Экологические риски для объектов всемирного природного наследия в России на примере Девственных лесов Коми

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Экология
  • 33 33 страницы
  • 18 + 18 источников
  • Добавлена 11.02.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Эколого-географическое положение Республики Коми 4
1.1 Биосферные функции лесов Республики Коми 6
1.2 Леса Республики Коми: внутренние и внешние источники экологической опасности 9
Глава 2. Современное состояние и охрана коренных лесов Республики Коми 16
2.1 Антропогенное воздействие на леса Республики Коми 16
2.2. Природоохранные мероприятия по сохранению коренных лесов Республики Коми 17
Глава 3. Экологические риски для объекта Всемирного природного наследия ЮНЕСКО "Девственные леса Коми" 20
Заключение 30
Список литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Среди других важных федеральных законодательных актов, оказывающих влияние на систему охраняемых территорий, новый Лесной кодекс, принятый в 2007 году, Водный кодекс (2006 год), Земельный кодекс (2001 год), Закон о животном мире (1995 год, с поправками) и Административный кодекс. Управление сетью охраняемых территорий России регулируется административной реформой, согласно которой внесены изменения в межведомственное разделение обязанностей на федеральном и региональном уровнях, а также в передачу управленческих полномочий и обязательств региональному и местному уровням.Позитивный аспект процесса состоит в том, что часть полномочий, связанных с управлением региональными ООПТ, были децентрализованы и переданы регионам. В то же время, в связи с более жестким контролем федеральных властей, региональные правительства вынуждены приводить региональные системы ООПТ в соответствие с национальным законодательством, причем наиболее важным вопросом является законодательство о землепользовании. Однако, среди негативных последствий реформы следует отметить нехватку опытного персонала и низкий потенциал для управления региональными ООПТ на региональном уровне, несогласованность закона с другими законодательными актами, что препятствует управлению ООПТ (например, федеральная собственность на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в пределах региональных ООПТ; противоречия в законе «Об особо охраняемых природных территориях» и Земельном кодексе), недостаточность финансирования (выделение федеральных бюджетных средств для региональных ООПТ больше не предусматривается); недостаточная законодательная база, регулирующая деятельность региональных ООПТ. Объем федеральных субсидий сократился, в результате чего финансирование ООПТ легло дополнительным бременем на региональные бюджеты.Региональные охраняемые территории Республики Коми управляются в соответствии с Федеральным Законом «Об особо охраняемых природных территориях» (см. выше). Помимо этого, Республика Коми разрабатывает ряд региональных законов, воздействующих на управление природными ресурсами в пределах региональных ООПТ. В ходе дальнейшего продвижения административной реформы регионы России приобретают все больший контроль над региональными ресурсами. В ответ на это недавние акты регионального законодательства были направлены на разграничение функций и полномочий, связанных с управлением природными ресурсами. Секторальное законодательство охватило отдельные вопросы управления природными ресурсами, включая лесные, земельные и минеральные ресурсы. Как указано в последнем «Отчете о состоянии окружающей среды Республики Коми», требуется совершенствование нормативно-правовой базы в сфере управления природными ресурсами, защиты окружающей среды и реализации природоохранных мероприятий для более четкого разграничения полномочий федеральных и региональных властей. Крайне важно решить вопрос разграничения федеральных и региональных земель, чтобы избежать конфликтов между федеральными и региональными землепользователями. Такие конфликты сказываются на федеральных охраняемых территориях, включая Печоро-Илычский заповедник. Например, согласно законам Республики Коми «О территориальной организации местного самоуправления» и «Об административной структуре» территория поселка Якша была увеличена на 299 гектаров за счет территории заповедника.Экономические механизмы действия ЮНЕСКО и Киотского протокола и, прежде всего, торговля квотами выбросов парниковых газов, оказались полезными как для России, так и для климатической системы планеты в целом. На международной арене Россия активно поддерживает позицию адекватного «углеродного» учета поглощающих функций лесов. В связи с подписанием Парижского климатического соглашения увеличивается интерес российского бизнеса к возможностям инвестирования в лесной сектор с целью получения объемов поглощения углерода лесами для собственного зачета выбросов.