Толерантность как основание для реализации прав и свобод личности

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 31 31 страница
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 06.02.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Введение 3
1.Теоретические аспекты толерантности для реализации прав и свобод личности 5
1.1. Философский подход к понятию толерантности при реализации прав и свобод личности 5
1.2. Социально-философские аспекты правовых учений о толерантности 8
2.Исследование влияния толерантности на формирование прав и свобод личности 13
2.1. Права и свободы личности в России и Европе 13
2.2. Принцип толерантности и его роль в реализации прав и свобод личности в Европе 20
2.3. Проблема толерантности и интолерантности в современной России 23
Заключение 27
Список литературы 29
Фрагмент для ознакомления

С ней связаны временапрогресса,расцвета,объединения народов, периодысоциальнойикультурнойдеградации,геноцида,гражданскихимировыхвойн.Вопросы отолерантности актуальны всовременнойнауке;впоследние десятилетия многие конференции,симпозиумы, научные монографии, посвящены проблемам толерантности. Многие страны мираобратились к созданию различныхпрограммповыработке рекомендаций в области политики толерантности.Проявление огромного интереса ученых,политиков иобщественныхдеятелей к проблеме толерантностииинтолерантностивсовременноммиреочевидно. Это усилениеэкстремистскихитеррористических тенденций, расширениеэкономических,политических,культурныхсвязеймеждустранами мира, необходимостьсосуществованияивзаимодействияразличныхкультур,традиций,религиозных направленийврамкаходногогосударстваилимировогосообществавцелом.Глобализация заставляет человека решать многие мировые проблемы, например, рост ксенофобии, нетерпимость,экстремизм и терроризм. С. Хантингтон говорил что, проблемы современности - это ситуации столкновенияцивилизаций,принципиальнопротивоположныхсистемценностей,культурныхтрадиций,мировоззренческихориентаций. Одной из важнейших причин роста фундаменталистскихнастроений,экстремизмаитерроризмавмире является экспансия ценностей,институтовзападнойцивилизации, принципов, вомногомпротивоположныхценностямдругихцивилизаций.Последствияглобализациипослужили негативным стимуломдляразвитияантиглобалистскогодвижения,которое в свою очередь, впоследниегоды стал наиболее популярен. Данное движениеноситинтернациональныйхарактер,представляет людей разноговозрастаипола, имеетинтерклассовую структуру.Самой опасной формой религиозногоэкстремизма на сегодняшний день являетсяисламскийфундаментализм,который считается стремительной реакцией на уничтожение традиционной формыжизнииморально-этическиеоснов мусульманскогообщества. Фундаментализм религии характерендлявсехрелигиозных конфессий, но наиболее ярко выражен висламе. Фундаментальный ислам фанатично боретсязасохранение веры, используя при этом любыеформы насилиядлядостижениясвоихцелей.Последнее проявление исламскогофундаментализма - терроризм, противодействовать которому практически невозможно. Мировое сообществопоканевыработалоэффективныемеханизмыборьбысмеждународнымтерроризмом,которыйпредставляетсерьезнуюопасность для всего человечества. В борьбе стерроризмом необходим комплексный подход к данной проблеме, но очевидно что безуважениякчужой культуре невозможен нормальный диалог культур, профилактики нетерпимости,ксенофобиииэкстремизма.Со временем актуальными становятся идеи и концепции,обосновывающиеуникальностьисамоценностькаждойкультуры,указывающиенанегативныеаспектыглобализации и универсализации, на недостижимостьпостроенияобщечеловеческой цивилизациивущербнациональнымкультурамитрадициям.К.Леви-Стросс утверждал, что мировая цивилизация не может существовать, так как под цивилизацией подразумевается сосуществованиеразных культур и системценностей. Необходимо беречь своеобразие иуникальностькаждой культуры. У любой культуры есть своиключевые доминанты,особенностибытия,которыекачественно отличают их отдругихкультур. Но так как существованиекультурыявляетсябольшойредкостью;открытость,диалог,взаимодействие, взаимообогащение,взаимовлияние – это все необходимыеусловиясуществования и гармоничного развития любойкультуры.Процессы, связанные с различнымистранами, являются неизбежными, и в этих условиях происходит остановка возникновения конфликтовнаосновесоприкосновенияпринципиальнопротивоположныхсистемценностей,норм,образцовповедения.