правовые основы международной экономической интеграции

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Международное право
  • 32 32 страницы
  • 11 + 11 источников
  • Добавлена 06.04.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
Содержание

Введение 3
1 Понятие глобализации и ее соотношение с интернационализацией экономики и интеграционными процессами 5
2 Нормативно-правовое обеспечение международной экономической интеграции 11
2.1 Нормативно-правовая база международной экономической интеграции: исторический аспект 11
2.2 Валютная политика развитых стран как государственно-правовая форма современных интеграционных процессов 19
Заключение 31
Список использованных источников 32

Фрагмент для ознакомления

При активном платежном балансе с целью сдерживания как притока капиталов в государство, так и повышения курса национальной валютной единицы применяют следующие формы кредитных и ограничений валюты по международным финансовым операциям:
– депонирование на беспроцентном счете в центральном банке новых международных обязательств банков (в Германии в 1978 г. минимальные резервы финансово-кредитных учреждений, которые они обязаны хранить в центральном банке, были увеличены до 100% прироста иностранных обязательств банков; в Японии данная норма была увеличена в марте 1978 г. с 50 до 100%, чтобы приостановить приток долларов в государство, в декабре 1978 г. снижена до 50% после объявления программы США по поддержке доллара, с февраля 1979 г. составляет 0,25%);
– запрет на инвестиции нерезидентов и продажи национальных ценных бумаг иностранцам (в Швейцарии в 1972– 1974 гг. частично, а с февраля 1978 г. до конца 1979 г. практически полностью была запрещена продажа краткосрочных швейцарских ценных бумаг нерезидентам; в Германии в январе 1978 г. была запрещена продажа национальных ценных бумаг иностранцам сроком от двух до четырех лет; в Японии запрет на покупки нерезидентами краткосрочных облигаций в иенах был временно введен в марте 1978 г.);
– обязательный обмен валюты займов на национальную валюту в национальном центральном банке;
– запрет на выплату процентов по срочным вкладам иностранцев в национальной валюте (такой запрет действовал в Швейцарии с ноября 1974 г. по февраль 1980 г. в целях перераспределения капиталов из государства на рынок евро-швейцарских франков и снижения курса национальной валютной единицы);
– введение отрицательной процентной ставки по вкладам нерезидентов в национальной валюте (от 12 до 40% годовых). При этом проценты платит либо вкладчик банку, либо сам банк, который заинтересован в привлечении вкладов в иностранной валюте, соответствующему государственному учреждению (данную меру применяли в разное время Нидерланды, Бельгия, Германия, Швейцария (в 1972–1979 гг.) в целях сдерживания притока капиталов; например, в Швейцарии в 1978 г. ставка «негативных» процентов составляла 10% в квартал по вкладам нерезидентов в швейцарских франках на сумму более 5 млн франков);
– ограничение ввоза валюты в государство (данная мера была введена в Швейцарии в 1976–1977 гг.; потом банковский Закон 1979 г. запретил банкам хранить банкноты в швейцарских франках в сейфах, которые арендовали иностранцы, держать чеки на крупные суммы, которые выписывали на их имя по приказу иностранных клиентов);
– ограничения на форвардные продажи национальной валютной единицы иностранцам (в Швейцарии такие ограничения практиковались с ноября 1974 г. по март 1980 г., потом они были смягчены: по продаже франков на срок до десяти дней лимит был повышен с 20 до 40% от суммы сделки по состоянию на 31 октября 1974 г., по сделкам на более длительный срок – с 50 до 80%);
– схема принудительных депозитов (данная мера применялась в Германии с марта 1972 г. по сентябрь 1974 г.; компании, которые активно прибегали к еврокредитам, по которым ставки были ниже, чем в государстве, должны были помещать часть привлеченных капиталов на беспроцентный счет в Немецком федеральном банке).
В межгосударственных отношениях ограничения валюты могут быть использованы для установления валютной блокады – экономической санкции в форме односторонних ограничений валюты одной страны или группы стран по отношению к другому государству, которые препятствуют использованию его валютных ценностей в целях принудить его к выполнению определенных требований и направлены на подрыв его валютно-экономического положения.
Применение рассматриваемых мероприятий позволяет заморозить хранящиеся на счетах в иностранных банках валютные ценности государства, против которого направлена валютная блокада, дискриминировать его как торгового партнера. Например, в период Американо-иранского конфликта в ноябре 1979 г. США блокировали иранские банковские счета (12 млрд долл.) и аннулировали некоторые займы, требуя освобождения американских заложников, а в конечном итоге, в целях подрыва экономики государства, которая стала проводить антиамериканскую политику. Во время Фолклендского конфликта 1982 г. Великобритания блокировала валютные активы Аргентины, которая потом последовала ее примеру. В январе 1986 г. США объявили валютную блокаду Ливии, заморозив ее валютные активы в американских банках в целях заставить Ливию отказаться от проводимой ею независимой внешней политики. В 2003 г. США заморозили валютные счета Ирака. Международные санкции к Ираку были отменены весной 2003 г. после завершения военных действий США и Великобритании в данной стране.