Для России выгодно создать методику «углеродного» учета лесов с экономическим механизмом передачи поглощенного углерода из российского лесного в другие сектора отечественной экономики. Для этого необходима проработка правовых аспектов данного вопроса. В этом случае «углеродные» средства останутся внутри страны, и затраты предприятий будут значительно меньше, чем при покупке квот на выбросы за рубежом. Для ряда российских корпораций такие инвестиции позволили бы стать не только климатически дружелюбными, но и климатически нейтральными, что повысило бы их конкурентоспособность. Инвестиции в лесной сектор позволят сохранить существующие леса и посадить новые.Лесные ресурсы имеют огромное значение для устойчивого развития мировой экономики и всего человечества. В XXI веке в дополнение к ресурсной части начинают экономически оцениваться экологические функции леса. Это положение нашло отражение в двух концептуальных документах ООН, принятых всеми странами: в Целях устойчивого развития (ЦУР) для человечества в период 2016-2030 гг. (сентябрь 2015 г.) [15] и в Парижском климатическом соглашении (декабрь 2015 г.) [9].Еще один аспект уникальности Республики Коми в том, что популяции типично сибирских видов существуют наряду с европейскими видами. Сибирский кедр Pinussibirica достигает западной границы своего пространственного распределения в Коми, так же как и лишайник Stictanylanderiana. Сибирские виды птиц составляют 23% всех видов птиц, среди них сибирская завирушка (Prunellamontanella) и сибирский соловей-красношейка (Lusciniacalliope). Подобная ситуация наблюдается и среди видов млекопитающих; основное ядро уральской популяции пищухи (Ochotonahyperborea), характерного для восточной Сибири вида, встречается в восточной части РК. Печоро-Илычский государственный заповедник и национальный парк ««Югыдва»» являются единственными в Европе местами, где совместно обитают и скрещиваются куница (Martesmartes) и соболь (M. zibellina).В Республике Коми создана система особо охраняемых территорий для обеспечения защиты глобально значимого биоразнообразия, охватывающая 14.6% территории республики, что почти вдвое больше среднего по России показателя. Система состоит из 254 охраняемых территорий общей площадью 60000 km2. Система ООПТ Республики Коми включает все категории охраняемых территорий. Две ООПТ – Печоро-Илычский природный заповедник и национальный парк ««Югыдва»» – находятся в ведении федеральных властей, все остальные –под контролем региональных и местных властей. Эти две ООПТ федерального уровня занимают 7.38% территории республики или 50.8% площади охраняемых территорий республики. Земля находится в собственности федерального правительства, которому принадлежит 99% земель республики.В ЦУР значимая роль лесов подчеркивается в Целях 13 – «Принятие срочных мер по борьбе с изменением климата и его последствиями» и 15 – «Защита, восстановление экосистем суши и содействие их рациональному использованию, рациональное управление лесами, борьба с опустыниванием, прекращение и обращение вспять процесса деградации земель и прекращение процесса утраты биологического разнообразия». В Парижском климатическом соглашении климатическая роль лесов, подчеркивающая их функцию поглотителей и накопителей парниковых газов, освещена в статье 5.К сожалению, человечество до сих пор рассматривает леса в первую очередь как источник уникального и незаменимого сырьевого ресурса в виде древесины. Этот ресурс продается на рынке и имеет рыночную оценку. Другие функции леса, такие как климатрегулирующие, водорегулирующие, сохранение биологического разнообразия и др. недостаточно оценены с экономической точки зрения. Недоучет их значимости приводит к деградации лесных ресурсов во всем мире, и площадь лесного покрова планеты продолжает сокращаться. В связи с этим экономическая оценка леса должна носить комплексный, интегрированный характер, включать экономические, экологические и социальные аспекты [6, 12, 14, 15]. Постепенно предпринимаются попытки экономической оценки других функций леса и введения их в экономический оборот, например, учет поглощения углекислого газа лесами и его монетизация – сначала в рамках Киотского протокола, а потом в Парижском климатическом соглашении. Леса, являясь частью биосферы, выполняют целый ряд важнейших и уникальных функций. В связи с этим экономическая оценка леса должна носить комплексный, интегрированный характер, оценивающий все функции леса. При адекватной оценке ценность лесов будет возрастать.