Вопросительные предложения как доминирующая тенденция в газетных заголовках
Заказать уникальную курсовую работу- 36 36 страниц
- 15 + 15 источников
- Добавлена 02.04.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глава I. Заголовок и его функции в структуре современного газетного издания 5
1.1. Понятие «заголовок». Функции и структура 5
1.2. Типология заголовков в печатных СМИ 13
1.3. Лингвистический аспект и основные тенденции в современном газетном заголовке 15
Глава II. Вопросительное предложение и его роль в газетном заголовке 21
2.1. Типы вопросительных предложений в заглавии газетных публикаций 21
2.2. Структурные разновидности вопросительных предложений и их функции в системе заголовка 30
Заключение 34
Список литературы 36
Пример:«На кого же не действует новизна?»«Кому, как ни нам знать ответ?»2) Вопрос, в котором содержится экспрессивно-окрашенное отрицание, также в данную группу включаются и риторические вопросы:Пример:«Как жить дальше?»«Кому отдавать Чечню?»«Как нас теперь сосчитать?»«Как быть с фашиствующей молодежью?» 3) Вопрос-пояснение, который либо повторяет предыдущую реплику, либо предшествует собственному ответу.Пример:«Ружье для «Марьиванны»В США хотят вооружить учителей. Как нам это?»4) Вопрос-побуждение к действию.Пример:«В Госдуме предложили принимать мужчин в педагогические вузы без конкурса? - Ай, да! Товарищи!»5) Вопрос, отражающий эмоциональную реакцию автора, его оценку и отношение к содержащейся в тексте информации.Пример:«Как Навальный добился своей цели, хотя тех, кого он критикует, принято не сдавать»Итак, перлокутивный, то есть воздействующий эффект заглавия, содержащего в себе вопрос, заключается в том, что данный вопрос, преобразует заголовок в минитекст, который несет в себе несколько равнозначных функций:информативность;оценочность;прогнозирование;коммуникация.Из этого следует, что выдвинутая ранее гипотеза подтверждается: вопросительное предложение в заголовке сохраняет равную значимость его основных функций и, более того, нагружает второстепенными, что имеет дополнительный эффект воздействия на читателя. 2.2. Структурные разновидности вопросительных предложений и их функции в системе заголовкаИсследование речевых функций вопросительных предложений в газетном заголовке предполагает рассмотрение двух проблем:1) какие дополнительные функции выполняет вопросительное предложение в газетном заголовке кроме выражения вопроса?2) какая связь между различными типами вопросительных предложений и типами вопросов?Стоит отметить, что среди вопросительных газетных заголовков встречаются несколько разных групп:1) Вопросы с вопросительными словами:Пример:«Куда сажают детство?»«Как российские чиновники изобрели постложь, которая покруче американской постправды?»2) Вопросы с противительным союзом «а» в зачине предложения.Пример:«А что - есть что скрывать?»«А был ли мальчик?»3) Вопросы, которые начинаются со слов:думают, полагаете, осуждаешь и т.п. Такие заголовки с одной стороны задают вопрос, а с другой – требуют не только ответа, но и рассуждения на заданную тему.Пример:«Думаете, стоит попробовать закалять натуру?»4) Вопросы-уточнения, которые имеют в своем составе отрицательные частицы «нет», «не так ли» и т.д.Пример:«Нет ли здесь змеи за этими цветами?»«Не лучше ли забыть?»Оформляя, таким образом заголовок, журналист придает публикации больше диалогичности и адресованности.5) Вопросы, которые применяются для смягчения тона заголовка.Пример:«Неужели возможна расплата за зарплату?»«Разве можно этому помешать?»Подобные вопросы содержат в себе указатель на проблему, и, вместе с этим, автор воздействует на читателя, сохраняя собственную оценку.6) Вопросы с фразеологизированными конструкциями.Пример:«Как ортодоксальные иудеи подложили свинью Нетаньяху?»«Любимый город может спать спокойно?»«Друзья до гробовой доски?»Рассмотренные выше примеры подтверждают, что вопросительные предложения в составе газетного заголовка чрезвычайно многообразны и, несмотря на то, что смысл использования вопросительного предложения обусловлено наличием определенной проблемы, вопрос подразумевает иные, второстепенные функции.