В настоящее время важной чертой является активное международное сотрудничество в области валютного контроля и валютного регулирования, которое происходит как на мировом уровне (Международный валютный фонд), так и на региональном уровне (Европейский валютный союз).
Зарубежный опыт регулирования валютных банковских операций говорит о том, что усовершенствование национальных валютных законодательств в большинстве государств протекало в условиях усиления международных связей, активного развития и создания международных валютно-финансовых институтов. С повышением масштабов международной торговли увеличивалось и значение мировых валютных рынков. Однако их развитие осуществлялось волнообразно, и каждая новая волна изменяла место и роль валютного контроля в системе мирового хозяйства, а также динамику, структуру и объем валютных потоков между государствами.
В настоящее время большинство промышленно развитых государств мира имеют свободно конвертируемую валюту и свободно функционирующие валютные рынки. Но для того, чтобы добиться этой цели, в свое время они проводили также политику твердых ограничений валюты в отношении текущих валютных банковских операций и банковских операций, которые связаны с движением капитала. Большинство государств Западной Европы применяли ограничения валюты в той или иной форме до 80-х гг. В США ограничения валюты были отменены раньше. На сегодня регулирование движения капитала в рассматриваемых государствах осуществляется с помощью рыночного механизма и инструментов денежной кредитной политики.
Административным методом обеспечения соблюдения норм и правил регулирования валютных отношений является валютный контроль. Как свидетельствует мировой опыт, валютные отношения и внутренний рынок валюты успешно развиваются при активном участии государства и эффективном контроле уполномоченных органов за валютными операциями.
Задача валютного контроля состоит в защите экономики государства от резких колебаний денежной кредитной системы и снижении валютных резервов, которые связаны с движением капитала, а также в обеспечении национальной безопасности. Необходимо отметить, что даже в случае формальной отмены валютного контроля, как правило, в государстве осуществляется статистическое наблюдение за процессами, которые происходят при движении капиталов, при этом используют механизмы валютного контроля (Япония, Германия).
Соответственно, механизм валютного контроля и регулирования в промышленно развитых государствах исторически формировался с учетом специфических условий развития каждого из этих государств. Он активно использовался абсолютным большинством стран в критические для их экономики периоды с целью защиты финансовой самостоятельности, увеличения стабильности денежной системы, укрепления курса национальной валютной единицы, мобилизации валютных ресурсов.
В соответствии с особенностями развития различных государств на определенном этапе, валютный контроль явился одним из важных элементов экономической политики стран, которые обеспечивают стабильность и поэтапность рыночных реформ, сохранение валютных ресурсов государства на этапе сложного переходного периода.
В целом следует заключить, что для большинства государств мира является характерным обширное использование разных ограничений валюты и даже государственной монополии в валютной сфере.
Применение ограничений валюты связано с рядом причин: во-первых, ограничения применяют с целью усиления регулирующего воздействия на состояние платежных балансов; во-вторых, для решения проблем возврата долгов по иностранным кредитам; в-третьих, многие страны стремятся сконцентрировать иностранную валюту в своих руках, чтобы более эффективно расходовать ее на цели экономического развития; в-четвертых, с целью повышения своих валютных резервов они вводят такие официальные курсы, поддержание которых рыночными мерами при ограниченных резервах не представляется возможным, потому что эти курсы значительно отличаются от потенциально возможных рыночных; в-пятых, в относительно небогатых государствах правительства просто не могут позволить свободную куплю-продажу (а, следовательно, вывоз и ввоз) национальной валютной единицы, потому что первая представляет собой долговое обязательство государства, владение которым позволяет в любой момент предъявить его к оплате.
Следовательно, ограничения валюты в ряде случаев тесно связаны с торговым и кредитным мониторингом. Их арсенал разнообразен, неэффективные формы заменяются более приспособленными к особенностям валютно-экономического положения государства и конкуренции на мировом рынке.
В результате предпринимаемых государствами усилий за последние два десятилетия почти во всех государствах с рыночной экономикой резко выросло участие государства в повышении конкурентоспособности отечественных предприятий, в удешевлении и развитии необходимой для этого инфраструктуры; значительно перестраивается налоговая система, которая поощряет конкурентоспособные предприятия; разрабатываются рациональные инвестиционная, региональная и валютно-финансовая политики как основы валютного контроля и валютного регулирования.
Главная концепция изменения концептуального подхода к организации валютного контроля и валютного регулирования состоят в следующем: для регулирования трансграничных валютных банковских операций движения капитала должны быть заложены принципы выявления и их оценки на входе в государство и контроля и мониторинга на выходе из государства.
Заключение

