Философские мотивы в трилогии Д.Р. Толкиена

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 18 18 страниц
  • 9 + 9 источников
  • Добавлена 22.04.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 2
1 ФИЛОСОФСКИЕ МОТИВЫ В ТРИЛОГИИ Д.Р. ТОЛКИЕНА «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»
1.1 Философско-нравственная проблематика эпопеи Толкиена 3
1.2 Фантастический мир Толкиена 4
1.3 Добро и зло – отражение и противостояние 8
2 ХРИСТИАНСКИЕ МОТИВЫ В ЭПОПЕИ «ВЛАСТЕЛИН КОЛЕЦ»
2.1 Человек – главный элементы философии Толкиена 11
2.2 Гуманизм и «маленький» человек 13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 16
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 18

Фрагмент для ознакомления

По Толкиену это великий человеческий дар и одновременно его беда, так как «несбыточны людские мечтания».В данном вопросе мы не согласны с автором, и считаем, что все, что человек захочет, он сможет воплотить, но контекст произведения говорит о том, что человек лишь может приблизить к идеалу, но никогда его не достигнет, да он и не должен его достигать, так как человек – реальное существо, пусть и обладающий «фантастическим» знанием и живущий в прекрасном мире.2.2 Гуманизм и «маленький» человекВажным элементом «фантастичности» мира Толкиена становиться идея всепрощения. В настоящее время «Властелин Колец» не только популярное произведение, но с течением времени он переходит в ранг культовых. Почему? По нашему мнению, это происходит именно благодаря той волшебной, не реальной идеи всепрощения. Современный мир никогда не сможет достичь этого, но человеческие души стремитьсяпостичь это знание. По нашему мнению именно это влечение к самому светлому порыву души привлекает миллионы читателей и почитателей данной эпопеи.Будучи гуманистом до глубины души, Толкиен отвергает всякую мысль о мщении или даже о справедливой, но жестокой каре. «Какая жалость, что Бильбо не заколол этого мерзавца, когда был такой удобный случай!» – говорит один из героев книги. На что Гэндальф отвечает: «Жалость говоришь? Да ведь именно жалость удержала его руку. Жалость и милосердие: без крайней нужды убивать нельзя. И за это была ему немалая награда. Недаром он не стал приспешником зла, недаром спасся; а всё потому, что начал с жалости!». «Без крайней нужды убивать нельзя», - говорит Толкиен, иначе в душу человеку легче будет прорваться злу. Убивать, даже убивать ради самой благой цели – значит поступать на руку мировому злу.[1,6-8]Именно такое отношение к вопросу справедливости делает это произведение по настоящему философским. Изречения Гендальфа являются голосом автора, который даже с некоторым гневом, не допустимым для христианина, высказывает свою позицию. Конечно, вопрос о мщении и справедливости, кто и когда должен ее восстанавливать и должен ли – один из основных, которые пытается решить в своей жизни каждый человек, живущий даже в 21 веке. Поэтому сэтой точки зрения «Властелин Колец» является пищей для размышления по основным направлениям, влечениям человеческого разума и души.Другой важной идеей произведения является идея решающей роли личности в истории. «Маленькие камешки вызывают большой обвал». В данном вопросе Толкиен рассматривает тему, которая давно занимала и по сей день занимает человечество. Вопрос о «маленьком» человеке ставили перед собой и российские авторы на протяжении нескольких веков, эта тема понятна нам с точки зрения нашей истории. Как вариант актуальности «Властелина Колец» – возрождение значимости «маленького» человека. В настоящий исторический период, как для России, так и для всего мира в целом важно понимание того, что каждое действие любого самого незначительного героя может радикально изменить ход сюжета. Автор к смысловому контексту данного вопроса добавляет и нравственный, то есть ему неважно силён герой или слаб, умён или глуп, главное – он должен оставаться честным и преданным. Избрать тернистый путь добра – сделать правильный, христианский выбор. Выбирают добро не для того чтобы получить награду, адля того, чтобы остаться человеком. И важно, чтобы каждый «маленький камешек» понимал, что от его выбора, зависит ход всей игры. По заповедям, проповедуемым христианами награда ждет человека после смести в ином мире. Толкиен же наградил своих героев при жизни [6].