Толерантностьявляетсясоциально лингвистической культурологическойкатегорией, так как ей присущий разный смысл вразныхязыках,икаждыйязыкпривноситссобоймножествонациональных,историческихикультурных оттенков и смыслов. Толерантность является коммуникативной категорией, реализованная впрактикемежличностного, социального, межэтнического,межконфессиональногообщения.Многие исследователисвязываютнасаждение ценностейзападнойцивилизации, которые во многомнесовместимысценностямидругихцивилизацийутверждениекультурытолерантности, с универсальными правами исвободами человека.В результате этого,проблема в установлении и защите универсальныхправ и свобод человека связываются с проблемами уважения к ценностям других культур,религиозныхтрадиций, нравов. При установлениикультурытолерантности толкуется опризнании первичностиобщечеловеческих гуманистических ценностей,правах человека, солидарности народов, этопонятие связано по смыслу с патриотизмом, культурой и народом. Практически любоеубеждение приводит кнетерпимости,еслинеостаетсясомнений в непогрешимостиинезыблемостиидей,вкоторыеверитчеловек,ивнеприемлемости тех идей, против которыхонвыступает.Этоможетбытькрайнеопасно,поскольку,какпоказываетистория,рассмотрениекакихбытонибылоидейвкачествеабсолютнойистиныможетприводить к конфликтам, войнам, массовымубийствам,репрессиям.Уровеньтолерантностичеловеканапрямуюзависитотеголичностныхкачеств,нравственнойзрелостиикультуры,определяетегоотношениесдругимилюдьми.Уровеньтолерантностирассматриваетсякакодинизкритериевегодуховно-нравственного,экономического,социального,политическогоразвития.Толерантностьрассматриваетсясточкизренияуважения,принятияиправильногопониманиябогатогомногообразиякультурнашегомира,нашихформсамовыраженияиспособовпроявленийчеловеческойиндивидуальности,котороеотраженовДекларациипринциповтолерантности1995г.Всоциальномпониманиипонятия«терпимость»и«терпение»имеетсущественноеразличие.Терпениеуказываетнауровеньвосприятияличностьюилисоциальнойгруппойнеблагоприятныхдлянеевоздействийипоследствий.Понятие«терпимость»неотражаетвсехсмысловыхоттенковтолерантностииможетбытьемупротивопоставляться,имеетнегативнуюокраску,таккактерпениевбольшинствеслучаевпассивноиозначаетвнешнеесдерживаниесвоегоотношения,существенноневлияющеенаситуациюнетерпимостиинасилия.ВДекларациипринциповтолерантностиговоритсяотом,чтотолерантность-этонеуступка,снисхождениеилипотворство,этоактивноеотношение,формируемоенаосновепризнанияуниверсальныхправиосновныхсвободчеловека.Толерантностьобязанаспособствоватьутверждениюправчеловека,плюрализма,демократиииправопорядка.ЗаключениеВоспитаниетолерантнойличностиявляетсявнастоящеевремяоднойизважнейшихобщественныхпроблем.Трудностивзаимопонимания,которыезакономерновозникаютулюдейвследствиерасовых,национальных,возрастных,половыхидругихразличийвситуацииихпостоянногоинтенсивноговзаимодействия,ведуткроступсихологическойнапряженности,культурнойнетерпимости,межэтническойагрессии,религиозногоэкстремизма,которыеневозможнопреодолетьбезрешающеговкладасостороныпсихологическойнауки.Проведенное исследование показывает, что на протяжении всего исторического развития, человеческие отношения перманентно претерпевали изменения и трансформации: толерантность превращалась интолерантностью и наоборот. Однако при всем многообразии и сложностях отношений, человечество, все же не прекращало свои коммуникации, наоборот, смогло сохранить политику толерантности в различных сферах социально-политической деятельности. Исследование философско-религиозной традиции толерантности на ВостокеиЗападе показало, что принцип терпимого отношения к окружающим проявляется через общую для религий установку осуждения негативных, интолерантных качеств человека: плутовства, лицемерия, злословия, лживости, подозрительности, гордыни и других. Основаниями для толерантности на Западе стали жизнь человека, свобода и частная собственность, первые права и свободы буржуазного общества.Философский анализ проблем терпимости в России в XVIII веке развивалась в двух направлениях - религиозно-философском и светском. Исследование толерантности в российской философской традиции показало, что данное понятие базируется на нравственных понятиях, терпении, христианском принятии страдания, понимании, включая любовь к ближнему. Можно отметить, что принцип толерантного отношения ко всякой личности, проявляется через любовь к ней, олицетворяет религиозно-христианское мировоззрение представителей русской философии. Особенность толерантности в российской религиозной и философской традициях проявляется том, что данное понятие предстает не только как «пассивное воздержание», но и как «любовное действенное терпение».