Эволюция Безумия в Западно-Европейской Философии( по материалам М.Фуко. История безумия в классическую эпоху)
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 7 + 7 источников
- Добавлена 19.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1. История феномена безумия в Древнем Мире и в Средневековья….5
1.1. Феномен безумия в мифологии и в Древней Греции…………………..5
1.2. Безумие в средневековье, изоляция, теологизация безумия…………...8
Глава 2. История безумства в классическую эпоху………………………….12
Глава 3. Безумие в классическую эпоху……………………………………….19
Заключение……………………………………………………………………...22
Список использованной литературы………………………………………….25
Исходя из такой интерпретациистатуса безумия, он делает следующий обобщающий вывод: ««…Сэтой точки зрения спящий или сновидящий является более безумным, чем безумец»Понятно, что свою интерпретациюДерридане наделяетчетким понятием безумия, а так же не придает ему какого-либо исторического значения, которым но наделено в работах Фуко.Рассматривая понятие безумие Деррида обращается к работе Декарта, и дает только абстрактное определение безумия.Так по его мнению, безумие – это результат совершенной ошибки, которая является по своей сущности очень ограниченной.Сновидение по мнению Деррида, огромная ошибка.А еще общая ошибка, которая имеет тотальный характер – обманы злого гения. Именно обман злого гения можно назвать настоящим безумием. Только совершенно безумный человек может поддаться на обман злого гения. Здесь невозможно найти никакого основания. Для Дерриды это самое Великое Безумие. То безумие этих чудаков – голых королей и людей-тыкв – было маленьким, частичным; они, конечно, ошибались по поводу того, кто они такие, нов остальном они ничем не отличались от большинства простыхобывателей. Декарт исключает их из размышления не в большейстепени, чем вообще всякого, для кого его замысел поставить подсомнение все, «всю совокупность сущего» (выражение Деррида), заходит очень далеко. Декарт исключает их потому, что онислишком в немногом сомневаются. Размышляющий субъект в момент допущения возможности, что мир – это иллюзия, внушенная злым гением, сомневается во много большем, он фактическидоводит сомнение до того уровня, до которого те странные людис их причудами его никогда не доводят: он сомневается во всем. И поэтому именно он – этот субъект размышления – настоящий, подлинный безумец.Деррида фактически высказывает очень важное и имеющее довольносущественные последствия положение. Оно заключается в том, что cogito – этопоследствиеабсолютного безумия. Полностью раскрыть смысл этого положения здесь не представляется возможным. Для этого пришлось быуглубиться в содержание понятия «следа» в концепции Деррида. Мы ограничимся лишь простым указанием на присутствие этойпроблематики и ссылкой на исследования, в которых она освещается.Глава 3. Безумие в современное время.В современном мире феномен безумиястал очень ярко проявляться как в современном искусстве так и в современной философии.Проблемы безумия тем отличительным знаком, который характеризует модернистские искания разгадки тайн сущности культуры и человека и переходит в наследство постнеклассическим идиомам современности. Вслед за М.Фуко идея безумия стала играть большое значения в культуре, проявляется отношения западноевропейской культуры к идеи безумия: его отбросилик рубежам самой культуры. С XVII по XIX в. существовали следующие тактики исключения безумия: сначала оно маркировалось как ложь, заблуждение, которое преграждало путь к истине (разуму), поэтому его необходимо было изолировать -исключить из разумно устроенного пространства (общества), в дальнейшем его объявили дисфункцией самого разума и бессмыслицей, поместив в нейтральное пространство лечебниц. В этих тактиках просматривается общее: западноевропейская культура лишала безумие возможности говорить. Лишь в конце XIX столетия безумие «заговорило» устами В. Ван Гога, Ф. Ницше, А. Арто. Настоящее измерение системы безумия Фуко приписывает З. Фрейду: «Безумие возникло теперь как обволакивающее себя слово, говорящее -сверх того, что оно говорит, - что-то другое: то, единственным кодом чего может быть только оно само - вот он, если угодно, эзотерический язык, и основа его содержится внутри слова, которое, в конечном итоге, не говорит ничего другого, кроме этой взаимоподразумеваемости»Человек стал заложником потребительской цивилизации, предоставляющейвсевозможные блага, комфорт и удовольствия. Однако, духовная культура человека отходит на второй план.