Цели климатических лесных проектов: 1) сохранение и увеличение площади лесных экосистем, 2) формирование устойчивых агроценозов в сельском хозяйстве, посадка и сохранение лесополос; 3) сохранение накопленного углекислого газа и увеличение поглотительной способности лесов и почв под ними для предотвращения глобального изменения климата; 4) создание экономических стимулов к этому.Для достижения этих целей требуется максимально возможный учет экологических функций леса в экономике. Необходимы их адекватная оценка и формирование спроса на рынке экологических услуг. На данном этапе развития наиболее подготовленными к такому вовлечению в экономику является углероддепонирующая функция лесов. Введение платы за поглощение углекислого газа создаст новые экономические стимулы, которые приведут к появлению собственников выращивающих углероддепонирующие насаждения, позволит на начальном этапе улучшить охрану лесов, а в дальнейшем будет способствовать увеличению площади насаждений за счет посадки новых лесов, создания лесополос и рекультивации земель.Введение в хозяйственный оборот экономических оценок экосистемных функций лесных ресурсов представляется чрезвычайно важным. В мире ситуация их недооценки преодолевается на основе подходов, базирующихся на расчете стоимости экосистемных услуг (ecosystemservices) лесов, позволяющих комплексно учесть роль этих услуг для благосостояния человека. На практике все шире используются платежи за экоуслуги (paymentsforecosystemservices), позволяющие сохранить природные ресурсы. Определение экосистемных услуг, обычно приводимое в исследованиях и докладах международных организаций, является достаточно экономичным: экоуслуги – это выгоды, которые люди получают от экосистем [14]. По классификации международного Доклада «Оценки экосистемных услуг на пороге тысячелетия» (MillenniumEcosystemAssessment), услуги, предоставляемые экосистемами, могут относиться к одной из четырёх категорий:обеспечивающие – ресурсы и продукты, получаемые от экосистем;регулирующие – выгоды, получаемые от регулирования экосистемных процессов;культурные – нематериальные выгоды, которые люди получают от экосистем посредством духовного обогащения, развития познавательной деятельности, рекреации, эстетического опыта, рефлексии;поддерживающие – необходимые для сохранения всех других услуг.Лесные ресурсы являются ярким примером сочетания всех указанных категорий экосистемных услуг.Состояние экосистем и их услуг оказывает огромное влияние на благосостояние людей. Сейчас изза латентного характера многих выгод от экосистемных услуг, их диффузии и «рассеянности» между потребителями/бенефициарами они в значительной степени выступают как общественные блага, признаются бесплатными, и их важность значительно недооценивается, что приводит к деградации экосистем. Это хорошо видно на примере изменений климата. Лесные экосистемы эффективно связывают углерод, однако выгоды от этого получают не конкретные регионы или страны, или предприятия, а все мировое сообщество. В результате в условиях отсутствия реальных экономических стимулов в мире происходит быстрое уничтожение лесов.На международном уровне созданы предпосылки и даже прецеденты платы за поглощение СО2 лесами. Перед Россией возникает задача создания внутренних условий для формирования экономических механизмов по оплате поглощений парниковых газов. Это приведет к улучшению охраны существующих и созданию новых лесов.ЗаключениеРаботы, направленные на совершенствование сети особо охраняемых природных территорий Республики Коми в целях сохранения уникальных и типичных природных комплексов и, в частности, оптимизацию границ объекта Всемирного наследия природы ЮНЕСКО «Девственные леса Коми», планируется продолжить.