Исследование показывает, что российская концептуальная модель толерантности базируется на сотрудничестве этносов и религий, культур, социальных общностей, и социальных групп. Близость культурных традиций различных слоев и ценностное единство общества образуют предпосылки для формирования социального согласия как основной характеристики российской концепции толерантности. При этом согласие является глубинной основой повышения социальной интеграции, снижения критического уровня напряженности и конфликтогенности, что способствует реализации принципа толерантности.Можно сделать вывод, что развитие современного общества ставит перед человечеством важность культивирования принципов взаимотерпимости, как требование конкретной исторической эпохи. Толерантность является ценностьюдемократического общества, важнейшей ролью в ее утверждении принадлежит морали как этическому основанию толерантности, что детерминирует ценностями, нравами,смыслами, не отрицая свободу выбора поступков, а также ответственности за них. Истинная толерантность включает свободный выбор, который совершается личностью не по принуждению, а исходя изего желаниями и совестью. Однако толерантность не может решить всех проблем, которые стоя сейчас перед человечеством, поскольку она обеспечивает свободный взаимообмен мнениями относительно их решения, что делает возможным нравственный способ преодоления возникающих конфликтов.СписоклитературыКонституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: АСТ, 2013. – 64 с.Абиров М.С. Об основных условиях становления и развития гражданского общества в социальной системе // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №1 (047). С.221-225 Атнашев Вадим Рафаилович Проблемы формирования толерантности в современной Европе: международно-правовой аспект // Управленческое консультирование. 2015. №6 (78). С.40-49Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Слово, 1986. - 446 с.Гречко П.К. От терпимости к культуре толерантности. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. – С.54.Егорова Т. Словарь иностранных слов современного русского языка. 100 000 слов и выражений. - М.: Litres, 2017. - С.671.Еник А.С., Еник О.А. Причины возникновения идеологии толерантности в Европе // Приволжский научный вестник. 2015. №3-2 (43). С.79-81Жмырова Е. Ю. О понятии «Толерантность» и ее видах. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-tolerantnost-i-ee-vidah (дата обращения: 07.01.2018).Золотухин В.М. Терпимость и толерантность: сходство и различие. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/terpimost-i-tolerantnost-shodstvo-i-razlichie (дата обращения: 07.01.2018).Ильин И.А. О сущности правосознания. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100113888 (дата обращения: 07.01.2018).Касьянова Евгения Ивановна Толерантность в современной социокультурной ситуации России // Вестн. Том.гос. ун-та. 2008. №312. С.58-66.Киричек Е. В. Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №4 (30). С.40-49.Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Норма, 2000.- С. 96. Козырев Г.И. «Враг» и «Образ врага» в общественных и политических отношениях. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/19137871.html(дата обращения: 07.01.2018).Кузьмина Н.Г., Котельникова О.В. Толерантность как проявление экономической свободы // СИСП. 2012. №11. С.2Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. М., 2009Логинов А.В. Толерантность: «За» и «Против» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №1 (13). С.44-49Подгорецкий Й. Толерантность: понятие и концепция. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-ponyatie-i-kontseptsiya (дата обращения: 07.01.2018).Сагалакова Галина Анатольевна Проблема толерантности и интолерантности в современной России // Известия АлтГУ. 2008. №4-5. С.269-276Сосковец Л. И. Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-tolerantnost-i-svoboda-sovesti-istoriya-i-teoriya-voprosa (дата обращения: 07.01.2018).Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. — 222 с.Хомяков М.Б. Толерантность и ее границы // Национальный психологический журнал. 2011. №2. С.25-33.

