Экологический проект как форма экологического образования младших школьников
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 23.06.2018
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
- Вопросы/Ответы
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..3
1. ОСНОВНЫЕ МОМЕНТЫ И ОСНОВЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ И ПРОЕКТНОЙ ТЕХНОЛОГИИ В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ………………………………….6
1.1. Основа положения «экологическое воспитание» учеников в образовательном процессе………………………………………………………..6
1.2. Виды и способы экологического воспитания младших учеников………………………………………………………………………….10
1.3. Параметры проектной деятельности обучающихся……………….15
Выводы …………………………………………………………………....20
2. ПРИМЕНЕНИЕ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ……….......................................................21
2.1. Условия работы экологического воспитания ……………………...21
2.2. Проекты экологической направленности обучающихся 3 «Б» МБОУ СОШ 1 г. Бураево…………………………………………………….26
2.3.Итоги деятельности………………………….…………......................35
Выводы ……………………………………………………………………40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...41
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК……………………………………43
2.Почему человек создает сады и парки в городе? А) чтобы растения обогащали кислородом воздух; Б) чтобы люди отдыхали и гуляли; В) чтобы было красиво. 3. Какие вещества люди добывают из морской воды? А) морскую соль; Б) сахар; В) рыбий жир. 4. В воды океана можно сбрасывать все отходы деятельности чело океан от этого не пострадает: А) да; Б) нет. 5. Какое морское животное было истреблено уже после нескольких лет его открытия? А) морская свинка; Б) морская корова; В) морская собака. 6. Какая вода встречается в озерах? А) пресная; Б) соленая; В) в одних пресная, в других соленая.7. К чему приводят загрязнения водоемов? А) гибнет рыба; Б) по берегам чахнут растения; В) размножаются водоросли. 8. Как служат почве дождевые черви? А) уничтожают вредителей; Б) перерабатывают опавшие листья; В) роют подземные ходы. 9. Где больше всего загрязнена и разрушена почва? А) в лесу; Б) в городе; В) на лугу. 10. Редкие растения у нас выращивают: А) в заповедниках; Б) в садах и парках города; В) в ботаническом саду. 11. Букеты можно составить: А) из редких цветов; Б) из растений выращенных человеком; В) из красивых цветов. 12. Если в лесу станет мало птиц, то: А) деревья могут погибнуть; Б) ничего не случиться; В) не услышим птичьих песен. 13. Какое животное может дольше других в состоянии спячки без еды: А) мышь; Б) бобер; В) еж; Г) медведь. 14. Какая птица подкладывает свои яйца в другие гнезда? 52 А) синица; Б) кукушка; В) филин; Г) соловей. 15. Какое из перечисленных животных запасают себе корм на зиму? А) лошадь; Б) волк; В) белка. Ключ: 1-б, 2-аб, 3-а, 4-б, 5-б, 6-в, 7-абв, 8-б, 9-б, 10-ав, 11-б, 12-а, 13-г, 14-б, 15-в. Обработка результатов: Подсчитывается количество правильных ответов, их сумма характеризует уровень имеющихся экологических знаний у учащихся. Низкий уровень - от 0 до 6 правильных ответов. Характеризуется отсутствием знаний или наличием узких неадекватных знаний о животном и растительном мире. Не знают о существенных сторонах познаваемого объекта. Средний уровень – от 7 до 11 верных ответов. Характеризуется усвоением закономерных связей, объектов, явлений. Появляется и развивается обобщенность знаний об особенностях природного мира. Высокий уровень – от 12 до 15 правильных ответов. Характеризуется осведомленностью закономерных связей в природе. У детей многообразны знания о растениях и животных разных сообществ. Приложение 2 Диагностический опросник, выявляющий сформированность умений, «отношений», «желаний» у учащихся к окружающему миру. БаллыУменияОтношенияЖелания2Сделаю хорошонравитсяХочу заниматься1Сделаю среднебезразличнобезразлично0Не сделаюНе нравитсяНе хочу заниматьсяПеречень вопросов: 1. ухаживать за животными. 