Награда, так скоро нашедшая своих героев, по нашему мнению не столь ярка, как могла бы быть. Мы связываем это с тем, что наказание зла, возмездие не было осуществлено в полной мере, как это происходит, например в сказках. Здесь, «Властелин Колец» также проповедует христианские мотивы. На вопрос Фродо, о том, неужели ли Горлума все-таки пощадят, после всех его черных дел, Гендальф, то есть, как мы отметили ранее, голос автора, отвечает: «Заслужить-то заслужил, спору нет. И он, и многие другие, имя им - легион. А посчитай-ка таких, кому надо бы жить, но они мертвы. Их ты можешь воскресить, чтобы уж всем было по заслугам? А нет - так не торопись никого осуждать на смерть. Ибо даже мудрейшим не дано провидеть всё. Мало, очень мало надежды на исправление Горлума, но кто поручится, что её вовсе нет?»[1,6].Здесь наблюдается удивительно глубокий философский смысл. Размышления о правде и правоте, долге и возможности, размышления о месте и правах человека в мире и его отношениях с высшими силами. Мотив «маленького человека» выражается именно в этом. В этой связи стоит отметить, что надежда Гендальфа на исправление Горлума, на его шанс в некотором роде осуществилась. В конце произведения именно Горлум, хотя и невольно, предрешает победу добра.ЗАКЛЮЧЕНИЕФилософско-нравственная проблематика эпопеи Толкиена очевидна каждому читателю. Самой очевидной, лежащей на поверхности мыслью является борьба добра и зла, которая заложена и в символике романа.Большой объем философско-нравственного смысла автор заключил в символы, которые «разбросаны» по всему произведению. Таким образом, автор пытается донести свою философию до современного читателя.Кольцо – главный символ, позволяющий автору показать нравственную сущность героев, это своеобразный библейский «змей-искуситель», пытающийся сбить с пути добра как можно больше душ.Именно с помощью кольца Толкиен развивает философскую тему не только разницы в поступках и мыслях добра и зла, но и тему личного выбора каждого. Кольцо наглядно показывает, почему зло не в состоянии стать фундаментом для добра. Единственный способ избежать несчастий – не допускать мысли о возможности воспользоваться силой власти, силой Кольца. Еще одним аспектом, ярко представляющем мир Толкиена является природа и ее отношения с человеком. Век 20 принес в жизнь людей глобальную индустриализацию, погоню за прогрессом, автор же в своем произведении пытается показать, что прогресс – не самоцель, он не стоит жертв, например, жертвы природы. Для Толкиена природа – одухотворённое начало, и тот, кто превращает «долину, некогда покрытую лугами» в безобразный пейзаж «чёрные провалы шахт, оружейные мастерские и бурые дымки над горнами кузниц» является носителем зла.Особое место уделено параллелям понятий жизни и смерти. Символичность также читается в пейзажах, описывающих Запад и Восток. Отсюда можно сделать вывод о том, что анализ сюжета и жанра позволяет рассматривать «Властелина Колец», как современную героико-мифологическую эпопею, содержащую в себе христианско-гуманистические идеи автора и основные принципы его эстетики. По нашему мнению, Толкиен видел своей задачей направить современного человека, показать ему его жизнь со стороны, показать очевидность происходящего, его ошибки. Автор видит возможным изменения к лучшему в случае, победы добра над злом,а возможно это только если все «маленькие камешки» поймут свою значимость в общем деле – возрождении жизни. Помощью в этом им станет всепрощение, милосердие, правда и смелость.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫТолкин Джон Рональд Руэл. Властелин Колец:[трилогия: перевод с английского] / Джон Рональд Руэл Толкин. – Москва: Издательство АСТ, 2015. -752с.Г. М. Ермакова. Время в трилогии Д. Р. Р. Толкиена «Властелин колец».Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3, Издательство Саратовского университета, 2003 – с. 217-225. Режим доступа: http://www.kulichki.net/tolkien/arhiv/manuscr/ermakova.shtmlТолкиен Д. Р. Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. М., 1991. С. 252Толкин, Дж. Дружество кольца: Летопись первая из эпопеи «Властелин колец»/ Дж. Толкин; Пер. с англ. В Волковского, Д. Афиногенова, В. Воседого. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002- 564,[2] с.: ил.Чернухина Т. Б. Поэтика сказочно-мифологического эпоса Дж.Р. Р. Толкиена "Повелитель колец" //Вопросы поэтики художественного творчества: Межвузовский сборник научных трудов. – Ростов-на-Дону, 1991. - С.46-51.Библиофонд. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=454158– Христианские мотивы Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.allsoch.ru/sochineniya/28595 – Джон Толкиен: Извечная битва добра и злаЛитература. Режим доступа: https://studwood.ru/1393988/literatura/vlastelin_kolets– Философские идеи в произведенияхМного смысла. Режим доступа: https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/trilogija-vlastelin-kolec-ljudi-gibnut-za-metall/–Трилогия «Властелин Колец»

