Современный правовой режим безъядерных зон
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 81 + 81 источник
- Добавлена 16.05.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение 3
1 Безъядерные зоны как объект правового регулирования 5
1.1 История возникновения и развития безъядерных зон 5
1.2 Правовой статус безъядерных зон: международно-
правовое регулирование 12
2 Современный правовой режим безъядерных зон 24
2.1 Особенности современного правового режима
запрещения ядерного оружия 24
2.2 Правовой режим безъядерных зон в различных регионах мира 26
2.3 Особенности правового регулирования арктической
зоны РФ как территории создания безъядерной зоны 30
Заключение 37
Список использованных источников 39
Хотя данные, полученные на международном и юридическом основании для государств на международном уровне, имеют юридические последствия, они оказывают влияние на международно-признанную подготовку, они, как правило, не являются источником международного права и поэтому не могут считаться на международном уровне верховенством закона. Таким образом, в современной международной системе увеличивается роль и значение международного договора как способ решения проблемы создания безъядерной зоны.Большинство сторонников авторов концепции безъядерной зоны считают аспект зоны, свободной от ядерного оружия, международный договор единственной жизнеспособной альтернативой. Итальянский адвокат М. Россини отмечает, что заключение международного контракта является наилучшим способом установления статуса зоны, свободной от ядерного оружия.Придерживаясь вышеуказанных позиций, следует обратить внимание, что договорная форма сотрудничества в странах Центральной Азии проявилась в подписании Семипалатинского договора, который, как представляется, является исключительным при решении такого рода вопросов. В конце концов, только с помощью договора согласуются совместные действия его сторон, конкретное и четкое определение взаимных прав и обязанностей сторон договора, единство в толковании и выполнении обязательства, взятых членами Центрально-Азиатской ЗСЯО. Оформление договора также значительно повышает выносливость и стабильность работы безъядерной зоны Центральной Азии.Вторая форма сотрудничества государств Центральной Азии носит организационный характер. Он органично вытекает из договорной формы и осуществляется посредством консультативных совещаний, международных конференций, их участия в работе международных организаций. Следует также отметить роль Международного агентства по атомной энергии (МАГАТЭ) в качестве ведущего в мире форума научно-технического сотрудничества в области использования ядерной энергии в мирных целях. В частности, с участием МАГАТЭ был разработан первый проект Договора ОСЗ в Центральной Азии. Тема создания зоны, свободной от ядерного оружия в Центральной Азии, была включена в повестку дня семинара МАГАТЭ «Нераспространение ядерного оружия: укрепление системы гарантий», состоявшегося в 2003 году в Ташкенте. Взаимодействие государств региона по вопросам, касающимся зон, свободных от ядерного оружия, также осуществлялось в рамках Конференции по взаимодействию и мерам укрепления доверия (СВМДА), которая является международным форумом для укрепления сотрудничества, обеспечения мира, безопасности и стабильности в Азии. Важная часть сотрудничества государств - участников зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии проходила в рамках Региональной группы экспертов (РЭГ), созданной в результате Ташкентской международной конференции в 1997 году для подготовки соответствующего Договора. При прямой поддержке ООН, ее Генерального секретаря, Регионального центра ООН по вопросам мира и разоружения в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Управление по правовым вопросам ООН провело процесс адаптации и переговоров в рамках инициативы по ЗСЯО в Центральная Азия. Таким образом, организационная форма сотрудничества позволила объединить различные подходы и взгляды стран региона по проблеме зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии, а также учесть позиции ядерных держав в отношении данной проблемы. Подводя итог к данному параграфу, считаем необходимым сформулировать некоторые выводы и предложения:1. Анализ взаимодействия центрально-азиатских государств в создании ЗСЯО позволяет заявить о существовании двух основных форм международно-правового сотрудничества: договорно-правовой и организационно-правовой (в рамках международных объединений общего и регионального природа). Эти формы взаимосвязаны и представляют собой единый международный правовой процесс, который должен обеспечиваться всеми государствами региона в целом и каждым из них индивидуально. Между тем, каждая из этих форм взаимодействия характеризуется отличительными особенностями, которые определяют эффективность и долгосрочное сотрудничество государств-членов Центрально-азиатской ЗСЯО.2. Участники зоны, свободной от ядерного оружия, в Центральной Азии должны поощрять новые формы сотрудничества, такие как обмен информацией о состоянии глобального режима ядерного нераспространения дипломатических