1. Конституция Российской Федерации. Конституция РФ. Государственный флаг РФ. Государственный герб РФ. Государственный гимн РФ. – М.: АСТ, 2013. – 64 с.
2. Абиров М.С. Об основных условиях становления и развития гражданского общества в социальной системе // Социально-экономические явления и процессы. 2013. №1 (047). С.221-225
3. Атнашев Вадим Рафаилович Проблемы формирования толерантности в современной Европе: международно-правовой аспект // Управленческое консультирование. 2015. №6 (78). С.40-49
4. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М.: Слово, 1986. - 446 с.
5. Гречко П.К. От терпимости к культуре толерантности. М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2006. – С.54.
6. Егорова Т. Словарь иностранных слов современного русского языка. 100 000 слов и выражений. - М.: Litres, 2017. - С.671.
7. Еник А.С., Еник О.А. Причины возникновения идеологии толерантности в Европе // Приволжский научный вестник. 2015. №3-2 (43). С.79-81
8. Жмырова Е. Ю. О понятии «Толерантность» и ее видах. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/o-ponyatii-tolerantnost-i-ee-vidah (дата обращения: 07.01.2018).
9. Золотухин В.М. Терпимость и толерантность: сходство и различие. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/terpimost-i-tolerantnost-shodstvo-i-razlichie (дата обращения: 07.01.2018).
10. Ильин И.А. О сущности правосознания. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://law.edu.ru/script/cntSource.asp?cntID=100113888 (дата обращения: 07.01.2018).
11. Касьянова Евгения Ивановна Толерантность в современной социокультурной ситуации России // Вестн. Том.гос. ун-та. 2008. №312. С.58-66.
12. Киричек Е. В. Совершенствование деятельности полиции по обеспечению конституционных прав и свобод человека и гражданина и взаимодействию с институтами гражданского общества: комплексные меры // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2014. №4 (30). С.40-49.
13. Козер Л. Функции социального конфликта. М.: Норма, 2000.- С. 96.
14. Козырев Г.И. «Враг» и «Образ врага» в общественных и политических отношениях. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа:http://ecsocman.hse.ru/rubezh/msg/19137871.html(дата обращения: 07.01.2018).
15. Кузьмина Н.Г., Котельникова О.В. Толерантность как проявление экономической свободы // СИСП. 2012. №11. С.2
16. Лекторский В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме // Философия, наука, цивилизация. М., 2009
17. Логинов А.В. Толерантность: «За» и «Против» // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2013. №1 (13). С.44-49
18. Подгорецкий Й. Толерантность: понятие и концепция. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/tolerantnost-ponyatie-i-kontseptsiya (дата обращения: 07.01.2018).
19. Сагалакова Галина Анатольевна Проблема толерантности и интолерантности в современной России // Известия АлтГУ. 2008. №4-5. С.269-276
20. Сосковец Л. И. Религиозная толерантность и свобода совести: история и теория вопроса. [Электронный ресурс]. - Электрон.дан. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/religioznaya-tolerantnost-i-svoboda-sovesti-istoriya-i-teoriya-voprosa (дата обращения: 07.01.2018).
21. Социология межэтнической толерантности / Отв. ред. Л.М. Дробижева. — М.: Изд-во Ин-та социологии РАН, 2003. — 222 с.
22. Хомяков М.Б. Толерантность и ее границы // Национальный психологический журнал. 2011. №2. С.25-33.

