Социальная Философия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Философия
  • 27 27 страниц
  • 14 + 14 источников
  • Добавлена 09.06.2018
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
  • Вопросы/Ответы

ВВЕДЕНИЕ 3
1.Социальная философия 5
1.1. Понятие и сущность социальной философии 5
1.2.Проблемы социальной философии 8
2.Основные представители и идеи социальной философии 13
2.1. Позитивистская социальная философия 13
2.2. Марксистская социальная философия и ее проблематика 14
2.3. Психологическое направление (кон. 19 -нач. 20в). 14
2.4. Неокантианство (кон. 19 - нач. 20 вв.). 20
2.5. Фрейдизм и неофрейдизм 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 25

Фрагмент для ознакомления

Он рассматривал подражание как усвоение и повторение людьми того нового, что появляется в той или иной сфере общественной жизни ("Общество - это подражание"). По мнению Тардасуществуют три главных закона, которые характеризуют сущность процессов подражания и их социальную реализацию:1. закон повторения - усвоения и воспроизведения людьми определенных нововведений,2. закон оппозиции, выражает противостояние непосредственно нового и старого начал в обществе,3. закон приспособления – тогда люди адаптируются к возникшим новшествам и изменившимся жизненным условиям.Свежие взгляды, в психологическом русле социальной философии развивал итальянский философ В. Парето. Он дал объяснение логически-экспериментальному методу изыскания общественных явлений, основываясь на том, что выводы науки об обществе, движущих силах его эволюции должны основываться преимущественно на точной эмпирической (опытной) информации. Среди социальных действий он выделяет "логические" и "нелогические". Первые в определенной степени осознали и логически обосновали сами люди, вторые имеют неосознанный, инстинктивный, спонтанный характер. Психические импульсы, склонности и предрасположения людей Парето считал "источником социальной жизни". Оригинальная частью социальной философии Парето - разработанная им теория элит. Парето считал, чтопричиной социальной неоднородности и социального неравенства является психологическое неравенство людей, что проявляется, в первую очередь, в неравенстве их способностей. Наиболее способные представители общества образуют элиты в разных сферах общественной деятельности.2.4. Неокантианство (кон. 19 - нач. 20 вв.).В его основу легла философия Канта, развитая им в новых условиях. Основными представителями были - Вильгельм Виндельбандт и Генрих Риккерт.Смысл социальной философии,по мнению неокантианцев, в изучении методик познания и понимания, исторических событии, входящих в состав культурной жизнь народов различных государств и исторических эпох. Задачу социальных наук неокантианцы сводили к пониманию и объяснению отдельных исторических фактов, их характерных особенностей, поскольку неокантианцы отрицали закономерный характер социального и культурногоразвития. Социальное влияние определенных исторических явлений, их воздействие на развитие человеческой культуры неокантианцы понимали через обращение к вопросу ценностей. Ценности связывались, в первую очередь со своеобразными идеалами и, значит, ориентирами социально-культурной эволюции. Ценности стоят выше истории и формируют в своей комбинации совершенный, автономный от людей, вечный трансцендентный (то есть потусторонний) мир. Этот мир выпускает соответствующие идеи и в первую очередь идею трансцендентного долженствования. Она демонстрирует безусловную, неограниченную временем, абсолютную роль обозначенных выше ценностей. По мере их осознания люди вырабатывают соответствующие ценностные установки и требования, которыми они руководствуются в их жизни, поведении, повседневной и исторической деятельности.Понимающая социология Макса Вебера (1864-1920). Вебер, развивая некоторые идеи неокантиацев, создал теорию социального действия. Социальные действия (их три типа: традиционные, целерациональные, ценностно-рациональные) составляют, по Веберу, систему сознательного, осмысленного взаимодействия людей, в котором каждый человек учитывает влияние своих действий на других людей и их ответную реакцию на это. Социолог же должен разобраться (понять) не только в содержании, но и в мотивах действий людей, основанных на тех или иных духовных ценностях. В своей "понимающей социологии" Вебер исходит из того, что понимание социальных действий и внутреннего мира субъектов может быть как логическим, то есть осмысленным с помощью понятий, так и эмоционально-психологическим (вчувствование, вживание во внутренний мир субъекта, сопереживание). Важнейшее место в социальной философии Вебера занимает концепция идеальных типов. Под идеальным типом (к нему относятся, напр., такие социальные понятия, как "феодализма", "капитализм") им подразумевалась некая идеальная модель того, что наиболее полезно человеку, объективно отвечает его интересам в данный момент истории и вообще в современную эпоху. Вне идеальных типов - моделей сама социальная реальность неописуема, многообразна и противоречива. Наука оперирует только идеальными типами, а не реальными объектами (или объектами, полностью отражающими, адекватными реальности).2.5. Фрейдизм и неофрейдизмПредставители - Зигмунд Фрейд (1856-1939) и его последователи. Их концепции - это так называемая социобиология, которая выделяется почти полным игнорированием социальных факторов функционирования и развития общества. Игнорируется, прежде всего, роль социальных связей и отношений в поведении и деятельности людей. Каждый индивид рассматривается больше как бы сам по себе. Движущие силы его поведения усматриваются в его биологических потребностях и инстинктах (бессознательном, врожденном). Особое значение в развитии культуры и истории сам Фрейд придает психосексуальному развитию человека, влиянию его инстинктивной сексуально-биологической энергии (либидо) на "жизнь его чувств" и поведение, на ее преобразование (сублимацию) в культуру, историю путем подавления (сознанием, разумом). Альфред Адлер - ученик Фрейда, перенес акцент с сексуально-бессознательного на бессознательное стремление к власти как основное побуждение людей, проявляющееся в их поведении в рамках семьи, межличностных отношений и отношений социальных групп. Другой его ученик - Карл Густав Юнг развивал учение о коллективном бессознательном, определяющем поведение социальных групп. Это учение базировалось на многих положениях теории массовой психологии, изложенных, в частности, в работах 3. Фрейда.