усилий, осуществление совместных исследований и принятие общих резолюций на международных конференциях. Сотрудничество между странами региона также может быть усилено за счет принятия дополнительных протоколов, таких как взаимные обязательства не участвовать в нападениях на мирные ядерные объекты.3. Организационную форму сотрудничества можно улучшить за счет создания и деятельности региональной организации, Агентства по запрещению ядерного оружия в Центральной Азии.2.3. Особенности правового регулирования арктической зоны РФ как территории создания безъядерной зоныВ контексте современного общества проблемам правовой политики в арктической зоне Российской Федерации уделяют все большее внимание юристам и практикам. Это связано с объективными причинами. В настоящее время Арктика развивается такими беспрецедентными темпами, что научное сообщество несколько затягивается с обоснованием руководящих принципов развития этой зоны с разработкой правовой политики в этой области.В настоящее время есть исследования, в которых авторы начинают поднимать эти вопросы. Например, Н. И. Уткин отмечает, что правовой статус Арктики как объекта правового влияния еще не определен, и необходим закон «в арктической зоне». Также Н. И. Уткин отмечает, что «в этой сфере требуется« надлежащая правовая политика, государственная поддержка, научная поддержка и определенная помощь высших законодательных органов страны ». В рамках Мурманского круглого стола С.Б. Немченко заявил, что «с точки зрения принятия важных решений по развитию Арктики и обеспечения безопасности в регионе научное сообщество опаздывает. Необходимо разработать новые стратегические документы по вопросам комплексного безопасность, развитие сил и средств МЧС России в Арктической зоне Российской Федерации ». А. С. Автономов, А. В. Малко, С. Б., Немченко говорят, что «для эффективного развития Арктики необходима систематическая научная правовая политика. В исследованиях Арктике остро ощущается неполное юридическое обоснование, которое объективно и исторически требует большего внимание со стороны юридического научного сообщества ».Сейчас в среднем в арктической зоне России происходит до 100 чрезвычайных ситуаций техногенного и естественно-техногенного характера за год.К потенциальным искусственным источникам чрезвычайных ситуаций относятся: атомные электростанции и реакторы кораблей ядерного флота; пробелы в нефте – и газо проводах; разливы и зажигание нефтепродуктов и газа; аварии на предприятиях по добыче и переработке углеводородов, металлов, энергии, жилищно-коммунального хозяйства; кораблекрушения, аварии на железнодорожном, автомобильном и воздушном транспорте.В этой связи Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечение национальной безопасности до 2020 года, утвержденная Президентом Российской Федерации, предусматривает создание комплексной системы безопасности для защиты территорий, населения и критических объектов Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера: «9. В целях совершенствования системы государственного управления социально-экономическим развитием Арктической зоны Российской Федерации предусматривается: I) создание комплексной системы безопасности для защиты территорий, населения и важнейших объектов Арктической зоны Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая разработку и реализацию проектов в области изучения и развития арктического континентального шельфа и прибрежной зоне и других крупных инфраструктурных проектах в Арктической зоне Российской Федерации».На втором этапе (до 2020 года) производятся разработки комплексной системы безопасности для защиты территорий, населения и важнейших объектов арктической зоны Российской Федерации от угроз природных и техногенных аварий ».Однако в настоящее время до сих пор нет четкого определения концепции «комплексной безопасности арктической зоны», нет правовых руководящих принципов для создания этой системы, ее элементов, по сути, исследований в области комплексной безопасности Арктическая зона в России не проводится.Таким образом, вопросы обеспечения комплексной безопасности в арктической зоне Российской Федерации в случае угрозы возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций недостаточно разработаны в законодательстве, до сих пор нет монографий и диссертаций по этому вопросу.В рамках Арктического совета МЧС России проводятся два международных проекта «Поиск и спасение в Арктике» и «Создание интегрированной системы безопасности при реализации экономических и инфраструктурных проектов в Арктике». В этой связи становится актуальным вопрос об общих подходах арктических государств к предотвращению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, а также возможность сближения законов государств в этой области.Следует отметить, что созданию комплексной системы безопасности для различных объектов отводится особое внимание, о котором в настоящее время говорят более, чем 50 нормативных правовых актов Российской Федерации. Однако, учитывая очевидное значение этого вопроса сегодня, можно сказать, что нет четкого и понятного определения термина «интегрированная безопасность». Нет сомнений в том, что совершенствование законодательства в области ядерной безопасности в Арктике имеет первостепенное значение, и для этого требуются четкие руководящие принципы для разработки правовой политики государства.