Методики работы над именем существительным в начальном классе

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык
  • 27 27 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 09.03.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Психологические, педагогические и лингвистические особенности изучения имени существительного в начальном классе 5
1.1 Основные характеристики процесса усвоения лексического материала учащимися начального класса 5
1.2 Имя существительное как часть речи: категории и особенности изучения 10
Глава 2. Методика работы с именем существительным на начальном этапе обучения русскому языку 16
2.1 Контент-анализ УМК по русскому языку для начальной школы 16
2.2 Комплекс упражнений на изучение имени существительного в начальном классе 20
Заключение 25
Список использованных источников 26

Фрагмент для ознакомления

Если рассматривать результат изучения школьниками на младшей ступени обучения теоретического материала по теме «Части речи: Имя существительное», то педагог как итог получает сформированные у детей навыки использования материала в устной и письменной форме. При это, школьники осознанно должны использовать пройденный материал, а не копировать либо списывать ответы на задания, не разобравшись в сути. Только постоянная практическая работа на уроках и самостоятельно является гарантией сформированности у школьников прочных знаний. В данном пункте работы подробнее рассмотрим упражнения, которые помогут педагогу в работе над изучением категории имени существительного.Упражнение является либо единственной процедурой, в рамках которой осуществляются все компоненты процесса обучения – уяснение содержания действий, его закрепления, обобщения и автоматизации, либо одной из процедур наряду с объяснением и заучиванием, которые предшествуют упражнениям и обеспечивают первоначальное уяснение содержания действия и его предварительное закрепление. Упражнение в этом случае обеспечивает завершение закрепления, обобщения и автоматизации, что в итоге приводит к полному овладению действием и превращению его в умение или навык. [9, с. 287]. Важно заботиться о совершенствовании не только грамматических (определения и образования форм числа существительных), но и речевых, общеучебных умений: определения лексического значения слов, работы со словарем, соединения имен существительных с другими словами и т. п.Выполняя упражнения, школьник постоянно находится в условиях поиска решения задачи. Методика применения того или иного упражнения зависит от того, как педагог реализовывает в своей деятельности принцип индивидуализации обучения. Также необходимо учитывать тот факт, что даже на этапе самостоятельной отработки навыка педагог должен направлять и корректировать действия школьников, если у них будут возникать сложности. В начале, при знакомстве с упражнениями на тему «Имя существительное», педагог поясняет классу цель и задачи изучения темы. Затем педагог показывает правильный ход выполнения упражнений. Следом за ним школьники, которые в классе успевают лучше всех, на своем примере показывают отработку упражнений. После этого весь класс по очереди отрабатывает комплекс упражнений, который предусмотрен в учебнике, дополнительных КИМах либо карточках. Особенностью работы по любой теме в младших классах, особенно на самом начальном этапе знакомства с новым материалом, вышеперечисленные этапы могут просматриваться в работе недостаточно четко, процесс работы может носить смазанный характер. Однако в этом и состоит особенность формирования навыков и умений. [7, с. 256]Грамматические навыки у младших школьников формируются медленно. Для того, чтобы повысить эффективность формирования этих навыков, упражнения следует разделить на три категории в зависимости выполняемых школьниками действий. Определение грамматической категории падежей имен существительных путем выделения их из предложения либо текста. Работа учащихся направлена на наблюдение за существительным в рамках текста либо предложения, выделение признаков каждого существительного, а также сопоставление признаков разных существительных. Пример: Прочитайте сказку А.С. Пушкина «О рыбаке и рыбке». Выпишите словосочетания, существительные подчеркните. Определите падеж существительного. В выписанном словосочетании подчеркните слово, от которого зависит падеж. Жил старик со сваей старухойУ самого синего моря .Они жили в ветхой землянкеРовно тридцать лет и три года.Старик ловил неводом рыбу,Старуха пряла свою пряжу.Раз он в море закинул невод,-Пришел невод с одною тиной…Воротился старик ко старухе.Работа со словарем. Необходимо найти слово в словаре, выписать его и подчеркнуть пропущенные буквы, запомнить правильное написание слов:Вес__лоВ__р__бейВ__р__наДев__чкаД__журныйД__ревняЗа__цК__р__ндашК__р__ваЛ__сицаМ___шинаМ__дведьМ__л__ко(м/М)__скваП__льтоИзменение формы падежа. При использовании данного упражнения педагог ориентирует школьников на выполнение самостоятельной работы. Необходимо поставить существительное в нужную падежную форму в зависимости от отношения существительных к другим словам в тексте. Пример: прочитайте предложения, напишите правильную форму падежа и числа существительного. К к__нцуз__мы в __ловых (шишка) с__зревают (семя). (Чещуйка) у них поднимается и (семя) высыпаются на сне__. Выс__ко (шишка) на (елка) растут. Трудно до них добраться. (Клест) лапками и клювами за (ветка) ц__пляются и ш__лушат (шишка). Подбор существительного к заданной грамматической форме падежа. Выполняя данные упражнения, школьники, учатся ставить существительное в правильную форму, ориентируясь на заданное слово, а также применяют навык речевой догадки. Педагог, используя данное упражнение, анализирует сформированность у школьников навыка работы с существительным. Пример: из предложенных слов составьте словосочетания, существительные употребите в родительном падеже. С любыми двумя словосочетаниями составьте предложение. Положить (п__нал)Покормить (п__тух)Найти (р__бота)Увидеть (р__бята)Найти (с__бака)Похвалить (уч__ник/уч__ница)Слушать (учит__ль/учит__льница)Правильное определение окончания существительного и падежа.