Обстоятельство места в рассказе Куприна
Заказать уникальную курсовую работу- 21 21 страница
- 17 + 17 источников
- Добавлена 09.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
Глaвa 1. Обстoятeльствa в структуре русскoго предложения 5
1. Классификация второстепенных членов предложения 5
2. Oбстoятeльствo кaк члeн прeдлoжeния. Разряды обстоятельств 8
3. Обстоятельства места: семантические разновидности и способы выражения 11
Глава 2 Структурно-семантическая характеристика обстоятельств места, использованных в рассказе А.И. Куприна «Листригоны» 15
1. Частные значения обстоятельства места 16
2. Способы выражения обстоятельств места 19
Заключение 20
Список использованной литературы 21
Обстоятельство .И. Куприна.
Обстоятельства могут обозначать:
-собственно место:
Как воспоминание о гостях остались только ошкурки, которые разбросали больные повсюду – на набережной и по узким улицам.
И сразу в Балаклаве становится просторно.
Уютно и по-домашнему деловито, точно в комнатах после отъезда нашумевших гостей.
На набережной, поперек ее, во всю ширину, расстилаются сети.
На грубых камнях они кажутся нежными и тонкими, как паутина.
Теперь покоится на морском дне.
Важно только вовремя заметить тот момент, когда вода на поверхности завода начнет кипеть, как каша в котле.
Остальные жители поголовно на берегу.
В каждом доме жарится или маринуется скумбрия.
В середине прошлого столетия несколько военных судов, застигнутых норд-остом, отстаивались против него в Новороссийской бухте.
Он срывал прикрепленный на носу образ Николая.
В эти дни старые, хитрые балаклавские листригоны сидели по кофейням.
Кроме Юры Паратино, никто не разглядел бы лодки в этой черно-синей морской дали.
Вы думаете, что хоть один рыбак из артели «Григория Победоносца» размяк, расплакался, полез целоваться или рыдать на чьей-нибудь груди?
Да и что, правда сказать, делать пароходам в этом глухом рыбачьем полупоселке?
Три итальянца выскочили из нее на берег и завозились около канатов.
Он мог опуститься на любую глубину и пробыть под водой четверть часа.
Встречаются в кофейнях, в столовых и на открытом воздухе, за городом.
Братцы на шкафуте.
С приятными слезами на глазах я мысленно твержу те слова, которые так часто заметишь у рыболовов на груди или на руке в виде татуировки.
-направление движения (исходный пункт и конечный):
Но вот он завернул куда-то вбок, в мощеный переулок, или, может быть, присел на скамейку: шаги его смолкли.
Пока ловится только маленькая рыба в мережки, в эти большие вазы из сетки, которые прямо с лодки сбрасываются на дно.
Пока ловится только маленькая рыба в мережки, в эти большие вазы из сетки, которые прямо с лодки сбрасываются на дно.
Пока ловится только маленькая рыба в мережки, в эти большие вазы из сетки, которые прямо с лодки сбрасываются на дно.
Поднимают завод из воды и выпрастывают рыбу в свои баркасы.
Дежурные мальчики следят с высоты гор за заводами, баркасы держатся наготове.
Макрель зашла в заводы к Ивану Егоровичу, к Коте, к Христо, к Спиро и к Капитанаки.
Первый баркас, пришедший в залив, продает свою добычу по самой дорогой цене.
А Юра Паратино – самый широкий человек в Балавлаве – заходит в кофейную, где сгрудились в табачном дыму и рыбьем чаду все балаклавские рыбаки.
Несколько раз переворачивают на месте вокруг себя, выводят на двор, опять приводят в кофейню и опять водят его.
Несколько раз переворачивают на месте вокруг себя, выводят на двор, опять приводят в кофейню и опять водят его.
Потихоньку, избегая встретиться с кем-либо, мы выносим вместе с Яни сети на берег.
Я осторожно прыгаю в лодку.
Мы подходим к противоположному берегу.
Чуть слышно плещет об воду и погружается на дно.
Теперь совершенно беззвучно мы описываем лодкой полукруг во всю длину нашей сети и опять причаливаем к берегу и бросаем другой буек.
Потом мы возвращаемся к первому буйку.
Наконец мы подходим к берегу в самом глухом месте.
Родом из Балаклавы.
С генуэзской крепости едва различишь корпус корабля.
В бухту вошел огромный, необыкновенно грязный итальянский пароход.
Духовенство зашло на помост.
С плеском и криками ринулись в воду.
-путь движения:
Другие сучат бечевку на белугу и на камбалу и для этого с серьезным, деловитым видом бегают взад и вперед по мостовой с веревкой через плечи, беспрерывно суча перед собой клубок ниток.
Многотысячную, громадную стаю рыбы они загнали в узкую бухту и теперь носятся по заливу, беспощадно пожирая ее на ходу.