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Толкин Джон Рональд Руэл. Властелин Колец:[трилогия: перевод с английского] / Джон Рональд Руэл Толкин. – Москва: Издательство АСТ, 2015. -752с.
2. Г. М. Ермакова. Время в трилогии Д. Р. Р. Толкиена «Властелин колец».Межвузовский сборник научных трудов. Выпуск 3, Издательство Саратовского университета, 2003 – с. 217-225. Режим доступа: http://www.kulichki.net/tolkien/arhiv/manuscr/ermakova.shtml
3. Толкиен Д. Р. Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки. М., 1991. С. 252
4. Толкин, Дж. Дружество кольца: Летопись первая из эпопеи «Властелин колец»/ Дж. Толкин; Пер. с англ. В Волковского, Д. Афиногенова, В. Воседого. – М.: ООО «Издательство АСТ»; СПб.: Terra Fantastica, 2002- 564,[2] с.: ил.
5. Чернухина Т. Б. Поэтика сказочно-мифологического эпоса Дж.Р. Р. Толкиена "Повелитель колец" //Вопросы поэтики художественного творчества: Межвузовский сборник научных трудов. – Ростов-на-Дону, 1991. - С.46-51.
6. Библиофонд. Режим доступа: https://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=454158 – Христианские мотивы
7. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.allsoch.ru/sochineniya/28595 – Джон Толкиен: Извечная битва добра и зла
8. Литература. Режим доступа: https://studwood.ru/1393988/literatura/vlastelin_kolets – Философские идеи в произведениях
9. Много смысла. Режим доступа: https://mnogo-smysla.ru/smysl-filma/trilogija-vlastelin-kolec-ljudi-gibnut-za-metall/ – Трилогия «Властелин Колец»

Вопрос-ответ:

Какая философско-нравственная проблематика присутствует в трилогии Дж. Р. Р. Толкиена "Властелин Колец"?

Философско-нравственная проблематика в трилогии "Властелин Колец" включает в себя такие темы, как силы добра и зла, судьбы и свободы, истинной ценности мирных времен и войны, предательства и верности, морального выбора и силы воли.

Какие фантастические элементы встречаются в мире Толкиена?

В мире Толкиена встречаются различные фантастические элементы, такие как эльфы, гномы, хоббиты, орки, магия, волшебные предметы, обитаемые земли и т. д. Эти элементы вписываются в общую фантастическую атмосферу романа и являются неотъемлемой частью его вселенной.

Каким образом в трилогии "Властелин Колец" отражается проблема добра и зла, и каково их противостояние?

Проблема добра и зла в трилогии "Властелин Колец" отражается через борьбу между Сауроном, воплощением зла, и героями, представляющими добро и справедливость. Противостояние проявляется в постоянной борьбе между этими силами, в поиске и использовании власти, в битвах и испытаниях, которые герои должны преодолеть, чтобы достичь победы. Вопрос о добре и зле поднимается также через внутренний моральный выбор каждого персонажа и его искушения.

Какие христианские мотивы можно выделить в эпопее "Властелин Колец"?

В эпопее "Властелин Колец" можно выделить несколько христианских мотивов, таких как жертва ради искупления, борьба с искушением, победа добра над злом, воскрешение и вознесение героя и принципы христианской этики, такие как верность, милосердие и сострадание. Эти мотивы оказывают сильное влияние на сюжет и характеры и являются важными философскими элементами произведения.

Какие философские мотивы присутствуют в трилогии Дж.Р.Р. Толкиена "Властелин Колец"?

Философские мотивы в трилогии "Властелин Колец" Толкиена включают философско-нравственную проблематику, отражение и противостояние добра и зла, христианские мотивы, гуманизм и роль человека в фантастическом мире.

В чем заключается философско-нравственная проблематика в трилогии Толкиена?

Властелин Колец" исследует вопросы моральности, справедливости, силы воли, пожертвования и выбора между добром и злом. Различные персонажи и воинства сталкиваются с моральными и этическими дилеммами и принимают решения, которые определяют их характер и судьбу.

Какие христианские мотивы можно найти в трилогии Толкиена?

В трилогии "Властелин Колец" присутствуют христические мотивы, такие как идея жертвенной любви и спасения через пожертвование. Персонажи, такие как Фродо Бэггинс и Арэдель, воплощают эти идеи и сталкиваются с борьбой между добром и злом.

Какую роль играет человек в философии Толкиена?

Для Толкиена, человек является главным элементом философии. Он ищет свое место и смысл в фантастическом мире, сталкивается с испытаниями и соблазнами, и принимает решения, определяющие его характер и судьбу. Человек имеет свободную волю и ответственность за свои действия, и именно это делает его способным противостоять злу и выбирать добро.