Машина потребительской цивилизации ускоряет и ускоряет темпы производства всевозможных благ и услуг, которые заполняют большую часть жизни человека. По мнению Юнга, с современным миром произошла «демонизации».В современном мире сформировалось несколько культов.Первый — культ сексуальности, который не признает любовь как высшую цель и обращает человека к животным инстинктам. Следующий культ современности — массовая культура. Она насаживает и вбивает в головы людей, принципы на которых строится потребительская цивилизация. Еще один черный кумир нашего времени — «абсурдные политические течения и социальные идеи, отличительным признаком которых является духовная опустошенность». И это вполне закономерно, пишет Юнг, потому что «в эпоху, когда человечество стремится исключительно к расширению жизненного пространства и увеличению требовать от человека осознания своей единственности и ограниченности по меньшей мере претенциозно. Ограниченность и единственность — синонимы, без них ощущение бесконечности (равно как и осознание ее) невозможно, остается лишь иллюзорная идентификация с ней, которая приводит к помешательству на больших числах и жажде политического могущества».Большие упования Юнг возлагал на культуру Востока, по мнению мыслителя, сохранившую многое из подобных мифологизированных представленийВ современном мире огромное внимание удалено феномену безумия. Он нашел отражение не только в философии, но и в художественной литературе и кинематографе. Герои с различными психическими расстройствами уже не являются, чем-то новым и удивительным. Более того во многих фильмах безумие представляется как привлекательная, отличительная черта главного героя. Такая тенденция не может настораживать. Скорее всего это связано с резким увеличением числа душевно больных в разных уголках Земли.Заключение Проанализировав работы философов и исследователей, которые рассматривали вопросы безумия, можно сделать следующие выводы. Во-первых, психические расстройства и заболевания были известны человечеству, с самого начала его существования. В древние времена люди разделяли душевно больных на две категории – спокойных и буйных. К представителям первой категории люди относились терпимо и заботились о них, считая таких людей любимцами богов. Ко второй категории относились, напротив, плохо. Их изгоняли, избивали и даже убивали, считая, что они одержимы демонами. В Древней Греции, согласно мифам, так же знали о душевных расстройствах. В мифах даже сохранились упоминания о способах лечения таких больных. В Средние Века были отмечены созданием Инквизиции, которая охотилась не только на ведьм, но и на всех, кто по ее мнению был поражен или находился под влиянием демонов. Так все душевнобольные люди стали носителями демонского духа.Сейчас трудно определить, какой процент среди пойманных ведьм и колдуний, было душевно больных. Ведь нередко, люди просто на просто доносили на своих соседей и знакомых из-за зависти и злобы. В классическую эпоху создаются специальные изоляторы для душевно больных людей. Нужно отметить, что у изоляции было не только медицинское назначения, но и политическое и религиозное назначения. Поэтому очень сложно определить действительное число действительно душевно больных людей, которое находилось за стенками изоляторов.В Классическую эпоху были изобретены изоляторы и появился новое определение для душевно больного человека – «изолированный». Лепрозории имели не только медицинские смыслы; изгнания прокаженных, но и несли в себе множество других задач. Изоляция имеет еще и политический, социальный, религиозный, экономический, моральный смысл. Нужно отметить, что дома-изоляторы имели европейский масштаб. Первым из «Размышлений» Декарта является размышление, которое называется «О том, что может быть подвергнуто сомнению» . В нем открывает тезис, что подлинные разыскания истины требуют ниспровержение всех ложных мнений, то есть всех тех положений, которые ранее принимались за истину. Но разобрать их все не представляется возможнымПо его мнению, не следует полагаться на чувственный опыт – опыт собственного тела. Даже то, Что происходит с нами сейчас, что мы находимся здесь и сейчас, держим что-либо в руках может оказаться ошибкой иллюзией. Дальше при обсуждение Декарт и затрагивает понятие безумия. Таким образом, наличия сомнений может быть доказательством отсутствия безумия.