А я сейчас шел по набережной…
И все тревожно бродили по набережной, лазили на скалы, взбирались на генуэзскую крепость.
Ходили по берегу.
Легкими черными силуэтами медленно двигались по улицам и по тротуару люди.
Легкими черными силуэтами медленно двигались по улицам и по тротуару люди.[9;1-192] Обстоятельство места играет большое значение для иллюстрирования произведения А.И. Куприна.
§2. Способы выражения обстоятельств места
Этот вид обстоятельств выражается словами разных частей речи:
1. наречиями места (в том числе формой сравнительной степени качественного наречия) стоять (где?) близко; повернуть (куда?) вправо; показалось (где?) вдали; сыпется (откуда?) сверху; спущусь (куда?) ниже; заберусь (куда?) выше; сядем (куда?) ближе; 2. местоименными наречиями разных разрядов; послышалось (откуда?) оттуда; остановиться (где?) здесь; стоим (где?) тут; несется (откуда?) отовсюду; не слышно (откуда?) ниоткуда; не видно (где?) нигде; лежали (где?) повсюду;
3. существительными в падежной форме с предлогом: шумно (где?) в зале; бродим (где?) по берегу; сыплется (откуда?) из облаков; отдохнем (где?) на завалинке; отойдем (откуда?) от дома; вернемся (куда?) в школу; сидим (где?) вокруг костра;
4. словосочетанием: проведи (где?) посередине всего листа; ползут (где?) по всему небу; слышно (откуда?) из любого места; вернулись (откуда?) из нескольких деревушек.
В данном произведении не встречается никаких способов выражения обстоятельств места, кроме как существительными в предложно-падежной форме с различными предлогами. Обстоятельство места играет большое значение для иллюстрирования произведения А.И. Куприна.
Заключение
Итак, функционирование обстоятельств места подчинено закономерностям построения связного текста, которые проявляются как на уровне простого предложения, так и на уровнях сверхфразового единства, эпизода, всего текста.
При построении пространственно-временных отношений в тексте просто необходимо четкая привязанность объекта к определенному месту. Ни один художественный текст не может быть создан вне пространства и времени.
А. И. Куприн с помощью частных значений обстоятельства места четко обозначает границы, в которых проходит то или иное действие сюжета. Именно для того, чтобы показать, где происходит событие, и служат обстоятельства места. Обстоятельство места играет большое значение для иллюстрирования произведения А.И. Куприна.
Во время своей работы мы выявили преобладание обстоятельств места с семантическим значением местонахождения. Рассказ «Листригоны» - этот повествование о месте, о Балаклаве и о ее жителях. Именно поэтому автор так детально рисует образ города, мест, где разворачивается сюжетная линия.
Список использованной литературы
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1964. – 512 с.
2. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988. – 497 с.
3. Бабайцева В. В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987. – 576 с.
4. Валгина Н.С., Д.Э. Розенталь. Современный русский язык: Учебник для вузов. – М., 2001. – 416 с.
5. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991. – 364 с.
6. Гак В.Г. Опыт применения сопоставительного анализа // Вопросы языкознания. – 1966. – №2. – С. 97-105.
7. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. –М.: Айрис-Пресс, 1999. – 320 с.
8. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1974. – 352 с.
9. Куприн А. И. Повести и рассказы: А. И. Куприн — Санкт-Петербург, ДРОФА, 2002 г.- 192 с.
10. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976. – 143 с.
11. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – 419 с.
12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – 399 с.
13. Сиротина О.Б. Стилистика как наука о функционировании языка // Основные понятия и категории лингвостилистики / Перм. ун-т. – Пермь, 1982. – С. 11–14.
14. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001. – 800 с.
15. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2 ч. Ч. 2. Теория. Анализ языковых единиц – М., 2001. – 624 с.
16. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – 800 с.
17. Соколова, Е. П. Трофимова, Н. А. Калевич. Учебное пособие — М.: Высшая школа, 2009. – 208 с.
16
1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М., 1964. – 512 с.
2. Бабайцева В.В. Система членов предложения в современном русском языке. – М., 1988. – 497 с.
3. Бабайцева В. В., Максимов Л.Ю. Современный русский язык: В 3 ч. Ч. 3. Синтаксис. Пунктуация. – М., 1987. – 576 с.
4. Валгина Н.С., Д.Э. Розенталь. Современный русский язык: Учебник для вузов. – М., 2001. – 416 с.
5. Валгина Н. С. Синтаксис современного русского языка: Учебник. – М., 1991. – 364 с.
6. Гак В.Г. Опыт применения сопоставительного анализа // Вопросы языкознания. – 1966. – №2. – С. 97-105.
7. Голуб И. Б. Стилистика русского языка. –М.: Айрис-Пресс, 1999. – 320 с.
8. Золотова Г.А. Очерк функционального синтаксиса русского языка. М., 1974. – 352 с.
