МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ В НАЧАЛЬНОМ ЗВЕНЕ
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 24 + 24 источника
- Добавлена 12.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава 1. Лингвометодические основы изучения самостоятельных частей речи в начальных классах 6
1.1 Самостоятельные части речи: проблемы изучения и обучения в младших классах. Разграничение самостоятельных и служебных частей речи 6
1.2 Методика изучения служебных частей речи 9
Глава 2. Методический подход к изучению самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах 11
2.1 Методические приемы для системного изучения служебных частей речи в начальных классах 11
2.2 Система упражнений по развитию представлений о самостоятельных частях речи 13
Заключение 25
Список литературы 27
Кто не может ответить сам, найдите подсказку в учебнике.Один работает у доски, подчеркивает признаки, другой предметы.Ребята анализируют выбор друзей, высказывают мнение, исправляют ошибки.Отвечают на вопросы. Повторяют новое правило.Итог урокаУточняет, какие моменты на уроке вызвали затруднение, оценивает работу детей. Объясняет домашнее задание.Анализируют, что на уроке вызвало наибольшее затруднение. РАБОТА НАД ГЛАГОЛОМ в начальной школе1. ГЛАГОЛ – это часть речи, которая отвечает на вопросы:что делает? что делал? что будет делать? … и обозначает действие предмета ( его движение ).При употреблении в речи, глагол стоит на втором месте после имени существительного, так как обозначает действие предмета. В предложении является сказуемым. 2. Каждый глагол имеет свою начальную форму ( неопределённую) (инфинитив).Глаголы в неопределённой форме отвечают на вопросы: что делать? что сделать? и оканчиваются на ТЬ, ТИ, ЧЬВ неопределённой форме у глагола нельзя определить ни время, ни число, ни род, ни лицо.3. Глаголы бывают совершенного и несовершенного вида.Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос: что сделать? (принести)Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос: что делать? (нести)4. Глаголы изменяются: по временам ( настоящее, прошедшее и будущее ) пр. вр. наст. вр. буд. вр. что делал? что делает? что будет делать? что сделает? читал читает будет читать по числам ( единственное и множественное ) ед. ч. мн. ч. читал читали5. В прошедшем времени глаголы изменяются по родам.Они могут быть мужского, женского и среднего рода. м. р. ж. р. ср. р. что делал? что делала? что делало? светил светила светило В прошедшем времени перед суффиксом Л пишется тот же суффикс, что и в неопределённой форме перед ТЬ, ТИ, ЧЬ. строить - строил слушать - слушал 6. В настоящем и будущем времени глаголы изменяются по лицам и числам. Изменение окончаний глаголов по лицам и числам называется СПРЯЖЕНИЕМ. Лицо и число глагола определяют по местоимению и окончанию глагола, или только по его окончанию. ты любишь – 2 л., ед. ч. в газетах сообщают – 3 л., мн. ч. Во 2 лице единственного числа все глаголы оканчиваются Ь: молчишь, поёшь, читаешь, говоришь… 7. Глаголы бывают первого и второго спряжения. Спряжение глаголов с ударным окончание определяют по окончанию. Первое спряжение. Второе спряжение. ед. ч. мн. ч. ед.ч. мн.ч. 1 л. несу несём кричу кричим 2 л. несёшь несёте кричишь кричите 3 л. несёт несут кричит кричат Спряжение глаголов с безударным окончанием определяют по начальной форме. Ко второму спряжению относятся все глаголы на ИТЬ (кроме: брить, стелить) + 11 глаголов – исключений. Все остальные глаголы : на АТЬ, ЯТЬ, ЕТЬ, ЫТЬ, ОТЬ, УТЬ относятся к первому спряжению + 2 глагола – исключения ( брить, стелить ) Глаголы – исключения первого спряжения ( 2 ) брить стелить Глаголы – исключения второго спряжения ( 11 ) Гнать, держать, дышать и слышать, ненавидеть и обидеть, и зависеть, и вертеть, смотреть, видеть и терпеть. Глаголы несовершенного вида спрягаются в настоящем и будущем времени.Глаголы совершенного вида спрягаются только в будущем времени(т.к. глаголы совершенного вида не имеют формы настоящего времени). 8. Отрицательная частица НЕ с глаголом пишется раздельно. ( не кричу, не дерусь…) Исключение составляют слова, которые без НЕ не употребляются. ( ненавидеть, негодовать, неволить, невзлюбить, недомогать, недоумевать ) Разноспрягаемые глаголы хотеть бежать 1 л. хочу хотим бегу бежим 2 л. хочешь хотите бежишь бежите 3 л. хочет хотят бежит бегут Особо спрягаемые глаголы есть дать 1 л. ем едим дам дадим 2 л. ешь едите дашь дадите 3 л. ест едят даст дадут Морфологический разбор глагола. Кричишь — гл., кричать, несов. в., наст. вр., 2 спр., 2 л., ед. ч.Рассматриваемые нами процессы изучения самостоятельных частей речи в начальной школе представлены в предлагаемых вариантах системы уроков, описанных в главе. В процессе исследования нами изучены особенности изучения самостоятельных частей речи в начальной школе, отражены основные способы и приемы подачи материала на уроках русского языка. Таким образом, подводя итог сказанному, мы можем говорить о том, что возникает необходимость изучения частей речи еще в начальной школе, что обусловлено потребностями учебной практики. В процессе овладения навыками письменной и устной речи учащиеся сталкиваются с самостоятельными частями речи, как неотъемлемой частью языковой системы.