Учитывая вышесказанное, можно сказать, что в настоящее время чрезвычайно важно всесторонне рассмотреть комплексную безопасность в случае угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и антропогенного характера, определив ее концепции, знаки, элементы. Существующие пробелы в правовом регулировании сложной безопасности имеют выраженную секторальную коннотацию и ее необходимо быстро обобщить, проанализировать и разрешить. Исключение этих пробелов будет способствовать созданию всеобъемлющей системы безопасности и, следовательно, будет способствовать развитию арктической зоны Российской Федерации в соответствии с государственной стратегией.Однако в последние годы значительно возросло число научных событий, которые обсуждают проблемы разработки правовой политики в Арктике, в том числе в области безопасности. Так, 7 апреля 2016 года в МЧС РФ состоялась международная научно-практическая конференция на тему: «Проблемы предотвращения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в Арктическом регионе». В ней приняли участие делегаты из стран-членов Арктического совета, представители заинтересованных министерств и ведомств, а также старшие должностные лица северных регионов Российской Федерации. В тот же день в Звенигороде в Москве состоялась международная научно-практическая конференция по строительству и внедрению аппаратно-программного комплекса «Безопасный город» в Арктике. В ходе обсуждения были рассмотрены вопросы развития российских подразделений МЧС в Арктике, безопасности городов и населенных пунктов в Арктике, проблемных путей построения АПК «Безопасный город», ликвидации ядерного наследия, гидрометеорологической безопасности, развития наземного пространства инфраструктуры, реализации проектов по улучшению окружающей среды, мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций в Арктике.В феврале 2016 года в спасательном центре «Вытегра» была завершена общероссийская научно-практическая конференция «Арктика - территория безопасности. Разработка системы комплексной безопасности Арктической зоны Российской Федерации». В результате была принята резолюция, содержащая рекомендации Министерства чрезвычайных ситуаций России о внесении изменений в нормативную базу, направление развития инфраструктуры, научные и образовательный процесс и медицинскую и психологическую поддержку. Важнейшим результатом конференции было решение организовать авиатранспортное сопровождение поисково-спасательных подразделений, в том числе других заинтересованных федеральных органов исполнительной власти.Отдельно следует выделить работу круглого стола «Правовая Политика безопасности в Арктике», состоявшегося в ноябре 2014 года в Мурманском филиале Санкт-Петербургского университета государственной пожарной службы МЧС России, на котором обсуждались конкретные проблемы правового регулирования отношений, возникающих в арктической зоне Российской Федерации.Соорганизатором этого мероприятия были ведущие российские ученые в области теории права, главный редактор журнала «Правовая политика и правовая жизнь», директор Саратовского отделения Института государства и права РАН, доктор наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации А. В. Малько. В своем вступительном слове,он изложил Общий перечень проблем в области осуществления правовой политики в области безопасности в Арктике - «первое место должно быть связано с вопросом о правовом статусе Арктической зоны.необходимо принять единый нормативный правовой документ в области правового регулирования деятельности по обеспечению всеобъемлющей безопасности региона». Однако, несмотря на усилия юристов, в настоящее время практически нет нормативно-правовой базы управления арктической зоной Российской Федерации на федеральном уровне. Ни Российская империя, ни Советский Союз, ни Российская Федерация не приняли основополагающего закона, который определяет статус, состав и границы российской Арктики. В результате существует не только законный объект управления, но и объект научных исследований. Изучая некоторые предметные области научных знаний, каждый специалист определяет объект российской Арктики, ее границы, что в конечном итоге влияет на разработку практических рекомендаций.Проблемы обеспечения всеобъемлющей безопасности Арктического региона также практически не отражены в действующих нормативных правовых актах, в то время как на территории Арктического региона имеются объекты для добычи нефти и газа, атомная энергетика, производственные предприятия, где в суровыхклиматических условиях вероятность чрезвычайных ситуаций значительно возрастае. Существующие правовые нормы эклектичны и не носят системного и комплексного характера, и все чаще в академических кругах звучат идеи о создании «арктического» права.