17. Мардук / В. К. Афанасьева // Мифы народов мира : энцикл. в 2 т. / гл. ред. С. А. Токарев. – 2-е изд. – М. : Советская энциклопедия, 1988. – Т. 2 : К–Я. – С. 110.
18. Оппенхейм А. Лео. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации / Пер. с англ. М. Н. Ботвинника. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1990. – 320 с.
19. Редер Д. Г. Мифы и легенды Древнего Двуречья. – М.: Наука, Главная редакция восточной литературы, 1965. – 120 с.
20. Шумер: города Эдема / Пер. с англ. В. Хренова. – М.: Терра, 1997. – 168 с.
21. Якобсен Т. Сокровища тьмы. История месопотамской религии. – М.: Восточная литература, 1995. – 293 с.

Вопрос-ответ:

Как долго длился шумерский потоп и кто спасся?

Шумерский потоп длился семь дней и ночей, и спасся царь и все, кто был на корабле.

Когда сформировалась единая религиозная система Месопотамии?

Единая религиозная система Месопотамии сформировалась окончательно во II тысячелетии до нашей эры.

Какие группы божеств выделялись в религиозной системе Месопотамии?

В религиозной системе Месопотамии выделялись две группы божеств: верхние Игиги и нижние Ануннаки. Игиги были более могущественны и почитаемы.

Сколько частей состоит статья о шумерах и Месопотамии?

Статья о шумерах и Месопотамии состоит из двух частей.

Какие ранние религиозные системы существовали в Месопотамии?

В Месопотамии существовали различные ранние религиозные системы, их возникновение и сущность хорошо описаны в статье.

Чем отличалась религиозная система Месопотамии от других религий того времени?

Религиозная система Месопотамии отличалась своей многообразностью и сложностью. В ней выделялись две группы божеств - верхние Игиги и нижние Ануннаки. Игиги были более могущественны и почитаемы. Также важным элементом было представление о потопе, который длился семь дней и ночей, и о спасении царя и всех, кто был на корабле.

Какие были представления о шумерах и Месопотамии?

Шумеры и Месопотамия были известны своей богатой и древней культурой. У них была развитая система письма, города-государства, а также уникальная религиозная система. Они считались одними из первых цивилизаций в истории человечества.

Как возникла религиозная система Месопотамии?

Ранняя религиозная система Месопотамии возникла в результате развития шумерской культуры. Изначально были поклоняемы отдельные божества, но со временем формировались общие представления о верховных богах - Игиги и Ануннаки. В результате слияния этих представлений и других региональных религиозных систем, сформировалась единая религиозная система Месопотамии.

Какие божества были наиболее почитаемы в религиозной системе Месопотамии?

В религиозной системе Месопотамии выделялись две группы божеств - верхние Игиги и нижние Ануннаки. Игиги считались более могущественными и почитаемыми. Они были связаны с небом и солнцем, в то время как Ануннаки - с землей и подземными водами.

Какие сведения о шумерском потопе дошли до наших дней?

Известно, что шумерский потоп продолжался семь дней и ночей. Царь и все, кто был на корабле, спаслись от наводнения. Это предание о потопе имеет сходство с аналогичными преданиями в других древних религиях и мифологиях.

Какой существует система верований у шумеров?

У шумеров существовала политеистическая система верований, в которой было множество божеств. Они верили в существование богов, которые контролировали природные явления и человеческую жизнь.

Какие группы божеств выделились в месопотамской религии?

В месопотамской религии выделились две группы божеств: верхние Игиги и нижние Ануннаки. Игиги были более могущественны и почитаемы, они считались высшими богами.