Таким образом, следует сделать ряд выводов по рассмотренной теме.
Глобализация стала главной реальной характеристикой современной мировой системы, одной из наиболее влиятельных сил, которые определяют ход развития планеты.
В результате международной кооперации производства, развития международного разделения труда, внешней торговли и международных экономических отношений в целом осуществляется усиление взаимозависимости и взаимосвязи национальных экономик, нормальное развитие которых без учета внешнего фактора невозможно. Это явление принято называть интернационализацией экономики.
Экономическая интеграция вписывается в процесс глобализации, составляя его ядро, а глобализация собой представляет более высокую стадию интернационализации, дальнейшее ее развитие, когда в течение длительного времени накапливающиеся количественные изменения привели к качественному скачку. Мир становится единым рынком для большей части ТНК, и к тому же большая часть регионов открыты для их деятельности.
Глобализация – очень серьезный процесс, оказывающий влияние на мировую экономику и жизнь всех государств без исключения. Она объединяет весь мир со всеми исходящими из этого недостатками и преимуществами. Главным двигателем глобализации на мировом рынке является конкуренция. Она оказывает влияние буквально на все отрасли производства, оставляя на мировой арене лишь наиболее конкурентоспособные организации. Очень важный минус глобализации заключается в том, что государства, находящиеся за гранью бедности, больше всего пострадают, а могут и превратиться в отсталые. Без глобализации мир бы не был таким, какой он сегодня, с одной стороны, мир, таким образом, не стоит на месте, он развивается.
Список использованных источников

Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г., № 173-ФЗ.
Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г., № 164-ФЗ.
Бондарев, А.К. Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов, А.К. Бондарев, С.М. Дроздов; Под ред. А.И. Евдокимов. - М.: Проспект, 2013. - 656 c.
Буторина О.В. К проблеме асимметрии в валютно-финансовой системе Еврозоны // Деньги и кредит. - 2014. – N 2. - С.59-64.
Верхов В.А. Воздействие евро на банковскую систему европейских стран // Бухгалтерия и банки. 2013. № 1.
Голубович А.Д., Кулагин М.В., Миримская О.М. Валютные операции в коммерческих банках.- М.: Менатеп-Информ, 2013.
Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.
Енин, С.В.. Наука завтрашнего дня // Экономика Беларуси. - 2016. - № 2. - С. 28-32.
Лавров, С.В. Между прошлым и будущим. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 293 с.
Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c.
Таскаев Г. С. Глобализация как тенденция нового времени : монография. — М. : МАКС Пресс, 2012. — 112 с.
Таскаев Г. С. Глобализация как тенденция нового времени : монография. — М. : МАКС Пресс, 2012. — С. 65.
Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. – С. 274.
Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова. - М.: КноРус, 2013. – С. 142..
Бондарев, А.К. Международные экономические отношения: Учебник / А.И. Евдокимов, А.К. Бондарев, С.М. Дроздов; Под ред. А.И. Евдокимов. - М.: Проспект, 2013. – С. 372.
Лавров, С.В. Между прошлым и будущим. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – С. 148.
Енин, С.В.. Наука завтрашнего дня // Экономика Беларуси. - 2016. - № 2. - С. 29.
Богатова И.Э. Влияние европейского долгового кризиса на рынок валюты России через трансграничное движение капитала // Пробл. прогнозирования. - 2014. - N 5. - С.93-99.
Буторина О.В. К проблеме асимметрии в валютно-финансовой системе Еврозоны // Деньги и кредит. - 2014. - N 2. - С.59-64.
Уайт У. Европейский валютный союз и евро: воздействие на европейскую банковскую систему // Проблемы теории и практики управления. 2013. № 5.
Бегг Д., Вопросы развития валютной политики ЕВС // Вопросы экономики. 2014. № 1.
Золотухина Т. Интеграционные процессы в Европе: внедрение единой валюты // Вопросы экономики. 2013. № 9.
Рубцов Б.Б. Зарубежные фондовые рынки: инструменты, структура, механизм функционирования. М., 2013.
Шемятенков В.Г. Евро: две стороны одной монеты. М.: Экономика, 2013.