В результате проведённого исследования можно сделать следующие выводы:1. Республика Коми располагает большими площадями коренных лесов, в том числе охраняемыми объектами системы ООПТ.2. Коренные темнохвойные насаждения черничного влажного типа леса в юго-восточных районах Республики Коми достигли в своем развитии состояния устойчивости (подвижного равновесия), поддерживаемого за счет постоянного насыщения насаждений молодыми особями и постепенного замещения поколений ели, пихты и кедра, приводящего периодически к смене доминирования ели на кедр и наоборот.3. Количественные характеристики, свидетельствующие о достижении аналогичного состояния следующие: средний запас наличного древостоя 170-180 м3га"', отклонение от этого уровня в пределах до 17-24%, средневзвешенный возраст ели через запас условно одновозрастных 40-летних поколений -160-200 лет.4. Предложено при проведении лесоустроительных работ рассмотреть возможность расширения Печоро-Илычского биосферного заповедника в междуречье рек Уньи и Печоры и включения в категорию горных лесов лесных массивов на западном и части восточного склона Высокой Пармы.5. Подтверждена целесообразность выделения водо-охранной зоны в границах водосборного бассейна для левобережной части верховий р.Печоры и всего протяжения р.Уньи.Список литературыБезносиков В.А., Габов Д.Н. Загрязнение полиаренами таежных экосистем Республики Коми // Лесоведение. 2017. № 3. С. 212-220. Хабибуллин Р.Р., Леонтьев И.В., Крутов А.Л. Повышение ресурсосберегаемости технологии наземной сейсморазведки в лесистой местности - проект «зеленая сейсмика» // Научный журнал Российского газового общества. 2017. № 3. С. 29-38.Федотов В.И. География России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2017. № 1. С. 163-173.Осадчая Г.Г., Лазарева В.Г., Сератирова В.В., Зенгина Т.Ю.Притундровые леса республики Коми: экологическиеи социальные результаты природопользования // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения», № 01 (07), 2017. C. 84-95.Антропогенные процессы в атмосфере и их последствия // Дневники ASA. 18.06.2012. URL: http://ololo1992.diary.ru/p177777568.htm?oamСевильская стратегия для биосферных резерватов. 1995 // Центр охраны дикой природы. URL: http://www.biodiversity.ru/programs/management/doc/sevstrategy/ss-p1.htmlЕгоров О.В. Загрязнение окружающей среды как один из факторов эмиграции населения из Республики Коми. В сборнике: Научные достижения и открытия 2017. Сборник статей III Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 174-176. Сенькина С.Н. Показатели водообмена хвои picea obovata (pinaceae) в условиях аэротехногенного загрязнения (республика Коми) // Растительные ресурсы. 2017. Т. 53. № 2. С. 255-264.Егоров О.В. Загрязнение окружающей среды как один из факторов эмиграции населения из северных регионов россии (на примере Республики Коми) // CeterisParibus. 2015. № 4. С. 106-109. Забоева Ия.В., Втюрин Г.М., Лаптева Е.М. Эколого-генетические основы устойчивости почв Республики Коми к антропогенному воздействию // Вестник института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. 2014. № 3 (185). С. 38-41. Аверина К.Н., Козлович Е.П. Проблемы применения методики исчисления вреда, причиненного земельным ресурсам. В сборнике: Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Октябрь 2016 Сборник избранных статей. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2016. С. 81-83.Северьянова Е.Н. Эколого-геохимическая характеристика почвенного покрова в зоне деятельности угледобывающего предприятия на примере города Воркуты Республики Коми // Альманах современной науки и образования. 2015. № 10 (100). С. 127-129. Поберий А.Ю. Страхование и управление рисками природопользования в республике Коми // В сборнике: Страховые интересы современного общества и их обеспечение материалы XIV Международной научно-практической конференции . 2013. С. 136-140. Робакидзе Е.А., Торлопова Н.В. Состояние подроста ели под пологом еловых древостоев в черничных типах леса в условиях аэротехногенного загрязнения // Вестник института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. 2014. № 5 (187). С. 20-23. Хабибуллина Ф.М., Кузнецова Е.Г., Панюков А.Н. Трансформация растительности, почв и почвенной микробиоты в зоне воздействия породных отвалов угольной шахты «воркутинская» // Теоретическая и прикладная экология. 2015. № 4. С. 30-37. Загоруйко Ю.Е., Осадчая Г.Г. Региональные особенности характеристик биоразнообразия болот Республики Коми как основание для оптимизации размещения объектов производственной инфраструктуры. В сборнике: YOUNG ELPIT 2015. Международный инновационный форум молодых ученых в рамках V международного экологического конгресса. Ред. Васильев А.В.. 2015. С. 132-137. Камейко Д.А., Осадчая Г.Г. Экологические индикаторы устойчивого развития Республики Коми: анализ состояния. В сборнике: YOUNG ELPIT 2015. Международный инновационный форум молодых ученых в рамках V международного экологического конгресса. Ред. Васильев А.В.. 2015. С. 145-151.Каримов Д.К. Лесная сертификация - путь к устойчивому развитию Республики Коми // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2016. № 16 (21). С. 46-51.