Вопрос-ответ:

Какова роль толерантности в реализации прав и свобод личности?

Толерантность играет важную роль в обеспечении реализации прав и свобод личности. Она позволяет людям с разными мнениями, убеждениями и культурными ценностями сосуществовать в мире, уважая и признавая права каждого человека. Благодаря толерантности, люди могут свободно выражать свои мысли, веру и идеи, не боясь преследования или дискриминации. Толерантность способствует созданию открытого и инклюзивного общества, где каждый имеет равные возможности и права.

Каковы теоретические аспекты понятия толерантности при реализации прав и свобод личности?

Толерантность в понимании философов является моральной и культурной ценностью, которая выражается в уважении к правам, свободам и достоинству каждого человека. В философии толерантность рассматривается как основа социального мира, где люди различаются по своим убеждениям, мнениям и культурным традициям, но все равно способны находить общий язык и примиряться. Этот подход к толерантности считает ее неотъемлемой частью демократического общества и ключевым элементом защиты прав и свобод каждого человека.

Какие правовые учения о толерантности существуют в социальной философии?

В социальной философии существуют различные правовые учения, которые рассматривают толерантность как основу для реализации прав и свобод личности. Например, либерализм считает толерантность неотъемлемым условием свободы и разнообразия в обществе. В мультикультурализме толерантность рассматривается как ценность, способствующая сосуществованию различных культурных групп и обеспечению равных прав и возможностей для всех. Также существуют учения о невмешательстве в личные дела других людей и о признании и уважении прав и свобод каждого человека.

Как толерантность может быть использована в реализации прав и свобод личности?

Толерантность играет важную роль в обеспечении прав и свобод личности. Она позволяет людям с разными взглядами и убеждениями сосуществовать и уважать друг друга, создавая атмосферу равенства и взаимопонимания. Это способствует развитию демократии и правового государства, где каждый имеет право на свободу выражения своих мыслей и идей.

Как философский подход к толерантности влияет на реализацию прав и свобод личности?

Философский подход к толерантности подчеркивает необходимость уважения и признания равенства каждой личности. Он позволяет отказаться от дискриминации и предубеждений, способствует развитию гражданского общества и созданию условий для свободного развития каждого индивида. Философия толерантности помогает обществу осознать, что каждый человек имеет право на свободу и уважение своей личности, независимо от его расы, пола, религии или мнений.

Как социально-философские аспекты правовых учений о толерантности влияют на реализацию прав и свобод личности?

Социально-философские аспекты правовых учений о толерантности позволяют создать систему ценностей, в которой каждый человек равноценен и имеет право на свободу и самовыражение. Это способствует развитию демократических институтов, где гарантирована свобода слова, собраний, религиозного вероисповедания и других прав и свобод личности. Социально-философский подход к толерантности помогает создать общество, где ценятся разнообразие и многообразие мнений, взглядов и культур.

Какие права и свободы личности имеются в России и Европе?

В России и Европе существуют различные права и свободы личности, которые гарантированы законом. К ним относятся право на свободу выражения мнений, право на свободу совести и религиозного вероисповедания, право на свободу собраний и ассоциаций, право на неприкосновенность частной жизни, право на справедливое судебное разбирательство и другие. В каждой стране права и свободы личности могут быть немного различны, но они основаны на принципах уважения и толерантности к каждому человеку.

Что такое толерантность?

Толерантность - это способность уважать и принимать различия в мнениях, убеждениях, культуре, религии и прочих характеристиках других людей. Это позволяет людям жить вместе и сосуществовать в гармонии, несмотря на их различия.

Какая роль толерантности в реализации прав и свобод личности?

Толерантность играет важную роль в реализации прав и свобод личности, так как она создает обстановку, в которой каждый человек может свободно выражать свои мнения, веру, культуру и жизненные ценности, не боясь дискриминации или насилия. Она способствует созданию справедливого и равноправного общества, где каждый имеет право на свои права и свободы.

В чем разница между толерантностью и безразличием?

Толерантность не является безразличием. Безразличие - это отсутствие интереса к различиям между людьми, невнимание к их потребностям и проблемам. Толерантность, напротив, предполагает активное уважение и принятие различий, понимание и сопереживание другим людям. Это означает, что толерантный человек уважает чужие права и свободы, даже если он не согласен с ними или не разделяет их.