Необходимо переписать словосочетание, предварительно определив падеж. Основываясь на правильном падеже, вставить пропущенное окончание. Подчеркнуть те словосочетания, в которых существительное имеет окончание –е.На улиц__, говорить об увлечени__, кататься на качел__, купаться в бассейн__, стоять у сирен__, прочитать о букв__, висеть на забор__.Запишите каждое слово из списка в родительном, дательном, предложном падеже: двор, роща, шерсть, пристань, небо, лагерь, дорога, лошадь, макушка, лодка, деревня. Распределите слова в зависимости от того, по какому типу (1/2/3) склонения оно склоняется.Составить рассказ на основе слов, употребляя их в разных падежах: страх, дом, помощь, смекалка, климат, корабль, умение, выдержка, возвращение, строительство, удача, путешественник, беда.Определить число, род существительных. Если существительное стоит в единственном числе – заменить на множественное, наоборот, если во множественном – на единственное: зима, орех, дело, обезьяны, крокодилы, орел, письмо, перо, детство, утра, числа.На уроках в целях повышения мотивации к изучению материала целесообразно применять игровой материал, а также брать тексты и фрагменты из материалов, которые детям уже знакомы. Это могут быть сказки, фрагменты детских книг, скороговорки. Также ввиду изучения данной темы на протяжении нескольких лет обучения, школьникам она будет знакома на уроках-повторениях пройденного материала. Поэтому методика работы с существительными предполагает преимущественно самостоятельную деятельность школьников на уроке. Вариантом работы с темой может быть выделение в параграфе учебника правила, по которому, например, определяется падеж существительного, а к этому правилу добавить новые термины и незнакомые для школьников знания по терминологии. Работа с существительным предполагает не только понимание сути падежа, его морфологической и синтаксической категории, но и осознание школьниками роли, которую существительное играет в предложении. До учащихся необходимо донести непосредственную взаимозависимость формы падежа и его роли в предложении. Итак, вышеизложенный материал показывает, что методический аспект работы над именем существительным в младшей школе направлен на отработку навыков через упражнения. По мере возрастания сложности учебного материала следует ориентировать школьников на теоретический материал, изложенный в учебнике. Также организовывать образовательный процесс необходимо с учетом абсолютного соответствия теоретической базы знаний, умений и навыков детей требованиям к стандарту современного образования.ЗаключениеРусский язык – основополагающая дисциплина в образовании, т.к. являясь предметом изучения в рамках дисциплины «Русский язык», одновременно он является и средством познавательного процесса на остальных школьных предметах. С помощью русского языка люди с самого раннего возраста учатся развивать свое мышление, также формируется воспитание. Современная методика обучения русскому языку рассматривает проблему формирования интереса к данному предмету, а также разработку наиболее эффективных и функциональных методик преподавания. Речевое развитие школьников как один из аспектов методики обучения русскому языку направлено на языковое, нравственное и интеллектуальное развитие школьников. Важно учитывать особенности возраста, т.к. в период младшей школы закладывается основа знаний, на которой, как на фундаменте, будут в дальнейшем формироваться более сложные знания по другим предметам, в других областях познания индивида. Следует помнить, что в рамках образовательной программы с 1 по 4 класс много часов отводится на изучение грамматического материала в целом, темы «Имя существительное» в частности, и именно эта тема является одной из наиболее важных. Существительные, как было выявлено из исследования, являются самостоятельным частями речи. Педагогу предстоит в рамках изучения данной темы уделять особое внимание навыкам учащихся задавать падежный вопрос, определять падеж, изменять существительное по падежам. Список использованных источниковВиноградов В.В. Русский язык. М.: Просвещение, 1986, с. 157-158Жажева Д.Д. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Майкоп, 2013. С. 46-51Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 2 кл. начшк. В 2 ч. Ч.2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2-издание – М.: Просвещение, 2005. – 143 с.Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 3 кл. начшк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е издание – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 4 кл. начшк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2- издание– М.: Просвещение, 2006. – 191 сЛьвов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. М., 1983Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с., с. 256Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – 528 с., с. 287Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 1999.Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М.: Академия, 1998.Шхапацева М.Х. Реализация взаимосвязи между уровнями языка в учебном процессе как лингводидактический принцип // Лингвистика и лингводидактика: Избр. работы. Майкоп: Аякс, 2005.