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основании вышеизложенного, можно сделать следующие выводы:Инициатива по разработке конвенции о запрещении ядерного оружия, поддержанная Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций, рассматривается в настоящее время. В связи с данной инициативой возникает вопрос о том, будет ли являться ли конвенция о запрещении ядерного оружия, в случае ее вступления в силу, основой международного режима запрещения ядерного оружия, а также будет ли основой действующий режим международное нераспространение ядерного оружия для формирования международногорежима запрещения ядерного оружия.Помимоэтого, существуют недостатки, препятствующие подготовке международного режима запрещения ядерного оружия. Недостатки режима ядерного нераспространения, отчасти, от запрещения и ликвидации ядерного оружия, связаны с наличием пробелов в международном правовом регулировании. Онизаключаются в отсутствии международного договора, в котором отражался бы как недопустимый весь перечень действий, а именно:по разработкам, производству, тестированию, передаче, приобретению, перемещению, хранению, использованию, угрозе применения или использования ядерного оружия, а также помощи, финансированию, стимулированиюперечисленных видов деятельности.Международно-правовые нормы режима нераспространения ядерного оружия фрагментарны, имеющиеся теоретические инструменты, охватывают только определенные области или виды деятельности. Недостатки правового регулирования в рамках этой схемы также возникают, поскольку положения, содержащиеся в документах, касающихся режима, толкуютсяразличными государствам по-разному.В нашей стране в последнее время чаще обращаются к необходимости исследования арктических территорий, поскольку это возможные территории для размещения безъядерных зон. В настоящее время до сих пор нет четкого определения концепции «глобальной безопасности Арктической зоны», нет юридических ориентиров созданияданной системы, ее элементов, фактически исследования в области комплексной безопасности арктической зоны безопасности в России не проводятся. Глобальные вопросы безопасности зоны Арктики в Российской Федерации, когда налицо угроза возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, недостаточнопроработаны законодательством, и до сих пор не хватает монографических и диссертационных работ по этому вопросу. Тем не менее, планируется более детально рассмотреть и проанализировать проблемы правового характера, связанные с освоением Арктической зоны РФ, разработать пути решения проблемных задач, концепциикомплексной безопасности при угрозах возникновения природных и техногенных чрезвычайных ситуаций, выделить их ключевые характеристики и элементы.Прежде всего, необходимо сформулировать и консолидировать на законодательном уровне концепцию «комплексной безопасности Арктической зоны», которая будет способствовать четкому пониманию всех взаимосвязанных процессов в рамках данного базиса, правильной интерпретации документов, регулирующих структурные алгоритмы, посвященные развитию Арктики.Также запланировано составить список проектов, необходимых для разработки законов и правил, а также существующих проектов изменений с целью формирования унифицированной правовой базы «арктического» права. В результате планируетсяразработать проект Концепцией обеспечения комплексной безопасности Арктической зоны Федерации.
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с поправками от 21июля 2014) // СПС «Гарант», 2018.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части первая, вторая, третья, четвертая) (в ред. от 07.02.2017) // СПС «Гарант», 2018.
3. Объединенные Нации. Официальные отчеты. Генеральная Ассамблея. Двадцатая сессия. Пленарное заседание, 697 заседание. – Нью-Йорк, 1961. – С. 315.
4. Стратегия развития Арктической зоны Российской Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 г., утверждена Президентом Российской Федерации.
Научная литература:
5. 50 лет борьбы СССР за разоружение. – М., 1967. –С. 308.
6. A.G e n e. Session. The Multilateralization Of The Monroe Doctrine: The Rio Treaty, 1947. — World Affairs, vol. 136, N 3 (Winter 1973—1974), p. 259—274. Здесь: с. 270.
7. A.G.R o b l e s. Op. cit., p. 11.
8. A.G.R o b l e s. The treaty for the prohibition of nuclear weapons in Latin America. — Pitt David C., Thompson Gordon. Nuclear-Free Zones. Routledge, 1987. P. 9-22, зд. стр. 9.
9. Agency for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America and the Caribbean. Report of the Secretary General of OPANAL on Compliance. With the Commitments Undertaken by the States of the Region in Resolution Ag/Res. 2245 (Xxxvi-O/06) and in the Declaration on Security in the Americas, Particularly Paragraph 11 regarding Non-Proliferation of Nuclear Weapons, p. 5—10.
10. Agency for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America and the Caribbean. Report of the Secretary General of OPANAL on Compliance. Op. cit., p. 5-10.
11. Agency for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America, Report of the Secretary General (May 1983 to April 1985). General Conference, Ninth Regular Session (Agenda Item 6). Mexico, 7-9 may 1985, р. 9.