2. помогать больным животным. 3. выращивать молодняк (животных какой-либо породы). 4. помогать и защищать бездомных животных. 5. рисовать рисунки с изображением природы. 6. разъяснять людям нужные им сведения о природе. 7. охранять природу. 8. вести борьбу с болезнями растений, с вредителями леса. 9. следить за состоянием развития растений. 10. распространение детенышей животных (щенят, котят и т.д.). 11. распространять растения. 12. наблюдать и изучать природу и природные явления. 13. помогать пернатым друзьям. 14. смотреть телепередачи о животных. Обработка результатов: Подсчитывается количество набранных баллов по вертикали, сумма характеризует отношения, знания, умения. Низкий уровень – от 0 до 9 баллов – не проявляют желания заботится о животных и окружающей среде. Познавательное отношение к растениям не развито. Бережно относятся к животным и растениям. Но интереса к данному содержанию не проявляют. Средний уровень – от 9 до 19 – не всегда способны анализировать последствия неадекватных воздействий на окружающую среду, проявляя при этом желание, заботу и бережное отношение. Высокий уровень – от 20 до 28 баллов – проявляют желание, заботу, бережное отношение к растительному и животному миру, понимая их 54 ценность. Существенно мотивируют свое отношение к природе, проявляют устойчивый интерес к окружающему миру. Приложение 3 №Вопросы%1Что такое экология?682Читаете ли вы ребенку книги о природе?763Смотрите ли вы с ребенком вместе фильмы, передачи о природе?684Посадили ли вы дерево?455Мастерили ли вы хоть раз кормушки?506Любит ли ваш ребенок бывать в лесу?747Часто ли вы бываете с ребенком в лесу?648Рассказываете ли вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, насекомых, ягод?589Знает ли ваш ребенок названия деревьев, цветов, грибов?5410Знает ли ваш ребенок стихи, загадки, пословицы, поговорки о природе?6011Проявляет ли ваш ребенок заботливое отношение к животным и растениям?2712Знает ли ваш ребенок правила поведения в лесу?5813Как вы думаете, получит ваш ребенок знания о природе в школе?89Приложение 4 Коллективный проект «СТРОИМ ГОРОД» 3 «Б» класса. Работали над проектом поэтапно: 1 этап-Погружение в проект. 2 этап-Организация деятельности. 3 этап-Осуществление деятельности. 4 этап-Презентация. Классный час-4 этап. Конспект классного часа по теме: «Строим город.» ЦЕЛИ: Формировать у учащихся познавательный интерес к экологическим проблемам и стремление принять посильное участие в их решении; помочь учащимся осознать свою моральную ответственность за судьбу родной земли, формировать нравственные качеств. Личностные результаты: построить город, который будет соответствовать экологическим и эстетическим требованиям жизни. ОБОРУДОВАНИЕ: город, послание, конверты с текстами, шаблоны экознаков, солнце. Ход классного часа Деятельность учителяДеятельность детейПсихологический настрой. Здравствуйте, гости! Здравствуйте, ребята! Здравствуйте, ученики! Здравствуйте, юные экологи! - Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, подарите друг другу улыбки. -Оглянитесь назад, поприветствуйте наших гостей улыбкой. Скажите, почему я вас поприветствовала по-разному?