Отметим, что не случайно, большую часть вопросов в газетном заголовке составляют вопросительные предложения, использованные автором не с целью преподнести информацию, а повысить адресованность, эмоциональность и смягчить выражаемое журналистом мнения.В газетных публикацияхвстречаются типы вопросов, различные по их функции в предложенной коммуникативной схеме: автор – реципиент.Этикетные (фактические) вопросы.Пример:«Хотите, уступите им свое место?»В публицистическом жанре,этикетные вопросы могут обеспечить гармоническое развитие коммуникантов предложенной схемы.Вопросы, управляющие ходом мысли читателя, поясняющие, что на эту тему можно порассуждать.Пример:«Может ли быть полезно наказание?»«Как долго еще ждать нам лета?»3) Риторические вопросы.Пример:«Когда найти повод лучше, чтобы взять кредит?»« Как в этом может ходить нормальный человек?»Исследование вопросительных предложений в позиции заголовков в газете позволило обнаружить, что все виды вопросов, существующие в системе языка и речи, способны выступать в роли таковых. Употребление их в заголовочной функции обусловлено определенными характеристиками, исходящими от их автора. Заголовочная позиция вопросительных предложений делает их уникальными образованиями, отличными от подобных высказываний в текстах различных функциональных стилей и в диалогах устного общения.Анализ газетных заголовков в вопросительной форме позволил увидеть наиболее частотные структуры вопросительных предложений, использованных в этой роли. К ним относятся номинативные словосочетания и простые повествовательные предложения, в которых лишь пунктуационный знак вопроса свидетельствует об их вопросительности. Это позволяет их авторам очень широко применять именно такую форму как основную тенденцию построения заголовка, так как любое высказывание со знаком вопроса может быть вынесено в заглавие, что дает возможность передать поистине неограниченное число авторских идей. Что касается функции заголовков-вопросов, то они полностью зависят от прагматической направленности самого озаглавливаемого текста, которая, в свою очередь, определяется разнообразными авторскими идеями и задумками, формирующими конечную цель заголовка. На первом месте такой целью является оценка предмета или явления, о котором идет речь в самом тексте, причем чаще она выражается в подтексте, но легко осознается читающим. Кроме того, эта оценка редко бывает положительной, что, вероятно, объясняется уже экстралингвистическими факторами.Большое место занимают заголовки-вопросы, которыми авторы побуждают читателя к размышлению над проблемами, поставленными в публикации. Однако это не отменяет выражения собственного эмоционального отношения журналиста к обсуждаемому в тексте вопросу.ЗаключениеПодводя итог необходимо отметить, что наша работа была посвящена изучению вопросительных предложений как доминирующей тенденции в газетных заголовках.В настоящей работе мы рассмотрели значимость и функциональность газетного заголовка, его место в современном публицистическом тексте ивыяснили, что заглавие газет часто представлено в качествеотдельного текста, а также имеет огромное значение для читателя.Газетный заголовок, его функции и структуры рассматриваютсямногимиисследователямипо-разному.Определив заглавие в отдельный текст, мы получили возможность исследовать его какотдельную единицу общего текстового формата. Такой подход демонстрирует важность современного газетного заголовка, позволяет рассмотреть его вкачестве основного механизма воздействия на читателя. Оттолкнувшись от теоретических данных, определив основные и второстепенные функциигазетного заголовка, мы выдвинули и подтвердили гипотезу, согласно которой заголовок в форме вопросительного предложения или содержащий в себе вопрос имеет как минимум две равнозначные функции:информативная функция;экспрессивная функция;Учитывая тот факт, что в нашем исследовании мы определяем заголовоккак отдельный текст и демонстрируем его важность для современных газет,возникает необходимость изучать газетные заголовки отдельно и принимать вовнимание их функции. К одной из таких функций относится коммуникативная функция.