Представители психокультурного фрейдизма Карм Хорни, Эрих Фромм и др., признавая определенную роль подсознательного, в том числе сексуальных инстинктов, в поведении людей, дополняют его также и ролью социальных факторов, в том числе социальных связей и отношений между людьми, материальной и духовной культуры (идеи, заимствуемые ими из марксизма - у Фромма это "фрейдомарксизм"). По их мнению, социокультурные условия жизни людей в не меньшей степени обусловливают мотивы и содержание их деятельности и поведения.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итог данной работы, отметим, что социальная философия - это постоянно развивающееся учение, поскольку благодаря своим научным основаниям - всеобщим категориям, через которые исполняется анализ социальных процессов и явлений - она сохраняет свой предмет. Но в отличие от всех иных отраслей знания об обществе, в социальной философии нет раз и навсегда заданных решений, и в ней неизменно обсуждаются, казалось бы, одни и те же проблемы. Дело в том, что общие понятия, с помощью которых социальной философией очерчивается некоторое поле исследования, являются способом обнаружения некоторого, всегда наличествующего, в социальной жизни людей субъект-объектного отношения. Субъект-объектное отношение изменяется исторически, во времени и в пространстве, и всякий раз приходится как бы снова решать постоянно появляющиеся вопросы: что реально, а что нереально, что объективно, а что субъективно и т.д. Смысл всего этого не в том, что решается якобы нерешенный вопрос о первичности-вторичности бытия и сознания. Социальная философия, обосновываясь на анализе понятий, в каждой ситуации должна всякий раз как бы заново ставить и решать вопросы социального бытия людей, по-разному распределяя объективное и субъективное, реальное и нереальное в них. Разумеется, что каждый раз это необходимо устанавливать специально, беря во внимание все особенности определенной ситуации.Таким образом, социальная философия всегда некоторым образом возвращает мысль к общественному бытию - началу мысли о нем или мышлению как его началу. Тем самым социальная философия неизменно показывает возможности бесконечного развития самого бытия людей. Социальная философия в этом смысле подразумевает взглянуть людям на свое мышление как бы со стороны. Это дает возможность рефлексировать саму мысль, отвечать за нее и свое бытие.Из вышерассмотренного можно оценить значительность и значение современной социальной философии для общества и человека. Философия как наука о человеке и мире через человека дает знание, которой помогает найти своё место в обществе, в жизни, реализовать себя, познать себя. Вопросы социальной философии тесно связаны между собой. На примере рассмотрения проблемы становления личности можно увидеть, сколько других очень важных вопросов возникает по ходу изучения данной темы. На основанииназванных в данной работе тезисов относительно некоторых аспектов социальной философии можно сделать вывод о значительности и практичности данной науки для современного человека. Социальная философия - путеводитель в движении по магистралям общественной жизни, а современный философ - регулировщик, имеющий огромную силу - знание, дающее власть.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеев П.В. Социальная философия.-М.: Проспект, 2015.-256сГобозов И.А. Социальная философия.-М.: академический проект, 2010.-352сЗобова М.Р. Философия.-СПбГут, 2012.-80сЗолкин А.Л. Философия.-М.: Юнити-Дана, 2012.-604сИвин А.А. Социальная философия.-М.: Юрайт, 2016.-510сИльина В.В. Философия в схемах и комментариях.-СПб.: Питер,2005Кармин А.С. Философия.-СПб.: Питер, 2009.-565сМатяш Т.П. Философия.-Ростов-на-Дону, 2014.-507сМомджян К.Х. Социальная философия. Деятельный подход к анализу человека, общества, истории.-М.: МГУ, 2013.-400сОрехов А.М. Социальная философия.-М.: КД Либроком, 2011.-272сРахманов А.Б. Социальная философия Вебера.-М.: Красанд, 2012.-560сРахманов А.Б. Социальная философия Маркса и Энгельса и ее антиномии.-М.: КД Либроком, 2012.-608сРатников В.П. Философия.-М.: Юнити-Дана, 2014.-671сСпиркин А.Г. Социальная философия и философия истории.-Юрайт, 2015.-184сВопросы1.Что является предметом изучения в курсе социальной философии?А)развивающийся человек, представляющий социальную группу или общность, т.е. систему его общественных отношений;Б)исследование качественного своеобразия общества с помощью категорий теоретической социологии и пограничных с нею научных дисциплин (антропологии, психологии, культурологии и т.д.).В) понимание государства2. Кто является автором определения: социальная философия занимается изучением законов, по условиям которых в обществе происходит формирование устойчивых, больших групп людей, отношений среди этих групп, их связей и влияния в обществе»?А)Барулин В.С.Б) Ивин А.А.В) Маркс3.Суть проектной функции социальной философии:А) состоит в изучении взаимосвязи общественного сознания и общественного бытия, в разработке социально-философской теории, в которой нуждается обществоБ) состоит в создании проекта реконструкции реальности для определенной социальной общности (группы, класса, страта, нации).В) выработка разъясненных прогнозов о тенденциях общественной и личностной эволюции, общественные разногласия и конфликтные процессы будущих лет4. Кто сформулировал великий основной закон интеллектуальной эволюции человечества:А).ЭнгельсБ).Конт3.Вебер5. Кто выделил категории «базиса» и «надстройки» от уже обозначенных «общественное бытие» и «общественное сознание»:А) ВеберБ)ФрейдВ) Маркс и Энгельс