12. Alfonso Garcia Robles, Nobel Lecture: «The Latin American Nuclear-Weapon Free Zone», 6 Feb 2013. — http://www.nobelprize.org/nobel_prizes/peace/laureates/1982/robles-lecture.html
13. Attachment: Tab A. Brazil, Draft Resolution (Introduced in Committee I, November 8). 9 November 1962. Digital National Security Archive. — http://nsarchive.chadwyck.com/ marketing/index.jsp Документ опубликован Университетом Дж.Вашингтона в рамках проекта «Архив национальной безопасности».
14. Brazil: Signature of Treaty of Tlatelolco. Treaties Database Home. United Nations Office for Disarmament Affairs. — http://disarmament.un.org/treaties/a/tlatelolco/brazil/sig/mexico+city
15. Burroughs J. “International law”. Assuring destruction forever: nuclear weapon modernization around the world / J. Burroughs. New York: Reaching Critical Will of the Women’s International League for Peace and Freedom, 2013. — 154 p.
16. Burroughs J., Weiss P. Legal Gap or Compliance Gap? / J. Burroughs, P. Weiss // Arms Control Today, 2015. — 321 p.
17. Caughley T., Mukhatzhanova G. Negotiation of a Nuclear Weapons Prohibition Treaty: Nuts and Bolts of the Ban / T. Caughley, G. Mukhatzhanova // UNIDIR, 2017. — 42 p.
18. Cifrado, Republica de Cuba, Ministerio de Relaciones Exteriores, Secretario del Ministro, Noviembre 11 de 1962 (Шифровка от Министерства иностранных дел Республики Куба, Секретариата Министра Кубинской миссии в ООН). The Digital National Security Archive. — http://nsarchive.chadwyck.com/marketing/index.jsp Документ опубликован Университетом Дж. Вашингтона в рамках проекта «Архив национальной безопасности». Проект предусматривает публикацию рассекреченных ЦРУ и Госдепом США документов. (База данных архива платная, поэтому свободный доступ закрыт.)
19. COPREDAL 46, July 21, 1966.
20. Cuba: Signature of Treaty of Tlatelolco. Treaties Database Home. United Nations Office for Disarmament Affairs. — http://disarmament.un.org/treaties/a/tlatelolco/cuba/sig/mexico+city
21. Dhanapala J., Duarte S. Is there a future for the NPT? / J. Dhanapala, S. Duarte // Arms Control Today, 2015. — 457 p.
22. Figueiredo criticizes Tlatelolco Treaty. Interview with President Joao Figueiredo by special reporter Joaquin Lopez-Doriga V. Novedades. México, 31 March 1984, p.1, 11, цит. в: Cable from Department of State to the US Embassy in Brasilia, 1984, May 17. The Digital National Security Archive. —http://nsarchive.chadwyck.com/marketing/index.jsp
23. Final Act of First Session: General Assembly, 19th Session, Official Records, Doc. A/5912, April 15, 1965; Final Act of Second Session: General Assembly, 20th Session, Official Records, Doc. A/5985, Sept. 22, 1965; Final Act of Third Session: General Assembly, 20th Session, Doc. 42 A/6328, May 12, 1966; Final Act of Fourth Session: General Assembly, 21st Session, Official Records, Doc. A/6663, Feb. 23, 1967. Как указывает И. Ахтамзян, по настоянию А.Г.Роблеса первоначальный проект договора был составлен ночью 1 июля 1965 г. с 5 часов вечера до 5 часов утра. См.: И.А.А х т а м - з я н. Зоны, свободные от ядерного оружия. — Ядерное нераспространение, в 2 томах. Том 1, 2002, с. 149—170.
24. General Assembly, 18th Session, Official Records, Agenda Item 74, Annexes, Doc A/5415/Rev.1, Nov. 14, 1963.
25. General Assembly, 18th Session, Official Records, Denuclearization of Latin America. 1265 Plenary Meeting, 27 November 1963.
26. Get the facts. Global Zero [Электронный ресурс]. — Режим доступа: https://www.globalzero.org/get-the-facts.
27. H.J.R o s e n b a u m, G.M.C o o p e r. Brazil and the Nuclear Non-Proliferation Treaty. — International Affairs (Royal Institute of International Affairs), vol. 46, N.1, Jan, 1970, p. 74—90.
28. Ibid., p. 12, 15.
29. Ibidem.
30. Inter-American Treaty of Reciprocal Assistance. Rio De Janeiro Conference for the Maintenance of Continental Peace and Security, August 15-September 2, 1947. — http://avalon.law.yale. edu/20th_century/decad061.asp#1
31. J.R.R e d i c k. Nuclear Illusions: Argentina and Brazil. Occassional Paper No. 25 December 1995. The Henry L. Stimson Center, p. 22—23.