В данной курсовой работе мы рассматривали теоретическую базу, которую составили исследования отечественных ученых и исследователейпо проблемам лингвистики и стилистики.Целью настоящегоисследования было проанализировать важность вопросительных предложений как доминирующую лингвистическую тенденцию в газетных заголовках и на примерах продемонстрировать актуальность этой проблемы.В соответствии с поставленной целью исследования нами были решены следующие задачи, а именно:исследовать понятие «заголовок», определить его функции и структуру;категорировать заголовки современных печатных СМИ.описать лингвистический аспект и основные тенденции в современном газетном заголовке;представить типы вопросительных предложений в заглавии газетных публикаций; охарактеризовать структурные разновидности вопросительных предложений и их функции в системе заголовка.Таким образом, выдвинутая нами задача исследования решена и цель достигнута. В ходе данной работы мы доказали, что вопросительное предложение в составе заголовка является одной из основных тенденций современного газетного заголовка. Важно последовательно учиться применять систему разработанных понятий, что обусловлено, в первую очередь, развитием современных средств массовой информации.Список литературыБердник Л.Ф. Функционально-семантическое поле вопросительности /Семантика и сочетаемость компонентов грамматических конструкций: - Ростов-на-Дону, 1995. - С. 46-52.Виноградов В. В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения /Вопросы языкознания.- № 1. - 1954. - С. 25-29.Вомперский В. А. К изучению синтаксических структуры газетного заголовка: учебное пособие / В. А. Вомперский – Москва: Искусство публикации, 1966. – 4 c.Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.: - Москва: Русский язык, 1978.Добросклонская Т. Г. «Язык средств массовой информации»: учебное пособие / Т. Г. Добросклонская, - Москва: «КДУ» 2012. - 48 c.Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. Текст / В. Г. Костомаров, – СПб.: Златоуст, 1999. - 174 c.Медведева Е.А. Рекламная коммуникация. – М.: Едиториал УРСС, 2004.Мужев В.С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. – 1970. - №55. – С.1-8Ноздрина Л. А. Современная стилистика: учебное пособие / Л. А. Ноздрина, – Москва: Академия, 2008. – 179 с.Ожегов С. И. Словарь русского языка. / С. И. Ожегов, — Москва: ОГИЗ, 1952.Рудницкая И.А. Прагматические функции однофразового текста во французском языке (на материале заголовков газеты Юманите): дис. … канд. филол. наук. – М., 1984. – 189 с.Суворов С. П. Особенности стиля английских газетных заголовков. Язык и стиль: учебное пособие / С. П. Суворов, – Москва: Просвещение, 1965. – 27 c.Турчинская Э. И. Соотношение заголовка и текста в газетно-публицистическом стиле. Текст / Э. И. Турчинская, – Москва: УОР, 1984. - 47 c., 52 с.Шмелев А.Д. Классификация предложений по цели высказывания и функциональная стилистика. - Русский язык в школе. ? 1993. - №3. - С. 86-92.Вики-словарь: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA#Значение
1. Бердник Л.Ф. Функционально-семантическое поле вопросительности /Семантика и сочетаемость компонентов грамматических конструкций: - Ростов-на-Дону, 1995. - С. 46-52.
2. Виноградов В. В. Некоторые задачи изучения синтаксиса простого предложения /Вопросы языкознания.- № 1. - 1954. - С. 25-29.
3. Вомперский В. А. К изучению синтаксических структуры газетного заголовка: учебное пособие / В. А. Вомперский – Москва: Искусство публикации, 1966. – 4 c.
4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка: в 4 т.: - Москва: Русский язык, 1978.
5. Добросклонская Т. Г. «Язык средств массовой информации»: учебное пособие / Т. Г. Добросклонская, - Москва: «КДУ» 2012. - 48 c.
6. Костомаров В. Г. Языковой вкус эпохи. Из наблюдений над речевой практикой масс-медиа. Текст / В. Г. Костомаров, – СПб.: Златоуст, 1999. - 174 c.
7. Медведева Е.А. Рекламная коммуникация. – М.: Едиториал УРСС, 2004.