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В. Социальная философия.-М.: Проспект, 2015.-256с
2. Гобозов И.А. Социальная философия.-М.: академический проект, 2010.-352с
3. Зобова М.Р. Философия.-СПбГут, 2012.-80с
4. Золкин А.Л. Философия.-М.: Юнити-Дана, 2012.-604с
5. Ивин А.А. Социальная философия.-М.: Юрайт, 2016.-510с
6. Ильина В.В. Философия в схемах и комментариях.-СПб.: Питер,2005
7. Кармин А.С. Философия.-СПб.: Питер, 2009.-565с
8. Матяш Т.П. Философия.-Ростов-на-Дону, 2014.-507с
9. Момджян К.Х. Социальная философия. Деятельный подход к анализу человека, общества, истории.-М.: МГУ, 2013.-400с
10. Орехов А.М. Социальная философия.-М.: КД Либроком, 2011.-272с
11. Рахманов А.Б. Социальная философия Вебера.-М.: Красанд, 2012.-560с
12. Рахманов А.Б. Социальная философия Маркса и Энгельса и ее антиномии.-М.: КД Либроком, 2012.-608с
13. Ратников В.П. Философия.-М.: Юнити-Дана, 2014.-671с
14. Спиркин А.Г. Социальная философия и философия истории.-Юрайт, 2015.-184с

Вопрос-ответ:

Что такое социальная философия?

Социальная философия - это научное направление, которое изучает социальные явления и процессы через философский подход. Она исследует вопросы о сущности общества, его законах, структуре и развитии, а также о взаимосвязи общества и индивида.

Какие проблемы изучает социальная философия?

Социальная философия изучает различные проблемы, связанные с обществом и человеком. Это может быть изучение социальных норм и ценностей, проблем социального неравенства, политической власти, социальной справедливости и других вопросов, которые возникают в обществе.

Кто является основными представителями социальной философии?

Основными представителями социальной философии являются такие мыслители, как Карл Маркс, Макс Вебер, Эмиль Дюркгейм, Зигмунд Фрейд и другие. Каждый из них внес свой вклад в развитие социальной философии и предложил свои уникальные идеи и подходы к изучению социальных явлений и процессов.

Что изучает марксистская социальная философия?

Марксистская социальная философия изучает общество и социальные отношения с точки зрения экономики и классовой борьбы. Карл Маркс и Фридрих Энгельс разработали теорию о материалистическом понимании истории и общества, исходя из которой они анализировали экономические структуры и конфликты между классами.

Какую роль играют социальные нормы и ценности в социальной философии?

Социальные нормы и ценности являются основополагающими элементами социальной философии. Они определяют, какие поведенческие стандарты, правила и убеждения принимаются в обществе. Изучение этих норм и ценностей позволяет понять, как они формируются, каким образом они влияют на поведение людей и как они изменяются со временем.

Что такое социальная философия?

Социальная философия - это раздел философии, который изучает социальные явления и процессы, анализирует их природу, законы и проблемы.

Какие проблемы изучает социальная философия?

Социальная философия изучает проблемы общественной жизни, такие как социальная справедливость, власть, неравенство, свобода, мораль и др. Она также исследует социальные отношения, ценности, институты и идеологии.

Кто является основными представителями социальной философии?

Основными представителями социальной философии являются позитивисты, марксисты, психологическое направление конца 19 - начала 20 века, неокантианцы, фрейдисты и неофрейдисты.

Какие идеи пропагандирует марксистская социальная философия?

Марксистская социальная философия пропагандирует идеи классовой борьбы, социальной справедливости, экономического материализма, взаимодействия идей и производственных отношений.

Какова основная идея позитивистской социальной философии?

Основная идея позитивистской социальной философии - исследовать социальные явления и процессы научными методами и применять эти знания для решения социальных проблем и улучшения общества.