Список использованных источников
1. Виноградов В.В. Русский язык. М.: Просвещение, 1986, с. 157-158
2. Жажева Д.Д. Формирование инновационной культуры учителя начальных классов в процессе профессиональной подготовки. Майкоп, 2013. С. 46-51
3. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 2 кл. нач шк. В 2 ч. Ч.2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2-издание – М.: Просвещение, 2005. – 143 с.
4. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 3 кл. нач шк. В 2 ч. Ч. 2 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 5-е издание – М.: Просвещение, 2008. – 175 с.
5. Зеленина, Л.М. Русский язык: учеб. Для 4 кл. нач шк. В 2 ч. Ч. 1 / Л.М. Зеленина, Т.Е. Хохлова. – 2- издание– М.: Просвещение, 2006. – 191 с
6. Львов М.Р. Общие вопросы методики русского языка. М., 1983
7. Львов, М.Р. Словарь-справочник по методике преподавания русского языка: Пособие для студентов педагогических вузов и колледжей. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 1999. – 272 с., с. 256
8. Методика преподавания русского языка в начальных классах: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / М. Р. Львов, В. Г. Горецкий, О. В. Сосновская. – 3-е изд., стер. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 464 с.
9. Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б.М. Бим-Бад. – М.: Научное издательство «Большая Российская Энциклопедия», 2003. – 528 с., с. 287
10. Соловейчик М.С. Первые шаги в изучении языка и речи. М.: Флинта, 1999.
11. Соловейчик М.С. и др. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения. М.: Академия, 1998.
12. Шхапацева М.Х. Реализация взаимосвязи между уровнями языка в учебном процессе как лингводидактический принцип // Лингвистика и лингводидактика: Избр. работы. Майкоп: Аякс, 2005.

Вопрос-ответ:

Какие особенности изучения имени существительного в начальном классе?

Основные характеристики процесса усвоения лексического материала учащимися начального класса включают: знакомство с новыми словами, усвоение их значения, учение правильного написания и употребления в предложениях. Имя существительное как часть речи имеет свои категории и особенности изучения.

Какие психологические особенности нужно учитывать при работе с именем существительным в начальном классе?

Работа с именем существительным должна учитывать возрастные особенности учеников, их внимание, память и способности к обучению. Важно использовать разнообразные методики и игровые элементы для заинтересованности детей и усвоения материала.

Каковы основные методики работы с именем существительным на начальном этапе обучения?

Одна из методик работы с именем существительным на начальном этапе обучения - контент-анализ учебников по русскому языку. На основе анализа учебных материалов можно определить объем изучаемого лексического материала, его структуру и планировать уроки в соответствии с этими данными.

Каковы лингвистические особенности изучения имени существительного в начальном классе?

В изучении имени существительного в начальном классе важно учитывать его категории, такие как число, род, падеж и понимание синтаксической роли в предложении. Дети должны научиться правильно использовать и употреблять имена существительные в предложениях.

Какие особенности характеризуют процесс усвоения лексического материала учащимися начального класса?

Процесс усвоения лексического материала учащимися начального класса характеризуется знакомством с новыми словами, пониманием их значения, усвоением правильного написания и употребления в предложениях. Дети начинают расширять свой словарный запас и учиться строить грамматически верные предложения.

Какие особенности усвоения лексического материала учащимися начального класса?

Основные особенности усвоения лексического материала учащимися начального класса включают: умение запоминать и воспроизводить новые слова, установление связей между словами и предметами, определение значения слова по контексту, формирование словарного запаса.

Что представляет собой имя существительное и каковы его особенности в изучении?

Имя существительное является частью речи и имеет свою категорию и особенности. Его основная функция - обозначать предметы, существ или явления. Особенности изучения имени существительного включают: установление рода, числа и падежа, образование формы множественного числа, понимание значения и употребление слова в контексте.

Какими методиками можно работать с именем существительным на начальном этапе обучения русскому языку?

На начальном этапе обучения русскому языку можно использовать такие методики, как контент-анализ учебного материала по русскому языку, создание ситуаций, моделирующих использование имени существительного, игровые упражнения, различные формы практики и закрепления изученного материала.

Какими педагогическими, психологическими и лингвистическими особенностями обладает процесс изучения имени существительного в начальном классе?

Процесс изучения имени существительного в начальном классе обладает следующими особенностями: необходимость использования простых и доступных объяснений, привлечение внимания и интереса учащихся, учет особенностей развития речи на данном этапе обучения, формирование понимания значений и употребления слова в контексте.

Какое место занимает методика работы над именем существительным в общем оглавлении статьи?

Методика работы над именем существительным занимает место во 2 главе статьи под названием "Методика работы с именем существительным на начальном этапе обучения русскому языку".