Настраиваются на работу Ученики - мы являемся школьниками. Юные экологи - мы участники социального проекта «Зелёные воротнички»Мотивация к деятельности - Я и не знала, что весть о нашем городе разнеслась по всему свету. А узнала об этом, получив звуковое послание. -Давайте, его послушаем.. Сюрпризный момент. (Голосовое Послание от Экотопика) «Здравствуйте, ребята! Наконец-то я вас нашел! Меня зовут Экотопик. Я - капелька росы. Появился ранним утром на травинке. Я познакомился с Гусеницей, которая и рассказала мне, что то место где я родился не пригодно для жизни. Но, если очень захотеть, то можно найти самый чистый, светлый и прекрасный город под названием Экоград.- Экоград, -сказала она, -можно только создать или построить. И сделали это ученики 3 Б класса из школы №1. Можно ли мне поселиться в вашем городе?»Слушают Постановка цели классного часа. Мы и в самом деле строили с вами город. Но вот является ли он Экоградом? Давайте разберёмся. Расскажите, кто что сделал?(Алина Данил. Саша. Егор Б., Миша и т.д.,) - слова на доску: Дома- из пенокирпича, Экомобили- на солнечной батарее, Фонтан-для увлажнения воздуха и.тд. - Что значит Экоград? -А что такое экология? Что она нас учит беречь?Отвечают на вопросы Доказать, что наш город является ЭкоградомАктуализация знаний и поиск решения проблемы: -У нас в городе есть – предметы, но не хватает природных объектов. -Первое, что ещё должно появиться в нашем городе вы узнаете, если поиграете со мной в очень подвижную игру: "Кто-то утром не спеша (ходьба) Надувает желтый шар (дуют, разводят руки, А как выпустит из рук (руки поднять, хлопок) Станет все светло вокруг (поворот) . Что это за шар? » (Солнце) -А что вы знаете о солнце? (высказывают) Подготовленный ученик: «Солнце – это раскаленный шар. Это самая близкая к Земле звезда. Свет от солнца до Земли идет 8 минут. Солнце – это центр нашей солнечной системы, вокруг него вращаются планеты, в том числе и Земля. Все мы видим, что Солнце жёлтого или оранжевого цвета, но на самом деле, оно белое. Во все стороны от Солнца распространяется свет и если бы солнце стало холодным, то земля погрузилась бы в темноту. От холода и темноты погибло бы все живое на Земле.» -Следующее, что должно появиться в Экограде вы узнаете, если отгадаете загадку: Что вокруг нас всегда, но мы это не видим? Алина : «Воздух-это оболочка вокруг нашей Земли. Если бы вокруг Земли не было воздуха, все живое погибло бы от солнечных лучей днем и от космического холода ночью. Без воздуха земля была бы мертвой пустыней. Воздух, окружающий нашу Землю, выполняет очень важную работу – следит за климатом на нашей планете. Чтобы за осенью наступала зима, а за зимой весна и лето. Человеку в день необходимо примерно 20 килограмм воздуха. Такой объем воздуха человек получает при 22 тысячах вздохов в день. Интересно, что четверть всего получаемого воздуха используется человеческим мозгом. Более 20% от всего вдыхаемого людьми воздуха вырабатывают Слушают сообщения воздух 59 леса. Именно поэтому очень важно сохранять леса, ведь они являются легкими планеты.» -А какой воздух у нас будет в Экограде? Что мы для этого сделали? Вода. -С помощью чего у нас очищается в городе вода? Солнце, воздух и вода? -Жить в Экограде сможет только тот житель, который будет соблюдать правила и нормы по охране окружающей среды. Для этого нам помогают экологические знаки. Экологические знаки показывают людям, что надо сделать, чтобы наша Земля стала чище и краше. Разрешающие знаки обозначают, какие добрые поступки надо совершить людям для нашего города, страны, планеты. Запрещающие знаки – что нельзя делать, находясь в природе.Озеленили. Посадить деревья. Очистительное сооружение. Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья! Отвечают на вопросыРешение проблем. Самостоятельная работа. Работа в парах. -Сейчас я предлагаю Вам поработать в Работают в парах по плану 60 парах. У вас на столах лежат конверты. Посмотрите, что внутри? Это тексты. Ваша задача найти в тексте экологическую проблему или правило и создать экознак, а потом рассказать о ней всем ребятам. Защита! Давайте договоримся, как можно будет начать отвечать: -Мы считаем, что в этом тексте говорится о проблеме…..Защищают свой экознак, выделяя экопроблему из текстаРефлексия. -Выберите любую фразу, которая подходит к вам: классный час дал мне для жизни… -сегодня я узнал… я выполнял задания, которые помогли мне … я понял, что… теперь я могу… я приобрел… я научился… классный час дал мне для жизни… мне захотелось… Подведение итогов. - Спасибо, вам ребята за помощь! Что мы с вами сегодня все вместе создавали? (Мы строили город Экоград) . - Доказали ли мы, что наш город можно назвать Экоградом? - Наше путешествие будет продолжаться и я думаю, что вы станете настоящими друзьями природы. личностные: излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, овладение логическими действиями сравнения, анализа и синтеза, обобщения, развитие мотивов учебной деятельности личностного смысла учения предметные: публично выражать свои мысли, оценивать свои достижения метапредметные: адекватно оценивать собственное поведение и поведениеЗадание: Найдите в стихотворении правило. Инструкция: 1. Прочи тайте текст. 2. Опред елите правило природы. 3. Созда йте экознак. 4. Объяс нить смысл экознака, доказывая строчками из текста. «Дерево, посаженное мною» Встают сады в родном моем краю Вокруг полей зеленою стеною. И тем горжусь, что в дружном их строю Есть дерево, посаженное мною… И хоть исчезнут ног моих следы, Но не расстанусь с жизнью я земною; Ведь в том саду, который даст плоды, Есть дерево, посаженное мною. Автор: Шариф БикколЗадание: Найдите в рассказе правило. Инструкция: 1. Прочи тайте текст. 2. Опред елите правило природы. 3. Созда йте экознак. 4. Объяс нить смысл экознака, доказывая строчками из текста. «Мы с братом спешили сделать кормушку для птиц. Работа закипела. И скоро столик был готов. Утром мы побежали в сад. хотелось поскорее открыть птичью столовую. Кормушку повесили на яблоне. Гости не заставили себя долго ждать.»Задание: Найдите в стихотворении правило. Инструкция: 1. Прочи тайте текст. 2. Опред елите правило природы. 3. Созда йте экознак. 4. Объяс нить смысл экознака, доказывая строчками из текста. Мы с подружкой не лентяйки Поливать умеем грядки Прям из лейки на кусты Льёт водичка на цветы На петунью и ирисы На ромашки и нарциссы На гвоздику и пион И на розовый бутон Помогаем, помогаем И цветочки все считаем Уморились поливать... Не пора ли отдыхать?Задание: Найдите в отрывке из рассказа правило. Инструкция: 1. Прочит айте текст. 2. Опреде лите правило природы. 3. Создай те экознак. 4. Объясн ить смысл экознака, доказывая строчками из текста. «Мальчишки разорили гнездо каменки, разбили её яички. Из разбитых скорлупок выпали голые, слепенькие птенчики…»Задание: Найдите в определении правило. Инструкция: 1. Прочи тайте текст. 2. Опред елите правило природы. 3. Создай те экознак. 4. Объяс нить смысл экознака, доказывая строчками из текста. «…незаконные дей ствия по добыче или уни чтожению диких животн ых, рубке леса с нарушен ием установленных запретов…»Задание: Найдите в стихотворении правило. Инструкция: 1. Про читайте текст. 2. Опр еделите правило природы. 3. Созд айте экознак. 4. Объ яснить смысл экознака, доказывая строчками из текста. «Есть в природе равновесие, Нарушать его нельзя. В жизни это очень важно Для тебя и для меня. Что бы было равновесие Надо с вами, нам, друзья Не выбрасывать отходы И не загрязнять моря. Меньше ездить на машинах И пускать из фабрик дым, Чтоб не летали в атмосфере И не делали там дыр… Ты подумай о природе- Нам ещё здесь жить как вроде!»