2


3


2


6


5


11

Список использованных источников

1. Федеральный Закон «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10.12.2003 г., № 173-ФЗ.
2. Федеральный Закон «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» от 8.12.2003 г., № 164-ФЗ.
3. Бондарев, А.К. Международные экономические отношения: Учеб-ник / А.И. Евдокимов, А.К. Бондарев, С.М. Дроздов; Под ред. А.И. Евдокимов. - М.: Проспект, 2013. - 656 c.
4. Буторина О.В. К проблеме асимметрии в валютно-финансовой системе Еврозоны // Деньги и кредит. - 2014. – N 2. - С.59-64.
5. Верхов В.А. Воздействие евро на банковскую систему европейских стран // Бухгалтерия и банки. 2013. № 1.
6. Голубович А.Д., Кулагин М.В., Миримская О.М. Валютные операции в коммерческих банках.- М.: Менатеп-Информ, 2013.
7. Джинджолия, А.Ф. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Л.С. Шаховская, А.Ф. Джинджолия, Е.Г. Попкова. - М.: КноРус, 2013. - 256 c.
8. Енин, С.В.. Наука завтрашнего дня // Экономика Беларуси. - 2016. - № 2. - С. 28-32.
9. Лавров, С.В. Между прошлым и будущим. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. - 293 с.
10. Любецкий, В.В. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебник / В.В. Любецкий. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2013. - 350 c.
11. Таскаев Г. С. Глобализация как тенденция нового времени : моно-графия. — М. : МАКС Пресс, 2012. — 112 с.

Комплексное и всестороннее исследование правовых основ интеграции в рамках Единого экономического пространства

Содержание

Введение

. Предпосылки и история создания Единого экономического пространства

.1 История формирования Единого экономического пространства

.2 Предпосылки для формирования Единого экономического пространства

. Основные органы управления единым экономическим пространством

. Основные направления деятельности, развитие и правовые проблемы интеграционных процессов в едином экономическом пространстве

.1 Основные направления деятельности и перспективы развития Единого экономического пространства

.2. Правовые вопросы, которые стоят на пути интеграции Республики Беларусь, Российской Федерации и Республики Казахстан

. Правовые проблемы интеграционных процессов в едином экономическом пространстве

Вывод

Список используемых источников

Введение

текущее состояние международных экономических отношений определяет широкий спектр правовых форм экономической интеграции. Наука международного права являются сложные задачи систематизации и изучения особенностей формы международной экономической интеграции; сложность в изучении данной проблематики состоит в том, что становление новых форм экономической интеграции - процесс непрерывный, и, в этом смысле, любое теоретическое обобщение рискует потерять актуальность в течение очень короткого промежутка времени.

Последние пятьдесят лет характеризуется наиболее активным развитием таких форм взаимодействия международных (межгосударственных) организаций, которые в соответствии с данными, полученными из различных источников, в 1939 году, выступал в сорок восемь, в период с 1945-1949 годов их было около ста, к 1973 году уже два сотни восемьдесят, а к 2000 году их насчитывается более трех сотен. К концу ХХ века международная организация уже перестал быть достаточно сформировать «сближения народов и смягчения их должны быть закрыты», реалии международных отношений и интегративные тенденции в мире, не только значительно функции международных организаций, но и потребовал новых форм международного общения и сотрудничества. Среди основных тенденций мирового интегративного процесса следует назвать повышение значимости международных, неправительственных организаций, рост объема деятельности и сфер деятельности международных организаций, создание новых механизмов взаимодействия государств.