8. Мужев В.С. О функциях заголовков // Ученые записки МГПИИЯ им. М. Тореза. – 1970. - №55. – С.1-8
9. Ноздрина Л. А. Современная стилистика: учебное пособие / Л. А. Ноздрина, – Москва: Академия, 2008. – 179 с.
10. Ожегов С. И. Словарь русского языка. / С. И. Ожегов, — Москва: ОГИЗ, 1952.
11. Рудницкая И.А. Прагматические функции однофразового текста во французском языке (на материале заголовков газеты Юманите): дис. … канд. филол. наук. – М., 1984. – 189 с.
12. Суворов С. П. Особенности стиля английских газетных заголовков. Язык и стиль: учебное пособие / С. П. Суворов, – Москва: Просвещение, 1965. – 27 c.
13. Турчинская Э. И. Соотношение заголовка и текста в газетно-публицистическом стиле. Текст / Э. И. Турчинская, – Москва: УОР, 1984. - 47 c., 52 с.
14. Шмелев А.Д. Классификация предложений по цели высказывания и функциональная стилистика. - Русский язык в школе. ? 1993. - №3. - С. 86-92.
15. Вики-словарь: https://ru.wiktionary.org/wiki/%D0%B7%D0%B0%D0%B3%D0%BE%D0%BB%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%BA#Значение
Вопрос-ответ:
В чем заключается доминирующая тенденция в газетных заголовках?
Доминирующая тенденция в газетных заголовках заключается в использовании вопросительных предложений.
Какие функции выполняют заголовки в структуре современного газетного издания?
Заголовки в современном газетном издании выполняют функции привлечения внимания читателей, краткого обзора содержания статьи, формирования интереса и любопытства к тексту.
Какова типология заголовков в печатных СМИ?
Типология заголовков в печатных СМИ включает информативные заголовки, провокационные заголовки, креативные заголовки, вопросительные заголовки и другие.
Какие основные тенденции прослеживаются в современном газетном заголовке с лингвистической точки зрения?
Основные тенденции в современном газетном заголовке с лингвистической точки зрения включают использование вопросительных предложений, метафор и игр слов, активное использование заглавных букв и др.
Какова роль вопросительного предложения в газетном заголовке?
Вопросительное предложение в газетном заголовке играет роль привлечения внимания читателя, вызывает интерес и стимулирует его желание прочитать статью, а также задает определенный вопрос инициирующий дискуссию.
Что такое заголовок в газете?
Заголовок в газете - это короткое предложение или фраза, которая располагается над основным текстом и содержит основную информацию о статье. Он является одним из основных элементов газетной статьи и выполняет несколько функций.
Какие функции выполняет заголовок в структуре газетного издания?
Заголовок в газете выполняет несколько функций. Он привлекает внимание читателя, информирует о содержании статьи, вызывает интерес, оценивает событие или дает комментарий, а также помогает ориентироваться в тексте статьи.
Какие типы заголовков в печатных СМИ существуют?
В печатных СМИ существует несколько типов заголовков. Это информационный заголовок, комментарий, аналитический заголовок и заголовок-вопросительное предложение. Каждый тип заголовка выполняет свою функцию и отражает основную идею статьи.
Какие типы вопросительных предложений можно найти в заглавии газетных публикаций?
В заглавии газетных публикаций можно встретить разные типы вопросительных предложений. Это риторический вопрос, вопрос с прямым ответом и вопрос с неизвестным ответом. Каждый из них используется для привлечения внимания читателя и вызывает интерес к статье.
Какое значение вопросительное предложение имеет в газетном заголовке?
Вопросительное предложение в газетном заголовке играет важную роль. Оно привлекает внимание читателя, вызывает интерес и подготавливает его к основному содержанию статьи. Вопросительные заголовки часто используются для актуальных и необычных новостей, а также для привлечения внимания к специальным репортажам и интервью.
Какова роль вопросительных предложений в газетных заголовках?
Вопросительные предложения часто используются в газетных заголовках для привлечения внимания читателей. Они создают интригующий эффект и вызывают желание узнать ответ на заданный вопрос.