Задание: Найдите в стихотворении правило. Инструкция: 1. Прочи тайте текст. 2. Опред елите правило природы. 3. Созда йте экознак. 4. Объяс нить смысл экознака, доказывая строчками из текста. Цветы украшают луга и леса Но это не только природы краса- В них пчёлы находят целительный дар, И бабочки пьют из них сладкий нектар. Не надо, друзья, их бессмысленно рвать, Не надо букеты из них составлять… Завянут букеты…Погибнут цветы… И больше не будет такой красоты!Задание: Найдите в стихотворении правило. Инструкция: 1. Прочи тайте текст. 2. Опред елите правило природы. 3. Созда йте экознак. 4. Объяс нить смысл экознака, доказывая строчками из текста. Как много звуков тут и там! В лесу не нужен шум и гам: Нельзя шуметь, галдеть, кричать И громко музыку включать!Задание: Найдите в статье правило. Инструкция: 1.Прочита йте текст. 2.Определи те правило природы. 3.Создайте экознак. 4.Объяснит ь смысл экознака, доказывая строчками из текста. «Вырывать грибы, а также сбивать несъедобные не следует: разрушается грибница, исчезает лекарство для животных, нарушается сообщество «грибы- деревья»…»
1. Барковская О.М. Содержание, цель и задачи программы начального экологического воспитания [Текст]/ О.М. Барковская–Начальная школа. – 2014. – №2. – С.32-33.
2. Бобылева Л.Д. Повышение эффективности экологического воспитания [Текст] / Л.Д. Бобылева. - Биология в школе. – 2016. - №3. – С. 57-59.
3. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников: Проблемы и перспективы [Текст]/Н.Ф. Виноградова.- Начальная школа. – 2012. - №4. – С.20-24.
4. Волжина О.Б. Метод проектов в экологическом воспитании детей младшего школьного возраста [Текст]/ М., 2014 — 20 с.
5. Захлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы [Текст] / А.Н. Захлебный– М.: Педагогика, 2013. – 184с.
6. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении [Текст] / И.Д. Зверев Новый аспект образования. – М.: 2017.– 24с.
7. Игнатьева О. Современная школа и проблема экологического мышления / О. Игнатьева, А. Маджуга, Б. Анарметов // Альма матер. - 2015. - № 8- С.57
8. Исследовательская и проектная деятельность в школе // Начальная школа: плюс до и после– 2013. - № 8. – С. 3-95
9. Лихачев Б.Т. Экология личности [Текст] / Б.Т. Лихачев.- Педагогика. – 2014. - №2. – С.19-21.
10. Моисеева Л.В., Кастунов И.Р. Диагностика уровня экологических знаний и сформированности экологических отношений у 48 школьников [Текст] / Министерство образования Российской Федерации; УГПИ Науч. пед. центр «Уникум». – Екатеринбург, 2013. – 148 с.
11. Молодова Л.П. Методика работы с детьми по экологическому воспитанию [Текст]/ Минск– Асар, 2016 г–48 с.
12. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении[Текст]:– М.: Аркти, 2015. – 112 с.
13. Плешаков А.А. Экологические проблемы и начальная школа. [Текст]/ //Начальная школа. –2015, №5, С. 2-8.
14. Сайдакова Л.А. Мир вокруг нас [Текст] // Начальная школа. – 2013. - №9. – С.40-42.
15. Салеева Л.П. Формирование бережного отношения младших школьников к природе [Текст]/ Л.П. Салеева: – М.: 2014. – 49 с.
16. Симонова Л.П. Этические беседы по экологии с младшими школьниками. // Начальная школа . – 2015. №5. С. 45-51.
17. Суравегина И.Т. Методическая система экологического образования [Текст] //Советская педагогика. – 2016. - №9. – С.31-34.
18. Суравегина И.Т. Сенкевич, В.М. Экология и мир [Текст]/ И.Т. Суравегина – М.: Новая школа, 2014. – 126 с.
19. Усова А.В. Бобров А.А. Формирование у учащихся умения самостоятельно проводить наблюдения и опыты [Текст]/ А.В. Усова – М., 2013. – 98 с.