9. Куприн А. И. Повести и рассказы: А. И. Куприн — Санкт-Петербург, ДРОФА, 2002 г.- 192 с.
10. Лекант П.А. Типы и формы сказуемого в современном русском языке. – М., 1976. – 143 с.
11. Пешковский А.М. Русский синтаксис в научном освещении. – М., 1956. – 419 с.
12. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М., 1987. – 399 с.
13. Сиротина О.Б. Стилистика как наука о функционировании языка // Основные понятия и категории лингвостилистики / Перм. ун-т. – Пермь, 1982. – С. 11–14.
14. Современный русский язык / Под ред. Л.А. Новикова: Учебник. – СПб., 2001. – 800 с.
15. Современный русский язык / Под ред. Е.И. Дибровой: В 2 ч. Ч. 2. Теория. Анализ языковых единиц – М., 2001. – 624 с.
16. Современный русский язык / Под ред. В.А. Белошапковой. – М., 1989. – 800 с.
17. Соколова, Е. П. Трофимова, Н. А. Калевич. Учебное пособие — М.: Высшая школа, 2009. – 208 с.
Вопрос-ответ:
Какие классификации второстепенных членов предложения можно применить к обстоятельствам в рассказе Куприна?
В рассказе Куприна можно применить классификацию второстепенных членов предложения по виду, по месту и по значению. Обстоятельства места, основанные на этой классификации, могут быть указательные (показывают на место), определительные (характеризуют место), обстоятельные образа действия (выражают условия или средства выполнения действия) и обстоятельные расположения (определяют наличие предмета в пространстве).
Какие семантические разновидности обстоятельств места присутствуют в рассказе Куприна?
В рассказе Куприна можно выделить несколько семантических разновидностей обстоятельств места, таких как точное указание места, около- или противоположного указания места, указание места, к которому приложен предмет, указание места, от которого отходит или к которому приближается предмет, указание места, в котором находится предмет находится предмет и указание места, в котором на момент рассказа находится главный герой.
Какие конкретные значения обстоятельст места встречаются в рассказе "Листригоны" А. И. Куприна?
В рассказе "Листригоны" А. И. Куприна встречаются значения обстоятельств места, указывающих на точное место нахождения героев (например, "в баре" или "в потёмках"), на около- или противоположное место (например, "вблизи" или "далеко"), на место, к которому приложен предмет (например, "на столе"), на место, от которого отходит или к которому приближается предмет (например, "от двери" или "к столику"), на место, в котором находится предмет (например, "в тени") и на место, в котором на момент рассказа находится главный герой (например, "на берегу").
Что такое обстоятельство места и как оно выражается в русском предложении?
Обстоятельство места - это член предложения, который указывает на место действия или состояния. В русском языке оно может выражаться с помощью предлогов, наречий, существительных и существительных с предлогами.
Какие бывают классификации второстепенных членов предложения?
Второстепенные члены предложения могут быть классифицированы по разным основаниям. Одно из оснований - это по виду связи с главным членом предложения, например, они могут быть обстоятельствами, определениями, дополнениями и т.д.
Какое значение имеют обстоятельства места в рассказе "Листригоны" А.И. Куприна?
Обстоятельства места в рассказе "Листригоны" А.И. Куприна играют важную семантическую роль, так как помогают создать атмосферу и передать настроение главного героя. Они также помогают дать читателю представление о месте действия и подчеркнуть его значение в повествовании.
Какие способы выражения обстоятельства места применены в рассказе "Листригоны"?
В рассказе "Листригоны" обстоятельства места выражаются с помощью использования предлогов ("в", "на", "с", "под"), наречий ("тут", "здесь", "где-то"), а также существительных с предлогами ("в траве", "на скамейке"). Это позволяет автору создать яркие и образные описания мест действия.
Какие значения имеют обстоятельства места в рассказе "Листригоны" А.И. Куприна?
Обстоятельства места в рассказе "Листригоны" А.И. Куприна имеют разные значения. Они могут указывать на конкретное место, где происходят события, например, "в парке", или служить для создания общей атмосферы, например, "где-то вдали". Также обстоятельства места могут освещать внутреннее состояние героев, например, "в пустой комнате".
Какую роль играют обстоятельства места в рассказе А.И. Куприна "Листригоны"?
Обстоятельства места играют важную роль в создании образов и атмосферы рассказа. Они помогают читателю представить себе окружающую среду и место действия, а также влияют на характер и поведение персонажей.
Какие частные значения обстоятельств места были использованы в рассказе "Листригоны"?
В рассказе использованы обстоятельства места, которые описывают конкретные локации, свойственные для арктического региона: заснеженные просторы, ледяные горы, холодные ветры и т.д. Они создают атмосферу суровой и опасной среды, в которой происходят действия и раскрываются характеры персонажей.