32. J.R.R e d i c k. Op. cit., p. 18.
33. J.R.R e d i c k. The Tlatelolco Regime and Nonproliferation in Latin America. — International Organization, vol. 35, N 1. Nuclear Proliferation: Breaking the Chain (Winter, 1981). p. 103—134.
34. M.S e r r a n o. Common Security in Latin America. The 1967 Treaty of Tlatelolco. London, 1992, p. 34.
35. Memorandum from the General Secretariat … 28 February 1995.
36. Memorandum from the General Secretariat of the Agency for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America and the Caribbean Prepared for the 1995 Conference of the Parties to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons, 1995 Review and Extension Conference of the Parties to the Treaty on the Non-Proliferation of Nuclear Weapons. NPT/CONF.1995/10. 28 February 1995. — http://www.un.org/Depts/ddar/nptconf/21ce.htm
37. Memorandum of conversation: President Carter / President Pinochet Bilateral, September 6, 1977, р. 3. The Digital National Security Archive. —http://nsarchive.chadwyck.com/ marketing/index.jsp
38. Outgoing Telegram (Circular) from the Department of State to US Mission in Geneva, US Embassies in Bonn, Cairo, London etc. Subject: Treaty of Tlatelolco (Latin American Nuclear Free Zone). February, 18 1967. The Digital National Security Archive. — http://nsarchive.chadwyck.com/marketing/index.jsp
39. Outgoing Telegram (Circular) from the Department of State to US Mission in Geneva, February, 18, 1967. The Digital National Security Archive. —http://nsarchive.chadwyck.com/ marketing/index.jsp
40. P.M.Т и м е р б а е в. Россия и ядерное нераспространение. 1945—1968. М., 1999, с. 160.
41. Roscini M. Le zone denuclearizzate. Torino: Giappichelli, 2003. P. 86.
42. Secret Cable from the US Embassy in Brasilia to the Department of State: Tlatelolco Treaty. Buenos Aires. October 18, 1977. The Digital National Security Archive. —http://nsarchive.chadwyck.com/marketing/index.jsp
43. United Nations General Assembly, 17th Session, Doc. A/PV.1125, Sept. 20, 1962, p. 19, par. 25.
44. Б.Ф.М а р т ы н о в. Бразилия: приоритеты и фобии восходящей державы. — Индекс безопасности, 2010, № 4 (95), т 16, с. 43—57, 52.
45. Буник И. В. Международно-правовые основания регулирования Россией судоходства по Северному морскому пути: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2007. 195 с.
46. В 2008 г. в российских СМИ появилось сообщение со следующим комментарием представителя МИД РФ А. Нестеренко, в ответ на информацию о посадке стратегических бомбардировщиков РФ в Венесуэле: Россия «скрупулезно выполняет положения договора Тлателолко», объявившего Латинскую Америку зоной, свободной от ядерного оружия». «МИД: Россия соблюдает договор Тлателолко по Латинской Америке», 12.IX.2008. — http://www.vz.ru/news/2008/9/12/207186.html
47. В Ташкенте прошёл семинар МАГАТЭ по укреплению системы гарантий // NIS Export Control Observer. 2013. Июль.
48. Губанов А. И. Правовые вопросы делимитации континентального шельфа в Арктике: дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. 350 с.
49. Даниленко Г. М. Обычай в современном международном праве. -М.: Наука, 2013. — 567 с.
50. Заявление Венесуэлы при ратификации Договора Тлателолко. United Nations Office for Disarmament Affairs. — http://disarmament2.un.org/TreatyStatus.nsf
51. И.С.Ф а б р и ч н и к о в. Ядерные грезы Бразилии. — Ядерный Контроль, 2003, № 4 (70), с. 95—100.
52. К пяти предыдущим государствам присоединились Коста-Рика, Сальвадор, Гаити, Гондурас, Панама и Уругвай.
53. Кроме того, по настоянию США, было включено положение о том, что «никакое государство не обязано применять вооруженную силу без его согласия» (ст. 23).
54. Межамериканский договор о взаимной помощи (Пакт Рио-де-Жанейро 1947 г.). Главный принцип этого договора заключался в том, что нападение на любую страну из числа подписавших, будет означать нападение на все страны-участники этого договора, т.е. это договор о коллективной безопасности.