Согласно Фуко в классической эпохе еще не было науки психологии, а когда появляется психоанализ понятие психология пропадает.То есть, Фуко, стал одним из первых кто начал критиковать понимания психоанализа как психологии.Идея злого гения –является не только символом, который включил в себя всю опасность, которая таится в различных психологических явлениях, как образы в снах и заблуждения чувств. В отношениях между Богом и человеком, злой гений является абсолютным смыслом: он представляется возможностью неразумияи тотальность его власти в их чистом виде. Злой гений есть что-то больше, чем преломление человеческой конечности. Злой гений может указать наопасность, которая, превосходит любые человеческие возможности, и может решительно помешать в получение доступа к истине: может стать высшем препятствиемдля разумного мышления.Рассматривая понятие безумие Деррида обращается к работе Декарта, и дает только абстрактное определение безумия.Так по его мнению, безумие – это результат совершенной ошибки, которая является по своей сущности очень ограниченной.Сновидение по мнению Деррида, огромная ошибка..А еще общая ошибка, которая имеет тотальный характер – обманы злого генияСписок использованной литературыМатрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Антей, 1998. Деррида Ж. Когито и история безумия // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2007.Фуко М. Ненормальные:Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974—1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004. КаннабихЮ.В.Историяпсихиатрии.М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.Гаррабе Ж. История шизофрении. М.: 2000.Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
1. Матрица безумия / Карл Густав Юнг, Мишель Фуко. М.: Алгоритм, Эксмо, 2006
2. Фуко М. История безумия в классическую эпоху. СПб.: Антей, 1998.
3. Деррида Ж. Когито и история безумия // Письмо и различие. М.: Академический проект, 2007.
4. Фуко М. Ненормальные:Курс лекций, прочитанных в Коллеж де Франс в 1974—1975 учебном году. СПб.: Наука, 2004.
5. КаннабихЮ.В.Историяпсихиатрии.М.: АСТ, Мн.: Харвест, 2002.
6. Гаррабе Ж. История шизофрении. М.: 2000.
7. Делёз Ж., Гваттари Ф. Анти-Эдип: Капитализм и шизофрения. Екатеринбург: У-Фактория, 2007.
Вопрос-ответ:
Какие темы обсуждаются в статье?
В статье обсуждаются эволюция безумия в западной европейской философии, история феномена безумия в древнем мире и средневековье, а также безумие в классическую эпоху.
Какие периоды истории безумия рассматриваются в статье?
Статья рассматривает феномен безумия в древнем мире, средневековье и классическую эпоху.
Каким образом безумие было представлено в мифологии и древней Греции?
В мифологии и древней Греции безумие было представлено как феномен, связанный с богами и мифическими существами.
Чем характеризовалось безумие в средневековье?
В средневековье безумие характеризовалось изоляцией и теологизацией.
Какие темы рассматриваются в главе о безумии в классическую эпоху?
В главе о безумии в классическую эпоху рассматриваются история и особенности безумия в этот период времени.
Что изучает статья?
Статья изучает эволюцию безумия в западноевропейской философии на примере работы Мишеля Фуко "История безумия в классическую эпоху".
Кто является автором статьи?
Автором статьи является Мишель Фуко.
Каково содержание первой главы статьи?
Первая глава статьи рассматривает историю безумия в древнем мире и в средневековье, включая его феномен в мифологии и в Древней Греции, а также изоляцию и теологизацию безумия в средневековье.
Что изучает вторая глава статьи?
Вторая глава статьи посвящена истории безумия в классическую эпоху.
На какой эпохе фокусируется третья глава статьи?
Третья глава статьи рассматривает безумие в классическую эпоху.
Какова тема статьи?
Тема статьи - эволюция безумия в западно-европейской философии на основе материалов Мишеля Фуко.
Что рассматривается в главе 1 статьи?
В главе 1 рассматривается история феномена безумия в древнем мире и в средневековье, а также его мифологические и теологические аспекты.