Список литературы

1. Безносиков В.А., Габов Д.Н. Загрязнение полиаренами таежных экосистем Республики Коми // Лесоведение. 2017. № 3. С. 212-220.
2. Хабибуллин Р.Р., Леонтьев И.В., Крутов А.Л. Повышение ресурсосберегаемости технологии наземной сейсморазведки в лесистой местности - проект «зеленая сейсмика» // Научный журнал Российского газового общества. 2017. № 3. С. 29-38.
3. Федотов В.И. География России // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: География. Геоэкология. 2017. № 1. С. 163-173.
4. Осадчая Г.Г., Лазарева В.Г., Сератирова В.В., Зенгина Т.Ю. Притундровые леса республики Коми: экологические и социальные результаты природопользования // Ресурсы Европейского Севера. Технологии и экономика освоения», № 01 (07), 2017. C. 84-95.
5. Антропогенные процессы в атмосфере и их последствия // Дневники ASA. 18.06.2012. URL: http://ololo1992.diary.ru/p177777568.htm?oam
6. Севильская стратегия для биосферных резерватов. 1995 // Центр охраны дикой природы. URL: http://www.biodiversity.ru/programs/management/doc/sevstrategy/ss-p1.html
7. Егоров О.В. Загрязнение окружающей среды как один из факторов эмиграции населения из Республики Коми. В сборнике: Научные достижения и открытия 2017. Сборник статей III Международного научно-практического конкурса. 2017. С. 174-176.
8. Сенькина С.Н. Показатели водообмена хвои picea obovata (pinaceae) в условиях аэротехногенного загрязнения (республика Коми) // Растительные ресурсы. 2017. Т. 53. № 2. С. 255-264.
9. Егоров О.В. Загрязнение окружающей среды как один из факторов эмиграции населения из северных регионов россии (на примере Республики Коми) // Ceteris Paribus. 2015. № 4. С. 106-109.
10. Забоева Ия.В., Втюрин Г.М., Лаптева Е.М. Эколого-генетические основы устойчивости почв Республики Коми к антропогенному воздействию // Вестник института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. 2014. № 3 (185). С. 38-41.
11. Аверина К.Н., Козлович Е.П. Проблемы применения методики исчисления вреда, причиненного земельным ресурсам. В сборнике: Материалы конференций ГНИИ «НАЦРАЗВИТИЕ». Октябрь 2016 Сборник избранных статей. Ответственный за выпуск Л.А. Павлов. 2016. С. 81-83.
12. Северьянова Е.Н. Эколого-геохимическая характеристика почвенного покрова в зоне деятельности угледобывающего предприятия на примере города Воркуты Республики Коми // Альманах современной науки и образования. 2015. № 10 (100). С. 127-129.
13. Поберий А.Ю. Страхование и управление рисками природопользования в республике Коми // В сборнике: Страховые интересы современного общества и их обеспечение материалы XIV Международной научно-практической конференции . 2013. С. 136-140.
14. Робакидзе Е.А., Торлопова Н.В. Состояние подроста ели под пологом еловых древостоев в черничных типах леса в условиях аэротехногенного загрязнения // Вестник института биологии Коми научного центра Уральского отделения РАН. 2014. № 5 (187). С. 20-23.
15. Хабибуллина Ф.М., Кузнецова Е.Г., Панюков А.Н. Трансформация растительности, почв и почвенной микробиоты в зоне воздействия породных отвалов угольной шахты «воркутинская» // Теоретическая и прикладная экология. 2015. № 4. С. 30-37.
16. Загоруйко Ю.Е., Осадчая Г.Г. Региональные особенности характеристик биоразнообразия болот Республики Коми как основание для оптимизации размещения объектов производственной инфраструктуры. В сборнике: YOUNG ELPIT 2015. Международный инновационный форум молодых ученых в рамках V международного экологического конгресса. Ред. Васильев А.В.. 2015. С. 132-137.
17. Камейко Д.А., Осадчая Г.Г. Экологические индикаторы устойчивого развития Республики Коми: анализ состояния. В сборнике: YOUNG ELPIT 2015. Международный инновационный форум молодых ученых в рамках V международного экологического конгресса. Ред. Васильев А.В.. 2015. С. 145-151.
18. Каримов Д.К. Лесная сертификация - путь к устойчивому развитию Республики Коми // Вестник Коми республиканской академии государственной службы и управления. Серия: Теория и практика управления. 2016. № 16 (21). С. 46-51.