Овладевая навыками чтения или письма, учащиеся, так или иначе, сталкиваются со служебными частями речи. Также в процессе изучения самостоятельных частей речи возникает необходимость обучения учащихся приемам анализа, синтеза и сравнения. Таким образом, успешное формирование у учащихся представлений о служебных частях речи возможно при владении педагогом методикой изучения самостоятельных частей речи, а также обучении приемам сравнения, анализа, синтеза, использовании определенной системы упражнений, которые направлены на формирование системы представлений о самостоятельных частях речи. ЗаключениеВ процессе обучения русскому языку в начальной школе довольно важное место занимает тема, посвященная самостоятельным частям речи. В начальной школе курс русского языка имеет специфические задачи, к которым относится обучение чтению, письму, расширению словарного запаса, изучение языковых понятий. В процессе нашего исследования мы пришли к следующему заключению: успешность формирования грамматических понятий зависит от используемых педагогом разнообразных приемов и методов. В процессе обучения необходимо учитывать возрастные особенности младших школьников, поэтому необходимо использовать различные средства наглядности, а также игровую деятельность. Важная роль в процессе изучения русского языка отводится формированию понятий о самостоятельных частях речи. Анализ теоретического материала позволил определить основные отличия понятий служебных и самостоятельных частей речи, а также их виды.Служебные части речи противопоставлены знаменательным по выражаемому значению, грамматическим особенностям и роли в предложении.В работе находят отражение вопросы методики изучения самостоятельных частей речи в школе, также вторая глава посвящена исследованию наиболее эффективных упражнений, развивающих представление у учащихся о самостоятельных частях речи. В теоретической части исследования представлен лингвистический и психолого-педагогический аспект изучения самостоятельных частей речи в начальной школе. В работе представлены основные методы и приемы, формирующие в процессе обучения у младших школьников представление о самостоятельных частях речи. Также в завершение необходимо отметить, что именно первоначальная база, закладываемая в начальной школе позволяет на высоком уровне продолжить обучение в дальнейшем звене. Список литературыАктуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка М., Просвещение, 1990г.Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. –М., 1974.Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. –М., 1995.Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. –Д., 1997.Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка:Учебно-методическое пособие по преподаванию русского языка. - М.: Академия, 2012.Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.Ладыженская Т.А.. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. пособие длястуд.. пед. вузов /Под ред . М.Т.Баранова - М.: Академия, 2001. - 368 с.Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1990.Методика преподавания русского языка. Коммуникативнно-деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С.Антонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения//Аргинска И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.И., Романовская З.И. –М., 1991.Олейник О.В., Кобанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты порусскому языку. 2-4 кл ФГОС, 2014Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Зиновьева, О.Е.Курлыгина, Л.С. Трегубова. - М.:Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов / Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Рольф, 2002.Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В.Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчика. –М., 1993Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П. Леканта - М.: Высш. шк., 1988. - С. 178-179.Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988г.Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. М., Просвещение, 1982
1. Актуальные проблемы методики обучения русскому языку в начальных классах / Под ред. Н.С. Рождественского, Г.А. Фомичёвой. – М., 1977.
2. Баранов М.Т. и др. Методика преподавания русского языка М., Просвещение, 1990г.
3. Баринова Е.А., Боженкова Л.Ф., Лебедев В.И. Методика русского языка. –М., 1974.
4. Бетенькова Н.М. Орфография, грамматика – в рифмовках занимательных. –М., 1995.
5. Бурлака Е.Г., Прокопенко И.Н. Занимательная грамматика. –Д., 1997.
6. Горбич О.И. Педагогические технологии в преподавании русского языка:Учебно-методическое пособие по преподаванию русского языка. - М.: Академия, 2012.
7. Закожурникова М.Л., Костенко Ф.Д., Рождественский И.С., МатвееваА.Н. Русский язык 1,2,3 классы. –М., 1996.
8. Ладыженская Т.А.. Методика преподавания русского языка в школе: учеб. пособие длястуд.. пед. вузов /Под ред . М.Т.Баранова - М.: Академия, 2001. - 368 с.
9. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. –М., 1977.
10. Львов М.Р. Словарь-справочник по методике русского языка. –М., 1988.
11. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. –М., 2000.
12. Львов М.Р., Горецкий В.Г., Сосновская О.В. Методика преподавания русского языка в начальных классах. - М., 2000.
13. Методика преподавания русского языка // Под ред. М.Т.Баранова. –М., 1990.
14. Методика преподавания русского языка. Коммуникативнно-деятельностный подход: учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений /Е.С.Антонова. - М.: КНОРУС, 2007. - 464 с.
15. Обучаем по системе Л.В.Занкова. Первый год обучения//Аргинска И.И., Дмитриева Н.Я., Полякова А.И., Романовская З.И. –М., 1991.
16. Олейник О.В., Кобанюк Л.П. Проектная деятельность: методика обучения. Проекты порусскому языку. 2-4 кл ФГОС, 2014
17. Практикум по методике обучения русскому языку в начальных классах: учеб. пособие длястуд. высш. пед. учеб. заведений / Т.И.Зиновьева, О.Е.Курлыгина, Л.С. Трегубова. - М.:Издательский центр "Академия", 2007. - 304 с.
18. Речевые секреты: Книга для учителя начальных классов / Под ред. Т.А.Ладыженской. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995.
19. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б., Теленкова М.А. Современный русский язык. - М.: Рольф, 2002.
20. Русский язык в начальных классах: Сборник методических задач / М.С. Соловейчик, О.В.
21. Русский язык в начальных классах: Теория и практика обучения/ Под ред. М.С. Соловейчика. –М., 1993
22. Современный русский литературный язык: учебник для филологических специальностей пед. институтов/ П.А. Лекант, Н.Г. Гольцова, В.П. Жуков и др.; Под ред. П. Леканта - М.: Высш. шк., 1988. - С. 178-179.
23. Соколова Г.П. Изучение частиц на уроках русского языка. М., Просвещение, 1988г.
24. Хрестоматия по методике русского языка. Русский язык как предмет преподавания. М., Просвещение, 1982
Вопрос-ответ:
Какие проблемы возникают при изучении самостоятельных частей речи в младших классах?
Возникают проблемы с разграничением самостоятельных и служебных частей речи.
Как проводится разграничение самостоятельных и служебных частей речи?
Разграничение проводится с помощью методики изучения служебных частей речи.
Каковы лингвометодические основы изучения самостоятельных частей речи в начальных классах?
Лингвометодические основы включают в себя методический подход к изучению самостоятельных частей речи на уроках русского языка.
Какие методические приемы можно использовать для изучения самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах?
Методические приемы могут включать применение игровых форм, задания на сопоставление слов и схематическое изображение словосочетаний.
На какой главе основывается методика изучения самостоятельных частей речи в начальном звене?
Методика основывается на главе 2 "Методический подход к изучению самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах".
Какие проблемы возникают при изучении самостоятельных частей речи в младших классах?
Возникают такие проблемы, как разграничение самостоятельных и служебных частей речи, понимание и усвоение грамматических правил, а также недостаточное развитие лингвистических навыков.
Что включает в себя методика изучения служебных частей речи?
Методика изучения служебных частей речи включает в себя такие приемы, как анализ предложений, выделение служебных слов, составление схем и таблиц, выполнение упражнений на закрепление материала.
Какие методические приемы можно использовать при изучении самостоятельных частей речи на уроках русского языка в начальных классах?
Можно использовать методические приемы, такие как анализ примеров текста, составление предложений с использованием самостоятельных частей речи, конструирование текстов с заданными самостоятельными частями речи, выполнение разнообразных упражнений и игр.
Какие лингвометодические основы лежат в основе изучения самостоятельных частей речи в начальных классах?
Основой изучения самостоятельных частей речи в начальных классах является развитие у детей понимания и осознания основных грамматических правил, формирование навыков анализа предложений и составления текстов, а также использование разнообразных учебных материалов и методических приемов.
Какой методический подход рекомендуется при изучении самостоятельных частей речи в начальных классах?
Рекомендуется использовать комбинированный методический подход, включающий в себя различные методы и приемы, такие как игровые элементы, работа с учебными пособиями, использование интерактивных заданий и т.д. Это помогает сделать процесс изучения более интересным и эффективным для детей.
Какая методика используется для изучения самостоятельных частей речи в начальном звене?
Для изучения самостоятельных частей речи в начальном звене используется методика, основанная на лингвометодических основах. Эта методика помогает разграничить самостоятельные и служебные части речи и развивает навыки работы с ними.
Какие проблемы возникают при изучении самостоятельных частей речи в младших классах?
Одной из проблем при изучении самостоятельных частей речи в младших классах является разграничение их с служебными частями речи. Дети часто путают эти понятия и трудно понимают их различия. Это требует особого подхода в методике изучения, чтобы помочь ученикам разобраться в этой проблеме.