20. Филатова Л.М. По страницам Красной книги [Текст] // Начальная школа. – 2014. - №11. – С.49-52.
21. Хафизова Л. М. Экологическое воспитание у младших школьников [Текст] //Начальная школа. –2016, N3, С. 33-34.
Вопрос-ответ:
Какие основные моменты и основы экологического образования младших школьников рассматриваются в статье?
Статья рассматривает основы и моменты экологического образования младших школьников, а также проектную технологию в современной школе.
Какие виды и способы экологического воспитания младших учеников рассматриваются в статье?
В статье рассматриваются различные виды и способы экологического воспитания младших учеников, такие как экскурсии, практические занятия, проектная деятельность и другие.
Что такое проектная технология и какие параметры проектной деятельности обучающихся рассматриваются в статье?
Проектная технология - это метод обучения, основанный на проведении проектов с участием учеников. В статье рассматриваются различные параметры проектной деятельности обучающихся, включая определение целей и задач проекта, выбор методов и средств реализации проекта, оценку результатов и другие.
Какую роль играет экологическое воспитание учеников в образовательном процессе?
Экологическое воспитание учеников играет важную роль в образовательном процессе. Оно способствует формированию экологической компетенции, развитию экологического сознания и ответственного отношения к окружающей среде.
Какие виды экологического воспитания младших учеников рекомендуются в статье?
В статье рекомендуется использование различных видов экологического воспитания младших учеников, включая обучение в природной среде, участие в экологических мероприятиях, игровые формы экологического образования и другие.
Какие основные моменты и основы экологического воспитания младших школьников рассматривает статья?
Статья рассматривает основные моменты и основы экологического воспитания младших школьников. Она говорит о том, как экологическое воспитание может быть организовано в образовательном процессе, а также рассматривает различные виды и способы экологического воспитания.
Что является основой положения экологического воспитания учеников?
Основой положения экологического воспитания учеников является организация экологического образования в образовательном процессе. Это подразумевает включение экологических тем в учебные программы, проведение экоуроков и экологических мероприятий, а также формирование экологической культуры учеников.
Какие виды и способы экологического воспитания младших учеников рассматривает статья?
Статья рассматривает различные виды и способы экологического воспитания младших учеников. Она говорит о проведении экологических экскурсий, организации экоигр и конкурсов, проведении практических занятий по сортировке отходов и экосистемам, а также о введении экологических проектов.
Какие параметры проектной деятельности обучающихся рассматривает статья?
Статья рассматривает различные параметры проектной деятельности обучающихся. Она говорит о выборе и формулировке целей проекта, организации групповой работы, разработке плана работы, сборе и анализе информации, а также оформлении и представлении результатов проекта.
Как экологический проект может быть формой экологического образования младших школьников?
Экологический проект является одной из форм экологического образования младших школьников. Он позволяет учащимся активно участвовать в решении экологических проблем, проводить исследования, осознавать важность экологического поведения. При выполнении проекта дети учатся работать в команде, развивают навыки самоорганизации и принятия решений. Такой опыт помогает им лучше понять окружающий мир и принять ответственное отношение к природе.
Какой вклад может внести экологический проект в образование младших школьников?
Экологический проект позволяет младшим школьникам углубить свои знания о природе и окружающей среде. Он помогает им развить навыки работы в группе, принятия решений и реализации своих идей. Такой проект также способствует формированию экологической ответственности и умения принимать активное участие в решении проблем окружающей среды.
Какие виды экологического воспитания существуют для младших учеников?
Существуют различные виды экологического воспитания для младших учеников. Например, это могут быть экскурсии в природу, участие в экологических проектах и акциях, занятия на уроках природоведения, обучение учащихся основам раздельного сбора мусора и экологически чистому образу жизни. Все эти виды воспитания направлены на формирование у младших школьников экологического мышления и ответственности перед природой.