55. Меламед В.И. Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии – 15 лет. URL: http://www.iimes.ru/rus/ stat/2016.htm
56. Н.А.К у т н а е в а. План Рапацкого о создании безъядерной зоны в Европе в 1950— 1960-х годах. — «Дипломатическая служба», 2012, № 5, с. 64—73. 44 Status of Signatures and Ratifications of the Treaty of Tlatelolco and its Additional Protocols I and II. Agency for the Prohibition of Nuclear Weapons in Latin America and the Caribbean. — http://opanal.org/opanal/Tlatelolco/status-i.htm
57. Насколько важен был этот аспект для стран Латинской Америки, подтверждает даже тот факт, что члены Подготовительной комиссии на последнем своем заседании решили переименовать документ из Договора по денуклеаризации Латинской Америки в Договор по запрещению ядерной оружия в странах Латинской Америки. См.: A.G.R o b l e s. Op. cit., p. 18.
58. Оба государства подписали Договор в 1967 г., но для Аргентины он вступил в силу 18 января 1994 г., а для Бразилии — 30 мая 1994 г. Статус государств см.: United Nations Office for Disarmament Affairs. Status of the Tlatelolco Treaty. — http://disarmament.un.org/ treaties/t/tlatelolco.
59. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 3472В (ХХХ). URL: http://www.un.org/russian/ documents/ntp.
60. Ростунова О. С. Правовой режим Арктической зоны Российской Федерации: дис. ...канд. юрид. наук. М., 2012. – 186 с.
61. Черновые статьи по верификации, инспекциям и контролю, а также базовый документ — Декларация о принципах — были завершены в кратчайшие сроки уже во время второго заседания Комиссии, т.е. в период между 23 августа и 2 сентября 1965 г. Проект будущего договора под названием «Предложения для подготовки Договора для денуклеаризации Латинской Америки», был подготовлен в течение третьего заседания Комиссии. См. A.G.R o b l e s. Op. cit., p. 10.
Периодические издания:
62. http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/5953138 (дата обращения: 24.03.2018).
63. http://www.mchs.gov.ru/dop/info/smi/news/item/7278352 (дата обращения: 24.03.2018).
64. Автономов А. С., Малько А. В., Немченко С. Б. Правовая политика современной России в Арктическом регионе // Правовая политика и правовая жизнь. 2016. № 1 (62). С. 8–17
65. Баклицкий А. Ядерный контроль. ПИР-Центр, 2017 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.pircenter.org/mailouts/view-letter/letter_id/1272.
66. В Арктике внедрят АПК «Безопасный город». URL: http://www.amchs.ru/news/1657-sostoyalas-konferentsiya-povnedreniyu-apk-bezopasnyj-gorod-v-arktike.
67. Власенко В. Н. Перспективы становления и развития «арктического» права / Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014; под общ. ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. C. 50–53.
68. Вылегжанин А. Н. Международный обычай как основной источник международного права / А. Н. Вылегжанин Р. А. Каламкарян // Государство и право. —2015. — № 6.
69. Вылегжанин А. Н. Правовой режим Арктики / Международное право: учебник / отв. ред. А. Н. Вылегжанин. М.: Юрайт-Издат, 2009. С. 181–209.
70. Дамаскин О. В. Военные аспекты международного гуманитарного права / О. В. Дамаскин, И. В. Холиков // Военное право. — 2017. — № 2.
71. Дворкин В. Мир без ядерного оружия — под вопросом. РСМД, 2013 [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russiancouncil.ru/blogs/riacexperts/239/.
72. Жудро И. С. Обычно-правовые нормы как компонент уникального, исторически сложившегося статуса Арктики // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия: Гуманитарные и социальные науки. 2014. №. 6.
73. Иванов С.С., Гузенкова А. С., Аксенова О. В. Некоторые экологические аспекты хозяйственной деятельности в арктическом регионе // Экономика в промышленности. 2014. № 4. С. 103–107.
74. Кутнаева Н. А. Перспективы заключения договора о создании в Центральной Азии ЗСЯО // Ядерный контроль. 2016. № 1 (79).
75. Немченко С. Б. О реализации функции государства по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в Арктике / Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014; под общ. ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. C. 37–41.
76. Обама предлагает ядерное разоружение // Радио Свобода. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.svoboda.org/content/article/1602310.html
77. Одинокова Е. Ю. О проблеме модернизации «арктического» права / Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014; под общ. ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. C. 62–65.