Вопрос-ответ:

Какое эколого-географическое положение имеет Республика Коми?

Республика Коми расположена на северо-западе России, на территории Восточно-Европейской равнины и восточной части Европейского Севера.

Каковы биосферные функции лесов Республики Коми?

Леса Республики Коми выполняют ряд важнейших экологических и стратегических функций, таких как обеспечение кислородом и регуляция водного баланса, защита почвы и биоразнообразия, а также участие в глобальных климатических процессах.

Какие внутренние и внешние источники экологической опасности существуют для лесов Республики Коми?

Внутренние источники экологической опасности для лесов Республики Коми включают вырубку леса, лесные пожары, браконьерство, а также негативное воздействие животных. Внешние источники экологической опасности включают изменение климата, загрязнение воздуха и воды, инфекционные заболевания растений и насекомых.

Какое антропогенное воздействие оказывается на леса Республики Коми?

Антропогенное воздействие на леса Республики Коми включает вырубку леса с целью получения древесины, незаконное строительство и добычу полезных ископаемых, загрязнение воздуха и воды, а также воздействие туристической инфраструктуры.

Какие природоохранные мероприятия существуют для сохранения лесов Республики Коми?

Для сохранения лесов Республики Коми проводятся различные природоохранные мероприятия, включающие контроль за экологическими параметрами, создание охраняемых территорий, разработку экологических программ и международное сотрудничество в сфере охраны лесов.

Какое экологическое положение имеет Республика Коми?

Республика Коми имеет благоприятное экологическое положение благодаря своим богатым природным ресурсам и огромным лесным массивам.

В чем состоят биосферные функции лесов Республики Коми?

Биосферные функции лесов Республики Коми включают в себя поддержание климата, защиту почвы от эрозии, обеспечение водных ресурсов, биологическое разнообразие и продовольственную безопасность региона.

Какие внутренние и внешние источники экологической опасности существуют для лесов Республики Коми?

Внутренними источниками экологической опасности для лесов Республики Коми являются лесозаготовительные работы, незаконная рубка леса, вырубка для строительства и добычи полезных ископаемых. Внешними источниками опасности являются загрязнение атмосферы, изменение климата, инвазия вредных видов растений и животных.

Каково современное состояние и охрана коренных лесов Республики Коми?

Современное состояние коренных лесов Республики Коми тревожное из-за неустойчивой лесозаготовки и вырубки, а также незаконной деятельности. Для охраны лесов проводятся природоохранные мероприятия, такие как создание заповедников, контроль за вырубкой, восстановление вырубленных участков и пропаганда экологической культуры среди населения.

Какие мероприятия проводятся в Республике Коми для сохранения коренных лесов?

Для сохранения коренных лесов Республики Коми проводятся природоохранные мероприятия, включающие контроль за лесозаготовкой, создание заповедников и национальных парков, проведение мероприятий по восстановлению рубленых участков, а также пропаганда экологической культуры среди населения.