78. Орлов В. А. Стеклянный зверинец нераспространения. Россия в глобальной политике, 2015 [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://globalaffairs.ru/number/Steklyannyi-zverinetc-nerasprostraneniya-17639.
79. Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014 / под общ. ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015.
80. Тимошков С. Г. Применение международного обычая как источника ответственности за преступление агрессии / С. Г. Тимошков // Журнал российского права. — 2015. — № 12.
81. Уткин Н. И. Совершенствование правового регулирования Арктической зоны Российской Федерации / Правовая политика в сфере обеспечения безопасности в Арктике: материалы круглого стола. Мурманск, 26.11.2014; под общ. ред. Э. Н. Чижикова, А. В. Малько, С. Б. Немченко; сост. А. А. Смирнова, Н. И. Уткин. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2015. C. 26–28.
Вопрос-ответ:
Каков исторический контекст возникновения и развития безъядерных зон?
Безъядерные зоны возникли в ответ на угрозу ядерной войны, которая стала особенно актуальной в период Холодной войны во второй половине XX века. Главная цель создания безъядерных зон заключалась в установлении зон, свободных от ядерного оружия, с целью обеспечения безопасности и предотвращения возможного распространения ядерных вооружений.
Каковы особенности современного правового режима запрещения ядерного оружия?
Современный правовой режим запрещения ядерного оружия основывается на международных договорах, таких как Договор о нераспространении ядерного оружия и Договор о полном запрещении ядерных испытаний. Он предусматривает контроль и ограничения в области разработки, производства, размещения и использования ядерного оружия, а также установление механизмов мониторинга и контроля для обеспечения его соблюдения.
Каков правовой статус безъядерных зон с точки зрения международно-правового регулирования?
Безъядерные зоны имеют особый правовой статус в рамках международного права. Они являются объектом международных договоров и соглашений, которые устанавливают обязательные правовые механизмы для обеспечения их соблюдения. Каждая безъядерная зона имеет свои особые правила и нормы, которые определяют область применения и ответственность государств-участников.
Какие регионы мира имеют свой собственный правовой режим безъядерной зоны?
В мире существуют различные регионы, где установлен свой собственный правовой режим безъядерной зоны. Например, Латинская Америка и Карибский бассейн образуют Зону безъядерного оружия (ЗБОЛА). В Африке действует Африканская зона безъядерного оружия (АЗБО). Есть также Ближневосточная зона безъядерного оружия (БЗБО) и другие.
Какие являются особенности правового режима безъядерных зон?
Особенности правового режима безъядерных зон включают в себя запрет на размещение, производство, хранение и использование ядерного оружия на территории данной зоны. Также важным аспектом является обязательство государств, входящих в зону, не передавать ядерное оружие или его технологии третьим странам. Кроме того, правовой режим безъядерных зон предусматривает международный контроль за соблюдением данных обязательств и механизмы разрешения споров.
Какова история возникновения и развития безъядерных зон?
Идея создания безъядерных зон возникла в начале 1950-х годов в Корее, Канаде и Латинской Америке как мера для предотвращения распространения ядерного оружия и установления мира. Первой безъядерной зоной стала Антарктида. Впоследствии были созданы безъядерные зоны в Латинской Америке и Карибском бассейне, Тихоокеанском регионе, Южной Тихоокеанской зоне и других регионах. Развитие безъядерных зон продолжается и на сегодняшний день.
Какой правовой статус имеют безъядерные зоны с точки зрения международно-правового регулирования?
Безъядерные зоны имеют особый правовой статус в международно-правовом регулировании. Они являются самостоятельными правовыми образованиями, создаваемыми государствами в рамках межгосударственных договоров. Безъядерные зоны регулируются соответствующими договорами, в которых определяются условия и правила, которыми должны руководствоваться государства-участники.
Каковы основные особенности современного правового режима запрещения ядерного оружия?
Основные особенности современного правового режима запрещения ядерного оружия включают в себя соглашения, международные договоры и многосторонние документы, направленные на контроль, нераспространение и уничтожение ядерного оружия. Важным элементом такого режима является Договор о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), который вступил в силу в 1970 году и включает обязательства государств по неиспользованию и нераспространению ядерного оружия, а также развитию ядерной энергии в мирных целях. Помимо ДНЯО, существуют и другие многосторонние договоры, например, Договор об искоренении ракет средней и малой дальности и Договор об уменьшении стратегических наступательных вооружений (СНВ-3), которые также имеют важное значение для правового режима безъядерных зон.